Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Разнообразие внутренних вод России. Реки».
ЦЕЛИ:

образовательные:

- расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещение по территории России, о значении рек в природе и в жизни человека;

- систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах, их бассейнах, питании и режиме;

- сформировать понятия: падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток.



развивающие:

- научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;

- развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.

воспитательные:

- продолжить формирование ответственного отношения к природным комплексам.


Учебно-наглядный комплекс: физическая карта России, водные ресурсы России, мультимедиа презентация, картины.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: мини- исследование.
Эпиграф к уроку:

« Видимую картину природы определяет вода»

В. И. Вернадский.

ПЛАН УРОКА.

  1. Проверка знаний и умений по теме « Климат России».

  2. Изучение нового материала:

- актуализация

- постановка проблемного вопроса

- мини-исследование «Повернем реки вспять»

3. Закрепление.

4. Домашнее задание.

5. Рефлексия.

6. Итог урока.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовьте к уроку все необходимые учебные принадлежности. Начинаем урок. На уроке будем работать в группах. В каждой группе, выберите самого ответственного одноклассника, который будет организовывать, и координировать работу в группе и ставить вам оценки. Если вы за урок наберете:

5 баллов- «5», 4- 3 балла- « 4», 2 и меньше- «3». Каждый полный ответ оцениваем в 1 балл. Желаю всем успехов.

Тема сегодняшнего урока - « Разнообразие внутренних вод России. Реки».

В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание В. И. Вернадского «Видимую картину природы определяет вода», и это не случайно. Вода- это чудесный дар природы. Она оказывает огромное влияние на формирование природных комплексов суши. Вода необходима человеку, при этом чистая и пресная. Наша страна - Россия богата внутренними водами.



Вопрос. Ребята, как вы думаете, что явилось причиной образования или появления на

суше водных объектов?



Ученики: Атмосферные осадки, увлажнение, особые климатические условия.

11. Проверка изученного материала.

Учитель: С вами согласен А. И. Воейков - отечественный климатолог. Он высказал мысль, что «реки - продукт климата». А В. И. Вернадский считает, что « климат- отец вод». Значит, без знаний о климате России мы с вами не сможем усвоить материал о внутренних водах. (Слайд 1)
Ученики выполняют тестовое задание. Время на выполнение - 5 минут.

(Если правильных ответов 8-7, то- «5», 6- 5- «4», 4-3- «3», 2- «2»).



Ученики: (проверяют). (Слайд 2)
Учитель: поднимите руки те, кто считает, что выполнил задание на «4» и «5». Большинство. Значит, можем непременно приступать к изучению внутренних вод России, согласно плану урока.
111. Изучение нового материала.

1. Актуализация.

Учитель: ребята, а какие типы внутренних вод вы знаете? (Слайд 2)

Ученики: Внутренние воды

Поверхностные: подземные: искусственные:

- реки - грунтовые - каналы

- озера - межпластовые - водохранилища

- болота - вечная мерзлота - пруды

- ледники



Выступления учащихся о реках, озерах, подземных водах.

Учитель: По мере изучения данной темы, мы с вами выясним условия образования рек, их изменения во времени и пространстве. А также современное состояние и использование человеком каждого типа внутренних вод.

Реки издревле почитались нашими предками, о них сложены песни, сказки. У берегов рек расположены населенные пункты, воду рек используют для разнообразных нужд в хозяйстве.


Работа с картой. Ребята, внимательно посмотрите на физическую карту России в атласе и определите наиболее крупные речные системы страны. Назовите их и покажите на карте у доски.

Учитель: На территории России имеются более 130 тыс. рек длиной от 10км и более, но если считать реки длиной менее 10км., то их будет более 2.5млн.

Россия- страна величайших речных систем. Из 34 крупных рек мира, 6 - полностью протекают по территории России: Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма.

А Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.

Обратите особое внимание на лист с таблицей.



Вопрос. Найдите по таблице самую длинную реку России, и назовите ее длину.

Ученики: Обь с Иртышем- 5410км.

На 2 месте - Лена, на 3-м - Енисей.



Учитель: Енисей является к тому же и самой многоводной рекой России. А Волга, протекающая в западной части нашей республики, является самой длинной рекой Европы.
Вопрос: Какова ее длина? (3531км.)

Учитель: К речной системе Волги-матушки, кормилицы относятся небольшие ручейки нашего Сабинского муниципального района: Большая Меша, Малая Меша, Казкаш и Сабинка.

Работа со схемой Сабинского района. Обратите внимание, в каком направлении они текут, и куда впадают? Найдите исток и устье этих рек.



Ученики: В южном направлении; в р. Б. Меша, которая является притоком Камы; истоки - родники в Сабабашском лесничестве, устья - Б. Меша, Кама.
Учитель. Я не случайно обратила внимание на направление течения, на местоположение истока и устья рек. При выполнении мини - исследования, к выполнению которой мы сейчас приступаем, эти факты будут являться основополагающими.
2. Выполнение мини- исследования. (Слайд 2)
Учитель. Суть исследования заключается в прогнозе изменений. Которые могут произойти. Если повернуть течение реки. Проект так и называется - «повернем реки вспять». В таблицу мини- исследования по плану записываем ответы. В конце пишем вывод о результатах исследования. Мои помощники координируют и организуют работу в группе. В ходе работы можно тихонько обсуждать вопросы. При завершении работы по каждому пункту плана сообщаем результаты.
1 этап работы. Географическое положение: работают, отвечают. (Слайд 2)
2 этап работы. Характер течения: объяснение падения и уклона реки. (Слайд 2)

Падение реки – превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах.

Уклон реки - отношение величины падения реки к ее длине.

По характеру течения реки могут быть горные и равнинные. Определите зависимость реки от рельефа.



Варианты ответа учеников:

1) Если опустить настоящий исток до отметки падения реки, то в земную кору потечет морская вода. Подземные воды станут солеными, не будет родников, изменятся источники питания реки.

2)Если устье (то есть воображаемый исток) поднять до отметки падения реки, то изменится климат территории, т. к. появится новое поднятие, которое будет препятствовать движению воздушных масс, изменится количество осадков и т. д.
3 этап. Питание реки. (Слайд 2)

Учитель: Как изменится источник питания?

Вариант ответа учеников: вместо подземного питания будет морское питание.

4 этап. Режим реки. (Слайд 2)

Вариант ответа учеников: возможные изменения режима реки определить трудно.
3.Итоги работы.

Вывод: необходимо изменить поверхность, т. е. рельеф.

Последствия:

1) соленая вода в русле реки приведет к гибели организмов, приспособленных к жизни лишь в пресной воде;

2) изменение климата;

3) изменение растительного покрова;

4) нарушение почвенной экосистемы.

Ученики составляют логические цепочки:

Уменьшение температуры воздуха→ переувлажнение территории→заболачивание (соленое)→нарушение растительного покрова и почвы;

Увеличение температуры воздуха→большое испарение→засоление почвы→нарушение растительного и почвенного покрова.
Учитель: Таким образом, мы с вами раскрыли взаимосвязь между компонентами природы - рельефом и климатом, и их влияние на распределение рек по территории страны, и сумели доказать высказывание А. И. Вернадского: « Видимую картину природы определяет вода». Но самое главное- это то, что любое вмешательство в сложную систему взаимосвязей компонентов природы, их изменение может привести к необратимым процессам, к экологической катастрофе.

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично поработали, и разгадали первую половину секрета, который был зашифрован в мини - исследовании. Секрет называется «ошибка». Вы правильно определили ошибку, которую совершают многие взрослые, считающие себя очень умными. Это вмешательство и нарушение законов природы, целостности природы. Вы доказали, что это может привести к катастрофе. Пока этого не случилось, необходимо скорее заняться проблемами природы. Правительства многих развитых стран так и поступают. Вот и наша республика, совместно с Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию ООН подписали документ о создании «Хартии Земли», которая предполагает решение экологических проблем через образование и воспитание подрастающего поколения.

Вторая половина секрета - это ошибка школьников, которые не умеют определять исток и устье реки. Теперь, вы, ребята, знаете, к чему могут привести такого рода ошибки. Советую помнить об этом при выполнении домашнего задания на контурной карте.



1V. Домашнее задание.

&12 прочитать, устно ответить на вопросы, работа на контурной карте, творческое задание – рисунки и стихотворения, песни, сказки о реках России, республики Татарстан, Сабинского района.


V. Рефлексия. (Слайд 2) Учитель:

Вам понравилось работать на уроке?

Как вы работали на уроке?

Что нового вы для себя открыли, узнали?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

V11. Выставление оценок. Работа учителя со своими помощниками. Молодцы.

До встречи.


Приложение 1 Тест по теме «Климат России»

1 вариант.

Вопрос №1: При движении с юга на север количество солнечной радиации, получаемое территорией…

1. увеличивается

2. не изменяется

3. уменьшается


Вопрос №2: Величина суммарной радиации, получаемая территорией, ниже при … погоде

1. ясной


2. пасмурной

3. облачной


Вопрос №3: Количество солнечной радиации, получаемое территорией, уменьшается при…

1. уменьшении угла падения солнечных лучей и уменьшении облачности

2. уменьшении угла падения лучей и увеличении облачности

3. увеличении угла падения лучей и уменьшении облачности

4. увеличении угла падения лучей и увеличении облачности
Вопрос №4: Режим осадков на большей части территории России характеризуется…

1. зимним максимумом

2. равномерным распределением в течение года

3. летним максимумом


Вопрос №5: Равномерное распределение осадков по сезонам года характерно для…

1. Урала и Западной Сибири

2. Западной Сибири и Приморья

3. Приморья и Камчатки

4. Камчатки и Черноморского побережья Кавказа
Вопрос №6: Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в условиях … климата

1. субарктического

2. континентального

3. резко–континентального

4. муссонного
Вопрос №7: Наименьшее годовое количество осадков характерно в целом для … климатического пояса

1. арктического

2. субарктического

3. умеренного

4. субтропического
Вопрос №8: В умеренном климатическом поясе при движении с востока на запад…

1. средние температуры января и количество осадков увеличиваются

2. температуры января понижаются, а количество осадков возрастает

3. температуры января повышаются, а количество осадков уменьшается

4. температуры января и количество осадков уменьшаются
Тест по теме «Климат России»
2 вариант

Вопрос №1: Степень континентальности климата в России увеличивается при движении с…

1. севера на юг 2. юга на север

3. запада на восток 4. востока на запад

Вопрос №2: Наибольшая годовая амплитуда температуры и наименьшее количество осадков характерно для…

1. умеренно континентального типа климата

2. континентального типа климата

3. резко-континентального типа климата

4. муссонного типа климата
Вопрос №3: Ветровая эрозия преобладает над водной эрозией в условиях … увлажнения

1. избыточного

2. достаточного

3. недостаточного


Вопрос №4: В бассейне реки Оби сформировался … тип климата

1. умеренно континентальный

2. континентальный

3. резко-континентальный

4. муссонный
Вопрос №5: Положительные температуры в течение всего года характерны для … климатического пояса

1. арктического

2. субарктического

3. умеренного

4. субтропического
Вопрос №6: Наибольшее влияние на климат России оказывает … океан

1. Тихий


2. Атлантический

3. Северный Ледовитый

Вопрос №7: Меньше всего влаги на территорию России поступает с … океана

1. Тихого 2. Северного Ледовитого 3. Атлантического

Вопрос №8: Циклоны на территории России наиболее часто определяют погоду…

1. Восточно–Европейской равнины

2. Востока и Северо–Востока Сибири

3. Западной Сибири

4. Восточной Сибири
Вопрос №9: Влияние Тихого океана на климат России наиболее отчетливо выражено…

1. зимой 2. весной

3. летом 4. осенью
Тест по теме «Климат России»

3 вариант

Вопрос №1: Отепляющее влияние Атлантического океана более значительно выражено…

1. летом 2. зимой 3. в переходные сезоны года


Вопрос №2: Распределение температур января на большей части России определяется в первую очередь…

1. географической широтой

2. циркуляцией атмосферы

3. особенностями рельефа

4. характером подстилающей поверхности
Вопрос №3: Наиболее сильные морозы наблюдаются при … погоде

1. циклональной

2. антициклональной

3. фронтальной


Вопрос №4: Осадки конвективного происхождения выпадают в основном…

1. осенью 2. весной

3. зимой 4. летом
Вопрос №5: Максимальная высота снежного покрова в России характерна для…

1. западных склонов Урала

2. восточного побережья Камчатки

3. Черноморского побережья Кавказа

4. Северо-Востока Сибири
Вопрос №6: Основной причиной избыточного увлажнения в субарктическом поясе является…

1. большое количество осадков

2. низкая испаряемость

3. особенности подстилающей поверхности


Вопрос №7: Для хозяйственной деятельности климатические условия наиболее благоприятны в … части России

1. северо–западной

2. северо–восточной

3. юго–западной

4. юго–восточной
Вопрос №8: Наибольший вред сельскому хозяйству России наносят…

1. ураганы и пыльные бури

2. заморозки и град

3. засухи и суховеи

4. смерчи и тайфуны
Вопрос №9: Засухи и суховеи имеют место при … погоде

1. циклонально

2. антициклональной

3. фронтальной

Тест по теме «Климат России»

4 вариант

Вопрос №1: На климат России более всего похож климат…

1. США 2. Канады

3. Китая 4. Бразилии
Вопрос №2: Климатические условия на территории страны неблагоприятны для развития хозяйства из-за…

1. дефицита влаги

2. дефицита тепла

3. избытка влаги

4. избытка тепла
Вопрос №3: Максимальные температуры июля зарегистрированы в … климатическом поясе

1. субарктическом

2. умеренном

3. субтропическом

4. арктическом
Вопрос №4: Наиболее низкие температуры января зарегистрированы…

1. в Европейской части

2. в Западной Сибири

3. на Северо–Востоке Сибири

4. на Дальнем Востоке
Вопрос №5: Наибольшее число типов климата характерно для … климатического пояса

1. арктического

2. субарктического

3. умеренного

4. субтропического
Вопрос №6: На большей части России климат формируют воздушные массы:

1. арктические

2. умеренные

4. тропические


Вопрос №7: Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, - это

  1. солнечная радиация

  2. суммарная радиация

  3. поглощенная радиация

  4. радиационный баланс.

Вопрос №8: Зимой климат России больше всего формируется под воздействием:



  1. Азиатского максимума

  2. Арктического максимума

  3. Исландского минимума

  4. Алеутского минимума

Тест по теме «Климат России»

5 вариант

Вопрос №1: Основные районы действия летних циклонов – это:



  1. Восточная Сибирь

  2. Дальний Восток

  3. запад Русской равнины

  4. Арктическое побережье.

Вопрос №2: Самое холодное место в России:



  1. Якутск

  2. Оймякон

  3. Верхоянск

  4. Северная Земля.

Вопрос №3: Самое теплое место в России:



  1. Сочи

  2. Астрахань

  3. Владивосток

  4. Ростов

Вопрос №4: Больше всего осадков выпадает:



  1. на Алтае

  2. на Кавказе

  3. на Камчатке

  4. на Кольском полуострове.

Вопрос №5: Самый высокий снежный покров образуется:



  1. на Камчатке

  2. на Урале

  3. на Кавказе

  4. в Западной Сибири.

Вопрос №6: Самое высокое увлажнение в России характерно для:



  1. тундры

  2. тайги

  3. смешанных лесов

  4. степей.

Вопрос №7: Изотермы января на территории России преимущественно располагаются:



  1. субширотно

  2. субмеридионально

  3. параллельно.

Вопрос №8: Ясная и солнечная погода при антициклоне объясняется:



  1. восходящим движением воздуха

  2. нисходящим движением воздуха.

Тест по теме «Климат России»


6 вариант.

Вопрос №1. При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией:



  1. увеличивается

  2. не изменяется

  3. уменьшается.

Вопрос №2. С холодным фронтом связана погода:



  1. сухая и солнечная

  2. облачная и безветренная

  3. облачная, ветреная с осадками.

Вопрос №3. В антициклоне воздух движется:



  1. по часовой стрелке

  2. против часовой стрелки.

Вопрос №4. При устойчивой антициклональной погоде могут возникнуть стихийные бедствия:



  1. засухи

  2. засухи и суховеи

  3. засухи, суховеи и наводнения

Вопрос №5. Какой океан оказывает основное влияние на климат России?



  1. Северный Ледовитый

  2. Атлантический

  3. Тихий

  4. Индийский.

Вопрос №6. Количество воды, которое может испариться при данной температуре воздуха.



  1. испарение

  2. испаряемость

  3. коэффициент увлажнения

  4. туман.

Вопрос №7. Определите тип климата, если средняя температура января –30С, а средняя июля +16С.



  1. субарктический

  2. умеренно-континентальный

  3. континентальный

  4. резко-континентальный.

Вопрос №8. Величина суммарной радиации зависит:



  1. от циркуляции воздушных масс

  2. от расстояния от Земли до Солнца

  3. от близости океана

  4. от географической широты места или территории.


Мини – исследование «Повернем реки вспять»

(Работу выполнить в тетрадях для практических работ)


Характеристика реки____________________


План характеристики реки

Без изменения направления течения реки

При изменении направления течения реки

  1. географическое положение:

- исток реки

- устье реки

- длина реки

- бассейн

- притоки








  1. характер течения реки:

- падение реки

- уклон реки









  1. питание реки:

- дождевое

- снеговое

- подземное

- ледниковое

- смешанное








  1. режим реки






Вывод:
Основные термины и понятия урока

Равнинные и горные реки;

Падение реки – превышение истока над устьем

Уклон реки – отношения величины падения реки к ее длине

Режим реки – изменение состояния реки во времени

Половодье – наибольшая в году водность реки

Межень – время мамого низкого уровня воды в реке

Паводок – резкий и кратковременный подъм уровня воды в реке

Годовой сток – количество воды, протекающее в речном русле за год



Географические объекты

Волга, Ока, Кама, Дон, Нева, Печора, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур, Зея.



Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья, м

Притоки

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

3531

256

-28

Кама, Ока, Меша, Казкаш

Казкаш

Сабабашское лесничество

Малая Меша

23

207

83

Сабинка

Меша

Сабабашское лесничество

Большая Меша

271

205

53

Казкаш

Амур

Большой Хинган

Охотское море

4440

1000

0

Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь

Дон

Среднерусская возвышенность

Азовское море

1870

300

0

Северный Донец. Хопер

Енисей

Восточный Саян

Карское море

4102

1000

0

Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска

Индигирка

Хребет Сантар-Хаяга

Восточно-Сибирское море

1726

1000

0

Мома

Колыма

Хребет Черского

Восточно-Сибирское море

2129

150

0

Омолон

Лена

Байкальский хребет

Море Лаптевых

4400

930

0

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Нева

Оз. Ладожское

Финский залив

74

4

0

Охта, Тосна

Обь

Телецкое озеро (Бия и Катунь)

Карское море

5410

1000

0

Иртыш

Урал

Уралтау (Уральские горы)

Каспийское море

2428

800

-28

Илек, Сакмара


Сунгатуллина Фарида Ханифовна,

учитель географии первой квалификационной категории гимназии п.г.т Б. Сабы Сабинского муниципального района РТ

«Разнообразие внутренних вод России. Реки». Цели: образовательные

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта России, водные ресурсы России, мультимедиа презентация, картины

188.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Оценка качества поверхностных вод реки

Оценка качества поверхностных вод реки Чумляк по гидрохимическим показателям летнего периода 2011 года

27.62kb.

16 12 2014
1 стр.


Оду ямало-Ненецкий автономный округ

Оду водных биологических ресурсов на 2013 г во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод, зоны ответственности фгуп «Госрыбцентр» в Тюменской области

31.02kb.

04 09 2014
1 стр.


Биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние

Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом

253.32kb.

15 12 2014
1 стр.


Статья 1 Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс

Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс

159.91kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок обобщения знаний по теме «Южная Америка»

Вспомни: характеристику географического положения материка, рельефа, внутренних вод, климата, природных зон

233kb.

26 09 2014
1 стр.


Уникальные курорты россии

По разнообразию минеральных вод региону нет равных не только в России, но и во всем мире. К тому же регион располагает одним из лучших в России месторождением лечебных грязей — озе

169.08kb.

12 10 2014
1 стр.


My favorite season Цели: Образовательные

Организовать деятельность учащихся в употреблении в речи лексики по теме

38.59kb.

14 12 2014
1 стр.