Занятие по развитию речи
Тема: Знакомство детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе на материале адаптированного повествовательного рассказа В.В. Бианки «Первая охота».
Цели:
1. Познакомить детей с правилами семантической связи предложений в рассказе на материале адаптированного повествовательного рассказа
В.В.Бианки «Первая охота».
2. Развивать семантику слова.
3. Автоматизировать в речи детей слова сложной слоговой структуры (двухсложные со стечением согласных в конце слова)
4. Развивать линейную зрительную память.
Лексический материал:
Части речи | Слова сложные по семантике |
Слова сложные по слоговой структуре
|
Имя существительное
глагол
|
Ящерка- животное отряда пресмыкающихся. Тело покрыто чешуйками. Обитают в степях, пустынях, лесах. Многие ящерки способны отбрасывать хвост. Ящерки истребляют насекомых-вредителей.
Подкрался - (красться)- подойти тихо, незаметно, неслышно.
|
хвост - односложное слово со стечением в начале и в конце.
Ящерка – трехсложное слово со стечением в конце.
Подкрался
|
Словарная работа:
-
Слова, сложные по семантике
Ящерка- способ семантизации – смешанный (наглядно-образный+словесно-контекстный) детям предлагается картинка, на ней изображена ящерица.
Подкрался - способ семантизации смешанный (наглядно-действенный+контекстный) детям предъявляются 2 картинки, на одной из них изображена ящерка, сидящая на камне, на другой к ящерке подкрадывается щенок.
Инструкция: мы говорим, подкрался тогда, когда кто-нибудь подходит неслышно, или очень тихо.
-
Слова сложные по слоговой структуре
Хвост - односложное слово со стечением согласного в начале и в конце слова .
Инструкция : давайте вместе произнесем слово. Я скажу начало слова, а вы продолжите ( хв…ост). Теперь отхлопайте это слово. Сколько слогов у нас получилось?
Ящерка - трехсложное слово со стечением согласных в конце.
Инструкция: Давайте узнаем, сколько слогов в этом слове? Отхлопайте.
Подкрался-
Оборудование:
Предметные картинки
Ход занятия:
-
Орг. момент.
Добрый день. К какому занятию вы приготовились?
Чему мы учимся на занятиях по развитию речи?
2.Чтение текста . Сегодня утром я получила письмо от моей подруги , она пишет, что видела как щенок хотел поймать ящерку, но ничего у него не получилось.
Однажды маленькая ящерка сидела на камне. К камню тихо подкрался щенок. Щенок прыг - и ухватил ящерку за хвост. Хвост остался в зубах у щенка. Щенок стал искать ящерку. Ящерка спряталась под камень. Под камнем сидит ящерка - новый хвост отращивает.
-
Сенсо-словарный этап.
Кроме письма подруга прислала мне фотографии. Давайте посмотрим, какие подходят к письму, а какие нет. Детям предлагается отобрать нужные картинки (ящерка, щенок, камень, хвост).
а) работа над словами сложной слоговой структуры. Каждая картинка называется и прорабатывается слоговая структура ее названия. Работа ведется методом добавления.
На доске картинки:
Щенок, ящерка, камень, хвост.
б) работа над семантикой слова.
-
Знакомство с картинно-графической программой рассказа.
Мы с вами отобрали фотографии. Давайте теперь запишем рассказ картинками на доске.
-
Кто вспомнит, что было вначале?
-
Какое слово мы запишем стрелочкой?
-
Получилось у нас предложение?
-
Ко назовет предложение , которое у нас получилось?
Таким образом, на доске составляется полный картинно-графический план рассказа.
Ящерка—камень Однажды маленькая ящерка сидела на камне.
Камень -- щенок К камню тихо подкрался щенок.
щенок -- хвост Щенок прыг - и ухватил ящерку за хвост.
Хвост- - - щенок Хвост остался в зубах у щенка.
Щенок----ящерка Щенок стал искать ящерку.
Ящерка- -камень. Ящерка спряталась под камень.
камень-- ящерка Под камнем сидит ящерка - новый хвост отращивает.
Знакомство с правилами смысловой связи предложений.
План закрывается экраном, начиная с третьего предложения.
-Что за предложения у нас здесь записаны?
-Кто мне их назовет?
Дружат ли эти предложения?
-Какие картинки помогают подружить эти предложения?
Между картинками/ между двумя предложениями ставится стрелка/
Соедините слова /картинки, которые помогут подружить два предложения/.
ящерка------ камень
камень------щенок
Экран смещается вниз по схеме, и таким образом отрабатываются связи между всеми предложениями.
-
Закрепление
Кто мне скажет, на что похожа, связь предложений в рассказе? (предложения в рассказе соединяются друг с другом как колечки в цепочке).
Пересказ с опорой на картинно-графический план.
-
Итог
Кто мне подскажет, чему мы учились сегодня на занятии? (Сегодня на занятии мы учились соединять предложения в рассказ).