Перейти на главную страницу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Волосникова Л.М./
__________ _____________ 2011г.
Психологические Тренинги
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050700.62
Педагогика, профиль подготовки 540609
«Практическая психология в образовании»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
Объем 32 стр.
Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./
«______»___________ 2011 г.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./
«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мальцева Ольга Анатольевна
Психологические Тренинги
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050700.62
Педагогика, профиль подготовки 540609
«Практическая психология в образовании»
Мальцева О.А. Психологические Тренинги. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609«Практическая психология в образовании»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастно-психологическое консультирование [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk3.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент
© ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2011. ©Мальцева О.А., 2011.
1.Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины .
Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социально психологическом тренинге как методе работы с группой, об организации и проведении тренинговых занятий, об эффективном использовании психотехнических средств в ходе тренинга, об основных методологических и практических проблемах разработки и реализации тренинговой программы и путях их решения.
Задачи дисциплины:
1. овладеть системой основных понятий и категорий активных методов групповой работы;
2. получить сведения об истории возникновения данного направления в психологии, этапах его становления, новых направлениях и тенденциях развития;
3. владеть различными активными методами групповой работы ;
4. рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий
5.Познакомить студентов с различными формами тренинговой работы.
6.Сформировать навыки разработки тренинговой программы.
7.Дать представление о работе ведущего тренинговой группы.
8. Научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой).
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Настоящий курс входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом, а именно соответствовать следующим требования к обязательному минимальному содержанию основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540600 Педагогика: Психологические тренинги.
Теоретические и методологические основания тренинговых практик. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций. Классификация видов психологического тренинга. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика. Характеристика и особенности тренинговых процедур. Критерии эффективности психологического тренинга. Основы профессиональной подготовки психотренеров. Проектирование тренинговых программ. Тренинговые практики.
Освоения данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, усвоенных студентами по дисциплинам профессионального цикла: Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития ,Социальная психология. Студенты должны иметь представления: о психологии познавательных процессов; о психологии общения и деятельности; о закономерностях возрастных изменений в поведении людей и возможностях объяснить эти изменения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Дисциплина изучается на 4 курсе в течение 7 семестра. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 140 часов. Данный курс рассчитан на 72 аудиторных часа, из них 18 лекционных, 54 практических и 68 часов для самостоятельной работы студентов.
Таблица 1
№ |
Тема
|
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов | |||
Лекции* |
Лабораторные занятия |
В том числе интерактивные формы |
Самостоятельная работа* | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Модуль 1. |
|
|
|
- |
|
|
0-10 |
|
Общее понятие о психологическом тренинге |
1 |
2 |
|
2 |
4 |
6 |
0-4 |
|
Виды тренингов |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
6 |
0-2 |
|
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
6 |
0-2 |
|
Групповая динамика в тренинговой группе |
3 |
2 |
- |
- |
4 |
6 |
0-2 |
|
Модуль 2. |
|
|
|
- |
|
|
0-70 |
|
Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения |
4-5 |
2 |
8 |
8 |
12 |
22 |
0-10 |
|
Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга |
5-6 |
2 |
8 |
8 |
14 |
24 |
0-30 |
|
Ведение группы |
7-15 |
2 |
28 |
28 |
10 |
40 |
0-30 |
|
Модуль 3. |
|
|
|
- |
|
|
20 |
|
Функции психотренера и стили руководства группой |
16-17 |
2 |
5 |
5 |
6 |
13 |
0-10 |
|
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс |
17-18 |
2 |
5 |
5 |
6 |
13 |
0-10 |
|
Всего |
|
18 |
54 |
54 |
68 |
140 |
0-100 |
|
Итого (часов, баллов): |
|
18 |
54 |
54 |
68 |
140 |
0 – 100 |
Таблица 2
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов | |
обязательные |
дополнительные | |||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
| |
|
Общее понятие о психологическом тренинге |
сравнительный анализ источников |
подготовка сообщений |
1 |
4 |
0-4 |
|
Виды тренингов |
конспект первоисточников |
самостоятельное изучение материала |
2 |
4 |
0-2 |
|
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы |
самостоятельное изучение материала |
самостоятельное изучение материала |
2 |
4 |
0-2 |
|
Групповая динамика в тренинговой группе |
конспект первоисточников |
подготовка сообщений |
3 |
4 |
0-2 |
|
Всего по модулю 1: |
12 |
0-10 | |||
Модуль 2 |
|
|
|
|
| |
|
Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения |
Разработать и представить к защите содержание занятия используя методпогружения. по предложеному плану. |
работа в малых группах Выполнить серию упражнений на экспресс-сивность и выразительность речи. Выполнять упражнения для развития «полетности» голоса. Подготовка проекта деловой игры (для старшеклассников, студентов, педагогов).
|
4-5 |
12 |
0-10 |
|
Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга |
конспект первоисточников, разработка программы тренинга |
самостоятельное изучение материала, работа в малых группах |
5-6 |
18 |
0-30 |
|
Ведение группы |
подготовка к самостоятельному проведению тренингового занятия |
самостоятельное изучение материала, работа в парах |
7-15 |
10 |
0-30 |
|
Всего по модулю 2: |
40 |
0-70 | |||
Модуль 3 |
|
|
|
|
| |
|
Функции психотренера и стили руководства группой |
самостоятельное изучение материала |
работа в малых группах |
16-17 |
6 |
0-10 |
|
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс |
самостоятельное изучение материала Определение уровня развития собственных профессионально и личностно значимых качеств. Определе-ние индии-видуальных особенностей стиля руководства. |
подготовка сообщений |
17-18 |
6 |
0-10 |
|
Всего по модулю 3: |
12 |
0-20 | |||
|
Итого: |
68 |
0-100 |
Отличие традиционных и активных методов обучения. Активные методы обучения как форма обучения, направленная на развитие самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Общее понятие о психологическом тренинге. История возникновения тренинга как метода работы с группой (К.Левин). Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы (активные методы группового обучения, групповая психотерапия).
Виды тренингов. Выделение видов тренинговых групп в зависимости от используемого направления психотерапии. Бихевиорально-ориентированные группы (группы тренинга умений); гуманистически-ориентированные группы (группы встреч гештальт-группы); группы трансактного анализа; психодраматические группы; телесно-ориентированная групповая психотерапия. Общее и различия в работе различных групп; области применения каждого из видов.
Глубина тренинга. Тренинги умений (общих и частных) и тренинги личностного развития. Тренинги проблемно-ориентированные и возрастно-ориентированные. Личностные тренинги и бизнес-тренинги.
Выделение видов тренинга в зависимости от целей: тренинги сензитивности, общения, личностного роста, супружеского взаимодействия, родительского поведения, делового общения и т.д.; их особенности.
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы. Зависимость состава группы от ее вида и целей. Группы обязательные (в рамках учебного процесса, на производстве и т.д.) и добровольные. Противопоказания к участию в группе (низкий интеллект, психозы) и ограничения при наборе в группу (выраженные физические дефекты; заболевания, несущие угрозу для жизни; выраженные акцентуации характера; родственные и близкие межличностные связи и т.д. – кроме специально организованных тренингов). Количественный состав группы. Группы гомогенные и гетерогенные. Значимые критерии гомо/гетерогенности группы: возрастной, половой, уровень интеллекта, социальное положение, сферы деятельности, интересы, личностная проблематика участников. Особенности работы в гомогенных и гетерогенных группах.
Групповая динамика в тренинговой группе. Общее понятие о групповой динамике. Механизмы групповой динамики: психологический обмен, идиосинкразический кредит, конфликт. Особенности действия механизмов в условиях тренинга.
Групповая дискуссия как метод обучения. Социально-психологические предпосылки использования дискуссионных методов в образовательных целях. Общая характеристика дискуссионных методов: цели, задачи, формы организации, обучающие возможности. Механизмы речевого воздействия на человека в групповой дискуссии: заражение, внушение, убеждение. Организационные условия: этапы групповой дискуссии, правила участия, задачи ведущего, ролевые позиции участников. Требования к формулировке темы. Основные ошибки, допускаемые в ходе проведения дискуссии, способы их устранения. Отличие дискуссии от спора, полемики, диспута. Требования к организации и проведению «мозгового штурма».
Понятие игры, проблема определения. Основные точки зрения на игру в современном научном знании. Решение профессиональных задач в деловой игре. Деловая игра, история ее возникновения. Имитационная игра как род деловой игры. Организационно-деятельностная игра как «фирменная технология» методологической школы. Характеристика современных модификаций организационной игры. Метод ролевой игры. Цели и задачи ролевой игры. Психотехнические возможности игры. Подбор упражнений, позволяющих решать задачи данного тренинга. Типы упражнений. Требования к тренинговым упражнениям. Компонование серии упражнений.
Тема 6. Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга
Этапы организации тренинга: разработка программы тренинга. Постановка цели и задач. Выбор формы (вида) тренинга. Взаимоопределяемость вида и целей тренинга. Определение значимых характеристик будущей группы. Выбор основной сферы воздействия (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Длительность группы и режим её работы. Распределение задач по тренинговым дням (составление тематического плана тренинга). Подбор упражнений, позволяющих решать поставленные задачи.
Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств. Определение методов измерения тренингового воздействия на участников группы
.Этапы организации тренинга: разработка программы тренинга. Постановка цели и задач. Выбор формы (вида) тренинга. Взаимоопределяемость вида и целей тренинга. Определение значимых характеристик будущей группы. Выбор основной сферы воздействия (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Длительность группы и режим её работы. Распределение задач по тренинговым дням (составление тематического плана тренинга). Подбор упражнений, позволяющих решать поставленные задачи.
Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств. Определение методов измерения тренингового воздействия на участников группы.
Тема 7. Ведение группы.
Ведение группы. Особенности организации пространства для разных видов групп. Начало группы: процедура знакомства. Проблема первого впечатления. Проведение целеполагания. Ввод групповых норм и правил (тренером) или их выработка самой группой. Примеры типичных правил. Психологическая разминка (разогрев группы) - общий в процессе тренинга и в начале каждого занятия. Проблема мотивации группы. Логика построения занятий.
Рефлексия в процессе работы (сознательная проработка переживаний). Необходимость эмоционального отреагирования в процессе занятий; его способы. Значимость обратной связи в процессе работы. Содержательный и методический аспект феномена «обратной связи».Виды «обратной связи» и способы ее осуществления в группе. Правила и схема конструктивной «обратной связи». Особенности восприятия «обратной связи» участниками психологического тренинга. Взаимосвязь (комплекс влияния) эффектов психологического тренинга.
Развитие рефлексивных навыков в психологическом тренинге. Формы, виды, средства рефлексии. Место и значение рефлексии для развития группы и отдельного участника. Рефлексия как средство обучения. Рефлексия в групповой работе: место, значение, техники развития. Рефлексия как процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов и механизм взаимопонимания. Групповая рефлексия.
Использование конфликта для активизации групповой динамики. Способы организации конфликта и выхода из него. Типы конфликтов: группа/ведущий; лидер/ведущий; группа/отстраняющийся участник; группа/негативный лидер; участник/участник. Конструктивный и неконструктивный конфликт на тренинге.
Завершение группового процесса. Группы пролонгированные и ограниченные во времени. Причины “естественного умирания” (распада) пролонгированной группы. Важность завершающего этапа работы группы с фиксированным временем занятий. Понятие “закрытого гештальта”. Уровни закрытия гештальта: поведенческий, вербальный, воображение. Ритуалы прощания (выход из тренинга). Необходимость завершенности каждого отдельного занятия и способы их завершения. Возможные последствия незавершенности тренинга. Причины и профилактика психологических травм на тренинге.
Функции психотренера и стили руководства группой. Функции (задачи) руководителя группы. Стили руководства группой: авторитарный, демократический, попустительский.
Поведенческие роли психотренера: эксперт, катализатор, дирижёр, активный (идеальный) партнёр. Зависимость поведенческих ролей от стиля руководства. Использование ведущим разных стилей руководства и поведенческих ролей в зависимости от особенностей группы и фаз ее развития. Принципы ведения тренинговой группы.
Тренер - фасилитатор и условия эффективности его деятельности (безусловное принятие себя и группы, способность к эмпатическому пониманию, конгруэнтность).
Взаимосвязь выбора стиля руководства и целей тренинга. .Организация тренером обратной связи и рефлексии,создание атмосферы эмпатии как факторов создания обучающей среды тренинга.
Организация «обратной связи» как фактора, обеспечивающего эффективность групповой работы и универсальное средство объективации деятельности (перевода поведения участников на осознанный уровень регуляции. Организация помощи участникам в самовыражении. Ответственность тренера за происходящее в группе.Стили руководства и ведения группы. Типологии тренеров (по Г.Марасанову, Р.Кочунасу, Дж.Таунсенду и др).
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс. Личностные качества, необходимые психотренеру. Требования к профессиональной подготовке. Влияние собственных нерешенных проблем ведущего на работу группы. Перенос и контрперенос на тренинге. Проработка собственных иррациональных установок ведущего по отношению к ведению тренинга. Проблема гибкости поведения психотренера. Этические принципы работы тренера. Международные этические нормы. Универсальность этических норм, используемых в психологической работе. Требования к профессиональной подготовке тренера. Различия в требованиях к подготовке в зависимости от специализации психотренера. Повышение квалификации тренера.
1.Проведение ролевой игры «Защита тезисов выступления». В ходе игры члены группы проигрывают различные роли участников публичной дискуссии, обучаются убеждать, пропагандировать аргументировать, критиковать тезисы выступления.
2.Отрефлексировать свое выступление, получить обратную связь от остальных членов группы. Оценивание структурированности речи каждого оратора по следующим критериям: присутствие в вербальном тексте приветствия, введения в тему; полнота содержания; наличие заключения.
3. Проведение групповой дискуссии о способах подготовки, принципах и приемах эффективного выступления, критериев его оценки.
4.Обучение приемам и способам эффективного публичного выступления.
5.Отработка приемов обращения к аудитории, пробуждения интереса к теме, поддержания контакта.
6. Выполнение упражнений на образность подачи информации, нахождение яркого примера, обращение к эмоциям аудитории, умение делать выводы переходы от одной части выступления к другой, связанность и логичность подачи информации.
7. Выполнение упражнений направленных на тренировку умений задавать вопросы и отвечать на них, грамотно использовать невербальные средства общения.
8.Оценивание студентами своих способностей к публичному выступлению и степенью удовлетворенности своей работой в группе, своей активности, заинтересованности, новизной полученных знаний.
Занятие 3 .Проведение групповой дискуссии
1. Проведение групповой дискуссии
2.Индивидуально оценить работу руководителя групповой дискуссии по предложенной анкете.
3.Провести групповую рефлексию по взаимодействию, используя анкету по оценке основных параметров работы в команде(Разработка А.М.Захаровой)
1.Подготовка участников к «мозговому штурму», проведение его.
2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию «мозгового штурма»: значение интеллектуальной разминки; методы снижения критичности ума при генерации идей; способы и приемы стимулирования свободного и творческого мышления; возможности использования метода в психолого-педагогических целях.
3.Проведение метода погружения и исследование технологии метода в практическом применении. Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию метода погружения: основные принципы, подходы к построению занятий, условия реализации метода.
1. Проведение сессии ролевой игры.
2. Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию ролевой игры: роль как смыслообразующая единица ролевой игры; психологическое содержание ролевого взаимодействия; применение ролевой игры на уроке, в учебном занятии.
Занятие 7. Решение профессиональных задач в деловой и игре
1.Проведение сессии деловой игры.
2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию деловой игры: содержательные и структурные характеристики метода; признаки деловой игры как формы обучения.
Занятие 8. Решение профессиональных задач в организационно-деятельностной игре
1.Проведение сессии организационно-деятельностной игры.
2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию организационно-деятельностной деловой игры: архитектоника организационно-деятельностной игры; стресс-факторы, возникающие в организационных играх; методы и приемы психологической поддержки участников.
Занятие 9. Организации и содержание психологического тренинга с педагогами.
1.Сессия психологического тренинга с педагогами (демонстрация студентами подготовленных самостоятельно в группах упражнений)
2 Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию фрагментов психологического тренинга с педагогами.
Занятие 10 . Принципы составления и содержание анкет обратной связи.
4.Знакомство с различными формами анкет обратной связи, практикум по разработке их под различные задачи (работа в группах по 3-4 человека),групповое обсуждение содержания анкет обратной связи (авторская разработка Г. Л. Бардиер)
1.Демонстрация отдельных элементов разработанной студентами тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 2 академических часа). Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.
2.Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» .
3. Разработчики программы также защищают содержание тренинга.
4. Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.
5. По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».
1.Определение уровня развития собственных профессионально и личностно значимых качеств.
2.Определение индивидуальных особенностей стиля руководства.
3.Выполнить серию упражнений на экспрессивность и выразительность речи. Предлагается тренироваться в произношении скороговорок и поговорок, выделять с помощью интонации ключевые слова в сложных фразах; выполнять упражнения для развития «полетности» голоса, например чтение стихов, речитативов.
4.Исследовать с помощью опросника Р. М. Белбина на определение характерных черт вашего поведения в групповой работе.
5.Исследовать с помощью шкалы измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли) собственную тактику.
6.Исследовать с помощью теста самомониторинга М. Снайдера индивидуальные различия в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми.
7.Исследовать собственные ораторские способности по следующим методикам:
--Методика «Критерии оценки информативности речи» (Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.) Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они предлагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Методика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Критерии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора.
--Методика «Критерии оценки убеждающей речи» (Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
--«Самоанализ выступления» Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для самооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.
--Шкала «Способность к публичному выступлению». Для самоанализа выступлений предлагается также использовать шкалу Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению».
8. В группах по 3-4 человека разработать и представить к защите содержание занятия для изучения методом погружения по плану:
9. В группах по 3-4 человека разработать и представить к защите содержание психологического тренинга с педагогами для последущей демонстрации его фрагментов. Возможные темы:
-коррекция имеющихся у учителей представлений о природе психических процессов и функций в учебной деятельности школьника;
-анализ, расширение и преобразование профессионального опыта учителя (моделирование профессиональной деятельности);
-развитие педагогической рефлексии;
-профилактика профессиональных деформаций и деструкций в развитии личности учителя.
10.Разработка тренинговой программы и демонстрирация ее элементов на практических занятиях.
Указания по разработке и демонстрации тренинговой программы:
Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов | |
обязательные |
дополнительные | |||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
| |
|
Общее понятие о психологическом тренинге |
сравнительный анализ источников |
подготовка сообщений |
1 |
4 |
0-4 |
|
Виды тренингов |
конспект первоисточников |
самостоятельное изучение материала |
2 |
4 |
0-2 |
|
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы |
самостоятельное изучение материала |
самостоятельное изучение материала |
2 |
4 |
0-2 |
|
Групповая динамика в тренинговой группе |
конспект первоисточников |
подготовка сообщений |
3 |
4 |
0-2 |
|
Всего по модулю 1: |
12 |
0-10 | |||
Модуль 2 |
|
|
|
|
| |
|
Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения |
Разработать и представить к защите содержание занятия используя методпогружения. по предложеному плану. |
работа в малых группах Выполнить серию упражнений на экспресс-сивность и выразительность речи. Выполнять упражнения для развития «полетности» голоса. Подготовка проекта деловой игры (для старшеклассников, студентов, педагогов).
|
4-5 |
12 |
0-10 |
|
Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга |
конспект первоисточников, разработка программы тренинга |
самостоятельное изучение материала, работа в малых группах |
5-6 |
18 |
0-30 |
|
Ведение группы |
подготовка к самостоятельному проведению тренингового занятия |
самостоятельное изучение материала, работа в парах |
7-15 |
10 |
0-30 |
|
Всего по модулю 2: |
40 |
0-70 | |||
Модуль 3 |
|
|
|
|
| |
|
Функции психотренера и стили руководства группой |
самостоятельное изучение материала |
работа в малых группах |
16-17 |
6 |
0-10 |
|
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс |
самостоятельное изучение материала Определение уровня развития собственных профессионально и личностно значимых качеств. Определе-ние индии-видуальных особенностей стиля руководства. |
подготовка сообщений |
17-18 |
6 |
0-10 |
|
Всего по модулю 3: |
12 |
0-20 | |||
|
Итого: |
68 |
0-100 |
Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами.
Мультимедийная аппаратура. Компьютеры (сеть) для тестирования. Программное обеспечение по СУБД.
ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАЛЬЦЕВА
Психологические Тренинги
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050700.62
Педагогика, профиль подготовки 540609
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
01 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое
04 09 2014
3 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300. 68, посещающих нис «Кросс-культ
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплин
23 09 2014
5 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 62
15 09 2014
5 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.
08 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки
28 09 2014
1 стр.