Перейти на главную страницу
Среди всех стран Арабского Магриба вооружённые силы (ВС) Тунисской Республики – Тунисская Национальная Армия (ТНА) – к началу 2011 г. являлись наиболее компактными, сбалансированными и пропорциональными к общей численности населения страны и её ВВП. Полные данные по всем известным специальным справочным изданиям о ВС Туниса относятся к 2008 г. Но за прошедшие два года их характеристики, судя по имеющейся информации, практически не изменились.
Так, численность личного состава ВС Туниса (армия, военно-воздушные силы, военно-морские силы) и его военизированных организаций (Национальная гвардия) в 2008-2011 гг. – 48000 человек (собственно ВС – 35,8 тыс. чел., Национальная гвардия – 12 тыс. чел.), что составляло 1,27% от общей численности экономически активного населения. Общие военные расходы Туниса - 1,31% от ВВП страны (в абсолютных цифрах 652 млн долларов. в 2008 г. (из них собственно на ВС – 534 млн). Импорт оружия и военной техники в страну составил 7 млн долларов. Причём, согласно данным Всемирного Банка, в Тунисе наблюдался медленный эволюционный рост ВС при постоянном снижении их пропорции в сравнении с экономически активным населением страны. При этом отмечался и постоянный, пусть и не значительный, рост военного бюджета страны, трат на импорт оружия и военной техники из-за рубежа при постоянном, несколько медленном снижении доли расходов на ВС относительно ВВП страны. Следует отметить, что сия тенденция явилась адекватной экономической и социальной ситуации в стране, где шёл постоянный рост уровня доходов на душу населения страны, который в 2010 г. составил почти 9000 долларов на человека1.
К началу 2011 г. в сухопутных войсках (армии) Туниса насчитывалось 27000 человек личного состава. В их боевой состав входило 5 бригад: 3 механизированные (в каждой по 1 танковому, 2 механизированным, 1 артиллерийскому полку и 1 одному полку ПВО), 1 пехотная бригада для действий в пустыне (т. н. «Сахарская» – 3 полка верблюжьей каваллерии и 1 артиллерийский полк) и 1 бригада (группа) специального назначения (парашютистов-коммандос – 3 батальона коммандос и 1 артиллерийский парашютный дивизион), а также 8 отдельных полков: танковых – 2, разведывательный – 1, противотанковый – 1, инженерный – 1, связи – 1, автотранспортный – 1, военной полиции – 1. Кроме того, имелся центр связи и 5 учебных центров сухопутных войск.
Механизированные бригады дислоцировались близ городов Бежа, Кейруан, Габес. «Сахарская» бригада дислоцировалась в районе города Ремада. Фактически бригады являлись основными соединениями 4-х военных округов страны. Отдельные части, включая бригаду (группу) специального назначения, дислоцировались в основном в центральном военном округе близ столицы.
Сухопутные войска Туниса были оснащены в основном боевой техникой и вооружением западных образцов, относительно устаревших типов. Танковый парк насчитывал 84 основных боевых танка (М60А3 и М60А1, американского производства, поставленных в 1982-1985 гг.) и 54 лёгких австрийских танков SK-105 Kassier. Наиболее современными артиллерийскими системами являлись двадцать четыре 155-миллиметровые самоходные гаубицы американского производства М109А2, а основным средством передвижения пехоты являлись американские бронетранспортёры М113А2 общей численностью 334 единицы. Основным противотанковым средством армии Туниса были переносные и самоходные противотанковые комплексы американского производства BGM-71A/C TOW.
Армия обладала и значительным количеством различных лёгких боевых машин относительно современных типов (например, 36 бразильскими бронеавтомобилями ЕЕ-9 «Каскавел»). Большая часть оружия и боевой техники, относительно устаревших, однако вполне адекватных военно-политическим условиям региона, находилась на складах либо активно не использовалась (к примеру, 30 основных боевых танков М48А5).
Слабой стороной сухопутных войск Туниса была система их ПВО, которая обладала лишь зенитно-ракетными комплексами малой дальности (24 ЗРК «Скайгард/Амон», поставленных из Египта) и ближнего действия (72 ЗРК «Чапарел» и 60 ЗРК RBS 70). При этом радиолокационные станции ВС Туниса не обеспечивали полное поле обнаружения над всей территорией страны.
Особенностью технического оснащения ТНА был некомплект боевой техники в 2-х из трёх механизированных бригад, относительно принятого штатного расписания.
В целом, к началу 2011 г. вооружённые силы Туниса аналитиками оценивались как вполне компактная и относительно боеспособная оборонительная сила. Согласно военной доктрине ТНА могла выполнять лишь оборонительные функции ограниченного характера по защите наиболее важных пограничных рубежей страны. ТНА не имела серьёзного боевого опыта, за исключением участия в 6 миротворческих операциях (июль 1960 г. – март 1963 г. в Конго (всего в стране побывал 3361 военнослужащий ВС Туниса); июль 1992 г. – август 1993 г. в Камбодже (972 военнослужащих); январь 1993 г. – февраль 1994 г. в Сомали (280 военнослужащих); сентябрь 1993 г. – июль 1995 г. в Руанде (840 военнослужащих); июль 1998 г. – по н.в. на Коморских островах (до взвода); июль 1999 г. – по н.в. в Косово (группа гражданских специалистов военно-медицинской службы ВС Туниса); с июня 2000 г. - по н.в. в Демократической Республике Конго (более 260 человек)2.
В 2008 г. правительство Туниса начало программу обновления материальной основы ВС страны, закупив более современное, хотя и бывшее в эксплуатации, вооружение. Так, в ФРГ было приобретено 54 основных боевых танка «Леопард 2А4», а в Саудовской Аравии 30 французских танков АМХ-30В2. В США закупили 12 истребителей F-16C /D Blok 40. Однако к началу 2011 г. ни один из названных образцов в страну доставлен не был3.
Хотя, согласно ст. 44 Конституции Тунисской Республики, Верховным главнокомандующим ВС страны является президент (с 1987 г. Зин эль-Абидин Бен Али), они (ВС Туниса) никогда не рассматривались населением страны как исключительный оплот авторитарного режима. С момента своего создания в 1955 г. ТНА фактически не участвовала в политической жизни страны. Не смотря на это, ВС Туниса пользовались авторитетом, популярностью и уважением среди жителей страны.
В начале 2011 г. правящей партией Туниса было Демократическое Конституционное объединение (ДКО). На парламентских выборах 2009 г. ДКО получила 161 место в законодательном органе страны, а её лидер З. Бен Али, набрав 89,62% голосов, в пятый раз с 1987 г. стал президентом Туниса. Впрочем, по мнению тунисской оппозиции, результаты данных выборов были сфальсифицированы и с осени 2009 г. в Тунисе был окончательно установлен режим личной власти президента Зин эль-Абидин Бен Али4.
Президент З. Бен Али, по мнению западных аналитиков, создал «мягкое полицейское государство», опираясь, прежде всего, на службу безопасности и министерство внутренних дел, во главе которых стояли лично преданные ему люди. Интересы военных Бен Али длительное время игнорировал, опасаясь потенциальной силы небольшой по численности, но сплочённой тунисской армии. Учитывая напряжённую обстановку в северной Африке и видя весьма удачный опыт армии Марокко, Бен Али фактически поставил ВС страны под некий экономический контроль со стороны США. Бывшая метрополия, Франция, сохранила определённое влияние лишь на тунисскую полицию и разведку. Однако эти органы, по сути, были весьма слабыми. Несмотря на приличное финансирование (размер соответствующего бюджета на уровне военного), львиная доля которого шла на заработные платы и различные денежные поощрения их сотрудникам. Благосостояние населения Туниса постоянно росло, страна не участвовала в военных действиях, и потому особой опасности внутреннего взрыва в принципе не предвиделось. Ввиду этого, тунисская полиция к началу внутриполитического кризиса в стране оказалась слабо оснащённой и морально неустойчивой5. Именно поэтому, объективно, именно вооружённые силы Туниса оказались той реальной силой, которая была способной сохранить порядок в стране и предотвратить угрозу гражданской войны.
Все события участия вооружённых сил Туниса во внутриполитическом кризисе в стране условно можно разделить на три неравнозначных по характеру, театру и объёму действий периода. 1-й – январь 2011 г. – участие армии в событиях так называемой «второй жасминовой революции»; 2-й – февраль-май 2011 г. – период контроля армии за стабилизацией в стране; 3-й – конец апреля – май 2011 г. – выполнение ВС Туниса своей прямой функции по обороне страны от внешнего вторжения, связанного с продолжающейся в Ливии гражданской войной.
17 декабря 2010 г., в городе Сиди-Бузик на востоке Туниса, 26-летний розничный торговец Мохаммед Буазизи сжёг себя, протестуя против противоправных, с его точки зрения, действий полиции, конфисковавшей его товар. Весьма быстро этот трагический инцидент обернулся началом масштабного внутриполитического кризиса в Тунисской Республике.
С 17 декабря 2010 по 12 января 2011 г. – массовые акции протеста в Тунисе, проходившие в основном в ряде крупных городов. Основным элементом недовольства населения Туниса стало обвинение президента Зин эль-Абидин Бен Али в экономических проблемах, коррупции и установлении диктаторского режима.
12 января 2011 г. волна протестов докатилась до столицы. По свидетельству очевидцев, демонстранты начали действовать организованно: одни группы молодежи перекрывали баррикадами улицы населенных пунктов, другие атаковали полицейские участки и здания местных комитетов правящего Демократического конституционного объединения, третьи громили виллы родственников З. А. бен Али и его жены Лейлы. Одновременно происходило разграбление магазинов. Полиция оказалась не в состоянии пресечь беспорядки6.
12 января, впервые с момента начала акций протеста, войска и тяжелая боевая техника (танки М60А3, БТР М-113 и «Фиат 6614», в том числе и с бульдозерными отвалами для борьбы с баррикадами) были стянуты для охраны зданий центрального телевидения, правительственного дворца в Карфагене (пригород Туниса) и посольства Франции. З. А. Бен Али снял с должности министра внутренних дел Рафика Бельхаджа Касима и назначил на его место прежнего министра внутренних дел Ахмеда Фриа. В самых крупных гуверноратах – Тунисе, Ариане, Бен Арусе и Манубе – был объявлен комендантский час с 20 до 8 часов. Но это не заставило жителей успокоиться – выстрелы были слышны и ночью. Сообщения о людских жертвах пришли из г. Дуз (юг страны, район пустыни Сахара). В столице мирные демонстрации переросли в погромы и бои с полицией. ВСТТ (тунисское профсоюзное объединение) назначил всеобщую забастовку на 12 января в г. Сфакс, г. Касерин и г. Габес, 13 января – в городах Кайруан и Джендуба, 14 января – в столице.
Масштаб акций протеста, сопровождавшийся постепенным несоблюдением законности и правопорядка со стороны протестующих в Тунисе, постепенно нарастал. Так только за день 13 января 2011 г. в уличных беспорядках погибло 13 человек. Однако, Национальная полиция Туниса своими силами и средствами первоначально держала ситуацию в столице под контролем. Ярчайшим свидетельством этого стал арест популярного в стране рэп-исполнителя, фактически духовного вождя протестующий молодёжи Хамади Бен-Амора по прозвищу El General, 8 января 2011 г.
14 января, в пятницу, события в Тунисе стали выходить из-под контроля. Мирный митинг протеста быстро перерос в погромы и попытки штурма правительственных зданий. Около 7 тысяч жителей столицы страны собрались у здания Министерства внутренних дел и потребовали отставки президента. Митинг с требованием демократических перемен быстро перерос в беспорядки. Из толпы начали бросать в полицейских канистры с бензином, после чего часть охраны здания МВД ретировалась. Одновременно на площади стали раздаваться выстрелы. В результате ситуация оказалась полностью неуправляемой.
Чтобы остановить беспорядки, полиция применила оружие и слезоточивый газ, пытаясь отогнать бунтовщиков от правительственного здания. В ответ молодые люди из толпы стали кидать в полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью. Одновременно часть оппозиционеров двинулась к зданию Центрального банка, пытаясь взять его штурмом.
Ближе к вечеру президент Бен Али отправил правительство в отставку, пообещал ввести некоторые гражданские свободы, назначить новые парламентские выборы в течении 6-ти месяцев, тем самым рассчитывая вернуть ситуацию в нормальное русло. На всей территории Туниса был введён режим чрезвычайного положения. В столицу страны, для его обеспечения полностью вошли регулярные армейские части из состава элитных, полностью оснащённых и наиболее подготовленных соединений: бригады специального назначения (Тунис) и 1-й механизированной бригады (Беджа). Операция по введению войск в столицу страны была разработана и осуществлена под руководством начальника генерального штаба тунисской армии, фактического командующего сухопутными войсками генерал-лейтенанта Рашида Амара.
Военные взяли под контроль все стратегические объекты в столице, включая столичный аэропорт. Воздушное пространство страны было временно закрыто (ВВС страны стали обеспечивать это решение путём постоянного патрулирования боевыми самолётами). Власти с 18 вечера до 7 утра ввели комендантский час и запретили протестующим собираться в группы более 3-х человек. Полиция и армия получили приказ стрелять в неподчиняющихся на поражение7.
Однако, несмотря на столь жёсткие объявленные меры (чрезвычайное положение и комендантский час), протестующие толпы молодых людей продолжили ходить по улицам столицы, круша всё на своём пути. Были подожжены здания банков и правительственных учреждений. Полиция, опасаясь расправы, фактически не вмешивалась в ситуацию. Власти фактически не контролировали положение в крупных городах страны.
По данным западных СМИ, как раз вечером 14 января, видя кризисную ситуацию, президент З. А. Бен Али вызвал к себе начальника генерального штаба тунисской армии (фактического командующего сухопутными войсками) генерал-лейтенанта Рашида Амара и приказал ему отдать распоряжение армии стрелять по протестующим на поражение. Последний приказу не подчинился и, наоборот, заявил Бен Али о том, что тот «должен уйти». В ответ действующий президент Туниса уволил Р. Амара из армии8 (по другим данным, Р. Амар сам подал в отставку со словами, брошенными в адрес Бен Али: «С тобой покончено»)9.
Поздно вечером 14 января, осознав сложившуюся ситуацию, в которой ему не на кого и не на что было опереться, З. А. Бен Али внезапно покинул Тунис, бежав с семьей в Саудовскую Аравию (по первоначальной информации, на Мальту). Исполняющим обязанности президента остался премьер-министр М. Ганнуши. Это было возможно, согласно ст. 56 тунисской конституции. Однако такой ход теоретически не снимал с З. А. Бен Али обязанности президента и давал ему право вернуться к власти. Поэтому 15 января Конституционное собрание Туниса объявило президенту импичмент и провозгласило новым временным главой государства спикера Фуада Мебазаа, который принес присягу и сказал, что следующие президентские выборы пройдут в установленные конституцией сроки, т. е. в течение 60 дней (ст. 57 конституции). Мухаммед Гануши пообещал соблюдать Конституцию и восстановить стабильность в стране10.
Впрочем, к утру 15 января реальная власть в стране находилась в руках тунисских военных, которые контролировали все стратегически важные объекты столицы не только по собственной инициативе, но и по просьбе представителей иных стран. Так, 17 января посол Саудовской Аравии в Тунисе др. Абдуллах бин Абдулазиз бин Муаммар (Dr. Abdullah bin Abdulaziz bin Muammar) попросил усилить охрану не только саудовского посольства (что и было сделано путём переброски в указанный район танкового подразделения), но и эвакуации 130 членов семей саудовских дипломатов11.
Вечером 15 января в столице начался хаос. Непосредственным поводом к этому стала информация о бегстве З. Бен Али и утреннем аресте при попытке к бегству в столичном аэропорту родственников экс-президента. По улицам мчались на большой скорости машины, из них стреляли и кричали. По словам очевидцев, в беспорядках замешаны «полицейские в штатском», которые воспользовались случаем и начали мародерствовать. Издание «Middle East Online» со ссылкой на высокопоставленного военного сообщило, что «люди Бен Али намеренно сеют хаос в стране».
Для борьбы с актами вандализма и мародерства в Тунисе 16 января были сформированы отряды добровольцев, которые для узнаваемости оделись в белое и получили оружие (фактически основная масса их была вооружена лишь холодным оружием и металлическими прутьями). По словам очевидцев, после того, как закрылись все лавки и магазины, в столице начались перебои с продовольствием. Разъяренная толпа поджигала магазины сети «Карфур», принадлежавшие шурину президента Сахеру аль-Матри автоцентр «ан-Накль» (оттуда было украдено 600 новых машин) и филиалы исламского банка «аз-Зейтуна». Семейство аль-Матри бежало из страны в неизвестном направлении, хотя еще накануне аль-Матри пообещал предстать перед специально созданной комиссией для расследования коррупционных дел12.
Весь день 16 января армейские подразделения под прикрытием брони танков М60А3 (они своими орудиями огня не открывали) вели бой с укрывшимися в Карфагенском дворце представителями личной охраны З. Бен Али («президентской гвардией»). Ещё утром дворец был окружён механизированным подразделением 1-й бригады и во второй половине дня взят при поддержке огня (или только манёвра) двух вертолётов «Газель». Незадолго до падения Карфагенского дворца был арестован глава службы безопасности Туниса Али Серриати, которого подозревали в разжигании беспорядков в стране13.
Между тем новое правительство не сдавалось. В надежде расположить к себе доверие народа, М. Ганнуши и Ф. Мебазаа вечером 18 января объявили о своем выходе из ДКО. То же самое сделали все остальные министры переходного правительства, имевшие связи с бывшей партией власти. Переходное правительство публично обещало порвать со старым режимом. Опасаясь анархических настроений тунисской улицы, командующий армией генерал Рашид Аммар предупредил, что политический вакуум может привести к восстановлению диктатуры и пообещал, что армия поддержит «революцию»14.
В течении недели армия смогла навести относительный порядок как в столице, так и в стране в целом. Главная задача тунисских военных заключалась в защите населения от мародёров. Для этой цели было организовано регулярное патрулирование, в том числе и с помощью вертолётов, с которых, в случае необходимости, выбрасывали слезоточивый газ. Более того, дабы остановить погромы, в местечке Денден (Denden), расположенном в 19 км от Туниса, был высажен вертолётный десант с целью восстановления порядка. Кроме того, армии вменялась задача помочь местным добровольцам в противодействии сторонникам бежавшего Бен Али15.
Однако правительство М. Гануши, естественно, не смогло радикально улучшить за неделю ситуацию в стране. Именно поэтому в понедельник, 24 января, акции протеста в столице Туниса возобновились с новой силой и уже под лозунгом отставки правительства Гануши. Протестующие блокировали правительственные здания и ввели в столицу «Караван свободы» из членов различных профсоюзных организаций (несколько сотен человек). Во всех случаях армейские подразделения, не применяя оружие, стойко и эффективно защищали вверенные им объекты.
25 января в Тунисе радикально настроенные протестующие попытались вновь штурмовать ряд правительственных зданий, используя камни и бутылки с зажигательной смесью. Армейские подразделения применили винтовочные гранаты со слезоточивым газом и отбили нападения. В ответ протестующие пытались совершать нападения на некоторых чиновников, однако и в этой ситуации армия эффективно обеспечила им охрану.
К протестующим из членов Правительства национального единства вышел лишь генерал Рашид Амар, в плотном окружении солдат и офицеров, который через мегафон заявил, что «армия является "гарантом революции" и что она будет действовать только "в рамках Конституции». «Национальная армия защищает и будет защищать народ и страну». Позже он добавил: «Ваши требования законны, но в этих зданиях находятся чиновники, которые работают в интересах народа и страны. Дайте им возможность работать! Правительство должно работать, нынешнее или другое...» Генерал призвал демонстрантов прекратить осаду правительственных зданий. В ответ толпа начала скандировать: «Да здравствует армия!».
В Бизерте, где находится главная военно-морская база Туниса, в тот же день произошла трагедия. Освобожденные из тюрем «политические заключенные», вооружившись, напали на казармы армии. Солдаты открыли ответный огонь. Атака была отбита. Армия потеряла трех солдат. Число жертв со стороны нападавших – неизвестно. На следующий день в Бизерте состоялись их похороны. Гробы погибших были обернуты в красные национальные тунисские флаги16.
27 января в Тунисе был сформирован новый состав правительства национального единства. Об этом заявил по телевидению сохранивший свой пост глава кабинета Мохаммед Ганнуши. Кабинет покинули министры иностранных дел, обороны и внутренних дел. На их должности были назначены люди, не связанные с режимом бежавшего диктатора Зин аль-Абидина бен Али и его партией Демократическое конституционное объединение (ДКО).
После бегства из страны З. Бен Али и некоторой стабилизации ситуации в государстве сохранялась опасность двух уровней. С одной стороны, значительное количество активной части тунисской молодёжи продолжало оставаться на улице, грозя повторить массовые акции протеста и беспорядки, которые имели место в январе 2011 г. С другой стороны, потенциально опасной считалась гипотетическая активность самых различных групп сторонников бывшего президента Туниса. В этих условиях армия продолжила оставаться в крупных населённых пунктах страны, будучи мобилизованной на защиту населения. Однако, несмотря на то, что 14-25 января армейские подразделения блестяще справились со своими задачами, быть одинаково сильными везде или реагировать незамедлительно на любое происшествие армейские части не могли. В этих условиях командование тунисской армии организовало специальные «горячие линии», по которым любой житель страны мог сообщить о соответствующей угрозе. Учитывая то, что популярность армии, которая не подавила «жасминовую революцию», а выступила защитником населения и инфраструктуры страны от бесчинствующих толп протестующих и мародёров, равно как и её лидера генерал-лейтенанта Рашида Амара, была весьма высокой, указанная мера выявилась чрезвычайно эффективной17.
8 февраля 2011 г. правительство Национального единства Туниса, стремясь остановить всё ещё не прекращающиеся беспорядки, начало призывать в армию резервистов 1-й очереди (в сухопутные войска, общей численностью порядка 20 тысяч человек). Мера эта оказалась вынужденной, так как к этому времени стало известно, что в результате всех видов столкновений в Тунисе с 17 декабря 2010 г. погибло более 200 и получило травмы свыше 500 человек. Отмечались и случаи изнасилований18.
Специфической задачей ВС Туниса и прежде всего Береговой охраны страны стала «борьба» с желающими нелегально покинуть страну. Причём, если в январе-феврале это были в основном тунисцы, то, начиная с марта, на территорию Туниса стали пребывать и беженцы из Ливии. Местная береговая охрана с января по апрель 2011 г. задержала более 5 тыс. чел., намеревавшихся взять курс на о. Лампедуза (Италия)19.
В пятницу, 6 мая 2011 г., Министр внутренних дел Туниса Фахрат Раихи сообщил о том, что если назначенные на 24 июля выборы выиграют исламисты, в стране может произойти военный переворот. То есть – исламистов к власти пускать никто не собирается. Результат предсказуем: в столице страны состоялась многочисленная демонстрация, участники которой, в основном молодые люди, потребовали отставки временного правительства, однако митингующие были разогнаны полицией. После этого протестные акции активизировались, и при столкновениях полицейских начали забрасывать камнями.
В ночь на воскресенье, 8 мая, власти Туниса ввели комендантский час на всей территории страны в рамках противодействия антиправительственным акциям. Особый режим объявлен с 21:00 до 05:0020.
По состоянию на 15 мая 2011 г. армейские подразделения ВС Туниса продолжают обеспечивать режим комендантского часа, который, судя по всему, продлится до 24 июля 2011 г. – дня назначенных всеобщих выборов.
3-й период – конец апреля – май 2011 г.
В течение марта Тунис принимал беженцев из соседней Ливии. С 20 февраля до конца марта из Ливии в Тунис, в связи с военной обстановкой, бежали порядка 190 тысяч человек различных национальностей. Большая часть из них была эвакуирована на родину. Рядом с тунисско-ливийской границей близ КПП Рас Джедир были развернуты палаточные лагеря Шуша и Ктеф. Ежедневно границу пересекало в среднем 10 тыс. чел. Обстановка на тунисско-ливийской границе (175 км от г. Триполи), несмотря на усилия по вывозу беженцев и оказанию им гуманитарной помощи, сложная. Международные организации снабжали беженцев палатками, продуктами и медикаментами. Для предотвращения гуманитарного кризиса ряд стран оказали в марте финансовую помощь: ЕС (выделил 10 млн евро), США (более 50 млн долл.), Китай (50 млн юаней), Алжир, Марокко, ОАЭ, Германия, Испания, Бельгия и др.21. К началу мая 2011 г. из-за военных действий в Ливии в Тунис бежало 236 тыс. чел., среди которых 104 тыс. ливийцев.
К середине апреля 2011 г. практически на всём протяжении ливийско-тунисской границы развернулись боевые действия различной интенсивности (в зависимости от географической точки) между ливийскими повстанцами и подразделениями сторонников (армии) М. Каддафи. Власти Туниса реагировали на каждое обострение обстановки, предупреждая ливийское правительство об опасных последствиях военной эскалации в районе совместной границы.
19 апреля начали поступать сообщения, что на территорию Туниса, граничащую с Ливией, падают минометные снаряды. С 21 апреля бои ливийских повстанцев с частями армии ливийского лидера Муаммара Каддафи переместились в район КПП Дехиба-Вазин (в 200 км от основного погранперехода Рас Дждир). Тунисские военные попытались остановить вторжение, в СМИ сообщили о закрытии границы.
20 апреля 2011 г. несколько сот ливийских повстанцев захватили контрольно-пропускной пункт (КПП) в районе населенного пункта Ваззан, расположенного в 360 километрах западнее Триполи. После этого в соседний с Ваззаном тунисский приграничный город Дахибат прибыли от 150 до 200 безоружных ливийских военнослужащих (или боевиков-повстанцев), которые попросили защиты у тунисской стороны. Обосновавшиеся на территории пограничного пункта мятежники тут же вывесили над ним монархический флаг, упраздненный после прихода к власти М. Каддафи в 1969 году.
В среду 27 апреля теснимая армейскими подразделениями Ливии группа ливийских повстанцев, численностью около 300 боевиков (с беженцами свыше 1000 человек), на нескольких автомобилях и в пешем порядке пересекла границу Туниса и вошла в приграничный город Дахибат. Пытаясь уничтожить мятежников, ливийская армия открыла по ним огонь из артиллерийских систем среднего калибра (скорее всего, 106-миллиметровые безоткатные орудия и 107-миллиметровые РСЗО).
Утром в четверг, 28 апреля, подразделение ливийской армии (от 1 до 8 грузовиков с солдатами) пересекло ливийско-тунисскую границу, углубившись на 1 км на территорию Туниса. В результате скоротечной атаки от боевиков был отбит КПП «Дахибат», после чего подразделения армии М. Каддафи ушли на территорию Ливии. По свидетельству очевидцев, бой в городе продолжался несколько часов, в результате чего имелись убитые среди мирного тунисского населения.
Однако к обеду ливийские боевики не только вновь захватили названный КПП, но и фактически вошли и закрепились в тунисском Дахибате. В городе мятежники устроили под старыми ливийскими монархическими флагами демонстрацию, которые местные тунисские стражи порядка (полиция и национальная гвардия) пытались разогнать, открыв предупредительный огонь в воздух.
28 апреля, ближе к полудню, тунисский МИД выразил глубокую озабоченность нарушением тунисско-ливийской границы и фактом падения снарядов на тунисскую территорию и направил ноту протеста в МИД Ливии, обвиняя ВС последней в нарушении государственной границе страны. Позиция Туниса была передана по дипломатическим каналам. МИД Ливии, по официальной информации, принёс извинения.
На следующий день, 29 апреля, ливийские воинские подразделения на двух десятках лёгких, оборудованных под военные нужды, машинах, а также танках Т-72 (2 единицы) и БТР вновь вошли в Дахибат с целью выбить оттуда противников М. Каддафи. Однако к тому времени тунисское командование перебросило к городу один из батальонов «Сахарской» бригады из Ремады (пехота на армейских грузовиках), которое и вступило в бой с войсками ливийского лидера. К вечеру подразделения армии М. Каддафи частично были уничтожены, а частично отступили на свою территорию. Ливийцы имели потери в людях (в том числе и пленными, число не сообщалось) и потеряли в качестве трофеев, доставшихся тунисцам, от 8 до 16 своих машин22.
Подразделения тунисской армии в поисках скрывшихся ливийцев начали прочёсывать Дахибат, предварительно ими полностью окружённый. В городе и в лагерях ливийских беженцев вокруг него имелись многочисленные раненые, которых эвакуировали на каретах скорой помощи. Жертвы столкновений, среди которых есть раненые тунисцы, госпитализированы в больнице г. Татавин.
К вечеру пятницы 29 апреля тунисская армия полностью взяла под свой контроль Дахибат и всё пространство границы с Ливией, патрулирование которой начали осуществлять самолёты ВВС страны23.
7 мая территория Туниса вновь была обстреляна ливийской армией. Не менее 4-х снарядов разорвалось на территории Туниса, далеко от населённых пунктов. Скорее всего, как передавали различные СМИ, тунисская территория была обстреляна случайно. Последствий этот инцидент не имел24.
Январские события 2011 г. в Тунисе практически полностью напоминают революцию в Румынии декабря 1989 г. Сценарий практически одинаков. В обеих странах антиавторитарные революции начинались как раз в те моменты, когда экономика страны показывала неплохие темпы роста и уровень жизни населения пусть медленно, но всё же возрастал.
В Румынии всё начиналось в провинциальной Тимишоаре с ареста местного священника, и через неделю волна стихийных протестов была уже в Бухаресте. В Тунисе прошёл практически месяц с момента начала акций протеста после самосожжения местного торговца в Сиди-Бузик до их пика в столице страны. И в Румынии президент Николае Чаушеску, и в Тунисе президент З. А. Бен Али первоначально бросили на подавления акций протеста полицию и службу безопасности. И там, и там стражи порядка действовали как в форме, так и в штатском тайно. И в Румынии, и в Тунисе ни полиция, ни спецслужбы задачу свою не выполнили, что заставило лидеров названных государств использовать армию.
В обеих странах авторитарные президенты были уверены в лояльности армии и её высших руководителей, а потому лично отдали приказ стрелять в народ. Однако как министр обороны Румынии генерал Виктор Станкилеску, так и начальник генерального штаба тунисской армии генерал Рашид Амар отказались выполнять приказ глав государств, чем и предопределили конец их политической карьеры (а в Румынии ещё и жизни). Как в Румынии, так и в Тунисе некоторое время после бегства диктаторов их сторонники продолжали дестабилизировать обстановку, и лишь активные действия армии не позволили вывести ситуацию из-под контроля.
Видимо, тунисский и румынский сценарий является исторически оправданным, классическим и закономерным в антиавторитарных и антиолигархических общенациональных выступлениях (революциях) в государствах, которые развиваются по пути общепринятых демократических ценностей. В этой ситуации власть, которая не решила за длительный период основные проблемы населения, ни при каких условиях на лояльность вооружённых сил рассчитывать не может. А именно они (вооружённые силы) являются той единственной стабилизирующей силой, которая способна сохранить порядок и стабильность в стране.
Вооружённые силы Туниса изначально не готовились к проведению тех мероприятий, которые им пришлось осуществить в январе-мае 2011 г. Единственным исключением стало отражение внешнего вторжения на востоке страны.
События в Тунисе показали, что полиция, в отличие от армии, несмотря на адекватное финансирование и сравнимую численность, не смогла выполнить свои прямые обязанности по защите правопорядка и законности в стране. Более того, полиция, спецслужбы и «президентская гвардия» в кризисной ситуации оказались неспособны защитить авторитарный режим.
В событиях зимы-весны 2011 г. Вооружённые силы Туниса действовали в интересах народа и государства.
Зависимость тунисской армии от иностранных держав, а также туристический статус страны наложили отпечаток на характер действий вооружённых сил Туниса. Армия стремилась сохранить реноме страны, а потому, сразу после первого же обращения или по собственной инициативе, брала под защиту иностранные дипломатические миссии.
Первейшей задачей ТНА стало установление своего контроля над важнейшими стратегическими объектами в столице, включая международный аэропорт, с чем она справилась быстро и эффективно.
Представляется, что лишь по случайному стечению обстоятельств основные туристические районы страны не были затронуты народными волнениями.
Тунисские события показали, что армия лояльна не столько действующему правительству, сколько стране и народу и стратегическому выбору развития стране (прозападному, светскому). А потому исламистов к власти тунисская армия допускать, судя по имеющейся информации, не собирается. Даже если для этого следует свершить военный переворот.
Тунисские события показали недостаточный уровень технического оснащения вооружённых сил страны. Считаем, что, после приведения политической и экономической ситуации в Тунисе в нормальное русло, перед правительством страны и командованием её армии встанет необходимость соответствующей технической модернизации.
В конце апреля 2011 г. тунисская армия отбила вторжение с территории Ливии в соответствии с принятыми для ТНА военно-доктриальными установками. Однако следует признать, что Тунису повезло в том отношении, что соответствующее из Ливии вторжение было ограничено по географии средствам и масштабам. Не факт, что ТНА смогла бы отбить вторжение, будь оно осуществлено более крупными силами с более решительными целями либо будь оно географически более выраженным.
Береговая охрана Туниса обозначила своё стремление бороться с незаконной эмиграцией в Италию, однако представляется, что борьба эта не была активной. Тут прослеживаются два обстоятельства. 1. Поток мигрантов оказался значительно превышающим реальные технические возможности тунисской береговой охраны и тунисского флота. 2. Тунисские моряки и не особо стремились задерживать нелегальных мигрантов, полностью осознавая и даже поддерживая их действия, исходя из сложившийся социально-экономической и политической ситуации в стране.
В целом, состоящая на вооружении ТНА боевая техника выполнила возложенные на неё функции, однако почти всегда был заметен её недостаток.
Ввп. Полные данные по всем известным специальным справочным изданиям о вс туниса относятся к 2008 г. Но за прошедшие два года их характеристики, судя по имеющейся информации, практ
03 09 2014
1 стр.
Кроме того, Устав предусматривал коллективные меры с применением вооруженных сил государств членов Лиги. Однако механизм использования вооруженных сил в качестве санкции был недост
06 10 2014
1 стр.
Сентября 2011 года №155 о ведомственных наградах некоторых государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, правоохранительных ор
16 12 2014
4 стр.
Форума Россия-ес” в ходе своего выступления он затронул тему создания отдельных европейских сил в составе 60-тысячного корпуса, с бронетанковыми силами и огласил тезисы о возможных
08 10 2014
4 стр.
Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 декабря 1992 года, статус ветеранов войны, труда, вооруженных сил других войск и воинских формирований, органов внутренних де
14 12 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении о
25 12 2014
1 стр.
Советских Вооруженных Сил
14 12 2014
6 стр.