Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект урока по окружающему миру.

3 класс.


Учитель МОУ "Перетерская НОШ" Бухарова Е.Ю.
Тема : Разнообразие растений.

Цели:познакомить с многообразием растений , с отличительными приз-

наками отдельных представителей; развивать умения распозна-

вать растения; развивать мышление и речь, творческие способ-

ности учащихся.

Оборудование: учебник, таблицы "Живая природа", "Растения",крос-

сворд, гербарий, картинки с разнообразными растениями.
1. Оргмомент.

2. Введение .

У. Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го-

сударстве..." Мы знаем, что всё живое делится на царства.

-Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

-На какие царства учёные - биологи делят живую природу?(Ответы

детей.)

На доске таблица:



БАКТЕРИИ ЛЮДИ

ЖИВАЯ


ПРИРОДА

ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ

-Сегодня мы совершим экскурсию в одно из них.Чтобы узнать в какое,

разгадаем кроссворд.(Каждое слово - отгадка заранее учителем напе-

чатано на бумаге.)

р я б и н а

к а п у с т а

ч е с н о к

т р а в а

е л ь

с е н о


к р а п и в а

з е м л я н и к а

1. В сенокос горька, а в мороз - сладка.Что за ягодка?

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.Кто любит борщ и щи,

там меня ищи.

3. Маленький, горький, луку брат.

4. Она на осень умирает и вновь весною оживает. Иглой зелёной вый-

дет к свету, растёт , цветёт всё лето. Коровам без неё беда: она их

главная еда.

5. Что же это за девица, ни швея , ни мастарица. Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год.

6. Косою острой скошено, горой высокой сложено.

7.Растёт зелёный кустик, дотронешься - укусит.

8.Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и не раз наклонится.

А имя дала мне родная землица.

-Ответ прочитайте в закрашенных клетках. Какое слово получилось?


3.Сообщение темы и целей урока.

У, Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся

с новой классификацией растений (группами растений.)

4. Повторение изученного.

(На доске - картинки с разнообразными растениями.)

- На какие группы можно распределить эти растения?(Деревья, кустар-

ники, травы.)

- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок,

плод с семенами.)

5. Знакомство с новой классификацией растений.

-Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали

такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют

леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов

биологии. Учёные - ботаники делят царство растений на несколько

групп.


На доске таблица:

РАСТЕНИЯ
НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

РАСТЕНИЯ РАСТЕНИЯ
ВОДОРОСЛИ МХИ

ПАПОРОТНИКИ

ХВОЙНЫЕ

ЦВЕТКОВЫЕ



а).-Откройте учебники на с.72. Читаем текст о первой группе растений -

ВОДОРОСЛИ.

-Знаете ли вы, что некоторые водоросли человек с давних пор

употребляет в пищу. Из водоросли ДАМИНАРИИ (морской копусты)

делают салат. Он богат йодом. Из водорослей , которые называются

БАГРЯНЫЕ, получают продукт агар - агар. Его добавляют в хлеб,

который долго не черствеет.

6. Физкультминутка.

7. Продолжение работы по теме.

б).- Читаем текст учебника о мхах. (Исп. гербарий.)

- Живёт мох по- настоящему только во время дождей и ещё некоторое

время после него. Всё остальное время он спит, поникнув, ожидая

нового дождя. С давних пор люди заметили, что мхи впитывают вла-

гу в 5 раз больше своей массы,а сфагнум - в 25 раз, и стали исполь-

зовать мох в качестве перевязочного средства. Мох сфагнум прекра-

сно заменяет вату и йод - в нём содержатся вещества, способные

убить микробы гниения. Учёным сейчас известно около 27 тысяч

видов мхов.

Мох можно увидеть везде: на почве, деревьях, скалах.

Как иначе называют мох, который растёт на деревьях, скалах?(Лишай-

ники.)

Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма,



копоти, сернистых газов промышленных районов. Если встретил лишай-

ники - значит воздух по - настоящему чист. Лишайник ЯГЕЛЬ - корм

для северных оленей. Едят его и косули, лоси, моралы.

Из некоторых лишайников получают краски, особое вещество- ЛАКМУС.

С её ролью вы познакомитесь на уроках химии в старших классах.

Рассказ ученика. Вы , наверное, слыхали выражение МАННА НЕБЕС-

НАЯ.Что это такое?В одной из древних легенд говорится о том, что в

бесплодной пустыне люди,истощённые голодом и трудным переходом,

увидели на земле много сухих крупинок, похожих на манную крупу. Изму-

ченные люди стали есть эту крупу, наелись, обрели силу и закончили

трудный путь. Предполагают, что это был съедобный лишайник.

в).- Давайте повторим:

- чем водоросли отличаются от других известных нам растений?

-какое свойство мха заметили люди ещё в древности и используют

до сих пор?

г).- Читаем текст учебника о папоротниках.

-Учёным сейчас известно более 10 тысяч видов папоротников.

Что означает слово папоротник? Очень давно в русском языке было

слово ПАПОРОТЬ, что означало птичье крыло. Посмотрите вниматель-

но на папоротник , и вы поймёте,почему у этого растения такое назва-

ние. И не только в русском языке, во многих языках слово папоротник

равнозначно птичьему крылу. Действительно ведь похож.

Молодые сочные листья папоротника употребляют в пищу как салат.

Их также солят и маринуют. Они богаты йодом.

Листья папоротника заливают кипячёной водой и делают настой.Его

употребляют как противоглистное средство.

По древней легенде раз в год в ночь на 24 июня, накануне праздника

Ивана Купалы, в лесу можно найти цветок папоротника. Яркий, как

огонь, он открывает человеку клад.А на самом деле папоротник

никогда не цветёт.


д).-Посмотрите на картинки и скажите, как одним словом можно назвать

эти деревья и кустарники?

- Какие хвойные деревья и кустарники вы знаете?

Существует всего около 600 видов растений этой группы.

Как называют листья этих растений?(Хвоинки.)

У хвойных не бывает цветков и плодов. Что вырастает у хвойных

растений на месте плодов?(Шишки.)

- Читаем текст учебника о хвойных растениях.

Хвойные растения дают строительный материал, бумагу, картон,

скипидар, краски, лекарства.Послушаем рассказ о накоторых

представителях этой группы.

(Рассказ ученика. Сосна живёт до 400 лет. Растёт она как на рав-

нинах, так и на скалах и в высоких горах.Выносит сорокаградус-

ные морозы и такую же жару.Древесина идет на изготовление

искусственного шёлка, пластмассы. Из прямых стволов сосен

строят дома. Хвоя идёт на изготовление витаминных напитков и

ранозаживляющих паст. В сосновом бору строят детские лагеря

отдыха, санатории. Воздух в сосновом бору чистый. В нём почти

нет вредных микробов. Вдыхай его глубже и будешь здоров.)

-Я хочу предложить вам витаминный напиток "Здоровье."

В кастрюлю с горячей водой положите хвою, доведите до кипения, сни-

мите с огня, укутайте в тепло, дайте постоять 30 минут, процедите.

Добавьте сок одного лимона, сахар по вкусу, охладите. Этот напиток

очень полезен, так как богат витаминами. Пейте его и вам не будут

страшны никакие болезни.

Какой хвойный кустарник вы знаете? (Можжевельник.)

Древесина этого кустарника желтоватая или розоватая, мягкая,

прочная, с приятным запахом.Сухие деревца этого кустарника исполь-

зуют для изготовления художественных изделий.

8. Физкультминутка.

9. Продолжаем работу.

е). Самая богатая растениями группа - ЦВЕТКОВАЯ. Она насчитывает

почти 250 видов.

- Почему их так назвали? (Есть цветки и плоды.)

Они имеют и другие части: корень, стебель, листья.Произрастают они

везде: на севере и на юге, на суше и в воде.

Посмотрите на картинки и скажите: какие это группы растений? (Дере-

вья, кустарники, травы.)

- Читаем текст учебника.

-Поговорим о деревьях. У вас на столах лежат конверты . Рассмотрите

открытки. Назовите дерево и расскажите о нём (на обратной стороне

открытки даётся дополнительный материал.)

1к-т 2к-т 3к-т

берёза лиственница сосна

рябина осина липа

ландыш орешник крушина

мох подосиновик брусника

Берёза - одно из самых красивых растений русского леса. Живут берё-

зы до 150 лет. Из бересты народные умельцы изготовляют красивые

и полезные вещи для домашнего хозяйства. Есть старинная загадка

про берёзу: "С одного дерева по четыре угодья: первое -от тёмной

ночи свет (лучина), второе - некопанный колодец (берёзовый сок),

третье - старому здоровье ( банный веник), четвёртое -разбитому

связь ( береста)."

Осина или тополь дрожащий - быстрорастущее, светолюбивое,

зимостойкое дерево с серо - зелёной корой. Живёт 80 - 100 лет.

Из прутьев осины плетут корзины. Из её древесины производится

продукция Хохломы. В девяностых годах прошлого столетия в России

стали делать спичечную соломку и спичечные коробки, т.к. осина не

содержит смолистых веществ, легко воспламеняется и горит некоптя-

щим пламенем. Осина - одно из кормовых растений лосей,зубров,

оленей, косуль, бобров, зайцев.

Липа живёт 300 - 400 лет. Древесина мягкая, почти белая, лёгкая, не

трескается и не коробится, используется для изготовления мебели.

Из коры липы вырабатывают мочало, из него в старину делали рого-

жу, плели лапти. Издавна собирали липовый цвет. Его заваривают и

пьют как чай - это старинное средство лечения простуды.

- Среди кустарников из группы цветковых самые распостранённые

растения в нашей местности - белая акация и лесной орешник.

-Цветковые - самый богатый кладезь здоровья. Сколько существует

лекарственных растений!

Назовите, какие из них вам знакомы.Что вы о них знаете?

Д. Подорожник чаще всего можно увидеть растущим при дорогах и

тропинках, за что подорожник и получил своё название.Распространяеся

растение так: семена набухают, становятся клейкими, прикрепляются

к обуви прохожих, птицам и другим животным. Подорожник останавливает

кровь и заживляет раны. Настои и отвары из сушёных листьев подорож-

ника, также сок растения используют при заболевании желудка, некото-

рых глазных болезнях. Молодые листья подорожника употребляют в пищу.

У. Всем известно растениеПАСТУШЬЯ СУМКА. Это и сорняк, и лекар-

ственное растение. А знаете ли вы, что пастушья сумка ещё и полезное

пищевое растение? Молодые листья кладут в супы и борщи. Из листьев

растения с луком и яйцом делают салат. А если нарвать побольше

листьев, мелко нарезать, припустить их в масле, получим вкусную

начинку для пирожков. Листья пастушьей сумки солят и маринуют на

зиму.


У. Отгадайте загадку:

В жёлтой шапочке стоит,

Словно солнышко горит.

Вот проходит день за днём -

Жёлтой шапки нет на нём. (Одуванчик.)

Всем хорошо известно, что сорвав одуванчик, мы увидим млечный, горь-

кий на вкус, сок, который используют для лечения глаз, от укусов ядови-

тых животных, в том числе пчёл, а также для сведения бородавок.

Цветок одуванчика может предсказать погоду. По нему можно опре-

делить время суток.

Цветок "просыпается" рано утром, около пяти часов, а уже к трём часам

он сварачивается в бутон и так стоит до следующего утра. "Предчувствуя"

ненастье и дождливую погоду, одуванчик не раскрывается, предохраняя

тем самым пыльцу от намокания. Такие растения, "предсказывающие"

погоду, называют растениями - барометрами.

Мы привыкли считать одуванчик сорняком, а на самом деле из одуван-

чика можно приготовить первое, второе и третье блюда плюс десерт.

В пищу используют листья, корни и цветки.

Чтобы удалить горечь из листьев, их надо замочить в солёной воде

на 30 минут. Из листьев одуванчика делают салат. Листочки измельчить,

дабавить лук, посолить, заправить растительным маслом, сверху посыпать

порезанным яйцом - салат готов.

Молодые листья добавляют в суп или щи - первое блюдо готово.

Корни одуванчика используют для приготовления кофе. Их надо прожа-

рить до бурого цвета, залить кипятком и кофе готов.

А про одуванчиковый мёд слышали? Тоже вкусно. Сваритьсироп из

1кг сахара и двух стаканов воды, в него опустить 300 цветков одуван-

чика и варите 20 минут.Затем надо добавить половину чайной ложки

лимонной кислоты или половинку лимона. Сироп отжать через марлю

и прокипятить ещё 20 минут. Мёд готов. Приятного аппетита!

У. А теперь задание на смекалку.

Возьмите листок с заданием и ответьте на вопрос.

Что из перечисленного относится к растениям?

Вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев,

вороново крыло, китовый ус, бычье сердце, тигровый глаз, анютины

глазки, кошачьи лапки.

Ответы: вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев, бычье

сердце, анютины глазки, кошачьи лапки.

Задумывались ли вы над тем, почему так назвали эти растения?

У. Есть в одной из песен такие слова: "Утверждают космонавты и мечтате-

ли, что на Марсе будут яблони цвести," Есть ли растения в космосе?

Почему? Какие условия им необходимы? В космосе есть такие условия?

О том , как растения дышат, питаются мы узнаем на следующем уроке.

10. Итог урока.

- Какие группы царства растений вы узнали?

- Какая группа самая многочисленная?

- Почему её так назвали?

11. Задание на дом.



с. 71- 74 - прочитать, с.75- ответить на вопросы "Проверь себя."

Молекулярные основы иммунитета растений

В геноме растений генов, кодирующих рецепторы иммунитета, значительно больше, нежели в геноме животных, что связано с отсутствием соматической рекомбинации у первых, в процессе кот

188.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Разнообразие растений

У. Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го- сударстве " Мы знаем, что всё живое делится на царства

109.44kb.

10 10 2014
1 стр.


Разнообразие растений

А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3кл., рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, кроссворд, магнитофон с записью звуков леса и пения птиц

86.7kb.

13 12 2014
1 стр.


Rif A150-F929 Агроферма по производству оливкового масла в Суверето. Провинция Гроссето. Тоскана

Деревья ( 14. 000), посаженные в 2005-2007 г., в основном тосканские сорта (Frantoio (5250 растений), Leccino (3100 растений), Moraiolo ( 1400 растений), Pendolino (1250 растений),

7.39kb.

11 10 2014
1 стр.


Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков))

Головня картофеля (клубней)

54.57kb.

14 12 2014
1 стр.


Некоторые представители реликтовой флоры Болоньского заповедника

Разнообразие экологических условий и история формирования юга Дальнего Востока определило высокое представительство реликтовых видов растений. Из 1500 лесных представителей дальнев

77.6kb.

12 10 2014
1 стр.


Растения. Виды растений

Цель урока: углубить знания учащихся о растениях. Дать понятие о видах растений, местах произрастания растений. Учить различать растения

49.8kb.

09 10 2014
1 стр.


«Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»

Ия о принципах функционирования и структуры Голосеменных в природе, добиться усвоения материала, общих признаков отдела Голосеменные, делать выводы относительно причин, что обуслав

68.21kb.

12 10 2014
1 стр.