Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


На правах рукописи
Алескерова Светлана Эдуардовна

РОЛЬ ЭКУМЕНИЗМА В ПРОЦЕССАХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(на примере современной России)

09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в Педагогическом институте ФГОУ ВПО



«Южный федеральный университет»


Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Несмеянов Евгений

Ефимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Капустин Николай

Стратонович;

доктор философских наук,

профессор Брежнев Виталий

Стефанович



Ведущая организация: Ростовский государственный

университет путей сообщения

Защита состоится 2009 г. в 15 ч. на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что современное состояние идеологической и духовной сферы российского общества характеризуется некоторыми проблемными аспектами, связанными с экуменической деятельностью религиозных организаций. После распада СССР период структурных преобразований затронул все сферы общества, в том числе идеологическую и религиозную. В условиях духовного вакуума и потери основных культурных ценностей одновременно с активным проникновением миссионеров различных религиозных обществ в Россию в очередной раз актуальным стал вопрос определения роли и места экуменического движения в геополитике и достижении межконфессиональной и межрелигиозной толерантности.

Экуменические движения являются носителями идеологии, способствующей возникновению единой религии, основанной всемирной религиозной организацией. Экуменизм, возникший ранее как религиозное движение объединения христианских конфессий в Единую церковь, сегодня имеет совершенно иную форму и назначение. В своем развитии экуменизм перешел на новый этап, т.е. трансформировался, и в новом мире играет другие роли и решает другие задачи. В работе экуменизм рассматривается как движение, которое носит идеологический характер, т.е. более светский, нежели религиозный. В связи с этим актуальным является исследование социокультурных и философско-мировоззренческих аспектов экуменизма в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций. Актуальным остается выявление участия представителей Римского клуба и лидеров транснациональных корпораций в развитии экуменического движения, в политических ситуациях, происходящих в России от начала ХХ в. до сегодняшнего дня, а также их влияние на изменение религиозного сознания российского общества. Обращает на себя внимание и тот факт, что существует несоответствие между основными принципами, провозглашаемыми экуменистами на съездах и конференциях Всемирного совета церквей (ВСЦ) и их фактическими действиями.

Вызывает интерес исследование экуменического движения как проводника политики в религиозную сферу. Актуальным является анализ модернизированного экуменизма, который представляет собой одно из звеньев формирования идеологического аппарата, предназначенного контролировать все сферы деятельности человека (вплоть до ментальной и духовной) и управлять (манипулировать) его сознанием для «всеобщего блага», оказывать влияние на экуменическую трансформацию религиозных учений.

Отсутствие фундаментальных исследований экуменизма как идеологической составляющей глобализации мирового сообщества, использования религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях, а также неисследованность параллельных внеэкуменических методов решения проблемы взаимодействия различных религий способствует развитию и сохранению нестабильных ситуаций в поликонфессиональных регионах российского государства. Поэтому выявление особенностей экуменического движения на территории современной России, его роль в геополитике и этнических взаимоотношениях, перспективы его развития, разработка теоретической модели альтернативной экуменизму представляют для науки значительный интерес. Не меньший интерес вызывают факторы, способствующие сохранению различий религиозных мировоззрений в глобализирующемся мире. Вместе с тем, весьма актуальным остается исследование роли и места экуменизма в геополитических планах Запада, существующей поливариантности экуменизма, его внутренних противоречий, а также анализ методов, применяемых религиозными организациями, содействующих государству в решении вышеперечисленных проблем.



Степень научной разработанности темы. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма в современной России сегодня стали предметом исследования богословов и философов, социологов, историков, политологов и др.

Развитие экуменической мысли на фоне духовного кризиса Европы и России, а впоследствии и проблемы религиозных взаимоотношений в рамках экуменического движения находились в центре внимания зарубежных и русских философов и богословов Серебряного века. К ним относятся В.С. Соловьев – основоположник идеи Всеединства, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин. Свои суждения об экуменизме высказывали представители РПЦ, в их числе Иоанн Кронштадский. Среди современных авторов, исследующих развитие экуменизма зарубежом и в России, его трансформацию в религию «нового века», работы Т.М. Горичевой, иеромонаха Серафима (Роуза), Патриарха Кирилла (Гундяева), Ю.В. Крянева, диакона А. Кураева, Ф. Марсиля, А. Меня, А.А. Опарина, А.И. Осипова, протоиерея А. Шмемана и др. Работы авторов содержат подробный анализ основных понятий экуменизма и всестороннее исследование участия РПЦ в рамках экуменического движения. Имеются диссертационные работы авторов-философов В. Отрубовой, Н.Г. Тайгачевой, историков А.В. Лепилина, В.И. Филонова, посвященные изучению экуменизма и экуменического движения.

Исследование русского космизма и его роли в формировании феномена глобальности, вошедшего в основу идеологии экуменизма, в своих работах проводили П.П. Гайденко, С.Г. Семенова, А.Г. Грачева, Н.В. Исакова, Тахтамышев В.Г. и др. Формированию нового религиозного сознания на пороге тысячелетий уделяется серьезное внимание такими учеными, как Г.В. Вернадским, М.П. Мчедловым и др. Ученые провели анализ различных аспектов возникновения новой религии, который содержит не только исследование исторических предпосылок, но и подробное рассмотрение состояния современного религиозного сознания. В связи с тем, что процесс экуменизации религиозного сознания является производным от общего процесса формирования глобального общества, то остаются актуальными многосторонние исследования места религии в глобализирующемся обществе, осуществляемые зарубежными учеными Ф. Фукуяма, К. Доббелере, У. Макбрайд, К.М. Брайен. Эти работы характерны тем, что отражают экуменическое представление роли объединенной религии в общем процессе формирования религиозного сознания в глобальном обществе.

Среди российских ученых, изучающих глобализацию культуры, основные ее понятия, специфику ее проявления в России, проблемы, связанные с глобализацией духовной сферы, такие как А.Н. Чумаков, Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев, В.И. Толстых, Аствацатуров А.Е. и др. Так, немалый интерес представляют работы Панарина А.С., среди которых «Искушение глобализмом». В ней рассмотрены основные идеологические и политические аспекты, скрывающиеся под «маской» глобализации. На сегодняшний день выполнен ряд диссертационных работ, авторы которых – Н.А. Зима, Н.В. Падалка, И.М. Подзигун и др., осуществили значительный вклад в научное исследование глобализационных процессов в социокультурной сфере общества.

Исследования экуменизма как религиозно-мировоззренческой и идеологической основы глобализации затрагивают проблемы сохранения религиозных и этнических различий в поликонфессиональном и многонациональном обществе. Вопросы взаимоотношения различных этнических групп и роль религиозной составляющей этих отношений рассматривали еще Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин. М. Вебер первым рассмотрел религию как фактор, способствующий образованию нации, основанной на нравственных ценностях.

Проблема идеологии экуменизма основывается на религиозном плюрализме. Разносторонние точки зрения представлены зарубежными и отечественными исследователями, в числе которых Х. Бюркле, О.Й. фон Виртц с работой «Один Бог и много религий: критические заметки к некоторым аргументам в пользу плюралистической теологии религии», книга В.С. Глаголева «Религия в изменяющейся России», научные статьи А.Ю. Григоренко, Н.С. Гордиенко, Б.С. Ерасова, Патриарха Кирилла (Гундяева) «Интеграция и многообразие», работы Н.С. Капустина, А.В. Смирнова «Существует ли «всемирная философия», или проблема преодоления чуждости чужого», а также диссертационное исследование В.В. Семенова «Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама» и др. Исследованию корней мусульманства, его социальной сущности и историческому формированию духовного плюрализма в первоисточниках ислама посвящена научная работа И.П. Добаева «Эволюция исламского движения на юге России в контексте социальных трансформаций в конце XX века – начале XXI», которая отражает формы и противоречия ислама на Северном Кавказе. Были исследованы основные причины, провоцирующие религиозные конфликты.

Рассматривая экуменизм как инструмент формирования нового массового религиозного сознания, диссертационное исследование тем самым раскрывает геополитический характер этого феномена. Выводы и обобщения, сделанные автором, опираются на ранее предложенную Э. Хантингтоном теорию неизбежного «столкновения цивилизаций», на работы аналитического характера ученых Е.Я. Режабека, А.Г. Дугина, Дж. Колемана, Н.А. Трофимчука, М. Лебедевой и др. Изучению геополитических императивов глобальной безопасности посвящено диссертационное исследование В.Н. Купина. Среди наиболее известных работ, посвященных вопросам создания толерантного общества на основе межрелигиозного диалога, фундаментальный труд «Толерантность» коллектива ученых (Т.И. Ойзерман, Патриарх Кирилл, А.В. Логинов, Ж.Т. Тощенко, Ю.А. Гаврилов и др.), всесторонне исследующих феномен толерантности.

На сегодняшний день, тем не менее, наблюдается недостаток философских работ, посвященных проблемам взаимодействия традиционных религий и экуменического движения в России, а именно, отношению представителей ислама к экуменизму в целом, формированию межконфессионального и межрелигиозного диалога под давлением экуменической экспансии. В отечественной науке доминирует в основном философско-религиоведческий анализ взаимоотношений РПЦ и РКЦ с экуменическим движением ХХ в. Недостаточность наблюдается в исследованиях, отражающих необходимость сохранения различий религиозных мировоззрений, выявляющих социокультурные и геополитические аспекты экуменизма, рассматривающих системно его современные формы, модификации, перспективы развития.



Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что современный трансформированный экуменизм – явление мирового масштаба, выполняющее роль мировоззренческого фактора в процессе глобализации культуры и общества, для развития которого одним из главных препятствий является разнородность религиозных мировоззрений.

Объектом диссертационного исследования является экуменическое движение на рубеже веков в современном российском обществе и отношение к ним наиболее многочисленных и традиционных для страны религиозных организаций, таких как православие, мусульманство, буддизм.

Предметом исследования является культурологические, мировоззренческие и идеологические аспекты социокультурного и религиозного движения экуменизма на территории современной России.

Цель и задачи работы. Исходя из состояния исследованности проблемы и ее научно-практической ценности, основной целью настоящей диссертационной работы является выявление и анализ основных факторов идеологии экуменизма в России и влияния их на религиозное сознание современного общества.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

– проанализировать специфику предпосылок и условий зарождения идеологии экуменического движения в России и провести комплексный научный анализ религиозно-мировоззренческих и идеологических аспектов современного экуменизма;

– установить роль экуменического движения в формировании отношения современного российского общества к религии;

– провести комплексный анализ форм экуменического движения и проанализировать практическую деятельность экуменических организаций;

– проанализировать взаимодействие традиционных религий и современного экуменического движения в России;

– установить влияние экуменического движения на формирование толерантности и сохранение национальной самоидентификации общества в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций;

– рассмотреть перспективы и пути вероятного решения проблемы современного экуменического движения в России.



Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическую базу исследования составляют общефилософские принципы и методы исследования: принцип всесторонности, историзма, преемственности и дополнительности, системности. К методам, используемым в исследовании, относятся: анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнительный, структурно-функциональный и другие. Исследование опирается на научное наследие философов, богословов, классиков религиоведения, историков, политиков, а также на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам экуменизма и толерантности.

Научная новизна исследования:

1. Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы сущности мировоззрения, идеологических установок и ценностей современных экуменических движений в России. Уточнено концептуальное содержание философско-исторических и политических предпосылок, способствующих формированию идеологии экуменизма, и обосновано непосредственное участие в этом процессе различных мистических обществ. Проанализированы культурологические аспекты идеологии современного экуменизма.

2. Сделана попытка на основе анализа деятельности экуменических движений установить роль современного экуменизма как идеологического инструмента процесса глобализации религиозного мирового сообщества.

3. К экуменическому движению в современной России применен системный анализ. На основе сопоставления различных фактов проведен комплексный анализ его форм и модификаций, выявлены внутренние противоречия современного экуменизма.

4. В данной диссертации рассмотрено отношение к экуменическому движению не только представителей православия, но и мусульманства, буддизма и иудаизма. Исследованы способы современного экуменического движения на религиозное сознание российского общества.

5. В работе проведен анализ участия современного экуменического движения в формировании толерантного общества и установлены направления экспансии экуменической идеологии.

6. На основе анализа событий последних лет, в том числе и 2008 г., предложен новый подход для решения проблемы формирования религиозного толерантного общества; научно обоснована необходимость религиозной грамотности общества, особенно молодежи, выявлена форма религиозных взаимоотношений, способных противостоять распространению экуменического движения как явления, не имеющего перспективы.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Современный экуменизм, сформировавшийся в конце ХIХ – начале ХХ в. под влиянием неоплатонизма, масонства, восточных учений и других мистических теорий, тем самым противоречащий мировоззрению традиционных религий, особенно христианства, утратил свое первоначальное религиозное значение, но вместе с тем приобрел светский социально-культурный и политический характер.

2. Современный экуменизм представляет собой идеологическую систему, направляющую мировоззрение общества в сторону непротивления созданию мировой империи и глобализации мировых религий.

3. Существующее противоречие между основными принципами экуменического движения и реализацией в виде «интеркоммуниона» полностью раскрывает трансформацию экуменизма в синкретическое явление, что свидетельствует о том, что экуменизм как феномен потерял свою суть.

4. Основная цель современного экуменизма как движения, стремящегося разрешить межрелигиозные конфликты путем объединения всех религий в единую церковь, оказалась не только формальной, но и невыполнимой. В таком виде современный экуменизм потерял свою актуальность.

5. Сохранение традиционных религий в России, являясь средством национальной и религиозной самоидентификации, способствует сохранению национальной безопасности страны. Современный экуменизм размывает религиозные мировоззрения, тем самым препятствует сохранению специфики не только религий, но и российского общества и государства в целом.

6. Альтернативой экуменическому движению на территории России является разумная интеграция традиционных религиозных религий для совместного решения проблемы воспитания религиозно-грамотной молодежи в духе толерантности, социально-политических, экологических и других проблем страны.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Основные выводы, обобщения и результаты, полученные в процессе проведенного исследования, могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленной проблемы, а также в учебном процессе в вузах при преподавании курсов религиоведения, культурологии, политологии, истории и при разработке специальных и факультативных курсов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы представителями органов государственной власти в процессе развития отношений с религиозными и общественными организациями, а также при формировании политики национальной безопасности страны.

Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.



Структура работы. Диссертация состоит из списка терминов, условных обозначений и сокращений, введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы, включающего 280 названий. Общий объем диссертационной работы 151 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ГЛАВА 1. Социокультурные аспекты экуменического движения на территории современной России.

Глава посвящена анализу явления экуменизма как движения, особое внимание при этом уделено формам и методам экуменической деятельности религиозных организаций на территории современной России.



1.1. Философско-исторические и политические предпосылки формирования экуменизма в России. В первом параграфе анализируются предпосылки развития экуменизма в России, особенности экуменического движения в стране и отличие его от европейского. Смысл этих различий заложен в исторических и политических предпосылках формирования экуменизма в России и в определении своего отношения к экуменизму и экуменическому движению религиозных организаций в разные периоды ХХ в. Рассмотрены основные различия двух направлений экуменизма: «общехристианского экуменизма», и, получающего все большее развитие, общерелигиозного «суперэкуменизма». При более глубоком исследовании идеи «универсальной религии» раскрывается не религиозный, а социокультурный, идеологический или, более того, политический характер этого явления.

В параграфе рассматривается новое направление, которое было определено творчеством В. Соловьева и, согласно С. Булгакову, явилось высшим синтезом мировой философской мысли. В своих работах В.С. Соловьев рассматривал вопросы Богочеловечества, всеединства и восстановления первоначальной истинной сущности христианства. Указывая на слабости исторического христианства и назревший духовный кризис в стране, философ обосновал необходимость его всестороннего обновления. Разглядел признаки нарастания интеграционных сил в современном обществе, которые проявляются в различных сферах: экономической (преодоление экономических кризисов объединяет народы), социальной и т.д. Общечеловеческий принцип справедливости в сфере межрелигиозных отношений, впервые сформулированный В. Соловьевым, неизбежно влечет за собой требование религиозного равноправия или свободы. Последователями соловьевской теории единой религии, Софии и теократического государства были С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский, которые признавали необходимость выхода из духовного кризиса и предлагали обновление Православия путем заимствования лучшего из других религий. Идея вселенской религии в России XIX в. рассматривалась как философско-теоретические изыскания внутреннего государственного масштаба, и в середине XX в. получила практическую реализацию в виде экуменических диалогов в лице Всемирного Совета Церквей.

Анализ философско-исторических и политических предпосылок формирования экуменизма в России показывает, что процесс модернизации, начатый Петром I, привел к возникновению секуляризации как альтернативы православным религиозным традициям, что способствовало развитию светской философии в отрыве от богословия. На формирование экуменических идей в России наложило серьезный отпечаток состояние духовности в Европе, в том числе развитие рационализма, мистицизма, рост численности и популярность мистических учений, а также назревающих революционных настроений в духе марксизма. Отсюда философские искания религиозных свобод носят в большей степени социально-политический характер, нежели религиозный. Экуменизм способствует политизации религии, а мировая религия нужна как фундамент нового мирового порядка. Проблемы, которые предполагалось решить при этом, следующие: духовно-нравственный кризис, сосуществование разных религий многонационального государства, смягчение противостояния различных религиозных общин, обновление христианства и укрепление его как религии ведущей, государственной и объединяющей, укрепление внешне-экономических связей и государства в целом. Все это говорит о том, что экуменизм – явление мирового масштаба и представляет собой идеологический фактор процесса глобализации общества, для развития которого одним из главных препятствий является разнородность религиозных мировоззрений.

1.2. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма. В параграфе проведен комплексный научный анализ религиозно-мировоззренческих и идеологических аспектов современного экуменического движения. В монографии «Религии мира и Библия» А.А. Опарин рассматривает экуменическое движение как средство для создания Организации Объединенных Религий (ООР) на основе «тройственного союза язычества, протестантизма и католичества». При глубоком изучении экуменизма на территории современной России возникает необходимость исследования идеологической составляющей этого явления в целом. Определена роль экуменизма в формировании нового религиозного сознания в глобальном пространстве культур. В работе «Транснационализм: идеи и реалии» Е.Я. Режабек рассматривает роль идеологии транснационализма в формировании экономических, социокультурных и геополитических аспектов общества.

К концу ХХ в. многие религиозные деятели потеряли интерес к экуменизму, понимая что дальнейший диалог в рамках ведущей организации экуменического движения ВСЦ результатов не дает, процесс зашел в тупик, сама экуменическая деятельность претерпевает застой, а массовое сознание об экуменизме не имеет никакого представления. Сделан вывод, что на сегодняшний день невозможно не только экуменическое единение всех религий и создание Единой Церкви, но и объединение христианских конфессий нереально, в виду имеющихся различий в догматике учения, в трактовке Писаний и т.д. В связи с чем был раскрыт характер современного экуменического движения. Рассмотрена либерально-демократическая направленность современного экуменизма, оказывающая серьезное влияние на традиционные религиозные представления российского общества.

Митрополит Иоанн Ладожский (Снычев) в работе «Смотрите, не ужасайтесь…» предлагает рассмотреть основные тезисы представителей экуменического движения, в числе которых «свобода совести», предоставляющая независимый выбор личностью любой из существующих религий, уменьшение ограничений, накладываемых догмами ортодоксальных религий, в целях создания «комфортного религиозного климата», тезис о «преодолении исторически произошедшего разделения церквей» как результата несовершенства человеческой деятельности, о том, что каждая религия хранит часть Божественной Истины, поэтому претендовать на обладание ее полнотой и на целостность не может ни одна из известных религий, и т.д. Для реализации на практике новой «мировой религии» необходимо создание целой системы, оказывающей влияние на мировоззрение общества – это рост количества сект, оккультных учений, усиление социально-политической нестабильности, использование для влияния на сознание общества средств массовой информации и сети Интернет, ослабление традиционных религий, организация политической и финансовой поддержки мировыми компаниями. Одна из форм ослабления православия состоит в его обновлении, предложенном представителями протестантской церкви. Русский философ Н.Бердяев – основоположник экуменического движения, – в работе «Философия свободы» назвал христианство неполным, требующим дополнения из других религий, в том числе и из языческих, что отражает изменение характера экуменизма и его трансформацию в синкретизм.

При глубоком анализе основных тезисов экуменического движения становится ясным, что главная мысль тотального экуменического объединения – это контроль над мировыми религиями и использование их для управления человечеством. Таким образом, речь идет не о росте нравственного уровня общества, не о практике мирного сосуществования различных религий, возможность которого и без экуменических «вливаний» историей неоднократно подтверждалась, а о таком состоянии религиозного сознания, которое не только не препятствовало бы, но и полностью подготовило бы почву для установления «нового мирового порядка».

На сегодняшний день основное противостояние представителями различных религий складывается не из разности догматических учений, а из религиозного невежества или извращения основных постулатов веры. Сделан вывод, что современный экуменизм представляет собой систему, направляющую мировоззрение общества под руководством ТНК в сторону непротивления глобализации мировых религий и создания мировой империи.

1.3. Экуменические движения в России в конце XX – в начале ХХI века. В параграфе рассматриваются особенности развития деятельности христианско-демократических организаций в рамках экуменического движения на территории современной России на рубеже веков. В Россию экуменическое движение пришло в конце 80-х гг. одновременно со сменой государственного строя. Открытые границы, свобода совести и вероисповедания внесли плюрализм мнений даже в столь догматическую сферу как религия. В эти годы возникло огромное количество сект и различных религиозных течений, представляющих собой синкретические учения, как процесс, предшествующий реализации глобального экуменизма и предназначенный для духовной дезориентации общества. В этом пункте также отмечено влияние экстремистски настроенных зарубежных исламистских движений на религиозное сознание представителей мусульманских общин России.

Экуменическое движение за рубежом имеет свой исторический опыт, обладает аргументированной религиозно-мировоззренческой и идеологической позицией, сформированной под руководством Всемирного Совета Церквей, движущей силой которого являлись различные христианско-демократические организации, проводящие съезды и конференции во всех точках мирового пространства. В России в конце ХХ века формировалась общественная сила, выполняющая функцию связующего звена между властью и религией в виде многочисленных «экуменических» либерально-демократических обществ (ХДСР, РХДП и др.), производных от ИМКА (YMCA, США), СХД (Англия), ИХД (Интернационал христианской демократии, Бельгия) и т.д. О роли международных организаций в развитии христианско-демократических движений в России д-р Джон Колеман пишет, что и ИМКА, и ВСЦ, способствующие движению христиан-демократов, находятся под непосредственным влиянием «мирового правительства «Комитета 300», целью которого является глобализация мирового масштаба. В целом, планомерному разрушению традиционных религий придается внешне почти естественный характер. Рассмотрены основные причины неудачи ХДД и выражено отношение к ним религиозных организаций и российского общества в целом. Внезапное и множественное возникновение противоположных по характеру христианско-демократических и национал-патриотических организаций, их недолгое существование в течение, примерно, 5-6 лет, а затем такой же внезапный их уход с политической арены, дает нам возможность предположить, что имеет место их искусственное создание.

В своей работе «Православие и религия будущего» Серафим (Роуз) рассмотрел роль новых религиозных движений (НРД) интер-экуменического характера в формировании массового религиозного сознания. Он описывает различные интегрированные учения, которые возникли в поисках «нового религиозного сознания». Таким образом, экуменические движения, которые имели место в стране, можно разделить на две группы: 1) непосредственно экуменические союзы, партии, сообщества, принимающие участие в общественно-политической жизни; 2) религиозные секты, основанные на синкретических учениях и синтезе всевозможных практик. Однако межрелигиозный диалог, который ведут экуменические организации с целью решения международных социально-политических, экологических и других вопросов, не является составляющей экуменической деятельности, так как эта сфера деятельности отстоит от определения экуменизма и синкретизма.

1.4. Формы и методы экуменической деятельности конфессий в России в начале ХХI века. В параграфе рассматривается участие РПЦ, мусульманских и буддийских общин в экуменическом движении, особенности их экуменической деятельности в России. Проведен анализ документов, выражающих отношение РПЦ к экуменическому движению. Рассмотрено неоднозначное отношение Римско-Католической Церкви к экуменической деятельности.

Конкретные действия РПЦ в вопросах восстановления единства выражаются в виде многосторонних диалогов посредством ОВСЦ с христианскими конфессиями, диалога с экуменическим движением. Важным направлением деятельности РПЦ является ведение межрелигиозных диалогов с нехристианскими религиозными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории современной России. Особое внимание уделено характеру религиозной толерантности разных регионов нашей страны. В силу непреодолимых различий между обычаями, устоями, правилами поведения, которые характеризуют культуру разных народов, объединение разных традиций и религий «во имя похожести» приведет к разрушению традиционности народов, к потере уникальных особенностей культуры, отражающих их верования. Рассмотрена роль правильного религиозного образования в межрелигиозных отношениях.

Исследовано отношение к экуменическому движению буддизма, который распространен в России наряду с православием и мусульманством. В России буддизм развивается в двух направлениях: традиционный, имеющий отношение к его историческим народам, и модернизированный буддизм – необуддизм. Рассмотрена интеграция буддийских общин во Всемирное братство буддистов. Интегрирование христианства с элементами буддизма отражено в работах русских философов В.С. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Федорова и др. и длительно поддерживалось русскими религиозными обществами. В работе «Встреча традиций: Межбуддийские и межрелигиозные отношения на Западе» О. Фрайбергер рассматривает буддийский модернизм и сравнивает его с протестантским.

Отмечено, что совместное решение возникающих проблем, при участии всех традиционных религий необходимо не в виде экуменического движения, но как межконфессиональный и межрелигиозный диалог, предполагающий не только теоретический анализ проблем, но и разработку конкретных предложений, а также практическую их реализацию. Особое внимание уделяется историческому опыту религиозной толерантности многонационального государства.



ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ И ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. В данной главе рассматривается необходимость сохранения религиозных различий, анализируется роль религиозного фактора в вопросах геополитики, а также альтернативные экуменическому движению способы формирования толерантного пространства.

2.1. Социокультурные факторы сохранения различий религиозных мировоззрений. В параграфе рассматривается роль религии в жизни общества с точки зрения М.П. Мчедлова. Отмечены условия сохранения религиозных особенностей, такие как соблюдение «этнорелигиозной дистанции» и процесс «внутренней интеграции» на основе религиозных принципов. Проведена связь между сохранением национальных, религиозных особенностей и национальной безопасностью страны. Сохранение религиозных различий, грамотное правовое регламентирование полиэтнических и межрелигиозных отношений в регионах, могут сыграть роль защитного щита от иностранной разрушающей интервенции. В связи с этим произошло переосмысление религиозными организациями своей роли в современном обществе. Отмечена роль государства в формировании религиозного образования и в возможности открытого сотрудничества с СМИ, издательствами и т.д.

Дан обзор социокультурных факторов, способствующих сохранению различных религиозных мировоззрений. В их числе языковые особенности ведения богослужений, территориальные и отраслевые особенности страны, условия и качество жизни, вопросы семьи, религиозные форматы нравственности и морали, роль национального самосознания и т.д. Однако сегодня вопрос нации или принадлежности к религии в виду неоднозначного выражения является очень болезненным и спорным, и приравнивается к национализму и экстремизму. Основное население, которое сейчас очень напугано «религиозным» терроризмом, политическим нацизмом и криминогенной ситуацией в отдельных регионах и в стране в целом, откровенно боится проявлять свою принадлежность к той или иной религии, традиции, нации. Отмечен позитивный вектор развития национального самосознания в форме патриотизма.

Уделено внимание обеспокоенности мусульманской Уммы России дальнейшей возможностью сохранения ислама в стране как самобытной культуры, что полностью отражает готовность мусульманского духовенства к противостоянию, как терроризму, так и радикальным проявлениям ислама. Эти и другие вопросы рассматриваются на международных конференциях, в которых принимают участие представители религиозных и общественных организаций из разных стран мира.

Все вышеперечисленные факторы являются функционально формирующими общественные отношения и исторически сложившимися, т.е. возникшие естественным путем. Помимо естественных факторов сохранения своего поликонфессионального содержания, российская государственная власть должна обеспечить условия для последующего сохранения религиозного и традиционного многообразия, используя для этого нормативно-регулирующие, социально-политические, эколого-экономические инструменты, а также положительный исторический опыт России решения подобных вопросов.



2.2. Использование религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях. В параграфе рассматриваются вопросы использования религии при решении политических проблем. В работе отмечено использование религиозного фактора при создании Нового Мирового Порядка. В конце ХХ в. к разрушению в России всех систем (экономической, социальной, правовой, системы культурных ценностей и др.) причастными оказались транснациональные корпорации. Если бы Советский Союз распался мирно, то общество продолжало бы сохранять менталитет советского человека с присущим ему интернационализмом, поэтому распаду предшествовал подогретый, как внутренне, так и извне, национализм, вылившийся в военные столкновения. Когда говорят о религиозной нетерпимости, то общество хотят убедить в том, что напряженность и конфликтную ситуацию создают основы религиозных учений – религиозные принципы, заложенные Писаниями, т.е. учение религии не имеет право на будущее в экуменическом мировом сообществе. При этом религиозная оболочка, способная к трансформации, будет сохранена. Реальная цель религиозного универсализма на данном этапе – ослабление государств, в том числе и России, и их непротивление геополитике, проводимой транснациональной элитой. В параграфе рассмотрен подробный анализ политической деятельности религиозных сект и их связь с зарубежными спецслужбами, выявлена их деструктивная деятельность по отношению к традиционным религиям, препятствующая росту религиозной грамотности российского общества. Мироззренческая концепция объединенной религии, утвержденная Римским клубом, представлена таким образом, что при наличествующем многообразии неизбежно взаимопроникновение религиозных учений. Представители ВСЦ обеспокоены ростом террористических актов, организованных религиозными экстремистами и считают, что решить эти проблемы можно, создав не только единое религиозное пространство для всех страждущих, но и экономические и политические наднациональные системы.

Геополитика, которая исследует проблемы глобального мироустройства, диалога цивилизаций и их взаимодействие, формирования цивилизационных и глобальных властных институтов и др., призвана создавать оптимальные условия для успешной деятельности ТНК на мировом рынке. Автор М. Лебедева в работе «Новые транснациональные акторы и изменения политической системы мира» рассматривает способы, которые используют мировые лидеры и ТНК для достижения своих целей. Например, создание сети террористических группировок и использование их в военных конфликтах на Северном Кавказе. В параграфе подробно рассмотрены причины, способствующие реализации здесь религиозных и этнических столкновений. В рамках международного проекта либерализации РПЦ были специально созданы структуры «для работы с «религиозным фактором» на территории стран Восточной Европы. В виду отсутствия четкой политики государства в решении проблем, связанных с религиозным фактором, растет вероятность того, что может появиться непредсказуемый «заказной» общественный настрой. Выражена точка зрения президента РФ на единство в многонациональном государстве.

Таким образом, создание условий для обострения религиозных и этнических конфликтов, по сути, есть идеологическая борьба за право «владения сознанием», за право управлять им в решении геополитических вопросов.

2.3. Роль межконфессионального диалога в достижении толерантности. В параграфе предлагается альтернатива трансформированному экуменизму в виде межконфессионального и межрелигиозного диалога. Экуменизм обладает внутренними противоречиями, на которые следует обратить внимание. В ХХ в. экуменизм носил характер богословского диалога о догматических различиях в мировоззрениях и развивался только в определенных кругах среди ученых, философов, представителей религий. Сегодня в экуменические движения все больше вовлекаются массы, изменяя при этом его характер в сторону поиска обрядовой схожести. Если ранее целью экуменических встреч была возможность донести до участников диалогов истинность своего вероисповедательного учения, то теперь на форумах и конференциях ВСЦ все больше решаются вопросы международного, эколого-экономического и геополитического характера. Такие изменения показывают, что современный экуменизм утратил свое религиозное значение, приобрел политический характер. В экуменизме полностью растворяются национальные, культурные, религиозные особенности человека, его индивидуальность. Перспектива развития массового индивида предполагает рождение новой массовой культуры, в рамках которой есть место новой массовой религии. Действительной целью ООР является воссоздание института синкретической религии массового индивида. Современный экуменизм получил реальную возможность трансформации в синкретизм.

Рассмотрена точка зрения М.П. Мчедлова в коллективной работе «Толерантность» на основное понятие и условия формирования толерантного общества. Проведен анализ положительного опыта, приобретенного РПЦ в работе съездов и конференций ВСЦ. Приобретенные в экуменических дебатах навыки ведения двусторонних диалогов представителями ОВСЦ МП сыграли значительную роль в формировании отношений с верховными руководителями традиционных религиозных общин России. Рассмотрены основные направления деятельности общественных и традиционных религиозных организаций в работе Межрелигиозного совета России (МСР), представляющего собой разумную альтернативу экуменическому движению и Всемирному Совету Церквей. Проведен обзор деятельности МСР. Для дальнейшего существования в условиях жесткой конкуренции среди неорелигиозных учений, традиционные для России религии оказались перед проблемой определения своего места в новом обществе, перед необходимостью разработки концептуального направления деятельности религиозной организации. Назрела необходимость для формулировки принципов культуры межрелигиозных отношений. Рассмотрены проблемы реализации программы формирования толерантного общества, в том числе в таком полиэтническом регионе как Северный Кавказ.

В экуменической программе ВСЦ представлен вариант глобальной этики, основанный на понимании целостности сотворенного мира. Деятельность экуменических организаций, вооруженная этической программой, способствует становлению нового «планетарного сознания», сближению и взаимозависимости культур в современном мире. Однако именно та форма межрелигиозного диалога, которая избранна в современной России, является полноценной альтернативной программой, способствующей не взаимозависимости культур, а взаимопониманию между ними; не сближению религиозных традиций, а равноправному участию в диалоге; не формированию нового «планетарного сознания», а становлению толерантной культуры общества.

Направление деятельности правительства, а именно участие России в Организации Исламской конференции (ОИК), ясно отражает усилия по обеспечению справедливости и равноправия в современном мире и демократизации международных отношений. Однако среди вопросов политического и экономического характера серьезное значение придается и межрелигиозной составляющей, делающей возможным двусторонний диалог между православием и исламом на международном уровне. Подобные встречи показательны тем, что даже в столь накаленной обстановке между христианским и исламским миром возможно мирное обсуждение богословских догматов и принципиальных различий учений. Также этот факт отражает образец толерантной культуры и тот огромный потенциал, который имеет российское государство в лице РПЦ для создания и сохранения мирного межрелигиозного пространства. Следовательно, на смену экуменическому движению должен придти межрелигиозный диалог, а на смену экуменической идеологии – культура межрелигиозной толерантности.

В заключении подводятся общие итоги работы и намечаются перспективы дальнейших исследований поставленных проблем.

Список публикаций по теме диссертационного исследования
1. Алескерова С.Э. Идеологические аспекты экуменизма // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права: Межвузовский сборник научных работ. Ессентуки, 2008. Вып.1. – 0,3 п.л.

2. Алескерова С.Э. Экуменические движения в России ХХ века // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права: Межвузовский сборник научных работ. Ессентуки, 2008. Вып.1. – 0,2 п.л.

3. Алескерова С.Э., Андренов Н.Б., Бахор Т.А. и др. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденция развития: монография / под общей ред. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2008. – Кн. 16. – 22,5 п.л.

4. Алескерова С.Э. Социокультурные факторы сохранения различий религиозных мировоззрений в России // Философия в ХХI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. О.И. Кирикова. Воронеж, 2008. Вып.17. – 0,6 п.л.

5. Алескерова С.Э. Экуменизм и его идеология // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. – 0,4 п.л.

6. Алескерова С.Э. Межконфессиональный диалог или экуменизм // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. – 0,4 п.л.

Формат 60х84 1/16. Печ. л. 1,0.

Бумага офсетная. Ризография. Тираж 100 экз.


ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Актуальные проблемы современной науки

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140

Тел. 264-56-07


Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии»

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, офис 201



тел. 8-918-570-30-30





Роль экуменизма в процессах глобализации (на примере современной России) 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология, философия культуры
295.8kb.

18 12 2014
1 стр.


-

Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

686kb.

14 12 2014
3 стр.


Трагедия как модус бытия человека (философско-антропологический аспект) 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры
547.32kb.

12 10 2014
4 стр.


Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета

753.26kb.

14 12 2014
5 стр.


Конфликты идентичностей в посттрадиционной россии 09. 00. 13 Философская антропология, философия культуры
678.21kb.

16 12 2014
4 стр.


Пантюркизм на Кавказе в условиях геополитической трансформации: философско-культурологический анализ 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология, философия культуры

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении Северо-Кавказском научном центре высшей школы

296.27kb.

24 09 2014
1 стр.


Философская антропология, философия культуры

Исследование проблем будет проводиться с учетом достижений философской и научной мысли в России и за рубежом

29.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Конспект по теме «Современные теории сознания»

Философская антропология (учение о человеке), социальная философия истории, Философия науки // математики

222.66kb.

15 10 2014
1 стр.