Перейти на главную страницу
Предлагаемый дидактический рассчитан в основном на работу с детьми 2-4 классов, у которых интеллектуальный и речевой статус недостаточен для полноценного усвоения общеобразовательной школьной программы. При выполнении письменных работ дети допускают большое количество специфических и грамматических ошибок, хотя при проверке способны самостоятельно найти допущенные ошибки. Они могут находить их и непосредственно в процессе письма, поэтому в тетрадях много исправлений, помарок. Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться нарушениями чтения. Гораздо реже встречается нарушение чтения, как изолированное нарушение.
В данных рекомендациях представлен материал, способствующий устранению дефицитарности школьно-значимых функций, недоразвитие которых играет не последнюю роль в возникновении нарушений письма и чтения. Через систему упражнений осуществляется коррекция и развитие тех сторон психической деятельности, которые в наибольшей степени участвуют в речеобразовании не только непосредственно на выходе «продукта» этой сложной деятельности, но и являются базисными собственно для возникновения этого процесса.
Фактически система упражнений построена по принципу методик, применяемых в спорте. Чтобы научиться определённой спортивной игре, недостаточно на тренировках только играть в эту игру, необходима система общефизической, тактической и специальной подготовки спортсменов, только в этом случае можно говорить о результате. Так и в нашем случае, чтобы научить ребёнка, например, писать или читать безошибочно, недостаточно строить коррекционную работу только на многочисленных лингвистических упражнениях, как устных, так и письменных.
Данная подборка упражнений представляет собой своеобразный логопедический тренажёр, в котором собраны задания, предполагающие решение не только лингвистических, но в равной степени и психологических задач. Многократность упражнений в решении однотипных задание способствует выработке стойких умений и навыков, необходимых для их решения. Учащимся предлагается письменное выполнение большинства заданий, что, несомненно, способствует улучшению навыков каллиграфии.
Эти рекомендации построены по принципу «от простого к сложному». Практически все упражнения предполагают внутреннюю градацию материала по степени трудности.
Материал упражнений не группируется по определённым разделам, так как любое из
предлагаемых заданий направлено на комплексное развитие различных сторон речевой,
интеллектуальной и психической деятельности учащихся
Упражнения 1-9
Задание: Вычеркните заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки, укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов, слов, цифр, чисел).
Цели: Закрепление зрительного образа определённой буквы, цифры, развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, развитие функции самоконтроля.
Упражнения предполагают различные уровни сложности, которые определяются количеством ступеней в инструкции учителя. Количество ступеней возрастает от уровня к уровню.
А АЛПВРНГЦКАРЛРАСАЩЛЫРПАМСАПЛЯЛМД А
О ОФНРАСЮДОВООЮЗЮЗЭСЫОЮСЮЫОСЭЗЧС Б
Р РЬВБЕЗВРФЧЯБРЯУХЛБВЗВРРЗВБСВРВРВРБ
К ИНГТУЖКВЗХШЕТДЛ Б Ч К Ж К Ж Х К И Я Р Ж Х Н Х Ж Л У
Б.
а оасвзаэючиснрэлвгахитасюэаз э
в дбвдздртяыфдбвдбвфузгртхъс
р урфдбвугрртькдбюврнгшывфуп п
ж жзсжхосхзклэсжхсбфузхыжхжк
Упражнение 2.
А.
AM MA AM АН АЛ АН АК МА ЛА AM MA ЛА AM
1.
СОН/ СОМ СОК СОН СОР СОН НОС СЫН СОМ СОН СОН СОХ_
I 23463214678864351514236117809877161019567 3
6138 986598618765338986986139876469866138876498726498661388763613638_
3 О П 4 7 2 П П О Ш У 5 3 Т Ш Г В П П 3 3 О К Ш Р 3 Х Ц Щ Ш 263010
РПГ47ЫДЛОКРАПБВЗВРЫ93ЛЫОТАЕЦШГ39ЙГ31 Б.
Б6ДВЗЗЩАЛОЫТ1ЩШ23ЛОУДВР7ГРЧ4У85Б9ЮПР;
Упражнения 10-12
Задание: Расшифруйте слова (фразы, пословицы, загадки), используя предлагаемый ключ. Запишите получившиеся слова.
Цели: Развитие пространственно-временных ориентировок при переходе из одной системы условных обозначений в другую. В данных упражнениях - из системы цифрового обозначения в буквенную.
Закрепление и дифференциация понятий «звук» - «буква», «цифра» - «число». Уточнение словарного запаса.
Развитие наблюдательности, самоконтроля, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Инструкция: Расшифровать слова, используя предлагаемый ключ, в данном случае -порядковый номер букв русского алфавита.
На этапе ознакомления с заданием возможно поэтапное выполнение задания, т.е.
побуквенная запись расшифрованного слова с последующим чтением. Эталонное выполнение задания - устное восстановление слова или фразы с его последующей записью.
Уровень сложности возрастает от столбца к столбцу и от упражнения к упражнению.
1)21.8 1) 17,1,18,12 1)3,6,20,6,18
2)12 16,14 2)5,1,25,1 2)17,6,25,12,1
3)19,29,18 3)13,10,17,1 3)17,16,19,16,13
4)13,21,4 4)17,21,13,33 4)19,13,7,9,29
5)14,6,23 5)20,6,14,1 5)12,18,29,19,29
1) 12,21,13,1,12 1) 14,6,20,6,13,30
2)2,1,20,16,15 2) 17,21,20,15,10,12
3)6,8,1,20,1 3)19,21,5,1,18,30
4)2,1,4,1,8 4)17,1,20,18,16,15
5)17,25,7,13,29 5) 13,16,26,1,5,30
6) 12,13,6,27,10 6) 4,16,19,20,30,33
Е.
1) 17,29,13,6,19,16,19
2)23,16,13,16,5,10,13,30,15,10,12,10
3)14,1,4,15,10,20,16,22,16,15,29
4)3,6,13,16,19,10,17,6,5,10,19,20
5) 14,1,13,30,25,10,26,6,25,12,1
1) 15.6 17.6.18.16.14 17.10.26.21.20. 21.14.16.14.
2)12.20.16 4.18.1.14.16.20.6 4.16.18.1.9.5. 20.16.14.21 15.6
17.18.16.17.1.19.20.30.
1)15.1.17.10.26.6.26.30 17.6.18.16.14. 15.6 3.29.18.21.2.10.26.30
2)15.1. 17.10.19.1.15.16 17.6.18.16.14. 15.6 3.29.18.21.2.10.20.30 10
3)15.1.17.10.26.6.26.30 17.6.18.16.14. 25.20.16 15.6 3.29.3.6.9.6.26.30
1)19.13.16.3.15.16 14.1.12.21 15.1.19.6.33.13 (14.6.13.12.16.6
2)17.10,26.6.20. 19.13.16.3.15.16 18.1.9.3.16.5.29 18.1.9.3.16.5.10.20
1)5.18.21.4 17.16.9.15.1.7.20.19.33 3 15.6.19.25.1.19.20.10.10.
2)19.20.1.18.29.11 5.18.21.4 13.21.25.26.6 15.16.3.29.23 5.3.21.23.
Б. Пословицы и поговорки о здоровье и болезнях:
1) 9.5.16.18.16.3.16,14.21 3.19.7 9.5.19.18.16.3.16.
2) 2.16.13.6.9.15.30 25.6.13.16.3.6.12.1 15.6 12.18.1.19.10.20.
3) 9.5.16.18.16.3.30.6 5.16.18.16.8.6 2.16.4.1.20.19.20.3.1.
Развитие пространственного, зрительного восприятия, внимания и наблюдательности, мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения).
При затруднении возможно применение разрезной азбуки.
Уровень сложности возрастает от столбца к столбцу
Восстановите слова из букв и запишите их.
А. Б. В.
ысн сатрх мукас
оух тасрт салав
рыс здорд вапро
Г. Д. Е.
рутаб сартну аковор
шокак сатуре талапо
шукпа ; еяртем родаог
Развитие пространственно-временных ориентировок, зрительного восприятия, памяти, мыслительных операций.
Речевой материал усложняется за счёт отсутствия дифференциации слов по принадлежности к определённым частям речи, а глаголы даны не только в начальной форме
1) геометрические фигуры: о_а_, _ _у_, _ _а_ _а_, _ _еу_о_ь_и_, _о_ _,
_ _о_оу_о_ь_и_, _у_,_ _я_оу_о_ь_и_
2) деревья: _о_ _а, _е_ь, _у_, _у_, о_и_а, и_а, _о_о_ь, _я_и_а, _е_ё_а, я_е_ь, _е_ _,
_и_а, я_ _о_я
3) дикие животные: _е_ _е_ь, _и_а, _о_ _, _а_ _у_, _е_ _а, _о_ _а, _у_и_а, _у_ _ия, _ы_ь, _о_ь, о_е_ь, _у_ _
4) дни недели:_ _е_а, _у_ _о_а, _о_е_е_ь_и_, _е_ _е_ _, _о_ _ _е_е_ье, _ _о_ _и_, _я_ _и_а
5) домашние животные: _о_а, _о_о_а, _о_а_ь, о_ _а, о_ё_, _о_ _а, _о_а_а, _ _и_ья, _е_ _ю_, о_е_ь
6) мебель: _ _е_ _о, _и_а_, _ _о_а_ь, _ _а_, _у_ _о_ _а, _ _у_, _ _о_, _а_у_е_, э_а_е_ _а, _а_ _а, _у_е_, _е_ _а_ _
7) месяцы: _е_а_ь, _а_ _, ию_ь, ию_ь, а_ _е_ь, я_ _а_ь, _оя_ _ь, _а_,_е_ _а_ь, а_ _у_ _,
_е_ _я_ _ ь
13) обувь: _а_ _и, _у_ _и, _а_о_и, _ _о_ _о_ _и, _о_и_ и, _о_о_о_ _и, _а_ _а_ии,
_е_ы, _е_ _и, _уа_ _ы, _о_ы
Упражнения 16, 17
Задание: Восстановите слова, используя заданные слоги. Запишите слова.
Цели: Закрепление понятий о слоговом составе слова, формирование навыков самоконтроля, пространственно-временных представлений. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности.
Инструкция: Составить слово из определённых слогов. Предусмотрено два уровня сложности. Первый — составить слово из трёх слогов, второй - из четырёх - пяти слогов. Возможен временной контроль, учитывающий: а) количество слов, выполненных за установленное педагогом время; б) время, за которое составлено определённое количество слов.
Уровень сложности возрастает от столбца к столбцу.
ко ва ро ли ка на жи фы ра за сы па ка со ро та ло па ты ха ла
та ра бо зить мо тор ха зай ч чиш маль ка кар чик манн точ пар ка
ка кор муш ду по май жить за кру вый не виш то фрук вый
ки чи стуль бе кий лень мать от ни доч ду ка о ной вощ
лич ный сто ши ма на ро га до ры по то вать у зна бель ха чи ли ка сич ка ды роч бу ка лоч дать бе о плы за вать ра о ди ный клуб нич.
по ро да чек боч ро ко ка тик ма ма те. бе тик мо ге да сан ки ли
ка кар шеч то рож по до ник я фут на боль
Б.
вуш ка ре де вич ко ле ро хар са ни ца чи трам ки ваи
да ши ран ка не еч ка ли ка кон точ фе лы ди ко кро тель по ди бе
в.
aль. чи бом ки ча пе да ре дус ни гра ки ро смо на ди
ви те зор ле фо те ны ле то ав биль мо раб ко ки ли фон маг то ни
пря у мо ник голь ка мо кос ти нав ро ве при де до е ни рев со ва е но ни
Уровень сложности повышается от строчки к строчке.
чис.. вес.._ дуп... соп... мае... рус.._
кур....._ , лис…., кос…., лас….., фор…., рос ….
пере...., стре... , вре...., пле...., се.... , с...
Упражнение повышенного уровня сложности, требует серьёзного подготовительного этапа, включающего как чёткое объяснение задания, так и поэтапный разбор его выполнения.
Маска . Босяк
Уровень сложности заключается в том, что учащимся предлагается найти те слова, из букв которых можно составить более одного слова.
В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
Л.Г.Парамонова. Упражнения для развития письма
И.Е.Токарь. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи
Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться нарушениями чтения. Гораздо реже встречается н
16 12 2014
1 стр.
В этой статье изложены практические рекомендации в целях более продуктивного овладения грамотной письменной речью в рамках школьной программы. Логопедическая работа по преодолению
25 09 2014
1 стр.
Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам
14 10 2014
1 стр.
В настоящее время существует проблема нарушений письменной речи не только у младших школьников, но и у учащихся среднего и старшего звена
14 10 2014
1 стр.
Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: Интор, 1998. — 112 с
18 12 2014
8 стр.
В отношении нарушений ликвородинамики много спорных моментов, но мы придерживаемся мнения о преобладании нарушений резорбции ликвора
06 10 2014
1 стр.
Выбор путей и средств преодоления нарушений грамматического строя речи у детей с онр
14 12 2014
1 стр.
Кирилл: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать и с орфографическими ошибками, всё равно смысл сказанного будет понятен»
23 09 2014
1 стр.