Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10








Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»


Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2011 г.

Руководитель МО

_______________________


Согласовано:

«___» ________ 2011 г.

Зам. директора по УВР

____________________

Малофеева Е.В.

Утверждено:

«___» __________ 2011 г.

Директор МОУ СОШ

с.Сосновка

______________________

ЧеберякВ.Ф.




РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

по учебным предметам

начальной школы

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой





Разработана

учителем начальных классов

Михновец Л.Е.


2011-2012 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»


Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2011 г.

Руководитель МО

_______________________


Согласовано:

«___» ________ 2011 г.

Зам. директора по УВР

____________________

Малофеева Е.В.

Утверждено:

«___» __________ 2011 г.

Директор МОУ СОШ

с.Сосновка

______________________

ЧеберякВ.Ф.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой





Разработана

учителем начальных классов

Михновец Л.Е.



2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» начального общего образования составлена

  • на основе примерной программы по русскому языку (Письмо МОН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

  • в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки первоклассников.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом (Приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») на изучение курса отводится 9 часов в неделю, т.е. всего 144 часа ( с учётом уроков литературного слушания).
Для реализации программы используется учебник «Букварь» (1,2 части) авторского коллектива Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе (Приказ Минобрнауки России от 09 декабря 2008 г. N 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»). Кроме учебника УМК включает «Прописи 1, 2, 3 часть» (М.М.Безруких, М.И.Кузнецова).
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Целью данного курса является – овладение первоклассниками первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму, а также умению учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Задачи курса обучения грамоте:

- формирование общих представлений о слове и предложении;

- формирование действий звукового анализа;

- формирование навыка чтения и письма;

- развитие речи.

Основные содержательные линии

Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

Важнейшей задачей курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, т. е. умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку( гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т. д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию слогового чтения.

Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка.

Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Но следует учитывать, что начинающий читатель одинаково затрудняется в осмыслении читаемого текста при скорости чтения как менее 20-25 слов в минуту, так и более 70-80 слов в минуту. Поэтому при работе над индивидуальным продвижением в скорости чтения каждого ребёнка основное внимание следует уделять формированию осознанности чтения.

Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения, для чего проводятся специальные уроки литературного слушания.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения: участвовать в учебном диалоге, умению составлять рассказы разного вида ( описание, повествование), работать с текстом.

Основой построения курса обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно- действенного и наглядно- образного мышления к логическому.

Построение моделей даёт возможность также формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.

Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь» 1 часть). После завершения этого периода начинается отработка механизма чтения («Букварь» 2 часть, а затем «Литературное чтение»). Пропедевтика лингвистического образования и речевого развития продолжается в курсе «Русский язык».


Основные требования к уровню подготовки уч-ся 1 класса.

К концу обучения в первом классе учащиеся должны
знать/ понимать:

- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- звук, слог, слово;

- слово и предложение;

- ударение;

- правило правописания ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;

- правило правописания заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;

- интонация предложения (восклицательная и невосклицательная);

- знаки препинания в конце предложения ( точка, восклицательный знак, вопросительный знак);
уметь:

- называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

- называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;

- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- различать звук, слог, слово;

- различать слово и предложение;

- кратко характеризовать качественные признаки звуков;

- кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых

согласных;

- выделять предложение и слово из речевого потока; вычленять слова из предложения;

- передавать различную интонацию предложения в устной речи;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов из 4-5-ти звуков;

- правильно писать ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;

- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

- ставить точку в конце предложения;

- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (текст 15-17 слов) с изученными орфограммами;

- правильно списывать слова и предложения ( с печатного и рукописного текста);

- устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

- делить слова на слоги, соотносить число звуков и букв в словах;

- находить ударный слог, звук;

- переносить слова;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- писать слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей);

- соблюдения офоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме предложений по рисунку;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.


Содержание программы

(165 часа)

Предложение и слово

Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.


Звуковой анализ

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак- рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.

Построение моделей звукового состава слова, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки).

Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.



Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов. И стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Восприятие художественного произведения

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту.

Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Чтение по ролям. Работа с воображаемыми ситуациями ( «что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки ( народные и авторские), загадки, пословицы и др.


Графика и письмо

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Практическое освоение гигиенических требований при письме.

Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании текста.

Правила правописания: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих ( ча- ща, чу- щу, жи- ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.


Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).
Контрольная работа

по русскому языку за 1 полугодие. 1 класс
1. Запиши цифрами рядом со словами количество букв, звуков, гласных, согласных:

Елка -……..букв,….звуков,…..гласных,……согласных.

Пальто -……..букв,….звуков,…..гласных,……согласных.

Бегемот-……..букв,….звуков,…..гласных,……согласных.


2. Запиши цифрой количество слогов в слове:

Школа - __________, улица - __________, окно - __________,

Магазин - _________, куст - ___________, белая.
3. В данных словах поставить ударение:

Урожай, змея, часы, иголка, дружба, подарок, ребята, зерно.


4. Припиши гласную букву так, чтобы получилось слово.

__сень, ___голь, __блоко, ___тюг, ___кунь, ___рок.


5. Подчеркни буквы звонких согласных звуков.

Рука, сапоги, кольцо, щеколда, цветы, большой.


6. Выбери букву, которую нужно вставить в слово, подчеркни ее:

М / м осква, С / с обака, А/ а ксай, Р / р оза (цветок), Р / р оза (имя девочки).


7. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Тетрадь, кот, озеро, человек, ведро, птица, сумка, телевизор, змея, девочка, брат, солнце, заяц, ягода.



Критерии нормы оценки ЗУН
10б В 100% 53 1 задание 12 б ( 1б – за буквы, 1 б – за звуки, 1 б – за гласные, 1 б – за согласные)

9б В 99-91% 52-49 2 задание 6 б (1б – за количество слогов)

8б ВС 90-84% 48-45 3 задание 8 б (1б – за постановку ударения)

7б ВС 83-77% 44-43 4 задание 6 б (1б – за вставленную букву)

6б С 76-71% 42-39 5 задание 9 б (1 б – за букву, обозначающую согл.звонкий звук)

5б С 70-64% 38-34 6 задание 5 б (1б – за букву)

4б Н 63-57% 33-31 7 задание 7 б (1б- за слово)

3б Н 56-50% 30-27 Всего: 53 балла

2б Н 49-40% 26-23

1б Н 39-10% 20-17


Учебно- методический комплект для учителя

Букварь (1, 2 часть). Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.


Букварь. Методическое пособие. 1 класс. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.2011г.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Прописи. 1 класс. №1, 2, 3. Авторы: М.М.Безруких, М.И.Кузнецова 2011г.
Учебно- методический комплект для учащихся
Букварь (1, 2 часть). Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова
Прописи. 1 класс. №1, 2, 3. Авторы: М.М.Безруких, М.И.Кузнецова


Литература
Букварь (1, 2 часть). Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2011.
Букварь. Методическое пособие. 1 класс. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2011.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2005.
Прописи. 1 класс. №1, 2, 3. Авторы: М.М.Безруких, М.И.Кузнецова Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2011.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2011.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.



Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:

  • речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;

  • формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;

  • языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:


  1. звуковой состав и обозначение звуков буквами;

  2. состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по мощью приставок);

  3. грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

  4. лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.


следующая страница>


Рассмотрено
3343.89kb.

01 09 2014
10 стр.


Рассмотрено на заседании педсовета
118.75kb.

27 09 2014
1 стр.


Рассмотрено на заседании шмо
199.15kb.

12 10 2014
1 стр.


Рассмотрено: На Педагогическом совете
92.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Рассмотрено на заседании Управляющего совета
240.83kb.

15 10 2014
1 стр.


Рассмотрено

По профессии нпо 110800. 02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

159.31kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по физике для 10 класса Рассмотрено на заседании педагогического
392.57kb.

18 12 2014
2 стр.


Рассмотрено

Самоуправление в школе принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива

110.38kb.

11 10 2014
1 стр.