Перейти на главную страницу
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа
для студентов очной формы обучения специальности 050715.65 – Логопедия и специальности 031800.65 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Издательство
Тюменского государственного университета
2008
ББК Ю984.0 я 73
Учебно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в сфере психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявить детей с недостатками развития, определить оптимальный педагогический маршрут и обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение с учетом психологических особенностей.
Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, тематический план дисциплины, содержание лекций, методические указания к семинарским и практическим занятиям, перечень вопросов к зачету, список литературы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическая диагностика электронный ресурс / режим доступа:https://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики и социального управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.
Учебно-методический комплекс включает: тематический план курса; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским и практическим занятиям; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к зачету
В рамках курса раскрываются теоретические и прикладные основы психолого-педагогической диагностики; изучаются различные методы диагностики индивидуально-психологических особенностей личности детей, психометрические требования к диагностическим методикам, обеспечивающих их объективность; рассматриваются психологические особенности составления диагностического заключения с указанием психолого-педагогической характеристики и траекториями работы с ребенком; анализируются вопросы, возникающие на разных этапах психолого-педагогической работы: психокоррекции и психологического консультирования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом, который включает:
Психолого-педагогическая диагностика, дифференциальная психометрия, психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре. Психодиагностические средства. Репрезентативность, надежность, валидность. Психолого-педагогическая характеристика, психологическое заключение. Психопрофилактика и ее методы. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях. Психолого-педагогическая поддержка семьи. Организация психологической службы.
1) освоить понятия «психолого – педагогическая диагностика», «психологический диагноз»;
2) сформировать представления об основных методах психолого - педагогической диагностике;
3) овладеть этапами постановки психологического заключения;
4) ознакомиться с основными психометрическими требованиями к измерительным диагностическим методикам и уметь учитывать их возможности и ограничения в своей работе;
5) освоить качественный и качественный анализ результатов психолого – педагогического исследования с целью использования их при составлении общей картины развития ребенка;
6) сформировать представление о возможностях психолого - педагогического сопровождения по результатам диагностики психического развития ребенка.
Формы контроля:
Данный курс рассчитан на 72 часа, из них 18 лекционных, 10 семинарских, 8 практических и 36 часов для самостоятельной работы. В итоге слушателям предстоит сдать зачет.
№ |
Наименование тем |
Лекции (часов)
|
Семин. практич. занятия
(час) |
Самост работа
(час) |
1. |
Основы психолого – педагогической диагностики детей. |
2 |
2 |
4 |
2. |
История развития психолого - педагогических методов диагностики. |
2 |
2 |
4 |
3. |
Классификация методов психолого – педагогической диагностики |
2 |
2 |
4 |
4. |
Психометрические требования к диагностическим методикам. |
4 |
2 |
4 |
5. |
Этапы психодиагностического процесса. |
2 |
|
4 |
6. |
Особенности психолого - педагогического изучения развития детей на разных возрастных этапах. |
4 |
|
4 |
7. |
Психолого – педагогическое сопровождение развития детей. |
2 |
2 |
4 |
8. |
Диагностика познавательной сферы и общих способностей детей. |
|
4 |
4 |
9. |
Диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей. |
|
2 |
4 |
10. |
Диагностика межличностных отношений и способностей к общению. |
|
2 |
4 |
|
Итого |
18 |
18 |
36 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Особенности проведения психолого – педагогического изучения детейв возрасте: до одного года; раннего возраста (1 до 3 лет); дошкольного возраста (3 до 7 лет); младшего школьного и подросткового возраста.
2. Различие категорий «нормы» и «отклонения» в диагностической работе.
3. Два уровня диагностических категорий, определяющие виды диагностики.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ
Вопросы для обсуждения
1. Возникновение тестов, опросников, проективных техник как разновидностей диагностических методик.
2. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.
3. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики за рубежом.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Вопросы для обсуждения
1. Основные подходы к классификации психодиагностических методов в отечественной психологии.
2. Преимущества и недостатки формализованных и малоформализованных методов психологической диагностики.
3. Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании.
4. Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании.
2. Определение стандартизированная методика, ее характеристики.
3. Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, дискриминативность, достоверность, репрезитативность.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Вопросы для обсуждения
1. Структура объекта психолого – педагогической диагностики.
2. Основные вопросы, которые решаются на этапах диагностического процесса.
3. Уровни и критерии психологического диагноза, его структура.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Вопросы для обсуждения
1. Особенности психолого – педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.
2. Основные методы психолого – педагогической диагностики в дошкольном детстве. Диагностика готовности к обучению.
3. Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Вопросы для обсуждения
1. Основные методы психопрофилактики.
2. Основные цели, задачи и принципы коррекционной работы с детьми.
3. Психолого – педагогическое консультирование и поддержка семьи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1, 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:
- Таблицы Шульте
- Методика Пьерона – Рузера
- Методика пиктограмм
- Методика «Перепутанные линии»
- Тест творческого мышления Е.П. Торранса.
- Методика исследования интеллектуального развития детей Д. Векслера
- Тест цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна
- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
- Школьный тест умственного развития (ШТУР)
- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
2. Провести обследование познавательной сферы одного ребенка и составить психолого-педагогическое заключение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:
- Исследование самооценки по методу Дембо – Рубинштейн.
- Методики уровня притязаний
- Методика «Автопортрет»
- Методика «Дом – Дерево – Человек».
- Методика исследования волевой сферы.
2. Провести психологическое обследование и обработать результаты по одной методике из предложенного выше перечня по определению личностной сферы ребенка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ К ОБЩЕНИЮ
- Методика «Кинетический рисунок семьи»
- Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене - Жиля
- Тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга
- Исследование типа семейного воспитания по Э.Эйдемиллеру.
2. Провести обследование по проективной методике «Межличностные отношения ребенка» Рене - Жиля, составить диагностическое заключение по особенностям межличностных отношений ребенка с членами семьи.
2. Различие категорий «нормы» и «отклонения» в диагностической работе.
3. Два уровня диагностических категорий, определяющие виды диагностики.
4. Возникновение тестов, опросников, проективных техник как разновидностей диагностических методик.
5. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.
6. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики за рубежом.
7. Основные подходы к классификации психодиагностических методов в отечественной психологии.
8. Преимущества и недостатки формализованных и малоформализованных методов психологической диагностики.
9. Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании.
10. Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании.
11. Психометрия как основа психолого – педагогической диагностики.
12. Определение стандартизированная методика, ее характеристики.
13. Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, дискриминативность, достоверность, репрезитативность.
14. Структура объекта психолого – педагогической диагностики.
15. Основные вопросы, которые решаются на этапах диагностического процесса.
16. Уровни и критерии психологического диагноза, его структура.
17. Особенности психолого – педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.
18. Основные методы психолого – педагогической диагностики в дошкольном детстве. Диагностика готовности к обучению.
19. Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.
20. Основные методы психопрофилактики.
21. Основные цели, задачи и принципы коррекционной работы с детьми.
22. Психолого – педагогическое консультирование и поддержка семьи.
6.1. ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007.
2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось -89», 2006.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. 2-х частях. – М.: Генезис, 2001, - 160с.
5. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.
6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
7. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
8. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2003.
9. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
10. Психолого – педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
11. Шевандрин Н,И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
12. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. Соч. : В 6т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5.
3. Гуревич К.М., Горбатов Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. М., 1991.
4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. – СПб.: «Наука», 1994.
7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.
8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000.
10. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 2002.
11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико – консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
13. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996, 48с.
14. Эмоции и личность: Учебное пособие – практикум. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.
6.2. СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.
2. Психодиагностические методики по обозначенным темам.
3. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий.
4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.
5. Мультимедийное оборудование.
Галина Владимировна Кухтерина
для студентов очной формы обучения специальности 050715.65 – Логопедия и специальности
Собрание состоится по адресу: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения
28 09 2014
1 стр.
Адрес места осуществления Российская Федерация, срок действия лицензии 5 лет
08 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
11 10 2014
9 стр.
17 12 2014
1 стр.