Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
История религии: Краткий (Учебное пособие, часть 2)

ТЕМА 2: ХРИСТИАНСТВО В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

2.1.1. Возникновение и развитие христианства в апостольский период, возникновение первых христианских церквей(поместные церкви).


2.1.2. Библия как источник христианской веры. “Ветхий Завет”.
2.1.3. “Новый Завет”


Занятие 1. Происхождение христианства, его учения и основы богослужения.


Иисус Христос как воплощение единства вечного и преходящего, Несотворенного и сотворенного, закона и благодати, Ветхого и Нового Завета их центральное Лицо(фигура). “Ветхий”(псалмы и пророчества о Мессии-Христе) и “Новый Завет”-ы (Евангелие) о духовной миссии, земной жизни и проповедничестве Иисуса Христа, объяснение Христом вопросов веры и религиозной морали, изложения им сути христианства.

Духовный, нравственный и рациональный аспект христианства, анагогическое(священное, сакральное) и рациональное толкование его положений.

(Анагогическим(священным, сакральным) и аллегорическим (иносказательным) называются духовный и нравственный аспекты христианства. ).

Распятие, воскресение и вознесение Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов, распространение ими учения Христа и утверждение Церкви Христовой. (Формирование христианства и церквовных общин в апостольский период(1- 2 вв. после Р.Х.) и их развитие во 2-3 вв. после Р.Х.).

Патрология и патристика как философия учение основанное на опыте духовной борьбы и жизни отцов церкви и систематизированная форма их учений о Христианстве, Церкви, религиозной морали, духовной жизни, отношения Церкви и государства. Борьба Церкви с еретичеством и сектантством в раннем Средневековье.

Апологетика(по греч. «аполос» - защитник, обосновывающий, апологет – буквально защитник Церкви, Веры) как направление раннехристианской философии.

Согласно Библии апостолы получили дар Святого Духа во время молитвы в день Пятедисятницы, когда “



  1. все они молились единодушно вместе.

  2. И внезапно сделался как бы шум с неба, как бы от несущегося и наполнил весь дом, где они находились;

  3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них.

  4. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать.

  5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.

  6. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих своим наречием” (см. “Деяния св. Апостолов” 2. 1- 6).

Проповедуя в день сошествия святого Духа в Иерусалиме апостол Петр приводит то место из пророчеств пророка Иоиля, в котором Господь предрекает своему народу, что в «последние дни…»

Бог изольет от Своего Духа на всякую плоть и «сыны и дочери ваши будут пророчествовать, юноши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляться будут».

Тогда, Господь изольет от Своего Духа на своих рабов и рабынь, и они вновь будут пророчествовать, на небе и земле произойдут чудеса и «наступит великий славный день Господень», когда всякий, призывающий имя Его спасется.(«Деян.2: 16- 21).

Апостол призвал иудеев внимать слова об Иисусе Назорее, верить в Него и знамениях, приводя свидетельства о Мессии-Христе ветхозаветных пророчеств, псалмов, Книги Царств. Доказывая, что Иисус Христом есть тот Мессия, о котором царь Давид, говорит, что Он не даст истлеть его душе в аду, над Ним не властна смерть, и, именно, разрушив узы смерти, седят одесную Бога.

После проповеди о Мессии апостол призвал уверовать в Него и креститься Христовым крещением во спасение. Призыву апостола вняли многие евреи и неевреи и уверовав в Христа, крестились и преломляли хлеб (Деян.2:22- 47).

Основанию христианской церкви способствовало также оказание материальной помощи голодающим и притесняемым христианам Иерусалима и других общин, а также утверждение связей между различными церковными общинами.

Слово “ортодокс” (по греч. идущий верным путем, в духовном смысле – исповедующий истинную религию(веру), православный), а также, тот, кто руководствуется решениями(правилами и определениями) Вселенской Христовой церкви, признаваемой земным образом Христа и Храмом Святого Духа.

Ортодоксальными считаются христианские церкви, признающие источником веры, боговдохновенность Библии, состоящей из “Ветхого” и “Нового Завета”, и руководствующихся “Символом Веры”, каноническими определениями и другими решениями Вселенских Соборов.

Кроме католической(по греч. “католикос” означает вселенский, всеобщий) ортодоксальными церквами также являются Православная, Армянская Апостольская и Коптская Церкви.

Армянская Апостольская Церковь в вопросах веры руководствуется решениями первых трех, Русская и большинство Православных Церквей - семи, а Католическая всех двадцати двух - Вселенских соборов, а также признает толкования отцов церкви.

Отцами церкви являются священнослужители, которые признаются церковью авторитетами в вопросах веры.

Церкви в вопросах вероучения и богослужения, в частности, совершения святых таинств, принимающие за основу Канона положения “Символа Веры”, принятого 1-ым Никейским Вселенским Собором, истолковывают понятие “ортодокс”, также как последователь, продолжатель Апостольской традиции.

Под этой традицией понимается традиция, установленная апостолами в основанных ими церковных общинах, сохраненная и развитая их учениками, малыми апостолами, равноапостольными последователями Христа, епископами и иереями. Последователи апостолов бережно сохранили и передали унаследованные от Христа и апостолов власть и духовное наследие, передав ее пастырям.

Земная церковь, также признается продолжением Церкви Небесной главой, Которой является Христос, а Ее членами – ангелы, святые и праведники победно закончившие земную борьбу со злом.

“Гетеродоксальными” считаются течения и направления, которые не являются православными, традиционными. Они не признают Канона, толкований Евангелия, Канона данных Вселенскими Соборами, и отцами церкви, отрицают иерархию(по греч. священновластие), а также земную церковь как посредника между человеком и Христом.

Они аргументируют тем, что в вопросах Веры руководствуются исключительно Евангелием и считают церковью собрание верующих, хотя среди гетеродоксальных направлений много таких, которые руководствуются “Ветхим Заветом”, считая “Новый Завет” неканоническим, нравоучительным источником.(Об этом подробнее в разделе “Протестантизм”).

Отцами церкви принято считать тех священников, которые внесли большой вклад в защиту Христовой веры, Церкви и Ее единства в разработку основных и наиболее спорных вопросов христианской веры, Канона и его положений, а также общемировоззренческой доктрины Церкви, в том числе Ее отношения к вопросам морали, знания(науки), социальным проблемам.

Святыми считаются те священнослужители и миряне жизнь и дела, которых явились воплощением образа христианина, примером беззаветного и самопожертвенного служения Богу, познанию и выполнению Его воли, защиты и распространения христианской веры и церкви, духовной мудрости и опыта, благочестия как в духовной жизни, так и в миру.

Практически, все отцы церкви признаются ортодоксальными церквами святыми.

Признаваемых всеми ортодоксальными церквами святыми, иногда называют общехристианских святых. Среди отцов церкви это: Тертуллиан, Стефан, Августин (Блаженный) Аврелий, Александр Александрийский, Иоанн Златоуст, Макарий Великий, Григорий Нисский и др..

Каждая ортодоксальная церковь помимо общехристианских, признаваемых всеми ортодоксальными церквами имеет, почитаемых только ею святых и процедуру канонизации, причисления к лику святых.

Армянская Апостольская Церковь, также как и другие ортодоксальные церкви почитая ангелов, святых и других небесных покровителей всегда требовала и требует поклонения только Пресвятой Троице.

Исходя из этого, любые обвинения со стороны некоторых сект и гетеродоксальных направлений в том, что, чествуя святых отходит от Христовой веры или культивирует поклонение вместо, или наряду, Троицей или Единым Богом небесной иерархии абсолютно не обоснованы.

Почитая Богоматерь, Пресвятую Деву Марию ангелов и святых церковь видит в них небесных заступников, ходатаев перед Богом в Невидимой Небесной Церкви, а также считает, что заступники незримо присутствуют в земной церкви, будучи примером смирения и веры.

В Армянской Апостольской Церкви, как и в других ортодоксальных церквах среди святых выделяются священномученники, подвергшиеся гонениям, пыткам и убиению за веру и Церковь.

В Армянской Апостольской Церкви к лику святых, также как и в других ортодоксальных церквах святыми признаны также те священнослужители, которые внесли особо важный вклад в разработку вопросов доктрины Армянской Церкви как по обрядовым и культовым вопросам, так и вопросам религиозной морали, национально-государственного строительства, образования, культуры, языка.

К святым Армянской Апостольской Церкви причислены свв. апостолы Фаддей и Варфоломей, которые явившись по воле Христа в Эдессу(Урфа) ко двору армянского царя Абгара, правившего в Осроене, называемом армянским Междуречьем, в 1 в. после Р.Х. и передали армянскому царю и народу благословение Господа.

Они передали царю благословение Христа и платок, сохранивший изображение Его лика, после молитвы они излечили царя, от тяжелой и считающейся в то время неизлечимой болезни, став первыми апостолами и просветителями Армении.

Применительно к сказанному, нельзя не указать еще один аспект почитания святых – святые являются вехами в истории Армянской Церкви, духовной борьбы и развития верующих армян.

К святым Армянской Апостольской Церкви раннего периода были причислены царь Абгар(в православной литературе он называется на греческий манер «Авгарий») – первый христианский правитель в Армении и во всем мире; патриарх Адде – учеником и духовным наследником апостолов, преданный мученической смерти, прямо в церкви во время богослужения армянским царем Санатуруком; дева Сандухт, первая армянская дева священномученница, подвергшаяся истязаниям и мученической смерти по приказу своего отца Санатурука за отказ вернуться в лоно язычества и отречься от Христа.(Наследники Абгара цари Вагарш и Санатурук в начале благосклонно относившиеся к христианам, под давлением местной знати вернулись к язычеству, и подвергли апостолов Христа и их учеников гонениям и мученической смерти.).

Святые также олицетворяли борьбу церкви и нации во имя защиты Слова Божьего и христианства, армянской государственности и народа от посягательств и попыток искажения.

Они всегда были на страже чистоты Христовой веры и традиций утвержденных апостолами, мужественно порой ценой жизни и жестоких мучений, они противостояли попыткам опорочить церковь, подменить истинные ценности ложными и превратить церковь в заложницу политических интриг и рационально-идеологических клише.

Каждому святому Армянской Апостольской Церкви посвящен праздник во время которого, как и во время чествования общехристианских святых священник специально освещает суть праздника и останавливается на знаменательных деяниях и эпизодах жизни святого.

При обсуждении основопологающих, вызывавших серьезные разногласия между различными церковными общинами и школами, вопросов христианской веры иерархи уповали не на волю Бога, часто полагались на силу своего разума логических аргументов, а иногда физическую силу и царствующих покровителей.

Бывали случаи, когда участников собора, избивали заставляя принять то или иное решение. Примером этого является известный “диоскуров Собор”, вошедший в историю как разбойничий.

В основе разногласий лидеров различных церковных общин и глав школ лежали, как правило, политические и экономические интересы соответствующих стран и иерархов, амбиции и т.п..

Вышеперечисленные субъективные и объективные факторы приводили к тому, что иерархии при обсуждении вопросов веры все меньше уповали на Бога, вместо смирения и любви друг к другу старались не отступить от своих позиций и убедить оппонента.

В следствие этого, принимаемые решения были не воплощением Божией Воли, а результатом дискуссии и взаимного компромисса, тот дух и атмосфера, которые господствовали при обсуждении различных вопросов на соборах способстовали расколу, а не единству Церкви.

Все это побудило Армянскую Апостольскую Церковь прекратить участие во Вселенских Соборах после третьго Вселенского Собора.

Если вышеуказанные святые олицетворяют начальный этап истории Армянской Апостольской Церкви, период начала распространения и утверждения христианства в Армении, то следующий этап развития церкви охватывает период предшествующий прекращению гонений на Церковь и утверждению христианства государственной религией Армении в 301г. (период правления Тиридата 3-го) и в последующие годы.

Этот и более поздние этапы развития Армянской Апостольской церкви символизируют святые мученники Воскианы и Сукиасианы, Гаянэ и девы Рипсимианки, Григорий Партев(Просветитель, по армянски- Лусаворич) и его духовные и кровные наследники, пастыри Армянской Церкви: младший сын Григория Лусаворича Аристакес, и младший Вртанес, внук Лусаворича Саак, Нерсес 1-й Великий. Младший сын Григория Лусаворича Аристакес стал первым армянским католикосом( по греч. католикос – архипастырь) обладателем звания, которое присваивается земному главе(верховному предводителю) Армянской Апостольской Церкви.

Все перечисленные святые из рода Григора Лусаворича и Нерсес Великий были каталикосами и выходцами из рода Лусаворича(Партева).

К святым мученникам Армянской Апостольской Церковью причислены и чествуются, все сражавшие и павшие в войнах за веру, церковь и Родину в боях против зороастрийской Персии в 337г. под командованием спарапета Ваана Мамикояна и 451г. под командованием спарапета Вардана Мамиконяна.

Праздники(дни поминовения) священномученников – воинов принято называть по фамилиям, например, мамиконянц, - последователей Ваана Мамиконяна, именам: вардананц – сражавшихся и погибших под командованием Вардана Мамиконяна, а также духовным именам – именам, под которыми они начали служить Богу и предводительствовать над своими последователями. Примером этого служат вышеназванные Воскианы и Сукиасианы … ..

В день чествования мамиконянов(мамиконянц) и вардананц поминаются все павшие в сражениях за народ, родину и церковь с древнейших времен до наших дней.

Из светских правителей и общественных деятелей к святых причислены: царь Тиридат 3-й, который после чудесного излечения Григорием Лусаворичем от тяжелой болезни, в 301г. после Р.Х. приостановил гонения христиан, и приказал возвратить конфискованное им имущество и титулы, восстановить разрушенные христианские святыни и создать новые, царь Врамшапух по приказу и при покровительстве которого Месроп Маштоц в 405г. после Р.Х. создал армянский и грузинский алфавиты.

Основоположниками армянской письменности являются каталикос Саак Партев и Месроп Маштоц.

Каталикос Саак, из рода Лусаворича, известный наряду с Григором Просветителем(просветитель веры) и Нерсесом 1-м Великим(просветитель душ, совести), как третий великий просветитель армян – просветитель мысли, разума, не только покровительствовал Месропу Маштоцу, но и участвовал в создании письменности.

Система письма, созданная Даниэлом Асори и просуществовавшая до создания Маштоцем алфавита не позволяла достаточно полно и точно, в соответствии с особенностями армянского менталитета и общественного уклада излагать, строить и развивать мысли.

Переводчики помимо Библии и другой духовной: святоотеческой, вероучительной, посвященной литургике литературы, перевели на армянский язык произведения культуры, выдающихся мыслителей- философов Платона, Демокрита, христианских философов, в частности отцов церкви, книги по архитектуре, музыке, медицине и т.п..

В честь 100 переводчиков установлен праздник переводчиков.

Изобретение письменности позволило сохранить и полнее развивать армянскую культуру, науку, общественно-политическую мысль.

К святым Армянской Апостольской Церкви также относятся выдающиеся теологи и философы Езник Кохбаци, Егише и Мовсес Хоренаци (все они жили в 5 в. после Р.Х.), Григор Нарекаци( 10- 11 в. после Р.Х.), Нерсес Шнорали(12 –13 вв. после Р.Х.), Вардан Айгекци, Ован Воротнеци, Григор и Матевос Татеваци, которые были не только священнослужителями, но и идеологами национально-освободительной борьбы и крупными общественно-политическими деятелями.


2.1.2. Библия как источник христианской веры. “Ветхий Завет”.
Даже в период существования советской тоталитарной системы известный филолог и религиевед И. Шифман невольно признавал, что переводы Библии, совершенные по приказу императора Египта Птолемея 2-го во 2 в. до Р.Х. семидесятью, а по некоторым данным семидесятью двумя учеными- переводчиками удивительным образом совпадали и отличались точностью. (Перевод Библии на греческий назывался «септуагинта» - «перевод семидесяти толковников»).

Это может быть объяснено только тем, что рукой передочиков водил Бога, ибо только с Его помощью тексты, составляемые на протяжении десятилетий, большим количеством людей, работающих в разных частях страны, причем будучи изолированными друг от друга, что исключает вероятность согласования ими содержания переведенного материала, могут иметь такое внутреннее единство и настолько совпадать. При этом перевод Библии написанной на несколько языках за несколько сот лет отличался поразительной точностью.

Согласно Священному Преданию до рождения Иисуса Христа в живых остался старец Симеон, который умер только, после того как взял на руки и благословил младенца Иисуса принесенного в Храм на 8 день после своего рождения.

По иудаистской традиции на восьмой день после рождения младенца надлежало ввести в Храм и обрезать, после этого он получал имя.

Священное Предание говорит, что Симеон, начав переводить Библию еще молодым дошел до перевода пророчества о рождении Христа в результате непорочного зачатия, когда был уже пожилым человеком. Рождение Мессии от молодой женщины меняло суть пророчества, из чуда оно превращалось в предсказание о рядовом событии.

Как только вместо слов “и зачала Дева в чреве своем”(“Дева” – “ ветула” ) он попытался написать “и зачала молодая женщина(алма)…..“, что полностью исказило бы смысл пророчества, ему явился Ангел Господень и воспретил.

О Симеоне в Евангелие от Луки говорится: “25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем;

26. Ему было предсказано Духов Святым, что он не умрет пока доколе не увидит Христа Господня;

27. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд,

28. Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29. Ныне ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром;

30. Ибо видели очи мои спасение Твое,

31. Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32. Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.”(см. Лук.2: 25- 33).

Как было сказано иудейское духовенство было крайне ревностны в вопросах соблюдения точности Закона и Священного Писания.

Канонические книги могли переводить и истолковывать только специально отобранные ученые -священники – масореты. Книги и отдельные тексты Писания троекратно проверялись.

С оригиналом сверялось не только содержание книг, текстов, но и стихов и знаков препинания и других символов.

Это исключало несоответствие различных переводов Писания с оригиналом, противоречия в канонических источниках, в том числе в текстах, переведенных семюдесятью толковниками.

Как отмечает Джош Мак- Дауэлл Сам Христос ни разу не критиковал и не сомневался в достоверности Моисеева Закона(письменной “Торы”), Его критика касалась устной “Торы”, собрания традиций и толкований канонических правил представителями различных школ и направлений иудаизма, а также ее положений, которые противоречили букве и духу Закона.

(см. Джош Мак Дауэлл «Неоспоримые свидетельства». Москва. «Соваминко» 1990): ……….

Достигнув тридцати лет, Христос был крещен Иоаном Крестителем(Предтечей) в реке Иордан(Матф.3: 15- 17), Он удалился в пустыню, где сорок дней постился и “напоследок взалкал”(Матф.4:2, Лк.4:2), победив сатану возвратился в Галилею.(Матф. 4. 3-12)(Лк. 3-12).

Христос проповедовал и совершал чудеса три года, затем был осужден еврейским духовенством – Синедрион (дословно собрание духовных предводителей - начальников) на смерть за богохульство, и предан в руки римских властей, подвергнут пыткам, истязаниям, распятию на кресте.()

На третий день после распятия Христос воскрес, явившись сначала трем женщинам обнаружившим его могилу пустой, а затем своим ближайшим ученикам и последователям - апостолам, затем множеству 500 и 4000 верующим.

На сороковой день после Воскресения Он вознесся, пообещав апостолам прислать Святого Духа – Ходатая и Примирителя.

Основные положения христианской веры “Символ Веры”, принятом Первым Никейским Собором 325г..

В нем указаны и объясняются, такие положения(члены “Символа Веры”) как 1.Бог, 2.Сын, 3.Вочеловечение, 4. Иисус Христос, 5. Воскресение Христа, 6. Вознесение Христа, 7. Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, 8. Святой Дух, 9. Церковь, 10 Таинства, 11. Воскресение Мертвых, 12. Страшный Суд. ( см. Священномученик епископ Горазд «1168 Вопросов и ответов о православной вере».М Изд-во Кирилла и Мефодия, 2001сс.15-168).

Христиане принимают Библию как боговдохновенную книгу, которая состоит из «Ветхого Завета» и «Нового Завета».

«Ветхий Завет» включает в себя, канонические, пророческие, нравоучительные книги и исторические книги. Последние в особый разряд выделяются Лопухиным.

Книги составляющие «Ветхий Завет» рассказывают об истории дохристианской церкви, о союзе, заключенном между еврейскими патриархами и Богом.

На примере еврейских пророков, судей, царей и народов Бог проявлял Свою волю, силу, милосердие, показывал путь обращения от греха и спасения.

Если «Ветхий Завет» является союзом заключенным между Богом и человеком как существом, находящимся под властью смерти и греха, основные положения которого изложены в Моисеевом Законе, а история ветхозаветной церкви есть пример божественного руководства избранным народом и древней церковью, то «Новый Завет» пример обновления человеческой природы через искупительную жертву Иисуса Христа, утверждения Нового Союза между человеком и Богом, в лице Христовой Церкви как высшего свидетельства и воплощения божественного милосердия и любви.

В этом Союзе посредником и основой обновленной церкви является Сам Иисус Христос человек же выступает как избавленный от власти греха и созданный по образу Бога.

По словам выдающегося теолога 4- 5 в. после Р.Х. Августина(Блаженного) Аврелия в Христианстве Бог выступает в том неизменном, неисследимом, невидимом и вечном выражении своей божественной сущности - триединстве Лиц – Отца, Сына и Святого Духа.

Воплощением совершенства и творением Триединного Бога, Его вечной и неизменной сущности является весь видимый(физический) и невидимый(духовный) мир.

Единство “Ветхого” и “Нового Завета” проявляется и в том, что описанные в нем события и лица являются изложением истории божественного промысла и спасения человека, которая делится на два больших периода до Иисуса Христа и после.

Христианская церковь, рассматривает Библию как источник Христианской Веры и указывает, что центральной Личностью и “Ветхого…”, и “Нового Завета” является Иисус Христос воплощенное Слово Божие.

“Ветхий Завет” как было сказано предваряет явление воплощение и вочеловечение Христа, “Новый Завет” раскрывает и совершает ветхозаветные пророчества.

Бог посредством вочеловечения Христа и Его спасительной миссии выполняет свое обетование данное верующим в Него и живущим по Его законам.

В “Ветхом Завете” посредством заповедей переданных через предводителя евреев Моисею, а затем через откровения пророкам, царям, судьям и священникам и другим избранным, а также совершенных ими чудес Творец являл Свою волю мощь и силу тварному человеку.

В “Новом Завете” Сам Господь, являясь в Образе Единородного Сына – высшем воплощении Божьей премудрости и любви, совершает чудеса и объясняет пророчества, поэтому в ортодоксальном христианстве считается, что “Ветхий Завет” достигает своей полноты и завершения в “Новом Завете”.

Ядром и основой “Нового Завета” и всего христианства является Евангелие, свод свидетельств о земной жизни, проповедях и чудесах совершенных Христом. Оно составленно апостолами, и их ближайшими учениками. (Католические теологи часто называют Евангелие Четвероевангелием, потому что в его основе свидетельства об Иисусе Христе, Его жизни, проповеди, изложенные четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой, и Иоанном. Лука(Иуст) и Марк(Иоанн) примкнули к апостолам после ареста и распятия Христа).

Если заповеди Ветхого Завета запечатлены на двух каменных плитах(скрижалях), называемых Уримом и Тумимом, то столпом Нового Завета стал Сам Иисус Христос, Евангелие и Церковь, созданная по Его образу.

Победив грех и смерть Иисус Христос открыл для человека путь обретения даров Святого Духа, приобщиться к Богу через Христа и Церковь, и превращения человека в храм Духа.

Говоря о духовных(церковных) святых таинствах ортодоксальное христианство понимает такое воздействие Бога на человека при котором, он, освобождаяясь от власти греха устанавливает внутреннее духовное общение с Творцом. Всецело подчиняя Ему и выставляя на суд Божий мысли и дела, верующий надеется и стремится к Тому, что Бог Сам направлял их.

Ортодоксальное христианство исходит из двуединного понимания церкви, церковной общины и верующего, а также и воздействия на них Христа.

Церковь рассматривается и как собрание людей крещенных и объединенных верой в Христа, то есть как земной образ Христа и обитель Духа, и как духовная организация, имеющая иерархию, обрядность, предметы использующиеся для оправления культа..

Верующий также рассматривается как состоящий из материального тела(телесной храмины) и духа, которые объединяются, благодаря победе над смертью и грехом, искупительной жертвой Христа и крещением, поэтому в вероучительной и богослужебной практике ортодоксального христианства всегда всегда подчеркивается: а) приоритет Божественного и духовного над тленным, плотским, б) обновление духа и плоти и преодоления противоречия между различными частями человеческого естества, благодаря и с помощью Иисуса Христа, в) проявление неисследимой мощи и милосердия Божиего в видимых человеку знамениях, делах, словах(молитвах, проповедях и т.д.), г) что дела есть продолжение и проявление веры, ибо «дела без веры пусты, а вера без дел мертва».

Для ортодоксальных христиан «дела веры» - это жизнь в соответствие с заповедями и волей Бога и в духовной жизни, и в социальной.

В отличие от протестантов ортодоксальные церкви не принимают разграничения духовного и мирского благочестия. Этот подход особенно ярко проявляется лютеранском в учении о так называемом мирском аскетизме). Божие руководство не может быть избирательно, то есть ограничиваться лишь духовной жизни и сугубо мирскими делами, оно также не может быть частичным направлять дух и мысли человека во время богослужения, и оставлять его один на один со своими мыслями и совестью в общественной жизни. …..

В другой книге «Нового Завета» - в «Деяниях св. Апостолов» приводятся свидетельства о проповеди Слова Божьего апостолами и их учениками, о чудесах совершенных ими во славу Христа, основании христианской церкви(церковных) общин, их обрядов и иерархии.

В ней, в частности, говорится об избрании первых семи диаконов, кроме вышеназванного архидиакона и первомученника св. Стефана, это Прохора, Филипп, Пармен, Никанор, Никон. После избрания этих семи мужей «исполненных духа и Духа Святого», они были поставлены «перед Апостолами и сии помолившись возложили на них руки».(Деян.6: 5-6).

Диаконы не только совершали богослужение, но и проповедовали Евангелие, обращали и крестили язычников. Свидетельством этому является то, что многие церкви, в том числе Русская Православная Церковь причисляет их к малым апостолам.(см. Жизнь и труды апостолов господних, семидесяти меньших и прочих равноапостольных благовестников Христовых; Изд- во Владимирской епархии, 2003; сс.192 – 203).

В третьей(книге) части «Нового Завет» - в «Посланиях свв. Апостолов» содержатся письма(послания) апостолов руководителям и членам основанных ими и их учениками церковных общин, в последующем они именовались национальными(или поместными) церквами.

Ряд этих посланий обращен к общине как собору(собранию верующих), поэтому они называются соборными. Другие письма обращены к конкретным ученикам и последователям, возглавлявшим или имевшим большое влияние в соответствующей церковной общине.

В письмах апостолы разъясняют верующим вопросы, касающиеся христовой веры, богослужения организации внутренней жизни христианской общины и др..

Четвертой(частью) книгой «Нового Завета» является «Откровение Иоанна», которое по гречески называется «Апокалипсис». В ней описано видение, полученное апостолом Иоанном на острове Патмос, на который он был сослан и находился под присмотром военных.(см. там же).

Иоанн получил видение(Ему было открыто Духом) о будущем Христовой Церкви, основных периодах и событиях в ее истории сквозь призму борьбы добра с силами зла, об утверждении всемирного правления зла, власти противника Бога антихриста, о гонениях Христовой церкви и праведников и святых, особенно, ужесточающихся в последние дни перед концом света, о борьбе и победе над злом сил добра во главе с Агнцем, о последнем дне и Страшном Суде, о воскресении мертвых, о Втором Пришествии Христа, о Страшном Суде и тысячелетнем правлении Христа и праведником на обновленной земле.

Библию по армянски называют и «Surb Girk» («Святой Книгой» или «Священным Писанием») и «Astvatcashunch» («Аствацашунч» - «Дыхание Бога» или «Боговдохновение»), что практически полностью соответствует Ее греческому переводу.

Согласно А.П. Лопухину ««Библия», - слово, греческое, значающее «книги», ставится с определенным артиклем «та», во множественном числе, то есть это значит: «Книги с определенным содержанием;

Это определенное содержание есть Божие откровение людям, данное для того, чтобы люди нашли путь к спасению, то есть сделались бы достойными жить общей жизнью с Богом, то есть жизнью общей и радостной, в любви к Творцу и друг ко другу, ко всем Богом сотворенным существам.

Эту цель Библии, ее определенное содержание надо помнить при ее изучении, так как иначе будет непонятно, почему Библия отмечает одни явления и пропускает другие, отвечает на одни вопросы и молчит о других, кажущихся на первый взгляд столь же заслуживающими внимания».

(см. Лопухин В.С. Библейская история Ветхаго Завета. Издание братства Иона Почаевского Монреальская и Канадская епархия Русской Православной Церкви, Монреаль 1986г, с.7)

Библия также нравоучительная книга. В ней божественная природа(сущность) проявляется во всей любви, милосердии и полноте в Своем Единородном Сыне, Предвечном Логосе – Слове, источнике вечной жизни, охватывающем все Священное Писание.

В статье посвященной Библии говорится на теологическом сайте https://teologia.ru:



  • “Ветхий Завет” подгатавливает “Новый”, в “Новом” раскрывается и осуществляется все о чем говорилось в “Ветхом”

  • “Новый Завет” скрывается в “Ветхом”, “Ветхий Завет” объясняется(опять же раскрывается) “Новом”

  • Христианство исходит из того, что “Ветхий Завет” следует изучать в свете умершего и воскресшего Христа, “Новый Завет” требует, чтобы его читали в свете “Ветхого Завета”.

События, описанные и предсказанные в «Ветхом Завете» достигают своей спасительной вершины, когда «Бог будет везде». Это совершается, когда Сын Божий является во плоти и осуществляет Свое земное предназначение, освобождая человека от власти греха и воссоединяя его с Творцом.

(А земная жизнь и совершенные в течении нее чудеса и другие дела по обращению и спасению людей являются центральной темой Евангелия и «Ветхого Завета»).

В христианстве говорится не об ограждении(отделении) человека от греха, как в ветхозаветные времена, а об освобождении от власти греха.

В “Евангелии от Иоанна” говорится: “Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать об этом подробно, то, думаю и самому миру не вместить бы написанных книг”.(см. Иоанн 21:25).

Православная церковь считает каноническими 46 книг “Ветхого Завета”, то есть еще 11 книг, кроме Пятикнижия Моисея, “Книга Иисуса Навина”, “Книга Судей Израилевых”, “Книги Руфи”, двух книг Самуила и Царств, “Хронист” или “Паралипоменон”, две книги “Ездры” и “Неемии”, “Есфири”, книги “Иова”, “Псалтиря”, “Книга Притчей соломоновых”, книга “Екклесиаста, или Проповедника”

В отличие от “масоретских” книг, которые ортодоксальные церкви считают каноническими, катехическими, эти одинадцать книг: три книги Маккавейские, три Ездры, книга Товии, Юдифь и другие считаются апокрифами, то есть душеполезными, полезными для понимания веры и обретения благочестия, но не каноническими.

Добавим, что авторство большинства содержащихся в Псалтире 150 псалмов: духовных песен прославляющих Бога приписывается израильскому царю Давиду, а последних трех его сыну Соломону.

В Книге Проповедника и «Екклезиаст»-е царь Соломон проповедует о смысле жизни и указывает, что счастливым может быть не тот, кто стремится к материальным благам, а тот кто живет по заповедям Божиим.(Екклезиаст или Екклез.)

В «Песне песней» Соломон в литературно-поэтической форме на примере непорочной любви жениха к невесте пророчески говорит о чистой и святой любви Христа к Церкви.

В «Ветхий Завет» также входят: Книги Исайи, Иеремии, Иезекиила и Даниила, которых принято считать большими(великими) пророками.

В “Книге пророка Исаии” пророк с удивительной прозорливостью и удивительной точностью описывает подробности жизни Спасителя, в частности, пророчествует о том, что Он родится от Пресвятой Девы. По этой причине Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. В “Книге пророка Даниила” пророчески говорится о рождении Христа.

Кроме книг четырех больших пророков существуют также книги 12 “малых” пророков. Это Книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Малахии, Аггея, Захарии. В этих книгах также рассказывается о Мессии- Спасителе. Пророк Михей рассказывает о рождении Мессии в Вифлееме( гл. 5:2), пророк Захария о Его “ славном въезде в Иерусалим(гл.5:2)” и “Его страданиях”(гл.13:7). Исаия также рассказывает о том, что будет подготавливающий учительство Христово – Иоанн Креститель.


2.1.3. “Новый Завет”
В “Новый Завет” состоит из 27 книг.

Это четыре Евангелия, “Деяния свв. Апостолов”, двадцать одно послания апостолов, “Откровения Иоанна” или “Апокалипсис”.

В Евангелии описывается рождении Иисуса Христа, Его жизнь, учение, дела, страдание, то есть то, что совершил во имя спасения человечества в течении Своей земной жизни.

Согласно епискому Чешских земель и Словакии священномученнику Горазду: “Слово “Евангелие” по гречески означает благовестие, потому что учение Христа примирение и вечная благодать, то есть то, выше чего ничего нету”.

Первые три Евангелия были составлены в 50-70-х гг. , а “Евангелие от Иоанна” в 90 г. от Р.Х.

В “Деяниях свв. Апостолов” рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мученниках св.Стефане и св.Иакове, брате Господнем по плоти, епископе Иерусалима, об Апостольском Соборе(собрании апостолов) и о жизни первых христианских общин. (см. “Деяния св. Апостолов” гл. 7 и 12: 1-3). “Деяния св. Апостолов” написаны около 64г..

Св.Стефан называется также первомученником и архидиаконом.После рукоположения он проповедовал Евангелие и совершал чудеса и наущению был побит иудейского духовенства был побит камнями их слугами и толпой. Перед смертью Стефан видел разверстое небо и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога, о чем и свидетельствовал, побиваемый камнями. Но слуги иудейских священников и их последователей заткнув уши продолжали его побивать камнями(Деян. 7: 55- 60). В (гл.12: 20-24) также рассказывается о смерти Ирода.

Послания – это письма апостолов направленные, главным образом тем церковным общинам, которые основали они или их ученики. В ортодоксальном христианстве признаются 12 великих и 70 малых апостолов. 12 великими называются апостолы Иисуса Христа, то есть призванные им на служении. 70 малыми апостолами называются миряне и священнослужители, которые проповедуя Евангелие, обращали в христианство язычников и став основателями христианских общин. Малые апостолы и равноапостольные мужи и жены внесли большой вклад в защиту христианской веры.

В православной традиции помимо 12-ти избранных Христом, первых апостолов, признаются семьдесят меньших апостолов, которые присоединились уверовали в Христа и начали проповедовать Евангелие, крестить и причащать, в последующем.

К малым апостолам относятся евангелисты Лука и Марк, брат Христа по плоти Иаков и др., Фома, Фаддей, семь диаконов, проповедовавшие вместе с апостолами Варнава, Тит, Филимон, Тимофей и другие.

Помимо больших и малых апостолов признаются также равноапостольные мужи и жены, которые уверовав в Христа и обратившись, стали сотрудниками апостолов в благовествовании Спасителя и Его Евангелия, а также основателями церковных общин. Равноапостольными мужами являются как упоминаемые в Библии сотник Корнилий, Никодим, Лазарь четырехдневный, воскрешенный Христом из мертвых, Закхей и др., так и уверовавшие во Христа и примкнувшие к апостолам позже свв. Логгин, Юулина, Аверкий, Поликарп и другие.

Ряд равноапостольных жен возглавляет Пресвятая Богородица, к ним также относится Мария Магдалина, Марфа, мать Константина 3-ого Великого Елена, благодаря, которой был найден Крест на котором был распят Иисус Христос, кн. Владимир и кн. Ольга, которые способствовали обращению Руси к спасительной вере и др. ……


(см. «Жизнь и труды двенадцати Апостолов Господних и семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых» Изд- во Владимирской епархии, 2003г., с.375).

Из 21-го послания 14 принадлежат св. Павлу, а 7- другим апостолам: 3 - св.Иоанну, 2- св.Петру, 1 св.Иуде.

В Апокалипсисе описаны тайные видения, которые были даны апостолу Иоанну о будущем Церкви, о действиях врага Христова или Антихриста, о его поражении и конце света.(см. Священномученник епископ Горазд 1168 “Вопросов и ответов о православной вере” Православная Церковь в Чешских землях и в Словакии, Изд-во св. Кирилла и Мефодия в Москве с.13).

Иерархия христианской церкви была основана апостолами Христа. Слово «апостол» на армянском дословно означает «призванный служить», «посланный(посланник)». Прообразом первой христианской общины являлись двенадцать апостолов во главе с Иисусом Христом. Слово «апостол» также переводилось как ученик, последователь. Не случайно, что апостолами считались ближайшие ученики и самые верные последователи Христа.

Началом образования христианской церкви, ее иерархии и обрядности считается тот момент, когда благодаря проповедям апостолов, уверовав во Христа и спасение через веру в Него к их последователям евреям, присоединились также представители других народов(или как о них говорится в Библии язычники) образовав первые христианские общины.

Главами общин в последующем ставших поместными или национальными церквами стали рукоположенные апостолами епископы….


Апостолы не только рукополагали епископов и пастырей(священников) и даже диаконов, но и посредством рукоположения передавали им унаследованное от Христа право “пасти духовное стадо”, отпускать грехи, крестить, изгонять бесов и т.п..

Созданные апостолами церковные общины получили название апостольских (по армянски arakelahastat – утвержденных апостолами). Каждая из имеет порядок рукоположения(посвящения), иерархию(класс служителей), систему богослужения и обрядов, сложившиеся еще во времена апостолов.

Это доказывает ложность утверждений о том, что иерархии и св.таинства рукоположения (посвящения) не существовало в апостольский период или в так называемом “раннем христианстве”, и будто бы они были введены в последующем в 3-4-х вв. после Р.Х..

В “Новом Завете” отмечается, что епископ должен быть смиренным, человеколюбив, правдолюбив, мужем одной жены, не бийца(не сварлив), не гневлив и т.д.

11-ой главе “Деяний св. Апостолов” приводится речь апостола Петра в Иерусалимской церкви, в которой апостол объясняет верующим-евреям, что Иисус Христос есть Мессия, спасительность христианского учения и Нового Завета не только для евреев, но и всех народов(языков) и людей(см. 1-18 указанной книги).

После получения дара Святого Духа апостолы, как и было предречено Христом начали говорить на разных языках и распространились по всему миру, проповедуя спасительную учение Христа(“Деяния…” 2: 1-2).



Добавим, что до 4-го века после Р.Х. епископ был высшим иерархом земной христианской церкви, выше него было только собрание епископов, а выше него Бог, Иисус Христос, который всегда незримо присутствует в церкви, среди призывающих Его имя и верующих в Него.

Фактически, первыми христианскими епископами(по гречески – наблюдающий, смотрящий сверху, начальник) были именно апостолы Христа, которые своими делами, посланиями и поведением разъясняли членам церковных общин вопросы, связанные с Христовой верой, религиозной морали, олицетворяли духовно-нравственный облик христианского священника и миряна.

В “Ветхом Завете” рассказывается о том, как Моисей будучи косноязычным по велению Бога назначил первосвященником своего толмача и двоюродного брата Аарона. После Аарона первосвященником стал его младший сын Елиазара.

В Евангелии говорится о том, что после распятия Христа завеса в Святая Святых разорвалась на двое. Это означало, что отныне между Богом и людьми не стало препятствий, Христос после воскресения явился сквозь закрытые двери апостолам, духовная связь человека с Богом нарушенная первородным грехом восстановилась.

В ортодоксальном христианстве считается, что посредством святых таинств и церковным службам Бог через Христа незримо присутствует в Церкви и душах верующих, укрепляет, управляет и направляет их.(Об этом подробнее будет сказанно в разделе 2.2.4. “Святые таинства”).

Напомним, что в христианстве под внешним храмом церковь понимается не только как строение и духовный институт, но и тело(телесная храмина) и внешнее благочестие верующего, а под внутренним вера и незримое присутствие в Церкви и душах верующих Святого Духа и водительство Христа.

В ортодоксальных церквах община состоит из мирян(прихожан) и служителей церкви, которые в свою очередь делятся на церковнослужителей и священнослужителей.

Церковнослужители, как и левиты - служители храма в Древнем Израиле, в христианской общине помогают священнослужителям, священнодействующим во время богослужений в Древней Церкви, а в Христовой выполняющие св.таинства. В обоих церквах они являются духовными руководителями верующих.

Как и в древние времена считается, что храм бывает внешним – строение и внешняя сторона служения и внутренний – незримый - духовное общение с Богом, посредством священнодействия.

Внутренний храм душа человека и единство верующих во Христе и Духе Божием, Его постоянное присутствие в храме(в душе всех верующих и каждого из них в отдельности), неисследимое воздействие Всевышнего на верующих в Него.

В древней церкви только первосвященник имел право раз в год для принесения жертвы Господу входить в комнату называемую Святая Святых.

Церковь и ее иерархия построена по аналогии с Небесным Иерусалимом и Царством Божиим.

В древние времена Иерархия церкви состояла из девяти ступеней(чинов) из которых первые, низшие ступени занимали церковнослужители, а (три) последние священнослужители.

В последующем низшие ступени иерархии были объединены в чин учащихся (находящихся в послушании), (по армянски - dpir – дословно учащийся).

А чины диакона и протодиакона были объединены в один чин - диакона.

Высшим чином среди церковнослужителей в Армянской Апостольской Церкви является диакон(по армянски – sarkavag), который считается помощником священника, во время богослужения, он обслуживает Алтарь и олицетворяет уверовавший во Христа и обращающийся от греха народ…

Диакон помогает священнику предводительствовать над общиной или приходом, в отдельных случаях он может выполнять таинство елеосвещения(по армянски- karg hivandats или vergin otcum ).

Церковная община символизирует собой человечество, которое получило возможность духовного спасения, обращения, благодаря воплощению, вочеловечиванию, страданиям, крестной смерти и воскресению Иисуса Христа. Священники символизируют и олицетворяют Христа и Его наследников апостолов, епископов и пастырей, которым по воле Спасителя была дана власть совершать св. таинства: отпускать грехи, крестить, причащать и др, а также наставлять верующих, исповедовать и изгонять бесов.

Таким образом, иерархия Армянской Апостольской Церкви включала в себя 9 ступеней, ныне иерархия состоит из ступеней: послушник-ученик, диакон, священник-пастырь, епископ и католикос.

В Армянской Апостольской Церкви священнослужители делятся на белых, женатых и черных, монашествующих, принявших обет безбрачия. Епископы избираются из числа монашествующих священников. А из числа епископов и других высших иерархов пожизненно, тайным голосованием избирается земной глава Армянской Апостольской Церкви Каталикос всех армян.

Помимо иерархов Армянская Апостольская Церковь и другие ортодоксальные церкви имеют соборные органы, объединяющие как духовенство и мирян, также как и иерархов и пастырей различных уровней.

Высшим духовным органом Армянской Апостольской Церкви является Национально- церковный собор, который в числе других важнейших вопросов избирает каталикоса всех армян. Другим высшим органом Церкви является Верховный Духовный Совет.

Епархии также имеют соборные органы - епархиальные советы, в которые входят главы и священники епархий, а также миряне….

Соборными органами общин являются приходские советы, в которые помимо духовного предводителя – пастора данной общины(прихода) и священников входят члены общин.

Как правило члены советов пользуются авторитетом среди членов своей епархии или прихода и являются благочестивыми христианами.

Отметим, что практически с момента создания церковных общин, еще в апостольский период развития церкви, вопросы связанные истолкованием Библии, Евангелия, христианской веры и богослужения становятся предметом споров и разногласий. Разногласия возникали и между апостолами и, как отмечает епископ Горазд, они были разрешены собранием апостолов.

Созыв совета и собрания(совета) апостолов и освещение им данных вопросов для церкви имело большой духовное и организационное значение.

В духовном плане собор был примером того, как благодаря вере и упования на Иисуса Христа, водимые Святым Духом апостолы преодолели взаимные разногласия и сомнения и вынесли решения объединяющие Церковь.

Совет является примером соединия во имя веры Христа и в Духе преодолеть соблазны, противоречия и сомнения, решать важнейшие вопросы, касающейся жизни церковной общины.

Для Армянской Апостольской Церкви и Восточных Церквей “принцип соборности” является основополагающим принципом организации церкви. Забегая вперед скажем, что еще в апостольские времена возникли такие явления как “ересь”, “еретичество”, “секты” и вероотступничества.

Известный сектовед и религиевед автор книги “Сектоведение” профессор Дворкин указывает, что слово секта происходит от слова рассекать, расчленять.

Под сектой понимается группа верующих, отколовшаяся от церкви на основе ложного учения или толкования вопросов веры. Слово “еретик” и “еретичество” по гречески означают “вероотступник” и “вероотступничество”, отступление от истинной веры и Церкви.

Ложное толкование веры становится основой раскола церковной общины и отхода от нее групп верующих(то есть к образованию сект).

Каждый период развития христианской церкви характеризуется попытками ее искушения и раскола силами зла, как следствие появлением новых ересей и сект…..



В христианстве принято выделять ранне-христианские(арианство, эбионитство, монтанизм, докетизм), средневековые(павликианство, богомилы, валденсы, катары), также как и ереси возникшие в 14-15 вв.(«апостольские братья», «лолобарды» и другие).

Учебное пособие, часть 2 тема 2: христианство в системе мировых религий и цивилизации

Охватывает период предшествующий прекращению гонений на Церковь и утверждению христианства государственной религией Армении в 301г. (период правления Тиридата 3-го) и в последующие

309.07kb.

15 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по хронологии истории стран и их религий часть 1

Данное методическое пособие представляет собой свод таблиц по хронологии истории стран и их религий, изучаемых в курсе «История религий»

373.42kb.

05 09 2014
3 стр.


Учебное пособие Практикум часть II владивосток Издательство вгуэс 2003 ббк ю 60. 6 я 7 16

Ю. 16 Статистика: Учебное пособие. Часть II. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2003-42 с

704.94kb.

10 10 2014
7 стр.


Учебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть я и мое окружение Павлодар

С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,

847.54kb.

12 09 2014
7 стр.


Тема: Христианство План лекции

Христианство появилось в 1 веке нашей эры и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Христианство сегодня в качестве государственной религии принят

126.32kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв ред и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с

4277.23kb.

15 12 2014
23 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие по немецкому языку

Учебное пособие предназначено для студентов юридических специальностей в качестве составной части учебно-методического комплекса по изучению немецкого языка

282.81kb.

14 12 2014
1 стр.