Перейти на главную страницу
В игровой форме проверить знания о некоторых страницах жизни и творчестве нашего земляка, писателя-этнографа С.В.Максимова. Повысить интерес к творчеству писателя.
Вступительное слово ведущего.
Наша игра позволит за 45 минут вспомнить жизнь и творчество нашего земляка, писателя-этнографа С.В.Максимова. В 2011 г. исполняется 180лет со дня его рождения. Над ним время не властно. Имя этого человека знают многие, но для нас некоторые странички его творчества скрыты за семью печатями. Чтобы раскрыть эти странички, нам предстоит провести целое историческое исследование. А помогут нам в этом игроки - команды 9-11-х классов (представление команд).
Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя мне сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей. Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ. Итак, мы начинаем наше расследование.
Время первой печати
7 октября 1831 г. в посаде Парфентьев Кологривского уезда Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером, родился сын Сергей. В детстве будущий писатель в основном был предоставлен самому себе: мать умерла, отец полностью был занят службой. Мальчик рос в тесном общении с местными посадскими и крестьянскими детьми. Он рано познакомился с особенностями крестьянского быта, с его обычаями, обрядами местных жителей.
В наши дни дом, в котором когда-то прошло детства писателя, находится в центре села.
Вопрос:
Как называется улица, на которой расположен «дом Максимова»? Какие прежние названия носила эта улица?
Ответ: Это улица Ленина. Улица неоднократно меняла своё название. Первоначально именовалась Большой Посадской, после революции 1917 года получила название - улица Свободы. В 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, переименована в улицу Ленина.
Время второй печати
С.В. Максимов жил в XIX веке. Много событий, потрясений, преобразований прошли в эту эпоху.
Годы жизни С.Максимова (1831-1901) совпали с правлением Николая I (портрет Б), Александра II (портрет Г), Александра III (портрет В), Николая II (портрет А).
Известно, что с юности С. Максимов мечтал о призвании литератора. В 1850 г. он отправился в Москву для поступления в Московский университет, но некоторые обстоятельства меняют его планы, он поступает на медицинский факультет.
Московский Университет в XIX веке.
Русское правительство, напуганное революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, резко сокращает прием в университеты и прекращает набор на филологический факультет, за которым издавна установилась репутация рассадника вольнодумства (в том числе, и в Московском университете). Максимову пришлось поступить на медицинский.
Среди многих книг о крестьянской жизни особое место занимает «Куль хлеба и его похождения» - своеобразная энциклопедия сельского хозяйства XIX столетия. Автор описывает процесс выращивания хлеба, обряды, традиции, связанные с хлебопашеством. Он перечисляет массу блюд из хлеба. Особо почетное место отводится кашам.
«Кашу варят изо всех хлебных растений, и реже только из одной ржи и то недозрелой (эта з_е_л_е_н_а_я каша составляет кое-где купеческую прихоть). Бывают каши: яшная, гречневая, пшенная, овсяная, полбяная, кукурузная (мамалыга) и картофельная -- все сорта во всеобщем народном потреблении»
Но среди прочих Максимов упоминает и еще одну кашу: «Известна еще и такая, которую умеют варить только лучшие повара для самых записных и самых богатых лакомок …Эта каша большой цены целых рублей в лучших столичных ресторанах приготовляется с различными дорогими фруктами: не только попробовать, но и посмотреть на нее надо заплатить деньги»
Как называется эта каша, откуда появилось такое название?
Речь идет о гурьевской каше. Гурьевская каша названа фамилией богача министра Дм. Ал. Гурьева, знаменитого великолепными обедами
Русское географическое общество наградило С.В.Максимова малой золотой медалью за одну из крупнейших этнографических работ. Достаточно сказать об этой книге, что сегодня ни один серьезный исследователь русского Севера не может обойти внимание это уникальное по богатству фактического материала и острой художественной зоркости произведение.
Какая книга Максимова удостоена такой высокой награды?
Книга называется «Год на Севере»
Максимов на протяжении нескольких лет занимался изучением прошлого и настоящего русской каторги, получив официальное разрешение проникать в самые потаенные углы сибирских острогов, а также право работать в местных архивах. Максимов ведет рассказ об истории сибирской каторги, о жизни обитателей «мертвых» домов. Царское правительство не разрешило адресовать эту книгу широкому читателю.
Что такое каторга? К какому языку исторически восходит слово КАТОРГА? (выберите из предложенных вариантов ответа)
К персидскому К древнерусскому (КАТ - "палач"). КАТОР - "пыточный инструмент").
К древнегреческому К суахили (КАТЕРИГА - К арабскому - (КАТЕРГОН -. "пленник, захваченный в бою") (топоним КАТАР – "деревянное гребное судно") название части халифата).
С незапамятных времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа.
В книге С.В. Максимова «Крылатые слова» среди многих раскрывается смысл понятия «Курам на смех». Что имеет в виду всякий, произносящий эту фразу? Какие выражения можно использовать, упоминая тех же птиц, если подразумевать:
о человеке, имеющем жалкий вид - …
о неразборчивом почерке - …
о забывчивом человеке - …
о болтливом человеке - …
о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда - …
Ответ:
Выражение «курам на смех» Максимов разъяснял, когда речь идет о чем-то смехотворном, имеется ввиду очень нелепом.
Остальные фразы:
о человеке, имеющем жалкий вид - «мокрая курица»;
о неразборчивом почерке - «нацарапал, как курица лапой»;
о забывчивом человеке - «куриная память»;
о болтливом человеке - «раскудахтался, как курица»;
о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда - «бродят, как куры».
Классный час
«Крестьянские посиделки»
Подготовила ученица 9класса Новикова А..
Руководитель учитель русского языка и литературы Жданова И.Н.
Огромный успех русской литературы Х1Х века обусловлен был ее тесной связью с жизнью народа. В 60-е годы Х1Х века литература по-новому взглянула на жизнь крестьян и существующие условия их быта. Писатели-шестидесятники самобытно отразили дух эпохи, ее стремления и надежды, проявили глубокий народоведческий интерес. Очерки и рассказы писателей появлялись в результате наблюдения и изучения ими жизни народа, его социального положения, культуры и нравов. Многочисленные встречи на постоялых дворах, трактирах, на почтовых станциях, в вагонах поезда, в пути, определили своеобразную специфику стиля их произведений: преобладание диалога над описанием, обилие искусно переданной народной речи, контактность рассказчика с читателем, конкретность, точность. Мне кажется, что значение этого периода в развитии русской литературы очень велико. Еще большее значение приобретают эти произведения сегодня, когда всех волнует проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В наше селе в честь Великого писателя-земляка названа районная библиотека и одна из улиц Парфеньева.
ССЫПКИ - подготовка в деревни к празднику, сбор складчины ( яиц, молока, мяса, хмеля) для проведения праздника.
СУПРЯДКИ-вечера после праздника, на которых запросто одетые девушки и женщины прядут, шьют, вяжут, при этом поют песни и слушают ребят-сказочников.
Но я хотела бы рассказать более подробно именно о посиделках.
ПОСИДЕЛКИ - это совместное препровождение времени парней и девушек в длинные вечера, с песнями, плясками, играми.
Начиная с «Филипповских заговен», каждый вечер, кроме канунов воскресений и праздников, молодежь собиралась на посиделки поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. Во время Великого поста вечерние развлечения молодежи, как правило, становились более редкими и носили особенно строгий характер. Продолжались эти сборища часов до 12, а иногда и дольше. Возрастной состав посиделок различался в зависимости от местной традиции, но чаще ходили туда молодые и незамужние. Парни на посиделках высматривали невест. У посиделок отмечался всегда шумный и грубовато-озорной характер после появления на них парней. У каждого парня была на посиделках своя постоянная избранница, и он подсаживался к ней. Постепенно все успокаивались, девушки получали гостинцы, принесенные молодыми людьми, и садились за прялки.
Ну, какие же посиделки без душевных песен!
Например, более известная в то время «По Дону гуляет», часто с инсценировкой.
Любимая пляска на вечерках была «Семизарядная». Танцевали две пары. В паре - мужчина и женщина. Состояла из 7 зарядов, каждый под разную музыку. Любили плясать «Елецкого» с частушками. Плясали восьмеркой. Четыре девушки вызывают четырех парней, танцуют со скрещенными руками впереди, ходят по рисунку и поют.
Играли в разные игры – «Ремешок», «Бутылочка», «Фант». Играли в шесты. Встают две пары, парень девушка, гармонист играет, девушки делают переход, парни дробят, девушки возвращаются на свои места и, если парень не тот, которого они загадали, то топают ногой – это значит парню шест. Выходит второй парень опять переходы и так пока не угадают, кого выбрали девушки.
Дальше я предлагаю вам посмотреть фрагмент одной из плясок «Семизарядная»
Еще в «Крестьянских посиделках » Максимова представлена сценка «Барин голый» Да и ни одни посиделки не обходились без «народного театра». Одним из любимых развлечений молодежи было ряженье - чисто комедийное представление, в котором участвовали бытовые персонажи (старик, старуха, цыган) и персонажи, изображающие нечистую силу (черт). Часто ряженые разбивались на пары и разыгрывали веселые, полные глубокого деревенского юмора бытовые сценки, причем ряженые старались как можно дольше остаться неузнанными, если же ряженого узнавали он должен был немедленно снять свой костюм и присоединиться к зрителям.
Без таких мастеров слова как Максимов, любящих русский народ, небезразличных к его исторической судьбе, нам не обойтись. Процесс приобщения к богатствам духовной культуры русского народа, восстановления досуговой культуры общения, укрепления коллективистских связей, дружеских привязанностей можно начать с изучения молодыми людьми обычаев и традиций при организации народных праздников. Русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций, «петь песню со своего голоса». Обидно, что молодые россияне в основном слушают в большинстве своем английские песни, смотрят иностранные фильмы. Нельзя забыть и потерять то ценное, что было в опыте наших предков и нашем собственном опыте.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
«Родная земля дарит вдохновение».
Подготовила учитель начальных классов Бекенева Л.А.
совместно с детской библиотекой
Цель мероприятия: расширение у детей знаний о своей малой родине, развитие чувства патриотизма и гордости за людей, живущих здесь.
Задачи:
изучение литературного наследия района через проведение совместного с детским отделением Парфеньевской центральной библиотеки мероприятия;
Совместно с детской библиотекой обговорили конкретно писателей, о которых будем рассказывать детям, какие стихи предложим прочитать учащимся, сделали подборки сборников с произведениями для прочтения детям.
Учащиеся учили стихи.
Группа учащихся готовила для инсценировки сказку члена Союза писателей России С.Н.Михайлова, бывшего учителя нашей школы.
Местом проведения мероприятия был выбран читальный зал библиотеки.
СЦЕНАРИЙ.
У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас с вами - это родное село Парфеньево, далеко не всем известное и не на каждой карте обозначенное. Но богата наша Парфеньевская земля на замечательных творческих людей: писателей, художников, краеведов. Уроженцами Парфеньева являются два известных писателя - это Сергей Васильевич Максимов и Сергей Николаевич Марков. В 2011 году мы будем отмечать юбилейные даты со дня их рождения ( 180-летие и 105-летие).
А сегодня мы поговорим о современном литературном творчестве, послушает рассказ о знаменитых поэтах парфеньевского края, почитаем их стихи.
15 лет назад в библиотеке собрались поэты со всего района и решили создать литературное объединение. Назвали его «Надежда».
Литературное объединение работает уже много лет. Руководит им поэтесса Татьяна Николаевна Иноземцева.
Татьяна Николаевна Иноземцева родилась в Поназыревском районе Костромской области. В Парфенье|ский район приехала после окончания Галичского совхоза - техникума. Работала агрономам в совхозе, потом корреспондентом в районной газете. Сейчас находится на пенсии и живет в деревне Аносово нашего района. Татьяна Николаевна - человек очень увлеченный. Она занимается садоводством, плетет из лозы корзинки, делает изделия из бересты, вяжет красивые коврики, накидки.
Стихи Татьяна Николаевна стала писать в юности. Первая книга, которая называлась «Любовь и Хлеб», вышла у нее рано, поэтессе было тогда 27 лет. Многие стихи в книги были посвящены деревне, деревенским работам и заботам, сельскому труженику. Татьяну Николаевну пригласили в Москву принять участие в концерте. Концерт проходил в Кремлевском дворце съездов, транслировался по центральному телевидению. Татьяна Николаевна прочитала на этом концерте одно из своих стихотворений под названием «Нет дешевле хлеба». После концерта Татьяна Николаевна стала очень известным человеком. В Аносово стали приезжать корреспонденты, брать у нее интервью, писать о ней статьи в газетах и журналах и даже сняли про молодую поэтессу фильм.
Спустя два года Татьяна Николаевна Иноземцева , в возрасте 29 лет, была принята в Союз писателей СССР.
В настоящее время Татьяна Николаевна является автором 13 книг стихов и прозы. Ее имя известно не только в нашем районе, но и далеко за пределами области. За свою литературную деятельность она имеет много наград. Самые большие награды - это Орден Знак Почета и Всемирная премия, полученная в Швейцарии за творческое отношение к сельскому труду и медаль «Труд. Доблесть. Честь» Костромской области. В 2011 году вышла новая книга стихов и прозы Татьяны Николаевны под названием «Подарок».
Я пришла от земли,
От морщинистой, древней;
Я оттуда пришла,
Где дождями пахнут деревни,
Где всегда мне светло
От мозолистых рук загорелых,
Где земное тепло
Бродит соком в колосьях неспелых.
Там купаются куры в пыли,
Там в березах луна заблудилась...
Я пришла от земли,
Где живу, и жила, и родилась.
И народ там совсем другой:
Проще и добрее, что ли?
Там ласкает сухою рукой
Ветер хлебное поле.
Я у поля того на виду,
Вместе с ним и расту и спею,
Ведь не зря же мне на беду
Называют землю моею.
Мне любить ее суждено,
С журавлями, с хлебами и солью,
Где взошло неоднажды зерно
С моей радостью, с моей болью.
СЕЛО.
Много сел есть на земле.
Мне одно лишь снилось.
Пол-России в том селе
.Для меня вместилось.
Что ни встречный здесь — то друг,
Что ни друг — все лучший.
Я касаюсь добрых рук
(Свел нас снова случай)
И жалею, что обнять
Не могу всех сразу.
Все пытаюсь досказать
Радостную фразу,
И сбиваюсь, и смеюсь
С земляками тоже.
Вся моя большая Русь
В их глазах хороших.
Уверяюсь снова в том —
Мне их не покинуть.
Мне расстаться с тем селом,
Словно сердце вынуть.
***
Совсем иначе пахнут,
Зимой в цветах
Совсем иная суть,
К ним тянутся,
Как ночью к огоньку,
И прячут возле сердца,
Чтоб не зябли.
С лица людей
Улыбку не стереть.
А кто кого пытается
Согреть?
ГЕРАНЬ
На зимнем окне распустилась герань.
Холодный рассвет бесцветен.
Донельзя скучна запоздалая рань,
Любой вопрос безответен.
Когда б не зима — я .сошла |бы с ума,
Когда б не (мороз — цвела бы.
Я эту герань посадила сама,
Как шее деревенские бабы.
Мне тоже бог знает что снилось во сне...
Осыпалось в бабьем лете.
Всего и осталось — герань иа окне
Да солнце, что холодом светит.
Станислав Николаевич как учитель, всегда старался поддерживать талантливых детей. В школе он вел литературный кружок, учил ребят писать стихи. И после окончаний занятий выпустил сборник детского творчества «Прикосновение». Это был первый такой сборник в районе и пока единственный.
Станислав Николаевич пишет также большие поэмы, сказки для детей.
(Отрывок из сказки «Сказка об украденном солнце»)
Дети, участники инсценировки сказки.
У С.Н.Михайлова написано много песен о Парфеньеве, ко Дню Победы, к спортивным и молодежным праздникам, и даже гимн Костромской области. Если вы были на концертах в Парфеньевском центре досуга, то слышали его красивые лирические и патриотические песни.
Лишь июльский долгий вечер
Бросит тени, вдоль дорог,
Заварю чайку покрепче,
Дров подкину в костерок.
И не надо из Китая
Привозить заварку мне.
Все у нас произрастает
На родимой стороне.
Вес знакомо, все привычно.
Не испортят цвет лица
Лист брусничный, лист черничный
Да немного чабреца.
Дух смородины и мяты
Пропитает все вокруг.
Нет, такого аромата.)
Не найти нигде, мой друг.
Ни рыбалке, ни охоте
Без него никак не быть.
Хоть разок попьёте,
Век не сможете забыть.
Чтоб на всю хватило ночь.
В лесном краю за дымкой светло-синей
Горит рассвет приветно и тепло.
Там, за лесами, в глубине России
Стоит мое родимое село.
Застыли сосны, словно для парада,
И ширь полей пронзительно светла.
А на холмах Парфеньева Посада,
Как в старину, звенят колокола.
Мое село - истории страница
И отраженье завтрашнего дня.
Здесь земляков приветливые лица
С улыбкой доброй смотрят на меня.
На белом свете сел таких немало.
Наверно, где-то лучше есть края,
Но мне всегда тебя недоставало,
Село родное, родина моя.
ПОСЛЕДНИЙ ГРИБ.
Опали листья. Осень на исходе.
Ждет снега опустелая земля.
Лишь ветер меж деревьев колобродит,
Цветное покрывало шевеля.
Бежит вприпрыжку пестрая тропинка,
За лесом пряча озорной изгиб.
Вдруг выскочил из леса, выгнув спинку,
Застыл передо мною белый гриб.
Давно грибное время отошло.
Но он вступать не хочет в разговоры,
А, может, губы холодом свело.
И ощутив волнение в крови,
Я разом понял, что мы так похожи
С моим лесным нежданным визави.
Нам запах леса ближе и родней.
Вот на дорожке узенькой столкнулись
И словно вдруг поприрастали к ней.
И время тоже замерло, кажись.
Ох, сколько пауз, сколько многоточий
Нам на веку подбрасывает жизнь.
Напоминает чем-то колдовство...
Стоит молчальник - спинка коромыслом.
В нем целый мир... и больше ничего...
Людмила Ивановна Старостина родом из Кологрива. Перед Великой Отечественной войной семья переехала в Ложково, что находится рядом с с.Парфеньево, на родину отца. Здесь прошло ее детство и школьные годы. Людмила Ивановна всегда очень любила читать и учить наизусть стихи. После школы окончила Ленинградский педагогический институт. Работала учителем географии на Дальнем Востоке, на Урале, а в 1977 году вернулась в Парфеньево. В Парфеньеве работала в отделе образования, вела географию в Парфеньевской школе, краеведческий кружок.
Надо отметить еще одну особенность характера Людмилы Ивановны - это ее страсть к путешествиям. Она побывала во многих городах бывшего Советского Союза: в Ялте, Риге, Сочи, Москве, а так же за границей в Германии, Чехословакии. Где бы ни работала Людмила Ивановна, она всегда водила школьников в походы. Ребята получали массу впечатлений, и это оставалось в их памяти на всю жизнь. Парфеньевские школьники (а это кто-то может быть из ваших родителей) вместе с Людмилой Ивановной ходили пешком в поход в Кологрив, побывали в Москве, в Щелыково. усадьбе Островского, ездили на Урал.
В Парфеньеве Людмила Ивановна стала активным членов литобъединения «Надежда». Литобъединение сыграло в ее жизни важную роль. Оно способствовало развитию таланта поэтессы. К Людмиле Ивановне вернулось желание - писать стихи. Один за другим ее стихи стали публиковаться в районной газете, вошли в коллективные сборники литобъединения. А вскоре у Людмилы Ивановны вышла первая книга стихов «Не покидай меня любовь».
К этому времени Людмила Ивановна была уже на пенсии, ей было 65 лет. В следующие 10 лет Людмила Ивановна по-прежнему много писала стихов. Вышли в свет еще два новых поэтических сборника.
Многие стихи Людмилы Ивановны посвящены природе нашего края.
Например, на стихотворение «Малина» Н.Г.Казачкова, преподаватель ДШИ, которую вы, ребята, все хорошо знаете, написала музыку. Получилась песня. Предлагаем вам послушать ее.
Тихо клонится август к осени.
Оставляю свои дела:
Ах, малина, ягода поздняя,
Снова в лес меня позвала.
Ты малина, ягода сладкая.
Может быть, ты разгонишь грусть,
В лес вхожу я одна, с оглядкою.
А с тобой вдвоем не боюсь.
Убывают денечки жаркие,
Их уже не вернешь назад.
Подари мне ягоды яркие,
Дай испить мне твой аромат.
И с корзинами, и с ведерками
Летом каждый к тебе идет.
Ты, малина, ягода стойкая,
Всем хватает твоих щедрот.
Ах. малина, малина спелая,
На беду тебе урожай,
Здесь такие дороги проделаны,
Хоть на тракторе проезжай.
Раздвигаю руками бережно,
Под ногами негромкий хруст.
Не сердись ты, ягода нежная.
Что я твой попримяла куст.
Ты, малина, ягода дивная,
В каждом зернышке красота,
Ведь не зря же и звон — малиновый,
И малиновые — уста.
А вокруг синева и золото,
В небе птицами облака.
Снова сердце забилось молодо.
И походка опять легка.
Возвращаюсь с душистою ношею,
Тихо радость во мне живет...
До свиданья, моя хорошая,
До свидания через год.
(Дети читают стихи Л.И.Старостиной)
Подготовительная работа: I класс разделён на творческие группы, которые собирали материал по теме своей группы
10 09 2014
4 стр.
10 10 2014
1 стр.
Проведение в школах улуса бесед, классных часов, лекций, выставок, круглых столов, конференций, спортивных мероприятий, посвященных 66-й годовщине Победы советского народа в Велико
14 10 2014
1 стр.
10 09 2014
4 стр.
Рекомендации по проведению классных часов для обучающихся 9-11 классов на тему «Пенсионная культура»
25 09 2014
1 стр.
Совещание классных руководителей Рекомендации по проведению классных родительских собраний
25 12 2014
1 стр.
Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ
16 12 2014
5 стр.
Общий объем часов 144. Из них – 10 часов лекции, 38 часов практических занятий, 96 часов – самостоятельная работа студентов
24 09 2014
1 стр.