Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Абдуллина О.А.,

МБОУ Шаминская СОШ Алексеевского муниципального района РТ


МАТЕРИАЛ для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку (Парцелляция)

Дидактический материал по теме «Роль парцелляции в тексте»

Задание № 1. Функции с примерами.

Функция

Примеры

1. Является синтаксическим средством связи предложений в тексте.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело.


2.Текстообразующая

(заключается в формировании текста, создании особого типа расчлененного высказывания)



Вот и я в Быкове. Один. На дворе осень. Поздняя. (В.Астафьев).


3. Ритмико – мелодическая (ритмизация текста).

Членение текста с помощью парцелляции может влиять на его ритмику. В одних случаях парцелляция создаёт неожиданную паузу, перебой ритма, что усиливает экспрессию неожиданности наступления действий.

«Сначала неуверенно ухмылялись в первом ряду. Через секунду хохотали все. В общем хоре слышался бас майора Амосова. Хлопал себя руками по бёдрам Геша Чмыхалов. Цуриков на сцене отклеил бородку и застенчиво положил её возле телефона» («Представление») [Довлатов, 2006, с.108].

В других случаях членение текста усиливает эффект длительности действия.

«Это были странные, наполненные безумным спокойствием дни. Утро начиналось с тихого, взволнованного пения. Галина мальчишеским тенором выводила: «Эх, истомилась, устала я, ночью и днём… Только о нём…” Её возлюбленный откликался низким, простуженным баритоном: “Эх, утону ль я в северной Двине, а может, сгину как-нибудь иначе…” Они танцевали на кухне. Каждый напивал что-то своё» («Компромисс». Компромисс десятый) [Довлатов, 1997, с. 109].



4. Изобразительная (функция изобразительности проявляется при художественно-образной конкретизации изображаемого, выступает также как средство усиления изобразительного контраста (в повествовании о поведении персонажа, в психологическом портрете, в обрисовке ситуации и т.д.)

1.«Брат резко выделялся на моём унылом фоне. Он был весёлым, динамичным и немногословным. Все пророчили ему блестящую административную карьеру. Невозможно было поверить, что он сидел в тюрьме. Многие из числа не очень близких знакомых думали, что в тюрьме сидел я…» («Мой старший брат») [Довлатов, 2006, с.35].

2. «- Господь лишил нас крова, - сказал он, - ты лишаешь пищи… А приютит нас Беглар Фомич. Я крестил двух его сыновей. Старший из них вырос бандитом… Беглар Фомич – хороший человек. Жаль, что он вино разбавляет…» («Наши») [Довлатов, 1997, с. 158].





5. Характерологическая (или экспрессивно – характерологическая) заключается в изображении (воспроизведении, имитации) устной речи (речевой манеры), выражает особое эмоциональное состояние говорящего (персонажей или рассказчика).


Создаётся эффект живой, взволнованной речи, что подтверждается интонационной окрашенностью предложений и их пунктуацией – восклицательными знаками и многоточиями – признаками повышенной эмоциональности, недоговорённости.

«Я попытался лягнуть его ногой (...) Чурилин слегка отступил и начал, фальшиво заламывая руки:

- Серега, извини! Я был не прав… Раскаиваюсь… Искренне раскаиваюсь… Действовал в состоянии эффекта…

- Аффекта, - поправил я» («Чемодан. Офицерский ремень») [Довлатов, 2003, с. 74].



6. Экспрессивно-выделительная (или экспрессивно-эмоциональная) служит средством подчёркивания эмоций, эмоционального состояния или эмоциональной оценки

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой. (В. Каверин).

Задание № 2. Прочитайте предложения и определите, какую функцию выполняет в предложении парцелляция.

А) Тулин и Возницын ждали их на углу. - Идея! - издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот! (Д. Гранин).

Ответ: характерологическую.

Б) «- Да, ничего в сущности… Мне показалось… Я думал… Тогда ещё один вопрос. Сугубо по-товарищески… Тысячу раз извините… Может быть, я вам нравлюсь? <…>

- И еще один вопрос. Только не сердитесь. И если я не прав – забудьте… Короче, есть одно предложение… Вы, случайно, не работник Комитета государственной безопасности?..» («Наши») [Довлатов, 1997, с. 228-229].

(Ответ: характерологическую. В этом примере мы видим как одна мысль, оборвавшись и так не получив словесного облачения, теряется и сменяет другую, также обрывающуюся на половине. Однако, здесь речь сбивчивая, сумбурная, такая же, как и мысли героя, который никак не может решиться спросить об отношении к нему.)

В) «Энергия толпы рвалась наружу. Но и Шлиппенбах вдруг рассердился:

- Пропили Россию, гады! Совесть потеряли окончательно! Водярой залили глаза, с утра пораньше!..

- Юрка, кончай! Юрка, не будь идиотом, пошли! – уговаривала Шлиппенбаха Галина. <…>

Когда мы задом выезжали из подворотни, Шлиппенбах говорил:

- Ну и публика! Вот так народ! Я даже испугался. Это было что-то вроде…

- Полтавской битвы, - закончил я» («Чемодан. Шофёрские перчатки») [Довлатов, 2003, с. 123].

(Ответ: экспрессивно-выделительную. В этом примере мы видим явное усиление эмоций персонажа нецензурными выражениями, короткими восклицательными предложениями, что создаёт ощущение его кричащей интонации. Речь персонажа – страстная, горячая, эмоциональная вписывается в окружающую его обстановку энергичной и яростной толпы.)

Задание № 3. Выпишите 7-8 предложений из учебника литературы 9 класса (произведение указать) и укажите функции парцелляции в тексте.

1.Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Трёх разом!

(А.С. Грибоедов «Горе от ума».)


Ответ: функция - характерологическая (или экспрессивно – характерологическая): передаётся интонация живой непринуждённой речи героя.

2. А все Кузнецкий мост, и вечные французы,


Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

197

Губители карманов и сердец!


Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)


Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико- мелодическая организация текста): придаёт речи интонационную экспрессию путём ее отрывистого произнесения.

3. Может быть,


- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.

(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».)

Ответ: функция изобразительности (или изобразительная).

4.- Царица! - вскрикнул Андрий, полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков. - Что тебе нужно? чего ты хочешь? прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, - я побегу исполнять ее!

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».)

Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико - мелодическая функция).


5. Он спросил отрывисто: «Кто такой?» Ему отвечали: «Какой   то чиновник». – «А! может подождать, теперь не время»,- сказал значительный человек.

(Н.В. Гоголь «Шинель».)

Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико - мелодическая функция).
6. «Что, что, что?» - сказал значительное лицо: «откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!» (Н.В. Гоголь «Шинель».)

Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико - мелодическая функция).


7. – Маниловка! а как проедешь ещё одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души».)

Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико - мелодическая функция).



Задание № 4. Прочитайте сочинение и приведите другие аргументы.

Парцелляция в разных стилях речи, прозаической или поэтической, научной или разговорной просто необходима. И я попробую это доказать.

Парцелляция выполняет несколько функций. Одна из них такая: формирование текста, создание особого типа расчленённого высказывания. Это текстообразующая функция. Пример: «С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего». (Гл. Успенский.)

Другая функция заключается в воспроизведении, имитации устной речи, в выражении особого эмоционального состояния говорящего. Это характерологическая функция. Пример: «Этого только и не хватало. Но именно этого только и не хватало. Не хватало. Этого. Только…»

Отсюда можно сделать вывод, что парцелляция в тексте просто необходима.

Ответ. Другие аргументы.

Во-первых, одна из функций парцелляции – это ритмизация текста. Пример: « Пусть будут неприятности: разрыв с семьей, потеря привычного бытия. Но только рядом».

Во-вторых, парцелляция выступает в изобразительной функции при художественно – образной конкретизации изображаемого. Пример: «Путешествие по Италии кончилось. Восемь дней. Семь городов».



Задание №5. Составьте аргументы к сочинению – рассуждению «Роль парцелляции в тексте».

С одной стороны, парцелляция является синтаксическим средством связи предложений в тексте. Например: «Любить Отечество – значит чтить его как отца своего. Любить его как мать свою».

С другой, парцелляция выполняет экспрессивно – выделительную функцию, подчёркивая эмоции и эмоциональное состояние, эмоциональную оценку. Например: «Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще». (Из газет)

Задание № 6. Прочитайте сочинение. Согласны ли вы с приведёнными примерами?

В тексте без парцелляции обойтись невозможно. И я попробую это доказать.

Во-первых, парцелляция выполняет функцию ритмизации текста, создавая неожиданную паузу, перебой ритма для усиления неожиданности наступления действий. Пример: «Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном». (Р. Рождественский)

Во-вторых, парцелляция выполняет изобразительную функцию для художественно – образной конкретизации изображаемого . Например: «И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой».

Обобщим сказанное: без парцелляции обойтись никак нельзя.

Ответ.


Я согласна с примером, приведённым к первой функции.

Ко второй функции лучше подобрать такой пример: « … Приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя – другой, а после дождя – совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и тёплый». (К.Г. Паустовский)



Задание № 7. Прочитайте вступление и заключение к сочинению.… Приведите два аргумента с примерами к каждой функции.

Как обойтись без парцелляции? По-моему, невозможно. И я постараюсь это доказать.

Подведём итог. Опираясь на приведённые примеры, можно с уверенностью сказать, что без парцелляции обойтись невозможно.

Аргументы.

С помощью парцелляции автор подчёркивает эмоции, эмоциональное состояние, эмоциональную оценку. Например: «Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане – не физические лица. А люди». (Из газет)

Парцелляция выполняет функцию ритмизации текста: создаёт неожиданную паузу, перебой ритма для усиления экспрессии неожиданности наступления действий. Например:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

Задание № 8. Прочитайте сочинение, приведите свои аргументы.

Важную роль играет парцелляция в тексте.

Во-первых, изобразительная функция парцелляции проявляется при художественно –образной конкретизации изображаемого. Например: «Татьяна Петровна привыкла и к городу, и к чужому дому. К расстроенному роялю, к потяжелевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны» (К. Паустовский)

Во-вторых, парцелляция выполняет экспрессивно – выделительную функцию, подчёркивая эмоциональную оценку. Например: «Опять язвительности. Жалкие, бессильные». (Ю.Трифонов)

Сделаем вывод. Парцелляция в тексте важна, так как выполняет разные функции.

Ответ.


Аргументы.

С помощью парцелляции, как синтаксического средства, связаны предложения в тексте. Например: «Служить Родине – значит присягать на верность. Быть готовым отдать свою жизнь за её независимость». А также формируется текст. Например: «Вот я в городе. Одна. На дворе зима. Снежная ».



Задание № 9. Прочитайте сочинение и проанализируйте его по критериям, приведённым в сборниках по подготовке к ГИА.

Роль парцелляции очень велика. Без неё невозможно было бы составить текст. Я постараюсь это доказать.

Во-первых парцелляция выполняет изобразительную функцию, конкретизируя изображаемое. Например: «Другой ответ был бы подлостью. Нельзя бить по ногам, когда уже ничего невозможно изменить. Нельзя бить по ногам, потому что нужно продолжать путь. Идти. И дойти».

Ответ. В сочинении дан ответ на поставленный вопрос, но выявлена только одна функция языкового явления. Нужно привести в качестве аргумента ещё одну функцию с примером. Это может быть указана функция ритмизации текста, заключающаяся в создании неожиданной паузы для усиления неожиданности наступления действий. Пример:

Боюсь гостиниц. Может, потому,

Что чувствую, что в номере когда – то

Остаться мне придётся одному.

Навеки. В самом деле. Без возврата.

(Е. Винокуров)

Сочинение характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но нет композиционной завершённости в построении текста. Отсутствует заключение. Можно было так завершить сочинение: «Таким образом, мы убедились, что роль парцелляции велика и без неё в тексте обойтись невозможно».

В сочинении допущена одна пунктуационная ошибка – не выделено запятой вводное слово «во-первых». Пунктуационных ошибок нет. Грамматические и речевые нормы соблюдены. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

Задание 10.

Прочитайте аргументы к сочинению «Роль парцелляции в тексте». Напишите к нему вступление и заключение.

Аргументы:

Во-первых, очень часто парцелляция выступает в поэтической речи в функции ритмизации текста. Например:

Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведём

У печки. В Имеретии. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою.

(В. Инбер)

Во-вторых, парцелляция в тексте выполняет характерологическую функцию, изображая устную речь, особое эмоциональное состояние говорящего. Например: «Вот… Понимаешь, как… Оно … Так получается…».

Ответ. Вступление. Синтаксические средства выразительности многочисленны. Одним из таких средств является парцелляция. В тексте без неё никак не обойтись. Я хочу это доказать.

Заключение. Подытожим сказанное. Мы увидели, что парцелляция в тексте играет большую роль, а это значит, что без них не обойтись.

Задание № 11. Подберите тексты из художественного произведения, изученного в 9 классе, на использование различных функций парцелляции в тексте.

1. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать,как только может один русский, - все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел иместечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: "Эй, вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!" И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Ответ: характерологическая функция.

2. И весьма часто, сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один, оставивши свою трубку, а другая работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку. Словом, они были, то что говорится, счастливы. Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает все остальное время? Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах.
Ответ: функция ритмизации текста (или ритмико - мелодическая функция).


Задание № 12.Укажите верные признаки, относящиеся к экспрессивно-эмоциональной функции парцелляции, в следующих предложениях текста.

1) явное усиление эмоций персонажа нецензурными выражениями;

2) явное усиление эмоций персонажа короткими восклицательными предложениями (что создаёт ощущение его кричащей интонации);

3) речь персонажа – страстная, горячая, эмоциональная вписывается в окружающую его обстановку энергичной и яростной толпы;

4 ) усиление изобразительного контраста.

«Владимир Ильич пытался говорить:

- Завидую вам, посланцы будущего! Это для вас зажигали мы первые огоньки новостроек! Это ради вас… Дослушайте же, псы! Осталось с гулькин хер!..» («Представление») [Довлатов, 2006, с. 108] .

(Ответ: 1, 2, 3).

Задание № 13.Назовите функции парцелляции по представленным признакам.

1) используется для создания эффекта «замедленного кадра» или же убыстренности событий; для выделения наиболее существенных деталей общей картины, существенных в данной ситуации элементов поведения персонажей; создания неожиданной паузы для большей экспрессии высказывания; усиления изобразительного контраста;

2) используется для воспроизведения речевой манеры персонажа произведения;

3) используется для подчёркивания эмоций, эмоционального состояния или эмоциональной оценки.

Также мы выяснили, что эти функции парцелляции являются речевыми, поскольку обусловлены не моделями парцеллируемых предложений, а условиями их употребления (контекстом).

Ответы.


1 –изобразительная;

2- характерологическая;

3- эмоционально-выделительная.

2) Прочитайте текст. Согласны ли вы с характеристикой признаков функции (назовите эту функцию) парцелляции (да, нет).

«Однажды я проснулся среди ночи. Увидел грязную посуду на столе и опрокинутое кресло. С тоской подумал о вчерашнем. Помню, трижды бегали за водкой. Кто-то высказался следующим образом:

“Пошли в Елисеевский! Туда – метров триста и обратно - примерно столько же… “.

Я стал думать о завтраке в неубранной квартире. Вдруг чувствую – я не один. На диване между холодильником и радиолой кто-то спит. Слышатся шорохи и вздохи» («Наши») [Довлатов, 1997, с. 225].

Здесь мы можем видеть, что описание комнаты героя происходит его же глазами. Взгляд персонажа поочерёдно останавливается на вещах и тут же в его сознании возникают событийные ассоциации. Всему этому способствует членение предложения на мелкие отрезки – «воспоминания» героя.

(Ответ: изобразительная функция; да).

3. Прочитайте текст и комментарий к тексту. Определите, признаки какой функции парцелляции отражены в комментарии.

«Бригадир поднял руку. Затем обратился непосредственно ко мне:

Техника простая. Наблюдай, как действуют старшие товарищи. Что называется, бери с коммунистов пример.

Мы выстроились цепочкой. Кавказец с шумом раздвинул двери пульмановского вагона. На платформу был откинут трамп.

Двое залезли в пульман. Они подавали нам сбитые из реек ящики. В них были плотно уложены темно-синие гроздья.

На складе загорелась лампочка. Появилась кладовщица тетя Зина. В руках она держала пухлую тетрадь, заложенную карандашом. Голова её была обмотана в жару тяжёлой серой шалью. Душки очков были связаны на затылке шпагатом.

Мы шли цепочкой. Ставили ящики на весы. Сооружали из них высокий штабель. Затем кладовщица фиксировала вес и говорила: «Можно уносить».

А дальше происходило вот что. Мы брали ящики с весов. Огибали подслеповатую тетю Зину. И затем снова клали ящики на весы. И снова обходили вокруг кладовщицы. Проделав это раза три или четыре, мы уносили ящики в дальний угол склада» («Холодильник. Виноград») [Довлатов, 2006, с. 179-180].

В тексте создана видимость некоего плана, описания порядка действий. Здесь мы видим описание некой пошаговой инструкции к действиям. Автор подробно описывает каждый «пункт» для создания яркой картины отлаженной до автоматизма работы грузчиков и кладовщиков по расхищению винограда. Мы можем заметить в этом описании едва уловимую авторскую иронию.

(Ответ: признаки изобразительной функции.)

4) Охарактеризуйте признаки изобразительной функции парцелляции в данном тексте, опираясь на краткий комментарий.

Комментарий.

Членением на отдельные кадры может создаваться и эффект убыстренности, «перемотки» событий, например:

«Шли годы. Сын подрос. Вождя разоблачили. Дед был реабилитирован, как говорится, - «за отсутствием состава преступления».

Отец воспрянул духом. Ему казалось, что наступает третий, заключительный акт жизненной драмы. И что добро, наконец, победит. Можно сказать, уже победило…

Он второй раз женился. Его полюбила молодая симпатичная женщина – техник. Возможно, она приняла его за гениального чудака. Такое иногда случается…» («Наши») [Довлатов, 1997, с. 197].

(Ответ. Здесь создаётся ощущение быстротечности жизни и всех событий, её наполняющих. Автор намеренно не останавливается на каждом из перечисленных эпизодов подробно. Цепочка предложений свидетельствует о нежелании автора подробно описывать картину, упоминая о событиях вскользь, и даже об их принципиальной несущественности, что подчеркивается простыми нераспространенными предложениями. Однако лексическое наполнение компонентов цепочки и их последовательность дают исчерпывающее представление о «стремительности» и «банальности» быта, который можно описать всего в трёх-пяти фразах. А два предложения «сын подрос» и «вождя разоблачили» показывают читателю то, как близко и тесно связана и даже зависима была в советское время жизнь обычного человека от государственных дел.)

5) Внимательно прочитайте текст. Какую функцию выполняет парцелляция в данном тексте? Ответьте на вопрос, опираясь на комментарий. Опишите, какие ощущения появились у вас при чтении этого текста.

Парцелляция может членить текст (преимущественно описание) в соответствии с композиционным замыслом, с признаками изображаемого объекта; выделять наиболее существенные детали общей картины, наиболее существенных в данной ситуации элементы поведения персонажей; подчёркивать важное, с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого, определение и т.д. Например:

«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками – удручающая хроника коммунального подсознания.

Мать – одиночка Зоя Свистунова изображала полевые цветы.

Жизнелюбивый инженер Гордей Борисович Овсянников старательно ретушировал дамские ягодицы.

Неумный полковник Тихомиров рисовал военные эмблемы.

Техник Харин – бутылки с рюмками.

Эстрадная певица Журавлёва воспроизводила скрипичный ключ, напоминавший ухо» («Наши») [Довлатов, 1997, с. 186].



(Ответ: изобразительная функция парцелляции).

Здесь автором создаётся описание удручающей обстановки коммунальной квартиры, причём её рассмотрение к концу «сужается» по плану: коммуналка, коридор, уборная – обои, рисунки и в самом конце идет описание конкретного рисунка с называнием автора каждого из них. Всё это создаёт эффект тесноты, темноты, мрачности жилища с присущим ему наполнением банальные предметы интерьера и огромное количество людей самых разных профессий и социальных статусов.)

«Роль парцелляции в тексте»

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело

173.04kb.

25 09 2014
1 стр.


Тема текста о чем или о ком говорится в тексте? Основная мысль (идея) текста

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложени

18.2kb.

13 10 2014
1 стр.


Е. Ю. Ильинова (Волгоград) роль глагольной номинации в формировании смысловой структуры текста

Именно благодаря информации, заложенной в тексте, становится возможной реализация определенной коммуникативной задачи

83.88kb.

11 09 2014
1 стр.


Хронология событий как в московской, так и в ершалаимской части «Мастера и Маргариты» играет ключевую роль в идейном замысле и композиции. Однако в тексте романа прямо точное время действия нигде не названо
474.42kb.

03 09 2014
3 стр.


Выразительные средства языка. Перифраза

Цель занятия: познакомить с выразительно – изобразительной ролью перифразы в тексте, формировать умение находить перифразы в тексте, определять их значение, использовать в речи

73.93kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок развития речи в 6 классе. (2ч.) 12. 01. 12г. Тема урока: Выборочное изложение. «Ужасная ночная метель.» Цели и задачи

Обучающие: подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте

60.36kb.

27 09 2014
1 стр.


Актуальность нашего исследования обусловлена значимостью проблемы функционирования слова в художественном тексте и адекватной его передачи средствами другого языка. Объект

Сочетание монологической и диалогической речи в художественном прозаическом тексте 9

332kb.

15 10 2014
1 стр.


«Парцелляция как грамматическая ошибка и как средство выразительности»

Ознакомить с понятием парцелляции как грамматической ошибки и путями её исправления

59.04kb.

25 09 2014
1 стр.