На сцене уголок быта начала века: лавка, стол с самоваром, прял-ка, на полу половики и т.п. Книжная выставка-панорама «Свет души веской». На стенах плакаты:
«Кто любит песни, игры, шутки,
Загадки, пляски, прибаутки,
Спешите поскорее в зал
На наш фольклорный карнавал!»
«Доброму человеку — что день, то праздник».
В зале столы, накрытые к чаю. Действующие лица, участники: Красны Девицы — Алена и Катерина, все гости.
АЛЕНА. С тех пор как деревен-сие посиделки собирали наших
бабушек, много воды утекло, То что много, что не каждый нынче знает:
посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена-летопроводца. Полевая страда завершалась, до-машняя — начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. жужжали прялки, лилась протяжная ;песня, вспоминались старинные Предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились... Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на поси-;лках собраться.
КАТЕРИНА (обращаясь к гос-Тям). сядем рядком да поговорим
ладком, самовар кипит, уходить не велит.
Гости пьют чай с блинами.
АЛЕНА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовёт исконно русские напитки?
(Сбитень, квас, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы).
Одни напитки согревали, другие — освежали, третьи — утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные продукты использовались.
КАТЕРИНА. А помните ли вы, какая пища на Руси в древности считалась ритуальной?
(Хлеб, каша, блины).
И вот почему. Чтобы приготовить эти блюда, нужно обеспечить союз Огня, Воды, Зерна. Все эти три сути являлись Божествами. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. На Масленицу праздновали воскрешение Солнца, Жизни, Весны. Круглый блин схож с солнцем.
А какие еще народные праздники вы знаете?
(Ивана Купалы, Святки, Троица, Пасха).
АЛЕНА. Попробуйте отгадать, о каких праздниках сейчас пойдет речь.
В этот день всех купают в реке, обливают водой. Вечером, у костра, поют песни, пляшут. В полночь собирают по речке червячка-светлячка. Кто найдет светлячка в папоротнике или на цветке, тот счастлив, а кто на листе — тому счастья нет.
(Иван Купала — 7 июля).
В прошлом — славянский языческий Ярилин День. С вечера, в канун праздника, всю ночь водят хороводы, варят обрядовую кашу — ячменную и пшенную, юноши и девушки заключают обрядовый союз верности и взаимовыручки.
(День Петра и Павла — 12 июля).
Праздник дошел до нас из языческой древности как день Великого Грома, Молний дожденосно-го Громовержца Перуна. Утром в
праздничных одеждах люди шли в церковь, после литургии перед церковью служили молебен — просили дождя. Затем всенародный крестный ход обходит усадьбы, огороды, луговины, поля, окропляя их водой.
(Ильин день — 2 августа). КАТЕРИНА. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры. Каждый год в марте дети «закликали» весну, пели песни, «выпускали» птиц.
Весна, приди! Три угодья
принеси. Первое угодье — в лугах
половодье. Другое угодье — солнце на
подворье. Третье угодье — зеленое
раздолье.
В канун Нового года дети собирались колядовать. Обходили избы с песнями, величали хозяев, славили праздник и просили в честь него подарок.
Коляда! Колядин! Я у бабушки
один.
Я на елке рос, меня ветер снес,
Я упал на пенек, стал кудрявый
паренек!
Ты, хозяин-мужичок, открывай сундучок. Подавай пятачок. Мне на орешки, себе для
потешки! Коляда-малида испекла
пирожок, золотой гребешок, Кто даст пирога, тому — двор живота, А кто даст рогушек, тому —
двор телушек.
АЛЕНА. В праздниках участвовала вся деревня, ну, а в играх (а праздников без игр не бывало) — в основном дети и молодежь. Каждому хотелось помериться силой, посоревноваться в точности и лов-
кости, не ударить в грязь лицом. Поиграем и мы в игры наших бабушек. Игра «слепой козел».
Выходят дети, выбирают жмурку. Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в нее.
ИГРАЮЩИЕ (спрашивают).
Кто там?
ЖМУРКА (отвечает).
Слепой козел.
ИГРАЮЩИЕ (все вместе).
Козел слепой,
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Где холсты ткут,
Там тебе холстик дадут!
Недовольный козел снова стучит в дверь.
ИГРАЮЩИЕ. Кто там? ЖМУРКА. Апанас. ИГРАЮЩИЕ. Апанас, ищи нас!
С этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертываются, а пойманный игрок становится жмуркой.
КАТЕРИНА. Одна игра не потеха, одна игра не выигрыш. А ну-ка другой игре научу я вас. Игра называется «Молчание».
Вновь появляются дети — играющие. Перед началом игры они хором произносят. ДЕТИ.
Первенчики, червенчики, Зазвенели бубенчики. По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок. Молчок!
После слова «молчок» все должны замолчать. Ведущая старается играющих рассмешить движениями, словами, потемками, шутками. Если кто-то засмеется или
скажет слово, тот отдает ведущей фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни,
танцуют и т.д.
Если есть время, играют и в
другие игры: «Краски», «Камешек»,
«Жмурки» и т.д.1
АЛЕНА. К детским играм на Руси относились очень серьезно. Считалось, что они могут вызвать урожай, счастье или беду. Наши предки верили в то, что сон ребенка охраняют игрушки. Как «оберег» игрушку клали в зыбку. Считалось также, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Дарить игрушку — старый народный обычай.
КАТЕРИНА. А какие игрушечные промыслы существовали на Руси! Что ни промысел — свои игрушечные формы, свои мотивы, свои цветосочетания. До сих пор в нашей Нижегородской области сохранилось несколько центров художественных игрушечных промыслов. Кто назовет их?
(Полховский Майдан, Городец, Семенов, Богородск).
Знаете ли вы, из какого материала изготавливались игрушки?
(Дерево, глина, береста, солома, ива, гипс, лоскуты, металл, воск, тесто, сахар, материя).
А теперь попробуем отгадать, какое слово зашифровано здесь? Как назывался глиняный горшочек с ручкой-свистком, наполненный водой? (Соловей).
Как называли игрушку, изображающую кавалера с барышней? (Любота).
АЛЕНА. Народные мастера — удивительные люди! Из глины и дерева, шерсти и льна, железа и соломы создают они настоящие чудеса. В их изделиях столько поэзии, чувства гармонии! Не зря молвит пословица: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Украшали мастера затейливой резьбой и деревянным кружевом дома, расписывали утварь домашнюю, расшивали скатерти, занавески, одежду дивными узорами-оберегами. Свои изделия дарили или продавали на ярмарках. Знаете ли вы, какие ярмарки на Руси пользовались особой любовью?
(Макарьевская — под Нижним Новгородом, Ирбитская — на Урале, Свенская — на Брянщине, Со-рочинская — на Украине).
А чем славилась наша, Макарьевская ярмарка? —
(Художественными промыслами).
Богат Нижегородский край мастерами, и мы гордимся мудростью, искусством и славою наших предков. И по сей день живут в народе прекрасные умельцы, дарящие нам радость и красоту. Сейчас вы с такой рукодельницей познакомитесь.
Встреча с вышивальщицей. Она
демонстрирует свои изделия,
рассказывает о языке вышивки,ее
образах, символах, знакомит с
прочими премудростями своего
искусства.
КАТЕРИНА. Не только талантлив, но и мудр русский народ: им создана огромная изустная литература — сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки... В старину говаривали: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?
Присутствующие называют.
АЛЕНА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?
На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба — назад отдает. (Мельница).
Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело тепло, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
Не король, а в короне, не гусарь, а при шпорах. (Петух).
КАТЕРИНА. Молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я, думаю, — сказку. Все вы, наверное, любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывали вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир: «Было это на море-океане, на острове-Кидане стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву кот-Баюн ходит, вверх идет песню поет, а вниз идет — сказки рассказывает...» Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказители сказывали. А вот и к нам сказительница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную.
Звучит музыка, гаснет свет.
Появляется бабушка Настасья,
зажигается светец, сказка
сказывается.
АЛЕНА. А может быть, ребята сами хотят сказку рассказать или разыграть?
Желающие разыгрывают сказки.
Спасибо всем вам, потешили нас на славу. Только делу — время, а потехе — час: пришла пора назвать имена знатоков фольклора.
Подсчитываются жетоны, победителей поздравляют, награждают русскими сувенирами.
КАТЕРИНА. Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собою сказки да загадки, были да песни русские — кто чем богат. Милости просим!