Перейти на главную страницу
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ:
Руководство для врачей и медицинских психологов
В руководстве излагаются основные принципы и мето-
дические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о на-
иболее часто применяемых методиках исследования памяти,
внимания, сенсомоторики, уровня и особенностей протека-
ния мыслительных процессов, личностных свойств. В разде-
лах, посвященных вопросам патопсихологической семиоти-
ки, дается характеристика данных, получаемых при обследо-
вании больных шизофренией, маниакально-депрессивным
психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоуми-
ем, пресенильными психозами (деменциями), церебральным
атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-
мозговой травмы, пограничными нервно-психическими рас-
стройствами, психическими заболеваниями детского и под-
росткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-
топсихологических методик в нозологической психиатричес-
кой диагностике.
Для врачей психиатров, невропатологов, наркологов, ме-
дицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для
более широкого круга читателей, интересующихся вопроса-
ми психиатрии и психологии. Может служить учебным по-
собием для студентов медицинских вузов, психологических
отделений педагогических институтов.
Предисловие
Настоящее руководство является продолжением и раз-
витием ранее изданных авторами книг по проблемам па-
топсихологии (Блейхер В. М. Экспериментально-психоло-
гическое исследование психически больных. Ташкент, 1971;
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976;
Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно-
стика. Киев, 1986). Все они за сравнительно непродолжи-
тельный отрезок времени попали в разряд библиографи-
ческих редкостей, некоторые даже отсутствуют в библио-
теках.
Патопсихология - относительно молодая наука, представ-
ленная немногочисленными руководствами и пособиями
Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечис-
ленными. Потребность же в них крайне велика. В них нужда-
ются психиатры, клинические психологи, дефектологи, пе-
дагоги, юристы. Они необходимы студентам-медикам, уча-
щимся психологических факультетов и отделений универси-
тетов и педагогических вузов. Особенно важное значение при-
обретают знания в области патопсихологии для специалис-
тов, проводящих экспертную работу - судебно-психиатричес-
кую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же
Время в последние годы появились книги, претендующие на
1" роль руководств по экспериментальной психологии, в кото-
рых совершенно непродуманно и без всякой системы собра-
ны самые разнообразные тесты, иногда даже заимствован-
-вые из газет и популярных журналов, часто лишенные како-
го-либо теоретического обоснования, без проверки их валид-
ности и надежности.
Цель настоящего руководства - ознакомить читателя с
вопросами методологии патопсихологического исследования,
основными приемами его проведения и патопсихологической
семиотикой, т.е. отражением клинической картины психи-
ческого заболевания в результатах психологических исследо-
ваний. Этому соответствует структура нашего .руководства.
ющее подробное изложение отдельных методик. В психологи-
ческой литературе инструкции по применению многих из них
представлены самостоятельными многостраничными руковод-
ствами, например, по методикам Векслера, Розенцвейга и др.
Наша задача главным образом состояла в ознакомлении чи-
тателя с методиками, способом их использования, критиче-
ской оценке описанных в руководстве методик, обучении так-
тике и стратегии проведения психологического исследования.
Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно
больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значе-
ние и возможность получения с их помощью результатов,
необходимых для клинициста, психотерапевта, реабилитоло-
га. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра име-
ющими диагностическое значение данными, но и представить
психологическую структуру обнаруженных им изменений пси-
хической деятельности, с которой связано возникновение па-
топсихологических симптомов.
пой методик - либо типа функциональных проб в понима-
нии Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов,
проективных методов. Одно должно разумно дополнять дру-
гое. Нельзя исследование больного строить лишь на резуль-
татах данных, полученных с помощью опросников и психо-
диагностических тестов. Наш опыт работы в клинической па-
топсихологии показывает, что основное значение следует при-
давать функциональным пробам, дающим четкую структур-
ную картину нарушений психической деятельности. Эти ме-
тодики разработаны московской школой патопсихологов
Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последо-
вателям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но
такое исследование хорошо дополняется и уточняется данны-
ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.
Разумеется, мы не можем претендовать на описание все-
го обширного диапазона психологических методик и ограни-
чиваемся описанием известных нам по собственному опыту
и представляющейся нам бесспорной литературе.
желания, это поможет им в дальнейшей работе.
1-
Патопсихология является разделом медицинс-
кой психологии - науки, возникшей на стыке медицины
и психологии.
ной, пограничной области исследований. Она исходит
психологических теорий и разработанных на их основе
ахологических методов, основная роль которых состо-
ит в решении научных и практических проблем, актуаль-
ных для медицины.
1 О значении психологии для медицины, в частности для
Изучения деятельности головного мозга при различных за-
болеваниях, писали И. М. Сеченов и И. Л. Павлов.
V Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так
же нуждается в данных прикладной психологии, равно как
и теорию психологии обогащает медицинская практика.
Общая теория медицины неразрывно связана с общими
психологическими концепциями. Медицине и психологии
присущи общие методологические принципы. Присущи
"ИМ и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо ме-
дицинской проблематики - это соотношение биологичес-
кого и социального в деятельности человека, связь между
психикой и деятельностью мозга, психосоматические и со-
матопсихические корреляции, проблемы нормы и патоло-
гии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми
формами психической деятельности.
Б. Д. Карвассарский (1982) в естественном стремлении
медицинской психологии распространить психологические
знания на возможно большее число аспектов медицины и
здравоохранения видит признание возрастающей роли пси-
хологии для медицины, прогрессивный и перспективный
пути развития медицинской психологии.
Таким образом, медицинская психология -- приклад-
ная наука, развитие которой определяется следующими
целями (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966;
M. М. Кабанов, Б. Д. Карвассарский, 1978; Б. Д. Карвас-
сарский, 1982): изучение психических факторов, влияю-
щих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
изучение влияния тех или иных болезней на психику; изу-
чение различных проявлений психики в их динамике; изу-
чение нарушений развития психики; изучение характера
отношений больного человека с медицинским персоналом
и окружающей его микросредой; разработка принципов и
методов психологического исследования в клинике; созда-
ние и изучение психологических методов воздействия на
психику человека в лечебных и профилактических целях.
роли психологической и медицинской науки (В. М. Бан-
щиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвассар-
ский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею пробле-
мами и стоящими перед ней задачами медицинская пси-
хология является медицинской наукой, а в соответствии с
теоретическими предпосылками и методами исследования
она должна быть отнесена к психологии.
деляют в различных странах, нередко при этом не имеют
единого мнения и психологи, работающие в одной стране.
М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клини-
ческой психологии, используя классификационную схему
американского библиографического журнала
cal Abstracts>, согласно которой объем клинической пси-
хологии соответствует содержанию понятия медицинской
психологии (разумеется, с учетом господствующих в аме-
риканской психологии теоретических концепций). Но даже
в американской литературе A. Lewicki (1974) отмечает три
различные точки зрения на предмет клинической психо-
логии. Первая характеризуется тем, что сводит клиничес-
кую психологию к изучению психических расстройств, воз-
никающих в связи с тем или иным заболеванием; соот-
ветственно второй клиническая психология понимается как
идеографическая психологическая дисциплина, занимаю-
щаяся изучением психических проявлений личности (сюда
: включаются профессиональные консультации, консульти-
рование студентов колледжей, исследование руководяще-
го персонала предприятий); с третьей точки зрения, кли-
ническая психология рассматривается как область приклад-
ной психологии, изучающая с помощью измерительных
приемов, анализа и наблюдения понимаемые в бихе-
виористском аспекте способности и свойства личности и
направленная на разработку способов устранения дезадап-
тированного поведения. Такое понимание клинической пси-
хологии было подвергнуто справедливой критике
поляковым (1977), отметившим при этом и корен-
ное отличие американской психологии от советской, ха-
рактеризующееся спецификой присущих первой психоло-
тических методик, направленных главным образом на кон-
статацию тех или иных психических <способностей> или
свойств личности (психометрические тесты, прожектив-
ные анкетные методики, личностные опросники).
Понятно, что слепое перенесение понятия клиничес-
кой психологии в том виде, как оно было характеризовано
выше, в патопсихологию невозможно. В то же время по-
нятие клинической психологии может оказаться целесо-
образным при правильном к нему методологическом под-
ходе, так как оно способствует известному сужению очень
широкого круга задач медицинской психологии. Это об-
стоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976),
В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).
Можно думать, что отношение клинической психоло-
гии к медицинской такое же, как отношение клиники к
медицине вообще.
При таком подходе под клинической психологией мож-
но понимать область медицинской психологии, приклад-
ное значение которой определяется потребностями кли-
ники - психиатрической, неврологической, соматической.
Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматри-
вая клиническую психологию как часть медицинской, ста-
вящую перед собой более непосредственные диагностичес-
кие задачи, и различая такие составные разделы клини-
ческой психологии, как патопсихология, нейропсихология,
соматопсихология.
и соматопсихологию в значительной мере условно. Их зна-
чительно сближает использование в каждой из перечис-
ленных областей методов исследования, разработанных в
другой, а также наличие пограничной патологии, являю-
щейся предметом изучения нескольких наук.
тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе
не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и един-
ство образующих эти слова корней. Патопсихология, по
определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру
нарушений психической деятельности, закономерности ее
распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает
классификацию психопатологических явлений в понятиях
современной психологии. Психопатология является наукой
сугубо медицинской, разделом психиатрии, она опериру-
ет главным образом клиническими понятиями.
Психопатология, т. е. общая психиатрия, занимается
описанием признаков психического заболевания в дина-
мике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) ви-
дел основное отличие психопатологии от психологии в том,
что первая оперирует понятиями медицинскими (этиоло-
гия , патогенез, симптом, синдром) и использует общепа-
тологические критерии (возникновение болезни, исход бо-
лезни). Однако следует заметить, что патопсихология так-
же использует эти клинические критерии, так как без пос-
тоянного соотнесения с ними она. бы утратила свое прак-
тическое, прикладное значение. Данные патопсихологи-
ческого исследования в обязательном порядке должны со-
"" 'относиться с психическим статусом больного, со стадией
течения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974)
усчитает, что патопсихология так же, как и психопатоло-
гия, изучает закономерности и стереотип развития психи-
ческой болезни, но предметом ее исследования является
не закономерность смены симптомов и синдромов, а оп-
ределенное звено в структуре симптомообразования, т. е.
То, что предшествует психопатологическим образованиям
патогенезе болезни. Патопсихология - необходимое зве-
но в общей патологии психического.
наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются
они при этом разными методами. Если патопсихология
изучает психические расстройства методами психологии,
то психопатология в основном прибегает к методу клини-
ко-описательному. Поводом для утверждений о том, что
психопатология и патопсихология являются одной и той
же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельство,
что и патопсихология и психопатология имеют дело с од-
ним и тем же объектом, нарушениями психической дея-
тельности.
Однако, изучая одни и те же проявления психической
патологии, например разорванность мышления или резо-
нерство, патопсихологи исследуют их психологическую
структуру, а психопатологи дают клиническое описание
этих признаков, прослеживают особенности их возникно-
вения и связь с другими наблюдаемыми в клинике рас-
стройствами мышления.
Особенности и задачи
патопсихологического
исследования
Патопсихологический эксперимент существен-
но отличается от других видов эксперимента, применяе-
мых в медицине, например в физиологии, биохимии, мик-
робиологии. Патопсихологический эксперимент, как и
любой другой тип психологического эксперимента, - это
искусственное создание условий, выявляющих те или иные
особенности психической деятельности человека в ее па-
тологии (поскольку речь идет о патопсихологии). Для та-
кого эксперимента характерно вызывание психических про-
цессов в строго определенных условиях, учитываемых ис-
следователем, и возможность изменения течения этих про-
цессов по заранее намеченному плану.
кий эксперимент к широко используемым в соматической
медицине функциональным пробам, с помощью которых
врачи обычно определяют состояние функции того или ино-
го внутреннего органа. Роль специфической <нагрузки> в
патопсихологическом эксперименте принадлежит экспе-
риментальным заданиям, выполнение которых требует ак-
туализации умственных операций, обычно используемых
человеком в своей жизнедеятельности. Таким образом,
психическая деятельность больного исследуется в связи с
ситуацией эксперимента.
Наряду с общими чертами, присущими патопсихоло-
гическому эксперименту и экспериментально-психологи-
ческому исследованию психически здоровых, между ними
имеются и существенные различия.
лог обследует пациента, страдающего психическим забо-
леванием. Это значительно сказывается на технике прове-
дения эксперимента, его продолжительности, необходи-
мости учета отношения обследуемого к ситуации экспе-
римента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в
ния больного, вынужден существенно изменять свою так-
тику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, ме-
тодики и т. п.
бого психологического эксперимента выделяет необхо-
димость проверки существования связи между рядами
факторов. При этом фактор, изменяемый эксперимен-
татором, называется независимой переменной, фактор,
изменяющийся под влиянием независимой переменной,
называется зависимой переменной. Р. Fraisse соответ-
ственно различает два вида психологического экспери-
мента: спровоцированный эксперимент и эксперимент,
на который ссылаются. Наиболее часто психологи
пользуются спровоцированным экспериментом, кото-
рый, по мнению Р. Fraisse, является самым классичес-
ким - экспериментатор воздействует на независимую
переменную и наблюдает вызванные его вмешательст-
вом результаты.
Об эксперименте, на который ссылаются, говорят в тех
случаях, когда .изменение независимой переменной про-
исходит вне какой-либо связи с деятельностью экспери-
ментатора. Типичным примером эксперимента, на кото-
рый ссылаются, является наблюдение за проявляющими-
ся нарушениями психической деятельности при повреж-
дении мозга или психических заболеваниях. Своеобразие
этих случаев заключается в том, что в отличие от обычно-
го, спровоцированного, эксперимента, при них экспери-
ментатор получает возможность наблюдать серьезные и
нередко необратимые изменения независимой переменной.
Патопсихологический эксперимент в большинстве слу-
чаев - это одновременно спровоцированный эксперимент
и эксперимент, на который ссылаются.
Наличие в психологическом эксперименте элементов
спровоцированного эксперимента и эксперимента, на ко-
торый ссылаются, объясняет сложную взаимосвязь мно-
жества факторов, которые должен учитывать патопсихо-
лог при обобщении материалов исследования. С. Я. Ру-
бинштейн (1965) видела три способа видоизменения усло-
вий, влияющих на психическое состояние обследуемого и
уменьшающих либо увеличивающих присущие больному
психологические изменения. Первый способ заключается
в изменении ситуации, в которую на время опыта поме-
щается больной. Второй, наиболее часто применяемый
способ заключается в специальном варьировании деятель-
ности больного. Третий способ отличается от предыдущих
тем, что изменение состояния психических процессов у
больного достигается введением определенных фармако-
логических препаратов.
деятельность больного в патопсихологическом эксперимен-
те необходимо учитывать для соблюдения <чистоты> пре-
следующего определенные цели опыта. В то же время в
обычно проводимых патопсихологических исследованиях
могут наблюдаться элементы перечисленных трех спосо-
бов воздействия на независимую переменную. Так, мож-
но исследовать состояние внимания у больного в абсолют-
ной тишине либо в обстановке специально воспроизводи-
мых шумов. Сопоставление результатов снабдит исследу-
ющего более полной и разносторонней характеристикой
функции внимания у обследуемого. Исследование памяти
по методу заучивания десяти слов можно сочетать с вве-
дением стимулирующих и тормозящих деятельность коры
большого мозга препаратов (брома, кофеина).
Патопсихолог должен, насколько это возможно, пред-
ставлять отношение обследуемого к ситуации исследова-
ния, цели и мотивы его деятельности в процессе выпол-
нения экспериментальных заданий и постоянно сопостав-
лять с ними получаемые при исследовании результаты.
При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависи-
мости от цели исследования мотивы, которыми руковод-
ствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда
совпадают, особенно при экспертной направленности ис-
следования.
следование преследует следующие задачи.
носят вспомогательный характер и их ценность обнару-
живается при сопоставлении с результатами клиническо-
го наблюдения и в ряде случаев с результатами других
лабораторных исследований (например, электроэнцефало-
графии).
Понятно, что патопсихолог не может ставить перед со-
бой задачу нозологической диагностики в каждом отдель-
ном случае в связи с получаемыми им данными психоло-
гического исследования. Нозологический диагноз - это
задача клинициста-психиатра, который для решения ее как
раз и должен правильно оценивать результаты патопси-
хологического исследования. В то же время патопсихолог
должен помнить о том, что конечная цель комплексного
обследования, в котором он принимает участие, - это пос-
тановка диагноза, и обнаруженные им особенности пси-
хической деятельности больного именно в этом отноше-
нии представляют особый интерес (если, конечно, иссле-
дование с самого начала не преследует другие цели, о ко-
торых речь идет дальше).
Нередко патопсихологическое исследование способ-
ствует раннему выявлению симптомов психического за-
болевания и устанавливает их своеобразие. Так, при кли-
нической картине заболевания внешне иногда оформляю-
щейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при спе-
циальном исследовании находит характерные для шизоф-
рении расстройства мышления и эмоциональности. Этим
облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующе-
го шизофренического процесса и появляется возможность
своевременного начала активной терапии. Или же при на-
чальных признаках мозгового органического заболевания
патопсихолог иногда обнаруживает изменения психичес-
ких процессов, позволяющие рано дифференцировать со-
судистую, опухолевую или атрофическую природу забо-
левания. Нередко потребность в уточнении структуры пси-
хического дефекта представляется весьма существенной и
при большой давности болезни, когда врачу мало извест-
Охватывает влечения, интересы, побуждения
18 12 2014
37 стр.
Руководство предназначено для практических врачей акушеров-гинекологов и физиотерапевтов, работающих в условиях поликлиник, женских консультаций, гинекологических отделений стацион
25 09 2014
3 стр.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области
06 10 2014
3 стр.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер с англ.) М.: Нпо "Прагма", 1993
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов старших курсов медицинских вузов, врачей-стажеров, клинических ординаторов, практических врачей
15 09 2014
4 стр.
Рекомендуется, чтобы национальные федерации утвердили эти основные принципы для организации своих собственных легкоатлетических соревнований, таким образом внося свой вклад в глоба
14 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
27 09 2014
3 стр.
Руководство предназначено для пользователей программы «Формирование бухгалтерской, кадровой и статистической отчетности» ("свод-кс"). В документе описаны основные возможности прогр
15 10 2014
16 стр.