Перейти на главную страницу
Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание как процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.). Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия со-циальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.
Реальность, представляя собой весьма бессистемный противоречивый процесс, обуславливает различные формы социализации: явные или скрытые, позитивные или негативные, интенсивные или вялые, управляемые или стихийные. Все это находит свое подтверждение и в российском обществе.
Способы организации советской и современной российской социально-экономических систем задают существенно различающиеся модели человеческого поведения, ориентированные на разные типы личности, развитие разнонаправленных социальных качеств человека. Плановая экономика и социалистическая идейно-ценностная система ориентировали индивида на приоритет общественного интереса, коллективизм, патернализм, контроль над личностью, исполнительность, социальные гарантии, ограниченность потребностей, унификацию и т. д. К важнейшим чертам, характеризующим личность «советского» человека как личность «социалистического типа», были отнесены прежде всего следующие: идейная убежденность, преданность идеалам коммунизма, гражданственность, политическая активность, патриотизм, интернационализм, любовь к труду, коллективизм, социальный оптимизм и другие.
Большинство людей проходили один тот же путь: сначала октябренок, затем пионер и комсомолец. Переход на новую ступень социализации имел ритуальный характер (прием в пионеры, в комсомол, в партию); сопровождался испытаниями и общественными оценками соответственной идентичности. И независимо от того, как человек относился к партии, к молодежной или детской организации, существование социальных институтов играло важнейшую роль в деле осознания индивидом своей идентичности. Пионерская организация и комсомол постепенно утвердили себя как нормативные каналы социализации детей и молодежи. Важнейшим институтом социализации советской молодежи являлись внешкольные учреждения, деятельность которых была направлена на развитие интересов и способностей личности, удовлетворение ее разносторонних потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Заданность и искусственность системы социализации не мешали большинству молодых людей осваивать знания, нормы, ценности, позволяющие им стать полноправными членами общества. Старая схема, раскритикованная за лицемерие и унитарность, единообразие и консерватизм, обладала вместе с тем и огромным достоинством. Она была сориентирована на создание равных стартовых возможностей для детей и молодежи (всеобуч, доступность полного среднего образования, бесплатность среднего специального и высшего профессионального образования, доступность и бесплатность внешкольных учреждений, гарантии первичной трудовой занятости и т. д.). Это обеспечивало надежность проживания в обществе, позволяло родителям и самому молодому человеку просчитать варианты становления.
Движение экономики к рынку обусловило значимость иной совокупности социальных качеств личности, таких как приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициативу, предприимчивость, ориентацию на богатство как цель, на максимальные достижения в труде и личный успех.
Новая реальность российского общества обусловила трансформацию модели социализации молодежи. Отсутствуют четкие эталоны социализированности, что связано с утратой идеалов советского общества и размытостью ориентиров общественного развития.
Институциональные и внеинституциональные влияния
Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающей предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующийся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.
Социализация подростков, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни во взрослом мире всегда являлась одной из важнейших задач школы. В социалистическом обществе, где основные жизненные ориентиры были расставлены государством и оформлены идеологически, самой большой сложностью для подростка было определиться с собственными целями, выбрать для себя профессию и образ жизни, а путь к достижению этих целей был обозначен посредством многочисленных примеров «идеального взрослого» (герои войны и труда, ударники производства, космонавты и т.д.). Задачей школы как социального института было предъявление учащимся этих идеальных взрослых, пропаганда социалистического образа жизни. Перед современным подростком, а следовательно, и перед современной школой, встает задача другого уровня сложности. Это связано с тем, что подростки сегодня находятся в иной социальной ситуации, характерными чертами которой являются расслоение общества, изменение его структуры, отсутствие общегосударственной идеологии и четких социальных, нравственных и духовных ориентиров и т.д. В таких условиях резко снижается эффективность социализации молодежи, потому что в этой ситуации определить свои жизненные цели, а тем более прочертить социально приемлемую траекторию пути к их достижению является не простой задачей. Ее решение требует от человека целого набора специфических личностных качеств, таких как предприимчивость, инициативность, социальная смелость, толерантность, высокий уровень развития социальных навыков и умений, сформированность ценностных ориентаций. Создание специальных условий формирования у учащихся этих качеств и становится основной задачей современной школы.
В сложившейся ситуации очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления нового поколения и создание условий для воспитания у молодёжи общественно-значимых идеалов и ценностей. Одной из основополагающих ценностей, способствующей полноценному и всестороннему развитию личности, успешной социализации, является патриотизм.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ в феврале 2010 года, определена одна из главных задач современной школы - воспитание порядочного и патриотичного человека.
Сегодня многие события прошлого России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Нельзя не учитывать и то, что на чувствах патриотизма играют различные политические силы, разжигая социальную и национальную вражду. Все это усложняет работу по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ.
В сентябре 2011 года автором было проведено исследование (см. Приложение) среди учащихся старших классов школ №1222, №1084 ЮВАО г. Москвы по проблеме формирования патриотической позиции молодежи. Всего опрошено 124 респондента, кроме того, осуществлен экспертный опрос 7 педагогов. Рассмотрим некоторые результаты исследования. Важность темы патриотизма осознают 50% школьников, 16% высказали мнение, что эта тема была важна раньше, а теперь она устарела, каждый 3-й школьник высказал мнение, что эта тема не важна. Понятие «патриотизм» ассоциируется у старшеклассников, прежде всего, с Россией (58%), далее — с культурой и языком своего народа (64%); там, где хорошо живется (6%).
Для подростка большую роль в процессе социализации играет непосредственный носитель определенных норм и ценностей. Чтобы понять, что из себя представляет окружающая среда современного школьника, был задан вопрос о наличии в ней человека, которого он смог бы назвать патриотом. Почти 50% ответили на этот вопрос положительно. Каждый 5-й подросток отметил, что такие люди в его окружении отсутствуют, 30% затруднились с ответом. Многие называли патриотами своих близких - дедов, отцов, а также имена политических деятелей (Д.А. Медведев, В.В. Путин, В.В. Жириновский), которые, по их мнению, дают образцы патриотического отношения к Родине и стране.
Современная школа по-прежнему пользуется стандартным и традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота. Это патриотические игры, встречи с заслуженными людьми, поздравления ветеранов с Днем Победы, помощь им, классные часы с патриотической тематикой, походы по местам боевой славы, тематические уроки истории и литературы и т.д. В школах, где опрашивались старшеклассники, таких акций проводится много. Абсолютное большинство учащихся отметили позитивные чувства, вызванные такими мероприятиями: уважение, гордость, любовь к Родине, благодарность, что говорит о профессионализме учительского корпуса, добросовестности организаторов.
В своих пожеланиях школьники отмечали, что хотели бы больше знать о достижениях соотечественников, возможно, хотели бы видеть некоторых из них, встречаться с ними, подражать их поведению.
Что вызывает чувство гордости за Родину у современного подростка? Старшеклассники часто упоминали следующие события: празднование 9 Мая; победы в спортивных соревнованиях; конфликт с Грузией в августе 2008 года; проект Олимпиада – 2014; развитие наукограда Сколково и др. Чувство стыда вызвали следующие события: беспорядки на Манежной площади в декабре 2010 года, неудачи сборной России по футболу, социальная и экономическая политика государства.
Школьники хорошо знают даты следующих государственных праздников: День Победы День Защитника Отечества и День России. День Конституции и День народного единства пока не стали для них в такой мере значимыми.
По мнению экспертов-учителей, воспитанию патриотизма мешает идея индивидуализма, преувеличение личной безопасности и благополучия, а также то, что родители не воспитывают детей в традициях патриотизма. В педагогической среде развертывается сегодня формальное и неформальное обсуждение, как, какими методами воспитывать гражданственность и патриотизм. Так, в учительском интернет-сообществе [2] ведется дискуссия на эту тему. Учителя высказывают различные мнения, спорят, задают вопросы. Поиск ответов на вопросы, поставленные временем, актуален и важен. Тем более, что самая главная военно-патриотическая составляющая - все, что связано с ветеранами Великой Отечественной войны, - уходит все дальше во времени от нынешнего молодого человека.
Следует отметить, что эти и другие проблемы в деятельности по созданию условий для успешной социализации подростков в принципе решаемы, но решаться они должны не только в каждом конкретном учебном заведении, но и на более высоком методическом и управленческом уровнях. Социализующая деятельность должна быть операционализирована, развернута в осмысленные алгоритмы, оформлена в адекватные формы поведения, в методы научения.
В российском обществе складываются новые параметры социальности, новые социальные нормы. Социализация продолжает осуществляться, в значительной степени, по сложившимся прежде правилам и моделям. Она вновь и вновь повторяется, воспроизводится индивидами, семьями, группами сверстников, обществом в целом. Именно это позволяет сохранять идентичность общества и самоидентичность народа, несмотря на самые серьезные социальные потрясения.
Список литературы
а) 14 – 15 лет;
б) 15 – 16 лет;
в) 16 – 17 лет.
а) соблюдение законов государства;
б) участие в выборах;
в) знание своей истории;
г) проживание в своей стране;
д) любовь и гордость за свою Родину;
е) любовь к своим близким и родным;
ж) честная работа на благо своей Родине;
з) служение в армии;
и) готовность, в случае необходимости, защитить интересы своей страны с оружием
к) другое __________________________________________________________________ .
4. По Вашему мнению гражданственность – это…
а) исполнение закона;
б) бдительность, готовность помочь государству в борьбе с врагами;
в) противостояние экстремизму;
г) готовность жертвовать своими интересами в пользу общества государства;
д) это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране;
е) противостояние произволу властей;
ж) чувство ответственности и долга;
з) другое.
5. С чем ассоциируется у Вас понятие патриотизм?
а) с Россией;
б) с родным городом;
в) с культурой, обычаями, традициями и языком своего народа;
г) с местом, где мне хорошо;
д) для меня это пустое слово.
а) да ___________________________________________________________________ ;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
а) уважение;
б) гордость;
в) интерес;
г) радость;
д) благодарность к организатором;
е) раздражение и гнев;
ж) чувство иронии;
з) не испытываю никаких чувств.
8. Какие события, произошедшие в последнее время в стране, вызвали у Вас:
а) чувство гордости ___________________________________________________________ ;
б) чувство стыда ______________________________________________________________ ;
в) другое ____________________________________________________________________ .
_____________________________________________________________________________
а) важна, как никогда;
б) была важна раньше, но теперь устарела;
в) не важна;
25 09 2014
1 стр.
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
11 09 2014
1 стр.
Национальная культура России является составной частью мировой культуры. Ее особенности проявляются в быту, укладе народной жизни, просвещении, творчестве в области литературы, муз
11 10 2014
14 стр.
26 09 2014
4 стр.
04 09 2014
3 стр.
14 10 2014
3 стр.
Обзор нормативно-правовых актов и комментирующих их материалов по состоянию российского законодательства на 01. 09. 2011 г
18 12 2014
1 стр.
Основной целью деятельности Центра молодежных инициатив на 2012 год является содействие успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Красноселькупского района
13 10 2014
1 стр.