Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МС(К)ОУ "школа №155"

Выступление на методическом объединении начальных классов

тема:

"Семья. Досуг семьи."

сообщение подготовила

учитель начальных классов

Кокуркина Л.Л.

2011г.

Содержание

Введение


  1. Семья как субъект воспитания.

I.I. Понятие семьи

I.2. История возникновения семьи в России

I.3. Типы семьи

I.4. Функции семьи

I.5. Внутренние и внешние противоречия и конфликты в семье

2. Организация семейного досуга.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Это всё очень сильно повлияло на современную семью: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей: разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей): изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности отечественной культуры.

В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик современной семьи, механизмов взаимодействия членов семьи.

Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях.

Интересы современной семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы.

Семья как субъект воспитания.

I.I Понятие семьи.

Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля).

Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья. Род, семья были средоточием жизни человека. Обширная общеславянская терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. Наиболее употребительными в славянских летописях являются термины брат, отец, сын, муж, жена, сестра, мать, отрок, дитя (дѣтя), чадо и т.п., то есть слова, характеризующие два наиболее близких поколения, объединенных кровно-родственными связями. Остальные термины родства представлены в летописях значительно реже. При этом термины, обозначающие лиц-родственников мужского пола, употребляются примерно в два раза чаще, чем соответствующие термины, обозначающие лиц женского пола.

Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Только мужчина являлся полноправным членом семьи, рода; женщина, как и дети, рассматривалась как существо подневольное, подвластное мужчине.



I.2 История возникновения семьи в России

В славянских семьях в историческую эпоху обычно царили деспотические порядки. Все домочадцы находились в полном подчинении главы дома. В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, которое состояло в систематических побоях. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет».

В славянских семьях существовала как моногамия, так и полигамия. Существование у влиятельных лиц гаремов было обычным в дохристианской Руси. Примером может служить гарем Владимира Святославича, в котором были не только жены, но и наложницы. Однако и по принятии христианства эта традиция не изживает себя сразу, и еще во времена Алексея Михайловича известны случаи полигамии.

Условно началом процесса «реформирования» семейно-брачных отношений можно считать конец X века, когда государство и церковь после принятия христианства на Руси пытались реорганизовать все сферы жизнедеятельности языческой семьи. Этот процесс занял не одно столетие, в результате сформировалась основа для будущего развития классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности.

Ограничив, а потом и вовсе запретив наложничество, прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными и свидетельствовали об автономности брачного и сексуального поведения), церковь ввела новую модель сексуально-брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья - результат христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. В сознании человека постепенно внедрялась идея, согласно которой супружество есть начало и конец жизни, христианский брак в православии является одним из семи таинств, соединяющих мужчину и женщину на всю жизнь, поэтому не может быть расторгнут.

Единство брачного, сексуального и репродуктивного поведения - одна из основных характеристик традиционной патриархальной семьи. Эта характеристика - исторически сложившаяся форма, результат усилий церкви. Но семья, являющаяся мощнейшим транслятором языческих норм и ценностей, из поколения в поколение передавала представления о браке как об акте гражданском. Народ долго не принимал новых требований по отношению к браку. «Эти противоположные начала породили многовековую борьбу народных представлений о семье и браке с церковными требованиями относительно условий действительности браков и формы их заключения».

Исторические исследования Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова, В.О. Ключевского и др. свидетельствуют, что при многовековой стабильности русской семьи, традиционную семейную жизнь трудно оценивать как счастливую, в ней латентно существовали разводы и гражданские браки, многоженство, сиротство, а роль женщины в ней была весьма драматична.

Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси свидетельствует, что процесс трансформации славянской языческой родовой семьи в моногамно- патриархальную модель занимает почти восемь столетий. Языческая семья была полигамна, в ней существовали разводы, многоженство, прелюбодеяния, сожжение жены при похоронах мужа и др. Многие народные традиции приобрели силу, ассимилировав ценности православия. Поэтому вырывать из контекста истории традиции русского фольклора было бы некорректно.

Изменение брачных отношений от экзогамии к моногамии привело к запрещению (табу) внутриродовых браков, что способствовало укреплению первых общечеловеческих моральных норм, регулировавших поведение взрослых и детей. В VIII - IX веках совершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, не вступивших в брак, и ставшей первичным производственным коллективом и основным типом семейной организации в Древней Руси. Малая семья и соседская община явились первыми элементами зарождавшегося феодального общества.

В малой семье усилилось чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, укрепились новые оценочные категории - авторитет родителей, честь семьи, чувство супружеского долга, уважение к старости.

Издавна на Руси человек без семьи считался обиженным Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо и естественно, как трудиться. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Ругань, зависть, своекорыстие считались грехом. Сварливость и неуживчивость рассматривались как наказание судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.

В народной педагогике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное и стремление каждую область жизни использовать в воспитательных целях. Задачи реализовывались через национально-исторические механизмы воспитания и самовоспитания людей. Процесс воспитания, в том числе и семейный, сопровождался расширением набора различных воспитательных средств и связан с педагогизацией условий жизни человека и коллектива. Его характеризуют ненавязчивые методы воспитания, особенно воспитание в процессе труда, участие в семейных делах с малых лет. Слово матери и отца даже для взрослых детей было законом. В воспитание детей вкладывалась душа. Об этом свидетельствуют и пословицы, содержание которых соответствовало тем или иным этапам развития культуры наших предков, которые в поэтических формулах отразили вопросы воспитания детей в семье, отношение родителей к воспитанию, взаимоотношения родителей и детей, то есть определённый уровень психолого-педагогической культуры семьи. («Кто красен дочерьми да сыновьями, в почёте тот, в благодати»). Арсенал воспитательных средств был достаточно многообразным: живой пример старших, игры, нравоучительные беседы, книги и т.д.

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.

Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних — только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин.

Вместе с тем до выхода замуж женщина могла стать наследницей имущества отца, а после смерти мужа, если у нее были дети, становилась главой семейства, вела дела и пользовалась уважением. Иногда, видимо, женщина и сама могла стать настоящим деспотом в семье.

Ребенок занимал в семье подчиненное положение.



I.3 Типы семьи

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы. На сегодняшний день учёным пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей.



Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

  1. По родственной структуре:

  • Нуклеарная семья (англ. nuclear family) — семья, состоящая из одной брачной пары с детьми.

  • Неполная семья – один из родителей отсутствует (выделяют материнские и отцовские неполные семьи).

  • Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

2)По количеству детей в семье:

  • Бездетная (инфертильная).

  • Малодетная семья — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

  • среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики).

  • многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

  1. В зависимости от форм брака:

  • Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

  • Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров (Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.)

  1. По географическому положению:

  • Городская.

  • Сельская.

  • Отдалённая (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).

  1. По однородности социального состава:

  • Социально гомогенные (имеется схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов).

  • Социально гетерогенные (объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации).

  1. По семейному стажу:

  • Молодожёны.

  • Молодая семья, ждущая ребёнка.

  • Семья среднего супружеского возраста.

  • Старший супружеский возраст.

  • Пожилые супружеские пары.

  1. По типу главенства:

  • Авторитарная семья (беспрекословное подчинение одному из членов семьи).

  • Демократическая семья (основана на взаимном уважении членов семьи, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни).

  1. По характеру проведения досуга:

  • Семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры).

  • Семьи закрытые (ориентированные на внутрисемейный отдых).

  1. По характеру распределения домашних обязанностей:

  • Традиционные семьи (обязанности в основном выполняет женщина).

  • Коллективистские семьи (обязанности выполняются совместно или по очереди).

  1. По качеству отношений и атмосфере в семье:

  • И друг друга, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы).

  • Устойчивая (практически имеет те же особенности, что и благополучные семьи).

  • Педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдаётся физическому состоянию самочувствию ребёнка).

  • Нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворённости обоих супругов семейной жизнью, что приводит к непредсказуемости поведения).

  • Дезорганизованная семья (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества, внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет).

  • Социально-неблагополучная семья (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя).

  • Проблемная семья (отсутствие взаимности, неумение сотрудничать).

  • Конфликтная семья (наличие психологической несовместимости).

  • Распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, но члены семьи продолжают жить вместе, что считается психотравмирующим источником для ребёнка из-за длительной стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности).

  • Распавшаяся семья (Кто-то из членов семьи живёт отдельно, но продолжает исполнять часть функций).

  1. В зависимости от места человека в семье:

  • Родительская — это семья, в которой человек рождается.

  • Репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам.

  1. В зависимости от проживания семьи:

  • Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

  • Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

  • Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

  • Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

I.4 Функции семьи

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций, их иерархия.



Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода

Воспитательная

Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества.

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, уход за престарелыми.

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Получение материальных средств одними членами семьи нетрудоспособности от других (в случае или в обмен за услуги).

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей.

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры.

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

сексуальная

Сексуальный контроль.

Удовлетворение сексуальных потребностей.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).



I.5 Внутренние и внешние противоречия и конфликты в семье.

Семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Нарушение семейных отношений ведёт к невыполнению этих функций, происходит их смещение вплоть до искажения. При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряжённость и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.



Внутренние противоречия и конфликты.

Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);

с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные и кризисные. Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Внешние социальные проблемы.

В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие:



  • Жилищная проблема. С переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семейных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения конфликта.

  • Финансово-экономические проблемы испытывают почти все население, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, на семьях с детьми. Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рационально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача пособий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям, проживающим на их территории.

  • Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Женская безработица - это путь разрешения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицы на здоровье и социально-психическое самочувствие людей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для сочетания семейных и деловых обязанностей.

  • Проблема планирования семьи. Сегодня социально-экономические условия кардинально изменились, и установка на многодетность уходит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности. Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Обеспечение возможностей для планирования семьи - одна из первейших предпосылок для формирования цивилизованного общества.

  • Внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот - т.е. детей, попавших на попечение государства при живых родителях или хотя бы одном из них. Осознанные миром проблемы инициируют серьезные исследовательские и технологические программы, направленные на предупреждение семейной агрессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга - здесь и неодобрительная реакция общественного мнения, и финансовая зависимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей.

Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В современной России это распространенные категории семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление психических расстройств у членов семьи. Так же это может привести к распаду семьи.

Организация семейного досуга.

«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда

портится у него и голова, и сердце, и нравственность».

К.Д. Ушинский

Одной из многочисленных функций семьи является досуговая функция. Она проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компаниями являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературной и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.

Досуг-это часть внерабочего времени ,которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.


  1. К первой из них относятся учеба и самообразование. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг и периодики, просмотр телепередач.

  2. Ко второй группе в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях культуры и спортивных организациях) занятия и увлечения. Традиционные (коллекционирование, занятия хореографией ,поэзией , живописью, фотографией, физкультурой и спортом, туризмом),современные направления, компьютерные клубы, объединения роллеров.

Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха: игровых залах, клубах, кафе). Всего ученые насчитывают до 300 форм проведения друга.

Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Изменения, произошедшие в сфере досуга, информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число новых газет и журналов, радиостанции и телевизионных каналов, отрываются новые театры.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, суточный фонд досугового времени на одного человека составляет в городе около 4-5 часов в день (в неделю-28-35 часов), на селе меньше. Однако эти средние показатели неодинаковы у различных категорий населения.

Определенные различия в проведении досуга определяются возрастом, семейным положением, профессией, полом, возрастом и т.д.

В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия. Первый – объём свободного времени, отводимого на семейный досуг. Второй критерий – Содержание досуга. Оба показателя определяются уровнем развития духовного мира родителей, финансовыми возможностями семьи, а так же всем укладом жизни.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи.

Досуговая деятельность является важным фактором в преодолении прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутренних конфликтов, восстановление дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых организаций семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.

Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22% опрошенных удовлетворенны тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широкий спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т. д. особенно удручающе данные о посещении концертов, выставок, театров: почти или никогда их не посещают29% опрошенных семей, посещают один-два раза в полгода 39%.

Высок процент женщин, никогда не посещающих клубные учреждения. Более половины опрошенных не занимаются физической культурой и спортом. Свободное время в основном тратиться на домашние дела.

Известно, что духовная культура супругов выступает как гуманистическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследование конкретных реалий выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обедненности семьи. 20-25%младших школьников и лишь 2% старшеклассников общаются с родителями на тему искусства. Уходит из семьи по своей воспитательной, развивающей по своей роли традиций - чтение в слух. Лишь в одной из десяти опрошенных семей родители вместе с детьми читают книги в слух, обсуждают прочитанное. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины - работницы, а также мужчины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверенность в том, что эстетическое воспитание - дело общественных институтов ( эту мысль в большей мере высказывают мужчины), слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные физические и психологические перегрузки женщин выливаются в психологический дискомфорт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. По данным социологов, лишь 31% опрошенных оценивают свои взаимоотношения в семье как счастливые. В каждой шестой городской семье ссоры происходят раз в неделю, стали привычным фоном супружеских отношений. Один из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, являются нормальные семейные отношения.

Социологами, педагогами, криминалистами установлено, что многие семьи служат источником криминогенной обстановки. Бездуховнность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвенью материнского и отцовского долга, пьянству, наркоманию и как результат- к умственной и физической патологии детей.

Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено созданий условий для самообразования, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.

Вот почему один из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально- бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие воспитательной функции является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.

Культурно - досуговая деятельность сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определённых семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.

Формы работы с семьей:


  • Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

  • Игровые досуговые мероприятия - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

  • Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

  • Спортивный семейный отдых

  • Семейные сеансы в кинотеатрах

  • Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

  • Совместное посещение концертов и массовых праздников

  • Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.


Заключение

На основе изученного материала можно сказать, что, семья - это основа развития культуры и государства в целом. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.

Развитие и существенные изменения (ценности, взгляды, отношение к досугу, как к форме отдыха) внутри семьи привели к значительным изменениям самой страны и народа в целом. Изменились не только взгляды, но и цели и желания людей, состоящих в браке или готовящихся вступить. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Список литературы

1 Костомаров Н.И. Русские нравы.-М.,1995.

2 Носкова А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси// Вестник МГУ. Серия Социология и политология.-2002.-№1.

3 Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию // Антология тендерной теории. - Минск, 2000.



4 Носкова А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси. «Социология и политология». 2002. №1.

5 Целуйко В.М. Психология современной семьи. Москва, 2004.

Семья. Досуг семьи

Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности отечественной культуры

245.44kb.

01 09 2014
1 стр.


Для каждой семьи. Каждая семья готовит рассказ о себе по плану: Мы-семья

За неделю до мероприятия проводится мини-родительское собрание, на котором учитель об'ясняет родителям цель данного мероприятия, раздаёт план работы для каждой семьи

88.36kb.

08 10 2014
1 стр.


К вопросу о выработке государственной политики поддержки института семьи в процессе общественного развития

Что требуется от семьи; семья многих поколений как тип семьи, лежащий в основе бескризисного развития общества 9

1906.32kb.

09 10 2014
14 стр.


Чтобы каждая семья была счастливой. В рамках общенациональной программы «В кругу семьи»

И отрадно, что возрождаются такие чудесные праздники, как праздник «Семьи, любви и верности». И конечно на праздник были приглашены семьи тех, кто прожил в любви и верности долгую

26.8kb.

16 12 2014
1 стр.


Тема. Семья – ячейка общества. Цель: характеристика семьи как ячейки общества. Задачи

Семья одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и

100.93kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочей программы «Молодая семья – объект молодежной политики»

Целью освоения дисциплины является формирование у будущего специалиста системы знаний в теоретической и практической областях социологии семьи, основных исследований молодой семьи

18.37kb.

04 09 2014
1 стр.


«Крепкая семья – основа государственности». «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" и её современность

Семья это одна из первых форм объединения, сближения людей. Проблемы семьи интересовали и тревожили человечество всегда, как во времена Л. Н. Толстого, так и в наше время. А сейчас

49.22kb.

08 10 2014
1 стр.


«Христианская семья»

Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания

114.62kb.

11 10 2014
1 стр.