Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




Г.В. Кухтерина
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов очной формы обучения специальности 050715.65 – Логопедия и специальности 031800.65 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»

Издательство

Тюменского государственного университета

2008


УДК 159.9:37.01 (075.8)

ББК Ю984.0 я 73



Г.В.Кухтерина. Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 050715.65 – Логопедия и специальности 031800.65 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 18 с.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в сфере психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявить детей с недостатками развития, определить оптимальный педагогический маршрут и обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение с учетом психологических особенностей.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, тематический план дисциплины, содержание лекций, методические указания к семинарским и практическим занятиям, перечень вопросов к зачету, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогическая диагностика электронный ресурс / режим доступа:https://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики и социального управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Т.А. Глухих, к.п.н., доцент.

О.М. Чикова, к.пс.н., доцент.

 ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.




  1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс включает: тематический план курса; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским и практическим занятиям; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к зачету

В рамках курса раскрываются теоретические и прикладные основы психолого-педагогической диагностики; изучаются различные методы диагностики индивидуально-психологических особенностей личности детей, психометрические требования к диагностическим методикам, обеспечивающих их объективность; рассматриваются психологические особенности составления диагностического заключения с указанием психолого-педагогической характеристики и траекториями работы с ребенком; анализируются вопросы, возникающие на разных этапах психолого-педагогической работы: психокоррекции и психологического консультирования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом, который включает:

Психолого-педагогическая диагностика, дифференциальная психометрия, психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре. Психодиагностические средства. Репрезентативность, надежность, валидность. Психолого-педагогическая характеристика, психологическое заключение. Психопрофилактика и ее методы. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях. Психолого-педагогическая поддержка семьи. Организация психологической службы.


Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, усвоенных студентами по общепрофессиональным дисциплинам «Психология», «Педагогика» и «Специальная психология». А именно, они должны иметь четкие представления: о психологии познавательных процессов: ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, речь; о теориях, методах обучения и воспитания; о специфики детей, имеющих отклонения в развитии.
Основная цель курса – овладеть системой основных понятий психодиагностики, ознакомиться с теорией и практикой психолого – педагогического обследования с целью определения хода психического развития ребенка.

Задачи курса:

1) освоить понятия «психолого – педагогическая диагностика», «психологический диагноз»;

2) сформировать представления об основных методах психолого - педагогической диагностике;

3) овладеть этапами постановки психологического заключения;

4) ознакомиться с основными психометрическими требованиями к измерительным диагностическим методикам и уметь учитывать их возможности и ограничения в своей работе;

5) освоить качественный и качественный анализ результатов психолого – педагогического исследования с целью использования их при составлении общей картины развития ребенка;

6) сформировать представление о возможностях психолого - педагогического сопровождения по результатам диагностики психического развития ребенка.
Формы контроля:


  • текущий контроль осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости студентов;

  • промежуточный контроль: подготовка заданий по теме практических занятий, проведение диагностического исследования с помощью базовых методик, итоговые семинары по разделам;

итоговый контроль: зачет по дисциплине.
Трудоемкость дисциплины:

Данный курс рассчитан на 72 часа, из них 18 лекционных, 10 семинарских, 8 практических и 36 часов для самостоятельной работы. В итоге слушателям предстоит сдать зачет.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование тем

Лекции

(часов)


Семин. практич.

занятия


(час)

Самост

работа


(час)

1.

Основы психолого – педагогической диагностики детей.

2

2

4

2.

История развития психолого - педагогических методов диагностики.

2

2

4

3.

Классификация методов психолого – педагогической диагностики

2

2

4

4.

Психометрические требования к диагностическим методикам.

4

2

4

5.

Этапы психодиагностического процесса.

2




4

6.

Особенности психолого - педагогического изучения развития детей на разных возрастных этапах.

4




4

7.

Психолого – педагогическое сопровождение развития детей.

2

2

4

8.

Диагностика познавательной сферы и общих способностей детей.




4

4

9.

Диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.




2

4

10.

Диагностика межличностных отношений и способностей к общению.




2

4




Итого

18

18

36

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
Понятие «психологическая диагностика». Цели, задачи и принципы психолого-педагогической диагностики. Категория «нормы» и «отклонения» в диагностической работе. Описательно – симптоматическая и причинная диагностика. Типологический подход к оценке психического развития ребенка.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ
Становление и развитие психолого-педагогической диагностики в нашей стране и за рубежом. Возникновение тестирования, опросников, проективных и других видов диагностических методик.

ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Общие представления о методах и методиках психодиагностики. Основные диагностические подходы. Основания и критерии классификации психодиагностических методик. Достоинства и недостатки стандартизированных и нестандартизированных методов диагностики. Тесты. Опросники. Проективные техники. Психофизиологические методики. Беседа. Наблюдение, виды и основные их характеристики. Анализ продуктов деятельности.
ТЕМА 4. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ
Общие понятия о психометрии и области ее применения. Критерии объективности психодиагностических методик. Понятия норм и стандарта. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Стандартизация психодиагностической процедуры. Психометрические требования к психодиагностической методике: валидность, надежность, дискриминативность, репрезетативность. Виды валидности. Приемы обеспечения достоверности теста. Факторы, определяющие надежности теста. Основные требования по созданию надежных тестов. Репрезетативность. Проблема конструирования тестов.
ТЕМА 5. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Объект психодиагностики и его структура. Состояние объекта психодиагностики. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз, его уровни. Типы психологического диагноза. Объект диагноза. Структура психолого-педагогической характеристики на ребенка. Психологический прогноз в структуре психологического заключения. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач в системе психологической службы общеобразовательных школ и коррекционных учреждениях. Специфика психодиагностики в психологической службе образования.
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Особенности проведения психолого – педагогического изучения детейв возрасте: до одного года; раннего возраста (1 до 3 лет); дошкольного возраста (3 до 7 лет); младшего школьного и подросткового возраста.


ТЕМА 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Определение понятий «психопрофилактика», «психокоррекция», психолого – педагогическое консультирование». Основные методы психопрофилактики. Основные цели, задачи и принципы коррекционной работы с детьми. Психолого – педагогическое консультирование и поддержка семьи.
4. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ К НИМ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Вопросы для обсуждения
1. Цели, задачи и основные принципы психолого-педагогической диагностики.

2. Различие категорий «нормы» и «отклонения» в диагностической работе.

3. Два уровня диагностических категорий, определяющие виды диагностики.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ
Вопросы для обсуждения
1. Возникновение тестов, опросников, проективных техник как разновидностей диагностических методик.

2. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.

3. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики за рубежом.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Вопросы для обсуждения
1. Основные подходы к классификации психодиагностических методов в отечественной психологии.

2. Преимущества и недостатки формализованных и малоформализованных методов психологической диагностики.

3. Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании.

4. Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ
Вопросы для обсуждения
1. Психометрия как основа психолого – педагогической диагностики.

2. Определение стандартизированная методика, ее характеристики.

3. Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, дискриминативность, достоверность, репрезитативность.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Вопросы для обсуждения
1. Структура объекта психолого – педагогической диагностики.

2. Основные вопросы, которые решаются на этапах диагностического процесса.

3. Уровни и критерии психологического диагноза, его структура.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Вопросы для обсуждения
1. Особенности психолого – педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.

2. Основные методы психолого – педагогической диагностики в дошкольном детстве. Диагностика готовности к обучению.

3. Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Вопросы для обсуждения
1. Основные методы психопрофилактики.

2. Основные цели, задачи и принципы коррекционной работы с детьми.

3. Психолого – педагогическое консультирование и поддержка семьи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1, 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:

- Таблицы Шульте

- Методика Пьерона – Рузера

- Методика пиктограмм

- Методика «Перепутанные линии»

- Тест творческого мышления Е.П. Торранса.

- Методика исследования интеллектуального развития детей Д. Векслера

- Тест цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна

- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

- Школьный тест умственного развития (ШТУР)

- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

2. Провести обследование познавательной сферы одного ребенка и составить психолого-педагогическое заключение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:

- Исследование самооценки по методу Дембо – Рубинштейн.

- Методики уровня притязаний

- Методика «Автопортрет»

- Методика «Дом – Дерево – Человек».

- Методика исследования волевой сферы.

2. Провести психологическое обследование и обработать результаты по одной методике из предложенного выше перечня по определению личностной сферы ребенка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ К ОБЩЕНИЮ


1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:

- Методика «Кинетический рисунок семьи»

- Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене - Жиля

- Тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга

- Исследование типа семейного воспитания по Э.Эйдемиллеру.

2. Провести обследование по проективной методике «Межличностные отношения ребенка» Рене - Жиля, составить диагностическое заключение по особенностям межличностных отношений ребенка с членами семьи.


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Цели, задачи и основные принципы психолого-педагогической диагностики.

2. Различие категорий «нормы» и «отклонения» в диагностической работе.

3. Два уровня диагностических категорий, определяющие виды диагностики.

4. Возникновение тестов, опросников, проективных техник как разновидностей диагностических методик.

5. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.

6. Развитие и становление психолого – педагогической диагностики за рубежом.

7. Основные подходы к классификации психодиагностических методов в отечественной психологии.

8. Преимущества и недостатки формализованных и малоформализованных методов психологической диагностики.

9. Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании.

10. Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании.

11. Психометрия как основа психолого – педагогической диагностики.

12. Определение стандартизированная методика, ее характеристики.

13. Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, дискриминативность, достоверность, репрезитативность.

14. Структура объекта психолого – педагогической диагностики.

15. Основные вопросы, которые решаются на этапах диагностического процесса.

16. Уровни и критерии психологического диагноза, его структура.

17. Особенности психолого – педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.

18. Основные методы психолого – педагогической диагностики в дошкольном детстве. Диагностика готовности к обучению.

19. Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.

20. Основные методы психопрофилактики.

21. Основные цели, задачи и принципы коррекционной работы с детьми.

22. Психолого – педагогическое консультирование и поддержка семьи.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось -89», 2006.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. 2-х частях. – М.: Генезис, 2001, - 160с.

5. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

8. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2003.

9. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

10. Психолого – педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. Шевандрин Н,И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

12. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. Соч. : В 6т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5.

3. Гуревич К.М., Горбатов Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. М., 1991.

4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. – СПб.: «Наука», 1994.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.

8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000.

10. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 2002.

11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико – консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

13. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996, 48с.

14. Эмоции и личность: Учебное пособие – практикум. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.
6.2. СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.

2. Психодиагностические методики по обозначенным темам.

3. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий.

4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.

5. Мультимедийное оборудование.

Галина Владимировна Кухтерина


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА


Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов очной формы обучения специальности 050715.65 – Логопедия и специальности



031800. 65 - Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

Оао "Полиметалл" (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, д. 2), уведомляет о проведении 29 июня 2010 года

Собрание состоится по адресу: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения

35.18kb.

28 09 2014
1 стр.


Адрес места осуществления Российская Федерация, срок действия лицензии 5 лет Томская область

Адрес места осуществления Российская Федерация, срок действия лицензии 5 лет

113.61kb.

08 10 2014
1 стр.


Российская федерация федеральный закон
129.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Российская федерация федеральный закон
135.78kb.

15 09 2014
1 стр.


Российская федерация ростовская область
385.34kb.

16 12 2014
1 стр.


Российская федерация федеральный закон
350.51kb.

14 12 2014
1 стр.


Российская федерация мурманская область
1592.97kb.

11 10 2014
9 стр.


Application form российская федерация греция
51.89kb.

17 12 2014
1 стр.