Перейти на главную страницу
Утверждено на заседании кафедры педагогики и методики художественного образования 8.02.2008.,протокол №
Зав. кафедрой___________________________(Васильева Е.Н.)
Составитель: ст. преподаватель Таштамирова Л.Ш.
Тюмень 2008
Пояснительная записка
Учебная программа по курсу гармонии предназначена для студентов, музыкальных специальностей: дирижёров хора, исполнителей на народных инструментах, пианистов, вокалистов, учителей музыки дневного и заочного отделений.
Программа направлена на освещение истории гармонии: развития аккордово гармонического мышления, модального письма эволюцию тональности. Программа составлена с учётом современных требований государственного стандарта, опирается на классические и новые музыковедческие исследования. В ней сохранены традиционные для курса темы, что соответствует требованиям Государственного стандарта. Вместе с тем внимание студентов отсылается к публикациям новых научных исследований, что позволяет создать широкую историческую панораму творчества романтических композиторов.
Программа состоит из лекций, дающих широкий обзор творчества композитора. На семинарских занятиях студенты вместе с педагогом делают гармонический анализ отдельных произведений композитора. Освоение курса предполагает помимо посещений лекций и подготовки к семинарским занятиям такие виды работы как решение задач, игра модуляций (2,3 степень, энгармоническая модуляция), игра секвенций, сочинение на заданные образцы фактуры, сочинение в заданном стиле. Эти виды работ составляют практическую часть академического часа.
В процессе изучения курса учащиеся должны освоить современные понятия аккорда, лада, рода интервальных систем, различных видов тональности, а также уметь применять на практике различные виды музыкальной фигурации и фактуры. Все полученные знания должны быть направлены на получение профессиональных знаний при знакомстве с музыкальными произведениями.
Гармония как общеэстетическая категория. Гармония в музыке как средство выразительности и формообразования. Многоуровневая структура гармонии: звуковая система – созвучие – гармонический оборот – гармоническая форма. 1000-летнее историческое развитие европейской гармонии как компонент эволюции многоголосия. Ранние формы многоголосия. Оформление классической гармонии (18 в.), ее основные свойства. Основные свойства. Основные черты эволюции гармонии в 19 столетии – в России и Западной Европе. Особенности гармонии французских импрессионистов, «нововенской» школы выдающихся мастеров середины 20 века (Хиндемит, Мессиан), классического джаза.
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов | |||
Всего |
В том числе | |||
|
|
Лекции |
Семи- нар. |
Самост. работа |
1. Понятие гармонии. |
|
2 |
|
2 |
2. Понятие аккорда. |
|
2 |
|
2 |
3. Моноаккорды. |
|
2 |
|
2 |
4. Полиаккорды. |
|
2 |
|
2 |
5. Альтерация в аккордах. |
|
2 |
|
2 |
6. Понятие лада. Определение сущность лада. Типы ладовых систем.. |
|
2 |
|
2 |
7. О выразительности старинных модальных ладов. |
|
2 |
|
2 |
8. Основные и переменные функции лада. Категории лада. |
|
2 |
|
2 |
9. Модальное многоголосие. Старомодальная гармония. Натуральные лады, система старинных церковных ладов. |
|
2 |
|
2 |
10. Новомодальная гармония: симметричные лады. |
|
2 |
|
2 |
11.О развитии гармонии до 17 века. |
|
2 |
|
2 |
12. Роды интервальных систем, понятие рода Разновидности :экмелика ,пентатоника, диатоника, миксодиатоника |
|
4 |
|
4 |
13. Роды интервальных систем.хроматика и гемиолика. |
|
4 |
|
4 |
14. Роды интервальных систем. Энгармонизм и равномерная темпераци |
|
2 |
|
2 |
15. Тональность. Понятие тональности. Развитие минора и мажора как категорий тональности. Научная теория Дж.Царлино. |
|
2 |
|
2 |
16. Смешение ладов. Мажоро-минорная система. Одноимённый и однотерцовый мажоро-минор. |
|
4 |
|
4 |
17. Тональная хроматическая система. |
|
2 |
|
2 |
18.Тональность XX века. |
|
2 |
|
2 |
19.Тритоновые замены и функциональные дубли. |
|
2 |
|
2 |
20. Постальтереция. |
|
2 |
|
2 |
21. Функциональная инверсия. |
|
2 |
|
2 |
22. Состояние тональности и тональные индексы. |
|
2 |
|
2 |
23. Модуляция во 2 степень первую подгруппу. |
|
2 |
|
2 |
24. Модуляция во 2 степень вторую подгруппу. |
|
2 |
|
2 |
25. Модуляция в 3 степень. Плановая, поступенная. |
|
4 |
|
4 |
26. Энгармоническая модуляция через уменьшенный вводный септаккорд |
|
4 |
|
4 |
27.Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (бемоль 5) |
|
4 |
|
4 |
28. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккод (диез 5). |
|
2 |
|
2 |
29. Модуляция через альтерированный уменьшенный вводный септаккорд (бемоль 3) |
|
2 |
|
2 |
Всего |
140 |
64 |
|
70 |
Коренной смысл понятия аккорда – согласное одновременное звучание нескольких тонов. Реализация же коренного смысла в рамках гармонии той или иной эпохи порождает различные формы трактовки одного и того же понятия, а с другой стороны – различные коррелятивные пары понятий.
Лад как модель множества музыкальных «организмов» мелодий. Монодический лад и «гармоническая тональность» европейской музыки Нового времени, новотональные и новомодальные лады ХХ века – как основные типы ладовых систем. Экмелика, ангемитоника, диатоника и миксодиатоника, гемиолика, хроматика, микрохроматика. Лады.
В наиболее древних учениях о ладе часто встречаются космологические мотивы, символически связывающие лады или их элементы с природными силами, стихиями.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.3-е изд. Л.,1971.
2. Берков В.О. Гармония. М., 1962.
3. Бершадская Н.Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984
4. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.,1960.
5. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.,1972.
6. Музыкальная эстетика стран Востока/Сост. В.П. Шестаков. М.,1967.
7.КуртЭ. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера.М.,1975.
8. Способин И.В.Лекции по курсу гармонии. М.,1977.
9. Тифтикиди Н.Ф. Теория однотерцовой тонально- хроматической системы.- В кн.: Вопросы теории музыки, вып.2. М.,1967.
10. Тюлин Ю.Н.Практический курс гармонии 3-е изд. М., 1978.
11. Холопов Ю.Н.Модальная гармония.- В кн.: Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Ташкент, 1982.
12.Холопов Ю.Н. Гармония современных композиторов., М.1984.
13. Ю.Н. Гармония. Теоретический курс., М.: Музыка 1988.
1. Понятие гармонии. 2. Понятие аккорда. 3. Моноаккорды. 4. Полиаккорды. 5. Альтерация в аккордах. 6. Понятие лада. Определение сущность лада. Типы ладовых систем. 7. О выразительности старинных модальных ладов. 8. Основные и переменные функции лада. Категории лада. 9. Модальное многоголосие. Старомодальная гармония. Натуральные лады, система старинных церковных ладов. 10. Новомодальная гармония: симметричные лады. 11.О развитии гармонии до 17 века. 12. Роды интервальных систем.понятие рода Разновидности: экмелика, пентатоника, диатоника, миксодиатоника. 13. Роды интервальных систем.хроматика и гемиолика. 14. Роды интервальных систем. Энгармонизм и равномерная темперация. 15. Тональность. Понятие тональности. Развитие минора и мажора как категорий тональности. Научная теория Дж. Царлино. 16. Смешение ладов. Мажоро-минорная система. Одноимённый и однотерцовый мажоро-минор. 17. Тональная хроматическая система. 18.Тональность XX века. 19.Тритоновые замены и функциональные дубли. 20. Постальтереция. 21. Функциональная инверсия. 22. Состояние тональности и тональные индексы. 23. Модуляция во 2 степень первую подгруппу. 24. Модуляция во 2 степень вторую подгруппу. 25. Модуляция в 3 степень. Плановая, поступенная. 26. Энгармоническая модуляция через уменьшенныйвводный септаккорд 27.Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (бемоль 5) 28. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккод (диез 5). 29. Модуляция через альтерированный уменьшенный вводный септаккорд (бемоль 3).
|
2. Равель «Могила Куперена», романсы «Мадагаскарские песни».
3. Рахманинов поздние романсы, прелюдии, отрывки из частей концертов.
4. Григ романсы, фп пьесы, части из концертов.
5. Лист «Годы странствий» 3 тетрадь, соната си минор.
6. Вагнер сцены из опер, «Тристан и Изольда».
7. Метнер части сонат.
8. Чайковский романсы.
14 12 2014
1 стр.
Зав кафедрой
25 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Специальность 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления
14 12 2014
1 стр.
Запада. Учебная дисциплина является базовой при подготовке специалистов в области истории Нового и новейшего времени
04 09 2014
2 стр.
Дисциплина «Макроэкономика» входит в профессиональный цикл (базовая часть.), изучается в 3 и 4 семестрах
11 09 2014
1 стр.
Информатики и вычислительная техника, специальности 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления, утвержденного 27 марта 2000 г
15 12 2014
1 стр.