Перейти на главную страницу
в дореволюционном российском обществе
Культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Национальная культура России является составной частью мировой культуры. Ее особенности проявляются в быту, укладе народной жизни, просвещении, творчестве в области литературы, музыки, искусства, философии, религии, политической жизни, науки.
Наука, как часть культуры, нуждается во взаимосвязи с другими источниками знаний и не может существовать только в рамках государственных границ. Развитие российской науки в XVIII в. опиралось на приобретенный в X-XVII вв. отечественный опыт усвоения обществом естественнонаучных и технических знаний через непосредственный опыт и осуществлялось во многом благодаря активной государственной политике (особенно Петра I) по восприятию западных научных традиций ускоренными темпами. Зарождение российских научных традиций в XVIII в. осложнялось негативным восприятием естественнонаучных знаний просвещенными слоями населения.
На развитии науки в России в первой половине XIX в. сказались глубокие социально-экономические противоречия того времени. Вызревание в недрах феодального строя капиталистических форм хозяйства создавало потребность более широкого изучения естественных ресурсов и их применения, а также развития научных знаний. Вместе с тем, относительно отсталая феодальная экономика России, которая тормозилась крепостническими отношениями, препятствовала развитию научных исследований, невозможных без материальной базы. В результате, отечественная наука, идя вровень или опережая мировую науку в теоретических разработках, серьезно отставала от нее в экспериментальных областях.
Начиная с 60-х гг. XIX в. на развитие отечественного естествознания оказывали воздействие быстрый экономический подъем пореформенной России и рост демократических настроений в обществе. Под влиянием общественно-политических и философских идей «революционной окраски» многие представители российской интеллигенции обратились к естественным наукам, где защита материалистических идей и учений сливалась с общественно-политической борьбой против самодержавия и крепостничества.
Бурный промышленный подъем 90-х гг. XIX в. в России обусловил острую потребность в прикладных разработках и приоритет в развитии техники над наукой.
Данное учебное пособие посвящено изучению роли, функционирования, особенностей науки и техники в дореволюционной России, которые следует рассматривать как часть мирового культурного наследия.
Подбор материала для учебного пособия осуществлен автором в соответствии с имеющейся литературой и архивными источниками. В работе использованы как тематические исследования по отдельным отраслям знаний, так и обобщающие отечественные и зарубежные работы о развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси в X- XVII вв., эволюции науки и техники в XVIII - начале XX вв.
Следуя общепринятой в истории науки и техники России классификации материал изложен в соответствии с такими отраслями знаний, как математика, механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биология, медицина.
Наличие фактического материала определило особенность структуры первой главы учебного пособия. Первая часть главы, посвященная складыванию гуманитарных начал просвещения на Руси в X-XVII вв., изложена в хронологическом порядке. Трудности в определении времени зарождения и рамок существования основных этапов в эволюции естественнонаучных и технических знаний Киевской Руси, феодальных княжеств, Московского государства обусловили тематический принцип построения второй, основной части первой главы. В нарушение общепринятой классификации астрономия, как выделившаяся в отрасль знаний ранее других, рассматривается в первую очередь. В соответствии со сложившейся на тот период практикой «механика» рассмотрена в разделе «физики». В пособии осуществлена попытка раскрыть процесс приобретения на Руси естественнонаучных и технических знаний в период относительной изоляции от арабской науки и греческой античной философии в X-XII вв., а также западноевропейского научного влияния - в XIII-XVII вв.
В учебном пособии не ставилась задача детально показать взаимосвязь отдельных элементов отечественной культуры, например, науки и религии. В X – XVII вв. рост грамотности и естественнонаучных представлений населения на Руси осуществлялся во многом благодаря усилиям служителей церкви по просвещению населения и переводу европейской богословской литературы, содержавшей здравые научные идеи в различных отраслях знаний. В работе не рассматриваются детально социально-экономические условия и политический строй на Руси в X-XVII вв., повлиявших на развитие просвещения и формирование естественнонаучных и технических представлений в стране, а лишь отмечается тесная взаимосвязь экономики, политики и культуры.
Вторая глава посвящена организации российской науки в XVIII в. усилиями зарубежных ученых и путем формирования собственного интеллектуального потенциала. В ней рассмотрен процесс создания единой системы светской школы и зарождения естественнонаучных и технических традиций в российском образовании в XVIII в. Организационные основы и направления научной деятельности в России в данный период показаны в ходе исследования вопросов создания и функционирования Академии наук и художеств, оценки зарубежного и российского научного потенциала, изучения начального процесса восприятия российским обществом западных научных традиций.
В третьей главе рассмотрен процесс развития естественнонаучных, зарождения и складывания инженерных традиций в российском высшем техническом образовании XIX – начала XX вв. Развитие гуманитарных традиций показано путем изучения механизма реализации принципов его преемственности, доступности, гуманного характера воспитания и сбалансированной профессиональной подготовки специалистов.
В главе проанализированы основные научные открытия по отраслям знаний. Процесс полноты восприятия научных знаний в российском обществе рассмотрен через участие государственных учреждений (с 1803 г. Императорской Академии наук, с 1836 г. С.- Петербургской Императорской Академии наук и ее комиссий, университетов, технических высших учебных заведений) и общественных организаций (кружков, научных обществ, журналов) в развитии отечественной науки в данный период.
История техники XIX в. рассмотрена на примере развития средств путей сообщения, преимущественно железнодорожного транспорта. В учебном пособии предпринята попытка проанализировать эффективность процесса взаимодействия зарубежных и отечественных технологий, осложненного чрезмерной бюрократической опекой российских чиновников. Наиболее пристальное внимание уделено исследованию «человеческого фактора» в технике, с помощью которого показаны гуманитарные начала инженерного искусства.
Глава завершается рассмотрением основных направлений исследований государственных и общественных организаций в развитии гуманитарных наук.
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лекционным и семинарским занятиям, посвященным развитию дореволюционной отечественной науки, как части раздела «культуры» курса «история отечества».
на Руси в X-XVII вв.
В процессе развития просвещения на Руси в X-XVII вв. основное внимание уделялось нравственным вопросам воспитания личности, что объяснялось сущностью византийской православной традиции. Как и христианская традиция в целом, смысл просвещения виделся в приобщении человека к богу, в наставлении его на путь спасения. Этого можно было достичь путем познания («умопостижения») и путем дел (образом жизни). На Руси до конца XVII в. преимущественное внимание уделялось второму пути.
Письменность на Руси существовала задолго до ее христианизации. Еще до появления рукописных книг славяне пользовались для письма и счета «чертами и резами». Однако следы древних славянских письмен пока не обнаружены. Во время пребывания в Херсонесе в 6О-е гг. IX в. византийский дипломат и славянский просветитель Кирилл познакомился с Евангелием, написанным по принципам славянского письма. В 862 г. моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые перевели бы книги, написанные на греческом языке. В дальнейшем болгары Кирилл и Мефодий усовершенствовали славянский язык.
В основу кириллицы был положен греческий алфавит с добавлением знаков для отсутствующих в греческом языке звуков: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. Древние русские книги написаны торжественным каллиграфическим почерком - уставом, но в обыденном письме применялось более простое начертание букв. Так, в 1949 г. под Смоленском был найден сосуд, датируемый началом X в. На сосуде было написано слово «горухща»( по другим источникам – «горушна»), что в переводе – «пряность». Это означало, что еще до христианизации в восточнославянской среде бытовало «письмо» и существовал славянский алфавит. Первоначальная летопись - «Повесть временных лет», составленная в Киеве около 1113 г. летописцем-монахом Нестором, содержит сведения более ранних киевских и новгородских летописей, исторических документов, народных преданий и сочинений византийских писателей. Во всех событиях летописец был сторонником сильной княжеской власти, в чем видел проявление божьей воли.
Период существования Киевского государств являлся, по сути, отрезком развития культуры, когда русские приняли христианство и обратились к Византии как религиозной, идеологической и в целом духовной модели общества. Уже в конце X - начале XI вв. Киев являлся одним из самых больших городов Европы, где было 400 церквей и восемь рынков. Русская православная церковь приняла самое деятельное участие в просвещении населения. А некоторые киевские князья, например, Ярослав Мудрый (1019-1054), собрали и организовали с помощью писцов перевод значительного количества книг с греческого на славянский, прочтя которые истинные верующие могли получить религиозное образование и научиться покаянию, мудрости, сдержанности. Таким образом, княжеской властью и церковью приветствовалось только то книжное просвещение, которое учило раскаянию и религиозным принципам. В этом смысле православная церковь была не одинока. В отдельных сочинениях католических монахов давался совет «отдыхать от огромного желания узнать», ибо в этом процессе заключено много иллюзий. А образ монаха-отшельника, живущего в ските и изолированного от влияния окружающего мира, был распространен как в Киевской Руси, так и в Западной Европе.
Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной. Педагогика «душевного строения» была направлена на то, чтобы наставить человека на истинный «путь» и не касалась его профессиональной подготовки. Однако действовавшая на Руси система обучения грамоте помогала не только познавать заповеди Иисуса Христа и соизмерять с ними свою жизнь, но и приобретать практические навыки, вести бытовую переписку.
Школы в современном понимании этого слова в древней Руси не существовали. Князь Владимир задумал вскоре после крещения последовать примеру греков и организовать школы. Летопись рассказывает, что он начал брать сынов «нарочитой чади» и отдавать их на книжное учение, но широко дело не пошло. При Ярославе Мудром Киев стал одним из признанных европейских центров культуры, а открытие школ приобрело большой размах. Так, в Новгороде начала работать школа, рассчитанная на 300 учеников. В древней Руси XIII- XV вв. была принята классно-урочная система преподавания. Учили чтению и письму по Часослову и Псалтырю с бесконечным повторением уже пройденного; а также церковному пению, счету (математике); а в старших классах - риторике, истории, богословию.
В подростковом возрасте мальчик знакомился с рукописным книжным словом. Так, один из ранних памятников письменности - Сийское Евангелие 1339 г. свидетельствует о том, что складывалась особая, московская школа письма. Объединение русских земель вокруг Москвы вызвало необходимость составления общерусского летописного свода. Авторы написанного в конце XIV в. «Летописца великого русского» стремились возвысить династию московских князей, восхваляя князя Ивана Калиту и его преемников на великокняжеском престоле. На русских иконах часто изображался первый визит к монаху подростка в сопровождении отца и матери. Картину обучения грамоте можно восстановить по сохранившимся миниатюрам XVI-XVII вв., где монах-учитель ведет занятия с пятью-шестью учениками.
Школы рассматриваемого периода не делились на церковные и гражданские. Служители церкви и светские деятели получали одинаковое образование, в том числе изучали своды законов «Мерило праведное», «Номоканон», «Правду русскую». Благодаря этому правящее сословие хорошо разбиралось в идеологических представлениях того времени, а также законодательстве и управлении. Так, например, вечевой общественный строй Новгородской республики, требовавший ежегодной смены городского и государственного руководства, заставлял бояр, стремившихся к избранию на командные должности, большую часть года находиться в городе и вести постоянную переписку с представителями своих земельных владений.
Тяглое сословие в древней и средневековой Руси было больше практиками, передавая свои знания устно из поколения в поколение, не облекая их в письменную форму. Критерием такого рода знания было умение, когда речь шла о крестьянине или ремесленнике. В то же время, обнаруженные надписи (иногда на латинском языке) ремесленников на их изделиях до недавнего времени были единственными следами письма, оставленными этим сословием в древней Руси (надписи на кирпичах, литейных формах, пряслицах из разных городов, иконах; «граффити» древнерусских соборов). Однако изображение отдельных букв славянского алфавита на некоторых предметах, находимых при раскопках древнерусских городов, вряд ли всегда говорит о грамотности владельца вещи. Скорее всего условно грамотными были ремесленники привилегированных профессий - литейщики (надписи на колоколах, пушках, иконках); камнерезы (надписи на саркофагах, иконах из шифера); иконописцы, мастера, изготавливавшие монеты и печати. С другой стороны, ремесленники могли срисовывать надписи, которые писали заказчики. Более того, грамотность не давала существенных привилегий мастеру; наоборот, книги, причем в основном богословского направления, были дороги в цене и не содержали практических советов, понятных ремесленникам.
Другое дело - простая обиходная переписка, которая была распространена повсеместно и в различных слоях общества. В основном использовали бересту - материал, удобный для начертания букв твердым «писалом», так как бумага (пергамент) была привозная и потому ценилась очень дорого. В берестяных грамотах содержится информация о повседневных делах и жизни людей: о поимке беглых холопов, продаже и покупке товаров, сборе оброка с крестьян. Больше половины найденных в Новгороде берестяных грамот относятся к переписке с сельской местностью: пишут сельские старосты, жалуются крестьяне. Другая половина грамот, обнаруженных в домах двадцати восьми ярусов новгородского культурного слоя ( с середины X до середины XVI вв.), сопровождались набором вещей, принадлежащих явно состоятельным горожанам (стеклянные сосуды, восточная поливная керамика, изделия из янтаря, грецкие орехи, самшитовые гребни и т. д.) Наоборот, в домах с характерным для ремесленника набором бытовых вещей берестяных грамот обнаружено не было. По-видимому, функцию передачи информации в древней и средневековой Руси выполняли также профессиональные писцы, которые работали стержнем («стилом»), изобретенным специально для писания на бересте. Они же занимались художественным оформлением текстов, составленных для бояр. Значительное количество костяных, металлических, деревянных стержней обнаружено в Новгороде, Киеве, Пскове, Чернигове, на Смоленщине, в Рязани.
Завершение процесса территориального оформления Московского государства и начавшийся процесс централизации способствовали бурному развитию российской культуры в XVI в. С образованием единого государства Москва стала центром русского летописания. Летописцы стремились осмыслить место Русского государства в мировой истории и возвеличить власть московских самодержцев. Так возник Никоновский летописный свод - историческая энциклопедия XVI в. Составители свода связывали историю Руси с историей Византийской империи и южнославянских стран.
Иван IV (Грозный) ценил знания и уважал «слово», собрав замечательную библиотеку более чем в 800 рукописей на греческом, латинском и восточных языках. Судьба библиотеки XVI в., так до сих пор и не обнаруженной, волнует воображение российской научной общественности.
Развитие в Московском государстве товарно-денежных отношений, ремесла и строительства усилило потребность в грамотных и образованных людях. Создание в середине XVI в. приказной системы стимулировало грамотность определенных кругов. Недаром в постановлении Стоглавого собора 1551 г. рекомендовалось отдавать детей «на учение грамоте и на учение книжное». Действительно, создание книгопечатания представлялось Ивану IV делом большой важности, тем более, что к середине XVI в. издание книг широко распространилось по Европе, в том числе в славянских землях. Первая книга, напечатанная кириллицей, появилась в 1491 г. в Кракове. Образцами для первых русских печатных книг были венецианские и сербские образцы. Еще в 1550 г. Иван IV просил датского короля Христиана III и «римского цесаря» Карла прислать специалистов-печатников. Просьба могла быть выполнена при определенных условиях, продиктованных католической церковью. Поэтому первыми первопечатниками стали русские мастера. И. Федоров, не принадлежа к обычному духовенству, получил сан дьякона в качестве главного мастера печатного дела. Он называл себя «московитином», был талантливым типографщиком и техником. Его помощником стал П. Мстиславец, родом из Белоруссии. И. Федоров и П. Мстиславец вынуждены были покинуть Москву из-за враждебного отношения к себе церковников, обвинивших их в «ереси». Однако книгопечатание на Руси не прекратилось и после их переезда на Украину. В 1573 г. И. Федоров основал типографию в Львове. Начиная с «Апостола» (1564), во второй половине XVI в. в России было напечатано 20 книг, в том числе первая русская грамматика («азбуковник»).
В XVII в. на фоне подъема всех сфер жизни российского общества, усиления контактов с Западом, проникновения европейской образованности наметилось зарождение новых подходов к осмыслению природы человека, целей и способов его воспитания и образования. Человек, традиционно трактуемый как божественное творение, начал рассматриваться как общественное и природное существо; особое внимание уделялось его разумной познавательной деятельности; наметился поиск смыслов человеческого бытия в нерелигиозной сфере.
В первой половине XVII в. появляется первая азбука (учебник-руководство) В. Бурцева «Начальное учение человеком» (первое издание - 1634 г., второе - 1637 г.). Московский Печатный двор в 1648-1649 гг. имел на складах более 12000 книг, причем в большинстве буквари, грамматики, учебники по арифметике. Во второй половине XVII в. Печатным двором было выпущено более 300000 букварей и 150000 других учебников. К концу XVII в. вышел «Букварь славянорусских письмен» в картинках К. Истомина, который современники считали самым интересным учебным пособием. В 1682 г. была напечатана таблица умножения. В литературе наряду с житиями святых, все больше проявляется сатирическое направление: «О горе-злосчастии», «О Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке». Появился новый вид литературы - мемуары и дневники с воспоминаниями авторов о событиях, с повседневными записями о текущих происшествиях. Среди них выделяется «Житие протопопа Аввакума», где образным народным языком рисуются нравы и быт русского общества.
В Москве XVII в. система светского образования не была единой: существовали школы греко-славянского, католического или смешанного типа. Влияние католического богословия, на котором воспитывались «киевляне», потребовало особого внимания к собственно православной традиции. Ее ярко представляли инок-«киевлянин» Е. Славинецкий, который, по отзывам историков, был «живой академией православных наук»; греческие монахи братья И. и С. Лихуды, прибывшие в Москву в 1685 г.
В первой половине XVII в. с разрешения царя Михаила Федоровича и благословения патриарха Филарета Ф. Ртищев вызвал из Малороссии нескольких «ученых людей» во главе с Е. Славинецким. Организовав ученое общество сначала в Андреевском монастыре, а затем переехав в Чудов, они основали славяно-греческую школу и занимались исправлением ошибок в церковно-богослужебных книгах. В этом же направлении работала школа греков Тимофея и Мануила при типографии.
К середине XVII в. в немногочисленных школах при церквах был представлен смешанный тип образования. Так, в 1668 г. при церкви И. Богослова был открыт «гимнасион» для изучения «грамматической хитрости языков словенского, греческого и латинского и прочих свободных учений». В 1680 г. в созданной казенной школе при Печатном дворе готовили типографщиков и писцов Посольского приказа. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, для преподавания в которой были приглашены греки - братья И. и С. Лихуды. Они образцово поставили обучение языкам, богословским дисциплинам, основам философии и естественных наук. Это учебное заведение стало ядром духовного и светского образования в России, знатоки иностранных языков широко использовались на государственной службе. Студентами академии становились в основном выпускники типографской школы и молодежь из бояр (как исключение, были представлены выходцы из других сословий, например, сын поморского крестьянина М. Ломоносов).
Латинский тип образования был реализован во второй половине XVII в. западнорусским ученым монахом С. Полоцким, который основал школу в Заиконоспасском монастыре на Никольской, где учились подьячие из Приказа тайных дел; создал новую типографию при царском дворе и стал воспитателем детей Алексея Михайловича.
В XVII в. среди торгово-ремесленного люда, в том числе в Москве, существенно возросло число грамотных, судя по собственноручным подписям под приговорами слободских сходов, а также при судебных разбирательствах. Обучение грамоте обычно было домашним, то есть детей отдавали «грамотеям» для помощи в домашнем хозяйстве, чтобы те попутно учили их грамоте.
Таким образом, к основным элементам просвещения на Руси в рассматриваемый период следует отнести появление письменности и совершенствование славянского алфавита, педагогику, профессиональную подготовку, изобретение и развитие книгопечатания. Православие, как феномен традиционной культуры, хорошо вписалось в жизненный уклад древней Руси - патриархально-общинный, деспотический, не связанный с рационализмом античной и средневековой западноевропейской культур. Православное христианство дало просвещению духовно-нравственные ориентиры и представления о путях и способах их достижения.
Национальная культура России является составной частью мировой культуры. Ее особенности проявляются в быту, укладе народной жизни, просвещении, творчестве в области литературы, муз
11 10 2014
14 стр.
25 09 2014
1 стр.
04 09 2014
3 стр.
Именно на это нацелены удаляемое под руководством Президента Ислама Каримова внимание к развитию науки, всесторонняя поддержка молодых учёных, создание условий для их плодотворных
15 12 2014
1 стр.
На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методол
13 10 2014
1 стр.
14 10 2014
3 стр.
Влияние фотографии на развитие науки и техники. Роль фотографии в изобразительном искусстве. Специальные технологии фотосъемки. Наиболее известные фотохудожники и их работы
14 12 2014
1 стр.
Развитие советской военной техники было тесным образом связано с фундаментальными теоретическими исследованиями. Соотнесите ученого и область науки, в которой он достиг наибольших
14 12 2014
1 стр.