Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

2. https://www.rg.ru/ – «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации».


3. http://www.drofa.ru/ – «Программа Федерального агентства по образованию «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

4. https://www.scrf.gov.ru – «Совет Безопасности Российской Федерации».

5. https://www.duma.gov.ru/csecure/ – Комитет Государственной Думы по безопасности.


Задания для развития и контроля владения компетенциями:


  1. Заполните нижеприведенную таблицу:







Риски и угрозы национальной безопасности РФ

Экономические




Социально-политические




Демографические




Идеологические




Информационные




Экологические



Геополитические



2. Как Вы считаете, достаточно ли места в учебно-воспитательном процессе ВУЗов отводится гражданско-патриотическому воспитанию? Какие воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности проводятся в Вашем учебном заведении?

3. Разработайте фрагмент внеаудиторного воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности.

4. Каким образом, на Ваш взгляд, можно усилить, оптимизировать роль образовательных учреждений в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодежи?

5. Может ли патриотизм стать идеологической основой противодействия терроризму?

ЗАНЯТИЕ 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Компетенции, формируемые на занятии: социально-политическая (умение выявлять и анализировать пути и способы формирования национальной идеи как основы противостояния терроризму).
Основные понятия и категории: нация, национальная идея, национальная стратегия, национальные интересы, общественная психология, идеология, национальная безопасность.
Вопросы для обсуждения:


  1. Проблема формирования национальной идеи.

  2. Формирование национальной идеи как основа выработки антитеррористической идеологии, противостояния росту экстремизма.

  3. Специфика формирования национальной идеи в северокавказском макрорегионе.
Форма занятия: «Круглый стол».


Методические рекомендации по подготовке

к практическому занятию:
«Круглый стол» сходен по методике проведения с семинаром-дискуссией, но отличается по масштабу обсуждаемой проблемы, а также по количеству и составу участников. Цель «круглого стола» рассмотрение проблемы во взаимосвязи отдельных ее аспектов. Это требует от студентов не только более тщательной подготовки, но и овладения навыками ведения дискуссии, аргументации собственной точки зрения, а также наличия достаточно высокого уровня толерантности. Задачами «круглого стола» является обобщенный анализ определенного круга вопросов, выработка умения выделять наиболее важные аспекты проблемы, не отрываясь при этом от общего ее контекста. «Круглый стол» предполагает участие экспертов, которые оценивают уровень ведения дискуссии и умение каждой стороны отстаивать свою точку зрения. В качестве эксперта может выступать приглашенный специалист, например, преподаватель другой кафедры или видный специалист в области обсуждаемой проблематики. Для подготовки к занятию студентов необходимо обеспечить примерными вопросами к обсуждаемой проблеме. Работа «круглого стола» завершается формулировкой выводов, которые излагаются в виде основных тезисов, а также итоговым мнением эксперта (экспертов).
Проведение «круглого стола»

Группе предлагается рассмотреть следующую проблему: почему проблема определения и формулирования национальной идеи так актуализировалась в современных условиях?

Для более детального обсуждения проблемы подготовьте развернутые ответы на следующие вопросы:

– охарактеризуйте историческое развитие национальной идеи в российском государстве. В какой исторический период происходит ее зарождение, и чем это обусловлено?

– что, по вашему мнению, может быть положено в основание национальной идеи для современной России?

– каким образом национальная идея может выступать в качестве основы для формирования антитеррористической идеологии?

– проанализируйте, каким образом национальная идея находит свое отражение в документах, принимаемых на уровне государства (Конституция РФ, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года)?
Группе также предлагается ознакомиться с нижеприведенными высказываниями и ответить на ряд вопросов:


  • Прокомментируйте п. 10 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года:

«На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма».

– Какие меры необходимы для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в этих аспектах?




  • Обсудите и прокомментируйте предложенный отрывок из произведения Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»: «В стране самодержавной монархии, не привыкшей к правам и свободам гражданина, легче осуществить диктатуру пролетариата, чем в западных демократиях… Большевизм отрицал свободы человека, которые и раньше неизвестны были народу, которые были привилегией лишь верхних культурных слоев общества и за которые народ совсем и не собирался бороться» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. С.119, 208).

Приведите примеры из российской политической истории, доказывающие приоритет интересов и безопасности государства над соблюдением интересов и обеспечением безопасности личности.


  • Прокомментируйте отрывок из Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации:

«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». Поэтому принятие в 1993 году Основного Закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации» (Российская газета. – www.rg.ru – 6 ноября 2008 - № 230. – С.7).

Определите, какие приоритеты выдвинул Президент, и как они характеризуют основной курс развития страны? Соответствует ли современное общественно-политическое устройство России задачам обеспечения безопасности личности и государства в равном объеме?


Темы рефератов:


  1. Дискурс о национальной идее в общественно-политической и научной мысли современной России.

  2. Система национальных ценностей и интересов современного российского общества.

  3. Формирование российской идентичности и гражданского патриотизма как консолидирующей основы социума в Северо-Кавказском федеральном округе.



Основная литература:





  1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. – 2006. – 29 июля.

  2. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ (12 ноября 2009 г.) // Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru

  3. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // https://президент.рф/ref_notes/424.

  5. Военная доктрина Российской Федерации (5 февраля 2010 г.) // Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru.

  6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.

  7. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. – М.: «Европа», 2008.

Дополнительная литература:





  1. Васильев А.М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации // Вестник Российской академии наук. 2005. Т. 75. № 8.

  2. Герман Р. Э. Институциональная и идеологическая основа национального и религиозного экстремизма // Институты гражданского общества – основа социального диалога и профилактики конфликтов на Северном Кавказе. – Ставрополь, 2009. С. 41-47.

  3. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. – Минск, 1999.

  4. Иванов В.Н. Феномен терроризма // Социс. 2005. № 7.

  5. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – Ростов-на-Дону, 2004.

  6. Косов Г.В. Политическая концепция ислама: проблема цивилизационного и политологического анализа: Монография. – Ставрополь: Возрождение, 2008.

  7. Петухов В.Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

  8. Пути и средства обеспечения безопасности Северного Кавказа / Коллектив авторов; Под общ. ред. Д.А. Еделева и Н.П. Медведева. Монография. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2009.

Электронные ресурсы:





  1. http://президент.рф/ref_notes/424 – сайт Президента РФ.

  2. https://xmir.eu.org/ – аналитический обзор политического экстремизма в России.

  3. https://www.politstudies.ru – электронный журнал «Политические исследования».

  4. www.novopol.ru – Интернет-журнал «Новая политика».

  5. www.oprf.ru – Официальный сайт Общественной палаты при Президенте РФ.

  6. www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.

  7. www.scrf.gov.ru – Официальный сайт Совета Безопасности РФ.


Задания для контроля владения компетенциями:


  1. Изложите основные постулаты «русской идеи».

  2. Какие факторы современного миропорядка повлияли на изменение содержания национально-государственных интересов России?

  3. Почему проблема нейтрализации причин этнических и религиозных конфликтов особенно актуальна для обеспечения национальной безопасности России? Какие меры могут способствовать их нейтрализации?

  4. Каким образом, по вашему мнению, возможно преодолеть кризис культурно-цивилизационной идентичности России? В чем этот кризис заключается?

  5. Национальная идея новой России должна быть сформулирована на государственном уровне или прийти «из народа»? Какое место в национальной идее и идеологии должна занимать антитеррористическая идеология?


IV. ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА

«АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»
Содержание:


  1. Введение. Общие требования и правила проведения психологических тренингов.




  1. Тренинг для учащихся средних общеобразовательных учреждений «Формирование антитеррористической культуры современного подростка»

  2. Тренинг для учащихся учреждений среднего профессионального образования «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде»

  3. Тренинг для учащихся высших учебных заведений «Формирование антитеррористических установок у учащихся высшей школы»

  4. Список использованной литературы


Введение. Общие требования и правила проведения психологических тренингов.
При профилактике террористического поведения, становится актуальным использование не только методических и теоретических материалов, но и применение групповой психокоррекционной работы. В последнее время психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. Психологический тренинг является многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации (Макшанов, 1999). Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой.
Требования к ведущему

Занятия проводятся психологом или опытным преподавателем.

Желательно, чтобы групповые занятия вели одни и те же специалисты.
Организация групповых занятий

Занятия должны проходить в классе, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений и оборудованном классной доской или планшетом. Стулья, желательно, должны быть выставлены кругом, чтобы каждый участник тренинговой группы мог видеть лица остальных.


Структура групповых занятий

Каждое занятие выстроено по общему плану:



  1. Приветствие.

  2. Упражнения/ Групповые дискуссии и ролевые игры/ Информационная часть.

  3. Рефлексия.


Организация групповых занятий

Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — один раз в неделю (месяц).



В программе предусмотрено 7 занятий.
Упражнения направлены на рефлексию чувств и переживаний, развитие самоконтроля и ответственности, снижение уровня тревожности, развитие волевых качеств и способности к толерантности к окружающим, на снятие эмоционального напряжения. Упражнения разработаны авторами, указанными в списке литературы, и модифицированы в соответствии с целями групповых занятий. Ролевые игры предназначены для развития личностных качеств и способности конструктивного взаимодействия с окружающими молодых людей, проживающих в полиэтничном социуме. Групповые дискуссии и мозговые штурмы предполагают развитие у подростков и молодых людей способности к анализу, формирование негативного восприятия террористической деятельности и экстремизма.
Основные правила группового тренинга:

  1. «Здесь и теперь»

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 

  1. «Искренность и открытость» 

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом.

  1. «Принцип Я» 

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем...», «у нас мнение другое...» и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «МНЕ кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой ты есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. 

  1. «Активность»

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы. 

  1. «Конфиденциальность»

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. 

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.5



2. Тренинг для учащихся 9 – 11 классов средних общеобразовательных учреждений «Формирование антитеррористической культуры современного подростка»

Цель: развитие основ антитеррористической культуры, формирование навыков поведения в условиях террористической угрозы, ознакомление с основами антитеррористической идеологии.
Задачи: сформировать представления о терроризме как угрозе общественному благополучию, выработать негативные установки по отношению к идеологии терроризма, заложить основы правил поведения в ситуации межэтнического конфликта.
Фиксация достигнутых результатов: осуществляется с помощью вербальных и письменных интервью участников тренинговой программы, а также по результатам тестирования и обратной связи.
Занятие 1. Определение задач и постановка целей тренинга

Цель: ознакомление с основами групповой работы в форме тренинга, ознакомление участников с правилами формулировка целей тренинга.

Форма работы: беседа, групповая дискуссия

Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.

Знакомство: каждый участник представляется, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.
Занятие 2. Формирование межэтнического понимания и доверия.
Цель: ознакомление учащихся с принципами межэтнического и межкультурного диалога.

Форма работы: групповая дискуссия с элементами «мозгового штурма».

Ведущий начинает тренинговое занятие с обсуждения актуального состояния участников. Затем задает тему дискуссии «Уважение к различиям и культурным особенностям людей, относящихся к различным этносам», излагает краткое введение, далее задает вопросы участникам и разворачивает дискуссию в группе, опираясь на следующие основные тезисы:



  1. Сотрудничество, дух партнерства.

  2. Готовность мириться с чужим мнением.

  3. Уважение человеческого достоинства.

  4. Уважение прав других.

  5. Принятие другого таким, какой он есть.

  6. Способность поставить себя на место другого.

  7. Уважение права быть иным.

  8. Признание многообразия.

  9. Признание равенства других.

  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

В конце занятия ведущий на основании результатов дискуссии совместно с участниками подводит общий итог и формулирует выводы, затем участники дают обратную связь и делятся друг с другом и ведущим результатами проведенного занятия.



Занятие 3. Формирование негативного восприятия терроризма
Цель: сформировать у учащихся негативное эмоциональное отношение к терроризму.

Форма работы: арт-терапия.

Упражнение: составление коллажа на тему «Терроризм – это зло».

Материалы: ватман, журналы, ножницы, клей, скотч, цветные фломастеры.

Заранее участникам группы дается задание подобрать фотографии, картинки, распечатки, фразы из различных журналов, газет по теме.

Начало занятия проходит с приветствия, обсуждения актуального состояния. Далее ведущий предлагает составить коллаж всей группой, используя материалы, предоставленные ведущим и подготовленные участниками. Задача участников – составить коллаж, который бы отражал их негативное восприятие феномена терроризма.

После завершения участники рассказывают об эмоциях, которые вызывает у них получившийся при совместной работе коллаж. Далее идет обсуждение занятия, эмоций, чувств, переживаний.

Примечание для ведущего: если у того или иного подростка возникают сильные эмоциональные реакции во время упражнения, следует обязательно обсудить с ним это, успокоить его, чтобы не возникло сильной тревоги, паники, страха. Для того, чтобы исключить подобное, ведущий, давая задание, должен быть эмоционально нейтрален.
Занятие 4. Диагностика агрессивности.

Цель: определить уровень мотивационной агрессии у учащихся.

Форма работы: тестирование.

Опросник Басса-Дарки
Данный опросник широко используется и является оптимальным для определения уровня агрессивности у подростков. Преимуществом опросника является высокий уровень формализации, что позволяет проводить оперативную диагностику с количественно выраженным результатом.

Опросник направлен на диагностику мотивационной агрессии, являющейся прямым проявлением реализации присущих личности деструктивных тенденций. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:

• физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

• косвенная агрессия– под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.). Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью;

• раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

• негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

• обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь свет за действительные или мнимые страдания;

• подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

• вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание (угрозы, проклятия, ругань) словесных ответов;

• чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.


Инструкция (либо разъясняется ученикам ведущим, либо предлагается письменно в бланке для фиксации ответов на вопросы методики):

Уважаемый ученик! Перед Вами бланк фиксации опросника.

В столбцах стоят номера вопросов, справа чистая графа, в которой Вам необходимо поставить ответ «ДА» или «НЕТ». Не задумывайтесь подолгу над ответом, пытайтесь ответить искренне, о Ваших мыслях не узнает никто, кроме специалиста. Ваша информация очень важна и ценна.

Бланк

Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми , которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю

ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не расстраиваюсь.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я не могу вспомнить случая, когда я был зол настолько, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или огорчить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы оцениваются по восьми шкалам суммированием баллов:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: № 1, 25, 31,41,48, 55, 62, 68;

«нет» = 1, «да» = 0: № 7,9.

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: № 2, 10, 18, 34,42, 56, 63;

«нет» = 1, «да» = 0: № 26,49-

3. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: № 3, 19, 27,43, 50, 57, 64, 72;

«нет» = 1, «да» = 0: № 11, 35,69.

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: № 4, 12, 20, 28;

«нет» = 1, «да» = 0: № 36.

5. Обида:

«да» = 1, «нет» = 0: №5, 13, 21, 29, 37,44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: № 6,14, 22, 30, 38,45, 52, 59;

«да» = 0, «нет» = 1: № 33,66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: № 7,15, 23, 31,46, 53,60, 71, 73;

«да» = 0, «нет» = 1: № 33,66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0: № 5, 8,16, 24, 32,40,47, 54,61,67.

Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 и 6, а индекс агрессивности

— шкалы 1, 3 и 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса равная 21 +4, а враждебности — 6,5+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.6
Занятие 5. Профилактика конфликтного поведения

Цель: формирование навыков успешного поведения в конфликте, выявление разных способов «выключения» автоматических реакций при реагировании на конфликтные ситуации.

Форма работы: ситуационно-ролевая игра, деловая игра.

Ролевая игра «Конфликт»

Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Участникам представляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.



Упражнение «Как уйти от конфликта»
Ведущий: «Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в открытую борьбу. Может быть, в вашей жизни был такой случай, когда словесный спор с кем-нибудь едва не закончился, а может, и закончился настоящей битвой. Может быть, вы были возбуждены настолько, что готовы были сами начать драку, но вовремя остановились, "нажали" на кнопку "выключено". Кто готов поделиться своим опытом предотвращения драки?»

После того, как добровольцы расскажут о своей ситуации, нужно провести групповое обсуждение с анализом поведения каждой из сторон спора.



Обсуждение: Что можно сделать, чтобы спор не превратился в драку? Что каждый из вас делает, когда кто-нибудь хочет у вас что-то отобрать? Что вы делаете, когда кто-нибудь оскорбляет вас словами? Бывают ли случаи, когда вы вынуждены драться? В чем различие между спором и дракой?

В конечном итоге нужно спросить участников, что для них выгоднее: вовремя «нажать» на кнопку «стоп» или упорно отстаивать свое мнение, даже кулаками?



Замечания для ведущего. Если не найдется добровольца, можно рассказать о ситуации, с которой вы сталкивались в своей практике, о ее исходе.

В группе проводится обсуждение по вопросам: «Чему вы научились в играх?», «Можно ли эти знания применить в настоящей жизни?»7



Занятие 6. Правила поведения при угрозе и во время террористического акта»

Цель: выработка навыков безопасного поведения в ситуации террористической угрозы.

Форма работы: беседа, групповая дискуссия

Лекция с обсуждением на тему: «Как вести себя при угрозе и во время террористического акта»

Терроризм сегодня – одна из главных угроз человеческой цивилизации. Международный терроризм за последние годы доказал свою крайнюю жестокость, готовность не останавливаться ни перед чем ради достижения своих целей. В результате совершения террористических актов страдают ни в чем не повинные люди, дети, женщины, старики. Для террориста человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Террористическая угроза – это каждодневная реальность, с которой нельзя смириться и к отражению которой надо быть всегда готовыми. Активная гражданская позиция каждого – необходимое условие успешного противостояния террористам. У всех нас общий враг, и бороться с ним мы все – государство, правоохранительные органы, специальные службы, общество – должны сообща.

Для этого каждый должен знать, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе и во время теракта, к чему следует быть готовым, что можно и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Это так же важно, как знать правила оказания первой медицинской помощи.
ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ:

• Сохраняйте спокойствие.

• Отойдите на безопасное расстояние.

• Незамедлительно позвоните по телефону 01, 02, сообщите о подозрительном предмете находящемуся поблизости официальному лицу – водителю, проводнику, стюардессе, сотруднику охраны и др.

• При эвакуации помогайте друг другу спокойно покинуть помещение или транспорт.

• Дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов и укажите местонахождение подозрительного предмета.

НЕЛЬЗЯ:

• Трогать, вскрывать, перемещать подозрительный предмет.

• Пользоваться мобильной и иной радиосвязью в непосредственной близости от предмета.

• Допускать выкрики, хаотические перемещения, панику.

Они могут представлять ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ.

ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ:

• Постарайтесь успокоиться, помогите успокоиться окружающим.

• Знайте, Вас обязательно освободят.

• Выполняйте требования террористов.

• При контакте с преступниками ведите себя сдержанно, спокойно.

НЕЛЬЗЯ:

• Делать резкие, неожиданные движения, кричать, громко разговаривать, вызывающе себя вести.

• Перемещаться по помещению, открывать сумки, пользоваться мобильным телефоном.

• Смотреть в глаза террористам.

• Вести беседы на морально-этические темы.

• Реагировать на любое провокационное поведение, оскорбления, предпринимать самостоятельные действия по освобождению.

ЕСЛИ НАЧАЛАСЬ ОПЕРАЦИЯ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ:

• Ложитесь на пол, закройте голову руками, подожмите ноги, сгруппируйтесь.

• Четко выполняйте команды сотрудников спецслужб.

НЕЛЬЗЯ:


• Бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них – вас могут принять за преступников.

Кричать, жестикулировать, проявлять инициативу.8

Обсуждение полученной информации группой.

Занятие 7. Подведение итогов

Цель: определение качества усвоения учащимися представлений об опасности террористической угрозы, уровня сформированности негативного отношения к терроризму и степени сформированности навыков поведения в конфликтных и экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным проявлением террористической угрозы.

Форма работы: групповая дискуссия, обратная связь.

Ведущий совместно с учащимися подводит итоги тренинговой программы, учащиеся обсуждают собственные результаты и выводы о проделанной в ходе групповых занятий работе, дают обратную связь. Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга. С содержательной точки зрения, она выступает особой разновидностью социального знания– «знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению» (Петровская, 1982, с. 123). Кроме того, так может называться разновидность общения, в которой происходит этот возврат. Обратная связь – это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность психологического тренинга.

С методической точки зрения, обратную связь можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.

Также ведущий может провести письменное интервью среди участников или получить обратную связь в виде отзывов и пожеланий. Важно, чтобы каждый участник тренинга сформулировал свой собственный результат, достигнутый в ходе тренинга.



3. Тренинг для учащихся учреждений среднего профессионального образования «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде»

Цель: развитие основ антитеррористической культуры, формирование навыков противостояния идеям экстремизма, ознакомление с основами антитеррористической идеологии.
Задачи: сформировать представления о терроризме как угрозе общественному благополучию, выработать негативные установки по отношению к идеологии терроризма и экстремизма, ознакомление с причинами роста экстремизма и определение путей его снижения, сформировать неприятие терроризма как крайней формы проявления экстремистских настроений.

Фиксация достигнутых результатов: осуществляется с помощью вербальных и письменных интервью участников тренинговой программы, а также по результатам тестирования и обратной связи.
Занятие 1. Определение задач и постановка целей тренинга

Цель: ознакомление с основами групповой работы в форме тренинга, ознакомление участников с правилами формулировки целей тренинга.

Форма работы: беседа, групповая дискуссия

Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.

Знакомство: каждый участник представляются, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.

Занятие 2. Формирование негативного восприятия терроризма
Цель: сформировать у учащихся негативное эмоциональное отношение к терроризму.

Форма работы: арт-терапия.

Составление совместного рисунка «Мы против терроризма».


Материалы: цветные карандаши, краски, кисти, ватман, цветные маркеры.

Начало занятия проходит с приветствия, обсуждения актуального состояния. Затем учащимся предлагается обсудить свое отношение к терроризму, поделиться эмоциями, связанными с темой занятия. После обсуждения предлагается изобразить коллективный рисунок, используя любые из предложенных материалов.

После завершения творческого процесса участники рассказывают об эмоциях, которые вызывает у них получившийся при совместной работе рисунок. Далее идет обсуждение занятия, эмоций, чувств, переживаний. Также можно предложить внести изменения в рисунок, если у кого-либо из участников будет желание в этом или чувство незавершенности.
Памятка для ведущего: если у того или иного учащегося возникают сильные эмоциональные реакции во время упражнения, следует обязательно обсудить с ним это, успокоить его, чтобы не возникло сильной тревоги, паники, страха. Для того, чтоб исключить подобное, ведущий, давая задание, должен быть эмоционально нейтрален.
Занятие 3. Проблема экстремизма и терроризма в современной России.
Цель: формирование представления об экстремизме и терроризме как угрозах общественной безопасности современной России.

Форма работы: мозговой штурм, групповая дискуссия.

Содержание: ведущий рассказывает об актуальности проблемы терроризма и экстремизма в России. Участники тренинга разделяются на мини-группы, в которых обсуждают свое отношение к проблеме, свои взгляды на нее, а также обсуждают возможные пути решения данной проблемы. Затем каждая группа представляет свои тезисы, и ведущий проводит общее обсуждение по данной теме, группа подводит итоги работы в мини-группах.



Занятие 4. Формирование умения противостоять негативному влиянию
Цель: развитие умения противостоять влиянию со стороны на основе гражданской позиции учащегося, формирование навыков аргументированного отказа, моделирование ситуации принуждения со стороны.
Форма работы: деловая, ситуационная игра, «мозговой штурм».
Упражнение учимся говорить "НЕТ"

Содержание: каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.

Обсуждение: В каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Замечания: Необходимо предупредить учащихся, что просьбы и приказы должны иметь не оскорбляющий характер.
Ролевая игра «Ситуация принуждения»

Содержание: участникам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить неэтичный поступок или пытается втянуть его в конфликт.

Обсуждение: в группе обсуждаются различные исходы ситуации. Также обсуждается и то, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно?

Мозговой штурм «Противостояние влиянию»

Материалы: Бумага, ручки.

Содержание: студентам предлагается обсудить, что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Далее обсуждается, всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т. д.). Студентам предлагается высказаться, хочется ли им поддаваться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния? Составляется план безопасности. Необходимо убедить студентов, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять.9
Занятие 5. Определение типа агрессивного поведения.

Цель: выявления склонности учащихся к определенному типу агрессивного поведения.

Форма работы: тестирование.

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)10

Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности

Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту разъясняется ведущим, либо предлагается письменно в бланке для фиксации ответов на вопросы методики:

«Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет»»



Бланк

Текст опросника

  1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

  3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

  4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.

  5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.

  6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.

  7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

  8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.

  9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

  10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.

  11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

  12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.

  13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

  14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.

  15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.

  16. В детстве мне нравилось драться.

  17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

  18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.

  19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.

  20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.

  21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.

  22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.

  23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.

  24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.

  25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

  26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.

  27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.

  28. Я не способен ударить человека.

  29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.

  30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.

  31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.

  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.

  33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.

  34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.

  35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.

  36. Я никогда не любил драться.

  37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

  38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.

  39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.

  40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка и интерпретация результатов теста

Склонность к прямой вербальной агрессии (ПВА):

Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.

Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

Склонность к косвенной вербальной агрессии (КВА):

Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.

Ответы «Нет»: 22, 26.

Склонность к косвенной физической агрессии (КФА):

Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.

Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

Склонность к прямой физической агрессии (ПФА):

Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.

Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.




Уровень несдержанности респондента (УНР) вычисляют по следующей формуле:

УНР=КФА+ПФА+ПВА

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Сумма баллов по показателю УНР  дает возможность судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности (выдержке), если сумма 10 баллов и меньше.

Обсуждение результатов тестирования.



Занятие 6. Коррекция агрессивного поведения.

Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, умение распознавать направленность собственных агрессивных импульсов.

Форма работы: «мозговой штурм» с обсуждением.
Упражнение «Моё агрессивное поведение»
Процедура проведения. Слово ведущему: каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по-разному. Один – чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие – чтобы уничтожать, разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижению целей, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство. Чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.

Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы: В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия? Как вы поступаете со своей агрессивной энергией: даете ей ход или, наоборот, стараетесь сдерживать? Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие, безразличны?  Каковы ваши привычные способы разрядки этой энергии?

В процессе упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа11.

Занятие 7. Подведение итогов

Цель: определение качества усвоения учащимися представлений об опасности террористической угрозы, уровня сформированности негативного отношения к терроризму и степени сформированности навыков поведения в конфликтных и экстремальных ситуациях, связанных с ростом террористической угрозы.

Форма работы: групповая дискуссия, обратная связь.

Ведущий совместно с учащимися подводит итоги тренинговой программы, учащиеся обсуждают собственные результаты и выводы о проделанной в ходе групповых занятий работе, дают обратную связь. Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга. С содержательной точки зрения, она выступает особой разновидностью социального знания — «знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению» (Петровская, 1982, с. 123). Кроме того, так может называться разновидность общения, в которой происходит этот возврат. Обратная связь — это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность психологического тренинга.

С методической точки зрения, обратную связь в СПТ можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.

Также ведущий может провести письменное интервью среди участников или получить обратную связь в виде отзывов и пожеланий. Важно, чтобы каждый участник тренинга сформулировал свой собственный результат, достигнутый в ходе тренинга.


4. Тренинг для учащихся высших учебных заведений «Формирование антитеррористических установок у учащихся высшей школы»
Цель: развитие основ антитеррористической культуры, формирование неприятия террористической и экстремистской идеологии в рамках гражданской позиции молодого человека, ознакомление с основами антитеррористической идеологии, признаками террористического поведения.
Задачи: сформировать представления о терроризме как угрозе общественному благополучию, выработать негативные установки по отношению к идеологии терроризма и экстремизма, ознакомление с причинами роста экстремизма и определение путей его снижения, сформировать неприятие терроризма как крайней формы проявления экстремистских настроений, выявить основные признаки террористического поведения.

Фиксация достигнутых результатов: осуществляется с помощью вербальных и письменных интервью участников тренинговой программы, а также по результатам тестирования и обратной связи.
Занятие 1. Определение задач и постановка целей тренинга

Цель: ознакомление с основами групповой работы в форме тренинга, ознакомление участников с правилами формулировка целей тренинга.

Форма работы: беседа, групповая дискуссия

Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.

Знакомство: каждый участник представляются, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.


<предыдущая страница | следующая страница>


Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические, конфессиональные и другие особенности. Данная

2958.01kb.

16 12 2014
12 стр.


Закрепление детских учебных заведений, средних общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений Краснодара за храмами
465.96kb.

25 12 2014
3 стр.


Литература для учащихся средних и высших учебных заведений

Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений

49.68kb.

18 12 2014
1 стр.


Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений

Охватывает все функциональные направления, но специфичными общезаводскими и цеховыми мероприятиями являются

5855.94kb.

01 09 2014
28 стр.


Учебная программа для учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений

Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов

528.13kb.

09 10 2014
5 стр.


Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию

239.57kb.

01 10 2014
1 стр.


Учебная программа для высших учебных заведений по специальности

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

189.91kb.

25 09 2014
1 стр.


Учебная программа для высших учебных заведений по специальности

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

190.57kb.

14 12 2014
1 стр.