Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ферменты.


  1. Понятие о ферментах. Роль ферментов в жизнедеятельности организмов.

Ферменты – это специфические белки, вырабатываемые живой клеткой и обладающие способностью ускорять химические реакции.

Каждая живая клетка осуществляет жизненные функции при помощи ферментов. Процессы, протекающие в организмах, - дыхание, пищеварение, работа … - связаны с действием ферментов. Например, в процессе дыхания происходит разложение угольной кислоты

Н2СО3 = СО2 + Н2О

Эта реакция происходит в организме с участием фермента карбоангидратазы.

В процессах пищеварения с участием ферментов расщепляются углеводы, белки, жиры. Крахмал превращается в сахар под действие амилаз, белки - в аминокислоты под действие протеаз, жиры – в глицерин и жирные кислоты под действием липаз. Превращение гликогена в молочную кислоту происходит при участии системы ферментов.

Для изучения природы и действия ферментов, а также для применения в практических целях их извлекают из измельченных органов и тканей водой, глицерином, растворами солей и слабых кислот. В глицериновых вытяжках ферменты долго сохраняют активность, а в водных вытяжках они разрушаются быстрее. Многие ферменты готовят в высушенном виде. Сухие препараты ферментов долгое время сохраняют активность.

2. Химическая природа ферментов


Все ферменты являются белками. Большинство ферментов относится к простым белкам – трипсин, пепсин, уреаза и т. д. Ферменты оксидоредуктазы относятся к сложным белкам, содержащим белковую часть и небелковую простетическую группу. Если простетическая группа легко отделяется от белковой части, то ее называют коферментом ( коэнзимом).

Фермент Белок + Простетическая группа

В качестве простатических групп в состав ферментов входят витамины, металлы и

т. д. Распространенным коферментом, входящий в состав многих ферментов является никотинамидный кофермент, НАД. Химическая структура кофермента НАД.

Примером другой простетической группы может служить кофермент А, или КОА

3. Свойства ферментов


1.Специфичность ферментов. Тот и иной фермент действует только на определенное вещество. Например, пепсин – только на белки и не расщепляет жиры и углеводы.

Ферменты обладают строгой специфичностью. Например, фермент, катализирующий реакцию превращения L –фенилаланина, не оказывает такого действия на его пространственный изомер D – фенилаланин, так как не образуется комплекса с субстратом.

2.Влияние температуры. На активность ферментов влияет температура. С повышением температуры скорость ферментативных реакций увеличивается. Оптимальной температурой для большинства ферментов, выделенных из тканей теплокровных животных, является температура тела (37 - 400 С).

При температуре выше оптимальной скорость ферментативных реакций уменьшается, и при 80 - 1000 С реакция прекращается.

3.Влияние рН. Активность действия фермента меняется при изменении реакции среды.

Для каждого фермента существует оптимальная рН. Например,




Ферменты

рН







Амилаза




слюны

6,8

поджелудочного сока

6,8

Липаза




желудочного сока

5 - 6

Поджелудочного сока

7- 8

Пепсин

1,5 - 2

Каталаза

7

На активность ферментов влияют активаторы и ингибиторы. Активаторы повышают активность ферментов, ингибиторы - уменьшают активность ферментов.


4.Классификация ферментов. Номенклатура.


  1. Оксидоредуктазы

  2. Трансферазы

  3. Гидролазы

  4. Лиазы

  5. Изомеразы

  6. Лигазы

По новой номенклатуре каждый фермент относится к определенному классу, подклассу и подподклассу, в котором имеется свой номер. Например, фермент пепсин относится к классу гидролаз (3), подклассу действующих на пептидные (4), подподклассу пептид – пептидогидролаз (4), где находится под номером (1). Таким образом по номенклатуре пепсин имеет такой шифр 3.4.4.1.

5.Характеристика отдельных классов ферментов.
1.Оксидоредуктазы. В этот класс входят ферменты, которые катализируют окислительно-восстановительные реакции – дегидрогеназы, оксидазы, пероксидазы, каталазы. Например:

СН3- СО- СООН + 2Н  СН3- СНОН- СООН

Пировиноградная Молочная кислота

Кислота
2.Трансферазы осуществляют реакции переноса разных радикалов, таких как -NH2,

-СН3, остатки фосфорной кислоты. В этот класс входят аминотрансферазы, фосфотрансферазы, метилтрансферазы и т.д. Например:

СН3 СН3

СН2СООН + СО  СНNH2 + СН2СООН

   


СНNH2CООН СООН CООН СОСООН

Аминоянтарная Пировино- Аминопро- Щавелево-

кислота градная пионовая уксусная

кислота кислота кислота


3.Гидролазы катализируют реакции гидролиза. В этот класс входят пептидазы, амидазы, липазы. Например:
NH2

/

С=О + Н2О  2 NH3 + CО2



\

NH2

Мочевина Аммиак Углекислый

газ
4.Лиазы ускоряют реакции присоединения групп по двойным связям или реакции отщепления радикалов. К этой группе относится пируватдекарбоксилаза.

О

//

СН3- СО- СООН  СН3С + СО2



\

Н

Пировиноградная Уксусный альдегид



кислота
5.Изомеразы – ферменты, вызывающие изомерные превращения.

6.Лигазы – ферменты, катализирующие реакции синтеза.



Нуклеиновые кислоты
В живых организмах содержится две нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК, участвующие в биосинтезе белка. В состав РНК входит фосфорная кислота, рибоза и азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин и урацил. В состав ДНК входит фосфорная кислота, дезоксирибоза и азотистые основания: А, Г, Ц, Т.

РНК содержится в цитоплазме (90%) и в ядре – 10%. ДНК находится в клеточных ядрах. Структура РНК представляет собой однонитевые цепочки. Структура ДНК – две параллельные и соединенных винтообразно между собой.

Молекулярная масса РНК 103 – 106, ДНК 106 – 107.

Контрольные вопросы.

1. Роль ДНК и РНК в клетке? 2. Виды РНК и их роль?


Нуклеопротеиды.

Содержатся в ядрах клеток. Нуклеопротеиды расщепляются на белок и нуклеиновые кислоты. Они отличаются друг от друга по природе белка и нуклеиновым кислотам .Белковая часть нуклеопротеидов состоит из гистонов или протаминов. Простетической группой нуклеопротеидов являются нуклеиновые кислоты.

Схема синтеза полинуклеотида или нуклеиновой кислоты.
Аденин + Д- рибоза  Аденозин
Аденозин + Н3РО4  Аденозинмонофосфат (АМФ)
АМФ + Н3РО4  Аденозиндифосфат (АДФ)
АДФ + Н3РО4  Аденозинтрифосфат (АТФ)
Отдельные мононуклеотиды соединяются в молекуле нуклеиновой кислоты с образованием эфирной связи между фосфорной и спиртовой группой углевода.

Пуриновое основание – углевод – фосфорная кислота

О

Пиримидиновое основание – углевод – фосфорная кислота



О

Пуриновое основание – углевод – фосфорная кислота



О

Пиримидиновое основание – углевод – фосфорная кислота


В результате соединения большего числа мононуклеотидов образуется полинуклеотид или нуклеиновая кислота.

Роль ферментов в жизнедеятельности организмов

Ферменты – это специфические белки, вырабатываемые живой клеткой и обладающие способностью ускорять химические реакции

56.81kb.

25 09 2014
1 стр.


Активаторы и ингибиторы ферментов

Регуляция активности ферментов может осуществляться путём взаимодействия ферментов с различными биологическими компонентами или чужеродными соединениями, которые называются регулят

47.15kb.

25 09 2014
1 стр.


Роль макроэлементов в жизнедеятельности животных

В процессе жизнедеятельности организма важную роль играют микро- и макроэлементы, которые влияют на обмен веществ, здоровье, продуктивность и воспроизводительную способность

48.28kb.

23 09 2014
1 стр.


Ферменты. Общие свойства

Кроме того, необходимо знать о применении интактных и иммобилизованных ферментов в медицине в качестве лечебных препаратов, о роли ферментов в возникновении наследственных энзимопа

185.14kb.

14 12 2014
1 стр.


Гигиена полости рта у детей

Однако накопление в налете конечных продуктов жизнедеятельности организмов замедляет диффузию, так как закрываются межклеточные пространства в нем

187.81kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа «медико-биологические науки»

Ферменты I и II фаз детоксикации. Общая характеристика. Локализация ферментов детоксикации Гетерогенность популяций человека по наличию и активности ферментов детоксикации: Полимод

51.85kb.

16 12 2014
1 стр.


Эффективность урока зависит от множества причин, т к. это сложная психолого-педагогическая система

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники, как симбиотических организмов, многообразием форм и значением в природе и

110.37kb.

13 10 2014
1 стр.


Конспект урока с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве" по теме: "Приспособительные ритмы жизни"

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о суточных и годовых ритмах жизнедеятельности организмов, которые приспосабливают их к циклическим изменениям во внешней среде

153.15kb.

16 12 2014
1 стр.