Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Литература:

  1. С. В. Максимов сборник «Лесная глушь» (очерк «Грибовник»).

  2. Ганцовская Н. С. Особенности говоров Костромской области. 1992 г.

  3. Д. Э. Розенталь Справочник лингвистических терминов. 1972 г.

  4. Краткий костромской областной словарь. Живое костромское слово / сост.: Н. С. Ганцовская, Г. И. Маширова. 2006 г.

  5. В. В. Касторский. Писатели-костромичи 18-19 вв. 1958 г

«Хлеб — наша гордость, наше богатство!»

Подготовила и провела Глухова С.М.



Цель: продолжить знакомство с творчеством С.В.Максимова

Задачи:

- расширить знания детей о появлении хлеба;

- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и людям труда.



Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации разных сортов хлеба

  2. Карточка с выражением: «... - сердце человеку укрепит»

  3. Карточки с пословицами о хлебе

- один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле

- посол дружбы и мира между народами

- всему голова

- это жизнь



  1. Эталон для проверки самостоятельной работы

  2. Кроссворд по жизни и творчеству С.В.Максимова

Раздаточный материал:

  1. Карточки с отрывками текста (на группу)

1 карточка. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

2 карточка. Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.

3 карточка. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.

4 карточка. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

  1. Карточки для самостоятельной работы (на каждого):

Обмолоть зёрна

Испечь хлеб

Посеять рожь, пшеницу и др.

Собрать созревшие колосья

Смолоть зёрна в муку

Изготовить тесто



  1. Стихотворение Е. Благининой

«Если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Поднять и спасти это чудо земли!»



Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Доска оформлена иллюстрациями разных сортов хлеба

На доске выражение «... сердце человеку укрепит»

- Ребята, прочитайте выражение, которое перед вами

- Как вы думаете, какое слово пропущено? О чём можно сказать, что оно сердце укрепит?

( Предположения детей)

- Как вы думаете, это слово обозначает что-то важное или нет?

(Да, потому, что сердце может укрепить только что-то важное)

- Сегодня на уроке именно о том, что дорого сердцу каждого человека, то, что укрепляет нашу жизнь и пойдёт речь.

- Хотите узнать о чём?



2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Посмотрите на доску. Вы видите выражения. Некоторые из них вам наверняка известны. В каждом из них говорится об одном и том же предмете. Попробуйте догадаться о чём идёт речь?



На доске пословицы:

- один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле

- посол дружбы и мира между народами

- всему голова

- это жизнь

- О чём же идёт речь в этих пословицах?

( О хлебе)

- О чём сегодня поговорим на уроке?

(О хлебе)

- Тема урока «Хлеб — наша гордость, наше богатство»

- какое слово надо было вставить в пословицу?

(Хлеб)


Учитель вписывает слово в пословицу на доске.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Наш земляк, писатель С.В.Максимов одно из своих первых произведений посвятил хлебу, разгадав кроссворд вы узнаете название этого произведения.

(Дети разгадывают кроссворд)

- Как называется произведение С.В.Максимова о хлебе?

(Куль хлеба)

(Учитель зачитывает небольшой отрывок из произведения «Куль хлеба»

- А кто из вас знает когда и где родился хлеб?

(Предположения детей)

3. Постановка проблемы.

- Кто не знает точного ответа на данный вопрос?

- Почему вы не можете дать точного ответа?

(Мы не знаем точно когда и как родился хлеб)

- Какая цель нашей работы?

(Узнать когда и где родился хлеб)



4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся работают в группах

- Перед вами отрывки из текста о появлении и рождении хлеба. Вам нужно внимательно их прочитать и постараться расставить в правильной последовательности, чтобы получился связный текст.

(Выслушиваются ответы групп. Обсуждаются наиболее удачные варианты текста)

Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

5. Первичное закрепление.

- Проверим, насколько вы поняли то, о чём только что читали

- Сколько лет назад появился первый хлеб?

- Какой вид имел первый хлеб?

- Как появился первый печёный хлеб?

6. Самостоятельная работа.

- А теперь поработайте самостоятельно

- Расставьте цифры в той последовательности, в которой происходит рождение хлеба

( У детей на столах карточки, на которых они расставляют порядок действий)

- Проверьте правильность своих работ

(Учитель открывает на доске эталон)

- Прежде, чем из семян будет получено зерно, необходимо подкормить землю удобрениями, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и др. техники. После посева надо регулярно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками. Но выращенные в поле колосья ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь человеку техника. На полях происходит настоящая битва — жатва. Затем зерно обмолачивают. После этого его необходимо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зернохранилище. Взятое оттуда зерно превращают в муку, из которой уже готовят и выпекают хлеб. Оказывается очень труден путь хлеба к нашему столу. Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве мы вправе относиться к нему пренебрежительно? Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

Вот видите, сколько труда надо приложить, чтобы получить хлеб. И это далеко не всё. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.



7. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте прочитаем стихотворение Е.Благининой об отношении к хлебу

«Если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Поднять и спасти это чудо земли!»

- Как называет автор кусочек хлеба?

(Чудо земли)

- Согласны вы с этим? Поясните свой ответ

- Как бы вы поступили, если оказались в подобной ситуации?

(Ответы детей)

Классный час,

посвященный180-летию С.В. Максимова.

Подготовила учитель начальных классов Шушкова Н.П.

Классный час посвящается 180-летию С.В. Максимова.

Сергей Васильевич Максимов родился 25 сентября 1831 г. в семье уездного почтмейстера в Кологривском уезде Костромской губернии, в посаде Парфеньеве, где и получил первоначальное образование в посадском народном училище. Братья — писатель Николай Васильевич и хирург Василий Васильевич.

Учился в Московском университете и в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

Прожил 69 лет, умер 3 июня 1901 г. Похоронен в Петербурге.

Многие литературные произведения Максимова Сергея Васильевича посвящены очеркам из народного быта.

Из бабушкиных рассказов, услышанных в детстве, мы знаем о суеверных представлениях русского народа – о домовых и банниках, леших и водяных, колдунах и ведьмах. Не раз также мы слышали о народных приметах, поверьях и обрядах, связанных с праздниками христианского календаря: святками, масленицей, Троицей, Пасхой и др.

Книга писателя прошлого века Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», которую вы прочитаете став старше, вводит нас в интересный и удивительный мир народных суеверий и так называемого бытового православия, где христианские мотивы тесно переплетаются с языческими.

А сейчас давайте поговорим о Пасхе.

Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество, которое с нетерпением ждут все православные верующие. И неудивительно, что событию этому сопутствует множество обычаев, идущих из глубины времен.

Испокон веков принято в светлое Христово Воскресенье одаривать родных, близких и просто знакомых крашеными яйцами, угощать пасхами да куличами, спрашивая при этом: «Христос воскресе?». В ответ непременно раздается: «Воистину воскресе!», и от этих слов душа становится немножечко чище...

Всю неделю после Христова Воскресенья длился праздник. К накрытому столу приглашали всех желающих, привечали нищих, убогих, больных. Работать в Светлую седмицу до революции было не принято. Примечательно, что на протяжении всей Светлой седмицы нет постных дней.

Издавна праздник Пасхи посвящался делам благотворительным. Государи посещали больницы, богадельни, тюрьмы и с пасхальным приветствием дарили нуждающимся одежду, деньги, пищу. Всю Светлую седмицу российские императоры и императрицы посвящали молебнам, путешествиям по монастырям, щедро раздавали милостыни нищим и увечным. Но больше всех жертвовало купечество. Они считали необходимым подавать юродивым на пропитание, чтобы те в своих молитвах поминали жертвователя.

Не только высокие особы, но и простые люди готовились к Святому дню. Считалось, что добрые дела, совершаемые в этот день в пользу других, помогали снять с души грех. Так, в народе было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие же выкупали у птицеловов пернатых, чтобы потом отпустить беззащитных пташек на волю.

Одной из старинных, возрождаемых нынче традиций, было изготовление своими руками поздравительных пасхальных открыток. Кроме того, русские крестьяне дарили на Пасху детям кукол из лозы и ткани, а в городах - кружевные и вышитые изделия - платочки, воротнички, салфетки на полочки под иконы. В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Как и с любым праздником на Руси, с Пасхой связывали различные приметы и поверия.

Четверг перед Пасхой называется Великим или Чистым Четвергом. В этот день готовили так называемую «четверговую соль». Все члены семьи должны по горстке соли ссыпать в один пакет. Эту соль убирали и хранили. Считалось, что она лечебная. Из такой соли делали обереги для семьи, дома, домашних животных, огорода, и т.д.

Еще в Великий Четверг считали три раза все деньги, которые есть, чтоб весь год деньги "водились". В Чистый Четверг убирались, стирали. Начиная с четверга и до Пасхи, из дома ничего нельзя было отдавать. Чтобы приманить удачу в делах совершали безобидные «подворовки», т.е. взятую без разрешения вещь прятали до Вербного Дня у себя. Но нельзя было брать острые предметы: иголку, булавку, бритву.

Если девушка не могла выйти замуж, то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдавали просящим милостыню на Пасху, вместе с пасхальными яйцами и куличом. После этого ждали скорой свадьбы.

С пятницей перед Пасхой тоже связано много разных примет. Например, в этот день нужно обметать углы тряпкой, а потом эту тряпку не стирали, хранили как есть. Считалось, что тряпка поможет при болях в пояснице, если обвязать себя ею. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели.

При выпечке пасхальных куличей загадывали на каждую пасху, которую ставили в печь, на каждого члена семьи. Если у кого пасха провалилась - к тяжелой болезни, а то и к смерти. Если же пасха получилась ровная, не подгоревшая - к здоровью.

Вся подготовка к празднику должна быть закончена до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умывались водой, приготовленной с Чистого Четверга. В нее клали серебряную колечко, ложку, или монетку. Умывались, чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми.

Во время Пасхи беспрерывно звонили церковные колокола. По давней традиции любой желающий - от ребенка до старца - имел возможность забраться на колокольню и лично огласить округу колокольным звоном, поделившись, таким образом, с другими пасхальной радостью.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: "Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье", - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девицы на выданье и вдовицы говорят: "Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь".

Завершается первая пасхальная неделя Красной горкой - праздником, который, как известно, всегда был в России самым популярным днем для заключения брачных союзов.


Ученик читает стих:
Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

"Воистину Христос воскрес!"

Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"? Слово произошло от древнееврейского - "прехождение".

Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы, совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование.

А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. А вы хотите поиграть? В классе спрятаны подарки. Кто найдет больше? Начали!

По всей деревне разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий. Дети любили напевать песенку:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

На площади устанавливали качели. Парни качали девушек до тех пор, пока те не назовут имени своего жениха. В это время пелись качельные припевки:

На святой неделюшке

Повесели качелюшки,

Сначала покачаешься,

Потом повенчаешься.

В день Светлой Пасхи полагалось угощать всех встречных яйцами и приветствовать их словами "Христос Воскрес!", в ответ принято так же дать угощение и сказать "Воистину Воскрес!" В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что одним из них мог быть сам Иисус.

Яйцо считается символом новой жизни, возрождения. По преданию, первое пасхальное яйцо святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору, яйцо окрасилось в ярко красный цвет, подтверждая благую весть. Красный цвет - цвет крови Христа.

Так же на Пасху принято "биться яйцами", стукать тупым или острым концом сваренного крашеного яйца яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо не треснуло. Поиграем?

Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. В чистый Четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, твороженных пасок. Сам праздник начинается с торжественного богослужения. А вот традиция красить на Пасху яйца на Руси имеет давние корни. Существует несколько способов раскрашивания (показать на примере):
Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители.
Крапанки - сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок.
Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.

Мы сейчас с вами тоже раскрасим пасхальные яйца. (Раздаются листочки с нарисованными яйцами. Ребенок должен их раскрасить, можно нарисовать на них узор или сделать аппликацию.)

Пасхальным развлечением были игры с крашеными яйцами. Давайте и мы с вами поиграем. (Можно выбрать некоторые игры, а если дети не сильно устали, то провести и все)

"Катание яиц". Для катания я приготовила специальную "красную" горку, которую установим на полу. Вы будете поочередно пускать крашеные яйца, и тот, чье яйцо прокатится дальше - выиграет. Если же пущенное яйцо, заденет находящиеся внизу уже пущенные яйца, то игрок заберет и их.

"Боулинг по-русски". По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

"Раскрути яйцо". Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Катание яиц навстречу друг другу. Еще одна игра с пасхальными яйцами. Играют на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Итак, Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнилась любовью, добротой и надеждой.
А теперь давайте устроим чаепитие!

Классный час



«Путешествие по книге С.В.Максимова «Крылатые слова»

Подготовила учитель русского языка и литературы Зарубина Р.Ф.


Задачи: расширить представления учащихся о фразеологии, воспитывать интерес к литературному краеведению, к книгам писателя-земляка, развивать навыки самообразования.

Ход подготовки:
1. Редколлегии класса оформить небольшой стенд, посвященный жизни и творчеству писателя-этнографа С.В.Максимова.

2. Подготовить сообщение об истории создания книги С. В.Максимова «Крылатые слова» (1-2 учащихся)

3. Провести опрос учащихся
План проведения мероприятия.

1. Вступительное слово классного руководителя: о целях и задачах классного часа (7 октября будет отмечаться 180-летний юбилей Сергея Васильевича Максимова- уроженца села Парфеньева). Результаты проведенного опроса.

2. Выступление учащихся, приготовивших сообщения.

Максимов Сергей Васильевич (1831-1901)

МАКСИМОВ Сергей Васильевич (25.09[7.10].1831—3[16].06. 1901), писатель-этнограф, очеркист. Родился в с. Парфентьево Кологривского у. Костромской губ. в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером. По окончании училища в с. Парфентьеве поступил в Костромскую гимназию. Летом 1850 приезжает в Москву поступать на историко-филологический факультет Московского университета, но прием был только на медицинский. Среди новых друзей — будущий историк Д. И. Иловайский и будущий знаменитый врач С. П. Боткин. Впоследствии напишет: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу». Этим проблескам сознания он обязан редакции «Москвитянина», где познакомился со своим земляком А. Ф. Писемским. Через многие годы А. Н. Майков напишет ему: «Вы помните ваше знакомство с Писемским: не знаю, он ли был крестным отцом ваших первых произведений, но помню, что его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно действовал на вас, еще юношу, и не остался без влияния на дальнейшие ваши труды. Он, кажется, первый и указал вам на изучение жизни русского народа, найдя в вас и нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность». Максимов сблизился со своим костромским земляком именно в то время, когда «Тюфяк» А. Ф. Писемского и «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского забили, по словам А. А. Григорьева, «светлыми лучами», открывая новые пласты народной жизни. В 1850 ядро молодой редакции «Москвитянина» составил кружок Островского. Это было второе поколение 20-летних славянофилов, старшему из которых, Островскому, было 27 лет, а младшему, Максимову, 20. Вспоминая об этом 2-летнем московском периоде, Максимов особо подчеркивал, что «в кружке московских друзей привольно было лишь коренным русским людям», каждый, писал он, «побывавший здесь уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто он на свое природное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». С этим «патентом» молодой писатель явился в 1852 в Петербург. Недаром в первых же его этнографических очерках критики отметили «отсутствие космополитизма».

В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», — посоветовал он молодому писателю.

Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь».

В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) — на Нижнюю Волгу, Писемского — в Астраханскую губ., Афанасьева-Чужбинского — на Днепр, Данилевского — в Малороссию и Крым, М. Михайлова — на Урал, Н. Филиппова — на Дон, а самого молодого из них Максимова — на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере».

Затем последовали др. экспедиции: в 1859—60 — на Амур, в 1862—63 — на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867—68 — на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая».

Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям. В 1872 в журнале «Школьная жизнь» (№ 11—13) был опубликован цикл его очерков для детей среднего возраста «Куль хлеба и его похождения», в 1873 вышедший книгой (переиздания 1875, 1881, 1894). Спустя столетие (1982, 1985, 1987) «Куль хлеба» вновь оказался в центре внимания, причем уже не только детей. Максимов создал поэму о хлебе, гимн русскому хлебу и русскому хлебопашцу: «Хлеб — всему голова! — уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом деле: крестьянин землю пашет, хлеб сеет, собирает и продает; ел бы богач деньги, кабы убогий не кормил его хлебом. Ни о чем так сильно не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба. Без хлеба не крестьянин. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба несытно, без него и у воды худо жить, без хлеба смерть; хлеб — дар Божий, батюшка, кормилец».

Во время этнографических экспедиций Максимов вел и фольклорные записи — песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, но все их передал фольклористам. В его этнографических книгах фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография — внешнюю. Они — как душа и тело народа.

Лишь в одной книге Максимов собрал воедино эти фольклорные золотые россыпи, выделив из них самородки крылатых слов. В 1880-е он публикует в различных газетах и журналах свои заметки, посвященные толкованию отдельных слов и выражений. В 1891 его «крылатые слова» были изданы, а затем неоднократно переизданы, став, наряду с «Кулем хлеба», одной из самых популярных книг.

Современники по праву называли Максимова патриархом народоведения. Его Собрание сочинений, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Но и оно — далеко не полное. Собрание сочинений стало итогом его полувековой литературной деятельности, но посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Это удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии Наук, — был писателем иностранным… Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».

3.Слово группе учащихся, подготовивших презентацию по Заключительное слово ведущего: Вашему вниманию предлагается книга«Крылатые слова» (1890), в которой автор пытается объяснить многие ходовые слова и фразеологические обороты русского языка. В своей работе Сергей Максимов даёт толкование 129 слов и выражений (устойчивых сочетаний слов, поговорок и т. д.).

Для своего исследования автору пришлось обращаться непосредственно к живому источнику текущей народной жизни - к народным преданиям, верованиям и сказаниям, к отечественной старине, к временам первобытной простоты речи, когда рождались различные фразеологизмы. Объяснения одних выражений и слов приходилось искать в юридическом быте Древней Руси. Толкование других оборотов и пословиц можно было найти в мирно налаженной и спокойно текущей сельской жизни. Смысл третьих подсказывался и восстанавливался сохранившимися народными обычаями и верованиями. Какие-то из бытовых пословиц объяснялись историческими событиями.

Русский язык очень богат фразеологизмами. К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми (языковыми афоризмами). Сильно развитая фразеология свидетельствует о богатстве языка.

4.Просмотр презентации.

5.Заключительное слово ведущего:

Вашему вниманию предлагается книга«Крылатые слова» (1890), в которой автор пытается объяснить многие ходовые слова и фразеологические обороты русского языка. В своей работе Сергей Максимов даёт толкование 129 слов и выражений (устойчивых сочетаний слов, поговорок и т. д.). Для своего исследования автору пришлось обращаться непосредственно к живому источнику текущей народной жизни - к народным преданиям, верованиям и сказаниям, к отечественной старине, к временам первобытной простоты речи, когда рождались различные фразеологизмы. Объяснения одних выражений и слов приходилось искать в юридическом быте Древней Руси. Толкование других оборотов и пословиц можно было найти в мирно налаженной и спокойно текущей сельской жизни. Смысл третьих подсказывался и восстанавливался сохранившимися народными обычаями и верованиями. Какие-то из бытовых пословиц объяснялись историческими событиями.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы украшают речь человека, повышают его культуру, знакомят с историей нашего народа, его бытом и характером.

6 Викторина для учащихся

В каком году родился С.В.Максимов?

Где он учился?

Какие книги, литературные труды писателя можете назвать?

Что изучает фразеология?

Как называется книга С.В.Максимова, исследующая меткие народные выражения?

Когда она была опубликована впервые?

Где искал автор объяснение смысла фразеологизмов?

Кто явился предшественником Максимова в этой области исследований?

Смысл каких выражений вы теперь легко можете объяснить?

Интеллектуальная игра-викторина по краеведению

для старшеклассников

«За семью печатями»

посвященная 180-летию со дня рождения С.В Максимова

Подготовили учащиеся 9-10 классов под руководством классных руководителей: Титовой И.Ю. и Зайцевой М.Е.



<предыдущая страница | следующая страница>


Сборник классных часов, посвященных юбилею С. В

Подготовительная работа: I класс разделён на творческие группы, которые собирали материал по теме своей группы

763.04kb.

10 09 2014
4 стр.


Информация о проведении классных часов посвящённых 75 -летию Алтайскому краю
17.83kb.

10 10 2014
1 стр.


Мероприятие Отв-ые дата

Проведение в школах улуса бесед, классных часов, лекций, выставок, круглых столов, конференций, спортивных мероприятий, посвященных 66-й годовщине Победы советского народа в Велико

25.63kb.

14 10 2014
1 стр.


Конкурса Номинация «Сценарии конкурсов, праздников, викторин, классных часов»
542.79kb.

10 09 2014
4 стр.


Что ты знаешь о пенсии? (приложение №1)

Рекомендации по проведению классных часов для обучающихся 9-11 классов на тему «Пенсионная культура»

167.36kb.

25 09 2014
1 стр.


План воспитательной работы моу сош №8 на 1 четверть 2012-2013 учебного года

Совещание классных руководителей Рекомендации по проведению классных родительских собраний

85.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Гу «отдел образования акимата города костаная»

Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ

570.71kb.

16 12 2014
5 стр.


Программа «Языковое образование»

Общий объем часов 144. Из них – 10 часов лекции, 38 часов практических занятий, 96 часов – самостоятельная работа студентов

27.45kb.

24 09 2014
1 стр.