Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДАЮ:
«___» ____________ 200 __ г.
По подготовке специалиста
курс 3, семестр 5
Нормативная трудоемкость дисциплины
Семестр |
Учебные занятия |
Форма итоговой аттестации (зач., экз.) | ||||
Всего часов |
Лекции |
Практические (семинарские) занятия |
Лабораторные занятия |
Самостоятельная работа студентов | ||
5 |
90 |
36 |
9 |
- |
45 |
экзамен |
Петрозаводск
2008
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200.00 Иностранный язык.
« » ____________ 200 г.
__________________ ( )
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры английского языка как основной специальности, протокол заседания кафедры №____ от _____
« » ____________ 2008
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент, Гвоздева М.С.
« » ____________ 2008 г.
__________________ ( )
Настоящая программа не может быть использована
другими вузами или подразделениями университета
без разрешения разработчика программы.
Шифр дисциплины |
Содержание учебной дисциплины |
Часы |
ДПП.Ф.02 |
Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка, становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Формирование системы изучаемого языка в различные исторические периоды его развития (фонетика, грамматика, лексика, графика). Литературный язык и диалекты. |
90 |
В задачи дисциплины входит изложение важнейших изменений фонологической, лексической систем и грамматического строя английского языка на протяжении всей истории его развития и установление причинных связей, управляющих данными изменениями.
- читать и анализировать письменные памятники английского языка;
- проводить этимологический анализ слов;
- проводить сравнительный и сопоставительный анализ единиц разных
уровней языка;
иметь опыт (навыки):
№ |
Блок, модуль, раздел, тема |
Количество часов занятий | |||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа студентов | ||||
Лекции |
Практические (семинарские) занятия |
Лабораторные занятия | |||
1. |
Вводная часть |
2 |
|
- |
4 |
2. |
Фонетическая система |
10 |
2 |
- |
9 |
3. |
Лексический состав |
4 |
|
- |
4 |
4. |
Морфология |
14 |
5 |
- |
15 |
5. |
Синтаксис |
4 |
2 |
- |
8 |
6. |
Заключение |
2 |
|
- |
5 |
Хронологические границы древнеанглийского языка. Культурно-исторические предпосылки развития письменной формы древнеанглийского языка в IX-XX вв. Христианизация и распространение латинской письменности. Древнеанглийское письмо. «Беовульф» – важнейший памятник древнеанглийской поэзии. Основные памятники нортумбрийского, уэссекского, кентского и мерсийского диалектов.
Хронологические границы среднеанглийского языка. Внутренняя периодизация его истории: раннесреднеанглийский (XII в.), классический среднеанглийский (XIII-первая половина XIV вв.), позднесреднеанглийский (вторая половина XIV-XV вв.). Основные письменные памятники. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера.
Хронологические границы новоанглийского языка. Ранненовоанглийский язык (XV-XVII вв.). Этапы становления национального языка. Основные авторы, оказавшие влияние на становление литературной нормы. У. Шекспир. Современный английский язык.
Основные фонологические изменения германского периода, приведшие к формированию абсолютно новой, по сравнению с индоевропейской, системы консонантизма. Первое общегерманское передвижение согласных (закон Гримма). Общегерманское ударение. Закон Вернера. Ротацизм. Западногерманское удлинение согласных (геминация). Ингвеонское выпадение носовых. Германские гласные дописьменного периода. Общегерманское преломление.
Общая характеристика системы согласных в древнеанглийском языке. Ассибиляция палатализованных смычных. Ассимиляция согласных. Общая характеристика системы гласных в древнеанглийском языке. Дифтонги и монофтонги. Старые и новые гласные. [æ] как результат ингвеонской палатализации. Палатальная перегласовка (i-умлаут). Древнеанглийское преломление кратких гласных (дифтонгизация). Дифтонгизация после палатализованных согласных. Велярная перегласовка (велярный умлаут). Особые черты древнеанглийской фонологической системы. Развитие безударного вокализма.
Хронология и диалектные особенности качественных изменений. Ассибиляция среднеязычных шипящих и возникновение аффрикат и шипящих. Вокализация задне- и среднеязычных щелевых. Монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов. Судьба древнеанглийского гласного [y]. Возникновение новых дифтонгов в среднеанглийском языке. Количественные изменения гласных: удлиняющие группы. Сокращение перед группой согласных. Удлинение в открытом слоге. Этапы редукции безударных гласных. Роль французских заимствований в возникновении новых фонем. Ударение в заимствованных словах. Влияние французского языка на среднеанглийскую орфографию.
Изменения в системе гласных. Великий сдвиг гласных: его системные предпосылки и фонологическая сущность, хронологические этапы сдвига. Сокращение долгого открытого [e:], а также [u:] перед дентальными, его спорадический характер. Колебания между [er] и [ar]. Переход [a] в [æ]. Переход [al] в [aul], а затем в [au] (в словах типа talk). Монофтонгизация [au]. Развитие долгого [o:] и долгого открытого [o:]. Лабиализация [a] в сочетании [wa]. Делабиализация [u] и возникновение новой фонемы [Λ]. Вокализация [r] и возникновение дифтонгов нового типа. Изменения в системе согласных. Дефонологизация количества у согласных (выпадение геминат). Фонологизация голоса у щелевых. Новый сонант [ŋ]. Ассибиляция сочетаний переднеязычных согласных с [j]. Озвончение щелевых и аффрикаты [tch] в безударном слоге. Упрощение начальных групп согласных.
Основные способы пополнения словарного состава в древнеанглийский период. Преобладающая роль собственных ресурсов в развитии словарного состава: аффиксация и словосложение. Наиболее продуктивные аффиксы древнеанглийского языка. Суффиксы и их связь с полнозначными словами. Модели словосложения. Место заимствований в древнеанглийской лексике. Скандинавское влияние. Этимологические дублеты. Заимствования из кельтских языков. Заимствования из латыни: первый и второй слой.
Нормандское завоевание и новая языковая ситуация в Англии. Тематические группы французских заимствований. Конкуренция исконной и заимствованной лексики, судьба заимствованных слов. Третий слой латинских заимствований. Этимологические дублеты французского и латинского происхождения. Словообразование в среднеанглийском. Влияние латинских заимствований на словообразовательную систему английского языка. Заимствованные аффиксы, степень их ассимилированности. Частичное разрушение исконной системы превербов. Судьба преверба ge- > i-. Гетерогенность позднесреднеанглийской лексики.
Заимствования из итальянского, испанского, голландского, греческого и др. языков в эпоху Возрождения. Французские заимствования XVII-XVIII вв., степень их ассимилированности. Заимствования из других языков (немецкий, русский, языки народов Ближнего Востока и коренного населения Северной и Южной Америки и др.) Интернациональная лексика в связи с развитием научно-технической и общественно-политической терминологии, ее происхождение. Лексические особенности литературных вариантов английского языка в США и Канаде.
Динамика взаимоотношений английского и французского языка. Борьба трех языков (англо-саксонского, французского, латинского) в XXI – XXIII вв. Социолингвистические предпосылки победы английского языка к середине XV века. Стирание границ территориальных диалектов. Возвышение лондонского диалекта, причины. Проникание различных диалектных форм в лондонский диалект, их сосуществование. Роль государственных институтов в нормализации лондонского диалекта и распространения его влияния в стране. Основные письменные памятники, созданные на лондонском диалекте (творчество Джеффри Чосера, Джона Гауэра и Джона Уиклифа). Признаки национального литературного языка и основные этапы его формирования в XV-XVII вв. Английский первопечатник Уильям Кэкстон, роль книгопечатания в распространении нормы. Секуляризация школы. Вытеснение латыни и утверждение английского языка в сфере науки, государственного управления и университетского образования. Движение пуризма. Роль переводной литературы в развитии литературного языка (перевод Библии 1611 г.).
Грамматический строй древнеанглийского языка, преимущественно синтетический характер древнеанглийской грамматической системы. Основные грамматические категории. Среднеанглийский период как переходный от древнеанглийского к новоанглийскому. Процесс аналитизации. Грамматический строй новоанглийского языка. Структурные факторы изменения и консервативность грамматической нормы.
Основные категории глагола в древнеанглийском. Спряжение глагола. Морфологическая классификация древнеанглийских глаголов: сильные, слабые, претерито-презентные, неправильные. Сильные глаголы, их классы. Аблаут. Слабые глаголы, общая характеристика. Неправильные (слабые) глаголы 1 класса. Претерито-презентные глаголы: их особенности, семантика, формы, соответствия в современном языке. Неправильные глаголы. Супплетивизм глагола со значением «бытия» в древнеанглийском языке: индоевропейские, германские и древнеанглийские основы его форм. Изменения в системе глагола в среднеанглийском. Дальнейшая судьба различных морфологических групп глаголов. Унификация основ ед. и мн. числа сильного претерита. Распад классов сильных глаголов, переход большого количества сильных глаголов в слабые. Упрощение спряжения и унификация форм. Тенденция к аналитизму (развитие аналитических форм перфекта, длительного вида, будущего времени и страдательного залога). Развитие системы вспомогательных глаголов. Дальнейшее развитие категории вида в новоанглийском, ее распространение на непредельные глаголы в современном языке. Развитие аналитических форм “do + инфинитив” и их особое место в системе английского языка. Место неправильных глаголов в системе языка, различные источники происхождения современных неправильных глаголов.
Инфинитив: формы и функции в древнеанглийском, изменения в средне- и ранненовоанглийском, развитие аналитических форм. Формы и употребление причастия I и причастия II в древнеанглийском, их склонение по сильному и слабому типу. Влияние отглагольного существительного (на -ing/-ung) на изменение форм причастия I в среднеанглийский период. Становление аналитических форм причастия I в ранненовоанглийский период. Причастие II в ранненовоанглийском. Становление герундия, герундий и отглагольное имя в ранненовоанглийском.
Основные категории. Род как лексико-грамматическая категория. Особенности категории числа у древнеанглийских существительных. Категория падежа, функции падежных форм. Структура имени и основообразующие суффиксы (-a-, -o-, -i-, -n-, -u-, -r-, -es-). Деление на типы склонения в зависимости от основообразующего суффикса. Индуцирующие и неиндуцирующие основы. Сильное склонение. Слабое склонение. Имена существительные корневого склонения. Омонимия грамматических форм в различных парадигмах. Этапы упрощения парадигмы в среднеанглийском, дифференциация сильного (двухпадежного: Им. – Род.>Притяж.) и слабого (неизменяемого по падежам) типов склонений. Род как лексическая категория (исчезновение рода как грамматической категории). Дальнейшее упрощение и унификация форм в новоанглийском. Возможные причины распада флективного строя. Системный статус притяжательного падежа. Закрепление апострофа как графического показателя притяж. падежа во мн.ч. Развитие группового притяжательного.
Происхождение имени прилагательного. Категории имени прилагательного: род, число, падеж, степени сравнения. Сильное и слабое склонение имен прилагательных. Степени сравнения и морфологические формы их выражения. Происхождение суффиксов сравнительной и превосходной степени. Стандартные формы степеней сравнения. Степени сравнения с умлаутом. Супплетивные формы степеней сравнения. Разрушение реляционных категорий (род, число, падеж, сильное/слабое склонение) в системе прилагательного в среднеанглийском. Сохранение словоизменительных форм на -е- в позднесреднеанглийском, их дальнейшее исчезновение и превращение прилагательного в неизменяемую часть речи. Фиксация порядка слов в атрибутивной группе. Образование аналитических форм сравнения прилагательных, спорность их аналитизма. Периферийное положение относительных прилагательных в современном английском языке.
Разряды древнеанглийских местоимений. Личные местоимения и их категории: лицо, число, род, падеж. Супплетивизм местоимений 1 лица. Двойственное число личных местоимений 1-го и 2-го лица. Происхождение местоимений 3 лица. Перестройка системы личных местоимений в среднеанглийском и новоанглийском, исчезновение родительного падежа (его развитие в новый класс притяжательных местоимений), слияние дательного и винительного падежей в объектный. Заимствование местоимения 3 л. мн.ч. they из скандинавского. Судьба местоимения 2-го л. ед.ч. thou. Особенности употребления местоимений 2-го л. в языке Шекспира. Тенденция к расширению употребления форм объектного падежа в современном языке. Притяжательные местоимения. Происхождение из родительного падежа личных местоимений. Притяжательное местоимение 3 л. мн.ч. their. Развитие их позиционных вариантов и употребление притяжательных местоимений в постпозиции в среднеанглийском. Указательные местоимения, 2 группы, лексическое значение и грамматическая функция. Супплетивность форм в древнеанглийском. Утрата категорий рода и падежа в системе указательных местоимений в среднеанглийском. Развитие определенного артикля из 1 группы указательных местоимений. Неопределенно-личные местоимения и развитие неопределенного артикля. Этапы развития артикля: противопоставление определенный / нулевой артикль (раннесреднеанглийский) и противопоставление определенный / неопределенный / нулевой артикль (позднесреднеанглийский). Вопросительные местоимения. Омонимия вопросительных и относительных местоимений. Неопределенные и отрицательные местоимения. Развитие новых разрядов возвратных и относительных местоимений в среднеанглийском.
Количественные и порядковые числительные. Склонение порядковых и количественных числительных. Обозначение чисел в древнеанглийских текстах. Дальнейшее развитие числительных.
Модели подчинительных словосочетаний в древнеанглийском. Развитие словосочетания с двойной синтаксической связью. Структура простого предложения в древнеанглийском языке. Превалирующая роль согласования и управления как способов синтаксической связи. Особенности древнеанглийского отрицания.
Изменение соотношения согласования, управления, примыкания и замыкания в синтаксической структуре предложений. Употребление атрибута в постпозиции. Развитие синтаксиса сложных предложений. Согласование времен в сложноподчиненном предложении. Формы выражения отрицания в среднеанглийском языке.
Особенности словосочетаний в английском языке: грамматическая слитность и структурная законченность. Употребление that и one в функции замещения в ранненовоанглийском. Развитие аналитических способов связи слов в предложении и в словосочетании: грамматизация порядка слов, синтаксические функции аналитических форм, возросшая роль служебных слов.
Распространение английского языка за пределы Великобритании и образование вариантов литературного языка в США, Канаде, Австралии и Индии. Территориальная и социальная вариативность нормы. Интерференция британского и американского вариантов литературного языка. Английский язык как язык международного общения.
– анализ фонетической системы древнеанглийского языка на примере отрывка из текста о путешествии Охтхере. Сравнение древнеанглийской и современной фонетической систем. Режимы работы – в группах и фронтально.
– анализ морфологической системы древнеанглийского языка на примере отрывка из поэмы «Беовульф». Основные категории: глагол и имя существительное. Режимы работы – в группах и фронтально.
– анализ основных изменений, произошедших в морфологии английского языка от древнеанглийского к среднеанглийскому периоду на примере отрывка из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Режимы работы – в группах и фронтально.
Раздел 5. Синтаксис – анализ синтаксической системы ранненовоанглийского языка на примере отрывка из трагедии «Гамлет» У. Шекспира. Становление основных синтаксических моделей. Порядок слов. Режимы работы – в группах и фронтально.
Лабораторный практикум по данной дисциплине не предусмотрен.
3.4 Самостоятельная работа студентов
В рамках курса по истории английского языка предполагается организация самостоятельной работы студентов по следующим направлениям:
- самостоятельное выполнение упражнений из «Практикума по истории английского языка»;
- подготовка небольших индивидуальных сообщений по предложенным темам (список прилагается ниже)
Возможна следующая организация этих видов самостоятельной работы по темам:
Раздел 1. Вводная часть:
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже)
Раздел 2. Фонетическая система:
- письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс., 17 – 19, 28 – 30; 95 – 96). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно;
- подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из рассказа Охтхере о его первом путешествии, с. 25);
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже)
Раздел 3. Лексика:
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже)
Раздел 4. Морфология:
- письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс. 40 – 41, 46 – 48, 55 – 57, 64, 71 – 72; 106 – 107, 114 – 116). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно;
- подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из Беовульфа, с. 15);
- подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из пролога Чосера к Кентерберийским рассказам, с. 66);
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже)
- подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из «Гамлета» Шекспира, с. 98);
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже)
Раздел 6. Заключение
- письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс. 154 – 156, 161 – 162). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно;
- подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже).
- знакомство с новым материалом на лекции (тематическое планирование лекций представлено в пункте 3.2);
- проработка его студентами в режиме самостоятельной работы (варианты заданий для самостоятельной работы приведены в пункте 3.4);
- его закрепление на семинарских занятиях и уроках-презентациях (тематику семинарских занятий см. в пункте 3.3).
Преподавателю важно установить обратную связь со студентами, для того, чтобы своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и обеспечить полное понимание и усвоение материала.
Для студентов
Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, в процессе которой они учатся самостоятельно работать с древними текстами, анализировать их, искать ответы на поставленные вопросы, пользуясь справочниками, учебниками, словарями, а также цифровыми образовательными ресурсами.
- контурные карты
- схемы и таблицы
5.3 Технические средства обучения
- видеопроектор и экран
- компьютер
5.4 Цифровые образовательные ресурсы
- https://yazykoznanie.ru/content/view/46/234/
- https://www.krugosvet.ru/articles/80/1008047/1008047a1.htm#1008047-A-101
6. Требования к уровню освоения дисциплины
и используемые формы
текущего, промежуточного и итогового контроля
6.1 Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
- читать и анализировать письменные памятники английского языка;
- проводить этимологический анализ слов;
- проводить сравнительный и сопоставительный анализ единиц разных
уровней языка;
иметь опыт (навыки):
- проверка заданий для самостоятельной работы, выполненных студентами письменно;
- индивидуальные выступления – доклады;
- контрольный срез знаний (тест);
Характер изменения в рабочей программе |
Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение |
Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение |
Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
|
|
|
|
14 12 2014
1 стр.
Охватывает исторические процессы в период с IV века по 1648 год. Программа написана в проблемно-хронологическом плане. Используется традиционная в отечественной истории периодизаци
08 10 2014
1 стр.
История португальского языка рассматривается в связи с историей народов, говорящих на этом языке. Усвоение дисциплины «История языка»
25 09 2014
1 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.
Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»
25 12 2014
1 стр.
Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен до наших дне
12 10 2014
2 стр.
Западной Европы и Америки в последней трети XIX – начале ХХ вв.; приобретение умения выявить закономерности и особенности в развитии отдельных стран и мира в целом в указанный пер
06 10 2014
2 стр.
Запада. Учебная дисциплина является базовой при подготовке специалистов в области истории Нового и новейшего времени
04 09 2014
2 стр.