Перейти на главную страницу
Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины | ||
Номер кода утверждения |
Код факультета |
Порядковый номер учебной дисциплины |
|
|
|
трудоемкость учебной дисциплины - __2 зачетные единицы__
Санкт-Петербург
2010
Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины
Целью изучения данной учебной дисциплины является ознакомление студентов с историей исторической науки Великобритании, Германии, Франции, США. Студенты должны получить представления об условиях и факторах, влиявших на развитие историографии, и всеобъемлющие сведения об основных научных направлениях и школах, их достижениях и проблемах, о современном состоянии и тенденциях в развитии исторической науки в ведущих странах Запада. Учебная дисциплина является базовой при подготовке специалистов в области истории Нового и новейшего времени.
Код, модуль (семестр) |
Аудиторная учебная работа обучающихся в часах
|
Самостоятельная работа студентов |
Объем активных форм учебной работы в часах |
Трудоемкость | ||||||||
Лекции |
Семинары |
Консультации |
Практ. занятия |
Лабор. работы |
Контр. работы |
Коллоквиумы |
Под руков. преподавателя |
В присутствии преподавателя |
Без участия преподавателя | |||
Дневное отделение | ||||||||||||
С 7 |
34 |
---- |
4 |
34 |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
34 |
34 часа |
2 з.е. |
Код модуля (семестр) |
Период по учебному графику |
Промежуточная аттестация |
Всего зачетов и экзаменов |
Текущий контроль | ||
виды |
сроки |
Формы |
сроки | |||
Дневное отделение | ||||||
С 7 |
1 сентября – 25 января |
Экз. |
29 декабря -25 января |
1 |
|
|
|
Модуль (семестр) |
Наименование тем |
Аудиторные занятия |
Контактное время (консультации) |
Самостоятельная работа студента |
Общая трудоемкость | |
Лекции |
семинарские или практические | ||||||
1. |
С 7 |
Введение. |
2 |
|
1 |
1 |
4 |
2. |
С 7 |
Историческая мысль и состояние исторического знания Великобритании в XVI-XVII вв. |
2 |
|
|
1 |
3 |
3. |
С 7 |
Развитие исторической мысли и исторической науки в XVIII в. |
|
2 |
|
1 |
3 |
4. |
С 7 |
Общественно-политическая и историческая мысль в Великобритании в конце XVIII – начале ХIX в. |
2 |
|
|
1 |
3 |
5. |
С 7 |
Английская историческая наука в первой половине – середине XIX в. |
|
2 |
|
1 |
3 |
6. |
С 7 |
Историческая мысль и состояние исторического знания в Великобритании в последние десятилетия XIX в. |
2 |
|
|
1 |
3 |
7. |
С 7 |
Историография Великобритании первой половины ХХ в. |
|
2 |
|
1 |
3 |
8. |
С 7 |
Историография Великобритании второй половины ХХ в. |
|
2 |
|
1 |
3 |
9. |
С 7 |
Исторические основания специфики немецкой историографии |
2 |
|
1 |
1 |
4 |
10. |
С 7 |
Немецкое Просвещение (в противовес французскому) и эволюция немецкой историографии |
|
2 |
|
1 |
3 |
11. |
С 7 |
Историзм и его значение для развития историографии. Л. фон Ранке |
|
2 |
|
1 |
3 |
12. |
С 7 |
"Золотой век" немецкой историографии. Прусская школа: И. Дройзен, Г. Зибель, Г. фон Трейчке. |
2 |
|
|
1 |
3 |
13. |
С 7 |
Немецкая историография в первой трети ХХ века. М. Вебер, К. Буркхардт, Ф. Мейнеке. |
2 |
|
|
1 |
3 |
14. |
С 7 |
Немецкая историография при нацистах и в ГДР.. |
2 |
|
|
1 |
3 |
15. |
С 7 |
Организация исторической науки в ФРГ, роль исторической науки в преодолении нацизма.. |
|
2 |
|
1 |
3 |
16. |
С 7 |
«Спор историков» и его общественный резонанс. Современные тенденции развития немецкой историографии |
|
2 |
|
1 |
3 |
17. |
С 7 |
Гуманисты и эрудитская историография XVI–XVII вв. |
|
2 |
|
1 |
3 |
18. |
С 7 |
Французские историки XVIII в. Оформление германо-романской проблемы. Историко-философские взгляды просветителей |
|
4 |
1 |
1 |
6 |
19. |
С 7 |
Вольтер как реформатор историописания. Труды Мабли и Рейналя |
|
2 |
|
1 |
3 |
20. |
С 7 |
Исторические труды эпохи Французской революции и Первой империи. Зарождение романтического направления в историографии |
2 |
|
|
1 |
3 |
21. |
С 7 |
Наиболее видные направления исторической мысли и их представители в эпоху Реставрации, Июльской монархии, Второй республики |
2 |
|
|
1 |
3 |
22. |
С 7 |
Французская историческая наука эпохи Второй империи и первых десятилетий Третьей республики |
2 |
|
|
1 |
3 |
23 |
С 7 |
Критика позитивистской историографии. Школа «Анналов». Новаторство Ф. Броделя |
|
2 |
|
1 |
3 |
24 |
С 7 |
Основные темы и направления в изучении французского прошлого в XX в. «Новая историческая наука» |
2 |
|
|
1 |
3 |
25 |
C 7 |
Основные проблемы истории Франции в трудах российских историков |
|
2 |
|
1 |
3 |
26 |
C 7 |
Развитие исторических знаний в колониальной Америке |
2 |
|
1 |
1 |
4 |
27 |
C 7 |
Развитие исторической науки США в конце XVIII – в первой половине XIX |
|
2 |
|
1 |
3 |
28 |
C 7 |
Историческая наука в США во второй половине XIX в. |
2 |
|
|
1 |
3 |
29 |
C 7 |
Развитие исторической науки США на рубеже XIX – ХХ вв. |
2 |
|
|
1 |
3 |
30 |
C 7 |
Историческая наука в США в 1918 – 1945 гг. |
2 |
|
|
1 |
3 |
31 |
C 7 |
Историография США во второй половине ХХ в. (1940-е – 1950-е гг.) |
2 |
|
|
1 |
3 |
32 |
C 7 |
Историография США во второй половине ХХ – начале ХХI в. |
|
2 |
|
1 |
3 |
33 |
C 7 |
Отечественная историография истории США |
|
2 |
|
2 |
4 |
|
С 7 |
ИТОГО |
34 |
34 |
4 |
34 |
106 |
Социально-исторические взгляды левеллеров. Дж.Милтон; “Республика Океания” Дж.Гаррингтона. Роялистская историография. “История мятежа” графа Кларендона. Зарождение торийского и вигского направления.
Шотландская историческая школа. У.Робертсон. Исторические взгляды А.Смита. Дэвид Юм – философ и историк. Достоинства и недостатки “Истории Англии” Д. Юма. К.Маколей – оппонент исторической концепции Юма. Капитальный труд Э.Гиббона о “Гибели Римской империи”.
“История английской республики” Годвина. Расцвет вигско-либерального направления. Дж.Броуди и Г.Галлам. Томас Б.Маколей. Его исторические очерки и “История Англии”. Маколей об утверждении Британии в Индии. Т.Карлейль, его теория “героев и толпы”. “История Французской революции” Т.Карлейля. Непреходящее значение исследований Т.Бокля.
Обострение политической обстановки в Великобритании после Первой мировой войны, кризис либерализма. Критика либерально-вигских воззрений консервативными историками. Л.Нэмир и его школа. Книги Г.Баттерфилда. “Экономическая история Великобритании” Дж.Клепема. Изучение экономической и социальной истории в трудах Р.Тоуни. Первые работы Дж. Д. Г.Коула, К.Хилла и А.Мортона.
Лейбористская историография. “История социалистической мысли” Дж.Д.Г.Коула. Леволейбористские авторы. Британские историки-марксисты. Труды К.Хилла, Э.Томпсона, Ж.Рюдэ, Р.Пейдж Арнота. Значение трилогии Э.Хобсбаума по мировой истории.
Теоретико-методологические основы британской историографии. Исследования Арнольда Тойнби-младшего. Университетская наука, серийные издания и исторические журналы. Переводы трудов британских историков в нашей стране.
Основные направления развития исторической науки Великобритании на рубеже XX-XXI вв.
Средневековые корни первой эрудиции (монахи – первые эрудиты). Возникновение методической эрудиции в XVI в. Гуманисты и интерес к вспомогательным наукам (филологии, эпиграфике, нумизматике, истории права). Историк права Ж. Кюжас и его последователи. Разрушение старых легенд (троянская легенда). К. Фоше. Взлет эрудиции в конце XVII в. Ж. Мабильон «De re Diplomatica». Эрудиция в монастырских клуатрах: иезуиты, ораторианцы, бенедиктинцы. Источниковедческие труды эрудитов (Б. де Монфокон). Королевская Академия надписей и изящной словесности (1663), ее публикации. Интерес к национальной истории.
Аристократическая реакция первых лет Регентства. «Мемуары» Сен-Симона. Дискуссия о происхождении французского государства. История на службе политических идей. Доклад Н. Фрере в Академии надписей (1714). А. де Буленвилье как выразитель германистской теории. Аббат Ж. Дюбо как выразитель романистской теории. Приверженцы теории Дюбо и сторонники тезиса Буленвилье. Срединная теория Ш.-Л. де Монтескье. Мабли и демократический вариант германистской концепции.
Биография Ш.-Л. Монтескье (1689–1755). «Персидские письма» и размышления о фундаментальных основах монархии (1721). «О духе законов» (1748). Принцип разделения властей. Географический детерминизм. Интерес к проблемам бытия человека в обществе (Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах). Теория естественного права, принцип исторического универсализма. Разум как главная сила исторического прогресса. Теория поступательного движения истории Ж. Тюрго. Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо.
Статья «История» для Энциклопедии Дидро и д’Аламбера. Идея соединения истории с просветительской философией, создания «философской истории». «Философия истории» (1765). Некоторые особенности исторических воззрений Вольтера. «Опыт о нравах и духе народов» и расширение географических рамок истории. Работа над «Историей России в царствование Петра Великого». Расхождения между программой и практикой Вольтера-историка.
Аббат Г.Б. Мабли и размышления о задачах исторической науки. История как школа морали и политики. Занятия античной историей. «Замечания по поводу истории Франции» (1765–1788). Аббат Г. Рейналь «История обеих Индий». Сотрудничество с Дидро при работе над третьим изданием 1780-1781 гг. Популярность и общественное значение труда Рейналя.
«Поздние просветители». Ж.-А. Кондорсе, А. Барнав, К.Ф. Вольней и их философско-исторические труды.
Предыстория революционной историографии. Свидетельства очевидцев. «Исторический альманах Французской революции». Аббат Баррюэль «Мемуары, чтобы служить истории якобинства» (версия заговора философов и масонов). Неккер «О французской революции» (год V). Б. де Мольвиль «История революции во Франции» (годы IX–XI). Тулонжон «История Франции, начиная с революции 1789 года» (год IX).
Ангажированная история периода Первой империи. Лакретель, Ф. Гизо и преподавание истории в Сорбонне. Краткие курсы истории для лицеев. Кафедры истории в Коллеж де Франс. Переиздания Велли. Аббат Л.-П. Анкетил, его многотомная «История Франции» (1805). Лакретель «Краткий курс истории Французской революции» (1806). Паганель «Исторический и критический очерк о Французской революции» (1810).
Родоначальники французской романтической историографии. Предромантизм Ж.-Ж. Руссо. Влияние социальной трансформации рубежа XVIII−XIX вв. на оформление романтического течения. Зарождение двух направлений французского романтизма: либерального и консервативного. Традиционалистская реакция на французскую революцию представителей дворянской эмиграции. Ж. де Местр «Соображения о Франции» (1796). Л. де Бональд «Теория политической и религиозной власти» (1796). Ф.-Р. де Шатобриан «Исторический, политический и моральный опыт о древних и новых революциях» (1797). Интерес к средневековой истории Франции в «Гении христианства» и поэме «Мученики». Принцип «местного колорита». Либеральное звучание книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810). Влияние английских и немецких мыслителей.
Смерть Наполеона I в 1821 г. Оформление розовой легенды об императоре. Труды Ж.М. Норвена, Л. де Лардеша о Наполеоне I.
Историки философского направления, продолжатели традиций Просвещения. Философская история Ф. Гизо (вольтеровская традиция в историографии). Труды Ф. Гизо «История цивилизации в Европе» (1828), «История цивилизации во Франции» (1829–1830). Приоритет социальной истории и борьбы сословий. Развитие архивного дела, организация исторического исследования. Инициативы Ф. Гизо, историографа и политического деятеля Июльской монархии.
Либеральные историки об истории Французской революции. Фаталистское направление в историографии Французской революции. Идея исторической необходимости революции в трудах Ж. де Сталь, Ф.О. Минье, А. Тьера. Политическая история, взгляд «сверху». Публикация мемуаров и других источников по истории Французской революции. Тьер как политический деятель Июльской монархии.
Возникновение якобинской традиции в историографии. Интерес к народной революции. «Мемуары» Р. Левассера. Сборник документов «Парламентская история Французской революции» в 40 т. Ф. Бюше и П. Ру-Лаверня. Концепция Французской революции Ф. Бюше. Л. Блан «История Французской революции» (1847–1862). Панегирик Рогбеспьера. Полемика Мишле с Л. Бланом: «Народ в 1793 г. остается у себя дома». «История Робеспьера» Э. Амеля. Сочинения утопических коммунистов 30-40-х гг. XIX в. Ф. Буонаротти, Э. Кабе, Т. Дезами.
Философское направление. А. де Токвиль (1805−1859) и его труды. Биография Токвиля, католик-консерватор. «О демократии в Америке» (1835−1841). «Старый порядок и революция» (1856). Идейная связь «Старого порядка» с «Демократией…». Вопрос, почему Франция сумела обрести равенство, но не свободу. Пример критической истории революции. Открытие истоков и характерных черт революции в Старом режиме (централизация, мелкое владение и дележ земель, уравнение граждан в правах). Революция как исторически не оправданное явление. Интерес к крестьянскому вопросу. Влияние работ Токвиля на дальнейшее развитие историографии и политической мысли.
«Революция» Э. Кине (1865). История как реализация идей. Значение реформированной религии для общественного освобождения. Террор как отрицание самой революции. Возражения Мишле.
Социалистическая историография. Историки-бланкисты о Французской революции. Труды Г. Тридона, Авенеля, Вермореля как историческая реабилитация эбертистов и Парижской Коммуны 1793–1794 гг.
Проникновение позитивистской методологии. Интеллектуальная атмосфера 50-60-х гг., черты сциентизма. Позитивистская концепция О. Конта («Курс позитивной философии»). Понятие социологии. Возведение истории в ранг подлинной науки. И. Тэн о применении естественнонаучного метода к изучению истории. И. Тэн и его «Происхождение современной Франции». Влияние событий 1870–1871 гг. на мировоззрение Тэна. Тенденциозный подбор источников (Мортимер-Терно «История террора»). Критика Оларом предвзятости Тэна. Социальная психология как необходимое дополнение истории в концепции Тэна.
Третья республика и утверждение позитивистской историографии. Учреждение «Revue historique». Методологическая перестройка историографии на основе позитивизма. Программная статья Г. Моно (1876). «Научный метод» в труде Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в историческую науку» (1898).
Перестройка преподавания истории в духе умеренного республиканизма. Э. Лависс и его концепция национальной истории. Обобщающие работы Лависса («Всеобщая история» в сотрудничестве с Рамбо, «История Франции», учебники по истории Франции).
Третья республика как наследница Французской революции. «Общество по изучению истории Французской революции», кафедра истории Французской революции в Сорбонне и т.д. Учреждение специализированных исторических обществ и журналов («Восемнадцатый век», «История французских колоний» и т.д.).
Интерес к политической истории и истории идей. Восприятие революции как «блока». Либеральное направление и возвеличивание Мирабо и Дантона. А. Олар «Политическая история Французской революции». Идеологическая заостренность творчества Олара. Матьез и критика возвеличения Дантона Оларом. Ш. Сеньобос «Политическая история современной Европы».
Интерес к истории внешней политики. История колониальной экспансии, дипломатии, наполеоновских войн и Наполеона I как самые актуальные темы. А. Сорель «Европа и Французская революция» (1885–1904). Продолжение линии Токвиля: идея эволюционной преемственности между старым и новым порядком. Акцент на взаимной связи внешней и внутренней политики. А. Дебидур «Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса» (1891). Прославление Первой империи и Наполеона в трудах А. Вандаля.
Научная деятельность М. Блока и Л. Февра, создателей школы «Анналов». Основание журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929). Особое значение – изучению экономических и социальных отношений. «Глобальная» история. Многофакторный подход. Исследование массовых, повторяющихся явлений. История культуры. Историческая демография. История ментальностей. Новое понимание исторического факта. Интерес к экономической истории в период мирового экономического кризиса (работы Ф. Симиана и Э. Лябрусса).
Послевоенный этап в деятельности школы «Анналов». Л. Февр во главе журнала «Анналы. Экономика, Общество. Цивилизации». Расширение круга изучаемых вопросов.
Биография Ф. Броделя (1902–1985). Бродель как преемник Февра на посту руководителя журнала «Анналы» (1956). Основание Дома наук о человеке (1962). Междисциплинарные исследования. Диссертация «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1947). Новые подходы к изучению истории. «Глобальная» история Ф. Броделя. «Геоистория». Противопоставление «структур» «конъюнктурам» и «событиям». Разные «скорости» исторического времени. Неоднозначная реакция в среде историков. Начало «структурной истории». Структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс). Попытка исторического синтеза в масштабе всего человечества. «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв.» (1979). Три пласта жизни общества: «структуры повседневности», рыночная экономика и взаимодействие крупных «экономических миров». Неоконченная работа Броделя «Что такое Франция?» (1986).
Труды Э. Ле Руа Ладюри, П. Шоню. Французская медиевистика. История коллективного менталитета. Труды Ф. Ариеса, Р. Мандру, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа.
Школа «Анналов» с 1970-х гг. Уход Броделя с руководящих постов. «Молодые директора»: Э. Ле Руа Ладюри, Ж. Ле Гофф, М. Ферро. Изменение тематики журнала. История менталитета и историческая антропология. Микроистория. Э. Ле Руа Ладюри и исследование «деревенской цивилизации». М. Ферро о кино как историческом источнике.
Докторская диссертация Ж. Лефевра «Крестьяне Северного департамента во время Французской революции» (1924). Научная программа изучения Французской революции «снизу». Лефевр о важности статистики. Лефевр во главе общества робеспьеристских исследований и его журнала (1932–1959). Ликвидация позитивистского «Общества по изучению истории Французской революции» и его журнала. Основание марксистских обществоведческих институтов.
Д. Герен «Борьба классов в эпоху Первой республики (1793–1797)». Парижские санкюлоты как авангард пролетарской революции. Идея перманентной революции. Историк-марксист А. Собуль (1914–1982). Вклад Собуля в организацию исследований о французской революции, его научные связи с советскими учеными. Докторская диссертация Собуля «Парижские санкюлоты II года Республики» (1958). Самостоятельные, специфичные устремления и революционные действия санкюлотов. Труд Собуля «Цивилизация и французская революция» (1970–1982).
Дискуссия по проблемам Французской революции. Историки «круга Собуля» и «реинтерпретаторы» (критики «классической» концепции). Оживление дискуссии в связи с 200-летним юбилеем. Историки «круга Собуля» (К. Мазорик, М. Вовель, Г. Лемаршан и др.). «Ревизионистское» направление. Ф. Фюре «Постижение Французской революции» (1978), Д. Рише и их последователи. Международный характер ревизионизма. Влияние англо-американского ревизионизма: А. Коббен «Миф о французской революции» (1955), Дж. Тейлор. Французские предшественники. Влияние А. Токвиля, О. Кошена.
Историки монархического направления, продолжатели линии Тэна в изучении французской революции (П. Гаксотт). Р.Р. Палмер и его концепция «западной» или «атлантической» революции с 1763 по 1801 гг. Доклад Палмера и Ж. Годшо на Международном конгрессе исторических наук в Риме в 1955 г. Труд Ж. Годшо «Великая Нация. Революционная экспансия Франции в мире (1789–1799)». «Общество исторической демографии». М. Рейнхард о социальных последствиях демографического роста и их значении для истории Французской революции.
Деятельность Национального центра научных исследований (CNRS). Критическая философия истории Р. Арона и А. Марру. Школа социально-экономических исследований Э. Лябрусса. «Количественная история». Изучение общества Старого порядка. Работы Р. Мунье, П. Губера и их последователей. Историография рабочего и социалистического движения: А. Зеваэс, Ж. Брюа, К. Виллар. Исследование истории Парижской Коммуны 1871 г. Труды Ж. Буржена, М. Домманже. Изучение Первой мировой войны. «Французские дипломатические документы (1871–1914)». П. Ренувен, ученик Олара (1893–1974), сторонник «антантофильской» точки зрения о происхождении Первой мировой войны. Историография Второй мировой войны. Работы по истории Сопротивления (А. Мишель). Р. Арон «История Виши». Историография колониальной политики. Прославление колониализма (Г. Аното, А. Мартино). Критика колониализма (Ш.-А. Жюльен). Политическая история. А. Зигфрид и его теория о «республиканском известняке» и «роялистском граните». Р. Ремон «Правые во Франции» (1968) и др. исследования этого автора о политических партиях и политической жизни Франции.
«Новая историческая наука» и решительный поворот от изучения социальных структур к истории ментальностей (70-90-е гг. XX в.). Проблема «кризиса истории». Разочарование в концепции «глобальной истории», в познавательных возможностях количественной истории. Манифест нового направления в 1974 г. Возрождение интереса к «событию» и «короткому времени», к политической истории. Новые темы. История климата, болезней, молодежи, мифов и др. Ведущая роль исследований менталитета, исторической антропологии (Ф. Ариес). История идей, ее место во французской историографии. Деятельность общества по изучению XVIII века. «Пространства памяти» под редакцией П. Нора (история коллективных представлений).
Некоторые тенденции развития французской исторической науки на современном этапе. Дальнейшее развитие методологии. Расширение проблематики политической истории, военной истории. Культурология. Расширение круга изучаемых проблем. Исследования, посвященные истории женщин, хлеба, повседневной жизни. Развитие истории международных отношений. Исследование истории и культуры Африки, Арабского мира. Популярность микроистории. Коллекция Seuil «Тридцать дней, которые сделали Францию». Бум истории современности (Ф. Бедарида), журнал «Двадцатый век».
Популярность темы Великой французской революции в среде советских историков. Исследования по истории народных социальных движений в различных аспектах: Н.М. Лукин, Е.В. Тарле, Г.С. Фридлянд, Я.М. Захер, С.А. Лотте, Р.М. Тонкова-Яковкина, В.М. Далин, С.Л. Сытин, В.Г. Ревуненков, А.В. Адо и др. Исследования по истории демократических политических движений и утопически-коммунистических идей: В.П. Волгин, В.М. Далин, А.Р. Иоаннисян, В.С. Алексеев-Попов, Г.С. Кучеренко, Г.С. Черткова и др. Комплекс проблем, связанных с якобинским периодом революции, в трудах: Н.М. Лукина, Я.М. Захера, С.М. Моносова, Я.В. Старосельского, Н.П. Фрейберга, Г.С. Фридлянда, А.З. Манфреда, А.Л. Нарочницкого, В.С. Алексеева-Попова, В.Г. Ревуненкова, А.В. Гордона и др. В.Г. Ревуненков и ленинградская школа историков.
Проблемы термидорианской реакции в трудах П.П. Щеголева, К.П. Добролюбского. Изучение историографии Французской революции в трудах В.А. Дунаевского, В.М. Далина, В.А. Гавриличева.
Труды российских историков, посвященные истории Франции XVIII в. (Л.А. Пименова, Е.М. Кожокин и др.), Наполеону I и Первой империи (Е.В. Тарле, А.З. Манфред и др.), истории французских революций XIX в. и Парижской Коммуне (А.И. Молок, Ф.В. Потемкин и др.) и другим проблемам истории Франции. А.Д. Люблинская о французском абсолютизме. В.П. Волгин об истории французского Просвещения. Д.М. Туган-Барановский «Наполеон и власть». Э.А. Желубовская о крушении Второй империи. В.П. Смирнов о новейшей истории Франции. М.Ц. Арзаканян об истории голлизма. Тема франко-русских отношений в трудах О.В. Орлик, В.Г. Сироткина, В.И. Антюхиной-Московченко.
Современные специалисты по истории Франции и франко-русских отношений, их труды и научные выступления (П.П. Черкасов, А.В. Чудинов, А.В. Ревякин, Н.П. Таньшина, В.А. Мильчина и др.).
26. Введение. Развитие исторических знаний в колониальной Америке
Характеристика основных этапов становления и развития исторической науки в Северной Америке (США). Отличительные черты американской исторической мысли, влияние на них специфики исторического развития США. Место истории в системе общественных наук США. Основные центры изучения и преподавания истории США. Американские библиографии и труды по историографии истории США. Отечественные исследования по американской историографии. Переводы трудов американских авторов на русский язык.
Описания процесса колонизации и освоения Северной Америки в сочинениях колониальных хронистов первой половины – середины XVII в. Сочинения Джона Смита, Уильяма Бредфорда, Джона Уинтропа. Первая печатная история Массачусетса Эдварда Джонсона. Особенности представлений ранних хронистов о значении колонизации континента, отношениях с коренным населением, внутренней организации и основных проблемах жизни колоний.
Второй этап изучения истории североамериканских колоний (вторая половина XVII в.). Роль Гарвардского колледжа. Сочинения Уильяма Хаббарда, Инкриза Мезера, Коттона Мезера. Отражение в них взглядов пуританской колониальной элиты.
Третий этап изучения колониальной истории – XVIII в. Работы С.Сьюолла, Р.Беверли, У.Бирда, К.Колдена, Т.Принса, У.Стита, У.Дугласа и др. Возрастание роли Виргинского колледжа. Отход от пуританской исторической концепции.
Публикации и изучение исторических источников в США в конце XVIII – первой половине XIX в. Развитие исторического образования в США. Исторические общества и их роль в изучении истории США.
Особенности развития США в период от Войны за независимость до Гражданской войны, влияние общественно-политической ситуации и идейной борьбы на развитие исторических представлений. Влияние европейской исторической науки на формирование "ранней" ("романтической") школы американской истории. Различия американского и европейского романтизма. Историческая концепция Джорджа Бэнкрофта. Ф.Паркмен: "Франция и Англия в Северной Америке". Другие представители романтической школы. Отражение борьбы по вопросу о рабстве в американской историографии: взгляды представителей аболиционистского, прорабовладельческого, либерального направлений на институт рабства в американской истории.
Упадок "ранней" ("романтической") школы. Позитивизм и усиление «критического» ("научного") направления в историографии.
Появление и развитие основных направлений историографии Гражданской войны.
Англосаксонская (тевтонская) школа. Герберт Бакстер Адамс, Дж.Фиске, Дж.Барджесс, Дж.Госмер.
Дж.МакМастер и начало культурно-психологической и дипломатической истории США.
Начало историографии утопического социализма и рабочего движения в США, возникновение марксистской историографии.
Особенности развития США на рубеже веков, состояние общественной мысли. Либеральный реформизм и общественные науки. Развитие антитрестовского движения, антимонополистическая критика в публицистике. "Разгребатели грязи" (макрейкеры). Состояние американской исторической науки на рубеже веков. Кризис философско-теоретических и методологических основ позитивистской историографии. Рост субъективистских тенденций. Выдвижение презентистских и релятивистских концепций. Усиление консервативных тенденций в историографии.
Необходимость нового исторического синтеза и зарождение прогрессистского (экономического) направления в конце XIX – начале ХХ вв. Ф.Дж.Тернер и его концепция исторического развития США. Работы Ч.Линкольна и К.Беккера. Дж.Робинсон о задачах исторической науки. Первые работы Ч.О.Бирда и их роль в формировании прогрессистской историографии.
Формирование коммонсовско-висконсинской школы истории рабочего движения.
"Имперская школа" колониальной истории Северной Америки. Работы Г.Осгуда и Дж.Бира.
Запада. Учебная дисциплина является базовой при подготовке специалистов в области истории Нового и новейшего времени
04 09 2014
2 стр.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют
25 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.
Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен до наших дне
12 10 2014
2 стр.
В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности
17 12 2014
1 стр.
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства») и примерной учебной программы по ди
18 12 2014
5 стр.
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура», одобренной и рекомендованной для использования
01 09 2014
1 стр.