Перейти на главную страницу
Учитель: Чермянинова О.В
Ход урока
На фоне музыки учитель читает стихотворение Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке».
- Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
А теперь тихо садитесь. Стихотворение, которое я прочитала, написал Николай Рыленков.
После прочтения спросим учащихся:
- Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало видеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало слышать, здесь вслушаться нужно».
(Рассуждения учащихся)
Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем учиться видеть красоту природы, слышать природу, будем учиться доброте и чуткости ко всему, что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русского пейзажа, а орудием нашим будет - слово, и помогать нам в этом будут русские художники, поэты и музыканты.
Верно, искусство. А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в его жизни? (ответы учащихся)
Как вы думаете, какие слова здесь главные? («оказывает влияние на душу человека»)
- А что значит «оказывает влияние на душу человека»?
В нашем классе, который превращается в художественную лабораторию, будет работать художник.
У него будет такое задание: к концу урока наш художник должен будет нарисовать на мольберте картину природы, которая возникнет в её воображении после прослушивания музыкального произведения Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». А мы с вами должны будем к концу урока сказать: какое же время года изобразил наш художник.
Итак, завеса тайны приоткрыта. Добро пожаловать в мир чудес.
(Звучит тихая мелодия.)
Художник Исаак Левитан очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у вас в России, реки разлились, оживает всё… Нет лучше страны, чем Россия!».
МАРТ.
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Голуби в снегу клюют овёс,
И, всего живитель и виновник, -
Пахнет свежим воздухом навоз.
Ручейки………………….., ……………………..,
- Скажите мне, а как мы смотрим на мир, который находится вокруг нас?
(ответы учащихся).
Подберите к словам, написанным в таблицах, ёмкие эпитеты, глаголы, которые передавали бы не только состояние природы, но и состояние человека. (5 минут учащиеся работают в тетради, затем схема проверяется.)
Объект наблюдений |
Эпитеты |
Глаголы |
небо |
лазурное, голубое, высокое, чистое |
отражается |
вода |
синяя, холодная |
бурлит |
деревья |
мокрые, сырые, одинокие, высокие, пустые |
качаются, шумят |
тени |
черные, стрельчатые |
упали, вытянулись |
облака |
прозрачные, хрустальные |
сверкают, переливаются, искрятся |
- А теперь давайте рассмотрим ещё одну картину Исаака Левитана. Называется она «Весна. Большая весна».
- Что же увидели мы?
(Продолжение работы над схемой).
вода |
сизая гладь |
застыла |
деревья |
обнаженные |
тянутся |
тени |
черно-коричневые на песке и дымчато-голубые на воде |
|
облака |
прозрачные |
плывут |
- Какой момент весны изображён на картине? (Конец апреля.)
- Какие композиционные детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. «Большая вода» – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек). Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское. На небе легкие белые облачка.)
- Палитра? (Левитан рисует нежный весенний наряд земли. Теплые тона: голубой, светло-желтый, розовый, цвет молодой зелени, приглушенный коричневый.)
- Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются теплые майские деньки, хорошие перемены. Но есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)
- Полотна Левитана часто вызывают тоскливые чувства, чувство одиночества, печали. Сам художник так говорил об этом: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворенность».
На этом фоне подготовленный ученик читает текст.)
(учащиеся работают и зачитывают свои предложения 5-7 минут)
Осень! Как она разнообразна: осень красок, осень ветров и осень дождей.
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера….
Теперь уж пусто всё – простор везде –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной бороде.
Но далеко ещё до первых зимних бурь, -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Учащиеся работают, читают свои предложения)
Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года.
(слушаем музыку)
- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? (Музыкальная пьеса Чайковского «Подснежник» наполнена светлым лирическим чувством.
О каком времени года мы сейчас слушали в музыке? (ответы учащихся)
А теперь давайте же посмотрим, что же получилось у нашего художника.
Как вы думайте, какое же время года изобразил наш художник?
Молодцы!
А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева.
(Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа»).
Слово учителя.
- Как строит душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное ожесточением, бездуховностью время поэзия способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.
Пусть сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе зёрнышко.
Рефлексия.
Метод незаконченного предложения (тезиса).
- На сегодняшнем уроке я понял, что …
- Мне понравилось …
- Я научился …
- Особенно мне запомнилось на уроке …( 2 минуты)
А теперь откройте дневники.
Домашнее задание будет не таким, как всегда, вам нужно будет дома словами нарисовать эмблему любого времени года, можно в стихах.
А как это сделать, вам поможет стихотворение французского поэта Жака Превера.
Давайте прочитаем его.
Как нарисовать птицу.
Сперва нарисуйте клетку
С настежь открытой дверцей,
Затем нарисуйте что-нибудь
Красивое и простое,
Что-нибудь очень приятное
И нужное очень
Для птицы;
Затем в саду или роще
К дереву полотно прислоните,
За деревом этим спрячьтесь,
Не двигайтесь
И молчите.
Иногда она прилетает быстро
И на жёрдочку в клетке садится,
Иногда же проходят годы –
И нет
Птицы.
Ждите,
Потому что срок ожидания,
Короткий он или длинный,
Не имеет никакого значения
Для успеха вашей картины.
Когда же прилетит к вам птица
(если только она прилетит),
Храните молчание, ждите,
Чтобы птица в клетку влетела,
И, когда она в клетку влетит,
Тихо кистью дверцу заприте
И, не коснувшись ни перышка,
Осторожно клетку сотрите.
Затем нарисуйте дерево,
Выбрав лучшую ветку для птицы,
Нарисуйте листву зелёную,
Свежесть ветра и ласку солнца,
Нарисуйте звон мошкары,
Что в горячих лучах резвится,
И ждите, ждите затем,
Чтобы запела птица.
Если она не поёт –
Это плохая примета,
Это значит, что ваша картина
Совсем никуда не годится;
Но если птица поёт –
Это хороший признак,
Признак, что вашей картиной
Можете вы гордиться
И можете вашу подпись
Поставить в углу картины,
Вырвав для этой цели
Перо у поющей птицы.
Выставление оценок, комментирование их.
- У нас с вами осталось время, давайте составим ассоциаграмму. У меня на доске прикреплено солнышко, на его лучах мы запишем свои ассоциации со словом природа. Что вы представляете, когда слышите это слово? (Ученики по очереди выходят к доске и на лучах записывают слова или словосочетания.)
Природа
МАРТ.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Голуби в снегу клюют овёс,
И, всего живитель и виновник, -
Пахнет свежим воздухом навоз.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера….
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной бороде.
Но далеко ещё до первых зимних бурь, -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Сперва нарисуйте клетку
С настежь открытой дверцей,
Затем нарисуйте что-нибудь
Красивое и простое,
Что-нибудь очень приятное
И нужное очень
Для птицы;
Затем в саду или роще
К дереву полотно прислоните,
За деревом этим спрячьтесь,
Не двигайтесь
И молчите.
Иногда она прилетает быстро
И на жёрдочку в клетке садится,
Иногда же проходят годы –
И нет
Не падайте духом,
Ждите,
Ждите, если надо, годы,
Короткий он или длинный,
Не имеет никакого значения
Для успеха вашей картины.
Когда же прилетит к вам птица
(если только она прилетит),
Храните молчание, ждите,
Чтобы птица в клетку влетела,
И, когда она в клетку влетит,
Тихо кистью дверцу заприте
И, не коснувшись ни перышка,
Осторожно клетку сотрите.
Затем нарисуйте дерево,
Выбрав лучшую ветку для птицы,
Нарисуйте листву зелёную,
Свежесть ветра и ласку солнца,
Нарисуйте звон мошкары,
Что в горячих лучах резвится,
И ждите, ждите затем,
Чтобы запела птица.
Если она не поёт –
Это плохая примета,
Это значит, что ваша картина
Совсем никуда не годится;
Но если птица поёт –
Это хороший признак,
Признак, что вашей картиной
Можете вы гордиться
И можете вашу подпись
Поставить в углу картины,
Вырвав для этой цели
Перо у поющей птицы.
Объект наблюдений |
Эпитеты |
Глаголы |
Небо |
|
|
Вода |
|
|
Деревья |
|
|
Тени |
|
|
Облака |
|
|
Вода |
|
|
Деревья |
|
|
Тени |
|
|
облака |
|
|
«Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека».
Цели: воспитывать в учащихся стремление к прекрасному: к радости, доброте, красоте, чуткости; пробудить стремление к творчеству
24 09 2014
1 стр.
Пейзаж соотносим с событиями не по принципу сравнения, а по драматизму событий в жизни людей и в мире природы
15 12 2014
1 стр.
Научить выделять пейзаж из множества жанров изо, научить техники нетрадиционного рисования- кляксографии
25 09 2014
1 стр.
Живая природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Общение с природой учит неисчерпаемой гармонии красок. Пейзаж, передающий образ родной природы,- важная форма повышения живописно
25 12 2014
1 стр.
Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в нераз
15 10 2014
1 стр.
Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал
25 09 2014
1 стр.
Часто встречающееся умиление якобы детской непосредственностью и простотой этой поэзии не более чем недоразумение. Китайская поэзия — это «тончайший сок»
16 12 2014
1 стр.
«Средневековая поэзия»;учить выразительному осмысленному чтению рубаи, танка и хокку
11 09 2014
1 стр.