Перейти на главную страницу
сообщение подготовила
учитель начальных классов
Кокуркина Л.Л.
2011г.
Содержание
Введение
Динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Это всё очень сильно повлияло на современную семью: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей: разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей): изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности отечественной культуры.
В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик современной семьи, механизмов взаимодействия членов семьи.
Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях.
Интересы современной семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы.
Семья как субъект воспитания.
I.I Понятие семьи.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля).
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья. Род, семья были средоточием жизни человека. Обширная общеславянская терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. Наиболее употребительными в славянских летописях являются термины брат, отец, сын, муж, жена, сестра, мать, отрок, дитя (дѣтя), чадо и т.п., то есть слова, характеризующие два наиболее близких поколения, объединенных кровно-родственными связями. Остальные термины родства представлены в летописях значительно реже. При этом термины, обозначающие лиц-родственников мужского пола, употребляются примерно в два раза чаще, чем соответствующие термины, обозначающие лиц женского пола.
Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Только мужчина являлся полноправным членом семьи, рода; женщина, как и дети, рассматривалась как существо подневольное, подвластное мужчине.
В славянских семьях в историческую эпоху обычно царили деспотические порядки. Все домочадцы находились в полном подчинении главы дома. В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, которое состояло в систематических побоях. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет».
В славянских семьях существовала как моногамия, так и полигамия. Существование у влиятельных лиц гаремов было обычным в дохристианской Руси. Примером может служить гарем Владимира Святославича, в котором были не только жены, но и наложницы. Однако и по принятии христианства эта традиция не изживает себя сразу, и еще во времена Алексея Михайловича известны случаи полигамии.
Условно началом процесса «реформирования» семейно-брачных отношений можно считать конец X века, когда государство и церковь после принятия христианства на Руси пытались реорганизовать все сферы жизнедеятельности языческой семьи. Этот процесс занял не одно столетие, в результате сформировалась основа для будущего развития классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности.
Ограничив, а потом и вовсе запретив наложничество, прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными и свидетельствовали об автономности брачного и сексуального поведения), церковь ввела новую модель сексуально-брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья - результат христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. В сознании человека постепенно внедрялась идея, согласно которой супружество есть начало и конец жизни, христианский брак в православии является одним из семи таинств, соединяющих мужчину и женщину на всю жизнь, поэтому не может быть расторгнут.
Единство брачного, сексуального и репродуктивного поведения - одна из основных характеристик традиционной патриархальной семьи. Эта характеристика - исторически сложившаяся форма, результат усилий церкви. Но семья, являющаяся мощнейшим транслятором языческих норм и ценностей, из поколения в поколение передавала представления о браке как об акте гражданском. Народ долго не принимал новых требований по отношению к браку. «Эти противоположные начала породили многовековую борьбу народных представлений о семье и браке с церковными требованиями относительно условий действительности браков и формы их заключения».
Исторические исследования Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова, В.О. Ключевского и др. свидетельствуют, что при многовековой стабильности русской семьи, традиционную семейную жизнь трудно оценивать как счастливую, в ней латентно существовали разводы и гражданские браки, многоженство, сиротство, а роль женщины в ней была весьма драматична.
Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси свидетельствует, что процесс трансформации славянской языческой родовой семьи в моногамно- патриархальную модель занимает почти восемь столетий. Языческая семья была полигамна, в ней существовали разводы, многоженство, прелюбодеяния, сожжение жены при похоронах мужа и др. Многие народные традиции приобрели силу, ассимилировав ценности православия. Поэтому вырывать из контекста истории традиции русского фольклора было бы некорректно.
Изменение брачных отношений от экзогамии к моногамии привело к запрещению (табу) внутриродовых браков, что способствовало укреплению первых общечеловеческих моральных норм, регулировавших поведение взрослых и детей. В VIII - IX веках совершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, не вступивших в брак, и ставшей первичным производственным коллективом и основным типом семейной организации в Древней Руси. Малая семья и соседская община явились первыми элементами зарождавшегося феодального общества.
В малой семье усилилось чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, укрепились новые оценочные категории - авторитет родителей, честь семьи, чувство супружеского долга, уважение к старости.
Издавна на Руси человек без семьи считался обиженным Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо и естественно, как трудиться. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Ругань, зависть, своекорыстие считались грехом. Сварливость и неуживчивость рассматривались как наказание судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
В народной педагогике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное и стремление каждую область жизни использовать в воспитательных целях. Задачи реализовывались через национально-исторические механизмы воспитания и самовоспитания людей. Процесс воспитания, в том числе и семейный, сопровождался расширением набора различных воспитательных средств и связан с педагогизацией условий жизни человека и коллектива. Его характеризуют ненавязчивые методы воспитания, особенно воспитание в процессе труда, участие в семейных делах с малых лет. Слово матери и отца даже для взрослых детей было законом. В воспитание детей вкладывалась душа. Об этом свидетельствуют и пословицы, содержание которых соответствовало тем или иным этапам развития культуры наших предков, которые в поэтических формулах отразили вопросы воспитания детей в семье, отношение родителей к воспитанию, взаимоотношения родителей и детей, то есть определённый уровень психолого-педагогической культуры семьи. («Кто красен дочерьми да сыновьями, в почёте тот, в благодати»). Арсенал воспитательных средств был достаточно многообразным: живой пример старших, игры, нравоучительные беседы, книги и т.д.
До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.
Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних — только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин.
Вместе с тем до выхода замуж женщина могла стать наследницей имущества отца, а после смерти мужа, если у нее были дети, становилась главой семейства, вела дела и пользовалась уважением. Иногда, видимо, женщина и сама могла стать настоящим деспотом в семье.
Ребенок занимал в семье подчиненное положение.
Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы. На сегодняшний день учёным пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций, их иерархия.
Сфера семейной деятельности |
Общественные функции |
Индивидуальные функции |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода |
Воспитательная |
Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. |
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Хозяйственно-бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, уход за престарелыми. |
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. |
Получение материальных средств одними членами семьи нетрудоспособности от других (в случае или в обмен за услуги). |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей. |
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи. |
Сфера духовного общения |
Развитие личности членов семьи |
Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза. |
Социально-статусная |
Предоставление определённого социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры. |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. |
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов. |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. |
Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. |
сексуальная |
Сексуальный контроль. |
Удовлетворение сексуальных потребностей. |
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
Семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Нарушение семейных отношений ведёт к невыполнению этих функций, происходит их смещение вплоть до искажения. При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряжённость и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.
Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);
с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи (конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные и кризисные. Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Внешние социальные проблемы.
В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие:
«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда
портится у него и голова, и сердце, и нравственность».
К.Д. Ушинский
Одной из многочисленных функций семьи является досуговая функция. Она проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компаниями являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературной и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.
Досуг-это часть внерабочего времени ,которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей.
Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.
Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Изменения, произошедшие в сфере досуга, информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число новых газет и журналов, радиостанции и телевизионных каналов, отрываются новые театры.
Согласно проведенным социологическим исследованиям, суточный фонд досугового времени на одного человека составляет в городе около 4-5 часов в день (в неделю-28-35 часов), на селе меньше. Однако эти средние показатели неодинаковы у различных категорий населения.
Определенные различия в проведении досуга определяются возрастом, семейным положением, профессией, полом, возрастом и т.д.
В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия. Первый – объём свободного времени, отводимого на семейный досуг. Второй критерий – Содержание досуга. Оба показателя определяются уровнем развития духовного мира родителей, финансовыми возможностями семьи, а так же всем укладом жизни.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи.
Досуговая деятельность является важным фактором в преодолении прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутренних конфликтов, восстановление дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых организаций семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.
Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22% опрошенных удовлетворенны тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широкий спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т. д. особенно удручающе данные о посещении концертов, выставок, театров: почти или никогда их не посещают29% опрошенных семей, посещают один-два раза в полгода 39%.
Высок процент женщин, никогда не посещающих клубные учреждения. Более половины опрошенных не занимаются физической культурой и спортом. Свободное время в основном тратиться на домашние дела.
Известно, что духовная культура супругов выступает как гуманистическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследование конкретных реалий выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обедненности семьи. 20-25%младших школьников и лишь 2% старшеклассников общаются с родителями на тему искусства. Уходит из семьи по своей воспитательной, развивающей по своей роли традиций - чтение в слух. Лишь в одной из десяти опрошенных семей родители вместе с детьми читают книги в слух, обсуждают прочитанное. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины - работницы, а также мужчины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверенность в том, что эстетическое воспитание - дело общественных институтов ( эту мысль в большей мере высказывают мужчины), слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные физические и психологические перегрузки женщин выливаются в психологический дискомфорт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. По данным социологов, лишь 31% опрошенных оценивают свои взаимоотношения в семье как счастливые. В каждой шестой городской семье ссоры происходят раз в неделю, стали привычным фоном супружеских отношений. Один из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, являются нормальные семейные отношения.
Социологами, педагогами, криминалистами установлено, что многие семьи служат источником криминогенной обстановки. Бездуховнность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвенью материнского и отцовского долга, пьянству, наркоманию и как результат- к умственной и физической патологии детей.
Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено созданий условий для самообразования, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.
Вот почему один из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально- бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей.
Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие воспитательной функции является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.
Культурно - досуговая деятельность сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определённых семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.
Формы работы с семьей:
На основе изученного материала можно сказать, что, семья - это основа развития культуры и государства в целом. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.
Развитие и существенные изменения (ценности, взгляды, отношение к досугу, как к форме отдыха) внутри семьи привели к значительным изменениям самой страны и народа в целом. Изменились не только взгляды, но и цели и желания людей, состоящих в браке или готовящихся вступить. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Список литературы
1 Костомаров Н.И. Русские нравы.-М.,1995.
2 Носкова А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси// Вестник МГУ. Серия Социология и политология.-2002.-№1.
3 Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию // Антология тендерной теории. - Минск, 2000.
Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности отечественной культуры
01 09 2014
1 стр.
За неделю до мероприятия проводится мини-родительское собрание, на котором учитель об'ясняет родителям цель данного мероприятия, раздаёт план работы для каждой семьи
08 10 2014
1 стр.
Что требуется от семьи; семья многих поколений как тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества 9
09 10 2014
14 стр.
И отрадно, что возрождаются такие чудесные праздники, как праздник «Семьи, любви и верности». И конечно на праздник были приглашены семьи тех, кто прожил в любви и верности долгую
16 12 2014
1 стр.
Семья одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и
15 12 2014
1 стр.
Целью освоения дисциплины является формирование у будущего специалиста системы знаний в теоретической и практической областях социологии семьи, основных исследований молодой семьи
04 09 2014
1 стр.
Семья это одна из первых форм объединения, сближения людей. Проблемы семьи интересовали и тревожили человечество всегда, как во времена Л. Н. Толстого, так и в наше время. А сейчас
08 10 2014
1 стр.
Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания
11 10 2014
1 стр.