Перейти на главную страницу
Функциональные обязанности старшей медсестры (далее – медсестра) определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Выдержки из документа, касающиеся деятельности врача педиатра (посещает ДОУ по графику) и медсестры, адаптированы к условиям нашего детского сада и приведены в табл. 1.
1 |
2 |
3 |
Вид деятельности |
Частота наблюдения (контроля) | |
врач-педиатр |
медсестра | |
1 |
2 |
3 |
Первичная профилактика | ||
|
|
|
Питание | ||
|
Один раз в месяц |
|
Физическое воспитание | ||
|
|
|
Гигиеническое воспитание в детском коллективе | ||
|
|
|
Иммунопрофилактика | ||
|
по плану вакцинации постоянно |
|
Мероприятия по обеспечению адаптации к ДОУ | ||
|
|
|
Ведение документации | ||
Подготовка медицинской карты ребенка, выписок и справок для лечебнопрофилактических учреждений, летних оздоровительных учреждений и т. д. |
постоянно |
Постоянно |
Диспансеризация | ||
|
|
|
Анализ состояния здоровья | ||
Анализ состояния здоровья по рекомендованным критериям и тестам, разработка медикопедагогических мероприятий по охране здоровья детей |
Один раз в год |
– |
Направления контроля |
Пункты СанПиН |
Территория | |
Ограждение |
2.1.3 |
Освещение |
2.1.4 |
Деление на зоны |
2.1.6 |
Веранды |
2.1.12 |
Игровые площадки |
2.1.13 |
Озеленение |
2.1.14 |
Физкультурная площадка |
2.1.15 |
Хозяйственная зона |
2.1.17 |
Площадка для сбора мусора |
2.1.19 |
Вход в здание |
2.1.21 |
Здание | |
Ограждение дверей и отопительных приборов |
2.2.7, 2.6.4 |
Режим проветривания |
2.2.14, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.11 |
Туалетные помещения |
2.2.17, 2.4.18 |
Компьютерные классы |
2.2.20 |
Бассейн |
2.2.21 |
Медицинский блок |
2.2.22 |
Пищеблок |
2.2.25, 2.5.15, 2.10.2, 2.10.4, 2.10.6, 2.10.7, 2.10.8, 2.10.10, 2.10.11 |
Прачечная |
2.2.32 |
Раздевалка |
2.4.2 |
Мебель |
2.4.5, 2.4.7 |
Уголки природы |
2.4.12 |
Спальни |
2.4.13, 2.4.14, 2.8.17 |
Освещение |
2.5.3, 2.5.5, 2.5.7, 2.5.11, 2.5.13 |
Уборка помещений |
2.5.14, 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3, 2.8.4, 2.8.5, 2.8.6, 2.8.7, 2.8.13 |
Контроль питания в детском саду может осуществлять медсестра или диетсестра. Еженедельно (или один раз в 10 дней) она контролирует среднесуточную норму потребляемых ребенком продуктов, при необходимости проводит коррекцию в следующую десятидневку и по итогам месяца в накопительной ведомости просчитывает калорийность, количество жиров, белков и углеводов.
Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Медсестра отслеживает технологию приготовления пищи, соответствие веса порций менюраскладке, а также контролирует правильность отбора и сроки хранения суточной пробы.
При проверке питания в ДОУ необходимо контролировать:
Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.
При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.
Задача медсестры ДОУ – оградить от тестирования детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и инструктор по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.
В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.
Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осеннезимневесенний период.
Закаливающие мероприятия |
Время проведения, группа | |||
Осень |
Зима |
Весна |
Лето | |
Утренний прием детей на воздухе |
Все группы |
Старшая |
Все группы |
Все группы |
Утренняя гимнастика на воздухе |
2я младшая, средняя, старшая |
– |
2я младшая, средняя, старшая |
2я младшая, средняя, старшая |
Точечный массаж |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Облегченная форма одежды |
Все группы |
Старшая |
Все группы |
Все группы |
Умывание холодной водой в течение дня |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Промывание носа |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
– |
Физкультурные занятия на воздухе |
2я младшая, средняя, старшая |
Старшая |
2я младшая, средняя, старшая |
Все группы |
Физкультурные занятия в зале с прибором "Маремед" |
1я младшая, 2я младшая, средняя |
Все группы |
Все группы |
– |
Сон при открытых форточках |
Все группы |
Средняя, старшая |
Все группы |
Все группы |
Занятия физкультурой в носках |
2я младшая, средняя, старшая |
1я младшая (после 15 января), 2я младшая, средняя, старшая |
Все группы |
– |
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
Закапывание в нос медоволуковой смеси |
Все группы |
1я младшая, средняя, старшая |
Все группы |
– |
Полоскание горла травами |
2я младшая, средняя, старшая |
Все группы |
Все группы |
– |
Чай с травами |
Все группы |
Все группы |
Все группы |
– |
Воздушные ванны в сочетании c гимнастикой |
1я младшая |
1я младшая |
1я младшая |
1я младшая |
Босохождение |
2я младшая |
2я младшая |
– |
– |
Бег по саду босиком |
Старшая |
Старшая (до 15 января) |
– |
– |
Обливание ног |
Старшая |
Старшая (до 15 января) |
Средняя |
2я младшая, средняя |
Обтирание тела |
Средняя |
2я младшая (после 15 января), средняя (после 15 января) |
2я младшая |
Средняя |
Обливание тела |
– |
Старшая (после 15 января) |
2я младшая, старшая, подготовительная |
Старшая, подготовительная |
Внутренний контроль организации медикопедагогической работы в ДОУ осуществляется один раз в квартал. Карта еженедельного контроля закаливания и лечебнопрофилактических мероприятий приведена в приложении 3.
Медсестра обязана проводить санитарнопросветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.
Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:
Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Возраст ребенка |
Наименование прививки |
3 месяца |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита B, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
4, 5 месяцев |
Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
6 месяцев |
Третья вакцинация вирусного гепатита B, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
12 месяцев |
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
18 месяцев |
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20 месяцев |
Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
6–7 лет |
Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
7 лет |
Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) |
От 1 года, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи |
Иммунизация против краснухи |
Все дети, посещающие дошкольные учреждения |
Вакцинация против гриппа |
Кроме того, согласно Закону "Об охране здоровья граждан" родители воспитанников имеют право:
Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.
Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.
Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них:
Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.
Азования России от 30. 06. 1992 №186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"
14 10 2014
2 стр.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
15 10 2014
5 стр.
Сажина Елена Викторовна воспитатель мбдоу «Детский сад №18 комбинированного вида» п. Бавлены Владимирской обл. Кольчугинского р-она
15 10 2014
1 стр.
«Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида города Северодвинска Архангельской области
17 12 2014
1 стр.
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» обеспечение социально-личностного развития детей одна из задач дошкольного образования
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
Взаимодействие детского сада и семьи одно из главных направлений педагогического процесса. Существует немало форм и организаций совместной работы детского сада и родителей
01 10 2014
1 стр.