План - сценарий вечера, посвящённого раскрытию тайн физических процессов.
(7, 8 класс)
1. Вступление. Выступление ведущих, которые объясняют порядок проведения вечера, порядок ответов учащихся. Ведущие демонстрируют чёрный ящик, в котором будут запрятаны конкретные приборы, их надо будет отгадывать по наводящим вопросам.
2. Разминка- Конкурс загадок.
1. Чего в шкаф не спрячешь? ( луч света)
Вопрос: Какого цвет луч света?
Ответ: Белый свет сложный, состоит из 7 цветов: красного, оранжевого,
жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
2. В воде не тонет и в огне не горит? Что это такое? (лёд) Вопрос: Когда лёд может быть нагревателем? Ответ: Когда тело, приведённое с ним в соприкосновение имеет температуру ниже температуры льда.
3. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить, (тень) Вопрос: Как получить от одной палки тени разной длины? Ответ: Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
4. Заревел медведь на все горы на все моря. Что это такое? (гром)
Вопрос: На улице гроза, идёт сильный дождь. Какое явление мы фиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?
Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, позже услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и температуре 20оС – 340 м/с.
5. В круглом домике, в окошке
Ходят сестры по дорожке
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая, (стрелки часов)
Вопрос: Как двигаются стрелки часов? Каковы их траектории, является ли их движение поступательным?
Ответ: Стрелки двигаются равномерно, но с различной скоростью: минутная двигается быстрее, чем часовая. Обе при движении описывают окружности:
часовая меньшего радиуса, чем минутная. Их движение не является поступательным, оно вращательное.
6. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются.(лыжи) Вопрос: А почему они не проваливаются в снег?
Ответ: Т.к. лыжи имеют достаточно большую площадь соприкосновения с поверхностью снега, они производят на снег малое давление, поэтому и не проваливаются.
7. Маленькая, светленькая больно кусаюсь, (игла)
Вопрос: Почему игла может больно уколоть, что используют мастерицы,
чтобы не уколоться?
Ответ: Площадь острия иглы очень маленькая, поэтому оно производит на
поверхность ткани большое давление и может сильно уколоть палец,
чтобы этого не произошло, на палец надевают напёрсток, при этом
значительно увеличивается площадь соприкосновения иглы и пальца, и
давление, производимое на палец уменьшается.
8. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся, (запах)
Вопрос: Как распространяется запах?
Ответ: Запах распространяется благодаря явлению диффузии, частицы
пахучего вещества за счёт теплового движения, проникают в промежутки
между частицами воздуха.
8. Свет пропускает, а тепло не выпускает.(стекло)
Вопрос: Какое природное явление основано на данном факте?
Ответ: «Парниковый эффект»: углекислый газ и другие газы задерживают
тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос. Эти газы
действуют подобно стеклу в парнике!
9. К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)
Вопрос: Каковы действия электрического тока? Ответ: Тепловое, световое, магнитное, химическое.
10.И языка нет, а правду скажет, (зеркало) Вопрос. Какими свойствами обладает изображение в зеркале'? Ответ: Является зеркальным отображением: левая рука изображения в зеркале соответствует правой руке человека. Размеры изображения равны размерам предмета. Изображение получается от зеркала на таком же расстоянии, на котором находится предмет относительно зеркала.
3. Раскрытие тайн «чёрных ящиков»
Ведущие демонстрируют Чёрный ящик и задают зрительному залу вопрос:
1. В ящике находится приспособление, которое имеется в каждом доме, помогает при работе с бумагой, используется и на кухне, и в мастерской.
Ответ: ножницы.
Ведущие достают из ящика и демонстрируют ножницы.
Вопрос: Какие физические явления, процессы лежат в основе принципа их
работы?
Ответ: Ножницы - пример рычага, чем длиннее ручки ножниц (плечи), тем
большую силу, приложенную к лезвиям ножниц можно уравновесить,
воздействуя на ручки ножниц. Чем лучше отточены ножницы, тем большее
давление лезвия оказывают на тот материал, который они режут.
2. В ящике находится будильник времён Александра Македонского. Что
это?
Ответ: петух. Ведущие достают из чёрного ящика склеенного из бумаги петуха.
Вопрос: Скажите, можно ли в 8 часов утра вылететь из Владивостока и в 8 часов утра того же дня прилететь в Москву?
Ответ: Разница между поясным временем Владивостока и Москвы составляет 9 часов. Если самолёт сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прилетит в Москву в час своего вылета из Владивостока. Расстояние Владивосток-Москва примерно 9000 км, значит скорость самолёта должна быть 9000 км : 9ч= 1 ОООкм/ч. Это вполне достижимая для современных самолётов скорость.
3. Назовите первый экипаж человека.
Ответ: детская коляска. Ведущие достают из ящика игрушку - детскую
коляску.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, для чего необходимы рессоры на колясках,
других машинах? Какие силы возникают в них?
Ответ: В рессорах возникают силы упругости. Рессоры необходимы для того,
чтобы гасить колебания машины, связанные с неровностью дороги, для
того, чтобы машина не проседала под весом груза, была более устойчива.
Машины снабжённые хорошими рессорами, имеют плавный ход.
4. Что может служить заменителем футбольного мяча? Ответ: консервная банка. Ведущие достают из ящика консервную банку. Вопрос: На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры. Каково их предназначение?
Ответ: Гофры дают возможность днищу и крышке банки сильно деформироваться, например, при попадании в тёплое место, при этом содержимое банки может расширяться за счёт выгибания крышки и дна. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
5. Какой камень китайцы называют «Любящий камень»? Ответ: Магнит. Ведущие достают из чёрного ящика магнит. Вопрос: Как используют магниты в сельском хозяйстве? Ответ: Помогают очищать семена культурных растений от семян сорников. Сорняки обладают ворсистыми семенами, цепляющимися за шерсть проходящих мимо животных и благодаря этому распространяются далеко от материнского растения. Этой особенностью сорняков, выработавшейся в течение миллионов лет борьбы за существование, воспользовалась сельскохозяйственная техника для того, чтобы отделить с помощью магнита шероховатые семена сорняков от гладких семян культурных растений. Если засорённые семена культурных растений обсыпать железным порошком, то крупинки железа плотно облепят семена сорняков, но не пристанут к гладким семенам полезных растений. Попадая затем в поле действия достаточно сильного электромагнита, смесь семян автоматически разделяется на чистые семена и на сорную примесь: магнит вылавливает из смеси все те семена, которые облеплены железными опилками.
6. Что изобрёл в августе 1834 г талантливый уральский мастер Мирон
Ефимович Черепанов?
Ответ: железную дорогу с паровой тягой. Ведущие демонстрируют игрушечную железную дорогу.
Вопрос: Когда железная дорога длиннее- летом или зимой? Ответ: Конечно длина дороги не изменяется, однако с повышением температуры происходит удлинение рельсов. Т.к. рельсы не примыкают вплотную друг к другу, при нагревании они заполняют промежутки и сумма длин всех рельсов увеличивается. Для Октябрьской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт -Петербург, это удлинение составляет 300 метров!
7. В чёрном ящике старинный прибор для освещения помещения.
Ответ: керосиновая лампа. Ведущие достают из ящика фотографию, рисунок
керосиновой лампы.
Вопрос: Для чего керосиновой лампе стекло?
Ответ: 1.Для предохранения от ветра.
2.Для создания сильной воздушной тяги. Более горячий воздух в лампе будет подниматься вверх. Снизу через отверстия поступает ненагретый воздух. Таким образом, устанавливается постоянное течение воздуха, происходит приток свежего воздуха, и горение лампы усиливается.
Чем выше стекло лампы, тем сильнее тяга. Это явление аналогично явлению в заводских трубах.
8. И наконец – изюминка нашего вечера!
Ведущие выбирают желающего достать последний предмет из чёрного ящика. Это оказывается тарелка с настоящим изюмом.
Ведущие: Это и есть изюминка нашего вечера. Чем богаты, тем и рады. Остался только один вопрос: Куда «исчезла» энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?
Ответ: Энергия была израсходована на испарение влаги и биологические процессы.
Подведение итогов вечера.
За каждый правильный ответ учащийся получает фишки. Фишки отличаются цветом и соответствуют количеству баллов по степени сложности вопроса. Учащиеся получают фишки за ответы и за дополнения к чужим ответам. По количеству выигранных фишек учащиеся получают оценки.