Перейти на главную страницу
Информированность граждан, в том числе политиков, зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты.
Публицистические произведения обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Пассивность населения или его активность связаны с позицией СМИ в этом вопросе.
Особенно велика роль публицистики в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание.
Огромные возможности публицистики в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении.
В России положение публицистики имеет некоторые особенности. Нынешний потенциал воздействия публицистических текстов на массовое политическое сознание не так мощен, как иногда представляется. Прежде всего, это связано с сокращением времени и качества чтения.
В периоды относительно "спокойной" политической жизни , интерес публики к общественно-политической информации заметно сокращается. Испытывая по отношению к политической жизни такие чувства, как разочарование, тревога значительная часть населения просто уходит из нее. В такой ситуации происходит падение интереса к любого рода политической информации.
Современная публицистика как область общественной деятельности претерпевает изменения. В наше время становится все сложнее говорить о свободе слова. Это явление стало лишь формальностью и видимостью. Качество публицистических текстов. Настоящая публицистика требует независимости от властных и экономических структур. У нас же печатные издания и телевизионные каналы принадлежат либо государству, либо олигархам.
Борис Вишневский (общественно-политическое издание «Новая газета»), Захар Прилепин (журнал «Огонёк»), Юлия Латынина («Новая газета»), Владимир Соловьев (телепередача «Воскресный вечер», телеканал НТВ; радиопередача «Соловьиные трели», радиостанция «Серебряный дождь»).
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации.
Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение. Интерпретация политических процессов в публицистике происходит через призму ее функций. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, влияют на восприятие человеком политической и социальной информации.
Часто публицистика выполняет функцию критики в оценке политических процессов. Публицистика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
Публицистика, как правило, дает и юридическую, и моральную оценку тем или иным событиям или лицам. Их контроль иногда даже более строг, чем у государственных и хозяйственных органов контроля.
Публицистика не только критикует политические процессы, но и выполняют конструктивную функцию в том или ином политическом процессе, т.е. предлагает наиболее оптимальные решения проблем.
Некоторые ученые также говорят о том, что публицистика часто инициирует политические изменения путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
Освещая процесс СМИ пользуются 2 способами:
- последовательным (освещается последовательно и разносторонне)
- фрагментарным - создавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует сформировать целостную картину политических явлений или событий. Это дает дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие. Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает полагаться на оценки комментаторов.
3. прогностическая функция публицистики
Прогностическая— предполагает, что в ходе изучения и анализа произведений публицистики должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять от-слеживаемые процессы, но и создаст условия для прогноза дальнейшего развития образования, различных педагогических систем и отношений, самоанализа образовательной деятельности;самоанализа образо вательной деятельности;
Среди методов сбора информации можно выделить метод прогнозирования. Журналист стремится предвидеть динамику развития событий. При этом прогнозист исходит из того, что к социальным явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов». Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. Но в любом прогнозе присутствует опережающая информация о том или ином социальном явлении.
3.К научному - метод опроса экспертов, прогностическое моделирование. Особенно часто журналисты используют в своей практике экспертный опрос.
Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Как правило, это опытные и квалифицированные специалисты, способные оценить и спрогнозировать те или иные события. Основным требованием к отбору экспертов является то, что они не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии решений. Только в этом случае можно гарантировать объективность их оценок. Для оптимизации работы экспертов журналисты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть применены такие общенаучные процедуры, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, измерение, предпочтение и др.
Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
- возникновение проблемы
- классификация материала
- интенсивное исследование (от наблюдения к идее)
- этап проверки, оценки данных и решений
- формирование прогноза
- демонстрация полученного решения
Позиции при подготовки:
- единством познавательных действий и политической интерпретацией знаний
- неразрывность эмпирического и теоретического уровней познания
- комплексность познавательных задач и познавательных действий в разработке темы
- ситуативный подход у действительности
- мыслительные и практические действия журналиста
- философский уровень (диалектичная и историческая методология)
- общенаучные методы познания в соответствии с соц.функциями (наблюдение, эксперимент, опыт)
- научные методы (соц.опрос, психологическое наблюдение, экономический анализ)
- синтез научных методов и способов отображения действительности
- творческий прием, адекватный конкретным особенностям проблемной ситуации.
Убеждающее воздействие публицистики охватывает не только различные формы сознания, но и различные его уровни. Публицистика действует как в области научно-теоретического, так и обыденного сознания. Перед публицистом порой возникает необходимость изменить бытующие в обществе взгляды, суждения, оценки. Потребность в таких изменениях, как правило, появляется тогда, когда представления обыденного сознания заметно отличаются от идеологических концепций, научных выводов. И тогда перед публицистом стоит задача изменить те или иные утвердившиеся в обществе суждения и установки. Между тем, нередко публицист стремится и к их закреплению. Публицист может убеждать, не выступая против обыденного сознания, а используя его в качестве своего союзника. Поэтому прав М.В. Масарский, утверждающий, что идейное воздействие тем сильнее, чем полнее оно учитывает человеческие помыслы. Итак, специфической чертой убеждений, вырабатываемых публицистикой, является их всеохватывающий, разносторонний характер. Публицистика воздействует на убеждения и в сфере общественной идеологии, и в сфере общественной психологии, и в сфере организации общественной практики. Публицистика формирует убеждения, связанные с самой широкой совокупностью общественных отношений, различными областями знания и практической деятельности, охватывая при этом и научное, и обыденное сознание. Она затрагивает все виды убеждений – идеологические и неидеологические, политические, философские, моральные, эстетические, правовые, профессиональные и т. д. Объект убеждающего воздействия публицистики характеризуется широтой охвата. Он включает все формы и уровни сознания, все направления общественной практики. Это отличает убеждающее воздействие публицистики от других видов деятельности, связанных с формированием устойчивых взглядов и оценок, в частности от науки и от художественной литературы.
Каждый участвует в политической жизни общества. Мы рождаемся гражданами какой-либо страны, нас окружают множество политических институтов, ходим на выборы.
Отсюда и политическая природа публицистики – затрагивая острые и актуальные проблемы, происходящие в обществе, публицистика является областью политической творческой деятельности. Она выступает в роли связного между политической стороной жизни и человеком, находящемся в социуме.
Публицистические произведения ставят читателя перед конкретной проблемой, помогают проанализировать ее и сформировать собственное мнение относительно данного вопроса. Здесь и проявляется важное убеждающее свойство публицистики.
Именно убеждения каждого формируют общественное мнение, а воздействие на общественное мнение одна из важнейших функций публицистики.
Общественное мнение во многом направляет деятельность СМИ.
Поскольку СМИ стараются освещать значимые для общества проблемы, то и общественное мнение может определять публицистическую деятельность.
Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.
Публицистика относится к сфере политического общения.
Для публициста решить стоящие перед ним политические задачи – значит убедить аудиторию в истинности своей позиции. Убеждая, публицистика становится «одним из средств воздействия политики на различные области человеческих отношений».
8. публицистика и провоцируемое ею политическое действие
Каждый участвует в политической жизни общества. Мы рождаемся гражданами какой-либо страны, нас окружают множество политических институтов, ходим на выборы.
Отсюда и политическая природа публицистики – затрагивая острые и актуальные проблемы, происходящие в обществе, публицистика является областью политической творческой деятельности. Она выступает в роли связного между политической стороной жизни и человеком, находящемся в социуме.
Публицистические произведения ставят читателя перед конкретной проблемой, помогают проанализировать ее и сформировать собственное мнение относительно данного вопроса. Здесь и проявляется важное убеждающее свойство публицистики.
Именно убеждения каждого формируют общественное мнение, а воздействие на общественное мнение одна из важнейших функций публицистики.
Общественное мнение во многом направляет деятельность СМИ.
Поскольку СМИ стараются освещать значимые для общества проблемы, то и общественное мнение может определять публицистическую деятельность.
Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.
Публицистика относится к сфере политического общения.
Для публициста решить стоящие перед ним политические задачи – значит убедить аудиторию в истинности своей позиции. Убеждая, публицистика становится «одним из средств воздействия политики на различные области человеческих отношений».
9. роль публицистики в формировании единого мироотношения людей
Невозможно воздействовать на общественное мнение, не влияя на структуру мировоззрения. И невозможно эффективно оказывать идейно-мировоззренческое воздействие, не анализируя те или иные события социальной действительности. Именно органической связью идеи и факта сильна публицистика. В ней соединены два начала – быстротечность сменяющихся социальных ситуаций и стабильность идейно-воспитательного действия. Второе начало более тесно связано с формированием глубоких убеждений.
Функции гласности:
В политическом плане:
- демократизация общества,
- создание механизмов для участия граждан для участие в решении государственных проблем
- общественный контроль
В социально-психологическом:
- воспитание политической культуры масс
Информация – язык гласности, но обществу не безразлично о чем вещают СМИ.
Пресса – это посредник между обществом и властью.
Благодаря гласности есть возможность держать систему власти под контролем.
Одной из сторон гласности – плюрализм.
«В центре внимания» Маяк. «Права человека» радио Свобода. «Правило игра» Эхо Москвы.
11. жанровые формы произведений политической публицистики
Формирование жанров было вызвано практической потребностью. Когда в начале XVIII века появилась первая русская печатная газета "Ведомости", то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в "Ведомостях" еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.
В настоящее время можно выделить следующие жанры телевизионных программ:
Формы радиопрограмм:
- радиогазета
- информационный выпуск
- радиожурнал-выпуск с различными жанрами, но одной темой. («Домашняя академия» на «Радио России» , «Арбатский Арс» на «Эхо Москвы»)
- канал ( «Молодежный канал» на радио Юность)
- цикл
- серия
Жанр – сущностная форма. У каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Эти характеристики можно отнести в отдельные группы – жанры.
Традиционно все публицистические жанры делятся на:
Главная функция публицистического образа – иллюстративность.
Знание о жизни политика, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить их со своими жизненными установками. Это помогает читателям показать тот успешный путь, который привел политика к своеобразному «трону» своего личностного успеха.
В полной мере удовлетворить общественную потребность в информации о лидерах призваны материалы, в центре которых политический деятель со своим духовным миром, характером.
Материалы, в центре которых человек-политик, в газетно-журнальной практике представлены двумя жанровыми формами: портретным интервью и портретным очерком.
Задача интервьюера: создать психологический портрет собеседника. Читателю демонстрируется как можно больше сведений о человеке, подчеркиваются его особенно характерные ответы. Большую законченность портретному интервью могут придать суждения собеседника, показывающие систему его жизненных взглядов.
В этом жанре сочетаются документальные материалы и художественные формы.
К необходимым составляющим очерка можно отнести фактичность, аналитичность, проблемность и образность.
Объектом исследования в любом очерке является или человек, или проблемная конфликтная ситуация.
Портретный очерк создает образ. Автор должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологический портрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо своего героя, истоки движущей силы его духовности.
Влияние на политику сми осуществляют через воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом формировать общественное мнение
01 10 2014
1 стр.
Онкурентоспособность стран и регионов на основе экономических, политических и социальных факторов, которые поддаются непосредственному измерению; исследовать характер и степень вли
29 09 2014
1 стр.
Тл (далее «нулевое магнитное поле» или нмп) приводит к возрастанию количества ошибок и увеличению времени выполнения заданий в когнитивных тестах. В данной работе выделены биологич
30 09 2014
1 стр.
В частности, информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия оперативных управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек
14 12 2014
1 стр.
Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
27 09 2014
1 стр.
Роль пуританизма в формировании общественно- религиозного сознания в Англии XVII в
01 10 2014
1 стр.
И структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы
10 09 2014
1 стр.
Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений
29 09 2014
1 стр.