Урок по изобразительному искусству. 6 класс.
Тема урока: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».
Цель: 1. Расширить знания учащихся о пейзаже.
2. Дать понятие романтического пейзажа на примере творчества
М.Ю. Лермонтова.
3. Воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Оборудование:
Для учителя: 1. Экран
2.Проектор
3. Презентационные слайды:
-
Вид Тифлиса. М.Ю. Лермонтов
-
Вид Крестовой горы. М.Ю. Лермонтов
-
Военно – Грузинская дорога. М.Ю. Лермонтов
-
Развалины близ селения Карагач. М.Ю. Лермонтов
-
Метель. Д. Тернер
-
Вечерний звон. И. Левитан
-
Пейзаж с Полифемом. Н. Пуссен
Для учащихся:
План урока – образа:
-
Мотивация (5 мин.)
-
Анализ (10 мин.)
-
Действие (20 мин.)
-
Проповедь (10 мин.)
Ход урока:
1. Сегодня мы находимся в картинной галерее.
Вопрос: Попытайтесь определить какой из трех представленных пейзажей – героический, какой – романтический и какой – реалистический?
Ответ: Пейзаж Левитана относится к реалистическому. Художник жизненно, точно, правдиво написал природу.
Ответ: В пейзаже с Полифемом природа – герой этой картины. Данный пейзаж относится к героическому.
Вопрос: В каком пейзаже сильнее выражены чувства, где больше взволнованности и игры воображения?
Ответ: В пейзаже Тернера больше чувств.
Учитель: Все это черты романтического пейзажа, возникшего в первой половине XIX столетия. Размытые предметы, едва намеченные, они словно исчезают в эмоциональном водовороте красок. У романтиков и рисунок и реальная природа как бы отходят на второй план. Реальная природа переосмысливается художником. Она существует в его картине, но уже совершенно иная, видоизмененная в соответствии с мечтой, воображением, внутренним миром художника.
2. Обратите внимание на основные момента:
-
Организация перспективного пространства в картине.
-
Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Поисковая группа учащихся.
Учащийся: «Вид Тифлиса» М.Ю. Лермонтов. Эта картина – отличный образец романтической живописи. Справа, на отвесной золотисто – желтой скале, высится Метехский замок. На противоположном берегу, на переднем плане зеленые кудрявые Орточальские сады, голубовато – зеленая, как стекло, вода бурно огибает пологий берег, на котором изображены две фигурки. В центре картины коричнево – серая остроконечная гора, с которой уступами сбегает старая стена Нарикала. С этой «сумрачной» горы открывается вид, описанный в стихотворении «Свиданье».
Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым.
Учащийся: «Вид Крестовой горы». М.Ю. Лермонтов. Одно из лучших произведений живописи Лермонтова. На небольшой картине поэт запечатлел один из чудесных горных пейзажей.
Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая ее, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расщелин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.
Учащийся: « Развалины близ селения Карагач в Кахетии» М.Ю. Лермонтов.
По дороге, вьющейся у подножия скал, идут навьюченные верблюды; сдерживая горячего коня, едет всадник в высокой бараньей шапке, ветер развевает рукава его чохи. Рядом со всадником вооруженный человек в бурке. В данном случае Лермонтов – живописец очень удачно дополняет Лермонтова – поэта:
Под тяжкою ношею даров
Едва, едва переступая,
За ним верблюдов длинный ряд
Дорогой тянется, мелькая;
Их колокольчики звенят…
Он сам, властитель Синодала,
Ведет богатый караван.
Учитель: Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова – художника одно из важнейших мест. В них он умело передает пространство на плоскости, использует различное положение линии горизонта, как средства выразительности. В своих пейзажах Лермонтов смещает точку схода от центра вправо и влево, придает при этом своему изображению ощющение движения. Ведь любое симметричное изображение – самое неподвижное.
В пейзажах Лермонтов прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, замечательный живописец, умеющий передать тонкости воздушной перспективы. До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии. Стоит отметить, что многие кавказские картины Лермонтова напоминают пейзажи в его сочинениях, но это конечно, не иллюстрации – это разные произведения об одном и том же.
3.
Учитель: Сегодня на уроке мы напишем романтический пейзаж на тему: «Горные вершины».
В работе особое внимание необходимо уделить:
-
Линия горизонта
-
Точка схода
-
Воздушная перспектива
Учитель работает у мольберта. Одновременно делает целевые обходы:
-
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
-
Контроль объема и качества выполняемой работы.
4. Коллективный просмотр работ учащихся.
Заключительное слово учителя.
Учащиеся умело передали правила перспективы. Думаю, что нам помогло сегодня творчество М.Ю. Лермонтова. Глядя на ваши работы, вспоминаю строки: «И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял».