Конспект открытого урока музыки 7 класс II четверть
Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Фуга»
Цель: уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на примере Фуги До-минор И.С.Баха.
Задачи:
1) Образовательные – раскрытие особенностей музыки Баха, подготовить учащихся
к пониманию стиля композитора;
проанализировать строение сложной музыкальной формы
(фуга);
2) Развивающие – формирование эмоционально-образных представлений на примере
Фуги До-минор И.С.Баха, песен «Как здорово!» муз. и сл.
О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского;
исследовательских способностей;
познавательного интереса;
3) Воспитательные – развитие чувственного восприятия мира, межличностных
отношений на примере песен «Пора золотая» Е.Крылатова –
М.Пляцковского, «Как здорово!» сл. и муз. О.Митяева.
Музыкальный материал: кассета (И.С.Бах. Фуга До-минор), «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского
Оборудование: магнитофон, синтезатор, раздаточный материал (текст «Что такое фуга?», таблица для заполнения, таблица эмоциональных терминов по Ражникову), портрет И.С.Баха.
Ход урока:
Репродукция: портрет И.С.Баха, утверждения
1. Организация учащихся на урок.
2. Работа по теме урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока – «Разнообразие музыкальных образов. Фуга». Цель нашей работы – научиться определять развитие музыкального образа на примере полифонической музыкальной формы под названием «фуга».
На стадии вызова используется приём «вводный вопрос»
для активизации внимания учащихся
Учитель: Как вы думаете, что общего между архитектором и композитором? Запишем наши предположения.
Ответы учащихся фиксируются на доске
Учитель: Итак, я предлагаю вам несколько утверждений, ваша задача, ответить согласны вы с ними или нет, т.е. верные они или неверные. Отвечаем письменно, заполняя первую графу таблицы, которая называется «до чтения»: «В» - верно, «Н» - неверно.
УТВЕРЖДЕНИЯ (записаны на доске)
1. Слово «фуга» в переводе с латинского означает «бег, бегство, побег».
2. В основе фуги лежат, как правило, две – три музыкальных темы.
3. Фуга – это высшая, самая сложная форма гомофонической музыки.
4. Фуга может быть не только самостоятельным произведением. Но и частью крупного сочинения – симфонии, реквиема и т.д.
5. Маленькая фуга называется фугетта.
6. Особенно часто обращался к фуге великий немецкий композитор И.С.Бах.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам сверить свои ответы на утверждения с ответами соседа по парте. Есть расхождения во мнениях?
Учащиеся обсуждают ответы в парах,
учитель опрашивает несколько пар
Учитель: Перед вами текст «Что такое фуга?», прочитав который вы сможете ещё раз проверить верность утверждений и заполнить вторую графу таблицы, которая называется «после чтения».
На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расши-рить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Следующим шагом является заполнение таблицы.
Учащиеся совместно с учителем проверяют верность утверждений на основе прочитан-ного текста
Учитель: Сейчас мы послушаем одну из самых известных фуг И.С.Баха, фугу до-минор. Обрати-те внимание на то, в каком характере будет протекать «беседа голосов» в произведении, подберите подходящие характеру музыки эмоциональные термины.
Слушание – И.С.Бах. Фуга до-минор
ответы учащихся
На стадии рефлексии учащимся предлагается
послушать лучшие синквейны на тему «Фуга»
и вернуться к вводному вопросу
Учитель: Как бы вы сейчас ответили на мой первый вопрос (ответы учащихся).
3. Итог урока:
Учитель: В полифонии важна созвучность голосов, они должны дополнять друг друга, должны «уметь слушать друг друга». Скажите, в отношениях между людьми ценится умение слушать другого человека? Я не ошибусь, если скажу, что именно настоящий друг всегда сумеет выслушать.
Многие песни посвящены дружбе, и у нас есть такие в нашем певческом репертуаре. Вспомните их названия.
Исполнение – «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева
«Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского