Муниципальное образовательное учреждение
Луговская средняя общеобразовательная школа
Виталий Валентинович Бианки
«Первая охота»
разработка урока чтения,
1 класс
Учитель начальных классов Луговской СОШ
Замятина Светлана Евгеньевна
II – квалификационная категория
Стаж работы –16 лет
2006 г.
Цели урока:
- познакомить детей с произведением В.В. Бианки «Первая охота»; - совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения;
- содействовать воспитанию любви к родной природе, сознательного отношения к ней;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся творческого воображения, фантазии, умения создавать литературный образ.
Применяемая технология: элементы технологии уровневой
дифференциации и развивающего
обучения
Организационные формы: фронтальная, самостоятельная,
индивидуальная работа
Средства обучения: учебник «Русская азбука», портрет и книги В.В. Бианки, иллюстрация ящерицы и щенка, отрывок из фильма «Большая охота».
ХОД УРОКА
I.Организационный этап.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
-Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
(У детей на партах лежат «мордочки с разными эмоциями, они выбирают соответствующую их настроению и поднимают.)
II. Ориентировочно – мотивационный этап.
- Прочтите записи на доске.
( А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев.)
- Что общего в этих словах?
(Это фамилии русских писателей и поэтов, все фамилии начинаются на согласные буквы )
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на доске.
(Бианки - три слога, ударение падает на второй слог, это писатель 20 века.)
-Назовите полное имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы
познакомимся сегодня на уроке.
(Виталий Валентинович Бианки 1894-1959г.г.).
- Определить, о чём писал В. Бианки, вам помогут написанные на доске слова. Прочитайте их.
Дети читают: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.
(
Названия растений и названия животных.)
- Назовите одним словом растения и животных.
( Природа.)
-Верно, Виталий Бианки посвящал свои произведения природе.
-Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы записанных на доске слов.
павлин
енот
рак
волк
альбатрос
ягуар
орёл
хомяк
ослик
тетерев
акула
- Хором произнесите название этого произведения.
(Первая охота.)
-Какова же тема сегодняшнего урока?
(Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»)
- В соответствии с темой по опорным словам сформулируйте цель нашего урока.
Цель: познакомиться с ...................... и его произведением“........................“;
учиться правильно, выразительно..........................,отвечать на........................... .
III. Операционально-деятельностный этап
III.1. Подготовительная работа.
-Глядя на портрет В. В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как
вы думаете, каким он был человеком?
Дети высказывают своё мнение, а затем слушают доклад, подготовленный учеником:
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в Петербурге, а умер
в 1959г. Ещё мальчишкой он проводил в лесу всё свободное время, с
жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие-на воде или под водой. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, ребятам постарше посвятил увлекательную «лесную газету» - календарь природы нашей страны /показ книги «Лесная газета»/.
- Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два из них изображены в рассказе «Первая охота».
-О ком пойдёт речь?
Дети слушают доклад, подготовленный учеником:
Они были первыми домашними животными. Её предки, различные виды волков, шакалов, были одомашнены ещё в каменном веке. Самое главное- это верный и бескорыстный друг человека. Это хорошие охотники, сторожа, пастухи, связисты. Во время войны помогали человеку отыскивать мины, выносили раненых с поля боя.
-А как называют детёнышей собаки?
( Щенята.)
-

Какое задание можно выполнить?






щенята
ящерка
Игра «Второй лишний».(Подобрать к данной схеме слово).
III.2. Словарная работа.
-От какого слова образовано слово ящерка?
-Чем отличается ящерица от ящерки?
( Ящерица больше размером, она взрослая, а ящерка – маленькая, можно назвать этим словом детёныша ящерицы.)
- Расскажите, как выглядит ящерица?
Дети сначала рассказывают о ящерице, используя свои знания, затем уточняют и дополняют детали, рассматривая картинку.
-
Теперь сопоставьте свои представления.
Дети слушают доклад, подготовленный учеником:
Длина тела ящерки 18см, половина приходится на тонкий и гибкий хвост. Ящерицы не имеют постоянной температуры тела. Они любят погреться утром на солнышке, - за ночь они остывают и становятся вялыми. Когда наступает зима, ящерицы забираются поглубже в норки или под корни деревьев, и засыпают.
Физкультминутка.
Давайте представим, как ящерица может забираться в норки. Зимой ящерица в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Весной она просыпается, потягивается, вылезает из норки. Всё лето она ползает по лесу.
Учащиеся изображают движения ящерицы.
-Что нового узнали о ящерке?
Дети рассказывают.
- Эти животные имеют интересную особенность, о которой вы узнаете, послушав рассказ.
III.3.Изучение нового материала.
Учитель читает рассказ, дети слушают.
-Какую интересную особенность имеют ящерицы и ящерки?
-А как вы думаете, зачем?
-Она так и остаётся без хвоста?
( Через несколько недель отрастает новый, только короче первого).
-Почему щенок не мог поймать ящерку? Прочтите ещё раз сами и ответьте на вопрос.
III.4. Вторичное чтение текста и анализ произведения.
Читают по цепочке, вслух.
-Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?
-А как вы думаете, почему она грелась? Вспомните из доклада.
- Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки.
-Что сделал щенок, когда увидел ящерку?
-Какая неожиданность подстерегала щенка?
- Выберите задание по силам и выполните его.
Дифференцированная работа.
-
нарисовать словесную картину, на которой изображён щенок в этот момент, отразить следующее:
поза щенка
голова
уши
рот
в
ыражение глаз
-
н

айти предложение к схеме .
-
найти самое большое предложение из рассказа;
-
найти слова с буквой «Е».
Физминутка – гимнастика для глаз (приложение 1).
-Что сделал щенок, когда понял, что с ним произошло?
Ученик зачитывает из текста.
- Удачной ли была охота щенка на ящерку?
- Посмотрите отрывок из фильма «Большая охота» и скажите,
удачна ли охота этих животных?
-Почему же щенку не повезло?
(Он не знал, как правильно ловить ящерку, это была его первая охота.)
-Как вы догадались, что он охотился первый раз?
Прочитаем ту часть, где щенок подкрадывался к ящерке.
-Что он сделал верно, а что неправильно?
-Чего не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?
( жизненного опыта.)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.
-Что помогает человеку накопить жизненный опыт?
( Различные случаи, общение с людьми и даже с природой.)
-Были ли в вашей жизни случаи, когда вам помог чей-либо совет или ваш собственный опыт?
Дети рассказывают.
IV.Рефлексивно – оценочный этап.
-Подведём итог работы. Вспомните автора и название произведения, с которым вы сегодня познакомились.
- Хотелось бы закончить урок словами Ю. Шесталова:
«Знает не тот, кто много жил,
Знает тот, кто много дорог исходил».
-О чём хотел сказать вам автор?
-Что вам дал этот урок для жизни?
- Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. (Дети сигналят.)
-Почему? (дети объясняют причины такого настроения).
.
Приложение 1.
Проследить глазами путешествие собачки по клеточкам: 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево.