Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
На правах рукописи

ЛИТВИНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

У СУБЪЕКТОВ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.00.07 – педагогическая психология




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

МОСКВА - 2010

Работа выполнена на кафедре обще-профессиональных психологических дисциплин факультета психологии Национального института имени Екатерины Великой



Научный руководитель: доктор психологических наук

Шемет Ирина Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, доцент

Суворова Галина Андреевна
кандидат психологических наук

Басин Максим Александрович
Ведущая организация Российский государственный

социальный университет


Защита диссертации состоится «15» ноября 2010 г. в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д.212.154.04 при Московском педагогическом государственном университете по адресу:

109172, г. Москва, Новоспасский пер., дом 3, корп. 3, аудитория 314.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу:

119992, г. Москва, ул. Пироговская, д.1.
Автореферат разослан « »_________________2010г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Бусарова О.Р.



Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время спектр задач, исследуемых и решаемых педагогической психологией, заметно расширяется. Сегодня приоритетными задачами является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование специалиста, готового и умеющего компетентно и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Это обусловлено, в первую очередь, динамизмом современных общественных преобразований и развитием образования в сторону инновационности и вариативности. В связи с этим цель образовательного процесса предполагает наличие двух составляющих: государственного и частного заказов.

Государственный заказ ориентирован на установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того образовательного потенциала, который востребован в современном государстве от каждого человека.

Частный заказ есть осмысленный запрос самого человека (ученика, родителей) на формирование тех или иных образовательных компетенций. Этот заказ является наиболее сложным, т.к. запросы здесь строго персонифицированы. Как следствие, возникает необходимость введения в штатное расписание учебных заведений специалистов, в задачи которых входила бы работа по индивидуальным запросам обучающихся. Именно поэтому одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с появлением новых образовательных профессий. Так, в штат учебных заведений введена новая должность – тьютор (приказ Министерства Образования РФ № 22 от 28.05.2008 г.).

Тьютор (от английского «tutоr») – наставник, выступающий индивидуальным консультантом процесса развития растущего человека и осуществляющий следующие направления деятельности: координирующее, индивидуально-консультирующее, педагогическое, организационное.

Проблемой педагогической психологии является отсутствие психологического анализа деятельности тьютора с указанием определенного набора личностных качеств и способностей, необходимых для успешного осуществления этой деятельности.

Другой проблемой, актуальной для педагогической психологии и практики работы ВУЗов, является необходимость развития профессиональных компетенций студентов-психологов. Решение данного вопроса представляется достаточно важным, поскольку наталкивается на ряд противоречий. С одной стороны, это рассогласованность между теоретическими и практическими основами подготовки специалиста и отсутствие психологических рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. С другой стороны, - противоречие между требованиями профессии к специалисту и наличными профессиональными качествами выпускника.

Вопросы профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе его становления рассматривались в трудах: А.А. Деркача [47], Л.М.Митиной [91], Ю.П. Поваренкова [107], Н.С. Пряжникова [109], В.Д. Шадрикова [161]; - развитие общей теории профессионализации: В.А. Бодров [16], Е.А.Климов [64], Э.Ф. Зеер [58], А.К. Маркова [89]; - вопросы профессионального становления психолога: - А.Г Асмолов [8], А.В. Петровский [104], В.А. Петровский [105], Е.С. Романова [129], В.И. Слободчиков [137], Д.И. Фельдштейн [151], И.С. Якиманская [173] и др.

Но в этих работах не рассмотрен вопрос изучения психологических закономерностей применительно к технологии тьюторской деятельности, как наиболее полно отвечающей современным требованиям форме практической подготовки студентов.

Таким образом, недостаточная изученность проблемы практической подготовки специалиста, с одной стороны, и объективная потребность, теоретического обоснования психологических закономерностей развития профессионально важных и личностных качеств у субъектов тьюторской деятельности с другой, определили актуальность данного диссертационного исследования и обусловили выбор соответствующей темы: «Развитие личностных и профессиональных качеств у субъектов тьюторской деятельности».



Цель исследования: создание и экспериментальная проверка технологии тьюторской деятельности студентов в вечерней школе.

Объект исследования: субъекты тьюторской деятельности: студенты-психологи и учащиеся вечерней школы.

Предмет исследования: развитие личностных и профессиональных качеств субъектов тьюторской деятельности.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретико-методологические положения, составляющие основу тьюторской деятельности. Провести психологический анализ деятельности тьютора.

2. Разработать технологию тьюторской деятельности студентов в вечерней школе, направленную на развитие профессиональных и личностных качеств студентов и учащихся.

3. Провести анализ технологии тьюторской деятельности студентов в вечерней школе с позиции интегративного подхода.

4. Осуществить экспериментальную проверку степени влияния тьюторской деятельности на развитие личностных и профессионально важных качеств студентов и учащихся вечерней школы.

5. Выявить основные психологические закономерности развития личностных и профессионально важных качеств субъектов тьюторской деятельности.



Гипотезы исследования:

1. Тьюторская деятельность является эффективным способом развития профессиональных качеств студентов-психологов.

2. Тьюторское сопровождение учащихся вечерней школы является эффективным способом коррекции социальной дезадаптации.

3. Степень развития профессиональных компетенций студентов-психологов зависит от исходного уровня эмоционально-волевой устойчивости.



4. Эффективность тьюторского сопровождения зависит от степени близости уровней интеграции психики тьютора и подопечного.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные идеи становления профессиональной компетентности специалиста (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, И.С. Шемет и др.), концептуальные положения о взаимовлиянии субъектов образовательного процесса (А. Бандура, А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Л.И. Уманский и др.), концептуальные и методологические основания тьюторской деятельности (Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования, среди которых: теоретический анализ проблемы, психодиагностические методы, метод экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперименты, кластерный анализ, методы статистической обработки данных.

Научная новизна работы: в диссертационном исследовании впервые предпринята попытка применения технологии тьюторской деятельности к практической подготовке студентов-психологов, проведен психологический анализ тьюторской деятельности, разработана и экспериментально доказана эффективность технологии тьюторской деятельности как формы развития профессиональных компетенций студентов-психологов в ходе производственной практики. Теоретически обоснована и экспериментально проверена многоуровневая система взаимодействия субъектов тьюторской деятельности. Выделены психологические закономерности развития личностных и профессиональных качеств субъектов тьюторской деятельности в соответствии с их исходным уровнем интеграции психики.

Теоретическое значение работы определяется вкладом в разработку психологических основ тьюторской деятельности с позиции компетентностного подхода к подготовке специалиста, а именно:

  1. Раскрыты особенности теоретико-методологической основы технологии тьюторской деятельности студентов с учащимися вечерней школы как формы профессионального развития специалиста психологического профиля.

  2. Проведен психологический анализ специфики тьюторской деятельности применительно к учащимся вечерней школы.

  3. Выявлены основные психологические закономерности развития профессиональных компетенций студентов-психологов, влияющих на эффективность тьюторской деятельности.

Практическое значение работы: разработана и апробирована технология тьюторской деятельности как форма производственной практики студентов-психологов; разработана программа подготовки тьюторов, учитывающая психологические особенности студентов. Результаты данной работы можно использовать в практической подготовке студентов-психологов, а также в организации психолого-педагогического сопровождения учащихся.

На защиту выносится:

1.Технология тьюторской деятельности студентов в вечерней школе, цель которой – развитие профессиональных компетенций студентов-психологов и интегративное развитие учащихся.

2. Результаты экспериментальных исследований тьюторской деятельности студентов в вечерней школе, выраженные в следующем:


  • Тьюторская деятельность является эффективным способом развития профессиональных качеств студентов-психологов.

  • Тьюторское сопровождение учащихся вечерней школы является эффективным способом коррекции социальной дезадаптации.

  • Развитие профессиональных компетенций студентов-психологов прямо зависит от исходного уровня эмоционально-волевой устойчивости.

  • Эффективность тьюторского сопровождения зависит от степени близости уровней интеграции психики тьютора и подопечного.

  • Технология тьюторской деятельности студентов в вечерней школе является интегративной, так как приводит к интегративному развитию всех субъектов деятельности.

Апробация исследования:

Основные выводы и результаты исследования докладывались на:

- I, II и III Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (г. Серпухов, июль 2007, 2008, 2009 гг.);

- Заседании в Академии психологических и социальных наук «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода» (г. Москва, 2008 г.);

- Международном Конгрессе «Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества» (г. Кострома, 2008г.);

- Региональной конференции «Современные модели помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» (г. Серпухов, 2008г);

- II Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» в ГУ ВШЭ (Москва, 2008г);

- IV Всероссийской конференции научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2009г.);

- Городской конференции «Создание системы непрерывного образования» (Серпухов, 2009г.);

- V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 2010);

- VI научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (Москва, 2010 г.).

По материалам диссертации имеется 18 публикаций (1 – в журнале, рекомендованном ВАК РФ), общим объемом – 5,6 п.л.



Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 184 наименования, из них 5 на английском языке. Объем основного текста 197 страниц. Работа содержит 31 таблицу, 23 рисунка.
Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы и определены основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов в практику.

В первой главе «Теоретико-методологические основы тьюторской деятельности» представлен психологический анализ тьюторской деятельности.

Тьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению и координированию индивидуальных образовательных задач учащегося с учетом его психологических особенностей и социального опыта. Субъектами тьюторской деятельности являются тьютор и учащийся.

Анализ теоретических аспектов тьюторской деятельности позволил установить, что данная деятельность представляет собой многоуровневую систему взаимодействия и взаимовлияния субъектов образовательного процесса.

Авторы, занимающиеся разработкой теории тьюторского сопровождения, отмечают следующие преимущества тьюторства перед привычной системой сопровождения:


  1. Возможность практического осуществления индивидуального подхода к каждому ученику;

  2. Ученик во взаимодействии с тьютором образует для себя новый тип учения, согласованного и подчиненного его индивидуальной образовательной деятельности;

  3. Расширение образовательного пространства учащихся как пространства пробы себя, своих возможностей;

  4. Вариативность образования, возможность выбора его уровня в соответствии с интеллектуальными возможностями, способностями и профессиональной ориентацией учащихся;

  5. Развитие познавательной активности, как учеников, так и тьюторов.

На основании этого, были определены место, содержание и задачи тьютора в современной образовательной среде:

  • обеспечение успешной социализации;

  • решение проблем выбора дальнейшего профессионального маршрута;

  • формирование способностей к личностному саморазвитию;

  • коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

  • решение проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Сравнительный анализ деятельности тьютора и других участников учебного процесса показал, что деятельность тьютора принципиально отличается от существующих в школе педагогических позиций: более широким спектром деятельности (сочетает в себе функции воспитателя, педагога, психолога, менеджера); построением индивидуальной образовательной программы на основе интереса учащегося; инициированием образовательной траектории со стороны ученика; развитием познавательной активности, как ученика, так и тьютора; преобладающей организаторской ролью над образовательной.

Рассмотрение компонентов тьюторской деятельности проводилось с позиции функциональной системы деятельности, разработанной в рамках концепции системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова. Это позволило выделить ряд специфических составляющих психологической системы тьюторской деятельности (рис.1), среди которых важное место занимают профессионально важные качества тьютора.



Программа

Принятие решений

Принятие решений


ПВК (компетенции)

Мотивы

Информационная основа

Рисунок 1. Структура тьюторской деятельности с позиции деятельностного подхода
В рамках данной системы взаимодействие тьюторов и учащихся рассматривается одновременно как социальное, психологическое и педагогическое. Основные преимущества взаимодействия в этом случае заключаются в возможности приобщения ученика к мотивационно-смысловой сфере деятельности, в обсуждении и реализации его собственной образовательной траектории.

Особенности психологического развития в ходе реализации совместной деятельности тьютора и подопечного рассматривались с позиции интегративного подхода И.С. Шемет.

Исследование показало, что профессиональную компетентность тьютора следует рассматривать, как единство теоретической и практической готовности и способности студентов старших курсов квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Тьюторская деятельность за счет расширения форм работы позволяет более качественно осуществлять подготовку студентов.

Таким образом, анализ особенностей тьюторской деятельности позволил определить место, содержание и задачи тьютора в современной образовательной среде, раскрыл возможности применения тьюторской технологии в современном учебно-воспитательном процессе, с учетом индивидуального запроса обучающегося и особенностей психологического взаимодействия тьюторов и учеников, а также позволили учесть особенности тьюторской деятельности при ее конструировании.



Вторая глава «Технология тьюторской деятельности студента в вечерней школе» включает описание специфики учебно-воспитательного процесса в вечерней школе, исследование психологических качеств учащихся, разработку технологии тьюторской деятельности, а также анализ данной технологии с позиции интегративного подхода.

В ходе эмпирического исследования учащихся выяснили, что учебно-образовательный процесс в вечерней школе имеет ряд особенностей: организационно-педагогические условия обучения, психологические особенности контингента. Кроме того, были выявлены следующие психологические проблемы контингента: социальная дезадаптация; низкий уровень коммуникативной компетентности и мотивации к обучению; высокий уровень конфликтности и агрессивности; рассогласованность целей и мотивов будущей профессиональной деятельности с имеющимся уровнем развития личностных качеств. Эти особенности и проблемы были приняты во внимание при разработке технологии тьюторской деятельности студентов в вечерней школе. Субъектами тьюторской деятельности выступали: тьютор (студент-психолог, проходящий практику в образовательном учреждении); подопечный (учащиеся вечерней школы); координатор (преподаватель вуза, курирующий практику студентов). Содержание деятельности тьютора заключалось в психолого-педагогическом сопровождении, а также индивидуальном и групповом консультировании учащихся вечерней школы.

Технология тьюторской деятельности со школьниками реализовывалась в форме тьюторских встреч, которые включали: групповое консультирование и индивидуальное. Подбор тьюторских групп осуществлялся с учетом психологических особенностей субъектов на основе данных психодиагностики. Технология тьюторской деятельности со студентами предполагала участие куратора, как координатора проекта. Работа координатора – консультации тьюторов и особо сложных подопечных, организация тематических семинаров по актуальным проблемам тьюторства, а также супервизорская практика.

Анализ технологии тьюторской деятельности с позиции интегративного подхода позволил признать данную технологию интегративной.

Исследование, проведенное в данной главе, легло в основу экспериментальной работы по оценке эффективности и исследованию психологических закономерностей тьюторской деятельности студентов в вечерней школе.

Третья глава «Экспериментальное исследование психологических закономерностей тьюторской деятельности».

Экспериментальное исследование было направлено на изучение психологических закономерностей развития личностных и профессиональных качеств субъектов тьюторской деятельности и включало в себя проведение двух самостоятельных экспериментов: исследование динамики изменения психологических характеристик учащихся вечерней школы и исследование развития профессионально важных качеств студентов-психологов в тьюторской деятельности.

Студенты и школьники были объединены в четыре группы, две контрольные и две экспериментальные. Экспериментальные группы студентов и школьников в течение учебного года реализовывали тьюторскую технологию. Контрольные – взаимодействовали в ходе обычной практики студентов, предусмотренной программой.

Первый эксперимент, проходивший на базе вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1 г. Серпухова был направлен на исследование динамики изменения психологических характеристик учащихся. В исследовании принимали участие учащиеся четырех 9-х классов (9а, 9б – экспериментальная группа, 9в, 9г – контрольная группа).

Целью этой части исследования была проверка действенности системы тьюторского сопровождения студентами учащихся вечерней школы. Эксперимент реализовывался по классической схеме «тест-воздействие-ретест». Выбор критериев психологической оценки учащихся основывался на результатах предварительного исследования, описанного во второй главе данной работы.

Рабочая гипотеза исследования состояла в том, что технология тьюторской деятельности положительно влияет на развитие у школьников следующих психологических качеств: уровня социальной адаптации, коммуникативной компетентности, учебной мотивации и учебной активности, мотивации к профессиональному самоопределению.

Вначале статистически была доказана исходная однородность экспериментальных и контрольных групп школьников по определенным показателям. Полученные в ходе первого среза психодиагностического исследования учащихся данные, были проинтерпретированы с позиции концепции интеграции психики И.С. Шемет. В результате было установлено, что исходный уровень интеграции психики учащихся контрольной и экспериментальной групп на эмоциональной, мыслительной, социальной и сознательной стадиях находится на относительно низком уровне (рис. 1).

Рисунок 1. Исходный уровень интеграции психики у учащихся контрольной и экспериментальной групп


Таким образом, первый срез психологической диагностики, показав исходную однородность экспериментальной и контрольной групп школьников по всем выбранным показателям, позволил выявить проблематику в уровне проявления отдельных психологических показателей. В частности, это касается уровня коммуникативной компетентности; уровня учебной мотивации и учебной активности, личностной тревожности, а также в рассогласованности выбора основных профессиональных интересов со сферой будущей профессиональной деятельности. На основании этого, возникает необходимость проведения дополнительной работы по психолого-педагогическому сопровождению данной категории учащихся, в качестве которой рассматривалась технология тьюторской деятельности.

По истечению учебного года, школьники обеих групп были подвергнуты повторной диагностике.

Анализ результатов тьюторского сопровождения студентами учащихся вечерней школы позволил выявить положительную динамику в развитии у учащихся экспериментальной группы следующих психологических качеств:


  1. В уровне социальной адаптации учащихся (снижение уровня дезадаптированных учащихся на 24%);

  2. На двух уровнях коммуникативной компетентности учащихся экспериментальной группы и отсутствие данных показателей в контрольной группе;

  3. По уровням учебной мотивации (изменения в экспериментальной группе отмечены практически по всем параметрам, за исключением одного - потенциала учебной активности);

  1. По всем группам профессиональных интересов (снижение степени рассогласованности между личностными возможностями и профессиональными мотивами учащихся. В контрольной группе не было установлено ни одного статистически значимого изменения в определяемых факторах.).

Полученные в ходе второго среза психодиагностического исследования школьников данные, были также проинтерпретированы с позиции концепции интеграции психики И.С. Шемет. В результате проведенного эксперимента было установлено, что уровень интеграции психики у учащихся экспериментальной группы на эмоциональной и социальной стадиях статистически значимо отличается от уровня интеграции психики у учащихся контрольной группы на аналогичных стадиях и находится на среднем уровне (рис. 2). Разница в изменении уровня интеграции психики на мыслительной и сознательной стадиях в обеих группах статистически не значима.

Рисунок 2. Уровень интеграции психики у учащихся контрольной и экспериментальной групп по завершению эксперимента


Указанные различия в результатах между экспериментальной и контрольной группой позволяет расценивать технологию тьюторской деятельности в качестве действенной методики психолого-педагогического сопровождения учащихся, обеспечивающей заметное повышение уровня социальной адаптации школьников.

Второй эксперимент, проходивший на базе факультета психологии Серпуховского филиала АНО ВПО «Национальный институт им. Екатерины Великой» состоял в выявлении психологических закономерностей формирования профессионально важных качеств студентов-психологов в ходе тьюторской деятельности.

В качестве испытуемых выступили студенты четвертого курса факультета психологии. Экспериментальная группа состояла из 23 человек. Контрольная группа - 25 человек.

При выборе контрольной и экспериментальной групп мы исходили из того, что существует важная для деятельности информация, реализация которой становится доступной только на определенных уровнях подготовки (В.Д. Шадрикова). Именно поэтому, в нашем случае, целесообразно в качестве тьюторов привлекать студентов старших курсов, а именно четвертого, так как к этому времени, они получают до 85% информации, предусмотренной программой обучения. Кроме того, к этому времени у них сформировалась основная теоретическая база и имеется опыт практической подготовки.

Целью этой работы было выявление психологических закономерностей развития личностных и профессионально важных качеств у студентов-психологов в тьюторской деятельности.

Рабочая гипотеза эмпирического исследования состояла в том, что наблюдаемые изменения в развитии профессионально важных качеств у студентов экспериментальной группы вызваны тьюторской деятельностью, которая рассматривалась как фактор воздействия на участников эксперимента.

Под профессионально важными качествами психолога, согласно концепции В.Д Шадрикова, мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее освоения. Исходя из этого, вначале эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп был выявлен исходный уровень сформированности психологических качеств, составляющих основу профессиональных компетенций: эмпатия, коммуникативная компетентность, толерантность, эмоционально-волевая устойчивость, интернальность, способность к самоконтролю и саморегуляции.

Первый срез психологической диагностики показал исходную однородность экспериментальной и контрольной групп студентов по всем выбранным показателям и позволил выявить уровень развития профессионально важных качеств. В частности, на начало эксперимента у студентов обеих группы отмечался низкий уровень проявления эмпатических способностей, общей интернальности, а также интернальности в области неудач и производственных отношений; средний уровень в проявлении толерантности в общении и коммуникативной компетентности.

Эти же данные были проинтерпретированы с позиции концепции интеграции психики И.С. Шемет. По результатам данной интерпретации было установлено, что исходный уровень интеграции психики у студентов контрольной и экспериментальной групп на эмоциональной, мыслительной, социальной и сознательной стадиях находится на среднем уровне (рис. 3).


Рисунок 3. Исходный уровень интеграции психики у студентов контрольной и экспериментальной групп


После прохождения программы предварительной подготовки тьюторов (данная программа, согласно теории системогенеза деятельности включала определенные структурно связанные этапы, определяемые психологической спецификой решаемых психологических задач), представленной во второй главе данного диссертационного исследования, студенты экспериментальной группы осуществляли тьюторскую деятельность со своими подопечными (учащимися экспериментальной группы) в течение учебного года. Формирующий эксперимент в группах студентов проводился по классической схеме «тест-воздействие-ретест».

Студенты контрольной группы взаимодействовали с учащимися контрольной группы по установленной программе производственной практики в течение двух месяцев учебного года.

По завершению эксперимента студенты экспериментальной и контрольной групп были подвергнуты повторной диагностике по тем же методикам. Полученные результаты анализировались с целью доказательства адекватности технологии тьюторской деятельности решаемым задачам. При этом для выявления статистически значимых различий принимались во внимание особенности измерения и применяемые шкалы в различных тестах.

Статистический анализ результатов второго среза (табл. 1), позволил сделать вывод о существенном влиянии тьюторской деятельности на студентов экспериментальной группы в формировании таких профессионально важных качеств:



  1. Интернальность: общая, в области достижений, в производственных отношениях, в области межличностных отношений (методика «УСК» Дж. Роттера);

  2. Эмоционально-волевая устойчивость (методика Р. Кеттелла);

  3. Толерантность (методика В.В. Бойко);

  4. Эмпатия (методика В.В. Бойко).

Таблица 1

Итоговая таблица проверки гипотез о значимости различий между первым и вторым срезом в студенческих группах



Примечание: «плюс» - есть значимое различие на уровне α;

«минус» - нет значимого различия на уровне α.
Изменения указанных качеств не удалось выявить в ходе проведения традиционной практики студентов контрольной группы. Таким образом, можно считать, что тьюторская деятельность положительно сказалась на развитии у студентов-тьюторов следующих профессиональных качеств: толерантность, эмпатия, интернальность и эмоционально-волевая устойчивость. Последнее рассматривается как подтверждение рабочей гипотезы.

Эти же данные были проинтерпретированы с позиции концепции интеграции психики И.С. Шемет. По результатам данной интерпретации было установлено, что в результате тьюторской деятельности у студентов экспериментальной группы, в отличии от студентов контрольной группы повысился уровень интеграции психики на эмоциональной, мыслительной, социальной и сознательной стадиях (рис. 4).

Рисунок 4. Уровень интеграции психики у студентов контрольной и экспериментальной групп по завершению эксперимента

Для выявления психологических закономерностей тьюторской деятельности был проведен анализ экспериментальных данных, который позволил ответить на два вопроса:


  1. Почему одни тьюторы показали более высокие результаты в развитии ПВК, чем остальные?

  2. Чем объясняется более высокий уровень развития одних подопечных по сравнению с другими?

Для ответа на эти вопросы по результатам формирующего эксперимента была выделена подгруппа студентов, у которых отмечались наиболее высокие абсолютные приросты развития профессиональных компетенций, показателей уровней эмпатии, толерантности и коммуникативной компетентности. Выделение осуществлялось путем ранжирования студентов по величинам абсолютных приростов по указанным выше показателям и проверкой степени их согласованности с использованием коэффициента конкордации Кендалла.

Анализ причин отмеченного эффекта показал, что в большей степени уровень развития ПВК зависит от исходного уровня эмоционально-волевой устойчивости студентов, выявленного по методике Р. Кеттелла на первом этапе исследования. Для подтверждения этого, было осуществлено ранжирование студентов по сумме стенов параметров, определяющих уровень их эмоционально-волевой устойчивости. Студенты, получившие наибольшие суммы, заняли места в первой десятке по этому признаку (табл.2).

Таблица 2

Фрагмент таблицы ранжировки студентов по уровню эмоционально-волевой устойчивости (по методике Кеттелла)




Этот вывод подтверждается установлением связи между итоговым уровнем сформированности ПВК и исходным уровнем эмоционально-волевой устойчивости на начальном этапе. С помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена средняя степень статистически значимой связи между этими параметрами (значение коэффициента корреляции τ=0,67 при уровне значимости α<0,01). Таким образом, есть основание считать данную связь закономерностью, выражающуюся в том, что у студентов с более высоким уровнем эмоционально-волевой устойчивости на начальной стадии следует ожидать и более высоких уровней прироста профессионально важных качеств.

Опираясь на теорию системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова, согласно которой в процессе практического освоения профессиональной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры деятельности субъекта, что приводит в свою очередь к повышению результативности труда, была проведена групповая экспертиза по оценке степени наблюдаемого изменения в уровнях сформированности профессионально важных качеств у студентов-тьюторов. Опираясь на высокую степень согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации Кендалла W=0,86, при значимости его на уровне менее 0,01), была получена итоговая экспертная ранжировку. Эта ранжировка сравнивалась с ранжировкой, полученной по результатам психодиагностического исследования уровня сформированности ПВК. По коэффициенту корреляции Спирмена (τ=0,71 при уровне значимости менее 0,01), была констатирована высокая степень совпадения мнений экспертов (экспертиза) и объективных данных (эксперимент). Такое совпадение сделало обоснованным включение студентов с высоким рейтингом в состав успешной группы тьюторов.



Для выяснения причин более высоких приростов развития профессионально важных качеств у «успешных» студентов-тьюторов были еще раз проанализированы данные, полученные при первом срезе психодиагностического исследования студентов. Было установлено, что студенты-тьюторы, показавшие наибольший скачок в развитии профессионально важных качеств, обладают и более высоким базовым уровнем эмоционально-волевой устойчивости (определяемым по методике многофакторного исследования личности Р.Кеттелла). В соответствии с концепцией интеграции психики И.С. Шемет, показатель эмоционально-волевой устойчивости соотносится с высокими показателями интеграции психики на эмоциональной стадии и определяет развитие других уровней интеграции. Проведенный анализ на базе данной концепции позволил определить, что студенты «успешной» группы отличаются от остальных только базовым уровнем интеграции психики на эмоциональной стадии. Данный факт можно рассматривать в качестве следующей психологической закономерности: интенсивность развития таких профессионально важных качеств психолога как: толерантность, эмпатия, коммуникативная компетентность, - зависит от исходного уровня интеграции психики на эмоциональной стадии.

На основе полученной закономерности можем сделать вывод, что исходный уровень эмоционально-волевой устойчивости является фактором, определяющим успешность развития профессионально важных качеств у студентов-психологов.

Аналогичные исследования были проведены в отношении учащихся, подопечных тьюторов. Так, для выяснения причин более высоких уровней развития одних подопечных по сравнению с другими по показателям социальной и коммуникативной компетентности, было проведено сравнение их базовых уровней интеграции психики. Хотя здесь и не было отмечено статистически значимых различий, но обращено внимание на то, что наиболее успешными оказались только некоторые из подопечных тьюторов. На этой основе, предположили, что существует зависимость между уровнями интеграции психики тьютора и его подопечного. Для проверки данного предположения с помощью кластерного анализа было проведено сравнение базовых уровней интеграции психики тьюторов и их подопечных. Это сравнение показало, что наиболее весомые сдвиги в развитии социальной и коммуникативной компетенции наблюдались у тех учащихся, чей базовый уровень интеграции психики на эмоциональной, мыслительной социальной и сознательной стадии был близок к базовому уровню развития тьютора на аналогичных стадиях. На этой основе была выделена следующая закономерность: повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности учащихся вечерней школы зависит от близости уровней интеграции психики тьютора и подопечного.

Учет выявленных закономерностей позволит в дальнейшем подбирать тьюторов и подопечных с учетом базового уровня интеграции психики на различных стадиях, что обеспечит в дальнейшем большую эффективность тьюторской деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.

По результатам исследования представлены рекомендации по практическому внедрению тьюторской технологии.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы.

В диссертационном исследовании конкретизировано определение тьюторской деятельности применительно к современным требованиям.

1.Теоретически обоснована и экспериментально проверена многоуровневая система взаимодействия субъектов тьюторской деятельности. Субъектами тьюторской деятельности являются тьютор и учащийся. Цель деятельности тьютора – обеспечение системного индивидуального сопровождения учащихся на основе личного контакта и влияния. Главная особенность тьюторской деятельности, в отличие от других педагогических профессий, заключается в недирективном и вариативном взаимодействии с учащимся, большей инициативе и свободе учащегося.

2. Рассмотрение компонентов тьюторской деятельности проводилось с позиции функциональной системы деятельности, разработанной в рамках концепции системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова. Это позволило выделить ряд специфических составляющих психологической системы тьюторской деятельности. Мотивы деятельности тьютора – потребности личности, интересы профессионального совершенствования; цель деятельности тьютора – обеспечение системного индивидуального сопровождения учащихся на основе личного контакта и влияния. Вследствие этого структура профессионально важных качеств тьютора должна включать коммуникативную компетентность, эмоционально-волевую устойчивость, эмпатию и толерантность. Эти профессионально важные качества тьютора соответствуют профессиональным компетенциям студента-психолога, что позволяет рассматривать тьюторскую деятельность как особую психолого-педагогическую форму и средство реализации компетентностного подхода в практической подготовке психологов высшей квалификации. На этой основе разработана технология тьюторской деятельности студентов в вечерней школе, которая имела двоякую цель: развитие профессиональных компетенций студентов-психологов и интегративное развитие учащихся.

3.Экспериментально доказана эффективность технологии тьюторской деятельности как формы развития таких профессионально важных компетенций студентов как: толерантность, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость. Это позволяет рекомендовать данную технологию как форму производственной практики студентов-психологов.

4.Содержание тьюторской деятельности в значительной степени определяется спецификой учащихся. Особенность учащихся вечерней школы заключается в низком уровне интеграции психики. Отсюда следует, что деятельность тьютора в вечерней школе должна быть направлена на интегративное развитие учащихся. Реализация технологии тьюторской деятельности в вечерней школе привела к статистически значимому изменению в уровне социальной адаптации учащихся вечерней школы, их коммуникативной компетентности, учебной мотивации и учебной активности, а также уменьшению рассогласованности между профессиональными интересами и сферой будущей профессиональной деятельности.

5.Установлены две закономерности, соответствующие концепции интеграции психики. Первая состоит в том, что наибольшее влияние на развитие основных профессиональных компетенций студентов оказывает исходный уровень их эмоциональной устойчивости. Вторая - интенсивность повышения уровня социальной и коммуникативной компетентности учащихся вечерней школы зависит от близости базовых уровней интеграции психики тьютора и подопечного.

6.Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать вывод о том, что тьюторская деятельность, организованная по разработанной технологии с учетом выявленных закономерностей, развивает и тьютора, и учащегося, причем это развитие является интегративным.



Основное содержание работы изложено в следующих публикациях (общий объем – 5,6 п.л.):

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Литвинова Т.В. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся вечерней школы. // Вестник Костромского Государственного университета



им. Н.А. Некрасова – серия: Акмеология образования – Кострома, -2008. – т.14. – с.214-218. - 0,3 п.л.

Публикации в других изданиях:



  1. Литвинова Т.В., Шемет И.С. Тьюторская деятельность как форма практической подготовки студентов-психологов//Материалы VI науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г. – М., 2009. – с.225-227. - 0,4 п.л.(Авторский вклад 0,3 п.л.).

  2. Густова Л.В. Литвинова Т.В. Шемет И.С. Технология тьюторства с позиции концепции интеграции психики//Вестник интегративной психологии. – Ярославль; М., 2009. – с. 81-82. – 0,3 п.л. (Авторский вклад 0,2 п.л.).

  3. Литвинова Т.В., Шемет И.С. Развитие профессиональных компетенций студентов-психологов в процессе тьюторской деятельности. // Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов III Междунар. науч.-практ. конф., Серпухов, 29 июня-3 июля 2009 г. – Серпухов, 2009. - ч.2. - с. 54-56.- 0,3 п.л.(Авторский вклад 0,2 п.л.).

  4. Литвинова Т.В., Алексеев С.И. Методы обработки результатов экспериментального исследования психологических аспектов тьюторской методики. // Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов III Междунар. науч.-практ. конф., Серпухов, 29 июня-3 июля 2009 г. – Серпухов, 2009. - ч.2.- с. 13-15.- 0,3 п.л.(Авторский вклад 0,2 п.л.).

  5. Литвинова Т.В., Евдокимова О.А., Моисеева Н.В. Модель психолого-педагогического взаимодействия в системе непрерывного образования.// Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов III Междунар. науч.-практ. конф., Серпухов, 29 июня-3 июля 2009 г. – Серпухов, 2009. - ч.1.- с. 90-93.- 0,3 п.л.(Авторский вклад 0,2 п.л.).

  6. Литвинова Т.В. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.//Развитие региональной системы непрерывного образования: материалы науч.-практ. семинара, Серпухов, 21 мая 2009г. – Серпухов, МОУ «ИИФ», 2009. – с.74-78. – 0,4 п.л.

  7. Литвинова Т.В., Зиновенков А.А. Психологический портрет учащегося вечерней школы.// Сборник тезисов докладов II Междунар. науч.-практ. конф учащихся и студентов, Серпухов, 6-7 февраля 2009 г. – Серпухов, 2009. – с. 339-342.- 0,3 п.л.(Авторский вклад 0,2 п.л.).

  8. Литвинова Т.В. Технология тьюторства в построении индивидуальной образовательной траектории учащихся вечерней школы. //Психология индивидуальности: материалы II Всероссийской науч. конф. Москва, 12-14 ноября 2008 г. – М., изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.–с.211-214. - 0,2 п.л.

  9. Литвинова Т.В. Психологические особенности учащихся вечерних школ. // Современные модели помощи семье и детям, находящимся в сложной жизненной ситуации: сборник трудов науч.-практ. конф., 30 октября 2008 г. – Серпухов, 2008. - с. 68-75. - 0,3 п.л.

  10. Литвинова Т.В. Особенности технологии психологического сопровождения в системе «Школьник-тьютор»// Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры: материалы Междун. конгр., Кострома, 17-18 октября 2008 г. – М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – с.211-214. - 0,2 п.л.

  11. Литвинова Т.В., Алексеев С.И. «Компьютерная психология» и математика// Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов II науч.-практ. конф., 30 июня-4 июля 2008 г. – Серпухов, 2008. - с. 319-322. - 0,3 п.л.(Авторский вклад 0,2 п.л.).

  12. Литвинова Т.В. Технология работы тьютора с дезадаптированными подростками// Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов II науч.-практ. конф., 30 июня-4 июля 2008 г. – Серпухов, 2008. - с. 348-350.- 0,2 п.л.

  13. Литвинова Т.В. Технология тьюторства в психологическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся вечерней школы // Екатерининские чтения VII: Современное высшее образование в России: качество, традиции, перспективы развития: материалы VII науч.-практ. конф., Москва 24 апреля 2008 г. – М.: Изд. НИЕВ, 2008. - с.80-81.- 0,3 п.л.

  14. Литвинова Т.В., Фалка А.А. Психологическая предрасположенность к лживости у подростков// Сборник тезисов докладов науч.-практ. конф. Научных обществ учащихся. Серпухов 8-9 февраля 2008 г. – Серпухов, 2008. – с.123-126. - 0,4 п.л. (Авторский вклад 0,3 п.л.).

  15. Литвинова Т.В., Гаврик Е.В. Реализация программы психологического сопровождения выбора профиля дальнейшего обучения, как залог успешной психологической адаптации школьни-ков к современным условиям жизни// Сборник тезисов докладов науч.-практ. конф. Научных обществ учащихся. Серпухов 8-9 февраля 2008 г. – Серпухов, 2008. – с.91-94.- 0,3 п.л. (Авторский вклад 0,2 п.л.).

  16. Литвинова Т.В., Емельянова Е.Я. Психологические аспекты развития мотивации к профессиональному самосовершенствованию. // Сборник трудов II межрегиональной науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов «Южное Подмосковье» - Серпухов, 2008 г. – с.325-330.- 0,4 п.л. (Авторский вклад 0,3 п.л.).

  17. Литвинова Т.В. Использование информационных технологий в психологической адаптации школьников к современным условиям жизни через реализацию программы по профессиональному самоопределению личности.// Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборник трудов I Международ. науч.-практ. конф., 30 июня-4 июля 2007 г. – Серпухов, 2007. С. 62-67.- 0,4 п.л.




Развитие личностных и профессиональных качеств у субъектов тьюторской деятельности 19. 00. 07 педагогическая психология

Работа выполнена на кафедре обще-профессиональных психологических дисциплин факультета психологии Национального института имени Екатерины Великой

320.55kb.

10 10 2014
1 стр.


Педагогическая психология

Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Педагогическая психология»

181.01kb.

01 10 2014
1 стр.


Вопросы для зачета по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача

17.43kb.

01 10 2014
1 стр.


Семинар Имиджмейкинг Основные имиджевые характеристики, основные черты имиджа

Во-первых, он базируется на ментальном потенциале конкретного человека, ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств

524.14kb.

12 09 2014
4 стр.


Педагогическая практика в школе 3 4 Педагогика и психология 05070665 Педагогическая практика в колледже

Педагогическая практика в специальных образовательных учреждениях

11.9kb.

15 09 2014
1 стр.


Лекции по педагогической психологии Педагогическая психология возникла: а в начале XIX в, в во второй половинеxix в

В работе с тестом см лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. М.: Логос, 2001. Часть Гл. 1, 2; Лекции по педагогической психологии

544.11kb.

25 09 2014
2 стр.


Роль личностных особенностей в профессиональной и социальной дезадаптации

Специальности: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

400.63kb.

09 09 2014
3 стр.


Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей 19. 00. 07 Педагогическая психология
469.3kb.

14 12 2014
2 стр.