С.Л. Катречко
Материалы ко 2-ому семестру по курсу философии (МехМат — 2005/6)
(пока все же промежуточный (неокончательный) текст! — 24 февраля 2006)
Примерный учебный план на семестр.
Основные темы второго семестра (лекции):
1. Гносеология (эпистемология): Кант — Гуссерль — современные концепции
2. Философия языка
3. Философская антропология (учение о человеке), социальная философия и философия истории, 4. Философия науки // математики.
Планируются две самостоятельные работы (+ эти темы будут обсуждаться на семинарах):
1. Проблема человека//сознания
2. Проблема социума
3. ++ Третья работа — см.: ответ на 3-ий вопрос экз. билета
Контрольные работы второго семестра
Будет проведена промежуточная письменная контрольная работа: 11 марта с 12.40 до 14.15 в ауд. 16-10. Тема: Гносеология (resp. эпистемология, теория познания) // Философия сознания
На основании проработки пособий:
1. Ст. Прист Теории сознания. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
2.
Г. Фоллмер Эволюционная теория познания.
К контрольной работе у студентов должны быть конспекты (см. расшифровку ниже):
-
Конспект по теме «Современные теории сознания»
-
Конспект по теме «Современные теории познания»
-
(желательно также) Конспект по теме «Феноменологическая концепция познания//сознания»
Самостоятельные работы 2 семестра
-
Специфика способа бытия человека. Положение человека в Космосе (по работам: М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm); Тейяр де Шарден П. Феномен человека). Цель и смысл человеческого существования (по текстам: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Августин «Исповедь», С. Франк «Смысл жизни», В.Соловьев «Судьба Пушкина», А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе»; анализ библейской книги Иова (статьи Мусхелешвили – Шрейдера) (частичная расшифровка: https://www.philosophy.ru/library/katr/sam2.html, https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3.html).
== По 2-ой ч. работы (цель и смысл) см.: Анализ «десятки» наиболее значимых информационных событий А. Заякина (физфак 2004):
https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3_zayakin.html)
-
Социум как предмет философского осмысления. Особенности современной цивилизации. Как можно охарактеризовать современный этап развития цивилизации? (по текстам М. Фуко «Надзирать и наказывать» + Ж. Делез Общество контроля // Фр. Федье Власть // Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс // К. Поппер Открытое общество и его враги // Ж. Бодрийяр Система вещей + «В тени молчаливого большинства») = https://www.philosophy.ru/library/katr/sam7.html
-
Концепция современного мыслителя (конспект текста; сам. работа №10 http://www.philosophy.ru/library/katr/sam10.html) // Подготовка одного из вопросов к экз. в аспирантуру https://www.philosophy.ru/library/katr/asp_abit_2004.html
3. Примерный план (темы) семинарских занятий 1 семестра
(окончательный план занятий определяется семинаристом)
Занятие 1. Философия Канта. «Коперниканский переворот» Канта.
-
И. Кант Критика чистого разума (главы): «Трансцендентальная эстетика», «Трансцендентальная аналитика» («Категории»), «Антиномии чистого разума» (диспут)
-
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»
-
«Логика» + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира»
1.
Понимание пространства и времени у Канта.
— И.Кант
— Катречко С.Л. Кантовский коперниканский переворот (http://www.philosophy.ru/library/katr/kant_pred1.doc)
— Катречко С.Л. Материалы к сем. по "Критике чистого разума" (http://www.philosophy.ru/library/katr/kant_kpr_edu.doc)
2.
Кантовские антиномии разума. Будем разбирать первую антиномию (диспут):
— тезис: Мир конечен в пр-ве и времени
— антитезис: Мир бесконечен в пр-ве и времени
Занятие 2–3. Проблема сознания/познания в современной философии.
1. Ст. Прист ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ([Современные] Теории сознания). — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000
(для семинара надо подготовить доклады (инфор.сооб.) по гл. №№ 2 — 6)
-
ДУАЛИЗМ: Платон и Декарт
-
ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ: Гемпель, Райл и Витгенштейн
-
ИДЕАЛИЗМ: Беркли и Гегель
-
МАТЕРИАЛИЗМ: Плэйс, Дэвидсон и Хондрих
-
ФУНКЦИОНАЛИЗМ: Патнэм и Льюис
-
ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ: Спиноза, Рассел и Стросон
-
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: Брентано и Гуссерль
2. Концепция сознания Дж.Серля
Серль Дж. Открывая сознание заново
Серль Дж. Проблема сознания
Серль Дж. Тексты по философии сознания
3. Концепция сознания Д. Деннета
Д. Деннет Виды психики: на пути к пониманию сознания (http://www.philosophy.ru/library/katr/text/dennett.zip)
(zip-pdf; с сайта elenakosilova.narod.ru + 2 статьи о интенции на англ.) (обратить внимание на «типы» выделяемых Деннетом разумных существ (гл.4, 5 кн.): дарвиновское существо, попперовское существо….
4. Что такое «Я» (Эго): концепция Эго у Гуссерля и Сартра//Гурвича
Жан-Поль Сартр ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО (НАБРОСОК ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ)
Логос №2 (37) 2003, стр.86-121:
https://psylib.ukrweb.net/books/_psyzip/sartr02.zip;
http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/05.pdf
Арон Гурвич. НЕЭГОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ (http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/06.pdf)
Даниель Деннетт. УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ (http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/07.pdf)
Ссылки на Сартра:
1. Логос №37, 2003 http://www.ruthenia.ru/logos/number/2003_02_37.htm
2. PSYLIB: https://psylib.ukrweb.net/books/_psyzip/sartr02.zip
Занятие 4. Специфика способа бытия человека. Положение человека в Космосе. Цель и смысл человеческого существования. Стратегия жизни человека
-
М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm)
-
Тейяр де Шарден П. Феномен человека
-
Сенека Нравственные письма к Луцилию
-
А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе
-
Вл. Соловьев Судьба Пушкина
-
Ницше Так говорил Заратуста (верблюд, лев, ребенок как три стадии духовного роста, концепция сверхчеловека)
-
Кьеркегор Страх и трепет (рыцарь vs. рыцарь веры)
-
Э. Фромм Бегство от свободы /// Иметь или быть.
-
С. Франк «Смысл жизни»
-
анализ библейской книги Иова (статьи Мусхелешвили – Шрейдера)
-
тексты Г. Гессе, Т. Манн, М. Пруст…
-
Анализ «десятки» наиболее значимых информационных событий: см. работу А. Заякина (физфак 2004): https://www.philosophy.ru/library/katr/sam3_zayakin.html)
Занятие 4**. Категорический императив и «золотое правило» нравственности: — И. Кант Критика практического разума
Занятие 5. Социум как предмет философского осмысления. Особенности современного этапа развития цивилизации: модели постиндустриальное, информационное, дисциплинарное общество.
-
Платон Государство, Политик, Законы
-
Аристотель Политика
-
Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс
-
М. Фуко Надзирать и наказывать + Ж. Делез Общество контроля.
-
Фр. Федье Власть
-
К. Поппер Открытое общество и его враги
-
Ж. Бодрийяр Система вещей + «В тени молчаливого большинства»
-
Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс
Список конспектов первоисточников второго семестра
(через «//» обозначены альтернативные варианты текстов; ** — факультативная лит-ра)
-
И. Кант «Критика чистого разума» (Предисловие, введение, гл. «Трансцендентальная эстетика», «Категории», «Антиномии чистого разума») // Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки // Логика (§§1—6; стр.427—458) + «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мир» (дис. 1770 г.; §§1—15, 23—30; 2, стр.383—425)
-
Конспект по теме «Современные теории сознания» (см. обзор в кн. Ст. Прист [Современные] Теории сознания) (1) Концепция сознания Р. Коллингвуда (кн. «Теория воображения») (2) Концепция сознания А. Бергсона // (3) Концепция сознания М. Мамардашвили (Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание; Три беседы о метатеории сознания; Сознание и цивилизация) // (4) Концепция сознания Г. Райла (О понятии сознания: http://www.philosophy.ru/library/katr/ryle_mind.zip) // (5) Концепция сознания Х. Патнема // (6) Концепция сознания Дж. Серля (Открывая сознание заново + «Проблема сознания»: https://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc) // (7) Концепция сознания Д. Деннета (Виды психики: на пути к пониманию сознания: http://www.philosophy.ru/library/katr/text/dennett.zip) // (8) Концепция человека как «символическое существо» (Э. Касиррер Опыт о человеке //С. Лангер Философия в новом ключе) // (9) Ж.–П. Сартр Трансцендентность Эго (+ А. Гурвич Неэлогическая концепция сознания; см. «Логос», 2003, № 2(37))
-
Конспект по теме «Феноменологическая концепция познания//сознания»: Э. Гуссерль Феноменология (ст. для Британской энциклопедии) + Ж.-П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии // Н.В. Мотрошилова Учение Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эд. Гуссерля // М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени
-
Конспект по теме «Современные теории познания» (по кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»): (1) Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии Г. Фоллмера // (3) Теория познания К. Поппера, его концепция «трех миров» (см. ст. «Эволюционная эпистемология», «Эпистемология без познающего субъекта», «Три точки зрения на человеческое познание») // (4) Концепция познания Х. Патнема: критика «метафизического реализма», экстернализм и интернализм (см. ст. «Две философские перспективы»; кн. «Философия сознания») // (7) Основные идеи одной из книг: 7.1. Р. Рорти Философия и зеркало природы // 7.2. Н. Гудмен Способы создания миров // 7.3. М. Мамардашвили Классический и неклассический идеалы рациональности; 7.4. У. Матурана Биология познания
— ** Конспект по теме
«Современные концепции языка»: статьи
Э. Сепира – Б.Уорфа по гипотезе языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1 // «Новое в зарубежной лингвистике») //
М. Фуко Слова и вещи //
Р. Карнап Эмпиризм, семантика и онтология + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка //
Г. Кюнг Онтология и логический анализ языка.
-
Конспект по теме «Что такое наука?»: П. Флоренский Наука как символическое описание // М. Хайдеггер "Наука и осмысление" + "Время картины мира" // В.Ф. Турчин Феномен науки.
— ** Концепция науки в работах современных мыслителей:
Р. Карнап Логические основания единства науки + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка //
С. Тулмин Концептуальные революции в науке //
П. Фейеребенд Наука в свободном обществе (Против методологического принуждения) //
К. Поппер Логика и рост научного знания //
Т. Кун Структура научных революций //
И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ //
В.Ф. Турчин Феномен науки (концепция науки В.Ф. Турчина) //
К. Хюбнер Критика научного разума //
Я. Хакинг Представление и вмешательство.
-
Конспект по теме «Что такое математика?»: И. Лакатос Доказательства и опровержения // Н.Бурбаки Архитектура математики + Д. Гильберт Аксиоматическое мышление // Г. Вейль Математический способ мышления + Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике // В.Ф. Турчин Феномен науки // Г. Фреге Основоположения арифметики.
-
Конспект по теме «Философская антропология»: М. Шелер Положение человека в космосе (https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm) // П. Тейяр де Шарден «Феномен человека»
—
** Сенека Нравственные письма к Луцилию //
Августин Исповедь //
С. Франк Смысл жизни.
-
Конспект по теме «Современные концепции социума. Социум как предмет философского осмысления»: М. Фуко Надзирать и наказывать + Ж. Делез Общество контроля // Ж. Бодрийяр Система вещей // К. Поппер Открытое общество и его враги // Х. Ортега-и-Гассет Восстание масс // Фр. Федье Власть // А. Бадью Тайная катастрофа. Конец государственной истины
-
Конспект текста (современного) мыслителя (по выбору) == сам. раб. № 6 // № 10: третий вопрос билета.
Тексты (дополнительные): для подготовки к семинарам, сам. работ, зачету//экзамену
Порфирий, Боэций: Введение и Комментарий к «Категориям» Аристотеля.
Г. Райл Категории.
Плотин Эннеады: V.1 + 2 // V.9 // VI.4 + 5 // VI.9 (отдельные главы по выбору).
Боэций Теологические трактаты («Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными», «Каким образом троица есть единый БОГ, а не три божества») //
Его же. Утешение философией). =
http://www.philosophy.ru/library/katr/boethius_teo.zip)
А. Кентербирийский Прослогион (
https://www.philosophy.ru/library/katr/ans_proslogion1.html)
Д. Скот О личности (
https://www.philosophy.ru/library/katr/scot_02.html)
Л. Витгенштейн Логико-философский трактат (тезисы 1 — 2)
М. Хайдеггер Вещь; Время картины мира; Тезис Канта о бытии
А. Анисов Типы существования //
У. Куйан О том, что есть //
Н. Гартман Старая и новая онтология //
А.Н. Чанышев Трактат о небытии //
С. Хоружий Род и недород. Онтология виртуальной реальности.
У. Куайн Вещи и их место в теориях // Онтологическая относительность.
Э. Сепир и Б.Уорф: гипотеза языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1).
М. Вартофский Модели: статья «Рисунок, репрезентация и понимание».
И. Кант Физическая монадология
Э. Жильсон Бытие и сущность» (введение)
Г. Фреге Значение и смысл.
Вл. Соловьев Судьба Пушкина
Г. Фоллмер Эволюционная теория познания.
Платон Государство, Политик, Законы //
Аристотель Политика
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники (учебник, раздел 2)
А. Уемов «Вещи, свойства и отношения»
Д. И. Дубровский «Обман»; прил. «Взаимосвязь знания и незнания»
Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии) //
Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. //
М. Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени (начало) //
Ж.—П. Сартр Интенциональность: основное понятие феноменологии.
Р.Дж. Коллингвуд Теория воображения (Принципы искусства).
Э. Сепир и Б.Уорф: гипотеза языковой относительности (сб. «Зарубежная лингвистика». Т.1).
М. Вартофский Модели: статья «Рисунок, репрезентация и понимание».
Э. Фромм Иметь или Быть
З.А. Сокулер Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени.
Д. Юм Исследование о человеческом познании» (гл. II — VII)
И. Кант Логика (§§1—6; стр.427—458)
А. Камю Эссе об абсурде. Миф о Сизифе. + С. Кьеркегор Страх и трепет.
Что такое мышление (что значит мыслить)?:
И. Кант Что значит ориентироваться в мышлении? ///
Г. Гегель Кто мыслит абстрактно? ///
М. Хайдеггер Что значит мыслить? ///
М. Мамардашвили Беседы о мышлении.
Список экзаменационных вопросов по 2 части лек.курса
(есть частичное пересечение с вопросами 1-ого сем., т.к. они сформулированы по тематическому принципу)
«Допуск» к зачету: написание 2 и 3 контр.раб. по лекциям, наличие 2 сам.работ и конспектов первоисточников.
(см. список текстов: https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat_2005_text1.html // mexmat_2005_text1.zip)
-
Сам.раб. Категориальные сетки https://www.philosophy.ru/library/katr/sam11.html
-
Сам.раб. "Онтологический статус математики" (https://www.philosophy.ru/library/katr/sam12a.html)
-
Контр.раб. №2 (8.11.05) (https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat2005_kontr1.html)
Контр.раб. №2
(20.12.05) (
https://www.philosophy.ru/library/katr/mexmat2005_kontr2.html)
== (3) Гносеология. Эпистемологический поворот Нового времени ==
-
Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания (см. обзор в кн. Г. Фоллмер «Эволюционная теория познания»).
-
Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Л. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (Д. И. Дубровский «Обман»).
-
Учение Платона о познании. Концепция анамнезиса (диалоги «Федон», «Менон») и структура познавательного акта. Платоновская «линейка» познавательных способностей и символ пещеры («Государство», кон. кн. 6 — нач. кн. 7).
-
Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств. Аристотелевский Ум как «форма форм».
-
** Эпистемологический поворот в философии Нового времени. Проблема первичных //вторичных качеств и ее решение у Локка, Декарта, Лейбница, Канта (факультатив: Характеристика специфики философии Нового времени в работе М.Хайдеггера «Время картины мира»).
-
** Типы знания: учение Бэкона об «идолах»; истины факта и разума (Лейбниц); различение априорных/апостериорных и синтетических/аналитических типов суждений (Кант).
-
Метафизические системы Нового времени как соотношение (трех) кантовских «идей разума»: дуализм Декарта, материализм Локка, субъективизм Беркли, монадология Лейбница, деизм.
= к вопр. №№ 32—33=
Основные научно-исследовательские программы Нового времени.
-
** Основные идеи книги «Размышления о первой философии» Р.Декарта: концепт cogito. Научно-исследовательская программа (философия) Декарта (по книге П.П. Гайденко № 2).
-
** Основные идеи текста Г.Лейбница «Монадология» (факультатив: сравните решение проблемы теодицеи у Лейбница и Боэция (см. «О благости субстанций»)). Научно-исследовательская программа Лейбница (факультатив: интерпретация монад Лейбница в «Физической монадологии» И. Канта).
-
Классический рационализм//эмпиризм и их критика (Н.О. Лосский Обоснование интуитивизма).
-
*** В чем состоит кантовский «коперниканский переворот»? Учение (доказательство) Канта об априорности пространства и времени (КЧР, гл. «Трансцендентальная эстетика»). Кантовские антиномии разума: общая характеристика, анализ одной (1-ой) антиномии
-
*Категориальная сетка Канта (КЧР, гл. «Категории»). Сравнительный анализ категорий Аристотеля и Канта; категориальной подход Г Райла (понятие «категориальной ошибки») (Г. Райл Категории).
-
** Концепция познания И. Канта. Структура познавательного акта: соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения (схематизм); процедуры анализа и синтеза.
-
Кант о гении и интуитивном рассудке в «Критике способности суждения» (§§46—49; 59, 76—77) // Концепция косвенного явления в «Opus postumum» (https://www.philosophy.ru/library/katr/katr_kant_opus.doc).
-
Диалектический метод Г. Гегеля. Восхождение от абстрактного к конкретному. Законы диалектики. Философия истории Гегеля: «хитрость мирового духа».
-
Понятие интенциональности сознания у Брентано и Гуссерля. Типы интенциональных актов (Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии // Э. Гуссерль Феноменология (ст. для энциклопедии «Британника») // Фр. Брентано О различии психических и физических феноменов (кн. Психология с эмпирической точки зрения) // Дж. Серль Что такое интенциональное состояние?).
-
Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» и феноменологическая редукция (эпохе). Общая схема феноменологической (гуссерлевской) концепции познания. Понятия интенционального объекта, эйдетической и категориальной интуиции. Гуссерлевский анализ восприятия мелодии (учение о ретенции и протенции) (Э. Гуссерль Феноменология // Н.В. Мотрошилова Учение Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля // М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени // В.И. Молчанов Время и сознание // К.А. Свасьян Феноменологическое познание // Я.А. Слинин Гуссерль и его «Картезианские размышления»).
-
Современные концепции сознания (см. обзор: С. Прист Теории сознания) и познания: (1) Концепция сознания Р. Коллингвуда (кн. «Теория воображения») // (1) Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания») // (3) Теория познания К. Поппера, его концепция «трех миров» (ст. «Эволюционная эпистемология», «Эпистемология без познающего субъекта») // (4) Концепция познания Х. Патнема: критика «метафизического реализма» (экстернализм) и интерналисткая перспектива (см. ст. «Две философские перспективы»; кн. «Философия сознания») // (6) Концепция сознания А. Бергсона // Концепция сознания М. Мамардашвили (кн. «Символ и сознание») // Концепция сознания Дж. Серля (см. «Проблема сознания» + https://www.philosophy.ru/library/katr/searle_con1.doc) // (7) Основные идеи одной из книг: Р. Рорти Философия и зеркало природы // Н. Гудмен Способы создания миров // Г. Райл О понятии сознания // М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал рациональности.
== (5) Философия языка, науки, математики ==
-
Поворот к языку в философии ХХ в. Различные языковые трактовки Бытия: бытие как «вещь», «свойство», «отношение» (см.: Х. Борхес «Тлен, Укбар, Орбис Терциус»). Гипотеза языковой относительности Сепира—Уорфа (+ обзор: https://www.philosophy.ru/library/katr/kat_lan1.html).
-
Семиотика как наука о знаковых системах. Характеристики знаков. Семиотический треугольник Г. Фреге (см.: «Смысл и значение», «Письма Э. Гуссерлю»). Концепция языка С. Лангер: язык как символическая система, концепция происхождения языка (С. Лангер Философия в новом ключе).
-
Основные направления философии языка XX в. Дайте более подробную характеристику одного из направлений (см. мой обзор: https://www.philosophy.ru/library/katr/kat_lan2.html):
21.1.
(пост)структурализм: Концепция эпистем М.Фуко (см. «Слова и вещи» и др.) // «Логика смысла» Ж. Делеза // Концепция Р. Барта («Система моды», «Основы семиологии») // Концепция Ж. Деррида (см. «Грамматология» и др.).
21.2. аналитическая философия: Логический анализ языка Р. Карнапа: концепция «языковых каркасов» («Эмпиризм, семантика и онтология»), критика метафизики («Преодоление метафизики посредством логического анализа языка») // У. Куайн «Слово и объект».
21.3. герменевтика: Г. Гадамер «Истина и метод» (+ см. также ст. Дж. Стюарта «Возвращаясь к символической модели...»: https://www.philosophy.ru/library/katr/stewart1.html).
21.4. Анализ основных концепций языка в книге Г. Кюнга «Онтология и логический анализ языка».
21.5. Концепция «социокодов» М. Петрова (см. «Язык. Знак. Культура»).
-
Наука как предмет философского осмысления. Наука как «символическое описание» (по одноименной ст. П. Флоренского // К. Поппер Три точки зрения на человеческое познание: см. 41.2.3). Классификация наук. Различие (специфика) гуманитарного, естественного и логико-математического знания. Соотношение науки и философии (по Ж. Делезу/Ф. Гваттари и У. Куайну) (факультативы: (1) Концепция репрезентаторов М. Вартофского (обсуждение «тарелки на столе» в ст. «Рисунок, репрезентация и понимание» //М. Вартофский Модели; (2) требования к построению научных (математических) теорий//моделей: сравните критерии П. Флоренского и Д. Гильберта).
-
Концепция науки М. Хайдеггера: наука как новоевропейский феномен; (математизированной) наука как рас-чет (см.: «Время картины мира», «Наука и осмысление» //Его же. «Время и бытие»).
-
Концепция науки в работах современных мыслителей: Что такое наука (научный метод)? ++ Текст современного мыслителя по выбору: Р. Карнап Логические основания единства науки + Преодоление метафизики посредством логического анализа языка // С. Тулмин Концептуальные революции в науке // П. Фейеребенд Наука в свободном обществе (Против методологического принуждения) // К. Поппер Логика и рост научного знания // Т. Кун Структура научных революций // И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // В.Ф. Турчин Феномен науки (концепция науки В.Ф. Турчина) // К. Хюбнер Критика научного разума // Я. Хакинг Представление и вмешательство.
-
Что такое математика? Ее онтологический статус и категориальный базис. Место математики в структуре знания (сам.раб. № 4). Анализ математической деятельности в книге И. Лакатоса «Доказательства и опровержения»: типы контрпримеров в математике и способы их устранения.
-
Особенности античной математики. Онтологический статус математического знания у Платона и Аристотеля. Структура «Начал» Евклида. Платон и Прокл о природе математических объектов и воображаемом движении. Соотношение арифметики и геометрии в античности (факультатив: Платоновская (аритмологическая) концепция числа (диалог «Парменид», гип. 2; фр. 143 a—d))
-
Концепция математики И. Канта: проблема аподиктичности математического знания (кантовский «коперниканский переворот» в основаниях математики), соотношение философии и математики (КЧР, гл. «Дисциплина чистого разума в догматическом применении», «Трансцендентальная эстетика»).
-
Концепция числа Г. Фреге (см. кн. «Основоположения арифметики»: §§ 45–77, 87–91: https://www.philosophy.ru/library/frege/frege_math_ref.zip; факультатив: (1) генезис натурального числового ряда в аксиоматических теориях множеств; (2) Проблема статуса математических объектов: С.Н. Бычков vs. С.Л. Катречко, «решение» Н.А. Васильева (Логика и металогика); (3) Философия числа А.Ф. Лосева).
-
Проблема единства современной математики по работе Н. Бурбаки «Архитектура математики». Каково Ваше отношение к принципу Л. Дирихле? Соотношение формально-аксиоматического и конструктивного методов в современной математике (по работам: Д. Гильберт Математическое мышление // Г. Вейль Математический способ мышления; Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике).
-
Теоретико-множественная парадигма современной математики и ее возможные альтернативы. Философский смысл теорем об ограничительных возможностях формализмов (парадокс Рассела, теоремы Геделя, Тарского, Черча) (см. мою лекцию: https://www.philosophy.ru/library/katr/mathlek.html).
== (4) Философская антропология. Социальная философия ==
-
Философская антропология. Специфика способа бытия человека. (сам.раб. № 2). Смысл и цель человеческого существования. Работа Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (сам.раб. № 7).
-
Платоновская концепция души в «Федоне». Аргументы в пользу бессмертия души. Особенности «разумной души» по Аристотелю: Ум как «форма форм».
-
Учение о личности Дунса Скота: сущность (субстанция) vs. существование (см. «О личности»).
-
Феномен человеческого сознания. Концепция сознания как временного потока Э. Гуссерля (см. «Феноменология внутреннего сознания времени»). Экзистенциальная трактовка человека: Da-sein и экзистенция М. Хайдеггера; человек как «проект» у Ж.-П. Сартра.
-
Человек как предмет философского осмысления в XIX — XX вв. Положение человека в Космосе (Шелер//Шарден https://www.anthropology.ru/library/sheler7.htm): (1) Неокантианская трактовка человек как «символическое животное» (С. Лангер Философия в новом ключе); (2) Основные идеи работы С. Кьеркегора «Страх и трепет»; (3) Подлинный и неподлинный модусы существования в работе Э. Фромма «Иметь или Быть»; (4) Концепция человека Н. Бердяева (факультатив: Концепция человека (сверхчеловека) Фр. Ницше).
-
Социум как предмет философского осмысления. Общество и государство. Демократия «за» и «против»: Платон, Аристотель, Поппер, конфуцианство (факультатив: Философский анализ власти (Фр. Федье «Власть»: https://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html;) и демократии (А. Бадью «Тайная катастрофа. Конец государств. истины»: https://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html).
-
Гегелевская диалектика и идея истории. Философия истории Гегеля: «хитрость мирового духа». Марксистское понимание социума и личности: личность и индивид (К. Маркс Тезисы о Фейербахе)
-
Что представляет собой современная цивилизация (Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»)? Современные концепции социума: 38.1.Концепция дисциплинарного общества М. Фуко — общества контроля Ж. Делеза (см.: «Надзирать и наказывать», «Общество контроля»; + ст.: З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»: https://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip; М.В. Желнов «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве»: https://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm]); 38.2. Концепция общества потребления («симулякров») Ж. Бодрийяра (см. «Система вещей»). 38.3. Концепция открытого общества К. Поппера (см. «Открытое общество и его враги»). Историческая судьба и место России в мире: славянофилы vs. западники.
= 3-й вопрос экз. билета (по выбору студента) =
Концепция современного мыслителя (конспект текста;
http://www.philosophy.ru/library/katr/sam10.html, // подготовка 1-ого вопр. для пост. в аспирантуру.:
https://www.philosophy.ru/library/katr/asp_abit_2004.html