Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»



Материалы

творческих отчетов учителей биологии, химии в рамках аттестации педагогических кадров

(2008-2009 учебный год)


г. Костанай, 2009г.








Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров», 2009 г., г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная

Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров» представляет собой систематизированный материал об аттестации учителей биологии и химии. В данном пособии представлены творческие отчеты инновационной деятельности педагогов.

© городской методический кабинет













Материалы Творческих отчетов аттестуемых учителей
Системный подход

к формированию экологической культуры учащихся
Валиева Н.Н., учитель химии сш №17

Экологическое образование должно сформировать убежденность каждого человека в объективной необходимости приоритета общечеловеческих ценностей. Значительную помощь в решении этой сложной педагогической задачи может оказать изучение глобальных геоэкологических проблем, которые влияют на всех людей без исключения, проявляются в любой точке земного шара. Достаточно вспомнить эколого-географические последствия глобального потепления климата, антропогенные изменения среднеформирующих функций Мирового океана, проблемы озонового экрана, экологические следствия глобального изменения естественного и радиоактивного фона.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностей ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью людей. Экологическое образование призвано внедрять в массовое сознание идею ответственности человека за качество окружающей среды и сформировать осознанное к ней отношение.

Задачи экологического образования представляются в единстве процесса обучения, воспитания и развития личности. Обучение – формирование знаний об экосистемной организации природной системы Земли в границах обитания человека. Системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – убеждение в возможности решения экологических проблем: стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Принципы построения системы экологического образования:

- принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на земле, спасения человечества от экологических катастроф;

- принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной информации об организованности биосферы, как среде жизни человечества. Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, химических, биохимических и географических аспектах биосферы;

- принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций;

- принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить локально;

- принцип интеграции естественно-научных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

- принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности.

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато и, самое главное, делается, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно это объясняется и трудностью точного определения, что такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура»-это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности, по нашему мнению, должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное определение и характеристику основных 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы, глобальные экологические проблемы, экологические факторы, абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы, экологическая экспертиза, мониторинг, экосистема, смог, озоновая дыра, исчезающий вид, вредитель, гербицид, пестицид, инсектицид, ДДТ и т.д.

- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэннон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.

- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП); Римский клуб; Гринпис; Каспий табигаты и др.

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия – природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Это достигается с постановкой таких примерно таких вопросов, как: «Каковы последствия чрезмерного использования пестицидов в сельском и лесном хозяйстве?»; «Справедливо ли мнение, что волки истребляют травоядных животных? И увеличится ли поголовье травоядных, если уничтожить волков?»; «Почему в западных странах стоки промышленных и бытовых (ванны, моечные, прачечные и т.п.) вод отделены? Имеет ли это отношение к утилизации отходов?».

Задавая вопросы такого характера, можно выяснить качество и глубину экологического мышления.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих базовых принципов.

Широта отношения к природе, которую можно установить, если будут получены ответы на вопросы следующего характера: « Как вы считаете, надо беречь природу только своего края или всей земли? Можете ли вы реально помочь Африке в ее борьбе с международными браконьерами – охотниками за носорогами? Не лучше ли здесь бороться с браконьерами, уничтожающими «наших птиц и животных?» или «Можно ли любить всех кошек и бездомных в том числе, и кормить их, особенно зимой? Или лучше кормить, но досыта, свою кошку или собаку и считать тем самым, что долг перед природой выполнен?» и т.д.

Интенсивность проявления отношения к природе: « Готовы ли вы пожертвовать своим покоем ради спасения животных?» или «Активисты «Гринписа» для спасения животных иногда рискуют собственной жизнью. Оправдано ли это?» и т.д.

Осознанность отношения к природе можно установить с помощью таких вопросов, как: Люди в большинстве своем не обижают детенышей животных и птенцов. Каковы причины такого отношения?» и т.п.

Устойчивость и стабильность в отношениях с природой. Здесь могут быть использованы такие вопросы: «Кормите ли вы птиц?» с вариантами ответов: «Каждую зиму постоянно, например уже в течение 5 лет; иногда; нет; свой вариант».

Характеристика потребительского отношения к природе. Вопросы должны быть примерно такого характера, как: «Нужны ли комнатные растения человеку?» с вариантами ответа: «для души, так как радуют глаз; для очищения воздуха в помещении, вырабатывают кислород и т.д.; не мешают, но и особой нужды в них нет; свой вариант» и т.д.

Поведение экологически культурной личности включает и соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот рациональность в отношении к природе; значимость или малозначимость природы; гармоничность или несогласованность в отношении к природе; принципиальность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия: отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; этическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы.

Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе.

Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должен быть отлажен «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренне более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование, невозможно друг без друга, у личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, - проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.


Эффективность использования технологии системного подхода к интенсификации учебного процесса на уроках биологии в повышении качества обучения
Буяльская Е.А., учитель биологии СШ№8

Главной целью обновления системы образования Р.К. в соответствии с принципами гуманизации, демократизации является формирование саморазвивающейся личности, способной самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, что требует создания соответствующих средств и условий эффективного управления познавательной самостоятельностью учащихся, ибо человеку свойственно стремление к самостоятельности, самовыражению, собственному жизнетворчеству. «Познавательная самостоятельность» рассматривается как качество личности, характеризующееся следующими факторами: владением опорными знаниями, умениями, навыками; умением приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе и со способностью достигать цели деятельности без посторонней помощи. Важным резервом в формировании познавательной самостоятельности обладает педагогическая технология.

Эффективность использования средств педагогической технологии по системному подходу в управлении познавательной самостоятельности обеспечивается благодаря качественно новыми в технологии психолого-педагогическими условиями: принять ребенка таким, каков он есть, с возможностью раскрытия способностей каждого, повышение информационной емкости занятий за счет блочного системного структурированного представления информации, введение блочно-модульной системы контроля качества знаний, стимулирования самосовершенствования, что обеспечивает непрерывное многоуровневое развитие мотивации к учению.

Интенсификация учебного процесса включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов и факторов, взаимодействующих между собой и позволяющих получить интегральные результаты повышения эффективности и результативности процесса и деятельности его участников. Особое значение в этой связи имеют системные представления и системный подход.

К основным целям интенсификации учебного процесса можно отнести:

- обеспечение ускоренного развития учебного заведения (вуза, школы и т.д.);

- повышение и развитие научного, методического, кадрового, инновационного и иного потенциала учебного процесса и учебного заведения;

- повышение результативности и эффективности учебной, научной, производственной и иной деятельности участников учебного процесса и специалистов;

- оптимизацию учебного процесса;

- минимизацию затрат (временных, трудовых, ресурсных, психических и т.д.);

- ускоренное воспроизводство у участников учебного процесса и выпускников общей и профессиональной культуры, системного мышления, умений и навыков интенсивного поиска и решения поставленных задач и т.д.

Необходимость интенсификации учебного процесса может обуславливаться не только вышеприведенными целями, а также:



  1. внешними условиями и факторами

  2. потребностями и стремлением участников учебного процесса к своему ускоренному развитию и повышению качества и эффективности учебного процесса;

  3. требованиями ресурсо- и энергосбережения;

  4. внутренними (личностными) мотивами участников учебного процесса.

Под интенсификацией учебного процесса мы понимаем обеспечение

(или повышение) планируемой результативности и эффективности учебного процесса как целостной системы в определенный (или меньший) промежуток времени при минимизации затрат.

На современном этапе интенсификация учебного процесса должна идти по пути, прежде всего активизации познавательной деятельности учащихся, ускоренного воспроизводства у них культуры учения, поведения и деятельности, а не за счет увеличения объема информации в единицу времени.

Т. Галиев разработал технологию обучения с опорой на психологическую передовую практику, с развитием навыков системного мышления, с формированием и развитием у обучаемых способности к самоуправлению.

В работе Т. Галиева предложена организационно - методическая система, использующая элементы В.Ф. Шаталова, проблемного и программированного обучения и включающая: блочное планирование и блочный контроль знаний систематический само- и взаимоконтроль; максимальное повышение самостоятельности в процессе получения знаний; систематическое повторение материала и методов активного обучения. Автор предлагает при изучении определенной темы на первом уроке составить системно структурированные схемы. На последующих уроках углублять знания, по теме используя данную схему.

Модель системного структурирования и представления

содержания обучения (изучаемого объекта)

Системный анализ и

обобщение данных

Целепологание


Теория или

основное

содержание

изучаемой

информации

(изучаемого

объекта)

Практическая реализация полученных знаний и поставленных целей

Выполнение программы



Влияющие факторы и последствия

Исследование

Моделирование



Опыт решения поставленных задач и реализация личностных программ учащихся

Проблемы

и проблемные ситуации

Прогнозирование и

планирование



Графическая иллюстрация теории или основного содержания изучаемой информации

Системно структурированные схемы один из методов структурирования изучаемого материала на основе системного подхода, реализующего системный, проблемный, исследовательский, инновационный и деятельностный подходы в учебном процессе, учебной и познавательной деятельности учащихся. В структуру схемы включены: основная теория или основное содержание изучаемого материала; системный анализ и обобщение данных; исследование; практика; опыт; влияющие факторы и последствия; проблемы и проблемные ситуации; графическая иллюстрация основной теории или основного содержания изучаемого материала.

Предлагаемое системное структурирование и преставление изучаемого материала может существенно дополнить существующие методы работы с литературой, способствуя одновременно формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к решению поставленных задач.

При работе с изучаемой информацией осуществляется сначала предварительное, а затем уточненное, целенаправленное распределение ее по всем указанным выше разделам системно структурированной схемы. Отбор информации, в случае отсутствия соответствующих навыков, ведется отдельно для каждого раздела. Со временем, даже при небольшой практике, набор информации ведется по всем разделам одновременно.

Автор выделяет три основных этапа в проведении занятий:

1 этап: Подготовительный.

К первому этапу относятся следующие мероприятия:



  1. Системное структурирование изучаемого материала;

  2. Разработка и изготовление плакатов и раздаточного материала с системно
    структурированными схемами

  3. Разработка конкретных ситуаций

  4. Накануне изучения того или иного раздела, распределение докладов, обзоров
    или сообщений по рекомендуемой литературе

  5. Назначаются докладчики, содокладчики и оппоненты.

  6. Объясняется порядок формирования и формулирование вопросов, которые
    должны излагаться в сжатой, лаконичной форме и обязательно фиксироваться
    учащимися в своих тетрадях

  7. В течение изучения определенного раздела или темы общий плакат находится
    в поле зрения всех учащихся

  8. Осуществляется прогнозирование ожидаемых результатов и планирование
    необходимой деятельности учащихся и преподавателя

2 этап: Изучение учебного материала:

Изложение учебного материала, его обсуждение и изучение ведется в соответствии с рабочей программой дисциплины и предлагаемым системно-структурированным содержанием образования. Периодическое обращение к схемам позволяет рассматривать изучаемый материал с разных позиций; системного анализа, влияющих факторов, проблем и проблемных ситуаций, исследований и практического решения поставленных задач.



3 этап: Системное изучение конкретных ситуаций.

Системное изучение и реализация конкретных ситуаций относится к числу методов активного обучения и отличается следующими основными признаками:

-развитие умений ориентироваться в различных учебных, научных и иных
ситуациях

-системностью изучения конкретной ситуации, ее обсуждение и поиску путей


реализации

-возможностью коллективного изучения ситуации, ее оценки и выработки


различных вариантов реализации

-возможностью неоднократного обращения к изучаемому материалу

-развитием умений работать с литературой

В данной работе автор предлагает несколько вариантов технологических карточек самостоятельной работы учащегося. В структуру карточки входят: предмет (дисциплина); раздел (тема, вопрос и т.д.); вопросы (действия и деятельность) для оценки (самооценки); фамилия и имя учащегося; уровень знаний и умений: высокий, средний, удовлетворительный. Качественные оценки, отмечаемые в технологической карточке, соответствуют традиционным количественным: высокий уровень – отлично (5), средний уровень – хорошо (4), удовлетворительный уровень – удовлетворительно (3). Для коррекции и аттестации знаний и умений используются специальные карточки с разноуровневыми вопросами, задачами и заданиями соответственно высокого, среднего и удовлетворительного уровня: теоретические вопросы, задачи и задания, требующие знаний и умений в объеме учебной программы, с элементами творчества и системного подхода.



Технологическая карта работы учащихся

работь


I учащихся

Дисциплина

Биология

Раздел




Обмен веществ и энергии. Выделение

Кожа. Железы внутренней секреции

Нервная система

Вопросы для

оценки
Ф.И. уч-ся



Теория




Практика




Лаборатор -ная работа























































Иванов Александр

5



































































Александр


4





































































3





































































2



































































следующая страница>


Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров»

Сборник «Материалы творческих отчетов учителей биологии и химии в рамках аттестации педагогических кадров» представляет собой систематизированный материал об аттестации учителей би

924.38kb.

15 12 2014
5 стр.


Сборник «Материалы городской олимпиады профессиональных знаний учителей биологии и химии»

Сборник «Материалы городской олимпиады профессиональных знаний учителей биологии и химии», 2007г., г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная

712.68kb.

25 12 2014
4 стр.


В сборник включены материалы педагогических работников образования Азнакаевского муниципального района в рамках аттестации 2010

Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района рт

748.25kb.

14 12 2014
3 стр.


План подготовки и проведения аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году

Ознакомление педагогических работников с Положением об аттестации педагогических работников, графиком аттестации

24.67kb.

13 10 2014
1 стр.


Анализ плана работы районного методического объединения учителей биологии и химии за 2011-2012 учебный год

Продолжено освоение теоретического и практического содержания технологий, которые работают в рамках буп 2004

33.99kb.

07 10 2014
1 стр.


Перспективный план аттестации педагогических кадров кгкоу скши 8 вида 4 по состоянию на 01. 09. 2012г
157.49kb.

15 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки» Белки жизнь Интегрированный урок биологии и химии. Учебно-воспитательные

Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии

75.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа обучения и развития педагогических кадров. I. Аналитическая справка: Информация о составе педагогических кадров

Информация о молодых специалистах, поступивших на работу в оу в текущем учебном году

470.24kb.

05 09 2014
2 стр.