Перейти на главную страницу
4. https://www.scrf.gov.ru – «Совет Безопасности Российской Федерации».
5. https://www.duma.gov.ru/csecure/ – Комитет Государственной Думы по безопасности.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
|
Риски и угрозы национальной безопасности РФ |
Экономические |
|
Социально-политические |
|
Демографические |
|
Идеологические |
|
Информационные |
|
Экологические |
|
Геополитические |
|
2. Как Вы считаете, достаточно ли места в учебно-воспитательном процессе ВУЗов отводится гражданско-патриотическому воспитанию? Какие воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности проводятся в Вашем учебном заведении?
3. Разработайте фрагмент внеаудиторного воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности.
4. Каким образом, на Ваш взгляд, можно усилить, оптимизировать роль образовательных учреждений в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодежи?
5. Может ли патриотизм стать идеологической основой противодействия терроризму?
ЗАНЯТИЕ 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Компетенции, формируемые на занятии: социально-политическая (умение выявлять и анализировать пути и способы формирования национальной идеи как основы противостояния терроризму).
Основные понятия и категории: нация, национальная идея, национальная стратегия, национальные интересы, общественная психология, идеология, национальная безопасность.
Вопросы для обсуждения:
Группе предлагается рассмотреть следующую проблему: почему проблема определения и формулирования национальной идеи так актуализировалась в современных условиях?
Для более детального обсуждения проблемы подготовьте развернутые ответы на следующие вопросы:
– охарактеризуйте историческое развитие национальной идеи в российском государстве. В какой исторический период происходит ее зарождение, и чем это обусловлено?
– что, по вашему мнению, может быть положено в основание национальной идеи для современной России?
– каким образом национальная идея может выступать в качестве основы для формирования антитеррористической идеологии?
– проанализируйте, каким образом национальная идея находит свое отражение в документах, принимаемых на уровне государства (Конституция РФ, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года)?
Группе также предлагается ознакомиться с нижеприведенными высказываниями и ответить на ряд вопросов:
– Какие меры необходимы для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в этих аспектах?
Определите, какие приоритеты выдвинул Президент, и как они характеризуют основной курс развития страны? Соответствует ли современное общественно-политическое устройство России задачам обеспечения безопасности личности и государства в равном объеме?
Занятия проводятся психологом или опытным преподавателем.
Желательно, чтобы групповые занятия вели одни и те же специалисты.
Организация групповых занятий
Занятия должны проходить в классе, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений и оборудованном классной доской или планшетом. Стулья, желательно, должны быть выставлены кругом, чтобы каждый участник тренинговой группы мог видеть лица остальных.
Каждое занятие выстроено по общему плану:
Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — один раз в неделю (месяц).
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.5
Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.
Знакомство: каждый участник представляется, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.
Занятие 2. Формирование межэтнического понимания и доверия.
Цель: ознакомление учащихся с принципами межэтнического и межкультурного диалога.
Форма работы: групповая дискуссия с элементами «мозгового штурма».
Ведущий начинает тренинговое занятие с обсуждения актуального состояния участников. Затем задает тему дискуссии «Уважение к различиям и культурным особенностям людей, относящихся к различным этносам», излагает краткое введение, далее задает вопросы участникам и разворачивает дискуссию в группе, опираясь на следующие основные тезисы:
В конце занятия ведущий на основании результатов дискуссии совместно с участниками подводит общий итог и формулирует выводы, затем участники дают обратную связь и делятся друг с другом и ведущим результатами проведенного занятия.
Заранее участникам группы дается задание подобрать фотографии, картинки, распечатки, фразы из различных журналов, газет по теме.
Начало занятия проходит с приветствия, обсуждения актуального состояния. Далее ведущий предлагает составить коллаж всей группой, используя материалы, предоставленные ведущим и подготовленные участниками. Задача участников – составить коллаж, который бы отражал их негативное восприятие феномена терроризма.
После завершения участники рассказывают об эмоциях, которые вызывает у них получившийся при совместной работе коллаж. Далее идет обсуждение занятия, эмоций, чувств, переживаний.
Примечание для ведущего: если у того или иного подростка возникают сильные эмоциональные реакции во время упражнения, следует обязательно обсудить с ним это, успокоить его, чтобы не возникло сильной тревоги, паники, страха. Для того, чтобы исключить подобное, ведущий, давая задание, должен быть эмоционально нейтрален.
Занятие 4. Диагностика агрессивности.
Цель: определить уровень мотивационной агрессии у учащихся.
Форма работы: тестирование.
Опросник Басса-Дарки
Данный опросник широко используется и является оптимальным для определения уровня агрессивности у подростков. Преимуществом опросника является высокий уровень формализации, что позволяет проводить оперативную диагностику с количественно выраженным результатом.
Опросник направлен на диагностику мотивационной агрессии, являющейся прямым проявлением реализации присущих личности деструктивных тенденций. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:
• физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
• косвенная агрессия– под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.). Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью;
• раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
• негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
• обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь свет за действительные или мнимые страдания;
• подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
• вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание (угрозы, проклятия, ругань) словесных ответов;
• чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.
Уважаемый ученик! Перед Вами бланк фиксации опросника.
В столбцах стоят номера вопросов, справа чистая графа, в которой Вам необходимо поставить ответ «ДА» или «НЕТ». Не задумывайтесь подолгу над ответом, пытайтесь ответить искренне, о Ваших мыслях не узнает никто, кроме специалиста. Ваша информация очень важна и ценна.
Бланк
Текст опросника
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми , которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю
ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не расстраиваюсь.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я не могу вспомнить случая, когда я был зол настолько, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только от злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или огорчить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы оцениваются по восьми шкалам суммированием баллов:
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: № 1, 25, 31,41,48, 55, 62, 68;
«нет» = 1, «да» = 0: № 7,9.
2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: № 2, 10, 18, 34,42, 56, 63;
«нет» = 1, «да» = 0: № 26,49-
3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: № 3, 19, 27,43, 50, 57, 64, 72;
«нет» = 1, «да» = 0: № 11, 35,69.
4. Негативизм:
«да» = 1, «нет» = 0: № 4, 12, 20, 28;
«нет» = 1, «да» = 0: № 36.
5. Обида:
«да» = 1, «нет» = 0: №5, 13, 21, 29, 37,44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: № 6,14, 22, 30, 38,45, 52, 59;
«да» = 0, «нет» = 1: № 33,66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: № 7,15, 23, 31,46, 53,60, 71, 73;
«да» = 0, «нет» = 1: № 33,66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да» = 1, «нет» = 0: № 5, 8,16, 24, 32,40,47, 54,61,67.
Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 и 6, а индекс агрессивности
— шкалы 1, 3 и 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса равная 21 +4, а враждебности — 6,5+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.6
Занятие 5. Профилактика конфликтного поведения
Цель: формирование навыков успешного поведения в конфликте, выявление разных способов «выключения» автоматических реакций при реагировании на конфликтные ситуации.
Форма работы: ситуационно-ролевая игра, деловая игра.
Ролевая игра «Конфликт»
Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Участникам представляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.
После того, как добровольцы расскажут о своей ситуации, нужно провести групповое обсуждение с анализом поведения каждой из сторон спора.
В конечном итоге нужно спросить участников, что для них выгоднее: вовремя «нажать» на кнопку «стоп» или упорно отстаивать свое мнение, даже кулаками?
В группе проводится обсуждение по вопросам: «Чему вы научились в играх?», «Можно ли эти знания применить в настоящей жизни?»7
Терроризм сегодня – одна из главных угроз человеческой цивилизации. Международный терроризм за последние годы доказал свою крайнюю жестокость, готовность не останавливаться ни перед чем ради достижения своих целей. В результате совершения террористических актов страдают ни в чем не повинные люди, дети, женщины, старики. Для террориста человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Террористическая угроза – это каждодневная реальность, с которой нельзя смириться и к отражению которой надо быть всегда готовыми. Активная гражданская позиция каждого – необходимое условие успешного противостояния террористам. У всех нас общий враг, и бороться с ним мы все – государство, правоохранительные органы, специальные службы, общество – должны сообща.
Для этого каждый должен знать, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе и во время теракта, к чему следует быть готовым, что можно и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Это так же важно, как знать правила оказания первой медицинской помощи.
ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ:
• Сохраняйте спокойствие.
• Отойдите на безопасное расстояние.
• Незамедлительно позвоните по телефону 01, 02, сообщите о подозрительном предмете находящемуся поблизости официальному лицу – водителю, проводнику, стюардессе, сотруднику охраны и др.
• При эвакуации помогайте друг другу спокойно покинуть помещение или транспорт.
• Дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов и укажите местонахождение подозрительного предмета.
НЕЛЬЗЯ:
• Трогать, вскрывать, перемещать подозрительный предмет.
• Пользоваться мобильной и иной радиосвязью в непосредственной близости от предмета.
• Допускать выкрики, хаотические перемещения, панику.
Они могут представлять ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ.
ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ:
• Постарайтесь успокоиться, помогите успокоиться окружающим.
• Знайте, Вас обязательно освободят.
• Выполняйте требования террористов.
• При контакте с преступниками ведите себя сдержанно, спокойно.
НЕЛЬЗЯ:
• Делать резкие, неожиданные движения, кричать, громко разговаривать, вызывающе себя вести.
• Перемещаться по помещению, открывать сумки, пользоваться мобильным телефоном.
• Смотреть в глаза террористам.
• Вести беседы на морально-этические темы.
• Реагировать на любое провокационное поведение, оскорбления, предпринимать самостоятельные действия по освобождению.
ЕСЛИ НАЧАЛАСЬ ОПЕРАЦИЯ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ:
• Ложитесь на пол, закройте голову руками, подожмите ноги, сгруппируйтесь.
• Четко выполняйте команды сотрудников спецслужб.
НЕЛЬЗЯ:
Кричать, жестикулировать, проявлять инициативу.8
Обсуждение полученной информации группой.
Занятие 7. Подведение итогов
Цель: определение качества усвоения учащимися представлений об опасности террористической угрозы, уровня сформированности негативного отношения к терроризму и степени сформированности навыков поведения в конфликтных и экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным проявлением террористической угрозы.
Форма работы: групповая дискуссия, обратная связь.
Ведущий совместно с учащимися подводит итоги тренинговой программы, учащиеся обсуждают собственные результаты и выводы о проделанной в ходе групповых занятий работе, дают обратную связь. Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга. С содержательной точки зрения, она выступает особой разновидностью социального знания– «знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению» (Петровская, 1982, с. 123). Кроме того, так может называться разновидность общения, в которой происходит этот возврат. Обратная связь – это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность психологического тренинга.
С методической точки зрения, обратную связь можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.
Также ведущий может провести письменное интервью среди участников или получить обратную связь в виде отзывов и пожеланий. Важно, чтобы каждый участник тренинга сформулировал свой собственный результат, достигнутый в ходе тренинга.
Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.
Знакомство: каждый участник представляются, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.
Занятие 2. Формирование негативного восприятия терроризма
Цель: сформировать у учащихся негативное эмоциональное отношение к терроризму.
Форма работы: арт-терапия.
Составление совместного рисунка «Мы против терроризма».
Материалы: цветные карандаши, краски, кисти, ватман, цветные маркеры.
Начало занятия проходит с приветствия, обсуждения актуального состояния. Затем учащимся предлагается обсудить свое отношение к терроризму, поделиться эмоциями, связанными с темой занятия. После обсуждения предлагается изобразить коллективный рисунок, используя любые из предложенных материалов.
После завершения творческого процесса участники рассказывают об эмоциях, которые вызывает у них получившийся при совместной работе рисунок. Далее идет обсуждение занятия, эмоций, чувств, переживаний. Также можно предложить внести изменения в рисунок, если у кого-либо из участников будет желание в этом или чувство незавершенности.
Памятка для ведущего: если у того или иного учащегося возникают сильные эмоциональные реакции во время упражнения, следует обязательно обсудить с ним это, успокоить его, чтобы не возникло сильной тревоги, паники, страха. Для того, чтоб исключить подобное, ведущий, давая задание, должен быть эмоционально нейтрален.
Занятие 3. Проблема экстремизма и терроризма в современной России.
Цель: формирование представления об экстремизме и терроризме как угрозах общественной безопасности современной России.
Форма работы: мозговой штурм, групповая дискуссия.
Содержание: ведущий рассказывает об актуальности проблемы терроризма и экстремизма в России. Участники тренинга разделяются на мини-группы, в которых обсуждают свое отношение к проблеме, свои взгляды на нее, а также обсуждают возможные пути решения данной проблемы. Затем каждая группа представляет свои тезисы, и ведущий проводит общее обсуждение по данной теме, группа подводит итоги работы в мини-группах.
«Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет»»
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
Склонность к косвенной вербальной агрессии (КВА):
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.
Ответы «Нет»: 22, 26.
Склонность к косвенной физической агрессии (КФА):
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.
Склонность к прямой физической агрессии (ПФА):
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Обсуждение результатов тестирования.
Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы: В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия? Как вы поступаете со своей агрессивной энергией: даете ей ход или, наоборот, стараетесь сдерживать? Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие, безразличны? Каковы ваши привычные способы разрядки этой энергии?
В процессе упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа11.
Занятие 7. Подведение итогов
Цель: определение качества усвоения учащимися представлений об опасности террористической угрозы, уровня сформированности негативного отношения к терроризму и степени сформированности навыков поведения в конфликтных и экстремальных ситуациях, связанных с ростом террористической угрозы.
Форма работы: групповая дискуссия, обратная связь.
Ведущий совместно с учащимися подводит итоги тренинговой программы, учащиеся обсуждают собственные результаты и выводы о проделанной в ходе групповых занятий работе, дают обратную связь. Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга. С содержательной точки зрения, она выступает особой разновидностью социального знания — «знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению» (Петровская, 1982, с. 123). Кроме того, так может называться разновидность общения, в которой происходит этот возврат. Обратная связь — это один из основных факторов, обеспечивающих эффективность психологического тренинга.
С методической точки зрения, обратную связь в СПТ можно определить как совокупность методов и приемов, направленных на получение участниками и/или ведущим информации о том, как их поведение сказывается на других участниках тренингового процесса. Сюда входят как определенным образом организованные высказывания ведущего и участников группы, так и набор специальных тренинговых процедур.
Также ведущий может провести письменное интервью среди участников или получить обратную связь в виде отзывов и пожеланий. Важно, чтобы каждый участник тренинга сформулировал свой собственный результат, достигнутый в ходе тренинга.
Ведущий представляется, рассказывает о целях тренинга, задачах, содержании, правилах тренинговой работы.
Знакомство: каждый участник представляются, коротко рассказывает о себе, ставит собственные цели на тренинг, затем участники группы обсуждают свои ожидания от тренинга.
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические, конфессиональные и другие особенности. Данная
16 12 2014
12 стр.
25 12 2014
3 стр.
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
18 12 2014
1 стр.
Охватывает все функциональные направления, но специфичными общезаводскими и цеховыми мероприятиями являются
01 09 2014
28 стр.
Предлагаемая программа представляет собой учебный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов
09 10 2014
5 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
01 10 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
25 09 2014
1 стр.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
14 12 2014
1 стр.