Разработка модели бизнес-прецедентов
Модель бизнес-прецедентов описывает бизнес-процессы с точки зрения внешнего пользователя, т.е. отражает взгляд на деятельность организации из вне.
Проектирование системы начинается с изучения и моделирования бизнес-деятельности организации. На этом этапе вводится и отображается в модели ряд понятий, свойственных объектно-ориентированному подходу:
Исполнитель (Действующее лицо, Actor) – личность, организация или система, взаимодействующая с ИС; различают внешнего исполнителя (который использует или используется системой, т.е. порождает прецеденты деятельности) и внутреннего исполнителя (который обеспечивает реализацию прецедентов деятельности внутри системы). На диаграмме исполнитель представляется стилизованной фигуркой человека.
Прецедент – законченная последовательность действий, инициированная внешним объектом (личностью или системой), которая взаимодействует с ИС и получает в результате некоторое сообщение от ИС. На диаграмме представляется овалом с надписью, отражающей содержание действия.
Класс — описание совокупности однородных объектов с их атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. На диаграмме представляется прямоугольником, содержащим описания атрибутов и операций класса.
Ассоциация – связь между двумя элементами модели. На диаграмме представляется линией.
Обобщение – связь между двумя элементами модели, когда один элемент (подкласс) является частным случаем другого элемента (суперкласса). На диаграмме представляется стрелкой.
Агрегация – отношение между элементами модели, когда один элемент является частью другого элемента (агрегата). На диаграмме представляется стрелкой с ромбовидным концом.
Для иллюстрации этапов разработки проекта использованы адаптированные материалы проекта ИС медицинского центра.
Назначение ИС – автоматизация ведения и использования клинических записей о пациентах. В настоящее время эта работа производится вручную персоналом центра. На рис представлена общая модель деятельности центра в виде диаграммы прецедентов. Прецедент "Обслуживание пациента" реализуется через множество других, более ограниченных прецедентов, отражающих детализацию представления функционирования центра.

Общая диаграмма деятельности медицинского центра по обслуживанию пациента

Модель бизнес-прецедентов, составляющих обслуживание пациента
Для включения в диаграмму выбранные прецеденты должны удовлетворять следующим критериям:
-
прецедент должен описывать, ЧТО нужно делать, а не КАК;
-
прецедент должен описывать действия с точки зрения ИСПОЛНИТЕЛЯ;
-
прецедент должен возвращать исполнителю некоторое СООБЩЕНИЕ;
-
последовательность действий внутри прецедента должна представлять собой одну НЕДЕЛИМУЮ цепочку.
Исходя из цели создания системы, для дальнейшего исследования и моделирования отбираются только те бизнес-прецеденты, которые связаны с использованием клинических записей.