Перейти на главную страницу
Эффективность использования данной технологии заключается и в том, что становится возможным вовлечь весь коллектив класса в учебный процесс, научить ребят самостоятельно работать с учебным материалом, кратко формулировать, систематизировать и излагать свои мысли, вести конструктивный диалог.
Элементы технологии используются на уроках биологии в 6-8 классах в течение двух лет. Использование системно структурированных схем позволяет систематизировать весь учебный материал изучаемой темы. Схемы изготавливаются в виде раздаточного материала и плакатов. Разработаны схемы по всем темам курсов «Человек и его здоровье», частично по разделам «Общая биология», «Растения». Использование схем позволяет рационально использовать время для углубления и погружения в материал по данной теме. При составлении схемы учащиеся несколько раз повторяют материал по теме и фиксируют его в тетради. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний школьников, учит их кратко, обобщенно излагать мысли, проводить отбор нужных сведений. Такая форма проведения уроков развивает у школьников ответственное отношение при подготовке к предмету и формирует деловые качества. Каждый этап работы со схемой дает возможность раскрыться не только «сильным» » подготовленным детям, но и «слабым» учащимся, что вселяет в них уверенность, желание участвовать в ходе урока. На первом этапе урока при составлении схемы в основном в работу включаются дети «сильные» и подготовленные, на этапе составления понятийного аппарата подключаются «слабые» учащиеся. При использовании данной схемы на последующих уроках, учащиеся перед глазами видят данную схему и здесь подключается зрительная память. Что позволяет лучше запомнить и усвоить материал.
Очень эффективным является применение данной технологии при изучении раздела «Растения» в 6 классах. Например, тема «Вегетативные органы растений» изучается на 14 уроках. Знания, полученные на первом уроке, к 14 уроку забываются, а если учащиеся видят перед собой каждый урок системно структурированную схему всей темы, это способствует закреплению материала.
Кроме этого в своей работе использую зачетный метод контроля. После изучения темы, в течение определенного периода времени учащиеся сдают зачеты и вновь неоднократно обращаются к изученному материалу. Таким образом, закрепляя полученные знания. Например, после изучения темы «Обмен веществ и энергии» мы приступаем к изучению темы «Кожа». Первые 5-10 минут урока использую для повторения, т.е. учащиеся сдают зачеты. Первыми отвечают «сильные» дети. «Слабые», сдают по желанию. Они, прослушав многократно ответы своих товарищей, хорошо запоминают материал. Что помогает им успешно сдать зачет. Есть возможность пересдать материал, если ребенок не удовлетворен результатами. Каждый ребенок понимает важность качества знаний. Из урока в урок мною прослеживается принцип: «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь, уметь, чтобы делать».
В качестве контроля знаний использую технологические карты работы учащихся, где в виде графика изображены результаты работы. Доминирующий характер учебной деятельности является самостоятельная работа. Ученикам дается задание по составлению своей схемы расширенной, дополненной, углубленной. Выполняя это задание, учащиеся творчески мыслят, критически оценивают результаты работ.
Очень эффективно использовать данные схемы при подготовке учащихся к ЕНТ, при подготовке к школьной и городской олимпиаде. В схеме изложен весь материал по определенной теме в краткой форме.
После изучения большей части тем по разделу «Человек и его здоровье», учащимся было предложено составить схемы, которые они бы хотели иметь при изучении определенной темы. Класс разделен на группы, каждая группа выбрала тему и работала с ней. И первые результаты видны. Дети могут составлять схемы, делают их расширенными и углубленными.
На последующих этапах своей работы по данной технологии буду вводить системно структурированные схемы полностью так, как предлагает автор. Результаты первого этапа работы уже заметны, повысился интерес к предмету, возросли успеваемость и качество знаний. Учащимся нравится работать такая форма работы, это видно из их отзывов:
-Интересней и эффективней лично для меня структурированные схемы. Во-первых, их можно красочно оформить - это способствует лучшему запоминанию. Во-вторых, необычная форма работы привлекает дополнительное внимание. Интересно искать дополнительный материал, так как открываешь для себя много нового.
- Со схемой легче запоминать, когда открываешь схему все перед глазами.
- По схеме можно быстро найти нужный материал и легче учить.
Оценка |
Теория |
Практика |
Ситуация. Задачи. |
Высокая |
Дать аннотацию и рецензию учебного материала данной темы. |
Продумать и заполнить схему. |
По каким признакам делят кровь на группы. |
Средняя |
Из чего состоит плазма, ее роль. Гомеостаз. Форменные элементы. Иммунитет. |
С помощью микроскопа на препарате найти форменные элементы крови и заполнить отличительные особенности их. |
Проследить цикл развития эритроцитов и лейкоцитов. |
Низкая |
Проанализировать учебный материал темы «Кровь». |
Найти форменные элементы в мазке «Кровь» и зарисовать. |
Какую роль играет свертывание крови при повреждении сосуда. |
- Знакомство с методической литературой
-Разработка и апробация данной технологии на уроках биологии
- Коррекция накопленного материала и проведение консультаций
- Создание методических рекомендаций по исследованию данной технологии
- Накопление дидактического материала
-Использование элементов технологии
-коррекция действующих программ
- исследование проблем учителя, использующего нетрадиционный подход в обучении.
-Исследование проблем учащихся в условиях системного подхода.
-Обобщение опыта работы по проблеме.
Внедрение элементов технологии в процесс обучения.
- Способность учащихся к целостному восприятию мира.
- Обобщить, закрепить имеющиеся знания учащихся по теме. «Опорно-двигательная система». Осуществить контроль знаний учащихся. Выявить пробелы, с последующей ликвидацией.
- Продолжить развитие творческой активности учащихся. Развить интеллектуальные способности, мышление, речь.
- Продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за своё здоровье, формирование интереса к предмету.
1. Перечислять кости, входящие в отделы скелета
2.Охарактеризовать строение различных по форме групп костей
3.Описать строение скелетных мышц и представлять их классификацию.
4.Объяснять причины утомления мышц и влияние тренировки.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация Power Point, тест, схема опорно-двигательной системы, раздаточный материал
Ход урока.
I.Организационный момент (сообщение темы, целей, мотивации учебной деятельности учащихся)
II Обобщение и систематизация знаний.
По очереди каждый участник отвечает на вопрос по цепочке.
1. Функции скелета. . .
2. Скелет головы. .
3. Скелет головы состоит из двух частей. .
4. Отделы скелета туловище. . .
5. Позвонки состоят из. . .
6. Дуги позвонков образуют. . .
7. Соседние позвонки отделены друг от друга. . ..
8. Плечевой пояс образуют. . .
9. Три отдела скелета верхней конечности. ..
10. Три отдела кисти. . .
11. Три отдела нижней конечности. . .
12. Плотная, сросшаяся с костью оболочка. . .
13. Полости трубчатых костей заполнены.
14. Виды соединения костей…
16. Кости бывают. . .
17. Мышцы прикрепляются к костям с помощью. ..
18. Органические вещества придают кости. . .
19. Неорганические вещества придают кости. . .
20. Мышцы противоположного действия. . .
21. Мышцы, действующие в одном направлении. . ..
22. Понижение двигательной активности. . .
23. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . .
24. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . .
25. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . .
26. Болезненные изменения стопы. . .
27. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .
Типы костей
Кости скелета |
Кости черепа |
Скелет верхних конечностей |
Скелет нижних конечностей |
Грудная клетка |
Лобная |
|
|
|
|
Запястье |
|
|
|
|
Голень |
|
|
|
|
Теменные |
|
|
|
|
Клиновидная |
|
|
|
|
Плечевая |
|
|
|
|
Височная |
|
|
|
|
Берцовая |
|
|
|
|
Грудина |
|
|
|
|
Лучевая |
|
|
|
|
Бедренная |
|
|
|
|
Ребра |
|
|
|
|
Решетчатая |
|
|
|
|
30 % |
Органические вещества кости |
10 % |
вода |
33-34 |
Позвонка |
12 |
Грудной отдел |
23-25 лет |
Растут мышцы |
200 |
Костей |
30-35см |
От глаз до стола |
25 лет |
Формируется скелет |
60 % |
Неорганические вещества |
5 |
Крестец |
3-5 см |
Высота каблука |
4-5 |
Копчик |
7 |
Шейный отдел |
4 |
Изгибы позвоночника |
600 |
Мышц |
30-35 лет |
Утолщение мышц |
Вывих Перелом
Наложить шину, наложить жгут, обработать рану, сделать массаж, приложить холод, доставить к врачу.
7.Страничка: «Это интересно».
Ученые доказали, что кошачье мурлыканье не только выражает довольство жизнью, но и помогает заживлять раны и укреплять костную систему. Домашние кошки урчат с частотой 27-44 Гц. Мурлыканье запускает заживляющий механизм, напоминающий наше ультразвуковое лечение.
Осуществление взаимоконтроля. Выставление оценок.
Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией. Основными факторами применения новых информационных технологий (НИТ) являются: знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; адекватная или заниженная (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию НИТ; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя (педагога и ученика) к их применению.
В образовательном пространстве СШ№10 используются возможности обучения с применением интерактивной доски, электронные учебные пособия по биологии, в той или иной степени пригодных для урочной деятельности, для выполнения домашних работ, самообразования.
По методическому назначению используемые программы можно классифицировать на следующие виды:
1.ведение.
2.Блок информации.
3.Блок практической деятельности.
4.Урок биологии.
Тақырыбы: Адам ағзасы - біртұтас құрылым.
Мұғалімі: Бекбосынова Н.С.
Ашық сабақ – 8 «А» сыныбы. №10 о.м
Мақсаты:
1. Адам ағзасы туралы алған білімдерін қайталау , жасуша, ұлпа , мүше , мүшелер жүйесі деген ұғымдар туралы түсініктерін бекіту, адам ағзасының біртұтастылығын дәлелдеу.
2. Оқушылардың салыстыра білу, кесте толтыру, интерактивті тақтаны меңгеру және танымдылық қабілеттерін, логикалық ойлау қабілеттерін дамыту.
3. Оқушыларды өз денсаулығын күте білуге, дене мүшелеріне немқұрайлы қарамауға үйрету, биологиядан сауатты тұлға тәрбиелеу
Тақтада сурет : Молекула → жасуша, Өсімдік пен жануар жасушасы
Оқушы тақтада жасушаның молекуладан түзілетінін айтып, сипаттама береді.
Өсімдік пен жануар жасушаларын салыстырады , ерекшеліктеріне тоқталады.
- Жасушаның химиялық құрамы қандай еді?
Мұғалім: Қорытындылайды да ,содан соң келесі сұраққа көшеді.
Барлығы орындарында тапсырма орындайды. (жазбаша)
1
Органоид |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
Цитоплазма |
1 |
7 |
7 |
8 |
Ядро |
6 |
1 |
6 |
6 |
Митохондрия |
10 |
9 |
9 |
9 |
Ядроның мемранасы |
12 |
2 |
3 |
3 |
Жасушаның мембранасы |
9 |
8 |
5 |
2 |
Рибосома |
7 |
12 |
10 |
1 |
Тегіс эндоплазмалық тор |
8 |
10 |
11 |
11 |
Түйіршікті эндоплазмалық тор |
5 |
11 |
12 |
12 |
Гольджи жиынтығы |
2 |
4 |
4 |
10 |
Лизосома |
3 |
6 |
8 |
7 |
Ядрошық |
11 |
3 |
2 |
4 |
Центриольдар |
4 |
5 |
1 |
5 |
1оқушы тақтада Жасушаның органоидтарына сурет бойынша сипаттама береді.
Жасушада қандай тіршілік әрекеттері бар? (1 оқушы тақтада тіршілік әрекеттерді сипаттайды).
Мұғалім қорытындылай отырып, Жасушалар бірігіп отырып нені құрайды? –деген сұрақ қояды
II кезең – Ұлпалар.
Мұғалім: Ұлпа дегеніміз не?
Адам ағзасында ұлпаның неше түрі бар?
(1 оқушы тақтада сурет бойынша сипаттайды)
Мұғалім: Олардың қызметтерін анықтау үшін мына кестені толтыру керек.
Кестенің төменгі жағында ұлпаның суреттері. Оқушының мақсаты: Ұлпаның қызметінің қатарына суретін орналастыру.
Ұлпаның қызметтерін жаз |
Суреттері | |||||||||||||||||||
1.Жасушалар бір-біріне тығыз орналасқан, қорғаныш қызметін атқарады. 2.Жасуша аралық заты жақсы жетілген, тірек , қорғаныш және қоректік қызметін атқарады. 3.Негізгі қызметі жиырылып созылу, бұлшықеттің негізін құрайды. 4.Ми мен жұлынның негізін құрайды, негізігі қызметі қозғыштық
|
| |||||||||||||||||||
|
Ендеше келесі кезең :
Мүше дегеніміз не? Қандай мүшелерді білесіңдер?
Оқушы тақтада суреттер бойынша мүшелерді сипаттайды.Содан соң, келесі кезеңге көшеді.
IY кезең. Мүшелер жүйесі.
Мұғалім: Мүшелер жүйесі дегеніміз не?
Физиологиялық қызметіне байланысты қандай жүйелерге бөлінеді? (Оқушының жауабы) Оқушы суреттер бойынша мүшелер жүйесін сипаттайды, әр қайсына тоқталады.
Мұғалім: Қазақ халқы адам денесіндегі мүшелерді қалай жіктеген?
Тақтада қазақ халқының жіктеуі бойынша он екі топтың суреті берілген. Оқушы әр топқа сурет бойынша қысқаша тоқталып өтеді.
Деңгейлер жабық тұрады, тақтаға шыққан оқушы, атап отырып ашу керек.
Ендеше, барлығымыздың он екі мүшеміз сау болсын және оны күте білейік.Ал енді осы білімімізді бекіту мақсатында І қатар және 3 қатар тест жұмысын орындайды және 2 қатар Сөйлемді аяқта. Тапсырмасын орындайды .
А) Анатомия C) Гeнетика E) Социология
B) Физиология D) Психология
2.Жасушаның органоидтары орналасқан:
А) Ядрода С) Мембранада
В) Цитоплазмада D) Жасушаралық затта Е) Митохондрияда
3.Жасуша мембранасының негізгі қызметі:
А) Органоидтарды біріктіру
В) Жасуша мен жасушаралық заттың арасындағы зат алмасу
С) Жасушаның бөлінуіне қатысады
D) Энергияға бай зат түзіледі
Е) Энергияны жинақтайды
А) Сүйек С) Лимфа Е) Шеміршекті
В) Қан D) Көлденең жолақты
5.Тыныс алу жүйесіне жатпайды:
А) Өкпе С) Кеңірдек Е) Бауыр
В) Мұрын D) Ауа тамырлары
6.Кеуде қуысында мына мүше орналасқан:
А) Жүрек В) Бүйрек С)Бауыр D)Тоқ ішек Е)Ұйқы безі
А) Созылу, жиырылу С) Созылу, өзгеру
В) Қозу, жиырылу D) Тек жиырылу Е) Тек созылу
8.Құрсақ қуысында мына мүше орналаспаған
А) Бауыр С) Қуық Е) Ұйқы безі В) Тоқ ішек D) Жүрек
А) Мүшелік деңгей С) Жасушалық деңгей
В) Ұлпалық деңгей D) Молекулалық деңгей Е) Ағзалық деңгей
10.Жүйке жасушасы тұрады:
А) Гормоннан С) Нейроннан
В) Ферменттен D) нәруыздан E) көмірсудан
Тест жұмысы Тақырыбы: «Адам ағзасы және оның құрылысы»
2-нұсқа
1.Ұрық дамығанда ең бірінші пайда болатын ұлпаның түрі:
А) Дәнекер С) Эпителий Е) Көлденең жолақты
В) Бұлшықет D) Жүйке
2.Жасушаралық заты аз, бір-біріне тығыз орналасқан ұлпа:
А) дәнекер ұлпа B)көлденең жолақты бұлшықет
C) көлденең жолақты бұлшықет D) біріңғай салалы бұлшықет
Е) эпителий ұлпасы
А) Сүйек В) Көлденең жолақты С) Қан, лимфа
D) Безді ұлпа Е) Біріңғай салалы бұлшықет
4.Нейрон тұрады:
А) Дене,аксон В) Аксон, дендрит С) Дене, дендрит
D) Тек дене Е) Дене, аксон, дендрит
5.Жасушаның органикалық заттарына жатады:
А) Су, минералды тұздар В) Минералды тұз, көмірсу
С) Нәруыз, су D)Көмірсу, май
Е) Нәруыз, көмірсу, май, нуклеин қышқылдары
А) 45 В) 48 С) 46 D) 47 Е)49
А) Тынысалу жүйесі В) Жүрек
С) Қантарату D) Жүйке жүйесі Е) Асқорыту жүйесі
8.Адамның жануардан негізгі айырмашылығы:
А) Жылықанды В) Сүтқоректілер класына жатады С) Жүрегі төрт бөлікті
D) Ой, сана, сөз Е) Екі бүйрегі бар .
9.Жануар жасушасының, өсімдік жасушасынан айырмашылығы:
A) цитоплазмасы жоқ B) пластидтері, вакуолі жоқ C) тек пластидтері жоқ D) тек вакуолі жоқ E) ешқандай айырмашылығы жоқ.
A) 8 B)9 C)1D)7 E)12
Тест жұмысының жауабын Жауап парағына белгілейді.
Орындап болған соң, тест жұмысын жұптарымен ауыстырып тексереді.
Тапсырма: Сөйлемді аяқта
1.Тірі ағзаның құрылысы, атқаратын қызметі және дамуы туралы ғылым -
2.Жасушаны зерттейтін ғылым -
3.Ақуыз түзілетін органоид -
4. Дененің жабынын құрайтын ұлпа -
5.Күрделі затты жай құрамға ыдырататын күшті биологиялық зат –
6.Құрылыс материалы болатын органикалық зат -
7. Дененің біртұтастылығы реттеледі -
8.Жүйке жасушасы аталады -
9.Қозғыштық және өткізгіштік қызметін атқаратын ұлпа –
10.Бүйрек мына жүйеге жатады -
Сөйлемді аяқта. тапсырмасын мұғалім тақтамен бірге тексереді (ауызша.)
Үйге тапсырма §6. Терминдерді жазып келу.
«Адам ағзасы біртұтас- құрылым» атты сабаққа сараптама
Менің сабағым «Адам ағзасы біртұтас- құрылым» -деп аталды.
Сабақ 8 сыныпта өтті,
Сабақтың түрі: қорытынды –қайталау сабағы .
Сабақтың оқытушылық мақсаты : Адам ағзасы туралы алған білімдерін қайталау , жасуша, ұлпа , мүше , мүшелер жүйесі деген ұғымдар туралы түсініктерін бекіту, адам ағзасының біртұтастылығын дәлелдеу болды .Осы мақсатқа жету үшін, оқушыларға түрлі слаидтар ұсынылды, олардың міндеті слаидтағы суреттерді анықтап, салыстыру, жасуша органоидтарының құрылыстарына , қызметтеріне тоқталу және сипаттау болды.Оқушылар бүл тапсырмаларды дұрыс орындай білді.
Сабақтың дамытушылық мақсаты: Оқушылардың салыстыра білу, кесте толтыру, интерактивті тақтаны меңгеру және танымдылық қабілеттерін, логикалық ойлау қабілеттерін дамыту еді. Оқушылардың дамытушылық қабілеттерін арттыру үшін , оларға « Өсімдік пен жануар жасушасын» сурет бойынша салыстыру, сурет бойынша кестедегі ұлпаның қызметтерін анықтау ұсынылды , ол тапсырмаларды оқушылар қиналмай қызығушылықпен орындап шықты.
Сонымен қатар логикалық ойлау қабілеттерін дамыту мақсатында, балаларға « Жасушаның» суреті берілді , ол суретте сандармен органоидтары белгіленген , дұрыс жауабын кестедегі төрт нұсқаның ішінен табу керек болды, осы тапсырманы орындауда оқушылар қиналды.Себебі, сыныптың 25 оқушысынан, не бары 10 оқушы дұрыс орындап шықты.Осыдан мен келесі сабақтарда осындай тапсырмаларды көбірек беру керек екендігін ойға түйіндедім. Ал, интерактивті тақтаны оқушылар жақсы меңгергендігін көрсетті, олар қаламмен қобалжымай, қиналмай жазып, тез арада тақтаны ашып жұмыс істей білді.
Осы мақсатты орындау барысында оқушыларға адам ағзасының жасушадан бастап құрылысын (мүше, ұлпа, оның түрлері, ағза ) қайталап, олардың бір-бірімен байланысына тоқталдым және ол мүшелер жеке тіршілік ете алмайды, олардың қызметі гуморальды және жүйке жүйесі арқылы реттелетініне тоқталып, Адам ағзасы біртұтас – құрылым екендігін дәлелдеп, көз жеткіздім.
Адам жасынан денсаулығын күте білу керек , ең басты байлық ол денсаулық деп сабақты қорытындыладым.
Сабақ қорытынды – қайталау сабағы болғандықтан, мұғалім тек бағыт беріп, қорытындылап отырды. Оқушылар сабақтың барлық кезеңдерінде де, жоғары белсенділік танытты.
Оқушылардың белсенділігіне, жауабына қарай түсінгенім,сабақтың алдына қойған мақсатыма жеттім деп ойлаймын.
Сабақтың кемшіліктеріне келетін болсақ, оқушылар логикалық ойлау тапсырмаларын қинала орындады , сондықтан күнделікті сабақтарда логикалық ойлауға тапсырмалар жиі-жиі беріп отырып, осы қабілеттерін дамытуды жоспарлау.
Сабақ қорытынды –қайталау сабағы болғандықтан, үй тапсырмасына
Жаңа тақырып : «Ішкі секреция бездері» алдын ала оқып келуге тапсырылды.
С принятием РК устойчивой стратегии развития, озвученной Президентом страны, изменилась роль образования в решении общественно-важных проблем. Президент подчеркнул: «Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и недопустимости экологической жесткости и безграмотного отношения к нормам экологической культуры, то он станет основой воспроизводства здоровья населения и высокой его работоспособности».
В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела:
1. К резкому ухудшению состояния здоровья населения Казахстана, в частности детского.
2. Катастрофический демографический сдвиг привел к резкому сокращению численности населения, а так же биологической и психологической деградации людей.
3. Одной из причин экологического неблагополучия, как проблемы XXI века является отсутствие экологического самосознания у человека, четкой позиции на природоохранную деятельность и загрязнения окружающей среды.
Мы видим, что существует ряд объективных проблем для создания благоприятной среды человеку. Эти проблемы выходят из ряда педагогических, так как имеют социальное значение, но с помощью спланированной системы экологического воспитания школа способна подчинить влияние окружающей среды воспитательным целям.
В рамках системы экологического воспитания школы функционируют разработанные мною социально-значимый проект «Есть идея!».
Моделирование типа личности обладающей экологической культурой через мероприятия природоохранного агентства.
Комплексное применение действий экологического агентства по приобщению детей к природе.
Планирование проектировочных и продуцирующих действий по преобразованию внутришкольной среды и благоустройству природного ландшафта.
Использование механизмов обуславливающих возможность ставить и определять цели посредствам понятий «Иметь», «Уметь», акцентированных на корректировку представлений личности об экологической обстановке Республики Казахстан – основа реализации проекта.
В школе организована работа экологического агентства любителей и защитников природы.
Данное направление включает мероприятия творческого и практического характера, которые реализуют следующие принципы педагогической техники:
Для проведения мероприятий используем формы:
Следующее направление проекта «Природоохранных альманах».
Важнейшими компонентами мероприятий «Природоохранного альманаха» являются:
Формы организации познавательной деятельности учащихся в мероприятиях:
Широко мыслить, понимать, что создать комфортную экологически чистую среду сможет сам человек посредствам проектирования зеленых интерьеров помещений и ландшафтов.
Дети работают над разработкой проектов, выступая в роли специалистов:
Ландшафтный дизайнер, Цветовод, Художник декоратор
Для достижения поставленных целей применяем: научный метод, метод поисковой деятельности и метод самостоятельной работы. Разработанные учениками проекты утверждены на областном семинаре, который проходил в рамках средней школы №17.
Школа является активным участником социально-значимых акций школы и города:
Личность выпускника, информированного в области экологических и валеологических знаний, умеющего жить в согласии с природой.
Чтобы любить природу, надо хорошо знать её. Перед современной школой стоит задача не только обеспечить учащихся знаниями, но и привить интерес и любовь к природе. С целью повышения экологической культуры, формирования экологического мышления учащихся, активной жизненной позиции в создании здоровьесберегающей среды, в школе была разработана эколого-валеологическая программа «ЭКО-ключ». И важное место в познании природы отводится работе школьных ЭКО-отрядов на пришкольном участке. Деятельность школьных экологических отрядов направлена на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы. Эколого-ландшафтный подход к оформлению пришкольного участка способствует формированию у учащихся ответственности за экологическое состояние окружающей среды.
Для четкой организации проведения летней практики из классов формируются отряды, каждый отряд определяет свое название и девиз. Отряды работают по графику, в соответствии с планом работ на пришкольном участке.
Отряд |
Девиз отряда |
Дата прохождения практики |
Вид работы |
Руководитель отряда |
8 «А» класс «Зеленый патруль» |
«Зовемся «Зеленым патрулем» Природу нашу стережем. Ежедневно охраняя, Богатство наше сбережем!» |
29.05 - 3.06 |
Посев и полив цветников, саженцев берез. |
Нугуманова Н. К. |
5 «А» класс «Эко-спасатели» |
«Всегда вперед! А это значит что-то. Нам будет путь не интересен без преград. Помочь природе – такая вот работа. Не надо нам за это никаких наград». |
Уборка территории от мусора, покос травы. |
Мусина З.А. |
Началом работы считаются последние дни мая, однако в течение всего учебного года ведется подготовительная работа. Группы старшеклассников – из числа учащихся профильного биологического класса – защищают ландшафтно-дизайнерские проекты. Эти идеи и находят воплощение на пришкольном участке. Поэтому, пришкольный участок можно назвать лабораторией эстетической экологии, так как окружение оказывает заметное воздействие на его состояние.
Работа на пришкольном участке помогает каждому школьнику ощутить себя в роли декоратора, если подойти к самому процессу работы творчески, поэтому мы рекомендуем:
Процесс познания начинается с практики, с чувственных восприятий, от них переходит к обобщению, к абстрактному мышлению.
Исходя из особенностей процесса познания и особенностей познавательной деятельности учащихся, учитель выбирает такие методы и методические приемы, такое их сочетание, которое обеспечило бы лучшие результаты в решении учебно-воспитательных задач.
Наибольшее значение приобретают методы, связанные со спецификой биологических дисциплин. К ним относятся наблюдения, опыты с растениями, практические работы по их выращиванию.
На школьном участке можно проводить опыты с тюльпанами, пионами, флоксами, розами. При проведении опытов, учащиеся закрепляют знания по размножению растений разными способами, по применению подкормки в разные сроки вегетационного развития растений. Например, тема опыта: «Вегетативные способы размножения пионов».
Ход опыта:
1.Выкопка кустов. Перед делением кусты пионов бережно выкопать, слегка очистить от земли и оставить на сутки, для того чтобы толстые корни их слегка подвяли и стали менее ломкими. Тонкие корни сразу после выкопки кустов присыпать землей.
2. Деление кустов. Материнский куст пиона разделить на части так, чтобы каждая из них имела 3-4 хорошо развитые почки. Разрезать осторожно острым ножом, срезы присыпать древесным углем.
3. Подготовка посадочных ям. Ямы выкопать глубиной и шириной 60-70 см. На дно ямы поместить слой перепревшего навоза, смешанного с землей, плотно утрамбовать его. Сверху заполнить яму почвой.
4. Посадка. Кусты высадить на расстоянии 1 м друг от друга. Саженец поместить в центре посадочной ямы и засыпать смесью почвы. Почву уплотнить и полить. При сильном оседании земли, корневище поднять и подсыпать под него почвы (конец августа - начало сентября).
5. Уход. С наступлением холодов высаженные кусты укрыть любым утепляющим материалом. Весной до появления ростков, укрытие снять, а с появлением ростков, произвести рыхление почвы. В сухую погоду необходима регулярная и обильная поливка.
6. Подкормка. Первая подкормка проводится весной азотным удобрением (апрель-май) Вторая подкормка – в период бутонизации полным минеральным удобрением. Третья подкормка - после отцветения фосфорно-калийным удобрением.
Для стимулирования работы учащихся были разработаны критерии оценивания летней практики. Согласно приказу по школе, оценка выставляется по предмету «биология» в первый день занятий нового учебного года.
Среди школьников широко распространено табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, безнравственное поведение и т.д.
Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью.
В долгосрочном приоритете "Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана" в послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "КАЗАХСТАН - 2030" указывается: "Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Для чего должна быть развернута наступательная, информационная и образовательная компания в пользу здорового образа жизни и правильного питания, правил гигиены и санитарии".
Привитие школьникам навыков личной гигиены, всех аспектов валеологии будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний.
В Постановлении Правительства Республики Казахстан № 905 от 30 июня 1999 г. (Комплексная программа "Здоровый образ жизни", глава 4.3) отмечена необходимость:
- усиления роли системы образования в формировании здорового образа жизни учащихся;
- внедрения в базисный учебный план системы образования предмета валеологии.
Внедрение в 1998 году в школьную программу предмета «Валеология» - большой успех казахстанского общества. Наша страна внедрила его одной из первых в СНГ.
Я стала участником семинара организованного Фондом Сорос-Казахстан, который проходил в марте 1998 года для учителей образовательных школ по программе «Пропаганда здорового образа жизни». Обучение учителей осуществлялось по следующим вопросам:
1. СПИД
2. Профилактика алкоголизма и наркомании
4. Сексуальное воспитание
5. Конфликтология
6. Здоровое питание.
В ходе семинара нам были предложены активные формы (игры и ролевые игры) и методики, которые можно использовать на уроках валеологии, такие как:
- «Партнеры по обучению»
- Похороны «Я не могу»
- Гений во мне (мои недостатки и мои достоинства)
- «Ледокол»
- «Мозайка»
- «Решения, которые я принимаю»
- «Добро пожаловать»
- «Как я себя ощущаю: бабочка»
- Создание «зонтика» чувства самоуважения
- «Бумажный змей» ит.д.
В октябре 2005 года Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Департамента образования Костанайской области акимата Костанайской области состоялся семинар «Программное обеспечение уроков валеологии в школе» для учителей валеологии, на котором нас познакомили с новой программой «Валеология – как быть здоровым», по которой мы сейчас работаем.
Программа "Валеология - как быть здоровым" представляет собой единый целостный курс, построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего характера обучения, систематичности, преемственности.
Целью программы "Валеология - как быть здоровым" является формирование основ здорового образа жизни и принципов валеологии, выработка гигиенических навыков и мотивации к здоровым потребностям, практическое применение методов оздоровления.
Задачи программы:
- формирование у учащихся научного мировоззрения о здоровом образе жизни;
- выработка мотивации здорового образа жизни;
- повышение физического развития учащихся;
- формирование элементарных гигиенических навыков ведения здорового образа жизни;
- предупреждение инфекционных заболеваний среди учащихся;
- формирование ответственного отношения к собственному здоровью;
- формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотическим, токсическим и другим вредным веществам.
Содержание программы "Валеология - как быть здоровым" предусматривает изучение основ здорового образа жизни, а структура определяется соответственно возрастными особенностями учащихся и уровнями их развития.
Привитие школьникам навыков личной гигиены способствует повышению общей и санитарно-гигиенической культуры, профилактике травматизма, близорукости, нарушений осанки и др. заболеваний.
Объем учебной нагрузки по программе:
1. Начальная ступень школы (1-4 классы) - 34 часа, 1 раз в неделю;
2. Основная ступень школы (5-9 классы) - 34 часа, 1 раз в неделю;
3. Старшая ступень школы (10-11 классы) - 34 часа, 1 раз в неделю;
В программе "Валеология - как быть здоровым" обучение и воспитание направлено на ознакомление учащихся не с отдельно взятым направлением, а с комплексом знаний, обеспечивающих овладение гигиеническими основами формирования здорового образа жизни. В программе тематика учебного материала усложняется и углубляется из класса в класс.
Программа состоит из следующих структурных компонентов:
1. Объяснительная записка.
2. Базовое содержание образования.
3. Распределение базового содержания по классам.
4. Требования к уровням подготовки учащихся.
Основная тематика программы "Валеология - как быть здоровым" для 1- 11 классов:
1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Гигиена - основа сохранения здоровья.
3. Организм человека.
4. Основа здоровья - физическая культура, двигательная активность, закаливание.
5. Рациональное питание.
6. Профилактика инфекционных заболеваний.
7. Профилактика соматических заболеваний.
8. Профилактика травматизма и отравлений организма.
9. Вредные привычки.
10. Нравственно-половое воспитание.
11. Психическое здоровье.
12. Конфликты и здоровье.
13. Экология и здоровье.
14. Нетрадиционные методы оздоровления.
15. СПИД и ИППП.
Программа предусматривает как теоретическое изучение нового материала, так и выполнение практических работ. В каждой параллели, начиная с 1 по 11 класс по 12-13 практических работ.
За 10-летний период реализации этой образовательной программы разработаны стандарты формирования здорового образа жизни в системе образования, изданы учебники по валеологии (для 2-4 класса; 5 -6 класса; 7 -8 класса, А.С.Адылханов, К.А. Жанабердиева), электронные учебники, изучены особенности формирования поведенческих факторов риска и распространенности заболеваний в школьной среде.
«В настоящее время в Казахстане наблюдается тенденция к сокращению количества часов по программе, снижению охвата учащихся предметом «Валеология». Если в 2003 году им было охвачено 93% учащихся, то к 2007 - не более 60%.
В Казахстане каждый год ОРВИ заболевают 2 млн. детей и подростков, остро-кишечной инфекцией - до 20000, гепатитом - до 14000, туберкулезом - до 4000 детей. Эти цифры являются основными показателями уровня знаний и навыков детей по здоровому образу жизни. С 2002 года осуществляется ежегодный профилактический осмотр детей школьного возраста.
По итогам 2007 года на первом месте стоят болезни органов зрения, на втором – болезнь костно-мышечной системы (15%).
В последнее время среди детей школьного возраста идет рост заболеваний органов пищеварения - 14%, органов дыхания - 11%, нервной системы - 10%. Было сообщено, что табакокурению подвержены 23% детей старше 12 лет, среди детей с 8 до 10 лет курят от 8% до 17%. Дети старше 12 лет минимум два раза в месяц употребляют алкоголь. Эта цифра составляет от 10% до 21%. Активно физической культурой и спортом занимаются от 23 до 27%.
Валеология должна быть обязательным школьным предметом. Здоровые дети – это здоровая страна в будущем.
На уроках, помимо изучения теоретического материала, ученики закрепляют полученные знания рисунками, выполняют практические работы по составлению режима дня, рациона питания, комплекса утренней зарядки и т.д. В среднем и старшем звене рисуем уже мало, выполняем практические работы, отвечаем на вопросы тестов и анкет, пишем сочинения, участвуем в викторинах, ролевых играх и т.д.
Валеология – плодотворная почва для проведения:
- интегрированных уроков,
- внеклассных мероприятий,
- ведения научно-исследовательской работы, по выявлению проблем, связанных со здоровым образом жизни подростков:
1) Интегрированный урок (валеология + математика) «Давайте считать калории».
2) Интегрированный урок (химия + валеология) «Значение металлов в природе и жизни человека».
3) Интегрированный урок (биология + валеология) «Пищеварение в ротовой полости».
4) Интегрированный урок (биология + валеология + физическая культура) «Работа мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».
Внеклассные мероприятия:
1) Валеологическая викторина «Курение- враг здоровья».
2) Валеологическая игра «Твое здоровье».
3) Валеологическая викторина «У природы на пороге».
4) Путешествие на поезде «Здоровье».
5) Устный журнал «Кожа – зеркало здоровья».
1) 1998 год «Курение среди подростков, Причины вызывающие курение» 8 класс Бортник Надежда (3 место).
2) 1999 год «Влияние курения на успеваемость учащихся» 9 класс Бортник Надежда.
3) 2001 год «Причины утомления и снижения интереса к учебе» 11 класс Долгирева Наталья и Федоренко Елена (работу отметили).
4) 2004 год «Организация сна школьника, ее влияние на работоспособность и успеваемость».
5) 2006 год «Миопия, причины ее возникновения у подростков»,
9 класса Минакова Марина (3 место).
6) 2007 год «Осанка. Причины нарушения осанки у школьников».
8 класс Науменко Татьяна.
Приобретенные школьниками гигиенические знания по формированию здорового образа жизни станут надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан Республики Казахстан.
С этих позиций воспитание и обучение по программе "Валеология - как быть здоровым" приобретает актуальную, социальную значимость, требует активной стратегии формирования здорового образа жизни школьников и становится созвучной стратегии "КАЗАХСТАН-2030".
Методические разработки уроков валеологии
Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров» представляет собой систематизированный материал об аттестации учителей би
15 12 2014
5 стр.
Сборник «Материалы городской олимпиады профессиональных знаний учителей биологии и химии», 2007г., г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная
25 12 2014
4 стр.
Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района рт
14 12 2014
3 стр.
Ознакомление педагогических работников с Положением об аттестации педагогических работников, графиком аттестации
13 10 2014
1 стр.
Продолжено освоение теоретического и практического содержания технологий, которые работают в рамках буп 2004
07 10 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии
18 12 2014
1 стр.
Информация о молодых специалистах, поступивших на работу в оу в текущем учебном году
05 09 2014
2 стр.