EXCELSIOR – 2012
Секция Языкознание. Русский язык
Парцелляция как средство выразительности современного синтаксиса
Романова Надежда, МБОУ «Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района, 11 класс
Научный руководитель: Васильева Инна Аркадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района
Введение
Сейчас я учусь в одиннадцатом классе. Впереди – выпускные экзамены. Как же их сдать успешно? Ведь требования к выпускнику школы с каждым годом растут. В задании В8 вариантов ЕГЭ по русскому языку дается фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом отрывке рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Ученику на месте пропусков нужно вставить цифры, соответствующие номеру выразительного средства из списка, среди которых часто можно встретить слово «парцелляция». Что же означает этот термин? Когда он появился в языкознании? Где и как часто используется это средство выразительности? Эти вопросы меня заинтересовали. Поэтому я выбрала тему «Парцелляция как средство выразительности современного синтаксиса». На мой взгляд, эта проблема не просто важная и актуальная, но и не до конца изученная.
Анализ учебно-методического пособия Н. А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012» показывает, что из 30 данных вариантов этот термин в задании В8 встречается в следующих: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 30 – только в шести не представлена парцелляция, что говорит о частоте использования этого выразительного средства.
Проведенный мною в классе эксперимент показал, что уровень решаемости задания В8 составляет 40 %. 60% одноклассников испытывают затруднения в выполнении этого задания.
Рис. 1. Решаемость задания В8 учащимися 11 класса.
Цель моей работы – исследовать грамматические особенности, стилистические функции и текстообразующую роль парцеллированных конструкций как современ-ного средства синтаксической выразительности. Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для более качественной подготовки старшеклассников к ЕГЭ необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи.
Для решения названной цели поставила следующие задачи:
1) изучить структурные особенности парцеллированных конструкций;
2) выявить суть парцелляции как средства выразительности в русском языке;
3) рассмотреть случаи различного употребления данных конструкций.
В своей работе я использовала следующие методы:
1) метод изучения научной и энциклопедической, справочной литературы по теме; 2) метод эксперимента; 3) метод анализа; 4) метод наблюдения.
Понятно, что большого моего личного вклада в решение данной проблемы и нет. Но, я считаю, изучение литературы по теме, наблюдение, эксперимент, чтение книг, умение классифицировать свои мысли, попытка найти ответ на поставленный вопрос, осознание важности всего выше указанного – большой шаг в изучении парцелляции.
Парцелляция – средство синтаксической выразительности
Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложений и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств синтак-сической выразительности.
Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В. В. Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной вырази-тельности». Идеи В. В. Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцел-
ляция.
Значение термина «парцелляция» и появление ее в КИМах
Что такое парцелляция? Для того чтобы определить значение этого термина, я изучила разные источники. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова эта словарная статья отсутствует. Словарь лингвистических терминов дает такое определение: «Парцелляция (восходит к франц. parcelle, от лат. Particula – частица) – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы». В Большом Энциклопедическом словаре «Парцелляция (лит.) – экспрессивный синтаксический прием письменного литератур-ного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графи-чески выделенные как самостоятельные предложения».
Впервые в КИМах парцелляция заявила о себе в 2002 г. без объяснения термина. В варианте 58 задание В2 звучало так: «Из предложения 4-8 выпишите подчинительный союз»: 4. Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости. 5. Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! 6 .Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! 7.В походе, а не в бою! 8. Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
Учащиеся привыкли искать союз в сложноподчиненном предложении. Союзное слово где (не подчинительный союз!) соединяет придаточные. А ответ находится в 8 (парцеллированном) предложении.
Сам термин появился лишь в следующем году. (Демонстрационный вариант 2 – 2003 г.): Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях 1 – 4? Укажите их номера. Из 8 терминов шестое выводит на парцелляцию:
Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой. С этого года парцелляция закрепилась в КИМах
.
Виды парцелляций
В учебно-методическом пособии Н. А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», как уже было отмечено, во многих вариантах встречается парцелляция. Анализ КИМов показывает, что любой член предложения может оказаться парцеллированным: подлежащее – И вырастала привычка. Замечательная привычка, сделавшаяся моей «подругой» на всю долгую жизнь. («Секрет образованности»,
М. Шагинян) – вариант 12; сказуемое –
Божья тварь, рожденная в назидание нам – чтобы радовать человека. Учить его радости бытия, блаженству каждого мгновения. ( «Божья тварь», М. Лобанов) – вариант 10; дополнение –
Вспомните, что, когда вы женились, вы обещали, что у вас всего будет поровну. И хорошего, и плохого. И счастливого, и несчастливого. И трудностей. И радостей. ( «Письмо другу», Д. Беличенко) – вариант 2; обстоятельство –
Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. (Е. Пермяк) – вариант 13; определение –
Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная. (Е. Пермяк)
– вариант 13.
В рамках ЕГЭ представлены следующие виды парцелляции: 1) расчленяется сложное предложение; 2) член предложения в ряду однородных; 3) простое распространенное предложение; 4) предложение с осложненной конструкцией.
Употребление парцелляций в художественной литературе
Как часто употребляется парцелляция в художественной литературе? Для анализа я взяла произведения нескольких авторов. В главах «Любани», «Спасская Полесть», «Пешки» «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева ни разу не встретилась парцелляция. Не встретила этого приёма и в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница», в рассказе М. А. Шолохова «Родинка». Всего один раз использовал парцелляцию М. М. Зощенко в рассказе «Монтёр»: «Дело это произошло в Саратове или в Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана. В городском театре». Таким образом, в произведениях писателей 18, 19 веков, начала 20 века этот приём совсем не встречается или встречается очень редко.
Анализ рассказов В. Шукшина показывает, что писатель в своих рассказах часто использует парцелляцию. Вот примеры: 1) Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. 2) Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался. (Рассказ «Чудик»). 1) Это тоже... долдонство: непременно валандаться с секретаршами. Убогость это, неуклюжесть. Примитивность. (Рассказ «Мнение»). 1) Я мы под опоры пойду рыть. На тридцать седьмой километр. 2) Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек. (Рассказ «Ноль-ноль целых»). 1) Работу свою ценил, не стыдился, что он, здоровый, пятидесятилетний, носит письма и газетки. Да пенсию старикам. (Рассказ «Непротивленец Макар Жеребцов»). 1) Дед Нечай опять заплакал. Громко. 2) Мы всегда так: живет человек – вроде так и надо. А помрет – жалко. (Рассказ «Горе»).
Таким образом, широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи.
Употребление парцелляций в средствах массовой информации
Употребляется ли парцелляция в средствах массовой информации? Для этого изучила газету «Советская Чувашия». В каждом номере можно найти парцели-рованные конструкции: Хотелось бы здесь, в Чувашии, иметь тренеров, прошедших австрийскую и американскую школы. Или же методики, которые обеспечат подготовку на столь же высоком уровне. (2012, 28 января) При акционировании завода его должны были передать на баланс муниципалитета. Однако не передали. (2012, 31 января) Всегда сам принимал решения. Обдумывал и принимал. Только сам.
(2012. 25 января) Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. (2012, 24 января).
Таким образом, парцелляция – явление, широко распространенное в современ-ной печати, – связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи. Группы слов, оторванные от базового предложения, приобретают самостоя-тельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении.
Заключение
К какому же мнению я пришла в результате исследовательской работы? Выводы получились следующие: 1) Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки. 2) С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл. 3) Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
Какова же практическая значимость моей работы? Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках русского языка и литературы, на консультациях при подготовке к ЕГЭ. Я надеюсь, что ученики, познакомившись с этой работой, задума-ются над тем, что парцелляция – это средство выразительности современного синтак-сиса и легко научатся выделять его среди других языковых средств.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997. – 800 с.
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
3. Сенина, Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 524 с.