Перейти на главную страницу
Специальность 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни
(социологические науки)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук
Ростов-на-Дону
2009
Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
на кафедре прикладной социологии
Защита состоится 25 декабря 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.19 по социологическим наукам при ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 33, ауд.202.
В течение краткого периода времени мы пережили резкий спад интереса к образованию и последующий сразу же за ним лавинообразный спрос на него. Мы не случайно употребили термин «спрос»: сейчас образование воспринимается большинством населения не столько как внутренняя потребность, сколько как внешняя необходимость. И исследователи, и преподаватели отмечают общее снижение интереса к учебе у нынешнего поколения студентов, их подчеркнутое нежелание следовать принятым в процессе обучения нормам, более того, стремление вступать с этими нормами и к их носителям в открытую конфронтацию. Студенты переносят в учебные аудитории слэнг, манеру поведения и общения, не характерные для формальных организаций. Их кругозор предельно узок, настолько, что само употребление термина «кругозор» очень часто бывает просто неуместно.
Все это – прямое следствие неудач и парадоксов процесса социализации. Причин тому несколько. Во-первых, уже упоминавшийся массовый отказ от получения образования привел к разрыву традиций, к снижению ценности образования в массовом сознании. Во-вторых, в самом социуме произошли процессы деидеологизации, децентрализации, диверсификации. Они качественно преобразили то пространство, в котором живет, действует, к которому приобщается индивид. В-третьих, изменился институт высшего образования. Будучи неотъемлемой частью социума, он также переживает кризисные периоды и транзитивные процессы.
В современном российском образовании происходит сложный процесс утверждения новой модели образовательного выбора. Безальтернативно-тоталитарная модель, характерная для советской системы, отошла в прошлое. На ее место претендуют авторитарно-предписывающая, прагматически-поливариантная и ценностно-вариативная. По сути, каждая из них подразумевает и собственную модель социализации, что также актуализирует теоретическое исследование этих проблем.
Парадокс, но в недрах системы высшего образования до сих пор не сформулирована единая концепция студенческой социализации. Может быть, именно поэтому результаты стихийно протекающих процессов социализации являются столь противоречивыми. В стране, несмотря на кризис, происходит «образовательный бум», почти 90 % выпускников средних школ поступают в вузы, многие сразу же после поступления начинают параллельно получать «второе высшее». Но результаты этих образовательных стратегий не впечатляют: качество подготовки специалистов низкое, рынок труда испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров. В обществе растет число обладателей дипломов о высшем образовании, а общая культура населения неуклонно снижается. Разумеется, это – следствие и недостатков социализации.
Парадокс, но само студенчество как социальная группа изучается в современной литературе большей частью на эмпирико-описательном уровне, без глубинного социально-философского синтеза аналитических исследований, проводимых в рамках смежных дисциплин.
В то же время без обращения к социологическим, социокультурным аспектам студенческой социализации невозможно раскрыть механизм социализирующих воздействий, показать его современные проблемы и противоречия, выявить перспективы совершенствования. Социологический анализ проблем студенческой социализации может и должен быть доведен до уровня рассмотрения формирования культуры личности посредством института высшего образования для развития общества и поддержания системы социального воспроизводства.
Степень научной разработанности проблемы. В транзитивном обществе в условиях современного глобального кризиса, где обостряются противоречия между старыми и новыми ценностями, особую значимость приобретает изучение механизма избрания молодыми людьми и интериоризации ими ценностных установок, норм и способов поведения. Правильное решение проблемы социализации современного российского студенчества зависит, в первую очередь, от выбора адекватной парадигмы исследования, включающей в себя базовые теории, понятия, концепты и соответствующую методологию. Этот выбор в настоящее время весьма широк, ибо социологическое знание приобретает все более междисциплинарный и мультипарадигмальный характер. Данное обстоятельство связано как с глобальной трансформацией социума, так и с характером развития постнеклассической науки.
При изучении проблем социализации следует в первую очередь, на наш взгляд, ориентироваться на достижения классически-объективистской социологии (О.Конт, марксистская теория), символически-интеракционистской школы (Дж.Мид, Г.Блумер и др.), феноменологической школы и сложившегоя в последнее время синергетического подхода. В первом случае индивид рассматривается в качестве структурной социальной единицы, которая приобщается к социальному целому в зависимости от действия набора субъективных и объективных факторов.
В символическом интеракционизме и социальной феноменологии акцент в процессах социализации смещается на определение и переопределение участниками взаимодействия социальных значений, на «конструирование» общества и индивида, на интерпретацию индивидом внешних социализирующих воздействий. По мнению В. Астафьевой, в синергетике особый интерес для наук о культуре представляет ее интегративный и междисциплинарный характер, когда фиксируются те ситуации, в которых поведение системы качественно изменяется при изменении условий среды. Для процессов социализации в первую очередь важен период, когда система создает особые структуры, иначе говоря вступает в процесс самоорганизации или неравновесного упорядочения. Именно в этот период наиболее остро проявляются противоречия в его различных видах и формах.
Реалии кризисного общества, ситуация социокультурного хаоса, качественная разнонаправленность действия механизмов социализации вызывают необходимость изучения предмета нашего исследования на основе синтеза разных методологических парадигм - ведь и объект, и субъект социализации становится противоречивым и даже парадоксальным. Парадокс (от греч. para – против и doxa – мнение) в современном понимании – это противоречие, ситуация, которая может существовать в реальности, но не иметь логического объяснения.
Сущность происходящих в России изменений фиксируется современными российскими социологами в таких концепциях, как «катастрофическое сознание» (В.И.Шубкин), «лукавый человек» (О.А.Левада), «общество риска» (О.Н.Яницкий) и др. В контексте этих обобщений весьма симптоматичным является методологический и теоретический подход Ж.Т.Тощенко, обобщенный им в концепции «парадоксального человека». В расколотом и разделенном кризисном обществе существуют и действуют взаимоисключающие ориентации, способы и нормы поведения, ценности и идеалы. Данное общее для социологов положение на уровне индивида фиксируется в феномене личности расколотой, уникально-противоречивой в своем сознании. Человек совмещает в себе антиномичные по сути способы поведения, доверяет взаимоисключающим утверждениям, считает их ценными для своей жизни. При этом он не находится в рефлексивно-конфронтационных отношениях с самим собой: парадоксальность поведения кажется ему «естественной». По Ж.Т.Тощенко, парадоксальность сознания и поведения индивида весьма многообразна, приобретает различные формы и во многом олицетворяет собой современную эпоху жизни России. С нашей точки зрения, образ «парадоксального человека», хотя и не обладает статусом строгого научного понятия, но нацеливает социологов на изучение феноменов, обладающих противоречивой, не имеющей формального объяснения природой.
В этой связи возникла настоятельная потребность в нахождении критериев, отделяющих нормальный социализационный процесс от аномийного и деформируемого. Для определения результатов успешной социализации А.И.Ковалева вводит понятие «социализационая норма», при помощи которого фиксируется возможность индивида и общества воспроизводить определенные культурные ценности, социальные связи и общественные отношения, обеспечивать их дальнейшее развитие.
С одной стороны, социализационная норма является многомерным эталоном, фиксирующим социализированность человека с учетом его специфических, возрастных, социальных и психологических характеристик. С другой стороны, с точки зрения общества, она является устоявшейся совокупностью способов и правил передачи культурных ценностей и социальных норм от одного поколения к другому. А.И.Ковалева подчеркивает, что социализационная норма не тождественна социальной норме, поскольку для нее регуляционная функция совмещена с освоением или адаптацией, интериоризацией индивида. В работах А.И.Ковалевой и ее школы обосновывается идея множественности социализационных траекторий, которые и определяют характеристики направленности и результативности социализации в качестве интегрального показателя.
Подчеркнем, что в современной российской социологии утвердилась точка зрения, согласно которой любой процесс социализации содержит в себе моменты отклонения и девиации. В связи с этим используются и такие понятия, как «отклоняющаяся», «кризисная», «делинквентная» и т.д. социализация. В нашем исследовании речь в основном пойдет об основных противоречиях социализации, сфера действия которой значительно расширяется в транзитивном социуме. Последний в современных трактовках преимущественно представлен как «общество риска» (У.Бек). В связи с этим весьма плодотворными являются идеи Ю.А.Зубок, посвященные противоречиям в молодежной среде, связанным с проявлениями риска. Риск в ее работах показан как объективное условие жизнедеятельности молодого поколения, рассмотрена ею и субъективная сторона этого процесса в качестве источника социальной динамики. В работах В.И.Чупрова и Ю.А.Зубок исследуются также роль и место современной молодежи в системе общественного воспроизводства.
«Либерализация и ослабление традиционных механизмов институциональной регуляции, отказ от унифицированных образцов формирования молодого поколения посредством целенаправленного воздействия на него методами воспитания и, напротив, усиление спонтанности в освоении молодежью социальной действительности заметно повлияли на изменение механизма социализации молодежи. Это обусловило смену парадигм социализации»2.
Данное обстоятельство связано с аномийным характером российского общества на рубеже ХХ-ХХI вв., с существованием разновекторных систем ценностей, которые в терминологии теории институциональных матриц С.Кирдиной называются «коммунитарными» и «субсидиарными». При этом общая политика отказа от советского прошлого сопровождалась явным отсутствием социальных механизмов и гарантий субсидиарного характера. Отсюда как из одного из главных источников и возникает процесс деформации социализации студенческой молодежи.
В связи с этим определяется и значимость структурно-функциональной теории социализации Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона, поскольку именно в рамках этой классической теории внимание центрируется на проблемах интеграции личности и общества, предупреждения девиаций и аномий. В данном контексте весьма важными для нашей работы являются эмпирические результаты и теоретические обобщения по проблемам динамики ценностной картины мира в постсоветской России, сделанные на основе многолетних исследований такими авторами, как М.К.Горшков, Т.И.Заславская, Н.И.Лапин и др. Особую значимость в контексте проблематики диссертации имеют социологические исследования по проблемам образования и социализации студенческой молодежи, проведенные ЦСИ МГУ: «Молодежь России на рубеже веков», «Преемственность поколений: диалог или конфликт» (совместно с СПбГУ, рук.: Лисовский В.Т., Кухтевич Т.Н.); «Студенчество на этапе реформ» (рук.: Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Овсянникова А.А.), «Высшая школа: испытание рынком» (совместно с Харьковским ГУ, рук. Гегель Л.А.).
Фундаментальной и обобщающей работой, где с концептуальных позиций рассматриваются проблемы молодежи, является энциклопедический словарь под ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупрова – первый такого рода труд в истории мировой и отечественной социологии3.
Понятие «социализация» тесно связано с понятиями «адаптация», «интериоризация», «индивидуализация». Поэтому нами были использованы работы, посвященные исследованиям этих понятий и выражаемых ими явлений. Теоретическими источниками в исследовании этих вопросов стали труды И.С. Кона, С.И. Левиковой, М.Х. Титмы, М. Мид, В.А. Ядова, В.Т. Лисовского, А.В. Дмитриева, А.В. Мудрика, Н.Е. Зарубина, В.А. Лукова и др.
Среди современных авторов, многогранно и глубоко изучавших отечественное студенчество, хотим выделить В.Е. Давидовича, Ф.Р. Филиппова, В.Т. Лисовского, В.А. Ядова, А. Руткевича. Поскольку студенчество – часть молодежи, для нас оказались полезными исследования в этой области С.И. Левиковой, М.С. Кагана, разработки понятия «поколение» Х. Ортега-и-Гассета, К. Мангейма, М.Б. Глотова, Л.А. Беляевой, М.К. Горшкова, В.И. Чупрова, Г.Г. Феоктистова, Т.А. Трофимова.
Разработка отдельных аспектов проблемы ведется не только в собственно социологическом, но и в философском, политологическом, культурологическом, педагогическом аспектах.
Важными для исследуемой проблемы являются труды по философии образования Г.-Х. Гадамера, А. Вебера, А.Я. Флиера, В.М. Розина, Ш. Хюммеля. Из новейших разработок в этой области интерес представляют работы А.В. Миронова, И.В. Налетовой, Е.В. Шабановой, Л.С. Николаевой, Е.А. Чеботаревой, В.А. Шаповалова, О.Н. Голубевой, А.Д. Суханова, Г.И. Герасимова, В.И. Лабунской, Э.С. Демиденко, С.А. Сидорова, Е.Г. Ванилина. Проблемы российского образования в контексте глобализации, вхождения в единое европейское образовательное пространство рассматривают Н.Н. Федотова, А.И. Галаган, О.Д. Прянишникова, В.В. Сенашенко.
Острые парадоксы современного существования российской системы высшего образования изучали Е.В. Балацкий, Ю.С. Борцов, О.В. Степанов, С. Плаксий, В. Сальников, С. Сизов, В.В. Ильин, О. Смолин.
Интересный эмпирический материал представлен в результатах социологических исследований Г. Балыхина, П.Романова, Т.Б. Казаренковой, В.Н. Колесникова, И.В. Кучера, В.Н. Турченко, К. Денека, Я. Гнитецки, И.В. Митиной, О.А. Большаковой, А.В. Соколова, М.К. Горшкова, Л.В. Суряевой, Б.Г. Рубина, Ю.С. Колесникова, Т.Н. Балабановой и др.
Таким образом, существует блок научной литературы по проблемам социализации и образования в целом и отдельные исследования, чаще незначительные по объему, по тем или иным проблемам студенчества. В то же время проблема студенческой социализации в современном российском транзитивном обществе, представляющая огромную важность не только для института образования, но и для социума в целом, изучена пока не в полной мере. Вероятно, это стало одной из причин того, что в сегодняшней социализации современного российского студенчества преобладают противоречия и проблемы. Их изучение необходимо для выяснения того, какие сложности предстоит преодолеть при переходе к адекватной системе социализации. Рассмотрению данного круга проблем и будет посвящена наша диссертация.
Объект исследования: социализация современного российского студенчества.
Предмет исследования: противоречивый характер процессов социализации современного российского студенчества в транзитивно-кризисном социуме.
Целью данной диссертации является определение и изучение социокультурных социализационных противоречий, возникающих на основе разновекторности действия основных агентов социализации современного российского студенчества.
Осуществление намеченной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.Выявить методологические возможности использования постнеклассической методологии в изучении процессов социализации в транзитивном, кризисном обществе.
2. Исходя из принципа дополнительности (комплементарности) зафиксировать эвристические моменты основных теорий социализации личности.
3.Выявить противоречивый характер социализации молодежи в современном российском социуме.
4.Проанализировать специфические особенности социокультурного пространства социализации современных российских студентов.
5. Показать социализационные последствия глобализации контактов студенческой молодежи в условиях кризиса.
6. Проанализировать противоречивость действия института высшего образования как агента социализации.
7. Определить современное российское студенчество в качестве социокультурной общности.
8.Обосновать авторский вариант типологии студенчества.
9. Зафиксировать противоречивость социализационных ориентиров студенческой культуры.
10. Зафиксировать основные характеристики процессов социализации и воспитания студентов в Ростовской области.
11. Обозначить пути оптимизации регулятивов и механизмов социализации студентов в культурно-образовательном пространстве вуза как агента направленной социализации и на этой основе определить критерии успешной социализации современных студентов.
Теоретико-методологической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных социологов, культурологов, психологов, педагогов и философов, посвященные проблемам кризиса, изменения ценностной картины мира, динамике развития молодежи как особой социокультурной группы, характеру взаимодействия основных агентов социализации в условиях хаотизации социальной жизни, отклоняющейся и девиантной социализации и др. Особую значимость для анализа кризисного характера социализации имеет синергетическая методология, дающая возможность рассматривать бифуркационные сценарии в нестабильном социуме, где нелинейные эффекты, связанные с массовым проявлением «отклоняющейся социализации», определяются в качестве флуктуаций определенных структур и индивидуальным выбором людей. Синергетика рассматривается нами в качестве инварианта диалектических законов, интерпретируемых в парадигме постнеклассики. С этой точки зрения структурно-функциональный подход следует комплементарным образом соединить с социокультурным, ориентирующим исследование на значимость личностного фактора в выборе программ социализации в обществе кризиса, где единая программа социализации утрачена.
Таким образом, в качестве методологических и теоретических оснований исследования выступают:
– принципы постнеклассической науки, дающие возможность теоретического синтеза, реализации междисциплинарного подхода, сочетания количественных и качественных методов социологического исследования проблем социализации;
– принципы диалектической логики, позволяющие выявить реальные противоречия студенческой социализации в транзитивном обществе;
– методы и концепции, используемые в социально-философском и социологическом знании: сравнительно-исторический; системный; концепция гуманистического образования как культурного идеала современности; элементы аксиологического анализа и социокультурного интегратизма;
– основные положения теорий социализации Э. Эриксона, Ч. Кули, Дж.Г. Мида,Ж. Пиаже, Л. Колберга, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса;
– работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области теории личности, в том числе, в её футурологическом аспекте –теория социализационной нормы А.И.Ковалевой, теория жизненного пути А.В. Грибакина, теория парадоксального человека Ж.Т. Тощенко, теория общения М.С. Кагана, теория молодежной культуры С.И. Левиковой, теории поколения Х. Ортега-и-Гассета и К. Мангейма, теория социального капитала Ф. Фукуямы, теория человеческого капитала Т. Шульца, теория «образования в будущем времени» Э. Тоффлера; тезаурусная теория социализации В.А.Лукова;
– принцип комплементарности как объяснительная основа существования противоречиво-парадоксального характера социализации студентов в кризисном социуме.
Социсследование осуществлено в соответствии с планом работы Совета ректоров вузов Ростовской области и включило в себя следующие методы сбора первичной социальной информации:
- метод анкетирования (в основном квотированное) охватил 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов4 гг. Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Шахт, Зернограда, п. Персияновка, 469 экспертов 10 вузов5 (проректоры и зам. деканов по воспитательной работе, деканы факультетов (институтов) и зав. кафедрами, кураторы учебных групп, преподаватели общенаучных и выпускающих кафедр);
- метод анализа документов (изучены концепции и планы воспитательной работы вузов, факультетов; Положения об организации и контроле учебно-воспитательного процесса, о заместителе декана по воспитательной работе, кураторе учебной группы и др.);
- углубленное фокусированное интервью 487 студентов 5 вузов6 гг. Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Зернограда по вопросам: что читают, слушают и смотрят студенты; какие вопросы политической жизни их интересуют; где и кем они работают, обучаясь в вузе и др.
Исследование включает в себя несколько разделов, характеризующих определенную совокупность студентов по различным признакам: тип вуза (специальности), курс обучения; пол; семейное положение; академическая активность (успеваемость); образование родителей; тип школы, которую они закончили; условия поступления в вуз (по общему конкурсу или на коммерческой основе); совмещение обучения в вузе с работой (вторичная занятость); самостоятельность/несамостоятельность выбора вуза (специальности) и др.
Основные параметры выборки нашего социологического исследования соответствуют генеральной совокупности как студентов, так и преподавателей (экспертов) вузов Ростовской области. Квоты по типам высших учебных заведений, специальностей, профилю деятельности кафедр были выделены на основе экспертных оценок. В результате в опросах участвовали студенты дневной формы обучения профильных (92,8%) и непрофильных специальностей (7,2%), штатные (без совместителей) преподаватели государственных вузов Дона следующих типов:
26 09 2014
4 стр.
25 09 2014
1 стр.
«образ литературной эпохи», тем он менее отчетлив и в своих контурах, границах, и в своем внутреннем общем содержании, тем хуже поддается попыткам выразить в едином слове его эстет
14 12 2014
1 стр.
Современное российское общество находится в процессе поиска новых духовных ориентиров, а власть осознает необходимость формирования и внедрения на государственном уровне новой идео
01 10 2014
1 стр.
Мысль человеческая воспаряет от осознания своей интеллектуальной мощи, от чувства безграничности своего распространения – и спотыкается о парадоксы, обнаруживающиеся при внимательн
24 09 2014
1 стр.
15 09 2014
4 стр.
Посредством уроков сбо создать условия для социализации и реабилитации учащихся с последующей интеграцией их в обществе
01 10 2014
1 стр.
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
11 09 2014
1 стр.