Перейти на главную страницу
Программа дисциплины «Фитопатология» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению «Биология», федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Фитопатология – научная дисциплина, содержание которой составляет не только изучение отдельных групп заболеваний и их возбудителей, но и обоснование и разработка систем защитных мероприятий. Она относится к той отрасли практических знаний, которые вместе с энтомологией, земледелием и химической защитой растений направлена на защиту растений от болезней, вредителей и сорняков.
За последние годы произошли изменения в структуре и методах ведения растениеводства (совхозы, фермерские хозяйства, дачные участки и т.п.), что повлекло за собой резкое увеличение видового состава возбудителей вредоносных болезней культурных растений. В связи с этим существенно возрастает роль фитопатологических мероприятий, их грамотного и эффективного применения.
Наряду с этим при реализации программы следует обеспечить ознакомление студентов с такими важными вопросами, как селекция и семеноводство устойчивых сортов и особенности технологии возделывания культур, направленные на снижение потерь урожаев до экономически незначительных размеров.
Успешное усвоение студентами курса «фитопатология» возможно при условии хорошего знания предшествующих ему дисциплин, таких как химия, ботаника, микробиология, почвоведение, экология.
Дать бакалаврам биологам теоретические и практические навыки в области фитопатологии, раскрыть связь науки с сельскохозяйственным производством и другими отраслями.
- изучить закономерности возникновения и развития болезней растений в связи с биологическими особенностями возбудителей;
- обобщить сведения о болезнях сельскохозяйственных и лесных культур, снижение потерь урожаев до экономически незначительных размеров;
- показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых фитопатологией, селекцией и семеноводством устойчивых сортов, защитой растений;
- вооружить студентов знаниями, умениями, навыками необходимыми для выполнения НИР по изучению фитопатологических объектов, а также к практической деятельности в сельском и лесном хозяйстве, экологии и др.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к наукам об экологии. Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Фитопатология» относится к циклу специальных дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3.ДВ4, дисциплины по выбору.
В свою очередь курс «Фитопатология» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Фитопатология»
Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 — следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1 — демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
ПК-2 - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;
ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.
4. В результате изучения дисциплины бакалавр должен
иметь представление:
- о болезнях растений, их сущности, проявлении и вредоносности;
- о взаимодействии патогена и растения;
- о патоморфологических патофизиолого-биохимических изменениях в растениях под влиянием патогенов;
- об основах фитоиммунитета и защиты растений;
знать:
основные понятия, вопросы и проблемы фитопатологии, селекции растений на устойчивость к болезням, защиты растений;
имена и краткие биографии выдающихся ученых; основные этапы развития, события и достижения;
основные виды заболеваний сельскохозяйственных и лесных культур;
принципы построения научно-обоснованных систем защитных мероприятий от болезней;
уметь:
установить диагноз пораженного растения;
провести идентификацию болезней с помощью определителя;
разработать рабочий план проведения защитных мероприятий в конкретных условиях;
воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанным с фитопатологией, селекцией, защитой растений;
приобрести навыки:
комплексного подхода к оценке патологического процесса в растениях;
опыта, наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования изучаемых объектов;
владения морфологическими и таксономическими исследованиями;
самостоятельной постановки исследований в области фитопатологии;
работы с определителями болезней, основными видами источников по изучаемой проблеме;
диагностическими приемами определения болезней сельскохозяйственных культур и их возбудителей;
методами учета и прогнозирования сроков появления болезней и интенсивности их развития; предупреждение эпифитотий;
методами борьбы с вредными патогенами, направленными на
регулирование их численности и долговременное сдерживание их развития.
5. Структура и содержание дисциплины «Фитопатология»
5.1. Тематический план
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, в том числе лекций – 34 часа, лабораторных работ – 16 часов, самостоятельная работа – 94 часа. Семинарские занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа | ||||||
Формы текущего контроля по теме, разделу |
В том числе | |||||||
Лекции |
Семинар |
Практич. работа |
Лаборатор. работа
| |||||
1. |
Раздел 1. Введение. Цели и задачи фитопатологии. История развития. Тема 1. Понятие о фитопатологии. Задачи, основные этапы развития. |
4 4
|
|
2 2
|
|
|
|
2 2
|
2 |
Раздел 2. Понятие о болезнях растений и принципы их классификации. Тема 2. Патологический процесс у растений, его роль и проявление. Тема 3. Неинфекционные болезни. |
22 14 8 |
|
4 2 2 |
|
|
2 2 - |
16 10 6 |
3 |
Раздел 3. Инфекционные болезни растений Тема 4. Понятие о паразитизме. Паразитическая специализация. Тема 5. Основные группы возбудителей болезней. Тема 6. Развитие и этапы гинфекционного процесса. Тема 7. Цветковые растения-паразиты . |
30 12 10 8 |
|
6 2 2 2 |
|
|
|
24 10 8 6 |
4 |
Раздел 4. Вирусы и микоплазмы – возбудители болезней растений. Тема 8. Природа вирусов и микоплаз. Особенности паразитизма Тема 9. Типы поражений. Методы борьбы с вирусными болезнями |
|
|
4 2 2 |
|
|
4 2 2 |
12 6 6 |
5 |
Раздел 5. Бактерии и актиномицеты – возбудители болезней растений. Тема 10. Основы классификации бактерий. Типы бактериозов Тема 11. Актиномицеты |
|
|
4 2 2 |
|
|
4 4
|
12 6 6 |
6 |
Раздел 6. Грибы – возбудители болезней растений. Тема 12. Строение и размножение грибов. Систематика грибов Тема 13. Характеристика грибов по классам |
|
|
4 2 2 |
|
|
6 4 2 |
12 6 6 |
7 |
Раздел 7. Иммунитет растений. Тема 14. Категории иммунитета |
|
|
2 2
|
|
|
|
6 6
|
8 |
Раздел 8. Защита растений. Тема 15. Общая характеристика методов Тема 16. Фитосанитарные и агротехнические мероприятия Тема 17. Физические и химические методы. Биометод. |
|
|
6 2 2 2 |
|
|
|
10 5 2 3 |
|
Итого: |
144 |
|
34 |
|
|
16 |
94 |
Введение в курс. Предмет, объекты и методы фитопатологии на современном этапе. Основные исторические этапы развития фитопатологии. Задачи фитопатологии на данном этапе развития сельскохозяйственного производства. Роль мероприятий по защите растений от болезней в получении высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Новые достижения в области защиты растений отечественной и зарубежной науки передового опыта.
Определение понятия «болезнь растений». Сущность, проявление и вредоносность болезней. Патоморфологические изменения. Патофизиолого-биохимические изменения. Взаимодействие патогена и растения. Симптомы болезней растений. Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам; по месту проявления болезни; по симптомам; по возрасту или фазе развития растений; по органам растений. Этиологическая классификация: неинфекционные и ифекционные болезни.
Общая характеристика неинфекционных болезней. Болезни, вызываемые неблагоприятными условиями роста и развития. Водный баланс. Недостаток влаги. Избыток влаги в почве. Болезни, вызываемые недостатком или избытком питательных веществ.
Болезни, вызываемые неблагоприятными действиями метеорологических факторов. Низкие температуры. Высокие температуры. Влажность воздуха, свет.
Болезни, вызываемые механическими повреждениями и другими абиотическими факторами.
Характеристика болезней, связанных с вредными примесями в воздухе и почве. Отравление растений пестицидами, другими химическими веществами. Лучевые болезни. Повреждение растений. Характер повреждения.
Раздел 3. Инфекционные болезни растений.
Тема 5: Понятие о паразитизме. Паразитическая специализация. Основные группы возбудителей болезней.
Понятие о паразитарных болезнях. Связь паразитизма с особенностями питания микроорганизмов. Степень паразитизма (условные сапрофиты, условные паразиты, обязательные паразиты) и характер проявления заболевания. Свойства возбудителей: патогенность, вирулентность и агрессивность.
Специализация возбудителей болезней, её значение. Основные группы возбудителей инфекционных болезней и факторы, влияющие на их развитие.
Основные группы возбудителей болезней и - вирусы микоплазмы, грибы, бактерии, актиномицеты, растения-паразиты. Факторы, влияющие на их развитие: влажность и температура воздуха, освещенность, кислотность почвы и др.
Ареал болезни. Эпифитотии. Виды эпифитотий.
Тема 6: Развитие и этапы инфекционного процесса.
Общая характеристика инфекции. Развитие и этапы инфекционного процесса. Проникновение патогенов в растение. Заражение. Инкубационный период. Период спороношения. Заселение зараженного растения. Эктопаразитическое и эндопаразитическое развитие. Органотропная и гистотропная специализация.
Условия возникновения инфекционных болезней. Влияние условий окружающей среды на заражение и инкубационный период. Сохранение инфекционного начала.
Тема 7: Цветковые растения-паразиты.
Обязательные (облигатные) паразиты. Полупаразиты. Органотропная специализация растений-паразитов: корневые и стеблевые.
Степень филогенетической специализации. Вредоносность растений-паразитов. Основные источники инфекций.
Характеристика цветковых растений-паразитов: заразихи, повилики. Меры борьбы.
Общая характеристика микоплазмов и вирозов. Строение, химический состав и свойства вирусов и микоплазм. Филогенетическая специализация. Вредоносность.
Особенности симптомов. Типы вирозов ( мозаика, пестролистность, ведьмины метлы, розеточная болезнь и др. ). Способы распространения вирозов. Мероприятия по борьбе с вирозами и микоплазмами.
Методы диагностики: визуальный, микроскопический, метод индикаторных растений, серологический анализ, иммуноферментный анализ.
Использование устойчивых сортов. Профилактические приемы: пространственная изоляция семенных и производственных посадок; отбор посадочного материала со здоровых растений; оздоровление семенного материала методом апикальной меристемы. Термо и хемотерапия.
Севооборот, уничтожение растительных остатков, многолетних сорняков. Сбалансированное внесение удобрений, обработка растений микроэлементами, отимальные сроки посадки и уборки. Химические и биологические средства.
Раздел 5. Бактерии и актиномицеты – возбудители болезней растений.
Тема 10: Основы классификации бактерий. Бактерии как возбудители болезней. Типы бактериозов.
Строение бактерий. Особенности питания и размножения. Реакция на окрашивание. Половой процесс у бактерий ( трансформация, трансдукция, конъюгация ). Классификация бактерий. Систематика бактерий. Особенности паразитизма и специализация фитопатогенных бактерий.
Заражение растений, развитие в тканях, паталогический процесс. Типы бактериозов. Гниль, ожог, некроз, рак, пятнистости, увядание. Пути и способы распространения и сокращения возбудителей. Роль внешних факторов в развитии бактериозов.
Основные направления защитных мероприятий.
Актиномицеты как возбудители болезней. Характеристика патогенных актиномицетов: строение, особенности роста, размножения и спороношения, среда обитания. Болезни вызываемые актиномицетами.
Роль грибов в сельском хозяйстве. Характерные особенности грибов. Строение грибов. Экзофитный и эндофитный мицелий. Особенности питания. Циклы развития грибов.
Способы размножения: вегетативное, репродуктивное бесполое и репродуктивное половое. Видоизменения мицелия при наступлении неблагоприятных условий: хламидоспоры, склероции и микросклероции, ризоморфы.
Группы низших грибов: классы – гифохитридиомицеты, хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты. Особенности строения мицелия и размножения по классам.
Группа высших грибов: классы – аскомицеты, базидиомицеты, несовременные грибы (дейтеромицеты). Особенности строения мицелия и размножения.
Тема 13: Характеристика грибов по классам.
Класс хитридиомицеты. Цикл развития. Характер паразитизма и типы поражений (рак картофеля, черная ножка и кила капусты). Защитные мероприятия.
Класс оомицеты. Порядок пероноспоровые: семейства – питиевые, фитофторовые, пероноспоровые и альбуговые. Циклы развития грибов. Основные виды заболеваний: фитофтороз картофеля, ложные мучнистые росы овощных культур, белая ржавчина крестоцветных. Защитные мероприятия.
Класс зигомицеты. Характеристика строения грибницы. Способы размножения. Представители класса: мукоровые (различные виды плесеней) и энтомофторовые (паразиты на насекомых).
Класс аскомицеты (сумчатые грибы). Подклассы: голосумчатые, плодосумчатые, локулоаскомицеты.
Порядок эризифовые или мучнисторосяные грибы. Цикл развития. Особенности паразитизма. Наиболее вредоносные заболевания: мучнистая роса злаков, огурца, яблоки, крыжовника. Основные направления защитных мероприятий.
Порядки: гипокрийные, спорыньевые, сферейные, диапоровые. Особенности развития паразитизма и примеры заболеваний. Защитные мероприятия.
Группа дискомицетов. Циклы развития. Характер вызываемых заболеваний (мокрые гнили, пястнистости листьев и т. д.). Меры борьбы.
Подкласс локулоаскомицеты. Особенности формирования плодовых тел (псевдотеции).
Грибы семейства микосфереллевые. Виды болезней: белая пятнистость листьев ягодных культур.
Семейство вентуриевые. Возбудители парши яблони и груши.
Семейство плеоспоровые. Особенности паразитизма. Наиболее важный патоген – возбудитель корневой гнили пшеницы, ячменя и других злаков.
Особенности защиты растений от болезней, вызываемых локулоаскомицетами.
Класс базидиомицеты. Строение и степень выраженности паразитических свойств. Деление на подклассы: холобазидиомицеты, гетеробазидиомицеты, телиобазидиомицеты (порядки головневые и ржавчинные грибы). Цикл развития, головневых грибов. Типы заражения растений. Меры борьбы.
Ржавчинные грибы. Филогенетическая специализация. Цикл развития,разнохозяйность. Защитные мероприятия.
Класс несовершенные грибы (дейтеромицеты). Особенности паразитизма и размножения. Типы поражений (гнили, пятнистости, изъявления сочных органов, увядание). Примеры заболеваний сельскохозяйственных культур). Методы защиты.
Современное состояние знаний об иммунитете растений. Значение работ И.И. Мечникова и Н. И. Вавилова.
Основы фитоиммунитта. Горизонтальная и вертикальная устойчивость. Толерантность. Анатомо – морфологические и физиолого – биохимические факторы иммунитета.
Типы иммунитета: врожденный (естественный), приобретенный (искусственный). Категории иммунитета: активный, пассивный, инфекционный, неинфекционный.
Иммунизация растений: химическая, биологическая. Достижения ,задачи и перспективы селекции растений на иммунитет к болезням.
Раздел 8. Защита растений.
Тема 15: Общая характеристика методов.
Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней.
Профилактические и лечебные мероприятия.
Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала.
Мероприятия внутрихозяйственного значения: комплекс агротехнических и специальных приемов, направленных на подавление источников инфекции, повышение болезнеустойчивости растений и создание неблагоприятных условий для развития возбудителей.
Тема 16: Фитосанитарные и агротехнические мероприятия.
Селекция. Стратегия создания сортов, имеющих стабильную устойчивость. Методы сохранения болезнеустойчивости сортов.
Семеноводство. Улучшающий отбор, фитопатологическая экспертиза, обеззараживание посевного материала, защита семенных участков от вторичного заражения. Пространственная изоляция. Фитопатологические прочистки.
Агротехнический метод. Биологически обоснованный севооборот. Сроки посадки и густота стояния растений, известкование кислых почв. Роль удобрений в повышении устойчивых растений к болезням.
Физический метод: использование радиационных излучений, ультразвука, высоких и низких температур т.д. Сущность метода.
Химический метод: использование фунгицидов. Контактные и системные фунгициды, десиканты. Техника безопасности при использовании химикатов. Санитарно-эпидимиологический контроль над продукцией растеневодства.
Сущность метода. Использование паразитов второго порядка (гиперпаразитов), микробов-антогонистов (антибиотиков), антибиотических веществ (фитонцидов), продуцируемых растениями.
Перспективные направления биологического метода. Создание биологически активных веществ природного происхождения.
В активной и интерактивной форме проводятся следующие занятия:
Занятия в интерактивной форме |
Объем, ач. |
Лекции-дискуссии |
6 |
Экспертная лекция |
4 |
Анализ конкретных ситуаций |
6 |
Итого: |
16 |
Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (оптических приборов, плакатов, гербарных образцов, методической литературы).
Название лабораторной работы, трудоемкость (ч.) |
содержание |
|
Изучить типы заболеваний растений: пятнистость, пустулы, увядания, налеты, гнили, деформации. Определить на живом материале типы болезней. Дать их характеристику. |
|
Освоить способы приготовления временных препаратов:1) снятие поверхностного налета спороношения возбудителя.2) изготовление среза через пораженную ткань. Препараты поместить в каплю жидкости на предметное стекло и рассмотреть под микроскопом. |
|
Определить, описать, зарисовать вирусные болезни растений по внешним признакам. Провести сравнительный анализ здоровых и пораженных растений. Определить принадлежность к группам мозаик и желтух. |
|
Изучить методы диагностики. Провести серологический анализ на картофеле. Ознакомление с методикой иммуноферментного анализа. |
Название лабораторной работы, трудоемкость (ч.) |
содержание |
|
Знакомство с типами бактериальных болезней. Определить типы бактериозов, описать и зарисовать: пятнистость, некроз, нарост, гнили. |
|
Микроскопирование пораженных тканей при различных типах бактериозов. Обнаружение под микроскопом бактерий. |
|
Знакомство с типами поражений (наросты, вздутия, бородавочки). Изучение морфологических особенностей. Определение родов по ключу. Приготовление препаратов для микроскопирования. Зарисовка спор и краткое их описание. |
|
Изучение основных типов проявления болезней (гниль, плесень). Изучение морфологических особенностей безжгутиковых грибов. Определение порядков по ключу. Микроскопирование. |
|
Знакомство с общей характеристикой сумчатых грибов. Изучение основных типов болезней: пятнистости, ведьмины метлы, мучнистые росы, спорынья злаков и т.д. Классификация класса аскомицеты: голосумчатые, плодосумчатые и локулоаскомицеты. Особенности морфологии. Изучение наиболее важных порядков – эризифовые, диапортовые. Особенности их развития, паразитизма и примеры заболеваний. Дискомицеты: характер заболеваний, цикл развития. Болезни. Подкласс локулоаскомицеты. Болезни. |
Лабораторные занятия проводятся по методикам, указанным в литературных источниках:
- работа с лекционным материалом, с рекомендованной учебной литературой;
- изучение разделов, вынесенных на самостоятельную работу;
- выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ;
- опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на занятиях в аудитории);
- теоретическая подготовка к лабораторным работам;
- подготовка к экзамену.
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа магистров включает:
- поиск, обработку и презентацию данных о современных тенденциях развития экологического направления в исследовании микроорганизмов и их сообществ в нормальных и экстремальных условиях обитания;
Примерное распределение времени самостоятельной работы бакалавра
Вид самостоятельной работы |
Примерная трудоемкость, ач. |
Работа с лекционным материалом, с рекомендованной учебной литературой |
20 |
Изучение разделов, вынесенных на самостоятельную работу |
10 |
Выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ |
10 |
Опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на занятиях в аудитории) |
10 |
Теоретическая подготовка к лабораторным работам |
10 |
Подготовка к экзамену |
2 |
Итого текущей СРС: |
62 |
Творческая проблемно-ориентированная СРС |
|
Вид самостоятельной работы |
Примерная трудоемкость, ач. |
Поиск, обработка и презентация данных о современных тенденциях развития экологического направления в исследовании микроорганизмов и их сообществ в нормальных и экстремальных условиях обитания |
12 |
Исследовательская работа (анализ научной литературы) |
20 |
Итого творческой СРС: |
32 |
Итого СРС |
94 |
Методы контроля СРС: самоконтроль, контроль преподавателя, защита контрольной работы, выступление с отчетом на лабораторной работе.
- опросов на лабораторных занятиях;
- проверки учебной документации (рабочие тетради по лабораторному практикуму);
- контрольные работы;
- зачет по самостоятельной работе.
Аттестация – в форме экзамена (8 семестр).
При проведении курса «Фитопатология» используется мультимедийная система для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов.
Для лабораторных занятий используется специализированная оборудованная лаборатория микробиологии. Кабинет № 209, учебный корпус № 3 СыктГУ
Оборудование:
Дисциплины «Фитопатология»
По направлению 020400.62 – «Биология»
Институт естественных наук. Кафедра биологии.
Форма обучения очная
Блок дисциплин - Б3.ДВ4.
Число студентов |
Список литературы |
Кол-во экз.
|
Кол-во экз.
на 1 студ. |
С грифом |
|
Основная литература: |
|
|
|
25 |
|
|
|
+ |
25 |
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
25 |
Практикум по микробиологии: учеб. пособие. Доп. МО РФ / Под ред. А.И. Нетрусова.— М.: Академия, 2005 .— 604 с. |
17 |
0,5 |
+ |
|
Дополнительная литература: |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
Составитель, преподаватель______________ Шергина Н.Н.
Зав. кафедрой ____________ Г.Н. Доровских
Дата составления карты «___»_________2011 г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ ___________
14 12 2014
1 стр.
Зав кафедрой
25 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Специальность 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления
14 12 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Запада. Учебная дисциплина является базовой при подготовке специалистов в области истории Нового и новейшего времени
04 09 2014
2 стр.
Учебная программа составлена в соответствии с учебным планом, утвержденным ректором бгу 02. 2009 г
14 12 2014
1 стр.
Дисциплина «Макроэкономика» входит в профессиональный цикл (базовая часть.), изучается в 3 и 4 семестрах
11 09 2014
1 стр.