Перейти на главную страницу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Волосникова Л.М./
__________ _____________ 201__г.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании,
очная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________________/ Кухтерина Г.В./
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 16 стр.
Зав. кафедрой ________________________/Кухтерина Г.В../
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПиП от ________________2011г. протокол №___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./
«______»_____________2011 г.
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кухтерина Галина Владимировна
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании,
очная форма обучения
Тюмень
Г.В. Кухтерина. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании, очная форма обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 16 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050700.62 - Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании. Он направлен на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов – психологов в сфере профессионального самоопределения учащихся, с целью оказания им психолого-педагогической помощи в выборе профессии. Издание содержит: пояснительную записку к дисциплине, тематический план дисциплины, с подробным содержанием лекционных и семинарских занятий, задания для самоконтроля знаний, темы контрольной работы, примерный перечень вопросов к зачету, список литературы.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.
© Кухтерина Г.В., 2011.
1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс включает: тематический план курса; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским, практическим занятиям и для проверки знаний; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к зачету.
«Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» является дисциплиной по выбору и направлена на получение студентами теоретических и прикладных основ об особенностях жизненного, личностного и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте; о мире профессий и требованиях, которые они предъявляют к человеку; об организации психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе.
Требованиями к уровню освоения содержания дисциплины послужила ее практико-ориентированная направленность и значимость для профессионального педагогического образования студентов.
Дисциплина «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» изучается на 4 курсе в течение 8 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, усвоенных студентами по общепрофессиональным дисциплинам «Психология человека», «Общие основы педагогики», «Психологическое консультирование», «Социальная психология», «Психологии развития», «Возрастно-психологическое консультирование», и дисциплинам профессиональной подготовки: «Методология и методы психологии», «Психология личности», «Психология профессиональной деятельности», «Основы психодиагностики», «Психологическая служба», «Психологический практикум». Они должны иметь четкие представления: о психологии таких познавательных процессов как ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, речь; о психологии развития индивидуально-психологических свойств человека на разных этапах жизненного пути; об особенностях общения с другими людьми в малых группах и коллективах; об основных направлениях деятельности педагога-психолога; об основных методах и методиках психодиагностики; о техниках и средствах психологического консультирования, в том числе с учетом возрастных особенностей клиента; об особенностях организации психолого-педагогической помощи в выборе профессии в рамках психологической службы образовательного учреждения.
1) ознакомить с целями и задачами профориентационной работы;
2) изучить структуру профориентационной работы в школе;
3) овладеть технологиями организации и планирования профориетационной работы;
4) ознакомить с вопросами этики профконсультирования, организации и планирования труда профконсультанта;
5) рассмотреть возрастные особенности профессионального самоопределения;
6) выяснить условия успешного профессионального самоопределения;
7) научить вычленять основные проблемы, возникающие в процессе выбора профессии, и уметь преодолевать их;
8) овладеть знаниями о современном мире профессий и тенденциях развития рынка труда.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основы профориентационной работы в школе; возрастные особенности жизненного, личностного и профессионального самоопределения.
Уметь: выделять проблемы, осложняющие профессиональное самоопределение оптантов, планировать и организовывать профориентационную работу в школе, проводить диагностическое обследование с цель профконсультирования учащихся; составлять профессиограммы профессий.
Владеть: методами и средствами индивидуальной и групповой профориентационной работы, правилами проведения профотбора и профконсультации учащихся.
Формы контроля:
Курс рассчитан на 95 час., из них на аудиторных занятий (11 час. - лекции, 22 час. - практические занятия); на самостоятельное овладение материалом - 62 час.
Таблица 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/№ |
Тема |
Лекции, час. |
Семинарские занятия, час |
Самостоятельная и индивидуальная работа, час |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
1.1. |
Сущность и содержание профориентации |
2 |
2 |
4 |
8 |
0 - 10 |
1.2. |
Психология профессионального самоопределения |
2 |
4 |
12 |
18 |
0 - 15 |
1.3. |
Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения. |
2 |
6 |
16 |
24 |
0 – 15 |
|
Всего |
6 |
12 |
32 |
50 |
0 - 40 |
|
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
2.1. |
Проектирование профессионального жизненного пути |
1 |
2 |
8 |
11 |
0 - 20 |
2.2. |
Методы и формы профориентационной работы. |
2 |
4 |
12 |
18 |
0 - 20 |
2.3. |
Профессиоведение как раздел профконсультирования |
2 |
4 |
10 |
16 |
0-20 |
|
Всего |
5 |
10 |
30 |
45 |
0 - 60 |
|
Итого (часов, баллов): |
11 |
22 |
62 |
95 |
0 – 100 |
Таблица 2
п. № темы |
Формы текущего контроля |
Итого кол-во
баллов | ||||||
посещение |
ответ на семинаре
|
пакт. задачи |
контр. работа
|
тестирование |
реферат |
другие формы
|
| |
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сущность и содержание профориентации |
2 |
2 |
|
|
|
6 |
|
0 - 10 |
Психология профессионального самоопределения |
4 |
4 |
7 |
|
|
|
|
0 - 15 |
Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения. |
4 |
4 |
|
4 |
|
3 |
|
0 – 15 |
Всего |
10 |
10 |
7 |
4 |
|
9 |
|
0 - 40 |
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектирование профессионального жизненного пути |
4 |
4 |
6 |
6 |
|
|
|
0 - 20 |
Методы и формы профориентационной работы. |
4 |
4 |
6 |
4 |
|
2 |
|
0 - 20 |
Профессиоведение как раздел профконсультирования |
4 |
4 |
2 |
|
10 |
|
|
0-20 |
Всего |
12 |
12 |
14 |
10 |
10 |
2 |
|
0 - 60 |
Итого (часов, баллов): |
22 |
22 |
21 |
14 |
10 |
11 |
|
0-100 |
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов | |
обязательные |
дополнительные | |||||
Модуль 1 |
Работа с литературой, источниками, выполнение практических заданий |
|
|
|
| |
1.1 |
Сущность и содержание профориентации |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
|
1-2 |
4 |
0-10 |
1.2 |
Психология профессионального самоопределения |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
Подобрать упражнения, направленные на осознание собственных достоинств и недостатков, способствующие или препятствующие профессиональному самоопределению. Самодиагностика по предложенным к изучению методикам |
3 - 5 |
12 |
0-15 |
1.3 |
Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения. |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
Подобрать упражнения, направленные на осознание смысла трудовой жизни, различий в профессиональных карьерах людей. |
5 - 6 |
16 |
0–15 |
|
Всего по модулю 1: |
32 |
0-40 | |||
Модуль 2 |
Работа с литературой, источниками |
|
|
|
| |
2.1 |
Проектирование профессионального жизненного пути |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
Подобрать упражнения, направленные на формирование жизненных и профессиональных планов. |
7 -8 |
8 |
0-20 |
2.2 |
Методы и формы профориентационной работы. |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
|
9 -10 |
12 |
0-20 |
2.3 |
Профессиоведение как раздел профконсультирования |
Конспект, подготовка вопросов к обсуждению. |
Подобрать упражнения, направленные на формирование представлений о мире профессий. |
11 |
10 |
0-20 |
|
Всего по модулю 2: |
30 |
0-30 | |||
|
ИТОГО: |
62 |
0-100 |
Объект, предмет, цель и задачи профориентации. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Развитие профориентационной работы за рубежом и в нашей стране. Исторически сложившиеся и специфические по содержанию и целям формы профориентации. Формы профориентации. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение».
Сущность профессиональное самоопределение как структурного элемента сложного, многоступенчатого процесса развития человека. Парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении. Отличие профессионального самоопределения от личностного и жизненного самоопределения. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии. Типичные варианты профессионального самоопределения, предложенные Н.С. Пряжниковым. Основные линии развития субъекта профессионального и личностного самоопределения.
Понятие «оптант». Периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Этапы освоения профессии. Профессионализм. Компетентность. Квалификация. Стадии профессионального развития личности. Кризисы профессионального становления, как нормативные кризисы, ведущие к развитию личности. Особенности субъекта профессионального самоопределения. Параметры оценки уровня развития субъекта профессионального самоопределения.
Понятие «личный профессиональный план». Основные обстоятельства, определяющие ситуацию выбора профессии. Структура личных профессиональных планов. Типы личных профессиональных планов. Общая последовательность действий при выборе профессии.
Профессиональное просвещение оптантов. Формы профессионального просвещения: профессиональная информация и профессиональная пропаганда.
Функции профессионального консультирования. Модели проведения профконсультативной работы. Основные стратегии профконсультирования. Основные группы профориентационных методов. Типы профконсультаций. Пятишаговая модель психологического интервью в процессе профессионального консультирования. Факторы, определяющие задачи профконсультанта. Методика индивидуальной профконсультации в зависимости от ситуации выбора профессии.
Тема 6. Профессиоведение как раздел профконсультирования
Определение профессии. Современный мир профессий и тенденции его развития. Понятия «профессиограмма» и «психограмма». Принципы и типы профессиографирования. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и профобразование. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову). Схема анализа профессий и варианты ее использования в профконсультации.
1. Объект, предмет и цель изучения профориентологии.
2. Развитие профориентации в нашей стране и за рубежом.
3. Методы профориентации.
4. Формы проведения профориентационной работы.
Тема практического занятия 2. Психология профессионального самоопределения
Вопросы для обсуждения
1. Этапы профессионального развития человека как субъекта труда.
2. Понятие «кризис профессионального развития».
3. Виды кризисов профессионального развития и их влияние на профессиональное развитие личности.
1. Структура личного профессионального плана.
2. Факторы, определяющие ситуацию выбора профессии.
3. Типы личных профессиональных планов.
1. Приемлемые и недопустимые, нежелательные подходы в профконсультировании.
2. Основные методы в соответствии с задачами профориентации.
3. Использование активных методов работы в целях профориентации. Зарубежный и отечественный опыт.
1. Отличие профессиограммы от психограммы
2. Основные требования к профессиограмме.
3. Варианты использования схемы профессии в работе с группой и в индивидуальной профконсультации.
1. Объект, предмет, цель и задачи профориентации.
2. История развития профориентационной работы за рубежом и в нашей стране.
3. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение».
4. Методы профориентации.
5. Периодизация развития человека как субъекта профессионального самоопределения.
6. Этапы освоения профессии.
7. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения.
8. Парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении.
9. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии.
10. Типичные варианты самоопределения.
11. Основные линии развития субъекта профессионального и личностного самоопределения.
12. Основные стратегии профконсультирования.
13. Основные группы профориентационных методов.
14. Типы профконсультаций.
15. Пятишаговая модель психологического интервью в процессе профессионального консультирования.
16. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии.
17. Структура личного профессионального плана.
18. Факторы, определяющие ситуацию выбора профессии.
19. Типы личных профессиональных планов.
20. Схема анализа профессий и варианты ее использования в профконсультации.
8.2. Тестовые задания для самопроверки о дисциплине перед зачетом
1. Профессиональные кризисы определяются особенностями возрастного развития и являются …
А) нормативными
Б) деструктивными
В) ненормативными
Г) обязательными
2. В классификации Е.А. Климов выделяется пять типов профессий по …. труда
А) средствам
Б) целям
В) предмету
Г) условиям
3. Особенности восьми кризисов профессионального самоопределения человека выделил ….
А) Э.Ф. Зеер
Б) Л.С. Выготский
В) Е.А. Климов
Г) Н.С. Пряжников
4. Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная …..
А) Б.Г. Ананьевым
Б) В.И. Слободчиковым
В) Е.А. Климовым
Г) Л.С. Выготским
5. Подход к проблеме профориентации, когда выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью человека, называют…
А) диагностический
Б) трехфакторная модель
В) концепция возрастного развития
Г) концепция индивидуальности
6. Психограмма, ориентированная на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда, составляется с целью…
А) профотбора
Б) профориентации
В) профконсультирования
Г) производственного обучения
7. Определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий – это …. самоопределение.
А) жизненное
Б) личностное
В) профессиональное
Г) социальное
8.3.Темы рефератов:
1. Структура и динамика изменения факторов профессионального самоопределения в старших классах общеобразовательной школы
2. Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные выборы старшеклассников
3. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников
4. Позиция товарищей как фактор профессионального самоопределения старшеклассников
5. Ориентация на любимый учебный предмет (или на любимого учителя) как фактор профессионального самоопределения в старших классах
6. Представление об «успешной карьере» как фактор профессионального самоопределения подростков
7. Способности и школьная успеваемость как факторы профессионального самоопределения старшеклассников
8. Влияние уровня тревожности подростков на профессиональные выборы
9. Профессиональные выборы у подростков с различными типами акцентуации характера
10. Зависимость профессионального самоопределения от общего уровня развития интеллекта
11. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении
12. Зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков
13. Психологические особенности профессионального самоопределения в младшем и старшем подростковом возрастах
14. Сравнительная характеристика влияния фактора престижности профессии на профессиональное самоопределения у учащихся 9-х и 11-х классов
15. Динамика изменения ожиданий от профконсультационной помощи у учащихся 9-х и 11-х классов.
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия. 2005. – 496 с.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 208 с.
3. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа. 2004.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2007. – 480 с.
7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
8. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.
2. Психодиагностические методики по обозначенным темам.
3. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий.
4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.
5. Мультимедийное оборудование.
Кухтерина Галина Владимировна
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании,
очная форма обучения
Тюмень
01 10 2014
1 стр.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
01 10 2014
1 стр.
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое
04 09 2014
3 стр.
08 10 2014
13 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип
16 12 2014
6 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.