РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Н.Ю. Орлова
Педагогический колледж №15, г. Москва
Как известно, гендер - это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.
Модернизация образования в качестве главенствующего фактора личностного развития определяет необходимость освоения ребенком форм существования, психологических основ социального пространства, а так же закономерностей взаимодействия и сотрудничества.
В программах, по которым работают педагоги дошкольных учреждений, половое воспитание как отдельное направление деятельности не выделяется. Однако медики, психологи и педагоги свидетельствуют: начинать половое воспитание, включающее поло-ролевую идентификацию, подготовку к семейной жизни, гигиену и др., необходимо с самого рождения.
Приятие своего пола, осознание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольника, реализация которых происходит через гендерный подход. Под гендерным подходом мы понимаем методологическую ориентацию, ориентированную на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающую:
-
определение содержания, форм и методов воспитания;
-
создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Современная образовательная среда ДОУ способствует реализации полуролевого принципа воспитания посредством наличия игрушек воспитания для мальчиков и девочек, разделения игровых зон и правил поведения в коллективе, присущих детям разного пола.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
По мнению исследователей, недифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки–нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
В психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Ученые пишут: достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.
По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники: дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений в полоролевой идентификации. Причём, женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — «мужественных» девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т.д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
-
в физическом развитии и социальном поведении;
-
в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
-
в проявлении агрессии и многом другом.
Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.
В условиях детского сада дети много времени проводят вместе. Дошкольники одной группы становятся «своими». Они привыкли друг к другу и хорошо знают особенности каждого.
Отношения детей старшего дошкольного возраста это отношения сверстников, но одновременно это и отношения мальчиков и девочек. В их общении просматривается стремление объединяться по признаку половой принадлежности. В этом возрасте продолжает развиваться доброжелательная пристрастность ребенка к детям своего пола. Дети группируются по полу, половая идентификация приводит к общности интересов. Появляется специфическое чувство «мы» («мы – мальчики», «мы – девочки»),
В своих играх мальчики и девочки часто стараются строить сюжеты, в которых в явной форме выявлены профессии мужчин и женщин. Ориентируясь на взрослых, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущих мужчину или женщину. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.
Половая идентификация ребенка происходит под влиянием реальных жизненных впечатлений. Каждый ребенок заимствует типичное поведение от близкого взрослого того же пола, от героев книжек, фильмов. Все впечатления неизменно включаются в игровые отношения и проигрываются с большим вниманием и интересом.
Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В то же время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей. Напротив, в общении наблюдается так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.
Различные интересы мальчиков и девочек в играх проявляются более дифференцированно, чем в реальном общении. Во внеигровых ситуациях дети чаще действуют как ровесники, а не как мальчики и девочки. Этому способствует и практика воспитания детей в детском саду: дифференцировать подход к детям как к мальчикам и девочкам совсем не просто.
Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Гендерные роли и связанные с ними социальные установки регулируются на глубинном уровне общественного сознания и сами влияют на него как наиболее стабильные, уходящие корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение. Полоролевой подход в чистом виде не может применяться в системе образования. Ограничение поведенческих проявлений детей стереотипными, устоявшимися нормами без предоставления выбора так же, как и стихийная гендерная социализация, не может считаться позитивной. Высокая адаптивность крайне востребована обществом, по сути, требуя от личности сформированных андрогенных качеств. Поэтому, от современного педагога, требуется целенаправленная подготовка и самоподготовка к реализации гендерного подхода в ДОУ, которая будет способствовать процессу определения детьми дошкольного возраста своей гендерной принадлежности.
Библиографический список
-
Доронова Т.Н., Симонова Н.Ю., Цапенко М.М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3-4 лет. М.: Изд. центр «Школьная книга», 2010.
-
Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2009.
-
Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб.-практ. пособие / Центр педагогического образования. М., 2008.
-
Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2110.