Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

С.Л. Катречко
Материалы ко 2-ому семестру по курсу философии (МехМат — 2005/6)

(пока все же промежуточный (неокончательный) текст! — 24 февраля 2006)
Примерный учебный план на семестр.
Основные темы второго семестра (лекции):

1. Гносеология (эпистемология): Кант — Гуссерль — современные концепции

2. Философия языка

3. Философская антропология (учение о человеке), социальная философия и философия истории, 4. Философия науки // математики.


Планируются две самостоятельные работы (+ эти темы будут обсуждаться на семинарах):

1. Проблема человека//сознания

2. Проблема социума

3. ++ Третья работа — см.: ответ на 3-ий вопрос экз. билета



Контрольные работы второго семестра

Будет проведена промежуточная письменная контрольная работа: 11 марта с 12.40 до 14.15 в ауд. 16-10. Тема: Гносеология (resp. эпистемология, теория познания) // Философия сознания
На основании проработки пособий:

1. Ст. Прист Теории сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.



2. Г. Фоллмер Эволюционная теория познания.
К контрольной работе у студентов должны быть конспекты (см. расшифровку ниже):

  1. Конспект по теме «Современные теории сознания»

  2. Конспект по теме «Современные теории познания»

  3. (желательно также) Конспект по теме «Феноменологическая концепция познания//сознания»



Самостоятельные работы 2 семестра

  1. Специфика способа бытия человека. Положение человека в Космосе (по работам: М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm); Тейяр де Шарден П. Феномен человека). Цель и смысл человеческого существования (по текстам: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Августин «Исповедь», С. Франк «Смысл жизни», В.Соловьев «Судьба Пушкина», А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе»; анализ библейской книги Иова (статьи Мусхелешвили – Шрейдера) (частичная расшифровка: https://www.philosophy.ru/library/katr/sam2.html, https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3.html).

== По 2-ой ч. работы (цель и смысл) см.: Анализ «десятки» наиболее значимых информационных событий А. Заякина (физфак 2004): https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3_zayakin.html)

  1. Социум как предмет философского осмысления. Особенности современной цивилизации. Как можно охарактеризовать современный этап развития цивилизации? (по текстам М. Фуко «Надзирать и наказывать» + Ж. Делез Общество контроля // Фр. Федье Власть // Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс // К. Поппер Открытое общество и его враги // Ж. Бодрийяр Система вещей + «В тени молчаливого большинства») = https://www.philosophy.ru/library/katr/sam7.html

  2. Концепция современного мыслителя (конспект текста; сам. работа №10 http://www.philosophy.ru/library/katr/sam10.html) // Подготовка одного из вопросов к экз. в аспирантуру https://www.philosophy.ru/library/katr/asp_abit_2004.html



3. Примерный план (темы) семинарских занятий 1 семестра

(окончательный план занятий определяется семинаристом)

Занятие 1. Философия Канта. «Коперниканский переворот» Канта.

  1. И. Кант Критика чистого разума (главы): «Трансцендентальная эстетика», «Трансцендентальная аналитика» («Категории»), «Антиномии чистого разума» (диспут)

  • «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»

  • «Логика» + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира»

1. Понимание пространства и времени у Канта.

— И.Кант

— Катречко С.Л. Кантовский коперниканский переворот (http://www.philosophy.ru/library/katr/kant_pred1.doc)

— Катречко С.Л. Материалы к сем. по "Критике чистого разума" (http://www.philosophy.ru/library/katr/kant_kpr_edu.doc)


2. Кантовские антиномии разума. Будем разбирать первую антиномию (диспут):

тезис: Мир конечен в пр-ве и времени

антитезис: Мир бесконечен в пр-ве и времени
Занятие 2–3. Проблема сознания/познания в современной философии.

1. Ст. Прист ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ([Современные] Теории сознания). — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000


(для семинара надо подготовить доклады (инфор.сооб.) по гл. №№ 2 — 6)

  1. ДУАЛИЗМ: Платон и Декарт

  2. ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ: Гемпель, Райл и Витгенштейн

  3. ИДЕАЛИЗМ: Беркли и Гегель

  4. МАТЕРИАЛИЗМ: Плэйс, Дэвидсон и Хондрих

  5. ФУНКЦИОНАЛИЗМ: Патнэм и Льюис

  6. ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ: Спиноза, Рассел и Стросон

  7. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: Брентано и Гуссерль



2. Концепция сознания Дж.Серля

Серль Дж. Открывая сознание заново

Серль Дж. Проблема сознания

Серль Дж. Тексты по философии сознания



3. Концепция сознания Д. Деннета

Д. Деннет Виды психики: на пути к пониманию сознания (http://www.philosophy.ru/library/katr/text/dennett.zip)

(zip-pdf; с сайта elenakosilova.narod.ru + 2 статьи о интенции на англ.) (обратить внимание на «типы» выделяемых Деннетом разумных существ (гл.4, 5 кн.): дарвиновское существо, попперовское существо….
4. Что такое «Я» (Эго): концепция Эго у Гуссерля и Сартра//Гурвича

Жан-Поль Сартр ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО (НАБРОСОК ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ)


Логос №2 (37) 2003, стр.86-121: https://psylib.ukrweb.net/books/_psyzip/sartr02.zip; http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/05.pdf
Арон Гурвич. НЕЭГОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ (http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/06.pdf)

Даниель Деннетт. УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ (http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/07.pdf)
Ссылки на Сартра:

1. Логос №37, 2003 http://www.ruthenia.ru/logos/number/2003_02_37.htm

2. PSYLIB: https://psylib.ukrweb.net/books/_psyzip/sartr02.zip
Занятие 4. Специфика способа бытия человека. Положение человека в Космосе. Цель и смысл человеческого существования. Стратегия жизни человека


  1. М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm)

  2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека

  3. Сенека Нравственные письма к Луцилию

  4. А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе

  5. Вл. Соловьев Судьба Пушкина

  6. Ницше Так говорил Заратуста (верблюд, лев, ребенок как три стадии духовного роста, концепция сверхчеловека)

  7. Кьеркегор Страх и трепет (рыцарь vs. рыцарь веры)

  8. Э. Фромм Бегство от свободы /// Иметь или быть.

  9. С. Франк «Смысл жизни»

  10. анализ библейской книги Иова (статьи Мусхелешвили – Шрейдера)

  11. тексты Г. Гессе, Т. Манн, М. Пруст…

  12. Анализ «десятки» наиболее значимых информационных событий: см. работу А. Заякина (физфак 2004): https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3_zayakin.html)


Занятие 4**. Категорический императив и «золотое правило» нравственности: — И. Кант Критика практического разума
Занятие 5. Социум как предмет философского осмысления. Особенности современного этапа развития цивилизации: модели постиндустриальное, информационное, дисциплинарное общество.

  1. Платон Государство, Политик, Законы

  2. Аристотель Политика

  3. Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс

  4. М. Фуко Надзирать и наказывать + Ж. Делез Общество контроля.

  5. Фр. Федье Власть

  6. К. Поппер Открытое общество и его враги

  7. Ж. Бодрийяр Система вещей + «В тени молчаливого большинства»

  8. Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс



Список конспектов первоисточников второго семестра

(через «//» обозначены альтернативные варианты текстов; ** — факультативная лит-ра)



  1. И. Кант «Критика чистого разума» (Предисловие, введение, гл. «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума») // Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки // Логика (§§1—6; стр.427—458) + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мир» (дис. 1770 г.; §§1—15, 23—30; 2, стр.383—425)

  2. Конспект по теме «Современные теории сознания» (см. обзор в кн. Ст. Прист [Современные] Теории сознания) (1) Концепция сознания Р. Коллингвуда (кн. «Теория воображения») (2) Концепция сознания А. Бергсона // (3) Концепция сознания М. Мамардашвили (Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание; Три беседы о метатеории сознания; Сознание и цивилизация) // (4) Концепция сознания Г. Райла (О понятии сознания: http://www.philosophy.ru/library/katr/ryle_mind.zip) // (5) Концепция сознания Х. Патнема // (6) Концепция сознания Дж. Серля (Открывая сознание заново + «Проблема сознания»: https://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc) // (7) Концепция сознания Д. Деннета (Виды психики: на пути к пониманию сознания: http://www.philosophy.ru/library/katr/text/dennett.zip) // (8) Концепция человека как «символическое существо» (Э. Касиррер Опыт о человеке //С. Лангер Философия в новом ключе) // (9) Ж.–П. Сартр Трансцендентность Эго (+ А. Гурвич Неэлогическая концепция сознания; см. «Логос», 2003, № 2(37))

  3. Конспект по теме «Феноменологическая концепция познания//сознания»: Э. Гуссерль Феноменология (ст. для Британской энциклопедии) + Ж.-П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии // Н.В. Мотрошилова Учение Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эд. Гуссерля // М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени

  4. Конспект по теме «Современные теории познания» (по кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»): (1) Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии Г. Фоллмера // (3) Теория познания К. Поппера, его концепция «трех миров» (см. ст. «Эволюционная эпистемология», «Эпистемология без познающего субъекта», «Три точки зрения на человеческое познание») // (4) Концепция познания Х. Патнема: критика «метафизического реализма», экстернализм и интернализм (см. ст. «Две философские перспективы»; кн. «Философия сознания») // (7) Основные идеи одной из книг: 7.1. Р. Рорти Философия и зеркало природы // 7.2. Н. Гудмен Способы создания миров // 7.3. М. Мамардашвили Классический и неклассический идеалы рациональности; 7.4. У. Матурана Биология познания

— ** Конспект по теме «Современные концепции языка»: статьи Э. Сепира – Б.Уорфа по гипотезе языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1 // «Новое в зарубежной лингвистике») // М. Фуко Слова и вещи // Р. Карнап Эмпиризм, семантика и онтология + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка // Г. Кюнг Онтология и логический анализ языка.

  1. Конспект по теме «Что такое наука?»: П. Флоренский Наука как символическое описание // М. Хайдеггер "Наука и осмысление" + "Время картины мира" // В.Ф. Турчин Феномен науки.

— ** Концепция науки в работах современных мыслителей: Р. Карнап Логические основания единства науки + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка // С. Тулмин Концептуальные революции в науке // П. Фейеребенд Наука в свободном обществе (Против методологического принуждения) // К. Поппер Логика и рост научного знания // Т. Кун Структура научных революций // И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // В.Ф. Турчин Феномен науки (концепция науки В.Ф. Турчина) // К. Хюбнер Критика научного разума // Я. Хакинг Представление и вмешательство.

  1. Конспект по теме «Что такое математика?»: И. Лакатос Доказательства и опровержения // Н.Бурбаки Архитектура математики + Д. Гильберт Аксиоматическое мышление // Г. Вейль Математический способ мышления + Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике // В.Ф. Турчин Феномен науки // Г. Фреге Основоположения арифметики.

  2. Конспект по теме «Философская антропология»: М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm) // П. Тейяр де Шарден «Феномен человека»

** Сенека Нравственные письма к Луцилию // Августин Исповедь // С. Франк Смысл жизни.

  1. Конспект по теме «Современные концепции социума. Социум как предмет философского осмысления»: М. Фуко Надзирать и наказывать + Ж. Делез Общество контроля // Ж. Бодрийяр Система вещей // К. Поппер Открытое общество и его враги // Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс // Фр. Федье Власть // А. Бадью Тайная катастрофа. Конец государственной истины

  2. Конспект текста (современного) мыслителя (по выбору) == сам. раб. № 6 // № 10: третий вопрос билета.


Тексты (дополнительные): для подготовки к семинарам, сам. работ, зачету//экзамену

Порфирий, Боэций: Введение и Комментарий к «Категориям» Аристотеля.

Г. Райл Категории.

Плотин Эннеады: V.1 + 2 // V.9 // VI.4 + 5 // VI.9 (отдельные главы по выбору).

Боэций Теологические трактаты («Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными», «Каким образом троица есть единый БОГ, а не три божества») //Его же. Утешение философией). = http://www.philosophy.ru/library/katr/boethius_teo.zip)

А. Кентербирийский Прослогион (https://www.philosophy.ru/library/katr/ans_proslogion1.html)

Д. Скот О личности (https://www.philosophy.ru/library/katr/scot_02.html)

Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)

М. Хайдеггер Вещь; Время картины мира; Тезис Канта о бытии

А. Анисов Типы существования // У. Куйан О том, что есть // Н. Гартман Старая и новая онтология // А.Н. Чанышев Трактат о небытии // С. Хоружий Род и недород. Онтология виртуальной реальности.

У. Куайн Вещи и их место в теориях // Онтологическая относительность.

Э. Сепир и Б.Уорф: гипотеза языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1).

М. Вартофский Модели: статья «Рисунок, репрезентация и понимание».

И. Кант Физическая монадология

Э. Жильсон Бытие и сущность» (введение)

Г. Фреге Значение и смысл.

Вл. Соловьев Судьба Пушкина

Г. Фоллмер Эволюционная теория познания.

Платон Государство, Политик, Законы // Аристотель Политика

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (учебник, раздел 2)

А. Уемов «Вещи, свойства и отношения»

Д. И. Дубровский «Обман»; прил. «Взаимосвязь знания и незнания»

Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии) // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. // М. Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени (начало) // Ж.—П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии.

Р.Дж. Коллингвуд Теория воображения (Принципы искусства).

Э. Сепир и Б.Уорф: гипотеза языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1).

М. Вартофский Модели: статья «Рисунок, репрезентация и понимание».

Э. Фромм Иметь или Быть

З.А. Сокулер Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени.

Д. Юм Исследование о человеческом познании» (гл. II — VII)

И. Кант Логика (§§1—6; стр.427—458)

А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе. + С. Кьеркегор Страх и трепет.

Что такое мышление (что значит мыслить)?: И. Кант Что значит ориентироваться в мышлении? /// Г. Гегель Кто мыслит абстрактно? /// М. Хайдеггер Что значит мыслить? /// М. Мамардашвили Беседы о мышлении.
Список экзаменационных вопросов по 2 части лек.курса

(есть частичное пересечение с вопросами 1-ого сем., т.к. они сформулированы по тематическому принципу)



«Допуск» к зачету: написание 2 и 3 контр.раб. по лекциям, наличие 2 сам.работ и конспектов первоисточников.

(см. список текстов: https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat_2005_text1.html // mexmat_2005_text1.zip)



  1. Сам.раб. Категориальные сетки https://www.philosophy.ru/library/katr/sam11.html

  2. Сам.раб. "Онтологический статус математики" (https://www.philosophy.ru/library/katr/sam12a.html)

  3. Контр.раб. №2 (8.11.05) (https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat2005_kontr1.html)

Контр.раб. №2 (20.12.05) (https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat2005_kontr2.html)
== (3) Гносеология. Эпистемологический поворот Нового времени ==

  1. Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания (см. обзор в кн. Г. Фоллмер «Эволюционная теория познания»).

  2. Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Л. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (Д. И. Дубровский «Обман»).

  3. Учение Платона о познании. Концепция анамнезиса (диалоги «Федон», «Менон») и структура познавательного акта. Платоновская «линейка» познавательных способностей и символ пещеры («Государство», кон. кн. 6 — нач. кн. 7).

  4. Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств. Аристотелевский Ум как «форма форм».

  5. ** Эпистемологический поворот в философии Нового времени. Проблема первичных //вторичных качеств и ее решение у Локка, Декарта, Лейбница, Канта (факультатив: Характеристика специфики философии Нового времени в работе М.Хайдеггера «Время картины мира»).

  6. ** Типы знания: учение Бэкона об «идолах»; истины факта и разума (Лейбниц); различение априорных/апостериорных и синтетических/аналитических типов суждений (Кант).

  7. Метафизические системы Нового времени как соотношение (трех) кантовских «идей разума»: дуализм Декарта, материализм Локка, субъективизм Беркли, монадология Лейбница, деизм.

= к вопр. №№ 32—33= Основные научно-исследовательские программы Нового времени.

  1. ** Основные идеи книги «Размышления о первой философии» Р.Декарта: концепт cogito. Научно-исследовательская программа (философия) Декарта (по книге П.П. Гайденко № 2).

  2. ** Основные идеи текста Г.Лейбница «Монадология» (факультатив: сравните решение проблемы теодицеи у Лейбница и Боэция (см. «О благости субстанций»)). Научно-исследовательская программа Лейбница (факультатив: интерпретация монад Лейбница в «Физической монадологии» И. Канта).

  3. Классический рационализм//эмпиризм и их критика (Н.О. Лосский Обоснование интуитивизма).

  4. *** В чем состоит кантовский «коперниканский переворот»? Учение (доказательство) Канта об априорности пространства и времени (КЧР, гл. «Трансцендентальная эстетика»). Кантовские антиномии разума: общая характеристика, анализ одной (1-ой) антиномии

  5. *Категориальная сетка Канта (КЧР, гл. «Категории»). Сравнительный анализ категорий Аристотеля и Канта; категориальной подход Г Райла (понятие «категориальной ошибки») (Г. Райл Категории).

  6. ** Концепция познания И. Канта. Структура познавательного акта: соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения (схематизм); процедуры анализа и синтеза.

  7. Кант о гении и интуитивном рассудке в «Критике способности суждения» (§§46—49; 59, 76—77) // Концепция косвенного явления в «Opus postumum» (https://www.philosophy.ru/library/katr/katr_kant_opus.doc).

  8. Диалектический метод Г. Гегеля. Восхождение от абстрактного к конкретному. Законы диалектики. Философия истории Гегеля: «хитрость мирового духа».

  9. Понятие интенциональности сознания у Брентано и Гуссерля. Типы интенциональных актов (Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии // Э. Гуссерль Феноменология (ст. для энциклопедии «Британника») // Фр. Брентано О различии психических и физических феноменов (кн. Психология с эмпирической точки зрения) // Дж. Серль Что такое интенциональное состояние?).

  10. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» и феноменологическая редукция (эпохе). Общая схема феноменологической (гуссерлевской) концепции познания. Понятия интенционального объекта, эйдетической и категориальной интуиции. Гуссерлевский анализ восприятия мелодии (учение о ретенции и протенции) (Э. Гуссерль Феноменология // Н.В. Мотрошилова Учение Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля // М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени // В.И. Молчанов Время и сознание // К.А. Свасьян Феноменологическое познание // Я.А. Слинин Гуссерль и его «Картезианские размышления»).

  11. Современные концепции сознания (см. обзор: С. Прист Теории сознания) и познания: (1) Концепция сознания Р. Коллингвуда (кн. «Теория воображения») // (1) Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания») // (3) Теория познания К. Поппера, его концепция «трех миров» (ст. «Эволюционная эпистемология», «Эпистемология без познающего субъекта») // (4) Концепция познания Х. Патнема: критика «метафизического реализма» (экстернализм) и интерналисткая перспектива (см. ст. «Две философские перспективы»; кн. «Философия сознания») // (6) Концепция сознания А. Бергсона // Концепция сознания М. Мамардашвили (кн. «Символ и сознание») // Концепция сознания Дж. Серля (см. «Проблема сознания» + https://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc) // (7) Основные идеи одной из книг: Р. Рорти Философия и зеркало природы // Н. Гудмен Способы создания миров // Г. Райл О понятии сознания // М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал рациональности.

== (5) Философия языка, науки, математики ==

  1. Поворот к языку в философии ХХ в. Различные языковые трактовки Бытия: бытие как «вещь», «свойство», «отношение» (см.: Х. Борхес «Тлен, Укбар, Орбис Терциус»). Гипотеза языковой относительности Сепира—Уорфа (+ обзор: https://www.philosophy.ru/library/katr/kat_lan1.html).

  2. Семиотика как наука о знаковых системах. Характеристики знаков. Семиотический треугольник Г. Фреге (см.: «Смысл и значение», «Письма Э. Гуссерлю»). Концепция языка С. Лангер: язык как символическая система, концепция происхождения языка (С. Лангер Философия в новом ключе).

  3. Основные направления философии языка XX в. Дайте более подробную характеристику одного из направлений (см. мой обзор: https://www.philosophy.ru/library/katr/kat_lan2.html):

21.1. (пост)структурализм: Концепция эпистем М.Фуко (см. «Слова и вещи» и др.) // «Логика смысла» Ж. Делеза // Концепция Р. Барта («Система моды», «Основы семиологии») // Концепция Ж. Деррида (см. «Грамматология» и др.).

21.2. аналитическая философия: Логический анализ языка Р. Карнапа: концепция «языковых каркасов» («Эмпиризм, семантика и онтология»), критика метафизики («Преодоление метафизики посредством логического анализа языка») // У. Куайн «Слово и объект».

21.3. герменевтика: Г. Гадамер «Истина и метод» (+ см. также ст. Дж. Стюарта «Возвращаясь к символической модели...»: https://www.philosophy.ru/library/katr/stewart1.html).

21.4. Анализ основных концепций языка в книге Г. Кюнга «Онтология и логический анализ языка».



21.5. Концепция «социокодов» М. Петрова (см. «Язык. Знак. Культура»).

  1. Наука как предмет философского осмысления. Наука как «символическое описание» (по одноименной ст. П. Флоренского // К. Поппер Три точки зрения на человеческое познание: см. 41.2.3). Классификация наук. Различие (специфика) гуманитарного, естественного и логико-математического знания. Соотношение науки и философии (по Ж. Делезу/Ф. Гваттари и У. Куайну) (факультативы: (1) Концепция репрезентаторов М. Вартофского (обсуждение «тарелки на столе» в ст. «Рисунок, репрезентация и понимание» //М. Вартофский Модели; (2) требования к построению научных (математических) теорий//моделей: сравните критерии П. Флоренского и Д. Гильберта).

  2. Концепция науки М. Хайдеггера: наука как новоевропейский феномен; (математизированной) наука как рас-чет (см.: «Время картины мира», «Наука и осмысление» //Его же. «Время и бытие»).

  3. Концепция науки в работах современных мыслителей: Что такое наука (научный метод)? ++ Текст современного мыслителя по выбору: Р. Карнап Логические основания единства науки + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка // С. Тулмин Концептуальные революции в науке // П. Фейеребенд Наука в свободном обществе (Против методологического принуждения) // К. Поппер Логика и рост научного знания // Т. Кун Структура научных революций // И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // В.Ф. Турчин Феномен науки (концепция науки В.Ф. Турчина) // К. Хюбнер Критика научного разума // Я. Хакинг Представление и вмешательство.

  4. Что такое математика? Ее онтологический статус и категориальный базис. Место математики в структуре знания (сам.раб. № 4). Анализ математической деятельности в книге И. Лакатоса «Доказательства и опровержения»: типы контрпримеров в математике и способы их устранения.

  5. Особенности античной математики. Онтологический статус математического знания у Платона и Аристотеля. Структура «Начал» Евклида. Платон и Прокл о природе математических объектов и воображаемом движении. Соотношение арифметики и геометрии в античности (факультатив: Платоновская (аритмологическая) концепция числа (диалог «Парменид», гип. 2; фр. 143 a—d))

  6. Концепция математики И. Канта: проблема аподиктичности математического знания (кантовский «коперниканский переворот» в основаниях математики), соотношение философии и математики (КЧР, гл. «Дисциплина чистого разума в догматическом применении», «Трансцендентальная эстетика»).

  7. Концепция числа Г. Фреге (см. кн. «Основоположения арифметики»: §§ 45–77, 87–91: https://www.philosophy.ru/library/frege/frege_math_ref.zip; факультатив: (1) генезис натурального числового ряда в аксиоматических теориях множеств; (2) Проблема статуса математических объектов: С.Н. Бычков vs. С.Л. Катречко, «решение» Н.А. Васильева (Логика и металогика); (3) Философия числа А.Ф. Лосева).

  8. Проблема единства современной математики по работе Н. Бурбаки «Архитектура математики». Каково Ваше отношение к принципу Л. Дирихле? Соотношение формально-аксиоматического и конструктивного методов в современной математике (по работам: Д. Гильберт Математическое мышление // Г. Вейль Математический способ мышления; Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике).

  9. Теоретико-множественная парадигма современной математики и ее возможные альтернативы. Философский смысл теорем об ограничительных возможностях формализмов (парадокс Рассела, теоремы Геделя, Тарского, Черча) (см. мою лекцию: https://www.philosophy.ru/library/katr/mathlek.html).


== (4) Философская антропология. Социальная философия ==

  1. Философская антропология. Специфика способа бытия человека. (сам.раб. № 2). Смысл и цель человеческого существования. Работа Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (сам.раб. № 7).

  2. Платоновская концепция души в «Федоне». Аргументы в пользу бессмертия души. Особенности «разумной души» по Аристотелю: Ум как «форма форм».

  3. Учение о личности Дунса Скота: сущность (субстанция) vs. существование (см. «О личности»).

  4. Феномен человеческого сознания. Концепция сознания как временного потока Э. Гуссерля (см. «Феноменология внутреннего сознания времени»). Экзистенциальная трактовка человека: Da-sein и экзистенция М. Хайдеггера; человек как «проект» у Ж.-П. Сартра.

  5. Человек как предмет философского осмысления в XIX — XX вв. Положение человека в Космосе (Шелер//Шарден https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm): (1) Неокантианская трактовка человек как «символическое животное» (С. Лангер Философия в новом ключе); (2) Основные идеи работы С. Кьеркегора «Страх и трепет»; (3) Подлинный и неподлинный модусы существования в работе Э. Фромма «Иметь или Быть»; (4) Концепция человека Н. Бердяева (факультатив: Концепция человека (сверхчеловека) Фр. Ницше).

  6. Социум как предмет философского осмысления. Общество и государство. Демократия «за» и «против»: Платон, Аристотель, Поппер, конфуцианство (факультатив: Философский анализ власти (Фр. Федье «Власть»: https://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html;) и демократии (А. Бадью «Тайная катастрофа. Конец государств. истины»: https://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html).

  7. Гегелевская диалектика и идея истории. Философия истории Гегеля: «хитрость мирового духа». Марксистское понимание социума и личности: личность и индивид (К. Маркс Тезисы о Фейербахе)

  8. Что представляет собой современная цивилизация (Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»)? Современные концепции социума: 38.1.Концепция дисциплинарного общества М. Фуко — общества контроля Ж. Делеза (см.: «Надзирать и наказывать», «Общество контроля»; + ст.: З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»: https://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip; М.В. Желнов «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве»: https://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm]); 38.2. Концепция общества потребления («симулякров») Ж. Бодрийяра (см. «Система вещей»). 38.3. Концепция открытого общества К. Поппера (см. «Открытое общество и его враги»). Историческая судьба и место России в мире: славянофилы vs. западники.


= 3-й вопрос экз. билета (по выбору студента) =

Концепция современного мыслителя (конспект текста; http://www.philosophy.ru/library/katr/sam10.html, // подготовка 1-ого вопр. для пост. в аспирантуру.: https://www.philosophy.ru/library/katr/asp_abit_2004.html


Конспект по теме «Современные теории сознания»

Философская антропология (учение о человеке), социальная философия истории, Философия науки // математики

222.66kb.

15 10 2014
1 стр.


Современные социологические теории миграции населения

Диссертация выполнена на кафедре истории и теории социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

465.58kb.

07 10 2014
2 стр.


Тезисы лекций по теме: современные модели международных отношений

Изучение международных отношений привело к становлению теории международных отношений

71.14kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на Цели урока: Образовательные повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Признаки делимости»

План- конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на 9”

96.23kb.

16 12 2014
1 стр.


Классические и современные социологические теории

Классические теории 19 века: функционализм и теория конфликта

152.21kb.

16 12 2014
1 стр.


3 Раздел I: Феноменология Сознания 7 Глава I. Феноменология Сознания 9

Iii. Облик Сознания в Энтропийном Мире: Концептуальная модель Сознания – постулат выбора 35

203.16kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект занятия по учебной дисциплине «Психология» 3 курс по теме «Темперамент»

Конспект занятия по учебной дисциплине «Психология» 3 курс по теме «Темперамент» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

153.18kb.

13 10 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.