Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет печати»


Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________Т.В. Маркелова

«____»_______________ 2010 г.

Рабочая программа


по дисциплине

«ФОТОГРАФИЯ» Практика фотографии и печатные издания


По специальности

070902.65 «Графика»

Факультет

Графических искусств

Кафедра

Художественно-технического оформления печатной продукции




Индекс по учебному плану

ЦИКЛ

Компонент

Федеральный

Национально-региональный (вузовский)

Элективный

ОПД. Р.01.

Общепрофессиональные дисциплины




Х





Форма обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Курсовая работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

1-2

2,3

100

66

34

32

34

зачет, экзамен

Очно-заочная

1-2

2,3

100

33

14

19

67

зачет, экзамен




Москва 2010

Составитель: Пономарев Святослав Игоревич

Старший преподаватель, © Пономарев С.И.



Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ХТОПП
«_14___»____09____ 2010 г. протокол №___2______

Заведующий кафедрой ________________________ Гончарова Н.А.

Программа одобрена Советом факультета Графических искусств

Председатель совета __________________________ Валериус В.Е.ельгунова Н.В.

Председатель

методической комиссии ________________________ Валериус В.Е.
«____»____________ 2010 г. протокол №_________

1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
1.1 Цели и задачи дисциплины
В современном мире фотография является одним из системообразующих видов изображения, создающих систему визуальной культуры, в которую входят такие явления, как книга, средства массовой информации (включая электронные СМИ), современное искусство, классическое традиционное искусство (при условии его функционирования в наше время), театр, кинематограф, новые знаковые системы урбанистической среды. На протяжении почти 170 лет существования фотографии, она превратилась из механического отражения реальности в одну из самых творческих и социально ответственных форм взаимодействия художника и социума и – шире – человека и мира. За эти годы фотография развилась как технология воспроизведения реальности; как система отражения различных форм мировоззрения; она стала одним из важнейших медиа в современных коммуникативных системах (информационных системах); изменилось отношение к ней общественного сознания, произошло признание ее не только как формы творческой деятельности человека, но и как искусства (наивысшей формы творческой деятельности); продолжается процесс осознания цивилизационного значения фотографии.

Сегодня фотография востребована практически во всех сферах человеческой деятельности, пронизывает и связует их в единое целое. Художник книги, разработчик новой формы существования информационных систем, постоянно и неизбежно сталкивается с фотографией, являющейся одной из существующих форм современных информационных систем. Художник книги создает новые возможности для функционирования фотографии в современном мире, с другой стороны, она является мощным стимулом к поиску новых форм книги и, одновременно, тем визуальным объектом, который связывает художника с визуальной историей человечества.

Поэтому изучение фотографии, истории ее становления, опыта, накопленного за два столетия, а также возможных способов ее создания и функционирования является нормальным, необходимым и достаточным процессом, происходящим на протяжении всех лет профессионального образования художников книги.


    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Изучение темы «Фотография. Практика фотографии и ее взаимодействие с печатным изданием» имеет целью систематизировать процесс теоретического и практического освоения основ профессионального мировоззрения будущих художников книги, чьи профессиональные навыки и концептуальное представление отвечают сегодняшнему уровню развития их профессиональной сферы, а также могут быть основой для получения новых знаний и успешной профессиональной реализации в изменяющихся условиях современного мира.

Фотография рассматривается не только как самостоятельный вид изобразительного творчества, но и как необходимая основа формирования современной визуальной культуры.

Методика обучения строится на основе практического освоения техники фотографической съемки аналоговыми и цифровыми камерами, изучения основ аналогового лабораторного процесса и изучения опыта построения фотографического изображения в творчестве фотографов - представителей основных школ и направлений фотографии XIX-XX веков.

Изучение последнего позволяет учащимся приобрести опыт творческого отношения к натуре и ее интерпретации при условии разнообразия задач визуализации, используя весь спектр полученных знаний, в том числе, умение концептуально мыслить при построении экспозиции из отдельных (фотографических) изображений, что является одним из базовых навыков для работы художника книги.

Программа представляет собой методическое целое, должна осуществляться на практике преподавания фотографии с сохранением последовательности разделов и принципиальных основ их содержания, что не исключает возможностей дополнения отдельных разделов, их содержания и изменения пропорции времени, отведенного на освоение каждого из них.

Данная дисциплина изучается, чтобы помочь студентам выработать профессиональные навыки обращения с фотокамерой, что может быть ими использовано также в процессе подготовки учебных заданий по другим предметам, помочь сориентироваться студентам в системе современной визуальной культуры, подвигнув их к самообразованию и работе над собственным пластическим видением и мышлением.

Студент должен знать:


Исторически сложившиеся наиболее распространенные формы создания фотографического изображения предметно-пространственной среды: аналоговую фотографию, фотограмму, цифровую фотографию; основы монтажного мышления, и его воплощения как аналоговыми, так и цифровыми средствами.

Исторически сложившиеся наиболее распространенные методы создания фотографического изображения предметно-пространственной среды: прямую и документально-репортажную фотографию, конструктивистскую фотографию, концептуальную фотографию.
Студент должен уметь:

Создать фотографическое изображение аналоговыми и цифровыми средствами; создать фотографическое изображение в разных жанрах; обработать фотографическое изображение для использования в печатном издании; выстроить пластический и концептуальный фотографические ряды (последовательности).



    1. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины


Для полноценного освоения дисциплины студент должен параллельно изучать:

История отечественного искусства и культуры, История зарубежного искусства и культуры, История материальной культуры, История дизайна, Композиция изданий


  1. Содержание дисциплины


2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах


Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

очная

Очно-заочная

очная

Очно-заочная

очная

Очно-заочная

очная

Очно-заочная

Раздел 1

Введение в современную фотографию

5

4

15

6

8

17

28

27

Раздел 2

Фотосессия. Натурная съемка. Студийная работа

4

4

12

5

8

17

24

26

Раздел 3

Методы основных исторически сложившихся фотографических школ (направлений)

4

2

12

4

8

17

24

23

Раздел 4

Сложные визуальные системы

4

2

12

4

8

16

24

22

Итого по дисциплине

17

14

51

19

32

67

100

100


2.2. Содержание тем дисциплины
Раздел 1

Введение в современную фотографию
Фотография как инструмент визуального познания и как самостоятельный вид художественного творчества в XIX-XXI веках. Фотография в современном мире, формы ее существования и репрезентации; задачи ее развития в современной мировой визуальной культуре. Значение фотографических традиций российской фотографической школы. К.П. Булла, А.Д. Гринберг, М.И. Дмитриев, А.О. Карелин, Е.М. Лангман, Л.М. Лисицкий, С.Н. Лобовиков, А.М. Родченко, В.С. Тарасевич, А.С. Чежин и др. мастера.
Природа фотографии
Основные виды фотоаппаратов, их устройство и назначение
Строение фотоаппаратов, их технические характеристики. Эволюция фотографической техники XIX-XXI веков. Различие зеркальных, дальномерных камер.

Носители фотоизображения (аналоговые и цифровые).

Фотоширота и чувствительность.

Аналоговые и цифровые носители фотоизображения. Принципиальные отличия получения и хранения аналоговой и цифровой фотографии. Аналоговые носители: негатив; слайд. Характеристики узких и широких негативов. Их назначение. Получение фотоотпечатка как формы репрезентации фотографии. Предварительная постановка задач для получения качественного цифрового изображения.

Понятия фотошироты фотографических носителей. Чувствительность фотографических негативов.


Работа с камерой



Понятие экспозиции. Экспонометрия. Коррекция (+ и -) при различных видах освещения. Съемка на светлом и темном фоне.

Для чего нужна экспозиция? Определение экспозиции. Способы замеров экспозиции. Основы теории экспонометрии. Принцип (система) Адамса. Экспонометрическая коррекция с помощью задания специальных параметров съемки. Экспонометрическая коррекция при выборе фотографических носителей. Основные способы изменения чувствительности фотоносителя.

Практические задания: съемка на светлом и темном фоне. Понимание зависимости изображения предмета от основной освещенности предмета.
Использование светофильтров в черно-белой и цветной фотографии
Назначение световых фильтров; шкала фильтров. Специальные (эффектные) фильтры. Принципы подбора корректирующих фильтров. Упражнения на выбор корректирующих фильтров. Лабораторный проект «фильтрация» (выработка проекта, постановка задач для реализации которых необходимо использование эффектных фильтров и студийная съемка с их использованием).
Съемка с рук и со штатива
Съемка движения. Съемка в темноте.

Дополнительное фотографическое оборудование. Выбор режима съемки и назначение штатива при специальных режимах съемки. Упражнение на съемку с рук и со штатива.

Дополнительное оборудование и фотопринадлежности

(тросики, удлинительные кольца, фотосумки, вспышки и пр.).

Уход за фототехникой. Меры безопасности.

Дополнительное фотографическое оборудование. Консультирование по созданию «сумки фотографа», куда входит полный комплект оборудования для определенных видов съемки. Различие в наборе оборудования для репортажного фотографа, фотографа студийного, фотографа моды, способы применения дополнительного оборудования в арт-фотографии. Уход за фототехникой и меры безопасности при обращении с фототехникой.

Этапы лабораторного процесса



Зернистость фотопленки. Пиксели в цифровой фотографии. Резкость и контраст.

Лабораторный процесс в фотографии. Темная и светлая комната. Назначение лабораторного оборудования. В аналоговой фотографии. Работа с разными типами фотографических носителей в аналоговой фотографии. Достижение качественного изображения при работе с фотографическими носителями в лаборатории. Понятие зернистости фотопленки, форсирование и снятие эффекта зернистости. Пикселы в цифровой фотографии как характеристика типа изображения и как художественный эффект. Резкость и контраст в фотографии: обязательные условия и художественные эффекты. Проявка черно-белой фотопленки. Лабораторный процесс «темной комнаты». Назначение фотографического лабораторного оборудования. Проявка пленки.
Раздел 2

Фотосессия. Натурная съемка. Студийная работа
Освещение в фотографии (естественное и искусственное). Цветовая температура.

Формообразующее значение света в фотографии. Различие естественного и искусственного света для фоточувствительных материалов. (Возвращение к теме светочувствительности фотоматериалов). Понятие цветовой температуры. Построение работы в студии в зависимости от освещения и чувствительности материалов.

Подготовка к съемке. Продумывание плана работы. Творческое отношение к неожиданностям.

Подготовка к съемке. Построение плана работы. Предварительный этап работы - сбор необходимого материала (творческого материала). Выработка концепции. Сбор необходимых аксессуаров, оборудования, выбор съемочной площадки и героев. Выход на съемку. Съемочный период. Погружение. Значение интуиции и отстранения. Анализ работы.




Создание фотографического произведения



Серийность в фотографии. Смысловые блоки. Окно в другой мир. Создание новой реальности. Мифотворчество. Полифония.

Фотография как язык. Фотографическое произведение как высказывание. Понятие цикла, серии, проекта в фотографии. Поиск средств выразительности. Построение высказывания; привлечение опыта мифотворчества.

Понятие полифонии в фотографии




Создание смысловых блоков (фотографических рядов).


Подготовка фотографического произведения к презентации. Ретушь отпечатков.

Обрезка и оформление работы.

Продолжение работы над созданием фотографического произведения. Подготовка произведения к репрезентации, выбор формы репрезентации. Знакомство студентов с различными формами репрезентации фотографического произведения. Классические (традиционные) формы репрезентации: выставка; публикация. Подготовка фотографии к выставке. (Возвращение к теме «Печать фотографии»). Подготовка отпечатка к выставке. Ретушь. Формы ретуши. Лабораторная работа по ретушированию. Традиционные формы оформления фотографии. Основные правила оформления фотографии.
Архивирование фотографического материала
Архивирование пленок (слайд, негатив). Использование и хранение контактных листов, индекс-принтов, оцифрованных изображений. Способы сохранения фотографии. Архивирование и каталогизация. Основные способы хранения фотографии; создание каталога. Использование и хранение контактных листов, индекс-принтов и оцифрованных изображений. Температурные, влажностно-климатические условия хранения и уровень освещенности для хранения фотогпрафии.

Раздел 3

Методы основных исторически сложившихся фотографических школ (направлений)

Общая характеристика методов основных исторически сложившихся фотографических школ, представляющих собой соединение элементов различных методов в самостоятельное целое.


Прямая фотография
История прямой фотографии, история термина «прямая фотография». Различие американского и российского терминов «п.ф.» и условий их употребления. Работа над изображением во время съемки и при печати в «п.ф.» на примере творчества А. Адамса, Э. Вестона, А. Зандера,

Г. Лукьяновой.
Репортажная и документальная фотография
История репортажной фотографии с конца XIX века до наших дней. Предпосылки формирования жанра репортаж в фотографии в середине XIX века. Различие документальной и репортажной фотографии. Принципы репортажной фотографии рассматриваются на примерах из творческого наследия К. Буллы, М. Дмитриева, Л. Хайна, Э. Смита, Д. Ланг, Р. Капы и др. Принципы документальной фотографии (особенности феномена документальной фотографии) рассматриваются на примерах из творческого наследия Э. Смита, Й. Куделки, В. Щеколдина,

В. Семина, Л. Кузнецовой и др.
Пикториальный метод
Ранняя художественная фотография. На примерах из творчества Дж.М. Камерон, О. РЕйландера, Л. Кэрола, А. Карелина и др. Предпосылки появления пикториальной фотографии в Великобритании, Франции, Германии, России, Северной Америке. Сложение пикториального метода в конце XIX века. Особенности пикториализма. На примерах из творческого наследия Э. Стейхена, А. Стиглица, А. Кобурна, К. Уайта. Русский пикториализм. На примерах из творческого наследия А. Мазурина, С. Лобовикова, Н. Петрова, А. Гриньерга, Н. Андреева и др.
Конструктивистская фотография и фотография Баухауза
Конструктивизм как творческий метод. Конструктивизм в русской фотографии 1920-х – начала 1930-х годов. Влияние конструктивизма на ранний советский фоторепортаж. Рассмотрение принципов конструктивистской фотографии на примерах из творческого наследия А. Родченко, А. Шайхета, М. Альперта, С. Фридлянда, И. Игнатовича, М. Пенсона, Г. Зельмы, И. Шагина. Фотография конструктивизма и параллельные ей явления в европейской фотографии. Школа Баухауз и французская фотография конца 1920-х – начала 1930-х годов. Фотография Л.Мохоли-Надья, А. Кертеша, раннего творчества А. Картье-Брессона и др.
Концептуальная фотография
Фотография 1960-х – 1970-х гг. в США и Европе. Понятие концепта в визуальных искусствах. Фотография в творчестве Э.Уорхола. Фотореализм.
Манипулированная фотография
Понятие коллажа, монтажа и палимпсеста в фотографии. Феномен монтажного мышления. История манипулированной фотографии и возможности ее метода в современном визуальном искусстве. На примерах из творческого наследия О. Рейландера, А. Карелина, А. Родченко, Г. Клуциса, Р. Грэхема, на примерах из актуального процесса в визуальных искусствах; с привлечением кинематографического, видео и графического материала.

Раздел 4

Сложные визуальные системы



Введение в систему фотографических жанров

Знакомство студентов с особенностями фотографических жанров и закономерности при создании фотографий в жанрах репортажа, архитектуры, интерьера, пейзажа, натюрморта, портрета. Значение случайности и закономерность в фотографии. Композиция сложного фотографического произведения. Каждое из занятий предполагает возможность проведения лабораторной работы (фотосессии в заданном жанре) и историко-теоретической письменной работы на одну из тем о сложных визуальных системах (по выбору студента).
Фотографический натюрморт

Понятие о жанре натюрморт в фотографии. На примере творчества Й. Судека.
Пейзаж

Понятие о жанре пейзаж в фотографии. На примерах из творческого наследия А. Адамса,

Г. Лукьяновой, Э. Вестона, Г. Каллахана, М. Мартынчика и др. мастеров пейзажной фотографии.
Портрет

Понятие о жанре портрет. История жанра портрет в фотографии. Эволюция фотографического портрета. На примерах из творческого наследия Дж.М. Камерон, Э. Стейхена, А. Гринберга,

Н. Петрова, М. Наппельбаума, П. Игнатовича, А. Родченко, А. Коэна, Р. Дюйкстра и др. мастеров.
Репортаж

Понятие о жанре репортаж. На примерах из творческого наследия К. Буллы, М. Дмитриева,

Л. Хайна, Э. Смита, Д. Ланг, Р. Капы, фотографов агентства Магнум.
Фотографическая серия

Закрепление представлений студентов о фотографической серии как сложной форме художественного высказывания. Сравнительный анализ фотографических серий в репортажной и арт-фотографии; в качестве примеров рассматриваются серии «Один день семьи Филипповых», «Автопортреты А. Чежина» и др.
Фотографический проект

Подготовка студентов к выполнению собственного фотографического проекта. Введение понятия проект в отношении различных форм фотографического высказывания, в том числе, рассмотрение серии как проекта и одиночной работы как проекта. Рассмотрение особенностей фотокниги-проекта и фотографии в книжном издании. Выработка основных критериев оценки явления ф.п. на примере творчества Л. Фридландера, С. Сальгадо и др.
2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Не предусмотрены
Примерный перечень практических занятий

  1. Фотографическая съемка в интерьере

  2. Фотографический портрет

  3. Работа над натюрмортом. Постановка света. Белое на белом. Черное на черном

  4. Съемка на пленэре. Пейзаж. Репортаж

  5. Обработка пленки

  6. Решение о формате фотографического проекта. Выбор способов репрезентации

  7. Фотографический дневник. Формирование портфолио.

  8. Отбор отснятого материала. Подготовка выставки.

  9. Подготовка фотографического издания


2.4. Курсовой проект (работа) и его характеристика

Не предусмотрен
2.5 Организация самостоятельной работы


Наименование тем и разделов

Виды и формы самостоятельной работы

(распределение часов по формам обучения)

Выполнение домашних контрольных и иных заданий

Подготовка к промежуточной аттестационной работе

(в т.ч. коллоквиум, тестирование и пр.)

Подготовка к зачету (экзамену)

Очная

Очно-заочная

Очная

Очно-заочная

Очная

Очно-заочная

Раздел 1

Введение в современную фотографию

2

4

2

4

2

4

Раздел 2

Фотосессия. Натурная съемка. Студийная работа

2

4

2

4

4

8

Раздел 3

Методы основных исторически сложившихся фотографических школ (направлений)

4

8

4

8

4

8

Раздел 4

Сложные визуальные системы

2

4

2

4

4

7

Итого:

10

20

10

20

14

27



3. Учебно-методические материалы по дисциплины
3.1. Литература
Основная:

Редько А.В. Основы фотографических процессов. Теория и практика. С-Пб, 1999

Агафонов А., Пожаpская С. Фотобyкваpь. М., Искусство, 1993
Лысов. Самоyчитель по фотогpафии. М., Искусство, 1996
Ваpтанов Ан., Лyговьеp Д. Учись фотогpафиpовать. М., Искусство,1988
Хокинс Э., Эйвон Д. Фотогpафия. Техника и искyсство. М., Мир, 1986

Пальчевский Б.В. Фотография: курс для начинающих. Минск, Полымя,1985

Чудновский И.Я. Фотография: рассказ для начинающих. М., Искусство, 1983
Дополнительная:

Фотогpафия. Энциклопедический спpавочник. Минск, 1992


Дыко Л. Основы композиции в фотогpафии. Минск, Полымя, 1988

Фото. Кино. Техника. Энциклопедия. М., Советская Энциклопедия, 1981

Вyдхед Г.Твоpческие методы печати в фотогpафии. М., Мир, 1978

Рессинг Р. Увеличение фотоснимков. М., Мир, 1985

Гонт Л. Экспозиция в фотогpафии. М., Мир, 1984

Гальпеpин А. Опpеделение фотогpафической экспозиции. М., Легкая и пищевая промышленность, 1955

Алликве К. Об экспозиции в фотогpафии. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981

Дьяконов А.Н. Химия фотографических материалов. М., Искусство, 1989


Сикорук Л.Л, Шпольский М.Р. Любительская астрофотография. М., Наука, 1986
Кypский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по фотосъемке. М., Наука, 1991
Фидлер Ф. Портретная фотография. М., Всесоюзное кооперативное издательство, 1960 

Закс М.И., Полянская Э.Н. Технология обработки фотокиноматериалов. Учебник для техникумов. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983



Беpгнеp, Гельбке, Мелисс. Пpактическая микpофотогpафия. М., Мир, 1977
Килпатpик Д. Свет и освещение. М., Мир,1988
Хеймен Р. Светофильтpы. М., Мир, 1988
Лyински Х., Магнyс М. Поpтpет (книга по фотогpафии). М., Мир, 1991
Hаппельбаyм М. От pемесла к искyсствy. М., Мир, 1958
Уэйд Дж. Техника пейзажной фотогpафии. М., Мир, 1989
Пpестон-Мэфем К. Фотогpафиpование живой пpиpоды. М., Мир 1985





Рабочая программа по дисциплине «фотография» Практика фотографии и печатные издания По специальности
232.57kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по дисциплине «фотография» История и теория фотографии. Фотография в визуальной культуре XIX

Привлечение внимания студентов к стилевому и формальному единству произведений, созданных в разных областях визуальной культуры; сравнительный анализ кинематографа, фотографии, изо

123.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы токсикологии Наименование дисциплины Для специальности 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению

228.54kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


1 Очерк истории фотографии. Криминалистическая фотография: понятие, значение, система 1

Методы запечатлевающей фотографии. Применение фотографии при производстве следственных действий и раскрытии преступлений 2

305.65kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа По дисциплине «Текстология» По специальности
200.75kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Страноведение для специальности

Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000

346.63kb.

09 10 2014
1 стр.