Урок изобразительного искусства.
Класс: 4
Учитель: Жингалеева С.В.
Тема : Пейзаж.
Тип урока: урок формирования знаний.
Цель: познакомить с жанром ИЗО - пейзаж
Задачи:
1. Научить выделять пейзаж из множества жанров ИЗО, научить техники нетрадиционного рисования- кляксографии.
2 .Развивать творческие способности и возможности учащихся.
3. Привить любовь к родной природе.
Оборудование: Репродукции по теме "Пейзаж", таблица- слоговица, Детям: бумага, акварель, бумага, баночка, губка.
Ход урока:
1 .Организационный этап:
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня у вас урок рисования.
А теперь давайте потрем свои ладошки, улыбнемся и скажем себе «Я сегодня буду хорошо трудиться.» Чтобы узнать девиз нашего урока, вы должны его прочитать по зашифрованной таблице- слоговице.
|
по
|
вок
|
зо
|
ку
|
|
|
|
*2
|
<5
|
<5
|
<5*
|
рай
|
я
|
год
|
на
|
бе
|
|
|
<1
|
*3>
|
3>
|
*4>
|
4>
|
би
|
со
|
ке
|
|
решь
|
|
|
<1
|
<1*
|
.3>
|
|
4>
|
-Что получилось?
Собирай по ягодке, наберешь кузовок!
-Ребята, что мы взяли девизом урока? (пословицу)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
2.Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с таким жанром искусства как пейзаж. Познакомимся с биографией некоторых русских художников-пейзажистов.
Я постараюсь вас научить новой технике рисования.
3. Введение новых знаний.
Презентация по теме «Пейзаж»
1 слайд.- Лето.
2 слайд- Зима.
3 слайд- Весна.
4 слайд- Осень.
Учитель: Наша природа- красавица часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, то зимней. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с золотистой, почти розовой по цвету согретой земли .Осенью природа вначале пышная, яркая, а потом колющая голыми ветками, хлюпающая серой слякотью, пока однажды не придет радость пушистого снега.
5 слайд.
Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению
природы.
Учитель: Каждый человек любит природу родной земли. О ее красоте поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.
6 слайд.
Художника, который рисует пейзажи, называют пейзажистом.
7 слайд- Шишкин Иван Иванович - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер- аквофорист, сын купца, родился 25 января в Елабуге Вятской губернии. Он с 1857 года продолжал свое образование в академии художеств, где был учеником профессора С.М.Воробьева.
8 слайд - Дубовая роща.
9 слайд - Зима.
10 слайд- Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
В начале 70 годов семья Левитана переезжает в Москву. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А.К.Саврасова, а позже его учителем становится В.Д.Поленов.
11 слайд - Березовая роща. 1885 год.
12 слайд - «Золотая осень» 1894 год.
13 слайд - Одно из самых значительных явлений в русской живописи половины 19 века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор. Поленов родился в Петербурге 1 июня 1844 года в культурной дворянской семье.
14 слайд - Березовая аллея. 1880 год.
15 слайд - Ранний снег. 1891 год.
16 слайд- Весенний пейзаж.
Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.
Учитель: Каждый человек любит природу родной земли. О ее красоте поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники. 3 показ.
Художника, который рисует пейзажи, называют пейзажистом.
Пейзажистами являются- И. Левитан, И. Шишкин и другие. (4 показ)
5 показ. Весенний пейзаж.
Учитель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев).
-Какое время года воспевает поэт Плещеев?
-Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать яркое солнце,
-Небо,
-Траву,
-А облака- как мы их нарисуем? (красками белого цвета, ведь белый цвет придает легкость).
-Весной земля особенно яркая и для изображения земли возьмем тяжелый черный цвет. - Цвета какого характера мы будем использовать? (теплые)
-Ребята, а вы догадались, что мы будем рисовать?
-Правильно, сегодня на уроке мы будем рисовать природу весной. Но рисовать будем необычно. Будем использовать нетрадиционную технику рисования, а называется она смешно- кляксография.
-Знаете что такое клякса?
-А наша клякса волшебная, она превратится в картину.
-Для работы нам понадобится: бумага, акварель, кисть, баночка для воды, губка.
Практическая работа под руководством учителя.
-
Берем лист вертикально, складываем его вдвое.
-Линия сгиба будет линией горизонта.
-Что мы называем линией горизонта? (Слияние неба и земли)
2. Грунтуем (покрываем лист чистой водой с помощью губки)
3. Приступаем к тонировке листа при помощи кисти.
-Беру голубую краску и делаю мазки, губкой легонько растираю водой в одном направлении.
4. Ждем, чтоб немного подсохло.
-Давайте вспомним, что такое пейзаж?
- Кто такие пейзажисты?
5. Продолжаем работу над пейзажем.
-Стряхиваем с кисти кляксы зеленого и немного желтого цвета на центр бумаги.
--Складываем лист вдвое, открываем.
6.Выбираем увиденный образ.
- Что вам напоминает это пятно?
7. Работа с кистью.
-Подрисовываем кисточкой стволы деревьев,
Берег,
Солнце,
Облака,
Птиц.
-Почему птицы в небе похожи на галочку? (Чем дальше предмет, тем он становится меньше).
8.Выставка картин и анализ работ учащихся.
Литература:
Раймерс Н.Ф. Азбука природы. М.: Знание, 2000.
Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1997.
1000 загадок художественной литературы. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Елкина, Т.И.Тирабарина. Ярославль: «Академия развития»,2007.
Мировая художественная культура.
Библиотека электронных наглядных пособий.
Министерство образования Российской Федерации, 2003. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003.
*www/wikiredia.org/wiki