СЦЕНАРИЙ
музыкальной гостиной «Белорусские узоры»
Здравствуйте! Сегодня в очередной раз вас приветствует музыкальная гостиная «Вдохновение». На планете Земля живут люди разных национальностей. У каждого народа – свои обычаи, характер, свой язык. Музыка - это тоже язык, но, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода. Неповторимое своеобразие интонаций, песенность, распевность, переменный лад, подголоски, характерные тембры национальных инструментов – основные особенности славянской музыки. Богатое и разнообразное народно искусство белорусского народа: мудрые и глубоко содержательные народные сказки, присказки, пословицы и поговорки. Самобытны белорусские народные танцы – от торжественно-спокойных весенних хороводов до искромётной «Лявонихи». А сколько разнообразных настроений, оригинальных сюжетов в белорусских народных песнях. В них преимущественно лирическое начало, однако мы найдем и мягкий юмор, колкую сатиру и гневный социальный протест…
О край родны, кут прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце Божым
Гэтых светлых берагоў.
Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі.
Нівы гутаркі вядуць…
Якуб Колас
-
Король Диана ученица 6 кл.
Я. Глебаў “Лірычная мелодыя”
Как многогранна и многолика белорусская культура, какое разнообразие белорусских народных инструментов, Дудой в Белоруссии называют волынку. Её знали почти все народы древнего мира. Она бытовала в основном у пастухов, а в Древнем Риме она проникала даже в театр и в военный оркестр. Еще несколько десятилетий назад музыкантов-волынщиков можно было встретить на Украине и в Беларуси. В простейшем виде волынка – это мешок из шкуры теленка или козла, в которой с одной стороны вделана свирель, а с другой – коротенькая трубка для вдувания воздуха. Волыночник надувает мешок, а потом, сжимая его обеими руками или прижимая одной рукой и боку, к груди, заставляет воздух выходить через свирель. Сам он в это время может петь – рот его уже свободен. А в перерывах между куплетами музыкант поддувает воздух в мешок. Звучанию волынки свойственна многотональность и мягкость. В народном представлении дуда и танец – неразлучны. Жалейка очень проста. Это небольшая деревянная трубочка с несколькими отверстиями. – не больше семи. Внизу у жалейки – раструб, то есть расширение, какое бывает у всех духовых инструментов. Раструб изготавливается из бересты или коровьего рога. О характере звука, издаваемого жалейкой, говорит само название инструмента, Голос у неё жалобный и высокий. Название «дудка» употребляется в Белоруссии для обозначения многих духовых инструментов. Дудка и жалейка были верными друзьями пастухов. Помогали им сгонять стадо да коротать время. «Дзе былі пастухі, там былі і дудкі» - говорят в народе. Весной дудочки «выкручивали» из коры вербы, липы, осины, молодой березы, или лозняка, но они были недолговечными и быстро высыхали. Дольше служили дудки, сделанные из клена, ясеня, орешника и граба.
Цимбалы – старинный музыкальный инструмент, известный давно славянским народам. Хотя старинные белорусские цимбалы не были совершенны по своему устройству, имели неполную хроматическую грамоту и весьма ограниченный диапазон, они все же сыграли огромную роль в развитии народного музыкального творчества. Наряду с вышивки, резьбы, художественного ткачества, исполнителями-певцами, рассказчиками в народе существовали и мастера исполнители на народных инструментах, мастера изготавливающие эти инструменты, далеко не простые по своему устройству. Среди многих белорусских народных инструментов являются наиболее распространенными и наиболее сложным по устройству инструментом, а музыкальные возможности их по сравнению с другими белорусскими инструментами, шире и богаче. Этот инструмент созданный народом много столетий тому назад передавался из поколение в поколение, претерпевая постепенные изменения, но в основном оставался струнным ударным инструментом, на котором играли деревянными молоточками, ударяя по струнам. Цимбалы – один из любимых музыкальных инструментов белорусского народа. Шумные, звучные, звенящие цимбалы издавна являлись обязательным участником народных ансамблей, чаше всего в сочетании со скрипкой, гармонью и бубном цимбальные перезвоны вносили элемент праздничности.
-
Е. Тикоцкий. «Полька» исп. Кондратович Влад 8 кл.
На сегодняшний день белорусские цимбалы и цимбальное исполнительское искусство прошли большой путь усовершенствований и открытий. В сороковые года ХХ века в Белоруссии вводится профессиональное обучении игре на цимбалах. Основателем школы белорусских цимбалистов был выдающийся музыкант и общественный деятель, великолепный исполнитель-цимбалист, талантливый музыкант-самоучка И.И.Жинович. Окончив Бел.гос.консерваторию, стал руководителем оркестра, сегодня одного из ведущих творческих коллективов. Государственному народному оркестру присвоено имя этого прославленного музыканта.
-
Белорусская народная песня «Кот – Мурлыка» исп. Новикова Настя 3 кл.
-
А сейчас перед вами выступят учащиеся, которые занимаются на цимбалах дополнительно и исполнят бел.нар. песню «Саўка ды Грышка» оригинальным способом: на одном инструменте, друг против друга.
4. Бел.нар. песня «Саўка ды Грышка» исп. Андриевский Евгений, Дерина Настя, Жеглова Виолетта (скрипка).
Мы все знаем, что домра – русский народный инструмент. Послушайте, как звучит белорусская народная песня в исполнении ансамбля домристов.
-
Бел.нар. песня «Саўка ды Грышка» исп. ансамбль домристов уч-ся 3-4 классов.
Народная песня зародилась в далекой древности и была связана с трудовой деятельностью человека. Наши предки не понимали многих явлений природы и верили во всемогущество обрядов и заклинаний. Мечтая о хорошем урожае, сохранении здоровья, они песнями взывали к солнцу, ко всем добрым силам природы. Особенно много обрядов было связано со сменой времени года, с ежегодными сельскими работами, земледельческим календарем. Песня – одно из прекраснейших творений человека. Как в картинах художника, в стихах поэта, в песнях отражается история жизни людей. В песни народ вкладывал всю свою душу, художественный вкус, талант. На протяжении многих столетний слагал свои песни белорусский народ. В них отразились наиболее важные черты национального характера белорусов – любовь к свободе, стойкость, мужество, вера в добро и справедливость, оптимизм и юмор. Наши композиторы отражают в своих произведениях всю красоту родного края. У нас есть еще один очень интересный ансамбль, где соединяется голос и мелодия цимбал, они дополняют и обогащают друг друга.
-
Л.Захлеўны “Ой, над гаем рэчанька” исп. Уч-ся 8 кл. Стасюк Екатерина – вокал, Токменко Екатерина – цимбалы.
Танец, как и песня – древнейший вид искусства. Он самым тесным образом связан с жизнью народа. Песнями, хороводами, плясками сопровождались праздники и обряды. Белорусские народные танцы отмечаются жизнерадостностью, подвижностью, энергичностью, коллективным характером исполнения. Часто народные танцы имеют общее название с песнями, под которые они исполнялись. Слова песни помогают раскрыть содержание и характер танца. Например: песни-танцы «Юрачка», «Янка-полька», «Лявоніха» , “Міката”, “Бульба”.
-
Бел.нар. танец “Міката” исп. ансамбль Цегельнюк Евгения, Романейко Никита, Новикова Настя (бубен)
Смычковы инструменты были известны на Руси издавна. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на народных скрипках. Инструмент имел простое устройство: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычек, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. Народная скрипка – древний предок теперешней скрипки. В Беларуси скрипку еще называли “скрыпіца”, “скрыпуля”, “скрыпа”. Без нее не обходился ни один народный праздник.
-
Бел. нар. танец «Янка» исп. ансамбль цимбалы, скрипка, бубен.
Нашы дзеткі на цымбалах,
Гэтак хораша іграюць
У рукі палачкі ўзяўшы,
Хутка ноткі выбіваюць
У гэтых гуках краскі лета
І палянка за акном,
Дзе гудуць у кветках пчолы,
Нектар ўзяўшы з лепясткоў.
Кружаць птушкі над палянай,
Памагаюць дзеткам граць
І ляціць далёка песня
Аж на саму сенажаць.
-
Бел. нар. Песня “Кацілася чорна галка” исп. анс. цимбалистов 6 кл.
Музыка – это сама жизнь. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое». Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».