Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке
®
Семинар «Начальная грамотность»
Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет
Вступление для ведущих
Современные исследования показывают, что родители и лица, осуществляющие уход за детьми, играют ключевую роль в развитии начальных навыков языка и грамотности у детей, начиная с их рождения.
Материалы исследований вопросов раннего детского возраста и начальной грамотности часто бывают трудодоступны как для родителей, так и для диц по уходу – а иногда и для работников библиотек. Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей, совместно с Национальным институтом здоровья ребёнка и развития человека (национальные институты здоровья), объединили свои усилия для того, чтобы предоставить важную инфорацию о начальной грамотности системам библиотек по всей стране. Библиотеки будут играть ключевую роль в распространении информации о значении начальной грамотности среди родителей, детских дошкольных учреждений, программ дошкольного образования, защитников интересов детей и политических лидеров.
Информируя родителей и население вашего района в целом о том, что вы являетесь источником информации о начальной грамотности и методиках её развития, вы тем самым превращаете вашу библиотеку в партнёра по достижению общей социальной задачи – помочь детям достичь успехов в чтении и учении.
Воспользовавшись ресурсами данного вебсайта, вы сможете узнать о той решающей роли, которую библиотеки играют в подготовке детей к чтению, и проинформировать об этом население вашего района.
Как пользоваться данным сценарием для проведения семинара
«Начальная грамотность для детей в возрасте четырёх и пяти лет»:
■ Используйте данный сценарий как руководство для проведения презентаций для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми
■ Вы можете заменить книжки и стихи на материалы, с которыми вы или ваша аудитория наиболее знакомы.
■ На этом вебсайте вы также найдёте сценарии, содержащие дополнительную информацию, которую вы можете включить в свою презентацию. Используйте эти сценарии в том случае, если вы считаете, что они больше подходят для вашей аудитории. Дополнительные материалы обозначены в сценарии знаком .
■ Инструкции для ведущего приводятся в скобках: [ ]
■ Упражнения, которые проводятся с участием аудитории, обозначены знаком: ☼
■ Брошюры и плакаты «Каждый ребёнок может читать» можно заказать в Ассоциации общественных библиотек (PLA). Брошюры можно также загрузить с вебсайта.
■ Дополнительную информацию и помощь можно получить, купив и просмотрев обучающий DVD-диск. Счётчик времени на диске обозначен следующим образом:
0:01:01
Предпосылки создания программы
Умение читаь и писать необходимо для успеваемости в школе. Дети, хорошо умеющие читать, обычно учатся лучше других.
Исследования указывают на взаимосвязь между совместным чтением, развитием языка и успехами в чтении. Дети, которым читают книги с раннего возраста, к четырём годам имеют более высоко развитые языковые навыки. У них также проявляется повышенный интерес к книгам и занятиям, связанным с чтением. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором дальнейших успехов в области чтения.
Цели в области начальной грамотности для четырёх- и пятилетних детей
■ Дайте определение начальной грамотности и объясните её значение.
■ Укажите шесть навыков, необходимых для чтения, которые помогают ребёнку научиться читать.
■ Предложите идеи о том, как сделать совместное чтение книг приятным занятием, для того чтобы родители и дети чаще читали вместе.
■ Порекомендуйте подходящие для данного возраста книги, стихи и другие материалы.
■ Научите аудиторию игре «Скажи медленно, скажи быстро» и другим играм, помогающим четырёх- и пятилетним детям научиться лучше слышать звуки, из которых складываются слова (фонологическая осведомлённость).
Организация семинаров
Ассоциация общественных библиотек и Ассоциация библиотечных служб для детей (PLA и ALSC) дают следующие рекомендации по проведению семинара:
■ На каждый семинар вы можете записать до 35 человек. Занятия предназначены для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми, но дети могут на них присутствовать. Приготовьте книжки и игрушки на тот случай, если на семинаре будут дети.
■ По возможности, семинар должен проводиться в отдельной комнате.
■ Проводите семинар и в дневное время, и по вечерам или в выходные, для того чтобы на него могли прийти и родители, сидящие дома с детьми, и те, кто работает.
Вам потребуется:
Плакат «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, дополнительные плакаты можно заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)
Карточки для игры «Скажи медленно/скажи быстро» (в наборе, дополнительные карточки можно заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)
Материалы для раздачи:
Брошюры для детей-будущих читателей «Каждый ребёнок может читать» (в наборе, их можно также заказать на вебсайте Ассоциации общественных библиотек)
Инструкции и детали для игры«Скажи медленно/скажи быстро» (в наборе, их можно также загрузить с вебсайта Ассоциации общественных библиотек)
«Язык грамотности» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Инструкции к игре «День буквы» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
«Тили-тили, тили-бом» или другое стихотворение (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Материалы [При желании вы можете заменить их своими]
Жужжащие пчёлы и другие скороговорки (Шварц)
Чика-чика бум-бум (Мартин младший)
Прыгай, лягушка, прыгай (Калан)
Я люблю поезда (Стёрджес)
Дом уснул (Вуд)
Обед (Шелби)
Что-то из ничего (Гилман)
«Черепаха плюх! Считаем у пруда» (Фолвелл)
Игра в имена в альбоме
Тряхнув перьями хвоста (Таж Махал)
Видео или DVD-диск:
Игры и занятия, развивающие фонологическую осведомлённость у четырёх- и пятилетних детей (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Оборудование:
Телевизор и видеомагнитофон или DVD-плэйер
Плакатные листы, скреплённые вверху рейкой, или классная доска
При желании:
Лэптоп с проектором ИЛИ диапроектор (если вы пользуетесь программой powerpoint или слайдами)
Материалы для игры «День буквы» (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Буквы из пенопласта
3 предмета: два одинаковых и один отличный
Обитая фетром доска для игры «Мама, мама, я хочу ещё»
Мама, мама, я хочу ещё (Полушкин)
Алфибатика (МакДональд)
Участок в конце квартала (Льюис)
Волк (Харпер)
Библиография о начальной грамотности (в наборе, можно загрузить с вебсайта)
Каждый ребёнок может читать – у вас в библиотеке
®
Семинар «Начальная грамотность»
Для детей в возрасте от четырёх до пяти лет
План и сценарий программы
0:48:16
Приветствие и вступление
[
ПОПРИВЕТСТВУЙТЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Вы рады, что они пришли. Сделайте краткое вступление о библиотечных службах и ресурсах.]
Данный семинар посвящён начальной грамотности и способам ознакомления и приучения четырёх- и пятилетних детей к книгам и языку. Особое внимание будет уделено играм, в которые вы можете играть с детьми для развития их фонологической осведомлённости.
Давайте начнём со стихотворения, которое нравится вашим детям. Если занятия книжками и языком будут интересными, детям захочется заниматься ими чаще.
0:48:38
1:15:03 Подсказка: что делать, если я не пою?
☼ [ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ это стихотворение или ваш любимый стих
или песню]
Чем чаще мы вместе
Родители могут помочь детям помочь детям достичь успехов в чтении и учении, если будут заниматься с ними с рождения. Вы дадите своему ребёнку преимущество на всю жизнь, если вы сейчас начнёте прививать ему любовь к книгам и чтению.
[ДАЙТЕ родителям и лицам по уходу информацию о предпосылках создания программы.]
Для того, чтобы иметь хорошую успеваемость в школе, необходимо научиться читать и писать.
Дети, хорошо умеющие читать, учатся в школе лучше других.
Дети готовы начать подготовку к обучению чтению задолго до того, как они пойдут в школу.
Вы уже сейчас можете научить своих четырёх- и пятилетних детей важным навыкам подготовки к чтению. Тогда вашему ребёнку легче будет научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.
Исследования показывают, что развитие начальных навыков грамотности посредством мероприятий с книгами в раннем возрасте играет ключевую роль в успешном обучении ребёнка чтению. Дети, которым читают книги с раннего возраста, к началу школы имеют более обширный словарный запас и более развитые языковые навыки.
[Источник: Катрин Сноу. «Контакты грамотности: чему дети учатся при чтении книг» в книге У.Х.Тил «Азы грамотности: письмо и чтение», Норвуд]
У детей также появляется повышенный интерес к книгам. Дети, которые любят, чтобы им читали книги, скорее всего и сами захотят научиться их читать. Интерес ребёнка к чтению является важным индикатором успехов в чтении в будущем.
[Источник: Адам Пэйн, Гровер Уайтхерст и Андреа Анджелл. «Роль грамотного домашнего окружения в развитии языковых навыков у детей дошкольного возраста из малоимущих семей». Ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», том 9, выпуски 3-4 (1994), стр.422-440.]
[ОБЪЯСНИТЕ, чему научатся родители.]
-
Мы поговорим о том, чем вы можете заниматься с ребёнком дошкольного возраста, для того чтобы помочь ему или ей получать удовольствие от языка, книг и чтения.
-
Мы расскажем вам о шести очень важных навыках, которым вы можете начать учить ребёнка сейчас, чтобы помочь ребёнку быть готовым научиться читать, когда он или она пойдёт в школу.
-
Мы порекомендуем вам замечательные книжки, песни и словесные игры, которые помогут развить у вашего ребёнка эти предварительные навыки.
0:49:33
Роль родителя/лица, осуществляющего уход за ребёнком:
Родители и лица, осуществляющие уход за ребёнком, играют решающую роль в подготовке детей к чтению, потому что:
-
Вы лучше всего знаете своего ребёнка и можете учить его теми способами, которые ему легче всего усваивать.
-
Маленькие дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ.
-
У маленьких детей объём внимания, как правило, очень небольшой, и они любят повторять любимые занятия. Вы можете читать ребёнку и проводить игры по развитию грамотности в небольшие промежутки времени в течение дня.
-
Родители являются потрясающими образцами для подражания – если дети видят, что вы цените и любите чтение, они последуют вашему примеру.
-
Дети лучше всего учатся новому посредством участия в действии и любят делать это с ВАМИ. Поэтому вы должны читать им книги каждый день.
Дети в возрасте четырёх и пяти лет и без того познают язык и готовятся к обучению чтению. Чем ваши дети обычно занимаются в течение дня?
0:49:33
☼
1:17:11 Подсказка: как ускорить ответы?
Чем занимаются четырёх- и пятилетние дети
Представьте себе четырёх- и пятилетних детей.
Чем они обычно занимаются?
[НАПИШИТЕ ОТВЕТЫ на одном из скреплённых вверху рейкой плакатных листов
или на доске] Ответы могут быть такие:
Играют, например, в парке
Много говорят
Любопытничают и задают вопросы
Готовят или делают то, что делаете вы
Делают вид, что читают книжки
Рисуют
Знают песенку про алфавит
Любят строить
Любят играть, подражая взрослым
Хотят знать, как устроены те или иные предметы
Вы увидите, что многие из этих занятий связаны с начальной грамотностью!
0:51:39
[ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ начальной грамотности. Покажите определение на плакате, доске или слайде программы powerpoint (можно загрузить с вебсайта)]
Возможно, вы уже знакомы с этим термином. Мы будем пользоваться следующим определением:
Начальная грамотность – это то, что дети знают о чтении и письме ещё до того, как они могут читать или писать. [ПОВТОРИТЕ определение.]
ВВЕДИТЕ шесть навыков подготовки к чтению
[ПОКАЖИТЕ ПЛАКАТ «Шесть предварительных навыков для подготовки к чтению, которым ребёнок может учиться с рождения» или слайд powerpoint]
[РАЗДАЙТЕ брошюру «Руководство по начальной грамотности для родителей: будущие читатели, дети в возрасте четырёх и пяти лет»
РАЗДАЙТЕ список библиографии о начальной грамотности (по вашему усмотрению - можно загрузить с вебсайта в разделе «исследования»)
Исследования показали, что до обучения чтению дети должны усвоить шесть навыков. Родители могут с самого раннего возраста учить своих детей следующим навыкам:
Мотивация в отношении печатного шрифта
Словарный запас
Повествовательные способности
Узнавание шрифта
Узнавание букв
Фонологическая осведомлённость
[РАССКАЖИТЕ О КАЖДОМ ИЗ НАВЫКОВ]
0:51:58
МОТИВАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕЧАТНОГО ШРИФТА - это интерес и любовь ребёнка к книгам.
Почему интерес и любовь детей к книгам имеют большое значение?
Детям, которым нравятся книги и чтение, любопытно узнать о том, как научиться читать. Они будут больше читать.
Исследования показали, что если взаимодействие, связанное с книгой, отрицательное (сиди смирно и слушай, грубая лексика), маленькому ребёнку меньше нравится чтение и сами книги. Он связывает отрицательное взаимодействие с книгой и чтением. Если совместное чтение книги приятно и для родителя, и для ребёнка, ребёнок будет более внимателен и будет лучше реагировать. Чем приятнее совместное чтение книги, тем регулярнее и чаще оно будет происходить.
[Источник: Адриана Бас, Джей Бельски, Маринус Х. Ван Жзендум, Кис Крник. «Привязанность к чтению и его закономерности: исследование матерей, отцов и их малышей», ежеквартальное издание «Исследование детей в раннем возрасте», 12,81-98 (1997)]
"Развитие грамотности не предполагает воссоздание школьной атмосферы в домашних условиях; оно достигается использованием всех обычных, возникающих ежедневно ситуаций».
[Источник: «Откровенный разговор о чтении: как родители могут помочь ребёнку в первые годы жизни» под редакцией Сюзан Холл и Луизы Моутс. Современные книги, 1999]
1:25:26 Подсказка: как продемонстрировать на книге?
☼ [ПРОЧИТАЙТЕ отрывок из любимой книги, ДЕМОНСТРИРУЯ, как читать
весёлым голосом. Например: «Что-то из ничего» (Фёб Гилман)
Что родители могут сделать для того, чтобы их четырёх- и пятилетним детям нравились книжки и они хотели больше читать?
-
Читайте чаще и сделайте это занятие приятным.
-
Убедитесь в том, что и вы, и ваш ребёнок в хорошем настроении, для того чтобы опыт был положительным.
-
Прекратите чтение, если рабёнок устал или потерял интерес.
С
0:52:36
ЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - это знание названий вещей
Почему дети должны слышать обширный словарный запас и знакомиться с разннобразными словами?
-
Чтобы понимать, что они читают, дети должны знать значения слов.
-
С
См. началь-ная речь
0:16:36
удите сами: если вы уже где-то слышали какое-то слово, вы сможете его правильно прочитать. Вы скажете его по слогам. Чем больше слов слышит ребёнок, тем легче ему будет делать это сопоставление, когда он будет читать.
[ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ПРОГОВАРИВАНИЯ ПО СЛОГАМ СЛОВА «МОРКОВЬ». Напишите «морковь» на плакатном листе или на доске. Когда вы проговариваете это слово по слогам, вы не будете знать, правильно ли вы его произносите, если вы раньше никогда не слышали этого слова.]
Как родители могут помочь дошкольникам освоить словарный запас?
С
0:53:22
амый лучший способ научить детей новым словам – говорить с ними и читать им.
Чтение имеет особое значение для детей, потому что, когда вы читаете им книжки, они слышат больше
новых слов.
☼
[В качестве примера ПРОЧИТАЙТЕ отрывок из книги «Дом уснул». Выделите все слова, используемые для передачи понятия сна.]
■ Поговорите подробней о том, что прочитали или сказали ребёнку.
Например: «Что этот ребёнок делает?»
“Да, правильно, несёт одеяло в кровать. У тебя тоже есть одеяло. Что ты будешь делать со своим одеялом?”
■ Называйте вслух эмоции, и свои, и ребёнка. Это поможет ребёнку научиться выражать свои ощущения и меньше расстравиваться.
■ Поговорите о таких понятиях, как больше/меньше/столько же; до/после; над/под; о времени и временах года; о том, что такое справедливость, дружба, честность. Это помогает детям развить словарный запас о понятиях, котрые реальны, но невидимы.
■ Вместо того, чтобы заменять незнакомые слова на знакомые, объясните их значение ребёнку. Это развивает словарный запас.
Если ваш родной язык – не английский, исследования показывают, что лучше всего, если вы будете говорить с ребёнком на том языке, который знаете лучше всего. Это позволяет ребёнку слышать более правильную речь, а вам – объяснить ему то, что вам трудно было бы объяснить по-англйски. Знакомясь с новыми понятиями и обсуждая мысли и идеи, ребёнок упражняет свой мозг. Когда он пойдёт в школу, он сможет перевести то, что уже знает, и ему не придётся одновременно осваивать и новое понятие, и его название на английском.
[Источник: Паттон О.Таборс. «Один ребёнок, два языка». Балтимор, Мэрилэнд: Пол Х. Брукс, 1997.]
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это умение описывать предметы и явления и рассказывать истории.
0:55:08
Почему повествовательные способности важны для обучения чтению?
Умение рассказать о том, что произошло в истории, и объяснить происшедшее, помогает ребёнку понять смысл того, что он или она читает. Хорошие повествовательные способности являются залогом хорошего понимания прочитанного.
Как родители могут помочь своим четырёх- и пятилетним детям развить повествовательные способности?
-
Постоянно называйте все предметы, с которыми имеете дело (настоящие и на картинках в книжках)
-
Ч
S1
аще давайте ребёнку возможность самому говорить с вами, а не только слушать, как говорите вы. Некоторые виды бесед наиболее эффективны для развития навыков повествования. Например:
-
Попросите ребёнка рассказать вам о каком-то событии, происшедшим с ним сегодня; попросите его дополнить свой рассказ деталями, для того чтобы его рассказ принял более развёрнутую форму.
Завадайте ему вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Это развивает мышление и улучшает понимание.
-
Добавляйте описания: [пример из «Дом уснул»: “Что бабушка одевает, когда ложится спать?” «Правильно, ночную рубашку, рубашку с оборками и пышными рукавами»]
-
Сами рассказывайте истории ребёнку, для того чтобы он мог научиться, как их рассказывать.
-
В течение дня говорите с ребёнком о том, что вы делаете.
-
В
S2
ыберите книжку, которую вы читали много раз. Начните читать её снова, но в определённых местах попросите ребёнка рассказать вам, что произойдёт дальше.
-
Поросите ребёнка рассказать вам историю, пользуясь реквизитом или куклами.
-
Попросите ребёнка нарисовать картинку и рассказать вам, что на ней происходит.
-
К
S3
огда ребёнок пытается вам что-то сказать, слушайте и будьте терпеливы
0:56:45
Узнавание шрифта – когда ребёнок везде замечает печатный шрифт; знает, как обращаться с книгой; знает, как следить за словами на странице.
Какое значение имеет узнавание шрифта?
-
Дети должны узнавать слова для того, чтобы их прочесть.
-
Они также должны быть знакомы с тем, как обычно построена книга: у книги есть обложка, мы начинаем читать её вверху страницы и слева направо (в английском и многих других языках), в книгах есть слова и картинки, рассказывающие историю. Мы читаем текст/шрифт на странице, а не картинки.
-
Когда дети начинают чувствовать себя комфортно с книгой, они могут сосредоточить своё внимание на чтении.
Как родители могут помочь детям научиться узнавать шрифт и понять, как устроены книги?
-
Когда вы читаете ребёнку книжку, разрешите ему переворачивать страницы
-
Во время чтения время от времени показывайте на слова, чтобы ребёнок знал, что вы читаете текст, а не картинки
-
Возьмите книгу вверх ногами и проверьте, заметит ли ребёнок, что её нужно перевернуть
-
Если в книге есть слово или фраза, которые часто повторяются, найдите их на странице и попросите ребёнка их сказать, в то время как вы будете указывать на соответствующий текст
-
Попросите ребёнка сделать книжку; поговорите с ним о составляющих частях книги: обложке, словах, картинках, начале, середине, конце
-
Печатный шрифт встречается повсюду – помогите своему дошкольнику научиться его распознавать в вывесках ресторанов и магазинов, на продуктах питания, афишах кинотеатров, указателях «стоп» и т.д., когда вы гуляете или едите на машине.
0:57:47
узнавание букв – это понимание того, что буквы отличаются друг от друга, имеют разные названия и соответствуют разным звукам.
Какие значение имеет узнавание букв?
Чтобы читать напечатанные слова, дети должны понимать, что слово состоит из нескольких частей меньшего размера, т.е. из отдельных букв, и что каждая буква имеет своё название и соответствует определённому звуку.
Как родители могут помочь детям узнать о буквах?
Дети разучивают буквы в несколько этапов:
1. Сначала они узнают названия букв
2. Затем они начинают узнавать изображения отдельных букв
3. И, наконец, они соотносят названия букв со звуками
[Источник: «Откровенный разговор о чтении: как родители могут помочь ребёнку в первые годы жизни» под редакцией Сюзан Холл и Луизы Моутс. Современные книги, Чикаго, 1999]
■ Помогите детям разучить буквы – пойте с ними песенку про алфавит, играйте в игры про алфавит, используя пластмассовые буквы на магнитах или буквы из пенопласта, лепите буквы из глины или пластилина, рисуйте буквы на песке и т.д.
■
S4
Говорите с ребёнком про буквы, которые его больше всего интересуют – например, про первую букву его или её имени. Например, если имя ребёнка начинается с буквы «Т», помогите ему найти Т на вывесках, упаковках продуктов питания, почтовых отправлениях и т.д. Если вам встретится слово, которое начинается с буквы Т, скажите это слово и попросите ребёнка повторить его за вами. Спросите его, что ещё начинается с буквы Т.
Повторяйте эти упражнения с начальными буквами других предметов или занятий, которые ваш ребёнок любит.
■ Покажите ребёнку, как пишется его имя в письменном виде. Попросите его написать своё имя толстым мелком или карандашом.
■ Обращайте внимание на буквы на вывесках и указателях.
1:01:41
фонологическая осведомлённость – это способность различать звуки, составляющие слова, и играть с ними.
Сегодня мы сосредоточим наше внимание именно на фонологической соведомлённости. Маленькие дети намного лучше слышат различные звуки или фонемы, чем взрослые. Поэтому дети могут легко выучить несколько иностранных языков в раннем возрасте.
Какое значение имеет способность детей различать отдельные звуки в словах?
Способность слышать начальные и конечные звуки в словах поможет детям проговаривать слова по слогам, когда они начнут читать. Это помогает детям понять взаимоотношение между письменным языком (буквы) и устным языком (звуки).
У большинства детей, которым трудно даётся чтение, наблюдается проблема именно с фонологической осведомлённостью.
Очень важно развить этот навык у детей в четырёх- и пятилетнем возрасте, для того чтобы к началу школы они были готовы учиться читать.
Фонологическая осведомлённость предполагает:
■ способность определить, рифмуется ли данная пара слов (мяч и плач; рот и кот)
■ способность произносить слова без какого-то звука или звуков (кош-ка без кош = ка)
■ способность объединить две части слова в одно целое (кош + ка = кошка)
■ способность произносить односложные слова без первого звука (дом – д = ом)
Фонологическая осведомлённость детей начинает развиваться в дошкольном возрасте. Без помощи учителей, родителей и других взрослых дети с плохо развитой фонологической осведомлённостью будут отставать в развитии этого навыка, начиная с дошкольного возраста и во все последующие годы.
[
S5
Источник: Мэрилин Адамс.
«Начинаем читать: размышляем и учим шрифт». Кембридж, Массачусетс, MIT Press, 1990.]
☼ [
ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ чтение отрывка из книги с рифмами типа «Черепаха плюх!», попросив аудиторию подставлять слова-рифмы.]
Что могут предпринять родители, для того чтобы помочь четырёх- и пятилетним детям научиться слышать звуки, составляющие слова, и играть с ними?
Самый лучший и самый приятный способ – петь и рассказывать детские стишки и петь песни. Вы также можете повторять рифмы, разучивать скороговорки и играть в словесные игры.
☼ Когда ребёнок слышит рифмованные слова, это помогает ему осознать, что слова состоят из
меньших по размеру составных частей.
-
В
1:03:40
1:25:26 Подсказка: как продемонстрировать на книге?
песнях, как правило, на каждый слог есть отдельная нота. Это помогает ребёнку разбивать слова на составляющие. [Пример: сыграйте в игру «Назови имя» по книжке «Встряхнув перьями хвоста».]
-
Читайте книжки в стихах, таке как «Я люблю поезда» или «Черепаха плюх!»
[ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК из одной из этих книжек или из любой другой по вашему выбору.
РАЗДАЙТЕ слова к «Тили-тили, тили-бом» и попросите аудиторию придумать новые рифмы.]
-
Читайте детям книжки с аллитерацией и скороговорки типа «Обед», «Жужжащие пчёлы и другие скороговорки».
[ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК из одной из этих книжек или из любой другой по вашему выбору.]
-
Играйте в игры типа «Я вижу». «Я вижу что-то чёрное, и оно рифмуется с (или звучит похоже на) «рот». Что это? КОТ.»
☼
1:05:57
1:17:11 Подсказка: как ускорить ответы?
[ТЕПЕРЬ ВЕРНИТЕСЬ к списку типичных занятий для четырёх- и пятилетних детей. Посмотрите, каким занятиям (продиктованным вам аудиторией) соответсвтует тот или иной навык начальной грамотности. Если вы написали навыки и их определения на плакатном листе или доске, аудитории будет легче сделать сопоставление.]
☼
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКУЮ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
Развитию фонологической осведомлённости у ребёнка способствуют самые разные игры. На видео вы увидите, как играть в них в зависимости от обстановки.
[ПОКАЖИТЕ ВИДЕО «Занятия и игры для развития фонологической осведомлённости» (7 минут)]
☼
1:06:34
ИГРА «СКАЖИ МЕДЛЕННО, СКАЖИ БЫСТРО»
Вот ещё одна игра, в которую вы можете играть дома с ребёнком. Она называется «Скажи медленно, скажи быстро». Эта игра помогает детям различать части слова или слоги, из которых состоят слова. Играют в неё так.
Игра «Скажи медленно, скажи быстро» — Уровень 1: Имитация
Используете слова, знакомые вашему ребёнку.
Играйте в эту игру часто, но не более чем по 10 минут.
Когда вы будете играть в неё в первый раз, играйте медленно, чтобы ребёнку было легче следить за тем, что нужно делать.
Это всего лишь игра – сделайте её весёлой и почаще хвалите ребёнка.
[РАЗДАЙТЕ материалы для игры «Скажи медленно, скажи быстро».]
Играть нужно так:
-
Возьмите картинку, соответствующую слову, состоящему из двух слогов (например, зай-чик, тык-ва, зеб-ра).
-
Покажите ребёнку всю картинку целиком и скажите слово. Попросите его повторить слово.
-
Затем скажите: «сейчас я скажу это слово медленно. Я разломаю его на части».
-
Отделите одну часть картинки от другой и скажите слово медленно (например, «тык-ва»). Покажите на первую половинку и скажите «тык», затем на вторую и скажите «ва». Удобнее всего разложить картинки на столе или на полу, чтобы обе части было хорошо видно.
-
Попросите ребёнка повторить слово за вами, показывая на картинку.
-
Когда он скажет первый слог, дайте ему половинку.
-
Попрактикуйтесь произносить это слово быстро (как в обычной речи: «тыква») и медленно (по слогам: «тык» - «ва»), разъединяя половинки картинки и соединяя их вместе.
-
Когда ребёнок научится делать это упражнение с одним словом, проделайте то же самое с несколькими другими двухсложными словами.
Игра «Скажи медленно, скажи быстро» — Уровень 2: Производство
-
Положите перед ребёнком картинку, с которой ребёнок уже практиковался, и спросите: «Ты можешь сказать это слово медленно?»
-
Разделите картинку на половинки и попросите ребёнка сказать слово по слогам («тык» - «ва», «зеб» - «ра»).
-
При необходимости помогите ему.
-
Когда ребёнок научится произносить слова по слогам без вашей помощи, он готов к следующему упражнению:
-
Положите перед ним три картинки, соответствующие двусложным словам, с которыми он уже практиковался. Перемешайте половинки и попросите ребёнка сложить половинки вместе и назвать слово.
-
Положите перед ним три картинки, соответствующие двусложным словам (половинки соединены), и попросите его сказать одно из слов медленно; вы при этом должны «догадаться», какое слово он называет.
-
П
S6
опросите ребёнка сложить слова задом наперёд, чтобы получилось «глупое» слово (например, вместо слова «тыква» получится «ва-тык», вместо «зебра» - «ра-зеб».
-
Чтобы сделать игру полегче, используйте меньшее количество слов. Чтобы сделать её труднее, возьмите трёхсложные слова (те-ле-фон, кен-гу-ру, ба-боч-ка).
Когда ребёнок научится хорошо играть в «Скажи быстро, скажи медленно», попробуйте играть в игру «День буквы». Эта игра помогает детям освоить самый трудный навык фонологической осведомлённости: способность различать самые короткие звуки в слове, называемые фонемами.
☼
ИГРА В ДЕНЬ БУКВЫ-ЗВУКА
И
1:10:04
грайте в игру
«День буквы-звука» часто, но всего по несколько минут за один раз. Если она даётся ребёнку слишком трудно, поиграйте в другие словесные игры, а потом уже вернитесь к этой.
Игра
«День буквы-звука» позволит:
-
Научить ребёнка различать начальные звуки слов.
-
Развить способность ребёнка определять, одинаковый ли начальный звук у двух различных слов.
-
Познакомить ребёнка с буквами, звуками, которым они соответствуют, и названиями букв.
[РАЗДАЙТЕ материалы для игры «День буквы-звука».]
Вы можете играть в эту игру, когда смотрите книжку с картинками, играете или занимаетесь каким-то привычным делом, например, кушаете, купаетесь, одеваетесь или едите в машине. Для того, чтобы ребёнок мог успещно играть в эту игру, он должен:
-
Уметь играть в игру «Скажи быстро, скажи медленно».
-
Знать понятия «одинаковые» и «разные».
Для этого вам нужно взять три предмета, занкомых вашему ребёнку – два одинаковых и один отличный. Попросите ребёнка показать, какие предметы одинаковые и какие предметы разные. Вы можете взять 2 чашки и блюдце, 2 вилки и ложку. Если вы уверены, что ребёнок понимает, что значит «одинаковые» и «разные», вы можете переходить к звукам слов.
Игра «День буквы-звука» — Уровень 1: Имитация
-
Покажите на картинку с домром и скажите: «Это дом. Я могу сказать это слово медленно, вот так: д...д..- ом».
-
Вы должны сказать слово «дом» с акцентом на первый звук – звук «д», сделать паузу между первым звуком и остальным словом, «д-ом». Попросите ребёнка повторить слово так же, как это делаете вы: «д-ом».
-
Объясните, что первый звук – это звук «д». Попросите ребёнка изобразить этот звук вслед за вами. Скажите, что «д» - это первый звук в слове «дом», и этот звук даёт буква «Д». Попросите ребёнка придумать другие слова, которые начинаются со звука «д». Вы можете поискать предметы в доме или на картинках в книге, которые начинаются со звука «д». (Помните, что вы должны называть звук «д», а не название буквы «дэ».
-
Затем скажите слово, которое начинается с другого звука, и повторите упражнение.
Звуки для игры «День буквы-звука»
[ПОЛЬЗУЙТЕСЬ диапроектором или раздайте аудитории листы с перечнем звуков в порядке их запоминания.]
Дети запоминают звуки в определённой последовательности. Некоторые звуки легче произносятся. Играя в «День буквы-звука», начните с более лёгких звуков. Легче всего дети усваивают звуки п, б, д, т, м, н, х, й (Первая колонка на листке для раздачи.). Начните именно с этих звуков.
Игра «День буквы-звука» — Уровень 2: Производство
Когда ребёнок научится хорошо вас имитировать, вы можете переходить к «производственному» этапу игры.
-
Скажите ребёнку, что сегодня – день буквы ____ . [СМОТРИТЕ материалы для раздачи, где указано, с каких звуков-букв лучше начинать.]
-
Скажите ребёнку, что вы будете вместе с ним искать слова, которые начинаются с этого звука.
-
Это упражнение похоже на упражнение, описанное в первой, имитационной, части игры, но теперь ребёнок должен сам придумать или найти слова с одним и тем же звуком – опять-таки, используя картинки в книжках, предметы домашнего обихода и всё, что вас окружает.
[ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ это упражнение на книжку с картинками.]
-
Вы можете сказать ребёнку: «Давай посмотрим эту книжку. Выбери любую страницу.»
Найдите на этой странице что-нибудь, начинающееся со звука «д».
-
Хвалите ребёнка, когда у него получается это упражнение, и помогите ему, если ему трудно.
Например, если ребёнок затрудняется, вы можете сказать ему: «Смотри, вот дерево. Дерево начинается со звука «д». Что ещё на этой странице (или что ещё ты можешь придумать) начинается со звука «д»?
-
Вы можете проводить это упражнение в развёрнутой форме и вносить в него разнообразие, чтобы игра была инетерсна и для ребёнка, и для вас. Например, вы можете помочь ребёнку сделать коллаж из картинок, вырезанных из журналов, посвящённый какому-то звуку – допустим, все слова должны начинаться на «К» - кот, кит, ключ, куст.
-
Вы можете сыграть в смешную игру – придумать всем куклам или мягким игрушкам имена, которые начинаются с буквы-звука, выбранного на этот день.
-
Ещё одна игра – придумайте смешные слова, заменяя первый звук всех слов на букву-звук сегодняшего дня.
Например, если сегодня – день «П», вы можете спросить ребёнка: «как будет называться молоко, если из него убрать «М» и заменить его на «П»? «Полоко!»
-
Какие ещё слова вы можете придумать для такой «переделки»?
☼ Давайте посмотрим, какие ещё занимательные игры и упражнения помогают развить фонологическую осведомлённость у ребёнка.
[ПОКАЖИТЕ видео «
Игры и занятия, развивающие фонологическую осведомлённость у четырёх- и пятилетних детей».]
Полезные рекомендации по проведению игр
«Скажи медленно, скажи быстро» и
«День буквы-звука»:
■ Дети получат наибольшее удовольствие от этих игр, если они не будут слишком лёгкими или слишком трудными.
■ Внимательно следите за тем, что ребёнок уже умеет делать и чего он ещё не может делать, чтобы игра не показалось ему слишком скучной или, наоборот, недоступной для понимания.
■
S7
Постройте игру так, чтобы она заинтересовала ребёнка. Используйте для игры игрушки, книжки и слова, к которым он проявляет интерес.
■ Игра должна приносить удовольствие. Всегда заканчивайте занятие до того, как ребёнок начнёт нервничать.
■ Будьте готовы помочь. Хвалите ребёнка за усердие, даже если он не всегда отвечает правильно. Скажите сами правильный ответ и не будьте слишком взыскательны.
■ Во время игры не исправляйте ошибки в речи. Цель этих занятий – усвоить, что слова состоят из частей, а не добиться идеальной речи.
■ Пригласите всю семью принять участие в игре!
Тили-тили, тили-бом
Тили-тили, тили-бом
Загорелся кошкин дом.
Придумайте свои двустишия по аналогии с этим:
Тили-тили, тили-бор,
Загорелся кошкин двор.
Тили-тили, тили-бол,
Загорелся кошкин стол.
Тили-тили, тили-баф,
Загорелся кошкин шкаф, и т.д.
Тили-тили, тили-бом
Тили-тили, тили-бом
Загорелся кошкин дом.
Придумайте свои двустишия по аналогии с этим:
Тили-тили, тили-бор,
Загорелся кошкин двор.
Тили-тили, тили-бол,
Загорелся кошкин стол.
Тили-тили, тили-баф,
Загорелся кошкин шкаф, и т.д.
Скажи медленно/скажи быстро
Уровень 1: Имитация
Цель: Развить у ребёнка способность «делить слова на части» (произносить их медленно) и снова «собирать их» (произносить их быстро).
Когда: Во время, отведённое для игр, по 10 минут.
Скорректируйте продолжительность игры в зависимости от объёма внимания ребёнка. Заканчивайте игру до того, как ребёнку станет скучно или слишком трудно.
ЭТАПЫ
1. Выберите картинку, соответствующую слову, состоящему из двух слогов (например, зай-чик, тык-ва, зеб-ра). Покажите ребёнку всю картинку целиком и скажите слово. Попросите его повторить слово.
2. Затем скажите: «Сейчас я скажу это слово медленно. Я разломаю его на части».
3. Отделите одну чать картинки от другой и скажите слово медленно (например, «тык-ва»). Покажите на первую половинку и скажите «тык», затем на вторую и скажите «ва». Картинку нужно положить так, чтобы обе части было хорошо видно.
4. Попросите ребёнка повторить слово за вами, показывая на картинку. Когда он скажет первый слог, дайте ему половинку.
5. Попрактикуйтсь произносить это слово быстро (как в обычной речи: «тыква») и медленно (по слогам: «тык» - «ва»), разъединяя половинки картинки и соединяя их вместе.
6. Когда ребёнок научится делать это упражнение с одним словом, проделайте то же самое с несколькими другими двусложными словами. Практикуйтесь с каждым словом в отдельности.
Скажи медленно/скажи быстро
Уровень 2: Производство
Цель: Развить у ребёнка способность «делить слова на части» (произносить их медленно) и снова «собирать их» (произносить их быстро).
Когда: Во время, отведённое для игр, по 10 минут.
Скорректируйте продолжительность игры в зависимости от объёма внимания ребёнка. Заканчивайте игру до того, как ребёнку станет скучно или слишком трудно.
ЭТАПЫ
-
Положите перед ребёнком картинку, с которой ребёнок уже практиковался (например, «тыква»), и спросите: «Ты можешь сказать это слово медленно?»
2. Разделите картинку на половинки и попросите ребёнка сказать слово «по частям» (медленно, «тык» - «ва», «зеб» - «ра»). При необходимости помогите ему.
3. Когда ребёнок научится произносить слова по слогам без вашей помощи, он готов к следующему упражнению:
-
Положите перед ним три картинки, соответствующие двусложным словам, с которыми он уже практиковался. Перемешайте половинки и попросите ребёнка сложить половинки вместе и назвать слово.
-
Положите перед ним три картинки, соответствующие двусложным словам (половинки соединены), и попросите его сказать одно из слов медленно; вы при этом должны «догадаться», какое слово он называет.
-
Попросите ребёнка сложить слова задом наперёд, чтобы получилось «глупое» слово (например, вместо слова «тыква» получится «ва-тык», вместо «зебра» - «ра-зеб»).
-
Попробуйте играть в картинки, соответствующие трёхсложным словам (те-ле-фон, кен-гу-ру, ба-боч-ка).
Игра «День буквы-звука»
Уровень 1: Имитация
Для чего: * Помогает ребёнку различать начальные звуки слов
* Учит ребёнка определять, одинаковый ли начальный звук у двух различных слов
* Знакомит ребёнка с буквами, звуками, которым они соответствуют, и названиями букв
Когда: * Во время, отведённое для игр, по 10 минут.
* Скорректируйте продолжительность игры в зависимости от объёма внимания ребёнка. Заканчивайте игру до того, как ребёнку станет скучно или слишком трудно.
* В эту игру можно играть, когда вы смотрите книжку с картинками, играете в игрушки или занимаетесь своими обычными делами, например, кушаете, купаетесь, одеваетесь или едите в машине.
ЭТАПЫ
-
Покажите на картинку с тигром и скажите: «Это дом. Я могу сказать это слово медленно, вот так: д...д..- ом». (Вы должны сказать слово «дом» с акцентом на первый звук – звук «д», сделать паузу между первым звуком и остальным словом, «д-ом»).
-
Попросите ребёнка повторить слово так же, как это делаете вы: «д-ом».
-
Теперь подумаем о буквах и звуках. С какого звука начинается слово «дом»? С «д». Но не «дэ». «Дэ» - это название буквы, а не звука).
-
Объясните, что начальный звук в этом слове – звук «д». Попросите ребёнка повторить его за вами. Скажите ребёнку, что этот звук даёт буква «Д».
-
Попросите ребёнка придумать другие слова, которые начинаются со звука «д». Вы можете поискать предметы в доме или на картинках в книге, которые начинаются со звука «д». (Помните, что вы должны называть звук «д», а не название буквы «дэ».
-
Затем скажите слово, которое начинается с другого звука, и повторите упражнение.
Полезные советы/игра должна быть весёлой
-
Дети получат наибольшее удовольствие от этих игр, если они не будут слишком лёгкими или слишком трудными.
-
Внимательно следите за тем, что ребёнок уже умеет делать и чего он ещё не может делать.
-
Постройте игру так, чтобы она заинтересовала ребёнка. Используйте для игры игрушки, книжки и слова, к которым он проявляет интерес.
-
Игра должна приносить удовольствие. Всегда заканчивайте занятие до того, как ребёнок начнёт нервничать.
-
Будьте готовы помочь. Хвалите ребёнка за усердие, даже если он не всегда отвечает правильно. Скажите сами правильный ответ и не будьте слишком взыскательны.
-
Во время игры не исправляйте ошибки в речи. Цель этих занятий – усвоить, что слова состоят из частей, а не добиться идеальной речи.
-
Пригласите всю семью принять участие в игре!
Игра «День буквы-звука»
Уровень 2: Производство
Для чего: * Помогает ребёнку различать начальные звуки слов
* Учит ребёнка определять, одинаковый ли начальный звук у двух различных слов
* Знакомит ребёнка с буквами, звуками, которым они соответствуют, и названиями букв
Когда: * Во время, отведённое для игр, по 10 минут.
* Скорректируйте продолжительность игры в зависимости от объёма внимания ребёнка. Заканчивайте игру до того, как ребёнку станет скучно или слишком трудно.
* В эту игру можно играть, когда вы смотрите книжку с картинками, играете в игрушки или занимаетесь своими обычными делами, например, кушаете, купаетесь, одеваетесь или едите в машине.
ЭТАПЫ
-
Когда ребёнок научится хорошо вас имитировать, вы можете переходить к «производственному» этапу игры.
-
Скажите ребёнку, что сегодня – день буквы ____ . Например, звука «ммм». [Смотрите материалы для раздачи, где указано, с каких звуков-букв лучше начинать.]
-
Скажите ребёнку, что вы будете вместе с ним искать слова, которые начинаются со звука «ммм».
Это упражнение похоже на упражнение, описанное в первой, имитационной, части игры, но теперь ребёнок должен сам придумать или найти слова с одним и тем же звуком – опять-таки, используя картинки в книжках, предметы домашнего обихода и всё, что вас окружает.
-
Хвалите ребёнка, когда у него получается это упражнение, и помогите ему, если
ему трудно. Например, если ребёнок затрудняется, вы можете сказать ему: «Смотри, вот дерево. Дерево начинается со звука «д».
-
Что ещё на этой странице (или что ещё ты можешь придумать) начинается с «д»?
-
Вы можете внести разнообразие в это упражнение и сделать его более интересным и для ребёнка, и для вас. Например:
-
Помогите ребёнку сделать коллаж из картинок, вырезанных из журналов, посвящённый какому-то звуку – допустим, все слова должны начинаться на «К» - кот, кит, ключ, куст.
-
Придумайте всем куклам или мягким игрушкам имена, которые начинаются с буквы-звука, выбранного на этот день.
-
Придумайте смешные слова, заменяя первый звук всех слов на букву-звук сегодняшего дня. Например, если сегодня – день «П», вы можете спросить ребёнка: «как будет называться молоко, если из него убрать «М» и заменить его на «П»? «Полоко!»
БУКВЫ-ЗВУКИ ДЛЯ ИГРЫ В «ДЕНЬ БУКВЫ»
Ниже приводится примерная последовательносты, в которой звуки формируются в речи ребёнка. Это не означает, что вы должны разучивать с ним звуки именно в этом порядке. Важно выбирать для упражнений такие звуки, которые ребёнку легко выговорить (трудные звуки - ц, ч, ш, щ). Избегайте слов, в которых начальная буква не соответствует своему звуку: например, в слове «сделать» первый звук – «З», а не «С», ак в «слон»).
Начать рекомендуется с букв-звуков п, б, д, т, м, н, х, й
Затем введите ф, в, с, з, г, к.
И только после этого – ж, л, р, ц, ч, ш, щ
Помните, что это упражнение учит ребёнка слышать
звуки в словах. Чтобы ребёнок не запутался, не отклоняйтесь от курса. Выбирайте дли игры простые слова, которые произносятся так же, как пишутся. Ниже приводится таблица букв и звуков в той последовательности, в которой рекомендуется разучивать их в данной игре.
Буква-звук
|
Примеры слов
|
Буква-звук
|
Примеры слов
|
П
|
Пар, пень, петух, пингвин
|
Ф
|
Флаг, фрукт, филин, футбол
|
Б
|
Бык, белка, баран, банан
|
В
|
Волк, вода, ванна, ворон
|
Д
|
Дом, дети, дядя, дятел
|
С
|
Сом, сова, страус, собака
|
Т
|
Тень, тыква, торт, тюлень
|
З
|
Заяц, змея, забор, зебра
|
М
|
Мяч, муха, мышь, морж
|
Г
|
Гусь, гриб, груша, горох
|
Н
|
Нос, небо, нора, носорог
|
К
|
Кот, конь, коза, комар
|
Х
|
Хлеб, хомяк, халат, хобот
|
Ж
|
Жук, жаба, жираф, жёлудь
|
Й
|
Йод, йогурт
|
Л
|
Лук, лось, лампа, лиса
|
|
|
Р
|
Рак, ракета, радуга, рысь
|
|
|
Ц
|
Цирк, цветок, цапля, цыплёнок
|
|
|
Ч
|
Чай, часы, чиж, чёрный
|
|
|
Ш
|
Шар, шапка, шарф, шмель
|
|
|
Щ
|
Щука, щётка, щенок, щипцы
|
Не пишите слова на карточках. Дети не читают эти слова. Они произносят их и воспринимают их на слух.
Ниже приводятся слова, соответствующие картинкам. Каждое слово состоит из двух слогов, или двух частей.
Вы можете сделать свои карточки, вырезав картинки из журналов. Попросите ребёнка сказать, что изображено на каждой картинке.
лиса козёл
рыба булка
груша зебра
кролик лампа
заяц
муха дельфин
тыква свитер




Ниже приводятся односложные слова для игры «День буквы»:
Дом, мяч, волк, кот
Попросите ребёнка назвать первый звук (но не букву).
Первый звук в слове «дом» - д, а не дэ.


