Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
IХ муниципальная научно-практическая конференция старшеклассников

«Старт в науку»




Секция краеведение

Название работы «Тирис-Усмановская школа в годы Великой Отечественной войны»

Автор работы Халиуллин Рамиль

Школа МОУ «Тирис-Усмановская ООШ», 9 класс

Научный руководитель Халиуллина Халиса Музибовна, учитель истории категория - высшая.

2010 год
Содержание
I. Введение ………………………………………………………………………………...……2

II. Школа в годы Великой Отечественной войны............................ …………………….…..3



  1. Образование в годы войны в Абдулинском районе............ ………………………….3

  2. Учителя Тирис-Усмановской школы на фронтах Великой Отечественной войны………………………………………………………………............................... 4

  3. Работа учителей школы в тылу……………….............................................................8

  4. Вклад учащихся школы в Победу над врагом………………………………….......12

III. Заключение ……………………………………………………………………………….14

IV. Литература ………………………………………………………………………………..17

V. Приложения ………………………………………………………………………………18


  1. Введение

Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. В годы войны народ пошёл на великие жертвы, были сужены материально- технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.

Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. В эти годы школы всей страны, подверглись тяжелым испытаниям, которые были успешно преодолены.

Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора. Нужно отдать дань уважения интеллигенции, которая помогла выжить стране в то трудное время, воодушевляя на Победу. Миллионы советских людей, проявившие невиданные образцы мужества и героизма на фронтах и в тылу, являлись воспитанниками школы.

Актуальность темы.

За последние годы мы наблюдаем всё более пристальное внимание к изучению вклада советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Но в тоже время проблема функционирования общеобразовательной школы в годы войны является наименее исследованной в исторической науке. Слабо изучена она и представлена в печати местными историками и краеведами.

Выбор темы обусловливается тем, что в 2010 году наша страна празднует 65-летие Победы, и год объявлен Годом учителя. Интерес вызван еще тем, что многие мои родственники - учителя. Были они и среди участников в Великой Отечественной войны, погибших, без вести пропавших и работавших в школе. Мне, как старшему правнуку достались семейные реликвии - письма с фронта, различные документы, среди которых и похоронки. В музее нашей школы меня заинтересовал альбом «Учитель и война». Оказывается, в нашей школе работали учителя, которые в трудное для Родины время, не жалея себя, воевали с фашистами, работали в тылу и продолжали учить детей.

Таким образом, изучение темы «Школа в годы Великой Отечественной войны» представляет большой исторический, краеведческий и познавательный интерес.



Цель работы: показать вклад школы села Тирис-Усманово в дело Победы над фашизмом.

Задачи

  • выявить основные направления в работе школы в годы войны;

  • назвать поименно учителей села, проявивших свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань их памяти;

  • показать на примере судеб конкретных учителей трудовой подвиг в годы войны;

  • расширить представления о помощи учащихся всенародному делу укрепления мощи и обороноспособности страны;

  • отразить историю малой родины в истории России;

  • пополнить музейный фонд школы данными о школе в годы войны.

Гипотеза: Школа села Тирис-Усманово внесла свой посильный вклад в дело Победы.

Объект исследования - школа села Тирис-Усманово, ее учителя и учащиеся.

Предмет исследования - судьбы учителей и детей военных лет.

Хронологические рамки исследования включают период 1941 по 1945 годы.

Методы исследования: Теоретические - изучение монографий, работ историков области, района. Прикладные - собирательская деятельность (анализ архивных документов, личных архивных материалов, интервью, поиск фотографий, беседа, статистические методы).

Источники исследования. В своей работе мы использовали личные архивные материалы, архив музея Тирис-Усмановской школы, воспоминания жителей села.

  1. Основная часть

1. Образование в годы войны в Абдулинском районе

С началом Великой Отечественной войны жизнь людей Абдулинского района, как и всей страны, с мирных рельсов перестраивалась на военный лад.

Одной из особенностей деятельности районной системы образования, как и всей страны, сначала войны стала ее заметная военизированность. Основными направлениями учебно-воспитательной работы в школах являлось идейно-политическое, военно-патриотическое, трудовое. Во всех школах и учебных заведениях района вводилась обязательная военная и физическая подготовка. Воспитанники школ изучали военную топографию, занимались тактической, строевой и стрелковой подготовкой, военной гимнастикой, знакомились с уставами. Всего в Абдулинском районе было 66 учебных заведений, из них: 1 железнодорожное училище, 1 педучилище, 7 средних школ, неполных средних школ 14 и 43 начальных школ.

Всего учащихся по району было 8 919 человек. Все школы были укомплектованы военруками. Всего было 285 учителей, из них 8 человек имело высшее образование. В начале 1941 года учащихся было 11577 человек, но к 1 сентября явилось только 8919 человек, 2658 детей не явились на занятия1. Неявка учеников объяснялась многими причинами: у детей не было обуви и одежды, многие дети не посещали школу из-за слякоти и морозов. Из-за нехватки рабочей силы деревенские дети работали на посевных и уборочных работах. Подростки заменяли в домашнем хозяйстве своих отцов, братьев, дедов. Многие подростки добровольцами уходили на фронт. Многих учеников отчисляли за неуспеваемость. Часть ребят, из-за отсутствия отцовского воспитания и материнского внимания, просто не посещала школу. Отец на фронте, а мать с утра до ночи на работе.

Успеваемость учащихся за вторую четверть 1943 года была 74%, к третьей четверти ситуация ухудшилась: успеваемость составляла 34%, 95 человек отстали за неуспеваемость2.

На 1 января 1944 года в школах района было 6907 учащихся. В течение года выбыло 642 ученика из-за переезда родителей, мобилизации в школы ФЗО, болезни, смерти, мобилизации в РККА - 153 человека, исключение - 95 человек.

На начало 1945 года в Абдулинском районе действовало всего 5 средних, 13 неполных средних, 42 начальных школ, 1 педучилище (с численностью учащихся в 315 человек). Всего учителей в районе было 346 человек. Из них с высшим образованием 11 человек (31,7%), учителя с институтским образованием - 7 человек (20%), со средне - педагогическим - 160 человек (46,2%), с общесредним - 21 человек (34,6%), с незаконченно - средним 131 человек (37,8%). Сокращение количества школ произошло в городе Абдулино из-за размещения в трех школах, с 1941 года по 1943 год, эвакогоспиталей3.

2. Учителя Тирис-Усмановской школы на фронте

Из нашего села Тирис-Усманово в Великой Отечественной войне участвовало 327 человек. Из них 207 погибли, 18 пропали без вести. Среди участников войны было и 7 учителей.

К 1941 году школа была четырехлетней. Обучалось по 28-29 ребят в классе. Всего около 120. Учителями были: Каменский (Фаррахов) К. Ф., Багаев А. Ф., Гиниятуллина Н. Г., Каюмов Г.Г. С началом войны учителя - мужчины все ушли на фронт. Гиниятуллина Назия Гилемзяновна стала начальником связи Тирис-Усмановского сельского совета4.

Багаев Афтах Фатхутдинович (1912-1982 гг.) начальное образование получил в селе Тирис-Усманово, обучение продолжил в Бугуруслане. В 1929 году в селе Тирис-Усманово организовал комсомольскую ячейку и активно участвовал в организации колхоза. В 1933 году в Оренбурге окончил педагогический техникум и стал учителем начальных классов. В 1937 году заочно окончил Оренбургский учительский институт, математический факультет. С 1941 по 1946 год участвовал в Великой Отечественной войне. В 1943 году его тяжело ранило, лежал в госпитале.

О Багаеве Афтахе написано в брошюре Н.Г.Семенова «Оренбуржцы в боях за советскую Родину». Там говорится, что «Багаев А.Ф. командовал десантной штурмовой группой, которая стояла насмерть на своих позициях. Тяжело раненный Багаев оставался в строю до тех пор, пока главные силы не заняли выгодные позиции на плацдарме, открывший путь к Днепру. Награжден орденом «Красной Звезды» и медалями»5.

После войны работал учителем математики и физики в Тирис-Усмановской школе. В 1963 году окончил Всесоюзный экономический институт в городе Москве (заочно).

Каменский Касим Фаррахович (1896-1980) - настоящая фамилия Фаррахов. На войне у него был друг, по фамилии Каменский. Они договорились, если кто-то из них погибнет, оставшийся в живых возьмет его фамилию. Касим взял фамилию друга.

496 минометный Остропольский дважды Краснознаменный, ордена Богдана Хмельницкого полк резерва Главного командования, в котором служил ефрейтор Каменский, имеет большую поистине героическую боевую историю. Воины полка прошли по тернистым дорогам войны более 4 тысяч километров от берега Дона до Праги и находились в огне сражений 860 дней и ночей6. Полк был сформирован в декабре 1942 года в городе Усмань, Воронежской области. В январе 1943 года получил первое боевое крещение на среднем Дону в районе Шучье. В зимнюю компанию 1943 года участвовал в освобождении городов и деревень Воронежской, Курской, Сумской, Харьковской областей7.. Был ранен в г. Усмань, лечился в госпитале г. Борисоглебск. В 1945 г. демобилизовался по возрасту



Талипов Шариф Магзянович (1913-1995гг.) в Красную Армию ушел в 1940 году. В г. Сидоры прошел 6 месячные полковые курсы. Стал командиром отделения. Прошел курс химинструктора, курсы химмастеров в г. Тбилиси. Сначала войны их отправили в г. Ростов-на-Дону. Их полк принимал участие в боях за г. Ельню, Смоленск, Орел, Минск, реку Неман. Освободил г. Каунас, участвовал в освобождении Кенигсберга. Из его семьи мать проводила на войну шестерых сыновей, вернулись только Шариф и два брата8.

Один из его братьев Талипов Галяметдин (1923 -1942гг) перед самой войной закончил педагогическое училище. После ухода брата и других учителей на войну работал учителем, был директором школы. В 1942г. ушел на фронт и через четыре месяца этого же года командир взвода лейтенант Талипов погиб под Сталинградом.



Ганиев Джавит Нурмухаметович (1920-1942гг) в 1936 г. окончил Бугурусланское педагогическое училище. В 1936 ушел служить в Советскую армию, был сержантом. После демобилизации пришел в родное село, но жить в родном селе и работать мирно ему не удалось, началась война с немецко-фашистскими захватчиками. Джавид ушел защищать свою родину. Был два раза ранен. Погиб 26 сентября 1942 г. Похоронен южнее. с.Терская в 10 км, Моздокский район, северная Осетия.9

Шайдуллин Масгут Мурзагалиевич (1923-1943гг.) до войны окончил Бугурусланское педагогическое училище. В школе успел проработать всего 3-4 месяца. В 1942 году ушел на фронт. ряд.,757 стрелковый полк 222 стрелковой дивизии. Пропал без вести 11 февраля 1943 года в боях за Новочеркасск10.

Шайдуллин Ильяс Закирулович (1920 г.р.) окончив начальную школу в родном селе, учебу продолжил в селе Ново-Якупово. В 1936 году окончил 7-классов с похвальной грамотой. В 1936-1940х годах учился в Камышлинском сельскохозяйственном техникуме Самарской области в агрономическом факультете.

Война застала его в г. Таллинн, где он проходил срочную службу. Пришлось воевать на территории Латвии и Литвы. Волей судьбы оказался в армии Власова, при отступлении к границе Белоруссии попал в плен на 4 года. В плену находился в Норвегии. Когда был жив, об этом говорить не любил. Но сохранилось письмо, написанное им сестре из Норвегии, где в стихах он описал то, что ему пришлось пережить.

Норвегия… земля камениста…

Здесь не пашут, хлеба не сеют.

Звучит ругань, на пленных,

Немца-фашиста.

Зиндан от природы-

Высоки горы, будто стена.

Бескрайное море вокруг,

Убежать с плена я не смог.

Долгими зимними вечерами

Северное сияние горит.

Из колючих проволок заборы

Тоскую по родине, сердце болит.

Спим в сарае…

От снега на соломах белизна.

Литр воды за сутки, 300 граммов хлеба,

И от тоски на лицах желтизна.

Даже солнце, полно ненавистью,

Спряталось за облака,

Кровожадных врагов проклиная,

Не хочет землю греть пока.

Ослабло тело, огрубели руки,

Под ногами горит земля.

Каждый фашист смотрит косо

Твердя постоянно: «Ты - есть русская свинья»

Сил не осталось, кожа до кости

Превратились в тень, в скелет.

Прощаемся перед сном, не известно,

Кто на утро выживет, аль нет.

Потерявшие надежду взоры

Ищут спутника побега

Среди звезд на ночном небе,

Надеясь на поддержку друга.

Уж нет мочи, это просто, о побеге мысли

На ногах колодки, на земле - трупы,

Окровавлена дорога

Все это никогда не забыть мне,

Как шагали семь лет мы по тундре!11
В строках этого письма столько боли, ужаса пережитого, тоска по Родине. Вернулся он домой только в апреле 1947 года после фашистского плена, сталинских лагерей.

После войны работал в школе учителем биологии и рисования. Но его всегда интересовала история. Он восстановил историю возникновения нашего села Тирис-Усманово, родословную целого клана жителей с 1728 года. Основал колхозный сад. Был мастером на все руки: рисовал картины, мастерил скрипки и играл на них, сам смастерил часы. Все это хранится в музее нашей школы. Но спокойно работать ему не дали: припомнили годы в плену – уволили…12

Учителя Тирис-Усмановской школы показали себя мужественными и бесстрашными воинами на передовой фронта. Они не остались в стороне в тяжелые годы испытания. На фронте в основном они имели какие-либо звания (капитан, сержант, ефрейтор, лейтенант), командовали взводами, отделениями, штурмовыми группами. Из семерых вернулись только четверо.13

3. Работа учителей школы в тылу

Трудно перечесть все профессии, существующие на Земле. Но, наверное, не найдётся на нашей огромной планете такого человека, который бы, не был знаком с учительской профессией. Сложная, ответственная, но, пожалуй, самая необходимая...

Необходима она была и в годы войны в тылу…

Даже в той страшной обстановке учителя внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука.

Когда учителя-мужчины ушли на фронт в школе стали работать Каюмов Гыйлюм, Шайдуллина С. А., Багаева А. Г., Шайдуллин С. А., Иркабаев М.И., Шайхрамов М. М., Шайхрамова Венера Касымовна (пионервожатая)14.

Ухудшилось обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями, питанием. Своими воспоминаниями с нами поделилась Хабибуллина (Шайдуллина) Наркас Ахметовна (1930г.р.) Когда началась война, она закончила 3й класс. День, когда объявили войну, Наркас апа помнит до сих пор. Она спокойно даже сегодня говорить об этом не может: «Громкий плач до сих пор стоит в ушах».

Наркас Ахметовна вспоминает об учебе в те времена: «Бумаги не было совсем. Писали на полях газет, между строчками и на сохранившихся старых книгах, написанных на арабском языке. Чернила делали из сажи. Учебников не было. Разве что у учителя одна была. Учителя писали на доске. Никаких наглядных пособий. Все подорожало, одно перо для ручки стоило три рубля»15. В 1943 году каждый ученик нашей области получил в среднем по одному перу для ручки, одному карандашу, по семь тетрадей. Но Наркас апа этого не помнит.

Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. В школе работали военруки: после демобилизации Иркабаев Мухаммадулла Мансурович (1919-2009гг.), Шайхрамов Максат Магдиевич. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. Больше всего ученикам тех лет, конечно, запомнились те уроки, на которых говорили о будущей Победе. Все было направлено только на это. С начала войны в жизнь большинства школ вошли регулярные политинформации, на которых учащихся знакомили с обстановкой на фронте, подвиги героев войны и труда, боевые эпизоды, сводки Информбюро.

Радио (в виде черной тарелки) в селе было только у одного человека - Хайруллина Ахмата. Он жил почти в центре села. И новости с фронта узнавали у него. Очень часто проходили школьные линейки, на которых сообщалось положение на фронте. И как только ребята узнавали об освобождении какого-нибудь населенного пункта, радовались, кричали: «Ура!»16

Учителя школы должны были следить за дисциплиной и успеваемостью школьников, организовать ребят на сбор металлолома, полевые работы, знать условия жизни ребят, особенно тех, у кого родители в Красной Армии, детей из эвакуированных семей. Их задачей было «привить учащимся правильный взгляд на трудности, вызванные войной».

Война затормозила осуществление всеобщего обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.

Так, если к началу учебного 1941 года в Тирис-Усмановской школе было 120 учеников, то к концу 66, к осени 1942 года – набрали 120 учеников, учебный год окончили 72, к осени 1943 года – 164, к весне 1944 года осталось около 9617.

Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Но такая позиция была ошибочна: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку»18.

Местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся19. С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста.

Шайдуллина Наркас проучилась еще год, закончила 4 класс и потом с 1942 по 1944 год не училась. Вновь пошла в школу, когда открыли 5 класс. В селе резко увеличилось количество населения, в том числе детей, за счет эвакуированных. В 1944 году 1 сентября в нашем селе разрешили открыть 5-класс, были 2 параллельных класса по 29 и 28 детей. Детей было особенно много за счет того, что за парты 5 класса сели выпускники 4 класса трех лет выпуска 1942-1944 гг. Разрешения сделать школу семилетней добилась делегация наших учителей во главе с учительницей Багаевой Асмой Гимазовной. Осенью 1945 года в 1 класс пошли около 80 детей в две параллели. «Первоклассниками» вместе с семилетками были довольно взрослые дети, те которые в годы войны в силу обстоятельств, не учились или были отсеяны от предыдущих классов20.

С 5 класса преподавались больше предметов, чем в начальных классах. Поэтому и учителей нужно было больше, но их не хватало. Поэтому привлекли эвакуированных. Наркас Ахметовна помнит, одно время учила их Ляла апа, Гулькай апа, Сылу апа, Тимер абый - к сожалению, их фамилии никто не помнит. Текучесть педагогов была высокой: кто-то уходил на фронт или уезжал в освобожденные родные места. Из 17 человек высшее образование имели 2, среднепедагоическое - 6, начальное -221.

Наркас апа впоследствии сама, закончив Белебеевское педагогическое училище, в 1957 году стала учительницей. В ее семье все - брат Саубан и две сестры Сазида и Дина стали учителями.

Шайдуллина Сазида Ахметовна22 (1918г.р.) в 1931-1934 годах училась в родном селе, дальше в Ново-Якуповской школе. В 1937 году поступила в Бугурусланское татаро-башкирское педагогическое училище. С 1940-го года по 1973 год работала учительницей начальных классов в Тирис-Усмановской восьмилетней школе. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Шайдуллин Саубан Ахметович23 (1923 г.р.) с 1949 по 1969 год был директором школы. До этого, проучившись три года в педагогическом училище в Белебее, с 1941 года работал в Тирис-Усмановской школе. Заочно закончил Бугурусланский педагогический институт. Преподавал историю и географию. Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» № 452318 от 7 января 1947 года, медалью «За трудовые отличия» № 735 015 от 7 февраля1954 года. Отличник народного просвещения №190 от 14 октября 1961 года.

Учителя после школы вместе со всеми колхозниками работали в поле. Выполняли ту же работу, что и они: и днем и ночью работали на токах, на поле, ферме. А утром опять в школу. «В годы войны агитаторы проводили большую работу. Нашим агитатором была учительница Багаева Асма Гимазовна. Она не со стороны наблюдала нашу работу, а принимала самое непосредственное участие. Асма апа работала вместе с нами».24



Багаева Асма Гимазовна25 (1913 г.р.) (жена Багаева Афтаха) после окончания Бугурусланского педучилища была направлена в г. Абдулино, где проработала 4 года. Работала в Новоякуповской, Старо-Шалтинской школах, остальные 20 лет работала учительницей начальных классов в Тирис-Усмановской школе. Кроме основной своей работы - учить детей, с 1942 по 1947 год вела агитационную работу в 4 бригаде. Выпускала газеты, где освещала план работы бригады, ее организацию, результаты, показывала передовиков производства. Проводила беседы, знакомила с новостями фронта. «Перед моими глазами до сих пор сидят смертельно уставшие, бледные, влажными от слез глазами, но внимательно меня слушающие женщины-косари. Тогда 1942-43 годах в газетах было мало утешительных новостей»26.

Асма Гимазовна делала все, чтобы как-то облегчить жизнь своих подопечных: сама работала вместе с ними, отбивала пороги райисполкома с просьбой обеспечить общепитом семей с малолетними детьми. Организовывала и сбор средств для фронта. В своих воспоминаниях Асма апа упоминает случай, как они с Гиниятуллиной Назией пешком отнесли подарки в Абдулинский госпиталь и заблудились в буран при возвращении домой.

Асма Гимазовна была удивительно энергичным человеком. В эти тяжелые времена она нашла в себе силы организовать в школе трудовой кружок, драмкружок, выступать с ребятами в художественной самодеятельности и даже проводила «ликбез» среди старшего населения. Уже в послевоенные годы сумела добиться перечисления в нашу школу наглядных пособий на сумму 2300 рублей, чем вызвала вначале гнев, а потом безумную радость директора школы Шайдуллина С.А., когда стало ясно, что все это за счет государства. Кроме чувств восхищения и благодарности что еще могут вызвать учителя тыла? Они сберегли школу, воспитали своих и чужих детей, помогли выстоять нашим односельчанам в годы войны.

4. Вклад учащихся школы в Победу над врагом27

Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет). Детский труд стал необходим.

Мы косили с бабами травы, кашляли от натуги.

И грубели рано наши губы и руки.

Школа не переставала работать. Утром занятия, после обеда – поле. Уже в первую, в условиях войны, уборку урожая в передовики выходили старики, женщины и мальчишки, заменившие на хлебном поле крепких мужчин, ушедших на фронт. Школьники, наравне с взрослыми работали в поле: пололи пшеницу, просо, рожь, картошку. Осенью серпами жали, вязали снопы, возили воду на тележках, запряженных быками.

Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было. В летние каникулы каждому школьнику давали разные задания (работали за трудодни) - собирать в поле колоски, полоть свеклу, капусту, кто постарше, того отправляли на сенокос. Специальных сенокосилок не было, поэтому все сено заготавливали косами, но не сразу получалось это у маленьких детей. Не умеющие даже правильно держать косу мальчишки и девчонки, научились косить. Это сейчас можно вспоминать с улыбкой первые шаги косарей, а те тяжелые времена это было целое испытание для детей. «В первый день на сенокос взяли с собой очень пожилого дедушку Зарифа Сулейманова. Он подготовил наши косы и показал, как правильно отбивать косу. Косили траву, крапиву в оврагах, на долине реки. Кормами для скота наполнили имеющиеся силосные ямы, недостающие ямы вырыли сами женщины и подростки.

Но заготовленных хрупкими руками мальчишек и женщин кормов не хватало перезимовать. Тогда разбирали соломенные крыши сараев для откорма скота. Первые весенние дожди, из-за отсутствия крыш, разрушали саманные стены. До посевной надо было успеть восстановить разрушенные стены, для чего женщины и подростки вынуждены были добывать камень из каменоломни»28.

Зимой и весной школьники собирали и вывозили на поля тонны навоза, золы и птичьего помета, проводили снегозадержание. Подъедет подвода с коробом, в него и высыпали, запасенную заранее с каждого двора золу, которую затем развозили по колхозным полям.

Весной из колхозных амбаров на ручных телегах, мешками на плечах таскали семена для яровизации в школу из-за отсутствия других помещений. Тогда техники было мало, одну единственную полуторку забрали на войну. «Война забрала не только мужчин, но и хороших лошадей. Пришлось дойных коров использовать как тяглую силу. Подростки запрягали коров, они не поддавались, не слушались, больно было видеть как наших коров - кормилиц били кнутами, палками. Как можно было после этого выполнить задание государства по 300 литров молока с дойной коровы? А ведь молоко нужно было и детям. Тогда многодетных семей было много. Например, у Халиуллиной Шамсинур - 6, у Хуснуллиной Фатимы-5, у Ганиевой Минзифы – 6 детей.»29.

Старики сеяли вручную, а за ними мальчишки бороновали на волах. Семена отвозили на расстояние до 6-7 км. на ручных телегах по два рейса в день, а после дождя приходилось нести на плечах. На обработку своих огородов лопатами оставалось только вечернее или ночное время суток.

После посевной для ремонта колхозных сараев делали саманные блоки. Их делали для ремонта или постройки новых животноводческих помещений на суходоле “Айман кул”, а для сараев на окраине села, на долине реки Тирис. Единственные помощники – мужчины это - подростки Мифтахов Мухаматнур и Тимергалиев Ахсан, которые работали на подвозе воды для приготовления глиняно-соломенной смеси под саман.

Обычно сентябрь, октябрь школьники не учились, они работали на колхозных полях, на токах, где машины привозили с полей собранное зерно, а школьники его просушивали.

Кроме колхозных работ нужно было вести и свое хозяйство. Каждый день после работы отправлялись в лес заготавливать корма для скота и дрова. Маленькие дети помогали матерям таскать ручные двухколесные телеги, груженные дровами или ветками.

Остро стояла проблема питания детей. В 1941 году в колхозе уродилась картошка. Всю картошку в колхозные подвалы разместить не успели. Выпал снег. В поле же вырыли ямы и картошку закопали в землю, она там замерзла и сгнила. Это послужило хорошим подспорьем для сохранения жизни жителей нашего села. Её сушили и сделали муку. Даже из соседних сел приходили за этой промерзшей картошкой.

Маленьких детей брали с собой в поле. За работу давали по две ложки овсяной муки. Из дома в маленьких глиняных кувшинах приносили кислое молоко, туда бросали семена лебеды и закапывали в землю. К обеду была готова своеобразная “каша”.

В годы войны государство обложило займом каждую семью по 200 – 300 рублей. Должны были сдать государству 40 кг. мяса, 300 литров молока, картошки. Несмотря на трудности, никто не жаловался, а веря в Победу, трудились изо всех сил. Ни одного дня не прогуливали, свою картошку копали, в самую последнюю очередь, стряхивая снег.

Тогда жили ожиданиями писем из фронта. Отцы тревожились о своих семьях, о детях. Мингазов Сагит писал: «Продай все мои вещи, купи детям поесть и все, что нужно»30. Видно чувствовал, что не вернется.

Дорогие отцы, сыновья и мужья!

Мы в коротком письме вам расскажем о многом.

Пусть летит наше слово в чужие края,

Где шагаете вы по военным дорогам.

…Нам за долгие годы большого труда

Не придётся, родные, краснеть перед вами,

Мы работаем так, боевые друзья,

Чтоб могли вы скорее дойти до Берлина.

Мы даём по две нормы: одну за себя,

А другую за мужа, за брата, за сына. 31

III. Заключение

Война была тяжелым испытанием для всего нашего народа, но с особенно страшной силой она обрушилась на детей. В суровое военное время проблема сохранения детей, сохранения системы обучения стояла как проблема сохранения будущего страны. И решить эту проблему взялись именно учителя.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Под руководством учителей учащиеся области принимали участие в работах по уборке урожая. Только по данным 30 районов, трудились на полях в 1942 г. 4 тыс. учителей и 71,4 тыс. учащихся.32

За четыре года Великой Отечественной войны колхозы и совхозы области сдали государству 124 млн. пудов хлеба, свыше 6,2 млн. пудов мяса и много других сельскохозяйственных продуктов. Причем было сдано мяса государству на 1,4 млн. пудов больше, чем за 4 предвоенных года.

Кроме того, колхозы области сумели оказать большую помощь районам страны, освобожденным от фашистской оккупации. Они отправили туда около 120 тыс. голов скота33. В этих цифрах непременно есть вклад и наших односельчан.

В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что:



  1. В годы войны произошли коренные изменения в системе образования. Пришлось менять процесс обучения и воспитания в школе. Во-первых, учебные планы и программы были приведены в соответствии с требованиями военного времени. Главное место принадлежало идейно-политическому, военно-патриотическому, трудовому воспитанию. Во-вторых, обращается большое внимание на трудовую подготовку учеников.

  2. Несмотря на сложнейшие условия военного времени, развитие школьного образования все же продолжалось. Преодолев трудности начального периода войны, связанные с сокращением материально-технической базы, уменьшением контингента учащихся, изменением состава преподавателей, школа к концу войны восстановила свою деятельность.

  3. Учителя Тирис-Усмановской школы с оружием в руках, проявив свои лучшие качества патриота, гражданина, человека, ценой своей жизни защищали нашу Родину. Из семерых учителей-фронтовиков трое пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. Четверо вернулись, пройдя поистине геройский путь войны, были награждены орденами и медалями.

  4. Советское учительство доблестно трудилось в тылу. Героический труд подростков на колхозных и совхозных полях ярко свидетельствовал о результативности воспитательной работы учителей села.

  5. Село Тирис-Усманово было далеко от линии фронта, но и здесь школьники села внесли свой вклад в Победу: достигнув призывного возраста, часто добровольно уходили на фронт, работали наравне с взрослыми на полях колхоза, вязали варежки, собирали металлолом, поддерживали семьи фронтовиков. Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом.

  6. История села отражается в истории России:

Значимость работы

Тема актуальна для нашего музея: школьная семья должна знать и помнить своих героев-учителей, брать пример со сверстников, показавших себя мужественными в годы тяжелых испытаний.

Продолжается складываться архив материалов по краеведению, который представляет интерес для краеведческого музея школы, района. Материалы, показанные нами, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов, статей.

Новизна работы


  • раскрыты новые неизвестные факты школьной жизни в годы войны;

  • систематизированы данные об учителях фронтовиках и тыловиках.

  • представлен анализ контингента учащихся военных лет Тирис-Усмановской школы.

Рекомендации

Эта работа рекомендуется для всех, кто не равнодушен к судьбе школы. Особенно сельской. В последние годы модным стало проводить реструктуризацию и оптимизацию школ в сельской местности. Ознакомившись с этой работой можно увидеть, что школа жила и в самые трудные дни нашей страны. Наверняка тогда тоже не хватало денег на содержание школ, но школы не закрывались. Наоборот, государство делало все, чтобы они жили и действовали.




Литература


  1. Архив музея МОУ «Тирис-Усмановская СОШ»

  2. Щепкин Т.И. Незабываемые страницы истории. – Омск, 1992.

  3. Футорянский Л. И. Оренбуржье — Великой Победе, Оренбург 1994 г

  4. Воспоминания Мингазовой Сагъдии Мухаммадиевна, записано 1989 год

  5. Воспоминания Багаевой Асмы Гимазовны, записано 1982 год

  6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., История педагогики "Просвещение", Москва, 1982 г.

  7. Воспоминаний Хабибуллиной Н.А., записано 2010 год

  8. Семенов Н.Г. «Оренбуржцы в боях за советскую Родину». Челябинск: Южно-Уральское изд, 1978.

  9. Архив семьи Шайдуллиных, Каменских, Багаевых

  10. Муравцев В.В. Абдулинский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945//Монография. Абдулино, 2002.-С.83

  11. https://kraeved.opck.org



1 Муравцев В.В. Абдулинский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945//Монография. Абдулино, 2002.-С.81

2 Там же С.82

3 Там же С..83

4 Приложение № 1 Коллектив учителей в 1941 году

5 Семенов Н.Г. «Оренбуржцы в боях за советскую Родину». Челябинск: Южно-Уральское изд, 1978.

6 Приложение № 2 Боевой путь 496 полка

7 Приложение № 2 Благодарственное письмо командования

8 Приложение № 3 фотография

9 Приложение № 3 фотография

10 Приложение № 4 Извещение, о том, что Шайдуллин М.М. пропал без вести

11 Перевод с татарского языка Шайдуллиной Х.Г.

12 Приложение № 3 фотография

13 Приложение № 10 Таблица Учительство в Тирис-Усмановской школе в годы войны

14 Приложение №1 Коллектив учителей 1941, 1946 гг

15 Из воспоминаний Хабибуллиной Н.А., записано 2010 г.

16 Из воспоминаний Хабибуллиной Н.А., записано 2010 г.

17 Приложение № 8 диаграмма «Количество учащихся ТирисУсмановской школы в годы войны»

18 https://kraeved.opck.org

19 Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г.

20 Приложение № 8 Диаграмма «Количество учащихся в Тирис-Усмановской школе»

21 Приложение №9 Диаграмма «уровень образования учителей Тирис-Усмановской школы

22 Приложение № 5 фотография

23 Приложение №5 фотография

24 Из воспоминаний Мингазовой С.М.

25 Приложение № 5 фотография

26 Из воспоминаний Багаевой Асмы Гимазовны, записано 1982г.

27 Приложение №7 фотография

28 Из воспоминаний Мингазовой Сагъдии., записано 1989 г.

29 Из воспоминаний Мингазовой Сагъдии, записано 1989 г.

30 Из воспоминаний Мингазовой Сагъдии, записано 1989 г.

31 Щепкин Т.И. Незабываемые страницы истории. – Омск, 1992.

32 Футорянский Л. И. Оренбуржье — великой Победе, Оренбург 1994 г

33 https://kraeved.opck.org


Секция краеведение Название работы «Тирис-Усмановская школа в годы Великой Отечественной войны»

Школа в годы Великой Отечественной войны

237.42kb.

13 10 2014
1 стр.


Моей работы «Моя родная станица в годы Великой отечественной войны и оккупации»

Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945. Рассекреченные документы. Хроника событий. Книга вторая часть

361.57kb.

04 09 2014
4 стр.


Конспект урока советский тыл в годы Великой Отечественной войны фио (полностью) Ерохина Ольга Викторовна

«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»,пятый урок в главе III «ссср в Великой Отечественной войне»

59.85kb.

14 10 2014
1 стр.


Научно-промышленный комплекс Московской области в годы Великой Отечественной войны

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны научно-промышленный потенциал Подмосковья работал с напряжением всех сил, приближая победу

73.62kb.

28 09 2014
1 стр.


Тихвин в годы великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны тревожно звучало слово "Тихвин" в сводках Совинформбюро

44.53kb.

13 10 2014
1 стр.


И. папуш греки приазовья в годы великой отечественной войны 1941-1945 гг

Спонсорами по изданию исторической справки-книги "Греки Приазовья в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг." являются К. Н. Козмириди генеральный директор ао "Пожзащита"

399.4kb.

08 10 2014
3 стр.


Ученые-химики в годы Великой Отечественной войны

Ознакомить учащихся с вкладом ученых химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне

139.56kb.

15 12 2014
1 стр.


Сочинение. Подвиг человека на войне. Ученицы 8 «Б» класса Коноваловой Анны 2008 г. Победа сладка, говорят

Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны – это тема, волнующая нас и сегодня. Годы Отечественной войны не забудутся никогда

55.67kb.

12 10 2014
1 стр.