Тема урока: Реакции ионного обмена в водных растворах
Цель урока:
а)Образовательная– создание условий для развития знаний о реакциях ионного обмена, условиях их протекания
б)Развивающая– создание условий для развития умений составлять полные ионные уравнения, сокращенные ионные уравнения реакций обмена, проводить вычисления по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах
в)Воспитательная– создание условий для формирования собственных способов действий, формирования осознанности своих действий, воспитание ответственности за результаты своего труда
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Результаты урока:
– определение общих условий протекания обменных реакций в растворах
– составление уравнений реакций между растворами электролитов с образованием осадка, газа, воды в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.
Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами.
Якуб Колас
Ход урока
1. Оргмомент. Обучение правилам безопасного поведения при работе с химическими реактивами, стеклянной посудой.
2.Проверка домашнего задания:выполните задание 4 после §4,
3. Актуализация знаний:
Проведите реакции между CuSO4иNaOH; H2SO4 иNaOH; Na2CO3иH2SO4; H2SO4 и NaClреакцию нейтрализации и реакцию серной кислоты с хлоридом натрия проводите в присутствии индикатора.
В задании спрятана « проблема» - учащиеся не могут до конца выполнить задание, так как последняя реакция невозможна.
Как Вы думаете: «Если в случае взаимодействия серной кислоты с хлоридом натрия Вы не наблюдали признаков химической реакции, значит ли это, что реакция не произошла?»
4. Озвучивание темы урока, целей урока, чтение эпиграфа.
Анализируем свою работу, отвечая на вопросы:
Какие признаки химических реакций Вы наблюдали при выполнении первых трех химических реакций
Почему не наблюдали признаков химической реакии в случае четвертой реакции?
Чем эта реакция отличается от остальных?
5.Поиск способа решения поставленных проблем.
Давайте напишем эти реакции в ионном виде, теперь давайте сократим одинаковые ионы в левой и правой частях.Что мы наблюдаем?
Теперь давайте запишем сокращенные уравнения.
Можем ли мы записать сокращенное ионное уравнение реакции взаимодействия серной кислоты с хлоридом натрия?
Какой вывод мы можем сделать о возможности протекания химических реакций в растворах?
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, при каких условиях возможно протекание реакций в растворах электролитов.
Найдите в учебнике( § 35)подтверждение тем выводам, к которым Вы пришли, запишите в тетради условие протекания реакций ионного обмена в растворах.
6.Физкультминутка
На мои предложения вы отвечаете кивая головой, если ответ положительный, вращением головы, если ответ отрицательный:
1)раствор серной кислоты является сильным электролитом; (да)
2)в растворе может протекать любая химическая реакция; (нет)
3)раствор сахара является электролитом;(нет)
4)в школу ходят для того, чтобы изучить химию в совершенстве; (возможны варианты)
5)в сокращенном ионном уравнении не могут участвовать ионы натрия;(да)
6)реакция между кислотой и щелочью является реакцией замещения;(нет)
На доске закрыты правильные ответы, после прочтения всех вопросов ответы открываем и обсуждаем.
Зрительная гимнастика. Проследите глазами за стрелкой по тренажеру для глаз.
7. Первичный контроль применения полученных знаний
Вариант 1
1. Пользуясь таблицей растворимости подберите анионы, которые могут связать в нерастворимые соединения катионы Ba2+:
2. Вычислите объем газа, который выделится при действии на раствор Na2CO3 с массовой долей вещества 25% и массой раствора 200г избытка соляной кислоты.
3. Напишите несколько возможных реакций, которым соответствует сокращенное ионное уравнение
H+ + OH-=H2O
Вариант 2
1. Пользуясь таблицей растворимости подберите анионы, которые могут связать в нерастворимые соединения анионы F-:
2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии на 50г раствораCuCl23 с массовой долей соли 5,4% избытка щелочи.
3. Напишите несколько возможных реакций, которым соответствует сокращенное ионное уравнение
Ca2+ + CO32-=CaCO3
Проверку результатов осуществляют сами учащиеся, сверяя свои решения с записями на доске. О своих достижениях докладывают учителю.
9. Домашнее задание
§ 35Задания 3, 5–6
10.Рефлексия
Закончите предложение или дайте ответ на вопрос
Мнебольшевсегоудалось…
Меняособенноудивило…
для меня было открытием то, что …
за что ты можешь себя похвалить?
за что ты можешь похвалить одноклассников?
за что ты можешь похвалить учителя?
что на ваш взгляд удалось?
что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?