Конспект урока по окружающему миру.
3 класс.
Учитель МОУ "Перетерская НОШ" Бухарова Е.Ю.
Тема : Разнообразие растений.
Цели:познакомить с многообразием растений , с отличительными приз-
наками отдельных представителей; развивать умения распозна-
вать растения; развивать мышление и речь, творческие способ-
ности учащихся.
Оборудование: учебник, таблицы "Живая природа", "Растения",крос-
сворд, гербарий, картинки с разнообразными растениями.
1. Оргмомент.
2. Введение .
У. Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го-
сударстве..." Мы знаем, что всё живое делится на царства.
-Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
-На какие царства учёные - биологи делят живую природу?(Ответы
детей.)
На доске таблица:
БАКТЕРИИ ЛЮДИ
ЖИВАЯ
ПРИРОДА
ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ
-Сегодня мы совершим экскурсию в одно из них.Чтобы узнать в какое,
разгадаем кроссворд.(Каждое слово - отгадка заранее учителем напе-
чатано на бумаге.)
р я б и н а
к а п у с т а
ч е с н о к
т р а в а
е л ь
с е н о
к р а п и в а
з е м л я н и к а
1. В сенокос горька, а в мороз - сладка.Что за ягодка?
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.Кто любит борщ и щи,
там меня ищи.
3. Маленький, горький, луку брат.
4. Она на осень умирает и вновь весною оживает. Иглой зелёной вый-
дет к свету, растёт , цветёт всё лето. Коровам без неё беда: она их
главная еда.
5. Что же это за девица, ни швея , ни мастарица. Ничего сама не шьёт,
а в иголках круглый год.
6. Косою острой скошено, горой высокой сложено.
7.Растёт зелёный кустик, дотронешься - укусит.
8.Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и не раз наклонится.
А имя дала мне родная землица.
-Ответ прочитайте в закрашенных клетках. Какое слово получилось?
3.Сообщение темы и целей урока.
У, Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся
с новой классификацией растений (группами растений.)
4. Повторение изученного.
(На доске - картинки с разнообразными растениями.)
- На какие группы можно распределить эти растения?(Деревья, кустар-
ники, травы.)
- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок,
плод с семенами.)
5. Знакомство с новой классификацией растений.
-Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали
такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют
леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов
биологии. Учёные - ботаники делят царство растений на несколько
групп.
На доске таблица:
РАСТЕНИЯ
НИЗШИЕ ВЫСШИЕ
РАСТЕНИЯ РАСТЕНИЯ
ВОДОРОСЛИ МХИ
ПАПОРОТНИКИ
ХВОЙНЫЕ
ЦВЕТКОВЫЕ
а).-Откройте учебники на с.72. Читаем текст о первой группе растений -
ВОДОРОСЛИ.
-Знаете ли вы, что некоторые водоросли человек с давних пор
употребляет в пищу. Из водоросли ДАМИНАРИИ (морской копусты)
делают салат. Он богат йодом. Из водорослей , которые называются
БАГРЯНЫЕ, получают продукт агар - агар. Его добавляют в хлеб,
который долго не черствеет.
6. Физкультминутка.
7. Продолжение работы по теме.
б).- Читаем текст учебника о мхах. (Исп. гербарий.)
- Живёт мох по- настоящему только во время дождей и ещё некоторое
время после него. Всё остальное время он спит, поникнув, ожидая
нового дождя. С давних пор люди заметили, что мхи впитывают вла-
гу в 5 раз больше своей массы,а сфагнум - в 25 раз, и стали исполь-
зовать мох в качестве перевязочного средства. Мох сфагнум прекра-
сно заменяет вату и йод - в нём содержатся вещества, способные
убить микробы гниения. Учёным сейчас известно около 27 тысяч
видов мхов.
Мох можно увидеть везде: на почве, деревьях, скалах.
Как иначе называют мох, который растёт на деревьях, скалах?(Лишай-
ники.)
Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма,
копоти, сернистых газов промышленных районов. Если встретил лишай-
ники - значит воздух по - настоящему чист. Лишайник ЯГЕЛЬ - корм
для северных оленей. Едят его и косули, лоси, моралы.
Из некоторых лишайников получают краски, особое вещество- ЛАКМУС.
С её ролью вы познакомитесь на уроках химии в старших классах.
Рассказ ученика. Вы , наверное, слыхали выражение МАННА НЕБЕС-
НАЯ.Что это такое?В одной из древних легенд говорится о том, что в
бесплодной пустыне люди,истощённые голодом и трудным переходом,
увидели на земле много сухих крупинок, похожих на манную крупу. Изму-
ченные люди стали есть эту крупу, наелись, обрели силу и закончили
трудный путь. Предполагают, что это был съедобный лишайник.
в).- Давайте повторим:
- чем водоросли отличаются от других известных нам растений?
-какое свойство мха заметили люди ещё в древности и используют
до сих пор?
г).- Читаем текст учебника о папоротниках.
-Учёным сейчас известно более 10 тысяч видов папоротников.
Что означает слово папоротник? Очень давно в русском языке было
слово ПАПОРОТЬ, что означало птичье крыло. Посмотрите вниматель-
но на папоротник , и вы поймёте,почему у этого растения такое назва-
ние. И не только в русском языке, во многих языках слово папоротник
равнозначно птичьему крылу. Действительно ведь похож.
Молодые сочные листья папоротника употребляют в пищу как салат.
Их также солят и маринуют. Они богаты йодом.
Листья папоротника заливают кипячёной водой и делают настой.Его
употребляют как противоглистное средство.
По древней легенде раз в год в ночь на 24 июня, накануне праздника
Ивана Купалы, в лесу можно найти цветок папоротника. Яркий, как
огонь, он открывает человеку клад.А на самом деле папоротник
никогда не цветёт.
д).-Посмотрите на картинки и скажите, как одним словом можно назвать
эти деревья и кустарники?
- Какие хвойные деревья и кустарники вы знаете?
Существует всего около 600 видов растений этой группы.
Как называют листья этих растений?(Хвоинки.)
У хвойных не бывает цветков и плодов. Что вырастает у хвойных
растений на месте плодов?(Шишки.)
- Читаем текст учебника о хвойных растениях.
Хвойные растения дают строительный материал, бумагу, картон,
скипидар, краски, лекарства.Послушаем рассказ о накоторых
представителях этой группы.
(Рассказ ученика. Сосна живёт до 400 лет. Растёт она как на рав-
нинах, так и на скалах и в высоких горах.Выносит сорокаградус-
ные морозы и такую же жару.Древесина идет на изготовление
искусственного шёлка, пластмассы. Из прямых стволов сосен
строят дома. Хвоя идёт на изготовление витаминных напитков и
ранозаживляющих паст. В сосновом бору строят детские лагеря
отдыха, санатории. Воздух в сосновом бору чистый. В нём почти
нет вредных микробов. Вдыхай его глубже и будешь здоров.)
-Я хочу предложить вам витаминный напиток "Здоровье."
В кастрюлю с горячей водой положите хвою, доведите до кипения, сни-
мите с огня, укутайте в тепло, дайте постоять 30 минут, процедите.
Добавьте сок одного лимона, сахар по вкусу, охладите. Этот напиток
очень полезен, так как богат витаминами. Пейте его и вам не будут
страшны никакие болезни.
Какой хвойный кустарник вы знаете? (Можжевельник.)
Древесина этого кустарника желтоватая или розоватая, мягкая,
прочная, с приятным запахом.Сухие деревца этого кустарника исполь-
зуют для изготовления художественных изделий.
8. Физкультминутка.
9. Продолжаем работу.
е). Самая богатая растениями группа - ЦВЕТКОВАЯ. Она насчитывает
почти 250 видов.
- Почему их так назвали? (Есть цветки и плоды.)
Они имеют и другие части: корень, стебель, листья.Произрастают они
везде: на севере и на юге, на суше и в воде.
Посмотрите на картинки и скажите: какие это группы растений? (Дере-
вья, кустарники, травы.)
- Читаем текст учебника.
-Поговорим о деревьях. У вас на столах лежат конверты . Рассмотрите
открытки. Назовите дерево и расскажите о нём (на обратной стороне
открытки даётся дополнительный материал.)
1к-т 2к-т 3к-т
берёза лиственница сосна
рябина осина липа
ландыш орешник крушина
мох подосиновик брусника
Берёза - одно из самых красивых растений русского леса. Живут берё-
зы до 150 лет. Из бересты народные умельцы изготовляют красивые
и полезные вещи для домашнего хозяйства. Есть старинная загадка
про берёзу: "С одного дерева по четыре угодья: первое -от тёмной
ночи свет (лучина), второе - некопанный колодец (берёзовый сок),
третье - старому здоровье ( банный веник), четвёртое -разбитому
связь ( береста)."
Осина или тополь дрожащий - быстрорастущее, светолюбивое,
зимостойкое дерево с серо - зелёной корой. Живёт 80 - 100 лет.
Из прутьев осины плетут корзины. Из её древесины производится
продукция Хохломы. В девяностых годах прошлого столетия в России
стали делать спичечную соломку и спичечные коробки, т.к. осина не
содержит смолистых веществ, легко воспламеняется и горит некоптя-
щим пламенем. Осина - одно из кормовых растений лосей,зубров,
оленей, косуль, бобров, зайцев.
Липа живёт 300 - 400 лет. Древесина мягкая, почти белая, лёгкая, не
трескается и не коробится, используется для изготовления мебели.
Из коры липы вырабатывают мочало, из него в старину делали рого-
жу, плели лапти. Издавна собирали липовый цвет. Его заваривают и
пьют как чай - это старинное средство лечения простуды.
- Среди кустарников из группы цветковых самые распостранённые
растения в нашей местности - белая акация и лесной орешник.
-Цветковые - самый богатый кладезь здоровья. Сколько существует
лекарственных растений!
Назовите, какие из них вам знакомы.Что вы о них знаете?
Д. Подорожник чаще всего можно увидеть растущим при дорогах и
тропинках, за что подорожник и получил своё название.Распространяеся
растение так: семена набухают, становятся клейкими, прикрепляются
к обуви прохожих, птицам и другим животным. Подорожник останавливает
кровь и заживляет раны. Настои и отвары из сушёных листьев подорож-
ника, также сок растения используют при заболевании желудка, некото-
рых глазных болезнях. Молодые листья подорожника употребляют в пищу.
У. Всем известно растениеПАСТУШЬЯ СУМКА. Это и сорняк, и лекар-
ственное растение. А знаете ли вы, что пастушья сумка ещё и полезное
пищевое растение? Молодые листья кладут в супы и борщи. Из листьев
растения с луком и яйцом делают салат. А если нарвать побольше
листьев, мелко нарезать, припустить их в масле, получим вкусную
начинку для пирожков. Листья пастушьей сумки солят и маринуют на
зиму.
У. Отгадайте загадку:
В жёлтой шапочке стоит,
Словно солнышко горит.
Вот проходит день за днём -
Жёлтой шапки нет на нём. (Одуванчик.)
Всем хорошо известно, что сорвав одуванчик, мы увидим млечный, горь-
кий на вкус, сок, который используют для лечения глаз, от укусов ядови-
тых животных, в том числе пчёл, а также для сведения бородавок.
Цветок одуванчика может предсказать погоду. По нему можно опре-
делить время суток.
Цветок "просыпается" рано утром, около пяти часов, а уже к трём часам
он сварачивается в бутон и так стоит до следующего утра. "Предчувствуя"
ненастье и дождливую погоду, одуванчик не раскрывается, предохраняя
тем самым пыльцу от намокания. Такие растения, "предсказывающие"
погоду, называют растениями - барометрами.
Мы привыкли считать одуванчик сорняком, а на самом деле из одуван-
чика можно приготовить первое, второе и третье блюда плюс десерт.
В пищу используют листья, корни и цветки.
Чтобы удалить горечь из листьев, их надо замочить в солёной воде
на 30 минут. Из листьев одуванчика делают салат. Листочки измельчить,
дабавить лук, посолить, заправить растительным маслом, сверху посыпать
порезанным яйцом - салат готов.
Молодые листья добавляют в суп или щи - первое блюдо готово.
Корни одуванчика используют для приготовления кофе. Их надо прожа-
рить до бурого цвета, залить кипятком и кофе готов.
А про одуванчиковый мёд слышали? Тоже вкусно. Сваритьсироп из
1кг сахара и двух стаканов воды, в него опустить 300 цветков одуван-
чика и варите 20 минут.Затем надо добавить половину чайной ложки
лимонной кислоты или половинку лимона. Сироп отжать через марлю
и прокипятить ещё 20 минут. Мёд готов. Приятного аппетита!
У. А теперь задание на смекалку.
Возьмите листок с заданием и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к растениям?
Вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев,
вороново крыло, китовый ус, бычье сердце, тигровый глаз, анютины
глазки, кошачьи лапки.
Ответы: вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев, бычье
сердце, анютины глазки, кошачьи лапки.
Задумывались ли вы над тем, почему так назвали эти растения?
У. Есть в одной из песен такие слова: "Утверждают космонавты и мечтате-
ли, что на Марсе будут яблони цвести," Есть ли растения в космосе?
Почему? Какие условия им необходимы? В космосе есть такие условия?
О том , как растения дышат, питаются мы узнаем на следующем уроке.
10. Итог урока.
- Какие группы царства растений вы узнали?
- Какая группа самая многочисленная?
- Почему её так назвали?
11. Задание на дом.
с. 71- 74 - прочитать, с.75- ответить на вопросы "Проверь себя."