Студент - Сергеев Никита Сергеевич
тема: «Регенты Москвы в период гонения на Церковь в ХХ веке».
руководитель работы: Садикова Екатерина Николаевна.
Моя работа посвящена регентам Москвы, которые трудились в советский период с 1917 по 1988 год, когда началось возрождение нашей Церкви.
задачи работы: соединить в один труд сведения о регентах Москвы советского периода, которые находятся в различных источниках. А также больше узнать о церковно-певческом искусстве в этот сложный период.
Материалом к написанию данной работы послужили книги посвященные церковному пению, книги написанные регентами, воспоминания, книги историко-церковного характера. Во всей этой литературе (в основном мемуарного характера), информация оказывалась зачастую не полной и краткой, часто в виде простых упоминаний. Эти сведения были дополнены информацией, полученной из личных бесед с регентами, управлявшими церковными хорами в те нелегкие годы: человеком с 40-ним опытом регентства, первым регентом Храма Христа Спасителя Георгиевским Николаем Сергеевичем; потомственным регентом, 20 лет возглавлявшего музыкальный отдел издательства Московской Патриархии, с 1971 года регентующего в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке Рыбаковой Ариадной Владимировной; профессора Государственной академии Славянской культуры, с 1980 году управляющего хором храма Пимена Великого Беликовым Сергеем Ивановичем; регента, долгое время управлявшего хором в храме Иоанна Воина на Якиманке, сейчас главным регентом Марфо-Мариинской обители Машкович Еленой Павловной; опытного регента, с 1975 года управляющего хором в храме иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской Кондратьевым Владимиром Анатольевичем. Также от певицы смешанного хора Троице-Сергиевой Лавры, в 70-х годах певшей в Патриаршем хоре Богоявленского Елоховского собора п/у В.С.Комарова и управлявшей там на левом клиросе Зининой Ирины Алексеевны. Ценную информацию нам предоставил заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии Полищук Евгений Семенович.
Структура работы:
-
введение
-
биографический словарь «регенты ХХ века Москвы»
-
два приложения
-
список литературы
-
нотное приложение
В введении дана краткая характеристика эпохи, с обзором этого времени для церковно-певческой Москвы. А также сделаны некоторые выводы и предположения после изучения всего доступного нам материала.
Основная часть работы представлена в виде биографического словаря (фамилии всех регентов даны по алфавиту), и содержит информацию о месте и времени работы того или иного регента, а также некоторые другие биографические данные, которые удалось найти. Материал оказался очень специфическим и труднодоступным. В словарь вошли статьи, как о мало известных регентах, так и о знаменитых, таких как Чесноков, Данилин, Комаров, Матвеев. Регенты, бывшие в те годы в священном сане: Святейший Патриарх Пимен (в 20-е годы управлявший в Богоявленском соборе в Дорогомилове), протоиерей Борис Писарев, протоиерей Стефан Андрусенко, священник Василий Зиновьев и другие. Регенты, более известные нам, как духовные композиторы: Астафьев, Рютов, Чмелев, Третьяков. Люди, прославившиеся, как светские дирижеры: Александров, Свешников, Алексеев. Наконец, освещены целые регентские династии: Агафонниковых, Афанасьевых.
1 приложение содержит наиболее интересные фрагменты интервью московских регентов – Н.С.Георгиевского, А.В.Рыбаковой, С.И.Беликова. Во 2 приложении находятся репертуарный список песнопений, исполнявшихся Патриаршем хором Богоявленского собора в Елохове п/у В.С.Комарова, а также уникальные, ранее на где не издававшиеся фотографии этого знаменитого регента, любезно предоставленные нам И.А.Зининой. Нотное приложение содержит 18 рукописных духовных сочинений регентов Москвы, о которых мы пишем (в том числе и автографы), из личной коллекции регента А.В.Рыбаковой, и из собрания Синодальной библиотеки Московского Патриархата.
В заключении хотелось сказать то, что пока еще живы свидетели церковно-певческой Москвы середины века. Сейчас самое время встречаться с ними, беседовать, изучать их архивы и нотные собрания. Ведь, главный вывод, который мы сделали изучив всю информацию, что преемственность традиции московского дореволюционного пения не утеряна. Надеемся, что данная работа является только первым шагом в изучении этой темы.