Перейти на главную страницу
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Раздел 9. Динамика фитоценозов, учение о сукцессиях растительности
Тема 14. Формы динамики фитоценозов. Сукцессия как поступательная, направленная смена сообществ, обусловленная внутренними или внешними факторами
Студент должен знать: Общую характеристику изменения фитоценозов во времени и пространстве.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Раздел 10. Классификация и модели сукцессий
Тема 15. Классификация сукцессий
Студент должен знать: классификацию сукцессий.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Тема 16. Характеристика моделей сукцессий и их основные положения.
Студент должен знать: характеристику моделей сукцессий.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Раздел 11. Учение о климаксе, современные представления о климаксе
Тема 17. Климаксовые и серийные сообщества (экосистемы): сравнительная характеристика
Студент должен знать: понятие о климаксе растительных сообществ.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Раздел 12. Прикладная геоботаника
Тема 18. Фитоценоз как индикатор местообитания. Связь между растительностью и средой
Студент должен знать: понятия индикаторной геоботаники, фитоиндикации.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с
Миркин Б. М., Розенберг Г. С. Фитоценология: принципы и методы. — М.: Наука, 1978. — 212 с.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, чтение учебника.
Лабораторные работы
Занятие 1.
Тема 1. Светлохвойные леса. Боровая ценосвита.
Обеспечивающие средства
Оборудование
1.Бинокуляры
Кошачья лапка, ястребинка волосистая, смолевка поникшая, сон-трава, овсяница овечья
Лишайники из родов кладония и цетрария.
3.Геоботанические бланки на каждого студента (не менее 14 шт. на подгруппу).
4.Карта растительности европейской части России.
5.Бланки описаний сосняков Республики Коми (фитоценария кафедры ботаники).
(Возможно фитоценотические таблицы сосновых лесов из журнала «Растительность России».
Задание:
1.Познакомиться по геоботанической карте растительности с ареалом
сосновых лесов северо-востока европейской части России. Дать географическую характеристику.
2. Дать краткую характеристику бору беломошнику, бору зеленомошнику, соснякам-долгомошникам, соснякам сфагновым, травяно-болотным борам, сложным борам (зоны смешанных лесов).
3.Познакомиться с 3-4 описаниями лесных фитоценозов с основной лесообразующей породой сосной обыкновенной. Составить список характерных видов.
4. Познакомиться с характерными растениями сосновых сообществ.
5. Дать объяснение геоботаническим понятиям и способам их измерения в природе: ярусы, сомкнутость крон (полнота насаждения), высота и возраст деревьев, диаметр и окружность стволов, шкала обилия.
6.Познакомиться с понятием бонитет, рассмотреть шкалы бонитета сосны обыкновенной.
7.Познакомиться с растениями сосновых лесов.
8. Объяснить схему эдафо-фитоценотических рядов типов сосновых лесов по Сукачеву. (см. Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 341).
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений сосновых лесов продемонстрировать преподавателю.
Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 341
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Лащенкова А.Н. Сосновые леса //Производительные силы Коми АССР. М.Л.: 1954.Т.3.Ч.1.С.126-157.
Занятие 2. Тема 2. Темнохвойные леса. Еловая ценосвита.
1.Бинокуляры
3.Геоботанические бланки на каждого студента (не менее 14 шт. на подгруппу).
4.Карта растительности европейской части России.
5.Бланки описаний ельников Республики Коми (фитоценария кафедры ботаники).
(Возможно фитоценотические таблицы сосновых лесов из журнала «Растительность России».
Задание:
1.Познакомиться по геоботанической карте растительности с ареалом
еловых лесов северо-востока европейской части России. Дать географическую характеристику.
2. Дать краткую характеристику ельникам зеленомошникам, ельникам долгомошникам, ельникам сфагновым, травяным ельникам, сложным ельникам с широколиственными породами в составе.
3.Познакомиться с 3-4 описаниями лесных фитоценозов с основной лесообразующей породой ели сибирской. Составить список характерных видов.
4. Познакомиться с характерными растениями еловых сообществ.
5. Дать объяснение понятию виталитет – жизненность растений и его оценки
(см. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. С.57-59.)
6.Рассмотреть шкалы бонитета ели сибирской.
7.Познакомиться с растениями еловых лесов.
8. Объяснить схему эдафо-фитоценотических рядов типов еловых лесов по Сукачеву
(см. Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 340).
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений еловых лесов продемонстрировать преподавателю.
Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 341
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Занятие 3. Тема 3-4 Мелколиственные березовые и осиновые леса и сероольшанники. Растения травяно-кустарникового яруса.
1. Бинокуляры
Древесные виды
берез – повислая (Betula pendula), пушистая или белая (Betula pubescens), осина, ольха серая.
Виды травянистых растений
- марьянник лесной и луговой; черноголовка обыкновенная, душистый колосок, лисохвост луговой, иван- чай узколистный, аконит северный, живучка ползучая, бор развесистый, костяника обыкновенная, герань лесная, сныть обыкновенная, горошек лесной и заборный, вейник тростниковидный, перловник поникший, осока шаровидная, звездчатка ланцетолистная, купальница европейская, таволга вязолистная, лютик ползучий, гравилат речной, хвощ лесной.
3. Геоботанические бланки на каждого студента (не менее 14 шт. на подгруппу).
4. Карта растительности европейской части России. Карта редких видов европейской части России.
5. Бланки описаний березняков, осинников и сероольшанников Республики Коми (фитоценария кафедры ботаники). (Возможно фитоценотические таблицы мелколиственных лесов из журнала «Растительность России»).
1. Познакомиться по геоботанической карте растительности с ареалом
мелколиственных лесов северо-востока европейской части России. Дать географическую характеристику.
2. Дать краткую геоботаническую характеристику типов мелколиственных лесов.
3. Познакомиться с 3-4 описаниями лесных фитоценозов с основной лесообразующей породой ели сибирской. Составить список характерных видов.
4. Познакомиться с характерными растениями мелколиственных лесов Республики Коми.
5. Объяснение понятие типология растительности (на примере мелколиственных лесов).
6. Познакомиться с растениями мелколиственных лесов.
7. Познакомиться с экологической шкалой Л.Г.Раменского.
8. Дать косвенную оценку экотопов, анализируемых лесных фитоценозов, по показателям увлажнения и богатства почвы.
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений мелколиственных лесов продемонстрировать преподавателю.
Литература
Дегтева С.В., Железнова Г.В., Пыстина Т.Н., Шубина Т.П. Ценотическая и флористическая структура лиственных лесов европейского Севера. СПб.: Наука, 2001.
269 с.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
1. Бинокуляры
Древесные виды.
3. Карта растительности европейской части России. Карта редких видов европейской части России.
Задание:
1. Познакомиться по геоботанической карте растительности с ареалом европейских летнезеленых лиственных лесов (буковые, грабовые леса). Дать географическую характеристику.
2. Рассмотреть зависимость распространения лесообразующих пород Центральной Европы от влажности почвы и ее реакции по шкале Элленберга
(см. Вальтер Г. Растительность земного шара. Эколого-физиологическая характеристика. М.: Прогресс, 1974.С. 299) .
3. Рассмотреть экологический ареал основных видов кустарников Центральной Европы по шкале Элленберга
(см. Вальтер Г. Растительность земного шара. Эколого-физиологическая характеристика. М.: Прогресс, 1974.С. 300) .
4. Методика описания и классификация растительности методом Браун-Бланке. Рекогносцировка и аналитический этапа классификации
(см. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. С.213-218).
5. Рассмотреть шкалу обилия Браун-Бланке.
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, характерных для европейских летнезеленых лиственных лесов, продемонстрировать преподавателю.
Литература
Вальтер Г. Растительность земного шара. Эколого-физиологическая характеристика. М.: Прогресс, 1974.С. 299-300.
Занятие 5. Тема 6. Дубовые и липовые леса. Растения травяно-кустарникового яруса.
1. Бинокуляры
Древесные виды.
липа сердцелистная (Tilia cordata), Ulmus glabra Huds.
Melampyrum nemorosum L. Mercurialis perennis L. Ranunculus nemorosus DC.
Senecio nemorensis L. Stellaria nemorum L. Verbascum nigrum L.
Viola mirabilis L.
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, характерных для европейских летнезеленых лиственных лесов, продемонстрировать преподавателю.
Литература
Вальтер Г. Растительность земного шара. Эколого-физиологическая характеристика. М.: Прогресс, 1974.С. 299-300.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с
Занятие 6. Тема 7. Тундровые сообщества. Растительность поясов горного Урала.
1. Бинокуляры
Древесные виды.
3. Карта растительности европейской части России. Карта редких видов европейской части России. Карта Полярного и Приполярного Урала. Карты ареалов тундровых видов.
1. Познакомиться по геоботанической карте растительности с ареалом тундровой растительности. Дать геоботаническую характеристику тундровому региону России.
2. Познакомиться с аркоальпийскими растениями Приполярного Урала.
3. Обсудить вопросы:
3.1. Гетерогенность растительного покрова в Арктике и подходы к ее типизации.
3.2. Мозаичность растительных сообществ. Типы мозаичной структуры.
3.3.Синузия. Различные подходы к ее определению.
3.4.Консорция, ее строение. Конфасция.
4. Методика определения активности видов.
5.Характеристика и примеры ландшафто-зональных групп.
Гемиаркты. Гипераркты. Гипоаркты. Бореальные виды. Полизональные.
6. Дать характеристику ареалов трех видов
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, произрастающих в тундровых сообществах.
Литература
Матвеева Н.В. Зональность в растительном покрове Арктики.С.-Петербург, 1998. 220 с.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с
Занятие 7.
Тема 8. Болотная растительность.
Обеспечивающие средства
Оборудование
1. Бинокуляры
3. Карта растительности европейской части России. Карта редких видов европейской части России.
1. Познакомиться с типологией болотных растительных сообществ.
2. Составить сводный список растений болотных фитоценозов таежной зоны.
3. Обсудить вопросы:
3.1. Типы болот их происхождение.
3.2. Средообразующая роль растений.
3.3.Континуум пространственный, временной, синтаксономический.
4. Методика определения обилия видов и проективного покрытия.
5. Дать ботаническую характеристику 5 видам болотных растений.
6. Познакомиться с гербарием растений. Составить список болотных видов.
7. Дать характеристику торфу.
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, произрастающих в тундровых сообществах.
Литература
Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 341
Занятие 8.
1. Бинокуляры
Achillea millefolium, Achillea millefolium L., Agrostis gigantea Roth,
Alopecurus pratensis L., Bromopsis inermis (Leyss.) Holub. Centaurea jacea L.. Cerastium holosteoides Fries, Dactylis glomerata L., Elytrigia repens (L.) Nevski
Festuca pratensis Huds. Festuca rubra L. Geranium pratense L. Inula britannica L.
Lathyrus pratensis L. Lotus corniculatus L. Phleum pratense L. Pimpinella saxifraga L.
Plantago lanceolata L. Plantago major L. Plantago media L. Poa pratensis L. Poa trivialis L. Prunella vulgaris L. Ranunculus acris L. Rumex acetosa L. Stellaria graminea L. Taraxacum officinale Wigg. Trifolium pratense L. Vicia cracca L.
Ptarmica vulgaris Hill, Allium angulosum L., Carex vulpina L., Coccyganthe flos-cuculi (L.) Fourr., Filipendula ulmaria (L.) Maxim., Galium palustre L., Galium uliginosum L., Juncus effusus L., Lathyrus palustris L., Lysimachia vulgaris L., Mentha arvensis L., Poa palustris L., Potentilla anserina L., Ranunculus auricomus L., Ranunculus repens L., Rorippa sylvestris (L.) Bess., Sanguisorba officinalis L., Sonchus palustris L., Stellaria palustris Retz., Thalictrum flavum L., Valeriana officinalis L., Veronica longifolia L.
Agrimonia eupatoria L., Berteroa incana (L.) DC., Bromus mollis L., Carduus acanthoides L., Cichorium intybus L., Daucus carota L.. Echium vulgare L., Euphorbia cyparissias L., Potentilla arenaria Borkh., Sedum acre L., Verbascum thapsus L., Salvia verticillata L.
Stipa capillata L., Stipa pennata L. Stipa tirsa Stev.,
Agropyron pectinatum (Bieb.) Beauv. Artemisia campestris L. Artemisia absinthium L., Artemisia dracunculus L. Kochia prostrata (L.) Schrad.
2. Бланки геоботанических описаний луговых фитоценозов.
3. Карта растительности европейской части России.
Задание:
2. Составить сводный список растений луговых фитоценозов таежной зоны.
3. Обсудить вопросы:
3.1. Типы лугов их происхождение.
3.2. Континуум пространственный, временной, синтаксономический.
4. Методика определения обилия видов и проективного покрытия.
5. Познакомиться с гербарием растений. Составить список луговых видов.
7. Дать характеристику степным фитоценозам.
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, произрастающих в луговых и степных сообществах.
Занятие 9.
Гербарий водных и прибрежно – водных растений:
Hydrocharis morsus-ranae L., Lemna minor L., Lemna trisulca L., Salvinia natans (L.) , All., Spirodela polyrhiza (L.) Schleid., Ceratophyllum demersum L., Stratiotes aloides L., Utricularia vulgaris L., Elodea canadensis Michx., Myriophyllum spicatum L., Myriophyllum verticillatum L., Potamogeton natans L., Potamogeton pectinatus L., Potamogeton perfoliatus L., Potamogeton lucens L.,
Nymphaea alba L., Nuphar lutea (L.) Smith, Trapa natans L.
Прибрежно-водные виды:
Alisma plantago-aquatica L., Caltha palustris L., Carex limosa L., Carex rostrata Stokes, Carex vesicaria L., Carex rhynchophysa C.A. Mey., Equisetum fluviatile L., Galium palustre L., Sium latifolium L., Stachys palustris L., Phalaroides arundinacea (L.) Rauschert, Typha latifolia L., Naumburgia thyrsiflora (L.) Reichenb., Scirpus lacustris L.
3. Карта растительности европейской части России.
1. Познакомиться с типологией водных и прибрежно-водных растительных сообществ.
2. Составить сводный список растений водных и прибрежно-водных фитоценозов таежной зоны.
3. Обсудить вопросы:
3.1. Прибрежно-водная растительность и типология водоемов.
(по трофности: олиготрофные, мезотрофные, эвтрофные, дистрофные)
3.2.Индикаторное значение прибрежно-водных растений.
3.3.Динамика развития сообществ прибрежно-водной растительности.
3.4.Трофическая роль прибрежно-водных растений.
4. Методика описания водных фитоценозов
5. Познакомиться с гербарием растений. Составить список водных и прибрежно-водных видов растений.
7. Дать характеристику водным и прибрежно-водным фитоценозам.
Зачет по теме включает:
1) письменный отчет по заданиям.
2) устное собеседование по вопросам.
3) знание видов растений, произрастающих в луговых и степных сообществах.
Литература
Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высшая школа, 1973. С. 341
Садчиков А.П. Гидроботаника: Прибрежно-водная растительность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.П.Садчиков, М.А. Кудряшов. - М.: Изд. центр Академия, 2005. – 240 с.
• Континуум и квантованность растительного покрова.
• Роль экологического и фитоценотического подбора при формировании
растительного сообщества.
• Жизненные стратегии растений и их значение при формировании
растительности.
• Концепция экологической ниши в применении к растениям.
• Конкуренция в растительном сообществе.
• Динамические процессы в растительном покрове.
• Антропогенная трансформация растительности.
• Экспериментальная геоботаника (история и современность).
• Проблемы сохранения растительности заповедных территорий.
1. Роль растительности в биосфере. Понятие «Фитогеосфера».
2. Понятия «флора» и «растительность».
3. Фитоценоз и растительная группировка.
4. Предмет и задачи фитоценологии и геоботаники. Основные объекты
5. Методы исследования растительного покрова.
6. Современные направления исследований растительности. Связь фитоценологии
и геоботаники с экологией и другими смежными науками.
8. Растения как индикаторы условий среды. Экологические группы растений по
отношению к свету, влаге, кислотности и плодородию почв.
9. Понятие «экологическая ниша» применительно к растениям.
10.Понятие «экологический подбор».
11.Фитоиндикация. Экологические шкалы Л.Г.Раменского, принципы работы с ними.
12.Жизненные формы и жизненные стратегии растений, их классификации.
13.Средообразующая роль растений. Понятие «Фитосреда».
14.Влияние растений на абиотические факторы среды (свет, тепло, влага, ветер,
рельеф, почва). Зависимость этого влияния от типа растительного сообщества и
его сезонного состояния.
15.Органическое вещество, создаваемое растениями. Прирост фитомассы. Опад.
Ветошь. Значение подстилки для растительного сообщества.
16.Текущие и кумулятивные изменения среды.
17.Фитомелиорация, примеры.
18.Фитоценотические взаимодействия. Субъекты взаимодействий.
19.Консорция, ее строение. Конфасция.
20.Классификация взаимодействий по Сукачеву.
21.Растения доминанты и эдификаторы.
22.Понятие «Фитоценотипы». Классификация фитоценотипов по А.А. Ниценко.
23.Фитогенное поле.
24.Фитоценотический подбор.
25.Основные признаки фитоценоза.
26.Видовое богатство и видовая насыщенность. Минимум ареал. Площадь
выявления.
27.Пробная площадь. Размер и форма пробной площади.
28.Встречаемость видов. Абсолютная и относительная встречаемость.
29.Обилие видов. Проективное покрытие. Шкалы Друде, Браун-Бланке. Истинное
проективное покрытие. Полнота насаждения.
30.Жизненность (виталитет) растений.
31.Ярусность в лесных сообществах.
32.Морфологическое и биологическое понимание ярусов.
33.Элементы вертикального строения: ярус, ступень, слой, полог, фитогоризонт.
34.Подрост и подлесок, их место в ярусной структуре сообщества.
35.Ярусность в луговых сообществах.
36.Относительная самостоятельность ярусов. Инкумбация и декумбация ярусов.
37.Вертикальный континуум. Внеярусная растительность.
38.Ценопопуляция. Варианты размещения особей растений по территории.
39.4 типа сложения растительных сообществ (по А.П. Шенникову).
40.Факторы, определяющие горизонтальную неоднородность растительности.
41.Сообщества гомогенные, мозаичные и клинальные.
42.Мозаичность растительных сообществ. Типы мозаичной структуры.
43.Понятие «ценоэлемент». Ценоячейка. Микрогруппировка. Микроценоз.
44.Синузия. Различные подходы к ее определению.
45.Представления о континууме растительности.
46.Исследования Л.Г. Раменского по обоснованию экологической специфичности
видов.
47.Экологические шкалы и их применение.
49.Континуум пространственный, временной, синтаксономический.
50.Динамика фитоценоза: суточная, сезонная, разногодичная.
51.Фенологическое развитие сообщества. Фенологические спектры. Аспекты.
52.Причины разногодичной изменчивости сообществ. Разногодичная изменчивость в
разных типах растительности.
53.Флуктуации и сукцессии.
54.Автогенные и аллогенные сукцессии.
55.Классификация смен по В.Н.Сукачеву.
56.Разделение смен по темпам.
57.Первичные и вторичные сукцессии.
58.Коренные и производные сообщества.
59.Модели автогенных сукцессий.
60.Гейтогенез и гологенез.
61.Теория Ф.Клементса. Понятия: серия сообществ, климаксовое сообщество.
62.Концепции моноклимакса, поликлимакса и климакс-мозаики.
63.Значение классификации растительности.
64.Индуктивный и дедуктивный методы классификации.
65.Подходы и принципы классификации (топологический, эколого-флористический,
эколого-морфологический, доминантный, генетический).
66.Определение понятия «ассоциация» (1910).
67.Основные синтаксоны доминантной классификации и критерии их выделения.
68.Тип растительности. Примеры различных типов растительности.
69.Объем единицы «формация» (в отечественной и зарубежной геоботанике).
70.Основные принципы эколого-флористической классификации по методу Браун-
Бланке.
72.Правила наименования синтаксонов (в доминантной классификации и по методу
Браун-Бланке), примеры.
73.Объем ассоциации в разных системах классификаций.
74. Критика доминантного подхода. Критика метода Браун-Бланке.
75.Ординация растительности, ее принципы. Прямая и непрямая ординация.
76.Понятия «фитоценомеры» и «фитоценохоры».
77.Различное назначение карт растительности. Отражение растительности на картах
разного масштаба.
78.Использование аэро- и космической съемки при создании карт растительности.
79.Геоботаническое районирование – принципы и приемы. Единицы
геоботанического районирования.
80.Антропогенная трансформация растительного покрова Земли, тенденции этого
процесса.
2 Булохов, А.Д. Эколого-флористическая классификация лесов Южного Нечерноземья России / А.Д. Булохов, А.И. Соломещ. – Брянск: БГУ, 2003. – 359 с.
3 Вальтер, Г. Общая геоботаника / Г. Вальтер. – М.: Мир, 1982. – 261 с.
4 Василевич, В.И. Статистические методы в геоботанике / В.И. Василевич. – Ленинград.: Наука, 1969. – 232 с.
5 Василевич, В.И. Очерки теоретической фитоценологии / В.И. Василевич. – Ленинград: Наука, 1983. – 248 с.
6 Воронов, А.Г. Геоботаника / А.Г. Воронова. – М.: Высшая школа, 1973. – 384 с.
7 Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность. – М.: Наука, 2004. – 479 с.
8 Грейг-Смит. П. Количественная экология растений / П. Грейг-Смит. – М.: Мир, 1967. – 358 с.
9 Миркин. Б.М. Закономерности развития растительности речных пойм / Б.М. Миркин. – М.: Наука, 1974. – 172 с.
10 Миркин. Б.М. Теоретические основы современной фитоценологии / Б.М. Миркин. – М.: Наука, 1985. – 136 с.
11 Миркин. Б.М. Толковый словарь современной фитоценологии / Б.М. Миркин, Г.С. Розенберг. – М.: Наука, 1983. – 134 с.
12 Миркин. Б.М. Наука о растительности (история и современное состояние основных концепций) / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Уфа: Гилем, 1998. – 413 с.
13 Миркин. Б.М. Современная наука о растительности / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумов, А.И. Соломещ. – М.: Логос, 2002. – 264 с.
14 Работнов. Т.А. Фитоценология / Т.А. Работнов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 350 с.
Миркин. Б. М. Наука о растительности (история и современное состояние основных концепций) / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – Уфа: Гилем, 1998. – 413 с
16 12 2014
3 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик
13 09 2014
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана
10 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по
10 10 2014
6 стр.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»
02 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
04 09 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе фгос впо по направлению (специальности) 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного
17 12 2014
3 стр.