Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1











СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПОСИДЕЛОК

На сцене уголок быта начала века: лавка, стол с самоваром, прял-ка, на полу половики и т.п. Книжная выставка-панорама «Свет души веской». На стенах плакаты:

«Кто любит песни, игры, шутки,

Загадки, пляски, прибаутки,

Спешите поскорее в зал

На наш фольклорный карнавал!»

«Доброму человеку — что день, то праздник».



В зале столы, накрытые к чаю. Действующие лица, участники: Красны Девицы — Алена и Кате­рина, все гости.

АЛЕНА. С тех пор как деревен-сие посиделки собирали наших

бабушек, много воды утекло, То что много, что не каждый нынче знает:

посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена-летопроводца. Полевая страда завершалась, до-машняя — начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. жужжали прялки, лилась протяжная ;песня, вспоминались старинные Предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились... Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на поси-;лках собраться.

КАТЕРИНА (обращаясь к гос-Тям). сядем рядком да поговорим

ладком, самовар кипит, уходить не велит.



Гости пьют чай с блинами.

АЛЕНА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовёт исконно русские напитки?

(Сбитень, квас, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы).

Одни напитки согревали, дру­гие — освежали, третьи — утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные продукты ис­пользовались.

КАТЕРИНА. А помните ли вы, какая пища на Руси в древности считалась ритуальной?

(Хлеб, каша, блины).

И вот почему. Чтобы пригото­вить эти блюда, нужно обеспечить союз Огня, Воды, Зерна. Все эти три сути являлись Божествами. Когда мы печем блины? На по­минки, на Масленицу. На Масле­ницу праздновали воскрешение Солнца, Жизни, Весны. Круглый блин схож с солнцем.

А какие еще народные праз­дники вы знаете?

(Ивана Купалы, Святки, Трои­ца, Пасха).

АЛЕНА. Попробуйте отгадать, о каких праздниках сейчас пойдет речь.

В этот день всех купают в реке, обливают водой. Вечером, у кост­ра, поют песни, пляшут. В полночь собирают по речке червячка-свет­лячка. Кто найдет светлячка в па­поротнике или на цветке, тот счас­тлив, а кто на листе — тому счастья нет.

(Иван Купала — 7 июля).

В прошлом — славянский язы­ческий Ярилин День. С вечера, в канун праздника, всю ночь водят хороводы, варят обрядовую кашу — ячменную и пшенную, юноши и девушки заключают обрядовый союз верности и взаимовыручки.

(День Петра и Павла — 12 июля).

Праздник дошел до нас из язы­ческой древности как день Вели­кого Грома, Молний дожденосно-го Громовержца Перуна. Утром в

праздничных одеждах люди шли в церковь, после литургии перед цер­ковью служили молебен — проси­ли дождя. Затем всенародный крес­тный ход обходит усадьбы, огоро­ды, луговины, поля, окропляя их водой.

(Ильин день — 2 августа). КАТЕРИНА. Основу большин­ства народных праздников состав­ляли обряды и обрядовые игры. Каждый год в марте дети «заклика­ли» весну, пели песни, «выпуска­ли» птиц.

Весна, приди! Три угодья

принеси. Первое угодье — в лугах

половодье. Другое угодье — солнце на

подворье. Третье угодье — зеленое

раздолье.

В канун Нового года дети соби­рались колядовать. Обходили избы с песнями, величали хозяев, сла­вили праздник и просили в честь него подарок.

Коляда! Колядин! Я у бабушки

один.

Я на елке рос, меня ветер снес,



Я упал на пенек, стал кудрявый

паренек!


Ты, хозяин-мужичок, открывай сундучок. Подавай пятачок. Мне на орешки, себе для

потешки! Коляда-малида испекла

пирожок, золотой гребешок, Кто даст пирога, тому — двор живота, А кто даст рогушек, тому —

двор телушек.

АЛЕНА. В праздниках участво­вала вся деревня, ну, а в играх (а праздников без игр не бывало) — в основном дети и молодежь. Каж­дому хотелось помериться силой, посоревноваться в точности и лов-

кости, не ударить в грязь лицом. Поиграем и мы в игры наших бабу­шек. Игра «слепой козел».



Выходят дети, выбирают жмурку. Жмурке завязывают глаза и под­водят к двери. Он стучится в нее.

ИГРАЮЩИЕ (спрашивают).

Кто там?

ЖМУРКА (отвечает).

Слепой козел.

ИГРАЮЩИЕ (все вместе).

Козел слепой,

Не ходи к нам ногой.

Иди в кут,

Где холсты ткут,

Там тебе холстик дадут!

Недовольный козел снова стучит в дверь.

ИГРАЮЩИЕ. Кто там? ЖМУРКА. Апанас. ИГРАЮЩИЕ. Апанас, ищи нас!



С этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертываются, а пойман­ный игрок становится жмуркой.

КАТЕРИНА. Одна игра не по­теха, одна игра не выигрыш. А ну-ка другой игре научу я вас. Игра называется «Молчание».



Вновь появляются дети — играю­щие. Перед началом игры они хором произносят. ДЕТИ.

Первенчики, червенчики, Зазвенели бубенчики. По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок. Молчок!



После слова «молчок» все должны замолчать. Ведущая старается играющих рассмешить движения­ми, словами, потемками, шутка­ми. Если кто-то засмеется или

скажет слово, тот отдает ведущей фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по жела­нию играющих поют песни,

танцуют и т.д.

Если есть время, играют и в

другие игры: «Краски», «Камешек»,

«Жмурки» и т.д.1

АЛЕНА. К детским играм на Руси относились очень серьезно. Считалось, что они могут вызвать урожай, счастье или беду. Наши предки верили в то, что сон ребен­ка охраняют игрушки. Как «обе­рег» игрушку клали в зыбку. Счи­талось также, что игрушка-пода­рок принесет ребенку здоровье и благополучие. Дарить игрушку — старый народный обычай.

КАТЕРИНА. А какие игрушеч­ные промыслы существовали на Руси! Что ни промысел — свои игрушечные формы, свои мотивы, свои цветосочетания. До сих пор в нашей Нижегородской области сохранилось несколько центров художественных игрушечных про­мыслов. Кто назовет их?

(Полховский Майдан, Городец, Семенов, Богородск).

Знаете ли вы, из какого матери­ала изготавливались игрушки?

(Дерево, глина, береста, соло­ма, ива, гипс, лоскуты, металл, воск, тесто, сахар, материя).

А теперь попробуем отгадать, какое слово зашифровано здесь? Как назывался глиняный горшо­чек с ручкой-свистком, наполнен­ный водой? (Соловей).

Как называли игрушку, изобра­жающую кавалера с барышней? (Любота).

АЛЕНА. Народные мастера — удивительные люди! Из глины и дерева, шерсти и льна, железа и соломы создают они настоящие чудеса. В их изделиях столько по­эзии, чувства гармонии! Не зря молвит пословица: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Украшали мас­тера затейливой резьбой и дере­вянным кружевом дома, расписы­вали утварь домашнюю, расшива­ли скатерти, занавески, одежду дивными узорами-оберегами. Свои изделия дарили или продавали на ярмарках. Знаете ли вы, какие яр­марки на Руси пользовались осо­бой любовью?

(Макарьевская — под Нижним Новгородом, Ирбитская — на Ура­ле, Свенская — на Брянщине, Со-рочинская — на Украине).

А чем славилась наша, Макарьевская ярмарка? —

(Художественными промысла­ми).

Богат Нижегородский край мас­терами, и мы гордимся мудростью, искусством и славою наших пред­ков. И по сей день живут в народе прекрасные умельцы, дарящие нам радость и красоту. Сейчас вы с такой рукодельницей познакоми­тесь.

Встреча с вышивальщицей. Она

демонстрирует свои изделия,

рассказывает о языке вышивки,ее

образах, символах, знакомит с

прочими премудростями своего

искусства.

КАТЕРИНА. Не только талан­тлив, но и мудр русский народ: им создана огромная изустная лите­ратура — сказки, пословицы, по­говорки, прибаутки, песни, загад­ки... В старину говаривали: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?



Присутствующие называют.

АЛЕНА. Особой любовью сре­ди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные на­родные загадки отгадать?

На горе, горушке стоит старуш­ка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба — назад отдает. (Мельница).

Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело тепло, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).

По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).

Не король, а в короне, не гусарь, а при шпорах. (Петух).

КАТЕРИНА. Молодцы, ребя­та. Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я, думаю, — сказку. Все вы, наверное, любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывали вам сказку, а вы, за­сыпая, уносились бы в зачарован­ный мир: «Было это на море-оке­ане, на острове-Кидане стоит де­рево — золотые маковки. По этому дереву кот-Баюн ходит, вверх идет песню поет, а вниз идет — сказки рассказывает...» Благодаря соби­рателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказители сказывали. А вот и к нам сказительница пожало­вала. Встречайте бабушку Нас­тасью, слушайте сказку волшеб­ную.

Звучит музыка, гаснет свет.

Появляется бабушка Настасья,

зажигается светец, сказка

сказывается.

АЛЕНА. А может быть, ребята сами хотят сказку рассказать или разыграть?



Желающие разыгрывают сказки.

Спасибо всем вам, потешили нас на славу. Только делу — время, а потехе — час: пришла пора наз­вать имена знатоков фольклора.



Подсчитываются жетоны, победителей поздравляют, на­граждают русскими сувенирами.

КАТЕРИНА. Вот и закончи­лись наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собою сказки да загадки, были да песни русские — кто чем богат. Милости просим!









Сценарий фольклорных посиделок

На сцене уголок быта начала века: лавка, стол с самоваром, прял-ка, на полу половики и т п. Книжная выставка-панорама «Свет души веской». На стенах плакаты

116.1kb.

30 09 2014
1 стр.


Сценарий 1 9 Сценарий 2 10 Сценарий 3 11 Сценарий 4 12 Интерфейс 14 Работа в Eclipse’е Работа с Jira

Статический метод static public int Create(Auditorium) добавляет класс в бд

66.1kb.

11 10 2014
1 стр.


Об электронной коллекции фольклорных песен с теоретико-графовой формализацией текстов
22.84kb.

14 12 2014
1 стр.


"Разделительные ь и ъ"

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) в народном быту связан со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, началом зимних посиделок и с периодом свадеб

73.35kb.

17 12 2014
1 стр.


Художественный сценарий 2 Технологический сценарий 2 Составные части Плеера ав проигрыватель и Интерпретатор 2 Стековая система Интерпретатора 3 Команды сценария 5 Способы вызова сценария. 7 Динамические и статические Объекты 7

Данный сценарий вызывается по нажатию правой кнопки мыши

280.81kb.

12 10 2014
1 стр.


Областной центр дополнительного образования детей

Влияние регионального компонента на творчество детских фольклорных студий и коллективов оу дод

80.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Сценарий" syd field "

Этот сценарий был выбран продюсером, затем продан студии и из него сделали кинокартину

1893.5kb.

04 09 2014
15 стр.


Сценарий поэтической встречи «Пока горит свеча…»

Сценарий подготовлен учителем русского языка и литературы Г. А. Невзоровой и старшей вожатой С. В. Харченко

47.46kb.

29 09 2014
1 стр.