Перейти на главную страницу
Программа и учебно-методические материалы позволяют осуществить обучающимся пробы, оценить свои потребности и возможности в поисковой и исследовательской работе, сделать обоснованный выбор будущего профиля обучения в 10 – 11 классах или направления продолжения образования в учреждениях профессионального обучения.
Курс опирается на предметные знания по истории, обществознанию, биологии. Являясь профориентационным, курс призван по возможности дать чёткое представление о том, чем придётся заниматься обучающемуся, намеревающемуся в будущем связать свою жизнь с гуманитарной профессией. Данный курс – своеобразная профессиограмма, дающая информацию об особенностях профессии историка, антрополога, археолога, философа, культуролога, этнографа.
Курс призван познакомить девятиклассников с такими важными для понимания общества и человека областями философского знания как философская антропология – учением о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальной философией, предметом которой выступает совместная деятельность людей в обществе.
Слушателям курса предлагается материал, выходящий за рамки базовых программ, расширяющий и углубляющий представления о человеке и обществе.
Курс представляет два самостоятельных логически связанных между собой модуля. В изучении каждого обучающиеся реализуют свои познавательные интересы и вырабатывают исследовательские компетенции. Умения по поиску, систематизации и обработке самостоятельно извлекаемой из различных источников информации формируются в рамках двух концентров. При изучении первого модуля – первый концентр формирования исследовательской и коммуникативной компетенций, предусматривающий значительную роль учителя на всех стадиях работы. При изучении второго модуля – деятельность учителя ограничена консультативными функциями. Переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования требует активного вовлечения учащихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Становления новых, партнёрских, отношений между учителем, переставшим быть единственным источником знания, и учащимися, которые становятся равноправными соучастниками образовательного процесса.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:
• личностного саморазвития;
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т. д.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками
Припципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.
7. Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей) .
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной ... »), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключuтельной рефлексией.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.
Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как nрозренuе. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль.
«Разрыв» предусматривает сопоставление слушателей курса своих работ с работами ребят из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:
1) развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);
2) преобразовании своего продукта.
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентаций и др. Этапами творческой деятельности являются деконструция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса.
По целям и способам деятельности выделяются:
- мастерские творческого письма;
- мастерские построения знаний;
- мастерские по самопознанию;
- мастерские отношений и ценностных ориентаций
и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
Большую роль в создании творческого процесс а в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации - это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».
Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.
Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное голодание. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем – могут быть включены в мастерскую. Но все это в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.
По временной продолжительности мастерские разделяются на « одноактные » (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.
Особенностью применения педагогической мастерской в предлагаемом элективном курсе является то, что предусмотрено проведение двух мастерских, каждая из которых рассчитана на 6 часовых занятий.
У участников рабочих групп формируются навыки сотрудничества: каждый этап работы мастерской, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы; в рамках группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения задач в целом.
Основные принципы второго модуля
Методическая рекомендация
Материал, связанный с изучением искусства и культуры, традиционно причисляется к наиболее проблемным разделам школьной программы. Часто это объясняется недостатком литературных текстов, слайдов, диафильмов, кино и видеофрагментов, пластинок, СD и DVD-дисков, аудиозаписей и соответствующего оборудования. В то же время корни неэффективности преподавания тем по искусству глубже – в неотчетливом понимании места и роли изучения вопросов художественной культуры в школьных курсах истории, в недостаточном владении методикой работы с таким специфическим материалом, как искусство.
Методологической основой преподавания искусства в школе является положение об искусстве как особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу и отличающейся от сознания исторического. Методология диктует выбор методической стратегии, в основе которой - отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства.
Исходя из этих утверждений, можно кратко обозначить некоторые основополагающие принципы изучения явлений художественной культуры и методические требования к организации занятий.
В методическом аспекте важно обратить внимание на то, чтобы изучение вопросов, связанных с искусством, на уроке происходило в контексте художественного (а не исторического) процесса, образцы произведений древних авторов не рассматривался отдельно или вне художественных средств, языка, которым говорит искусство.
В соответствии с этим принципом должны определяться приоритеты занятий элективного курса: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию «диалога» с искусством, программирование такой деятельности слушателей курса, которая организует освоение феномена культуры палеолита (мезолита, неолита) через «проживание» и сопереживание. Методические ситуации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не только запоминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу объекта исследования.
Складыванию личностного опыта восприятия произведений искусства адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, артефакта, его взаимосвязь с эпохой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений во время занятий (позволяющие соотносить и корректировать собственное мнение с мнением других). Педагог должен избегать навязывания готовых оценок, категоричных утверждений, однозначных трактовок, «правильных» ответов, равно как и унифицирования мнений учеников, сведения их к общему знаменателю.
Объявление цели и задач
|
Глубина проработки материала
|
Актуальность информации и её значимость для раскрытия избранной темы работы |
Аргументация и обоснован-ность выводов
|
Особенности речи, смысловые и стилистические ошибки. Наличие слов- паразитов, затянутых пауз. |
Ответы на вопросы |
Кол-во баллов |
0-2 |
0-10 |
0-3 |
0-10 |
+ - 0-10 |
0-10 |
|
Краткая характеристика источника ин- формации
|
Кол-во Использо ванной литературы |
Использование метода сравнительного анализа при подготовке выступления |
Манера держаться во время выступления |
Участие в работе семинара: вопросы, дополнения, уточнения, замечания
|
Оригинальность вопросов |
Кол-во баллов |
0-5 |
5-10 |
5-10 |
0-10 |
0-10 |
0-10 |
|
Существующая пятибалльная оценка не способна охватить все виды учебного
процесса, в котором участвуют слушатели курса. Нужен более гибкий механизм оценивания знаний, умений и показателей индивидуального роста достижений отдельного учащегося.
Применение рейтинговой системы оценки обусловлено также и тем, что большинство ВУЗов в настоящее время перешли на 10—100 - балльнуюсистему определения уровня подготовки абитуриентов к дальнейшему обучению с целью получения высшего образования. Имеется положительный опыт рейтинговой оценки, предложенный организатором национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», стимулирующий различные виды творчества учащихся:
Звание/ранг |
базовый |
высший |
элитный |
Искатель |
50 |
100 |
150 |
Эрудит |
250 |
350 |
450 |
Знаток |
600 |
800 |
1100 |
Талант |
1500 |
2000 |
2600 |
Интеллектуальный лидер
|
3300 |
4100 |
5000 |
Вид деятельности |
Баллы | |
1 |
Посещение всех занятий |
50 |
2 |
Составление таблицы самооценки |
50 |
3 |
Составление таблицы оценки товарищей по группе |
50 |
4 |
Отчет о проделанной работе |
50 |
5 |
Написание и выступление с докладом |
1000 |
6 |
Написание и защита реферата |
2000 |
7 |
Работа в группе |
100 |
8 |
Составление информационно-аналитического сборника |
500 |
9 |
Аннотация статьи |
200 |
10 |
Составление информационных карточек |
100 |
11 |
Составление информационных таблиц |
100 |
12 |
Создание презентации |
1000 |
13 |
Подготовка и защита проекта |
1000 - 3500 |
№ |
Вид деятельности |
Уровень сложности |
1 |
Составление плана (простого и сложного). |
А (начальный) |
2 |
Умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения; анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития. |
А |
3 |
Умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений |
А |
4 |
Умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей. |
А |
5 |
Самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие); |
В (средний) |
|
Реконструктивные работы; |
В |
|
Творческие работы. |
В |
6 |
Третий уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных раннее знаний, которая требует применения приемов мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, делают знания школьников более гибкими, вырабатывают интерес к изучаемому процессу и желание продолжить самостоятельное изучение. Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач, где проявляется способность школьников применять эффективные приемы учебной работы, предложенные в задании или найденные самостоятельно; умение отобрать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого; умение оперировать соответствующими понятиями; умение выстроить свой ответ в логической последовательности, облечь его в адекватную форму. К самому высокому уровню сложности необходимо отнести все виды творческой активности, применённые в комплексе. В том числе подготовку и демонстрацию при помощи современных компьютерных технологий образовательного продукта. |
С (высокий) |
Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»
16 12 2014
5 стр.
Настоящий Закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Саратовской области
16 12 2014
1 стр.
Моу «Средняя общеобразовательная с. Большой Мелик Балашовского района Саратовской области»
04 09 2014
1 стр.
Директор моу «оош с. Большая Таволожка Пугачёвского района Саратовской области»
12 10 2014
7 стр.
Директор моу «оош с. Большая Таволожка Пугачёвского района Саратовской области»
12 10 2014
6 стр.
Выполнили учащиеся 10 класса моу «сош с. Селезниха Пугачевского района Саратовской области»
05 09 2014
1 стр.
Подготовлен учителем информатики и икт моу «сош с. Берёзовка» Энгельсского района Саратовской области Кабышевой Оксаной Александровной
13 10 2014
1 стр.
Учебный план моу – оош с. Подгорное является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов по инвариантной
27 09 2014
1 стр.