Перейти на главную страницу
- расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещение по территории России, о значении рек в природе и в жизни человека;
- систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах, их бассейнах, питании и режиме;
- сформировать понятия: падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток.
- научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
- развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.
воспитательные:
- продолжить формирование ответственного отношения к природным комплексам.
- постановка проблемного вопроса
- мини-исследование «Повернем реки вспять»
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
5. Рефлексия.
6. Итог урока.
ХОД УРОКА
5 баллов- «5», 4- 3 балла- « 4», 2 и меньше- «3». Каждый полный ответ оцениваем в 1 балл. Желаю всем успехов.
Тема сегодняшнего урока - « Разнообразие внутренних вод России. Реки».
В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание В. И. Вернадского «Видимую картину природы определяет вода», и это не случайно. Вода- это чудесный дар природы. Она оказывает огромное влияние на формирование природных комплексов суши. Вода необходима человеку, при этом чистая и пресная. Наша страна - Россия богата внутренними водами.
суше водных объектов?
(Если правильных ответов 8-7, то- «5», 6- 5- «4», 4-3- «3», 2- «2»).
Поверхностные: подземные: искусственные:
- реки - грунтовые - каналы
- озера - межпластовые - водохранилища
- болота - вечная мерзлота - пруды
- ледники
Реки издревле почитались нашими предками, о них сложены песни, сказки. У берегов рек расположены населенные пункты, воду рек используют для разнообразных нужд в хозяйстве.
Россия- страна величайших речных систем. Из 34 крупных рек мира, 6 - полностью протекают по территории России: Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма.
А Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.
Обратите особое внимание на лист с таблицей.
На 2 месте - Лена, на 3-м - Енисей.
Работа со схемой Сабинского района. Обратите внимание, в каком направлении они текут, и куда впадают? Найдите исток и устье этих рек.
По характеру течения реки могут быть горные и равнинные. Определите зависимость реки от рельефа.
1) Если опустить настоящий исток до отметки падения реки, то в земную кору потечет морская вода. Подземные воды станут солеными, не будет родников, изменятся источники питания реки.
2)Если устье (то есть воображаемый исток) поднять до отметки падения реки, то изменится климат территории, т. к. появится новое поднятие, которое будет препятствовать движению воздушных масс, изменится количество осадков и т. д.
3 этап. Питание реки. (Слайд 2)
Учитель: Как изменится источник питания?
Вариант ответа учеников: вместо подземного питания будет морское питание.
4 этап. Режим реки. (Слайд 2)
Вариант ответа учеников: возможные изменения режима реки определить трудно.
3.Итоги работы.
Вывод: необходимо изменить поверхность, т. е. рельеф.
Последствия:
1) соленая вода в русле реки приведет к гибели организмов, приспособленных к жизни лишь в пресной воде;
2) изменение климата;
3) изменение растительного покрова;
4) нарушение почвенной экосистемы.
Ученики составляют логические цепочки:
Уменьшение температуры воздуха→ переувлажнение территории→заболачивание (соленое)→нарушение растительного покрова и почвы;
Увеличение температуры воздуха→большое испарение→засоление почвы→нарушение растительного и почвенного покрова.
Учитель: Таким образом, мы с вами раскрыли взаимосвязь между компонентами природы - рельефом и климатом, и их влияние на распределение рек по территории страны, и сумели доказать высказывание А. И. Вернадского: « Видимую картину природы определяет вода». Но самое главное- это то, что любое вмешательство в сложную систему взаимосвязей компонентов природы, их изменение может привести к необратимым процессам, к экологической катастрофе.
Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично поработали, и разгадали первую половину секрета, который был зашифрован в мини - исследовании. Секрет называется «ошибка». Вы правильно определили ошибку, которую совершают многие взрослые, считающие себя очень умными. Это вмешательство и нарушение законов природы, целостности природы. Вы доказали, что это может привести к катастрофе. Пока этого не случилось, необходимо скорее заняться проблемами природы. Правительства многих развитых стран так и поступают. Вот и наша республика, совместно с Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию ООН подписали документ о создании «Хартии Земли», которая предполагает решение экологических проблем через образование и воспитание подрастающего поколения.
Вторая половина секрета - это ошибка школьников, которые не умеют определять исток и устье реки. Теперь, вы, ребята, знаете, к чему могут привести такого рода ошибки. Советую помнить об этом при выполнении домашнего задания на контурной карте.
&12 прочитать, устно ответить на вопросы, работа на контурной карте, творческое задание – рисунки и стихотворения, песни, сказки о реках России, республики Татарстан, Сабинского района.
Вам понравилось работать на уроке?
Как вы работали на уроке?
Что нового вы для себя открыли, узнали?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
V11. Выставление оценок. Работа учителя со своими помощниками. Молодцы.
До встречи.
1 вариант.
Вопрос №1: При движении с юга на север количество солнечной радиации, получаемое территорией…
1. увеличивается
2. не изменяется
3. уменьшается
1. ясной
3. облачной
1. уменьшении угла падения солнечных лучей и уменьшении облачности
2. уменьшении угла падения лучей и увеличении облачности
3. увеличении угла падения лучей и уменьшении облачности
4. увеличении угла падения лучей и увеличении облачности
Вопрос №4: Режим осадков на большей части территории России характеризуется…
1. зимним максимумом
2. равномерным распределением в течение года
3. летним максимумом
1. Урала и Западной Сибири
2. Западной Сибири и Приморья
3. Приморья и Камчатки
4. Камчатки и Черноморского побережья Кавказа
Вопрос №6: Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в условиях … климата
1. субарктического
2. континентального
3. резко–континентального
4. муссонного
Вопрос №7: Наименьшее годовое количество осадков характерно в целом для … климатического пояса
1. арктического
2. субарктического
3. умеренного
4. субтропического
Вопрос №8: В умеренном климатическом поясе при движении с востока на запад…
1. средние температуры января и количество осадков увеличиваются
2. температуры января понижаются, а количество осадков возрастает
3. температуры января повышаются, а количество осадков уменьшается
4. температуры января и количество осадков уменьшаются
Тест по теме «Климат России»
2 вариант
Вопрос №1: Степень континентальности климата в России увеличивается при движении с…
1. севера на юг 2. юга на север
3. запада на восток 4. востока на запад
Вопрос №2: Наибольшая годовая амплитуда температуры и наименьшее количество осадков характерно для…
1. умеренно континентального типа климата
2. континентального типа климата
3. резко-континентального типа климата
4. муссонного типа климата
Вопрос №3: Ветровая эрозия преобладает над водной эрозией в условиях … увлажнения
1. избыточного
2. достаточного
3. недостаточного
1. умеренно континентальный
2. континентальный
3. резко-континентальный
4. муссонный
Вопрос №5: Положительные температуры в течение всего года характерны для … климатического пояса
1. арктического
2. субарктического
3. умеренного
4. субтропического
Вопрос №6: Наибольшее влияние на климат России оказывает … океан
1. Тихий
3. Северный Ледовитый
Вопрос №7: Меньше всего влаги на территорию России поступает с … океана
1. Тихого 2. Северного Ледовитого 3. Атлантического
Вопрос №8: Циклоны на территории России наиболее часто определяют погоду…
1. Восточно–Европейской равнины
2. Востока и Северо–Востока Сибири
3. Западной Сибири
4. Восточной Сибири
Вопрос №9: Влияние Тихого океана на климат России наиболее отчетливо выражено…
1. зимой 2. весной
3. летом 4. осенью
Тест по теме «Климат России»
3 вариант
Вопрос №1: Отепляющее влияние Атлантического океана более значительно выражено…
1. летом 2. зимой 3. в переходные сезоны года
1. географической широтой
2. циркуляцией атмосферы
3. особенностями рельефа
4. характером подстилающей поверхности
Вопрос №3: Наиболее сильные морозы наблюдаются при … погоде
1. циклональной
2. антициклональной
3. фронтальной
1. осенью 2. весной
3. зимой 4. летом
Вопрос №5: Максимальная высота снежного покрова в России характерна для…
1. западных склонов Урала
2. восточного побережья Камчатки
3. Черноморского побережья Кавказа
4. Северо-Востока Сибири
Вопрос №6: Основной причиной избыточного увлажнения в субарктическом поясе является…
1. большое количество осадков
2. низкая испаряемость
3. особенности подстилающей поверхности
1. северо–западной
2. северо–восточной
3. юго–западной
4. юго–восточной
Вопрос №8: Наибольший вред сельскому хозяйству России наносят…
1. ураганы и пыльные бури
2. заморозки и град
3. засухи и суховеи
4. смерчи и тайфуны
Вопрос №9: Засухи и суховеи имеют место при … погоде
1. циклонально
2. антициклональной
3. фронтальной
Тест по теме «Климат России»
4 вариант
Вопрос №1: На климат России более всего похож климат…
1. США 2. Канады
3. Китая 4. Бразилии
Вопрос №2: Климатические условия на территории страны неблагоприятны для развития хозяйства из-за…
1. дефицита влаги
2. дефицита тепла
3. избытка влаги
4. избытка тепла
Вопрос №3: Максимальные температуры июля зарегистрированы в … климатическом поясе
1. субарктическом
2. умеренном
3. субтропическом
4. арктическом
Вопрос №4: Наиболее низкие температуры января зарегистрированы…
1. в Европейской части
2. в Западной Сибири
3. на Северо–Востоке Сибири
4. на Дальнем Востоке
Вопрос №5: Наибольшее число типов климата характерно для … климатического пояса
1. арктического
2. субарктического
3. умеренного
4. субтропического
Вопрос №6: На большей части России климат формируют воздушные массы:
1. арктические
2. умеренные
4. тропические
Вопрос №8: Зимой климат России больше всего формируется под воздействием:
Тест по теме «Климат России»
5 вариант
Вопрос №1: Основные районы действия летних циклонов – это:
Вопрос №2: Самое холодное место в России:
Вопрос №3: Самое теплое место в России:
Вопрос №4: Больше всего осадков выпадает:
Вопрос №5: Самый высокий снежный покров образуется:
Вопрос №6: Самое высокое увлажнение в России характерно для:
Вопрос №7: Изотермы января на территории России преимущественно располагаются:
Вопрос №8: Ясная и солнечная погода при антициклоне объясняется:
Тест по теме «Климат России»
Вопрос №1. При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией:
Вопрос №2. С холодным фронтом связана погода:
Вопрос №3. В антициклоне воздух движется:
Вопрос №4. При устойчивой антициклональной погоде могут возникнуть стихийные бедствия:
Вопрос №5. Какой океан оказывает основное влияние на климат России?
Вопрос №6. Количество воды, которое может испариться при данной температуре воздуха.
Вопрос №7. Определите тип климата, если средняя температура января –30С, а средняя июля +16С.
Вопрос №8. Величина суммарной радиации зависит:
(Работу выполнить в тетрадях для практических работ)
План характеристики реки |
Без изменения направления течения реки |
При изменении направления течения реки |
- исток реки - устье реки - длина реки - бассейн - притоки
|
|
|
- падение реки - уклон реки |
|
|
- дождевое - снеговое - подземное - ледниковое - смешанное
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Основные термины и понятия урока
Равнинные и горные реки;
Падение реки – превышение истока над устьем
Уклон реки – отношения величины падения реки к ее длине
Режим реки – изменение состояния реки во времени
Половодье – наибольшая в году водность реки
Межень – время мамого низкого уровня воды в реке
Паводок – резкий и кратковременный подъм уровня воды в реке
Годовой сток – количество воды, протекающее в речном русле за год
Волга, Ока, Кама, Дон, Нева, Печора, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур, Зея.
Реки |
Исток |
Устье |
Длина реки, км |
Высота истока, м |
Высота устья, м |
Притоки |
Волга |
Валдайская возвышенность |
Каспийское море |
3531 |
256 |
-28 |
Кама, Ока, Меша, Казкаш |
Казкаш |
Сабабашское лесничество |
Малая Меша |
23 |
207 |
83 |
Сабинка |
Меша |
Сабабашское лесничество |
Большая Меша |
271 |
205 |
53 |
Казкаш |
Амур |
Большой Хинган |
Охотское море |
4440 |
1000 |
0 |
Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь |
Дон |
Среднерусская возвышенность |
Азовское море |
1870 |
300 |
0 |
Северный Донец. Хопер |
Енисей |
Восточный Саян |
Карское море |
4102 |
1000 |
0 |
Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска |
Индигирка |
Хребет Сантар-Хаяга |
Восточно-Сибирское море |
1726 |
1000 |
0 |
Мома |
Колыма |
Хребет Черского |
Восточно-Сибирское море |
2129 |
150 |
0 |
Омолон |
Лена |
Байкальский хребет |
Море Лаптевых |
4400 |
930 |
0 |
Алдан, Вилюй, Олекма, Витим |
Нева |
Оз. Ладожское |
Финский залив |
74 |
4 |
0 |
Охта, Тосна |
Обь |
Телецкое озеро (Бия и Катунь) |
Карское море |
5410 |
1000 |
0 |
Иртыш |
Урал |
Уралтау (Уральские горы) |
Каспийское море |
2428 |
800 |
-28 |
Илек, Сакмара |
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта России, водные ресурсы России, мультимедиа презентация, картины
08 10 2014
1 стр.
Оценка качества поверхностных вод реки Чумляк по гидрохимическим показателям летнего периода 2011 года
16 12 2014
1 стр.
Оду водных биологических ресурсов на 2013 г во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод, зоны ответственности фгуп «Госрыбцентр» в Тюменской области
04 09 2014
1 стр.
Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом
15 12 2014
1 стр.
Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс
01 10 2014
1 стр.
Вспомни: характеристику географического положения материка, рельефа, внутренних вод, климата, природных зон
26 09 2014
1 стр.
По разнообразию минеральных вод региону нет равных не только в России, но и во всем мире. К тому же регион располагает одним из лучших в России месторождением лечебных грязей — озе
12 10 2014
1 стр.
Организовать деятельность учащихся в употреблении в речи лексики по теме
14 12 2014
1 стр.