Разработка урока биологии «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 10 класс.
Учитель биологии ГОУ СОШ №35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского административного района Санкт-Петербурга.
Учебно-методическое обеспечение: УМК линии Н.И.Сонина. Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Общая биология 10-11 класс М., Дрофа, 2007 (базовый уровень)
Оценочная деятельность на уроке:
Опрос – 2 ученика
Работа с понятиями (карточка №1) – 2 ученика
Ролевая игровая форма – 2 ученика
Опережающее обучение – 2-3 ученика
Работа на уроке (включая синквейны) – 3-4 ученика
Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Цели:
-
Изучить строение вируса, вспомнить историю открытия вируса, определить место вируса в системе мира, рассмотреть размножение вируса и фага и гипотезы появления вируса
-
Сравнить строение некоторых вирусов, проанализировать признаки вирусов, как объектов живой и неживой природы, предложить свои гипотезы появления вирусов на Земле, развивать умение аргументировать и доказывать, развивать умение обобщать изученный материал, укреплять межпредметные связи.
-
Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции, формировать биологически и экологически грамотных учащихся, использовать элементы профориентации.
Оборудование урока: Таблица «Неклеточные формы жизни. Вирусы», оборудование ИКТ, компакт-диски по биологии, карточки с понятиями, таблица «Клетки растительная и животная», портреты Д.И.Ивановского (Т.Шванна и М.Шлейдена)
План урока:
-
Актуализация знаний – 6 мин
-
Новая тема. – 30 мин
-
Повторение по теме урока – 2 мин
-
Строение вирусов – 5 мин
-
Классификация вирусов – 4 мин
-
Лечение вирусных инфекций – 6 мин
-
Биологический статус вируса – 8 мин
-
Гипотезы происхождения вирусов – 1 мин
-
Значение вирусов – 4 мин
-
Рефлексия урока – 8 мин + 1 мин на дом. задание
-
Актуализация знаний
1) Для изучения нового материала нам необходимо
вспомнить следующие понятия –
ДНК, РНК, паразитизм, геном, наследственность, изменчивость.
Ученик выходит для ответа, а остальные учащиеся экзаменуют его по данным понятиям.
2) Следующий вопрос для повторения – Основные положения клеточной теории.
Ответ: Теодор Шванн (Маттиас Шлейден) в 1838-39 гг формулировал клеточную теорию, основные положения которой: 1) Клетки являются структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов; 2) Клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу, обмену веществ, энергии и информации; 3) клетки размножаются делением; 4) клетки многоклеточных организмов образуют ткани; 5) клеточное строение организмов – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.
Учитель: Современное дополнение клеточной теории гласит - Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение за исключением вирусов.
Вот эти загадочные вирусы - тема нашего урока.
2. Новая тема.
Вирусы (яд)
1). Повторение по теме урока (на основе ранее полученных знаний)
Учитель: 1892 г. - Дмитрий Иосифович Ивановский открыл возбудителя болезни табака табачной мозаики, впоследствии названным вирус. Возбудитель спокойно проходил через бактериальные фильтры и изучение его стало возможным только с появлением электронного микроскопа.
Мы с вами в 9 классе уже знакомились с вирусами, поэтому с заданием № 1 на карточке вы легко справитесь. Можно использовать учебник.
Проверка карточек фронтально.
-
Задание 1.
Закончите фразы
-
Наука о вирусах называется (вирусология).
-
Вирусы обитают только в (живых клетках)
-
Вирусы являются внутриклеточными (паразитами)
-
Паразитизм вирусов – это паразитизм на (генетическом) уровне.
-
В состав вирусов входит нуклеиновая кислота (ДНК) или (РНК) и несколько белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.
-
Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних воздействий, носит название (капсид).
-
Вирус, поражающий бактерии, называется (бактериофаг).
|
Учитель: найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос
кем и когда был открыт бактериофаг.
Ответ: Бактериофаг был открыт в 1917 году канадским бактериологом Ф. де Эрелль.
Рассмотрим и сравним строение вируса на примере ВТМ (вирус табачной мозаики) и бактериофага. Работа с учебником (рисунки и текст).
2) Строение вируса (Запись на доске и в тетради)
-
нуклеиновая кислота
-
белковая оболочка (капсид)
Учитель: так устроены простые вирусы. Но есть вирусы, имеющие более сложное строение. У вас на парте имеется карточка
с заданием № 2. Давайте ее рассмотрим. На карточке изображен вирус СПИДа, имеющий сложное строение.
Задание 2
СТРОЕНИЕ ВИРУСА СПИДа
-
Дополнительная белковая ( или липопротеиновая) оболочка. Фермент обратная транскриптаза контролирует транскрипцию с РНК на ДНК, т.е. наоборот, поэтому и называется обратная транскриптаза.
|
-
Углеводы в наружной оболочке (вирус герпеса или гриппа). Сравнить по рисункам учебника.
-
Валеологическая информация (учитель): СПИД или синдром приобретенного иммунодефицита – тяжелейшее инфекционное заболевание вирусной природы. Заражение вирусом происходит обычно половым путем или через кровь, что практически исключается, если соблюдать известные меры предосторожности. Будьте внимательны и не пострадайте от собственного невежества.
3) Классификация вирусов (Запись в тетради и на доске)
Работа с учебником. Заполняется таблица.
Вирусы
-
ДНК содержащие,
двунитчатые
|
РНК- содержащие
|
Однонитчатые
|
Двунитчатые
|
Оспа человека, овец, свиней, аденовирусы (ОРЗ) человека, герпес
|
Энцефалит, краснуха, корь, бешенство, грипп и др. (ВИЧ)
|
Вирусы насекомых и других животных
|
Учитель:
Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения
вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности
жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.
4) Лечение вирусных инфекций. (В формате ролевой игры).
Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?
Дать краткую консультацию по этому вопросу мы попросили учащихся, выбравших медицину своей будущей специальностью.
1-й ученик:
-
Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.
2-й ученик:
-
Первый способ – вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.
1-й ученик:
-
Второй способ – химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.
2-й ученик
-
Третий способ – интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.
5) Биологический статус вируса
Учитель:
Известно много болезней, вызываемых вирусами, однако сами вирусы являются
Загадками. Ученые все еще спорят – вирусы это кто? Или что? Давайте и мы попробуем ответить на этот вопрос.
-
Существо
|
Вещество
|
-
Размножение
Рассмотрим рис.5.25 на стр.184.
|
1. Не размножаются в отсутствии живых клеток-хозяев. (Мнение некоторых ученых – они репродуцируются, как гормоны, ферменты, инсулин)
|
-
Наследственность.
От кошки – котенок, от кишечной палочки – кишечная палочка, от вируса гриппа – вирус гриппа.
|
Отсутствует обмен веществ
(Не синтезируют, ни разлагают сложные соединения, т.к. у них нет собственной энергетики.
|
3. Изменчивость. Пример. Вирус гриппа. Какие меры борьбы только не применялись к этому вирусу, а он изменяется, приспосабливается и существует. Вирус гриппа 1957(Сингапурский тип) резко отличается от своих потомков.
|
|
Вывод – Сегодня предполагают, что вирусы существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции.
Вирусы были открыты более 100 лет назад (известно около 150 тыс. видов), но до сих пор их роль в биосфере не определена.
6) Гипотезы происхождения:
-
Вирусы – потомки бактерий – результат их регрессивной эволюции
-
Вирусы – заблудившиеся клеточные органоиды (рибосомы, фрагменты хромосом)
-
Занесены из космоса с космической пылью.
7) Полезное значение вирусов (доклады, сообщения в формате опережающего обучения). Тезисы.
Ученик 1: Вирусы используются в генной инженерии и биотехнологии, бактериофаги используют против бактерий, вызывающих заболевания (чума, холера, брюшной тиф), правда с использованием антибиотиков, надобность в таких вирусах отпадает. В каких случаях может положительно использоваться вирус?
Ученик 2:
В 50-х годах 20 века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус. Есть вирусы, уничтожающие гусениц и жуков, поедающих полезные листья.
Ученик 3:
На самом деле вирусы могут не только вызывать различные заболевания. Вирусы – это неотъемлемая часть эволюционного развития человека. Есть особый тип вирусов человека – транспозоны, которые «дрессируют» нашу иммунную систему. Такой вид вируса человека передается только от родителей к детям. Им невозможно заразиться, наш иммунитет уже давно выработал к нему защиту. И именно благодаря наличию этих вирусов человека, наша иммунная система распознает иные виды вирусов человека и противостоит им.
3. Рефлексия урока
Демонстрация слайдшоу «Разнообразие вирусов».
На карточке 2 написать синквейн «Вирус». (Обобщение темы и выводы)
Чтение синквейнов выборочно.
Пример:
-
-
Существительное
-
Два прилагательных
-
Изложение темы тремя словами
-
Отношение к теме четырьмя словами
-
Синоним слова-сути темы
| -
Вирусы (Яд)
-
Простые и сложные
-
Вызывают различные заболевания
-
Защита организма – укрепление иммунитета
-
Паразит (облигатный)
|
Дом.задание. Сформулировать свою гипотезу появления вируса.